всероссийский конкурс лучший учитель года
«Учитель года России – 2021»: что произошло на последнем испытании?
Призеры конкурса дали свои первые советы министру просвещения РФ
5 октября стал известен победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» – преподаватель физики из Тюмени Екатерина Костылева. А 4 октября в Москве прошел итоговый тур Всероссийского конкурса – «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». На ней призеры отвечали на вопросы коллег, школьников, их родителей и представителей общественности. Все пятеро – учитель истории Дмитрий Морозов (Хабаровск), преподаватель русского языка и литературы Анастасия Шрамко (Ставрополь), учитель английского языка Мария Голованова (Казань), учитель физики Артем Барат (Москва) и победительница конкурса Екатерина Костылева – станут советниками главы Минпросвещения России Сергея Кравцова на общественных началах.
Фото: Пресс-служба Минпросвещения России
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» Виктор Садовничий отметил: «Мы присутствуем при потрясающем событии, мне очень понравились ваши ответы. Мы гордимся вами! Такой конкурс, как в этом году, я вижу впервые». Свой вопрос к призерам он сформулировал так:
«Древние изобрели такую формулу: «воспитай себя сам». В университете, принимая ребят из школы, мы стараемся развивать у них самостоятельность, чтобы через время они шли во взрослую жизнь и работали на благо нашего отечества. Но все же база закладывается в школе. Вопрос: что вы делаете или что можно сделать, чтобы уже в школе воспитать эту самостоятельность и желание школьников идти вперед и развиваться?»
Учитель физики Екатерина Костылева ответила, что ребятам обязательно нужно участвовать в проектной деятельности, так как, выполняя такие задачи, они и развивают стремление самостоятельно добиваться целей. Еще одно важное направления развития – это участие в школьном самоуправлении. Выполняя функции старост и президентов школ, ребята берут на себя ответственность, получают право голоса. Отдельно она подчеркнула важность созданных государством для детей проектов: лагерей «Артек», «Орленок», «Океан», центра образования «Сириус», а также проекта «Большая перемена». Участие в этих проектах дает детям возможность вырасти над собой.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов спросил: «Какой совет в первую очередь дали бы призеры министру в должности советника на общественных началах?»
Педагог по литературе Анастасия Шрамко отметила, что прямое общение министра с учителями, которое он практикует, даёт результаты, и порекомендовала министру ещё чаще выходить на такой диалог: «Мы увидели, как быстро могут реализовываться наши запросы».
А вот учитель английского языка Мария Голованова считает, что нужно в первую очередь сохранять традиции российского образования. Ведь наша традиционная система образования всегда была основой государства.
Дмитрий Морозов, учитель истории, уверен, что духовному образованию в школе нужно уделять не меньше времени и внимания, нежели цифровому. А учитель физики из Москвы Артем Барат предложил сосредоточиться на турнирном движении в стране. По его мнению, турниры юных физиков, химиков и биологов – это удивительный вид научного творчества, который дает потрясающие результаты.
Один из вопросов в онлайн-формате прозвучал так: дать три совета, как наладить отношения в коллективе, с учениками и с их родителями.
«С коллективом наладить контакт не сложно, так как у вас один интерес – это интересы детей, – ответила своей коллеге Марина Голованова, педагог английского языка из Казани. – Для того чтобы наладить контакт с родителями, необходимо относиться к детям так же, как к своим, не делать различий. Должно у детей быть ощущение, что все они априори талантливые и индивидуальные. Когда родители видят, что их ребенка воспринимают как своего, это подкупает. Возникает желание сотрудничать и советоваться, это мостик к сердцу родителя. Чтобы наладить контакт с детьми, нужно быть другом и наставником, чтобы ребенок понимал: все, что вы хотите, – это чтобы он был счастлив!»
Екатерина Костылева поделилась своей формулой успеха: «Мы порой сталкиваемся с подростками, с ребятами, которые сами себя не понимают. Нужно помочь им, что-то посоветовать, и тогда ребята увидят в вас того самого человека, с которым можно идти дальше. Они будут самореализовываться в вашем предмете. Моя формула – любовь + методика. Что касается коллег – не бойтесь спрашивать, всегда делитесь сомнениями, старшие наставники обязательно поддержат и помогут. На мой взгляд – это очень важно, когда молодые общаются с коллегами, у которых уже есть стаж. У вас есть опыт работы с цифровыми данными, а у них – большой жизненный опыт».
Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»
В Ростове-на-Дону на площадке Ростовского государственного музыкального театра объявлены имена пяти призёров Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021». Они продолжат борьбу за звание учителя года страны и главный приз конкурса – Большого хрустального пеликана.
Призёрами конкурса стали:
– Барат Артём Александрович, учитель физики школы № 1520 имени Капцовых (Москва);
– Голованова Мария Вячеславовна, учитель английского языка гимназии № 122 имени Ж.А. Зайцевой города Казани (Республика Татарстан);
– Костылева Екатерина Сергеевна, учитель физики гимназии № 16 города Тюмени (Тюменская область);
– Морозов Дмитрий Владимирович, учитель истории школы № 38 города Хабаровска (Хабаровский край);
– Шрамко Анастасия Викторовна, учитель русского языка и литературы лицея № 14 имени Героя Российской Федерации Владимира Вильевича Нургалиева города Ставрополя (Ставропольский край).
«Я хочу поблагодарить каждого из вас, ведь каждый учитель – это герой нашей страны. Система школьного образования – это важнейший этап в жизни каждого человека. От того, какое образование и воспитание получит школьник, зависит его будущее, наше с вами будущее. Желаю вам успехов и здоровья, оставайтесь с вашими детьми, ведь они вас очень любят», – обратился к участникам конкурса Министр просвещения Сергей Кравцов.
Призёрам предстоит пройти конкурсное испытание «Пресс-конференция «Вопрос учителю года», которое пройдёт в Москве 4 октября на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня», по итогам которого станет известен победитель.
На торжественной церемонии также были вручены награды в специальных номинациях.
Заместитель председателя Центрального комитета профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Татьяна Куприянова наградила за победу в номинации «За социальную активность» Сергея Глушкина, учителя физкультуры школы № 1 «Школа Сколково – Тамбов» (Тамбовская область).
Председатель редакционного совета Акционерного общества «Издательский дом «Учительская газета» Петр Положевец вручил специальный приз имени Геннадия Селезнёва «За настойчивость в достижении цели» Александру Ядрину, учителю математики Областной гимназии им. Е.М. Примакова (Московская область).
Специальный приз «За бережное отношение к живому великорусскому языку