Высокое октановое число чем грозит

Почему нельзя заправляться бензином с «неправильным» для двигателя октановым числом?

На заправках виды бензина маркируются цифрами: 92, 95, 98 или 100. Это – октановое число бензина, и для каждого двигателя предусмотрено свое «правильное» значение. Почему важно заправляться только подходящим топливом и как его определить, читайте ниже.

На что влияет октановое число бензина и как определить подходящее?

Чем выше октановое число, тем меньше вероятность, что топливо самопроизвольно вспыхнет при сжатии (это называется детонацией). На производстве бензин обогащают сертифицированными присадками, чтобы повысить показатель с 80 единиц до 90 и более.

Оптимальный тип топлива для вашего автомобиля определен заранее: когда двигатель сходит с конвейера, он сразу рассчитан на бензин с определенным октановым числом.

Оно зависит от степени сжатия:

Важно, чтобы топливо на заправке соответствовало заявленному качеству. Заправляясь по топливной карте для юридических лиц или компаний, вы получаете качественный бензин на проверенных АЗС и можете быть спокойны.

Что будет, если залить в бак топливо с низким октановым числом?

Случается, что нужного топлива на заправке не оказалось или недобросовестный поставщик продал бензин с октановым числом ниже заявленного. В этом случае в баке оказывается «неправильное» для вашего автомобиля горючее, и могут возникнуть проблемы.

Что произойдет, если залить топливо с критически низким октановым числом:

Для экстренных ситуаций разработаны специальные присадки-катализаторы. Они смешиваются с бензином и корректируют его октановое число на несколько единиц (обычно от 2 до 7). Но лучшая мера профилактики – заправляться только в проверенных местах и выбирать подходящее топливо.

Другие статьи:

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы

Московская, Пензенская область.

Начало реализации межсезонного дизельного топлива

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы

Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.

Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге

В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.

В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»

В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.

«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам

«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.

Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.

© ООО «РусПетрол», 2007-2021

Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца

Источник

Почему опасно заливать в автомобиль высокооктановый бензин АИ-98 и АИ-100

Высокое октановое число чем грозит. c06f13b204beaf19f9c90ad48191b647. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-c06f13b204beaf19f9c90ad48191b647. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка c06f13b204beaf19f9c90ad48191b647.

Итак, мы уже знаем, что рекомендации производителя по топливу стоит беспрекословно соблюдать. Написано на баке «не ниже 95» — извольте раскошеливаться на девяносто пятый и забыть про колонку с индексом АИ-92. Но что будет с двигателем современного автомобиля, если регулярно лить в него «сотку»? Это же «не ниже 95», следовательно, можно попробовать переплатить за горючее, но сэкономить на расходе. Или нет?

Подливают масла в огонь и те, чья душа требует скорости. А какой русский не любит быстрой езды. Зальем в «ласточку» АИ-100 и полетит она, как Гагарин, строго вверх! Увы, водители столкнутся с проблемами, о которых не сказано в рекламных проспектах. А вот инструкции по эксплуатации автомобиля у нас читать не принято: в трех из четырех подержанных автомобилей они лежат нетронутыми.

Чтобы найти ответ на вопрос о «сверхвысокооктановом» бензине, стоит углубиться в теорию. Чем выше октановое число — тем выше его стойкость к сжатию, следовательно, оно воспламенится в тот момент, когда свеча даст искру, а не когда его сожмет в цилиндре под давлением в двенадцать атмосфер в верхней мертвой точке, загоревшись от раскаленного «хвоста» свечи или другой детали двигателя. Если двигатель рассчитан на АИ-95, а в него был залит АИ-92, то топливо будет не воспламеняться, а просто взрываться, разрушая поршни и стенки цилиндров. Регулярное проведение такого эксперимента проведет к повышенному износу и скорому выходу силового агрегата из строя.

Высокое октановое число чем грозит. c6d479dcb5cb524ae3e3823593209aee. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-c6d479dcb5cb524ae3e3823593209aee. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка c6d479dcb5cb524ae3e3823593209aee.

​Бензин АИ-100, естественно, не позволит такому случиться. Однако есть и обратная сторона вопроса: время горения. Высокооктановое топливо горит медленнее и просто не успевает вовремя прогореть, сжигая не только клапана, но и все резиновые уплотнители, коих в любом ДВС несметное множество. Температура двигателя всегда будет выше нормы, установленной инженером, система охлаждения будет постоянно работать на пределе, а прокладка клапанной крышки, ГБЦ и прочие однажды просто вытекут. Про тонкие резиновые прокладочки на форсунках — вежливо умолчим. Детонации, конечно, не будет, но мотор перебрать придется, попутно заменив часть деталей.

Заливая в свой подержанную иномарку «сотку», не стоит ждать чудовищного прироста мощности или завидной экономичности. Вероятнее всего, ни того, ни другого в сколь угодно малом, ощутимом без приборов объеме не произойдет. Зато «выгорят» синим пламенем все сальники и прокладки, прогорят клапана, а система охлаждения завяжется в узел. Если в рекомендациях к машине черным по белому или синим по красному написано АИ-92 — лейте «второй». Написано 95 — «пятый». Бензин АИ-100 можно использовать исключительно на высокофорсированных моторах, которыми сегодня могут похвастаться разве что Nissan GT-R, Subaru WRX STI да «злые немцы» вроде Audi RS6. Все остальные — в очередь к соседней колонке.

Источник

98-й и 100-й бензин: в какие машины его лучше не заливать

Высокое октановое число чем грозит. 755913511843062. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-755913511843062. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка 755913511843062.

Высокое октановое число чем грозит. 756366324860918. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-756366324860918. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка 756366324860918.

Сетевые АЗС поддерживают моду на высокооктановое топливо, завлекая автомобилистов повышением мощности, улучшением экономичности и очисткой двигателей. Многие из тех, кто попробовал топливо АИ-98 или АИ-100 вместо стандартного 95-го, утверждают, что машина действительно стала лучше ехать, а затраты на дорогой бензин якобы отбиваются заметным снижением расхода. Однако специалисты говорят, что все далеко не так однозначно.

С обывательской точки зрения, чем выше октановое число, тем топливо лучше и дороже. Если средняя цена АИ-92 в Москве сейчас составляет 42,6 руб. за литр, то стоимость литра АИ-95 составляет 46,9 руб., а 98-го — уже 54,8 рубля. На многих заправках место 98-го занял АИ-100, который часто продают еще дороже. Кроме того, на АЗС есть так называемые улучшенные сорта 95-го и 98-го, которые тоже имеют наценку в 1-2 рубля.

Октановое число топлива определяет его стойкость к детонации — процессу слишком быстрого сгорания смеси, при котором силовой агрегат испытывает повышенные нагрузки. Чем выше октановое число, тем медленнее горит смесь бензина с воздухом, что позволяет выводить двигатель на пиковые нагрузки без опасности повреждения, объясняет технический специалист одного из крупнейших европейских брендов.

«Можно провести аналогию с печкой. Представьте, что есть сухие дрова, которые загораются сразу, а есть влажные, которые делают это медленнее. Когда нам нужно закинуть в топку сразу много дров, лучше использовать влажные, чтобы печка не взорвалась», — поясняет эксперт.

Принято считать, что применение высокооктанового бензина позволяет поднять динамические характеристики, повысить мощность двигателя и экономичность силового агрегата. Директор департамента послепродажного обслуживании ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков даже приводит впечатляющие цифры: «Главными преимуществами такого бензина являются улучшение динамических показателей разгона примерно на 7% и экономичности силового агрегата на 6%». Однако это касается только определенных двигателей, добавляет эксперт, а в некоторых случаях, напротив, может нанести вред двигателю.

Высокое октановое число чем грозит. 755913527017624. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-755913527017624. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка 755913527017624.

Октановое число, указываемое в названии марки бензина, никак не характеризуют его качество, а лишь отображает детонационную стойкость, утверждает технический директор агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Денис Голосюк. «Топливо с меньшим октановым числом вовсе не хуже высокооктанового. Необходимое для конкретного мотора число определяется конструктивными особенностями двигателя, в первую очередь — степенью сжатия, а также способностью программы управления двигателем компенсировать отклонение фактического октанового числа от заданного», — объясняет эксперт.

Кроме того, октановое число не является мерой энергии, добавляет эксперт европейского бренда: «Любой двигатель превращает химическую энергию топлива в механическую. Октановое число лишь косвенно связано с химической энергией, а для движения важна именно она. Чем больше тепла выделяет единица топлива, тем эффективнее и экономичнее работает двигатель».

При этом высокооктановое топливо изготавливается из низкооктанового путем добавления присадок и модификаторов и само по себе не является более эффективным. Более того, присадки и сами могут оказаться небезвредными, настаивает Денис Голосюк: «Отдельные виды присадок могут образовывать отложения в двигателе или отрицательно влиять на системы нейтрализации отработавших газов. В частности, именно поэтому запрещена продажа этилированного бензина — тетраэтилсвинец отравляет катализаторы и выводит их из строя. Присадки на основе железа и марганца быстро убивают свечи зажигания».

При использовании высокооктанового топлива двигатель действительно может работать по-другому, особенно на холостых оборотах, но к детонации это не имеет никакого отношения, разбирает вопрос эксперт европейского бренда: «Словом «детонация» люди пытаются описать неравномерность работы двигателя — пропуски зажигания, повышенный шум. Это действительно может происходить, если вы используете АИ-98, потому что на холостых высокооктановое топливо горит спокойнее, то есть, условно говоря, хуже, а иногда даже игнорирует искру».

Кроме того, на холостых оборотах при низком давлении в цилиндрах смесь не успевает нормально перемешиваться, и это еще одна причина ухудшения процесса сгорания. Все эти особенности уходят на более высоких оборотах, когда смесь становится более однородной, начинает гореть равномерно, а двигатель развивает полную мощность.

Высокое октановое число чем грозит. 755913527572682. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-755913527572682. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка 755913527572682.

Наконец, присадки и модификаторы, которыми изготовили топлива поднимают октановое число, тоже не всегда безобидны и при сгорании могут оседать на свечах. «Хорошего высокооктанового бензина в России мало. Большая часть такого топлива получена именно применением присадок, качество которых может оказаться очень сомнительным», — говорит эксперт европейского бренда.

Современные двигатели являются высокофорсированными, поэтому большинство автомобилей сейчас рассчитаны на 95-й или 98-й бензин, а на низкооктановом не смогут работать в полную силу. А вот в случае с более старыми моторами и дорогим топливом могут возникнуть проблемы, намекает Игорь Серебряков.

Если конструкторы автомобиля не предполагали использование высокооктанового топлива, то оно может навредить, соглашается эксперт европейского бренда. Например, такой бензин не успевает сгорать во время такта рабочего хода и продолжает гореть при открытых выпускных клапанах. «Тогда не только падает экономичность, но и разрушается двигатель. Он работает при более высокой температуре, возникает риск прогорания клапанов и выпускных седел, как это бывает при переводе машины на газ», — объясняет специалист.

В качестве примера он приводит мотор ЗМЗ-402, который ставился на старые «Волги» и в разное время был рассчитан на 66-й, 72-й и 80-й бензины: «Если в него залить АИ-100, то долго не проездим, экономичности не будет, потому что большая часть топлива будет просто вылетать в выхлопную трубу».

Повышение экономичности при переходе на 98-й или 100-й бензин Денис Голосюк считает эффектом плацебо. «Незначительное повышение экономичности возможно лишь в тех редких случаях, когда мотор способен реализовать эту разницу в антидетонационных свойствах топлива. К большинству моторов массовых легковых автомобилей это не относится. И даже там, где удастся уменьшить на пару-тройку процентов расход горючего, экономия будет нивелирована более высокой стоимостью. При этом некоторый риск нарваться на последствия от добавленных антидетонационных присадок окажется ненулевым».

Эксперт европейского бренда также утверждает, что экономия возникнет, только если двигатель действительно рассчитан на высокооктановое топливо и на нем работает эффективнее. В качестве примера таких моторов он приводит форсированные версии турбодвигателей Volkswagen, мощность которых можно поднять чип-тюнингом: «Например, стандартный 150-сильный двигатель 1,4 TSI на заводских испытаниях может выдавать до 270 л. с., а в спорте с него снимают более 300 сил. Но реализовать их действительно позволяет только качественное высокооктановое топливо.

Высокое октановое число чем грозит. 755913527955376. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-755913527955376. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка 755913527955376.

А вот обычным моторам применение высокооктановых бензинов никаких преимуществ не дает, причем спорными являются даже моющие свойства улучшенных сортов топлива. «Производители топлива зачастую декларируют лучшую моющую способность высокооктановых бензинов. Но на самом деле очищающая способность определяется главным образом содержанием в составе бензина моющих присадок, и они вполне могут быть в составе топлива с невысоким октановым числом. Сказки про большую экономичность — это тоже маркетинговые уловки», — продолжает Денис Голосюк.

Все то же самое относится и турбомоторам, которые еще требовательнее к соблюдению рекомендаций производителя. «В турбированные двигатели строго рекомендуется заливать топливо, указанное производителем. Если степень сжатия составляет от 10 до 10,5, подойдет 95-й бензин, если выше — 98-й», — утверждает Игорь Серебряков.

При этом ориентироваться нужно не на физическую степень сжатия, а на эффективную, которую считают с учетом избыточного давления, создаваемого турбиной или компрессором. «И для атмосферных моторов, и для двигателей, оснащенных турбонаддувом или механическим компрессором, определяется минимально допустимое октановое число бензина. И там, и там нельзя использовать бензин с меньшим октановым числом, но можно с большим», — напоминает Денис Голосюк.

Эксперты сходятся во мнении, что если вместо 95-го бензина в современный массовый автомобиль заливать 98-й или «сотый», то вреда это не нанесет, но и никаких преимуществ, скорее всего, не даст. Поэтому лучше лить топливо, рекомендованное производителем, особенно с учетом того, что в 95-м меньше модификаторов и присадок.

Рекомендованное топливо написано на лючке бензобака машины. Если там указано два вида топлива, то это значит, что марку, написанную мелким шрифтом, производитель также допускает, предупреждая о возможном снижении эксплуатационных параметров. «Не гонитесь за мифическими выгодами от высокооктанового бензина. Если уж очень хочется побаловать машину качественным горючим, заправляйте фирменные сорта, которые предлагаются на большинстве сетевых АЗС. В них хотя бы заявлено больше моющих присадок», — заключает Денис Голосюк.

Высокое октановое число чем грозит. 755913528444093. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-755913528444093. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка 755913528444093.

Сами автопроизводители не требуют, чтобы в их автомобили заливали улучшенный бензин, но иногда в спецификациях пишут, что допускается использовать топливо с октановым числом, например, от 95 до 98. А вот если в инструкции написано что-то вроде «до АИ-95 включительно», переходить на более дорогой вид точно не нужно.

Источник

Что дает октановое число

Чем выше октановое число бензина, тем лучше для двигателя или хуже?

Прежде чем разбираться, какие последствия ждут вашу машину, если её заправить бензином с высоким или низким октановым числом, давайте разберём немного теории. Без понимания, что такое октановое число бензина, не получится вникнуть в варианты влияния топлива на двигатель.

Любой бензин маркируется определёнными цифрами: 92, 95 и так далее. Это и есть показатель октанового числа. Но что они значат?

Всё очень просто. Октановое число бензина — это показатель устойчивости топлива к самовоспламенению. В данном случае нет речи о воспламенении машины. Речь идёт о воспламенении бензина в камере двигателя, благодаря которому высвобождается энергия и машина начинает движение.

Пока воспламенение контролируемое системами авто, вы получаете стабильно работающий двигатель. Срок его эксплуатации будет длительным и ТО понадобится только плановый, а не в связи с поломкой.

Чем выше октановое число, тем бензин более устойчив к воспламенению. При повышении давления в камерах двигателя, он не загорится сам, а будет ждать искры от свечей.

Так что же получается, 95 бензин лучше, чем 92, спросите вы. А вот и нет. Разбирая, какой бензин лучше — 92 или 95, следует учитывать рекомендации производителя автомобиля.

Каждый двигатель разрабатывается под определённое октановое число. И только с подходящим ему бензином будет работать с полной отдачей, и служить десятилетиями.

Что будет, если заправиться неподходящим для авто бензином

Последствия для двигателя при заправке неподходящим топливом у всех будут разные. Однако есть такие, что проявятся у всех машин одинаково.

Для начала рассмотрим вариант того, что в топливный бак попал бензин с октановым числом выше, чем рекомендовано производителем.

Нужен 92, а заправили 98

Самое худшее, что в этом случае может случиться, это прогорание прокладок во внутренних узлах двигателя. Связано с тем, что бензин с высоким октановым числом даст больше энергии в камере авто, которая не рассчитана на такие показатели.

Самое простое, что может случиться — повышение расхода. Опять же из-за того, что двигатель не рассчитан на работу с бензином, у которого высокое октановое число, он просто не будет успевать его использовать. По сути, часть такого топлива вместе с его стоимостью просто вылетает в выхлопную трубу.

Нужен 98, а заправили 92

Самая безобидная реакция двигателя на бензин с октановым числом ниже, чем ему нужно, не существует! В любом случае автомобиль ждут такие последствия, после которых не обойтись без ремонта.

Что может произойти с авто, рассчитанным на 98, если влить в бак бензин с низким октановым числом:

отложения микрочастиц на стенках внутри двигателя — вызовет излишнее трение, вследствие чего могут появиться микрозазоры;

самовоспламенение в двигателе до получения искры от свечей — приведёт к детонации, что вызовет деформации отверстий для хода поршней;

перегрев двигателя — вызовет полный его отказ.

Как видите, шутки с бензином ради экономии приведут только к огромным тратам на ремонт. Сколько будет стоить перебрать двигатель — зависит от марки и возраста авто. Однако суммы за такой ремонт несоизмеримо выше с той экономией на бензине, на которую вы могли надеяться.

Почему возникают поломки

Двигатель будет работать неправильно с неподходящим топливом, потому что он настроен на одну степень сжатия, а неподходящее ему топливо на другую. Такое несовпадение и создаёт разлад в работе мотора.

Если говорить о соотношении, то степень сжатия и октановое число бензина смотрите в таблице ниже:

*ОЧИ — октановое число исследовательское

Мы специально привели в пример все востребованные марки бензина, чтобы показать, насколько велика разница в степени сжатия между ними. И именно поэтому нельзя менять топливо для автомобиля на своё усмотрение.

Что делать, если в баке оказался бензин с неподходящим октановым числом

Если вы поэкспериментировали и залили неподходящий бензин, а потом опомнились и хотите исправить ситуацию, то есть несколько действенных способов. Однако прежде чем к ним приступить, постарайтесь доехать до гаража, не вдавливая педаль газа в пол и не давая полных оборотов двигателю.

Пока двигатель вашей машины получает неподходящее для него топливо, и неважно, со слишком высоким октановым числом или низким, ваша задача не напрягать его.

Только так вы можете избежать всех перечисленных выше последствий.

Дальнейшие действия зависят от того, нужно вам понизить октановое число бензина в баке или повысить. В каждом случае вам придётся временно не пользоваться машиной. Или слить неподходящее топливо и влить из припасённой канистры подходящее.

Как понизить октановое число бензина

Помимо того, что октановое число бензина указывает на устойчивость к детонации, оно также говорит о том, что в составе топлива увеличены вещества для выделения большего количества энергии. Как правило, это газовый концентрат. Это значит, что добавленные компоненты летучие. Следовательно, на вопрос, как понизить октановое число бензина, можно ответить очень просто: дать ему«подышать».

Самый безопасный способ — слить бензин из бака в подходящую ёмкость и оставить её открытой. Можно и бак оставить открытым, если соблюсти все меры предосторожности.

Скорость испарения составляет 0,5 октанового числа в сутки.

Получается, что бензин с 98 октановым числом станет с 95 уже через 5–6 дней. До 92 марки он должен стоять открытым 2 недели.

При таком способе понижения октанового числа объём бензина уменьшится. И потеря денег тут вдвойне: сначала по причине покупки более дорогой марки, потом, потому что придётся восполнить улетучившийся объём.

Существует и другой способ, как можно понизить октановое число бензина. Он более простой, но в то же время даст совершенно непредсказуемый результат. Суть способа в том, что необходимо в 98 или 95 долить керосин. А непредсказуемость в том, что невозможно в гаражных условиях определить правильную пропорцию, сколько нужно добавить керосина, чтобы уменьшить октановое число чётко до 92 марки топлива.

Как определить октановое число бензина без специального оборудования, пока не придумано человечеством. Да, существуют мини-тестеры, приборы для его определения в домашних условиях. Однако его цена не обрадует вас, при необходимости использования один раз.

Если вы всё же решите обзавестись таким прибором, знайте, что он ориентируется на часть компонентов топлива. Поэтому погрешность будет.

Как повысить октановое число бензина

Высокооктановое топливо рекомендуется почти для всех современных легковых авто. Связано с тем, что новое поколение двигателей более мощное и требует соответствующего топлива.

Если вместо 98 марки бензина вы по какой-то причине залили 95 бензин, то значительно потеряете в мощности. Ещё и двигатель придётся впоследствии промывать от образовавшейся внутри копоти. Если не говорить о более сложных последствиях.

Следовательно, нужно срочно решать, как повысить октановое число бензина. Способов тут немного. На самом деле всего один — прийти в специализированный магазин и купить подходящую присадку для увеличения октанового числа.

Производители автохимии предлагают массу вариантов для его увеличения. Однако выбирать их необходимо с умом, а не брать то, что подешевле.

Нет ничего страшного в том, чтобы влить в бак присадку. НПЗ так и повышают октановое число бензина. Но они это делают в лабораторных условиях, исследуя каждое изменение топлива и реакции двигателя. Вы же не имеете такой возможности и можете испортить мотор.

Самые распространённые присадки, повышающие октановое число:

Октан Плюсот. Производится в США. Работает таким образом, что не только увеличивает октановое число на 5–6 единиц, а и уменьшает износ поршневой группы.

Octane Plus. Производится в Германии. Поможет повысить показатели октана от 2 до 5,5 единиц.

Тотек УМТ. Присадка отечественного производства. Как и американский аналог, не только повышает октановое число бензина, но и защищает внутренние узлы двигателя от преждевременного износа.

Используя присадку, помните, что чем выше октановое число бензина, тем он быстрее испаряется. Поэтому не стоит проводить такие химические опыты, если он у вас просто хранится в канистре в гараже. Любая присадка, увеличивающая октановое число — это, по сути, «скорая помощь» для бензина в баке машины.

Чтобы не рисковать работоспособностью двигателя, не следует в принципе экспериментировать и заправлять автомобиль бензином с неподходящим октановым числом. Будьте внимательны к тому, каким топливом вы заправляетесь, и что рекомендует производитель вашего авто.

Источник

Октановое число

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 4. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 4. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 4.

Что такое октановое число бензина и как оно влияет на работу двигателя? Что значат обозначения: АИ-92, АИ-95, АИ-98? Какой бензин можно заливать в машину и к чему это может привести? В статье вы найдете простые ответы на сложные вопросы.

Что означает октановое число

Октановое число обозначает устойчивость топлива к самопроизвольному возгоранию (детонации). Чем больше октановое число, тем тем выше детонационная устойчивость, и чем меньше октановое число, тем ниже детонационная устойчивость бензина.

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 1 e1624267716546. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 1 e1624267716546. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 1 e1624267716546.

Высокое октановое число говорит о том, что топливо может выдерживать большее сжатие до наступления процесса детонации. Низкое октановое число свидетельствует о небольшой способности топлива к сжатию до наступления детонации.

Октановое число в маркировке бензина

Автомобильный бензин маркируется буквой «А», в отличие от авиационного, который имеет обозначение «Б». Буква «И» обозначает октановое число, которое получается лабораторным исследовательским методом.

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 3. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 3. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 3.

Бензин маркируется в лабораториях, где испытуемая смесь сравнивается с эталонным образцом. Бензин, в составе которого находится 95% изооктана и 5% гептана, получает маркировку АИ-95. Цифра 95 говорит о процентном содержании устойчивого изооктана в составе бензина.

Бензин различных марок (АИ-92, АИ-95, АИ-98, экстра-, евро-) имеет не только разное октановое число, но и отличается особенностями производства, наличием антидетонационных присадок и различных добавок.

Как связаны октановое число, изооктан и гептан

Бензин в основном состоит из смеси двух углеводородов: изооктана и гептана. В качестве эталона для сравнения различных видов бензина между собой были определены два вещества: изооктан с детонационной стойкостью «100» и гептан, с детонационной стойкостью «0».

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 6 e1624267108781. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 6 e1624267108781. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 6 e1624267108781.

Изооктан не детонирует при максимальном сжатии, возникающем в стандартных бензиновых двигателях. Чистый изооктан без примесей можно считать бензином с октановым числом 100. Гептан детонирует при минимальном сжатии, поэтому имеет октановое число «0».

Поскольку бензин является смесью этих веществ, то его детонация будет напрямую зависеть от количества изооктана и гептана.

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 8. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 8. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 8.

Октановое число бензина характеризует количественное соотношение изооктана к гептану. С практической точки зрения октановое число несет информацию о составе и качестве бензина, его эксплуатационных характеристиках, устойчивости к детонации, запасе хода, развиваемой мощности двигателя.

От чего зависит октановое число

Октановое число бензина напрямую зависит от его состава. Топливо на основе бензина — это смесь большого количества компонентов, которые добавляют к чистому бензину для улучшения его свойств. Очищенный бензин, получаемый из сырой нефти, имеет низкую устойчивость к детонации (40-60 единиц).

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 7 e1624267878192. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 7 e1624267878192. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 7 e1624267878192.

Самую маленькую детонационную устойчивость имеют линейные углеводороды. Для них характерно маленькое октановое число. Циклические углеводороды и углеводороды с разветвленным строением имеют высокое октановое число и высокую детонационную устойчивость.

Для повышения устойчивости топлива к воспламенению используют специализированные добавки и промышленные способы переработки нефти (риформинг и крекинг), позволяющие уменьшить долю углеводородов с линейным строением и увеличить долю разветвленных и циклических углеводородов в составе бензина.

Что такое детонация

Высокое октановое число чем грозит. detonacia. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-detonacia. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка detonacia.

Детонация в двигателе внутреннего сгорания представляет собой неконтролируемое самопроизвольное воспламенение топлива.

Пагубность детонации для двигателя

При обычном плавном сгорании топлива в цилиндре фронт пламени движется со скоростью 20-40 м/с, что позволяет бензину сгореть полностью. При детонации скорость фронта пламени возрастает до 2000 м/с, что подобно взрыву.

Высокое октановое число чем грозит. detonacia 1. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-detonacia 1. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка detonacia 1.

Гиперзвуковые ударные волны сдирают масляную пленку на стенках гильз, что увеличивает износ поршневых колец и цилиндров, двигатель перегревается.

Детонация выражается в появлении характерных металлических стуков (удары взрывной волны о стенки цилиндров в двигателе), перегреве и потере мощности двигателя. Детонация ведет к закоксовке камер сгорания и быстрому износу двигателя из-за нарушенной работы механизмов. Это крайне негативное и опасное явление, которое лучше избегать.

Причины возникновения детонации

Детонация может возникнуть при использовании бензина с более низким октановым числом, чем рекомендованным производителем двигателя, например, использование 80-го бензина для двигателя, рассчитанного на 95-й бензин.

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 14. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 14. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 14.

Различные вещества имеют свою собственную устойчивость к детонации, одни более устойчивы, другие — менее. Так, гептан неусточив к возгоранию, а изооктан — устойчив. Поэтому более устойчивый к детонации бензин содержит небольшое количество гептана и большое количество изооктана.

Как определить октановое число

Есть несколько способов определения октанового числа бензина: лабораторные методы и самостоятельное определение.

Определение октанового числа лабораторными методами

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 13. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 13. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 13.

Октановое число достаточно точно можно определить только лабораторными методами:

Эти два лабораторных метода дают два разных значения октанового числа для одной и той же пробы топлива.

В России принято учитывать значение октанового числа, полученное с помощью исследовательского метода. В США — берут среднее арифметическое от двух показателей. В разных странах принята своя система обозначения октанового числа бензина, что нужно учитывать, отправляясь на своей машине за границу.

Определение октанового числа самостоятельно

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 10. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 10. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 10.

Октановое число можно определить с помощью специального прибора — октанометра, который дает очень примерное показание с большой погрешностью (в 5-10 единиц). Его можно приобрести в свободной продаже, но точного ответа на вопрос об октановом числе бензина он не даст.

Принцип действия октанометра основан на измерении диэлектрической проницаемости бензина и расчету октанового числа по калибровочной зависимости. Поэтому, можно сказать, что октанометр измеряет не октановое число, а импеданскую электропроводность бензина, которая зависит от количества высооктановых углеводородов.

Проще сказать, что измерить точно октановое число бензина самостоятельно невозможно.

Наиболее поплярные октанометры: ОКТИС, ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300М, ОКТАН-ИМ, Digatron, SHATOX SX-100M.

Максимальное октановое число

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 17 e1624268739774. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 17 e1624268739774. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 17 e1624268739774.

Теоретически (и практически) возможно получение бензина с октановым числом 130-140 при добавлении присадок на основе металлоорганики (тетраэтилсвинца, ферроцена и других). По экологическим причинам использование металлорганических присадок запрещено.

Максимальное октановое число, которое может иметь автомобильный бензин без использования тетраэтилсвинца (неэтилированный бензин) — 109. Максимальное октановое число авиационного бензина — 115.

Для современных автомобилей выпускается бензин с октановым числом 92, 95 и 98. Для гоночных машин производится высокооктановый бензин со значением — 102.

Сгорание бензина с различным октановым числом

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 15. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 15. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 15.

Скорость сгорания топлива напрямую зависит от октанового числа. При нормальной работе двигателя бензин внутри цилиндров должен мягко постепенно сгорать, а не взрываться. При таком режиме сгорания двигатель работает плавно и равномерно.

При использовании низкооктанового бензина, степень сжатия в цилиндре превосходит максимальное значение и топливная смесь самопроизвольно воспламеняется, т. е. детонирует раньше, чем свеча зажигания успевает подать искру.

При использовании высооктанового бензина степень сжатия топливной смеси в цилиндре не достигает требуемого значения, при котором происходит равномерное сжигание топлива. Бензин при этом будет гореть слишком медленно и не успеет сгореть до конца.

Как влияет на двигатель бензин с более низким октановым числом

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 9. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 9. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 9.

Если по какой-то причине заправить автомобиль бензином, имеющим октановое число ниже, чем рекомендовано производителем двигателя (например, использовать Аи-92 вместо АИ-98), это не приведет ни к чему хорошему для двигателя.

При работе на низкоктановом бензине в цилиндрах возникает детонация, то есть самовоспламенение, раньше, чем искра свечи зажигания подожжет топливную смесь.

Через некоторое время эксплуатации машины возникнут посторонние звуки, идущие из мотора, снизится его мощность, увеличится расход бензина. Повысится температура двигателя, которая увеличит температуру в выхлопном катализаторе, что приведет к снижению его прочности.

В такой ситуации во время движения важно не допускать увеличения оборотов двигателя; на ближайшей заправке надо заправиться нужной маркой бензина.

Иногда низкооктановый бензин заливают в попытке съэкономить деньги, так как современные автомобили оснащены системами, позволяющими справится с таким топливом. Но, к сожалению, увеличенный расход топлива сводит на нет такой эксперимент. Экономии не получится, а нагрузка на двигатель увеличится.

Как влияет на двигатель бензин с более высоким октановым числом

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 16. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 16. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 16.

Вопреки распространенному мнению, что бензин с более высоким октановым числом является более качественным и поэтому всегда лучше, это не так. Если залить в машину бензин с октановым числом выше рекомендуемого (например, залить АИ-98 вместо И-92), это также не несет ничего хорошего для двигателя.

Работа мотора на таком бензине также ведет к увеличению расхода топлива, снижению мощности, образованию нагара на свечах, поршнях и клапанах.

Использование высокооктанового бензина подразумевает большую степень его сжатия в цилиндрах для нормального процесса горения смеси. В двигателе, который не рассчитан на такое сжатие, происходит слишком медленное горение топлива. Бензин не будет успевать сгореть до конца.

Что далее приведет к перегреву выпускных клапанов. Если они прогорят, то потребуется капитальный ремонт двигателя, который займет много времени и денег.

Чтобы избежать негативных последствий езды на бензине с октановым числом, выше или ниже рекомендованного значения, лучше всего использовать бензин, подходящий именно для вашего двигателя.

Основной вывод о влиянии октанового числа бензина на расход топлива можно выразить так:

Способы повышения октанового числа

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 5. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 5. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 5.

В настоящее время существует два способа увеличения октанового числа бензина

Значительным минусом бензина с присадками является его неустойчивость: присадки обладают высокой летучестью и быстро испаряются. При длительном хранении такой бензин теряет свои качества. Также высокая испаряемость некоторых добавок может привести к образованию воздушных пробок в топливной системе автомобиля. Самой безопасной присадкой является метилтретбутиловый эфир.

Добавление тетраэтилсвинца сейчас запрещено из-за его токсичности, хотя ранее он использовался в топливной промышленности.

Как повысить октановое число самостоятельно

В результате прямой перегонки нефти получается бензин с октановым числом, не превышающим 60 единиц. Для современных автомобильных двигателей такой бензин не подходит, поэтому в топливной промышленности применяют другие методы переработки нефти: риформинг, термический и каталитический крекинг, позволяющие достичь оптимального октанового числа бензина.

Сейчас бензин топливных марок АИ-76 и АИ-80 практически нигде не реализуется. Но если возникает ситуация, когда октановое число надо увеличить (например Аи-92 надо увеличить до АИ-98), сделать это можно самостоятельно, добавив к нему специальные добавки: присадки универсального типа и октан-корректоры. Присадки-антидетонаторы состоят из эфиров и спиртов и имеют октановое число 115-120 единиц.

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 12. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 12. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 12.

Наиболее популярные добавки для увеличения октанового числа:

При самостоятельном использовании добавок бензину следует помнить, что они влияют не только на устойчивость топливной смеси к детонации, но и на другие технические характеристики бензина и работу двигателя.

Как понизить октановое число

Высокое октановое число чем грозит. oktanovoe chislo 2. Высокое октановое число чем грозит фото. Высокое октановое число чем грозит-oktanovoe chislo 2. картинка Высокое октановое число чем грозит. картинка oktanovoe chislo 2.

В противоположной ситуации, когда требуется снизить октановое число, есть способы, позволяющие это сделать.

Современные методы переработки нефти позволяют получать высокооктановое топливо без добавления токсичных химических веществ, загрязняющих природу. Следует помнить, что высокооктановый бензин — это не всегда хорошо. Топливо не должно наносить вред двигателю автомобиля, поэтому лучше использовать бензин, рекомендованный производителем конкретной марки машины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *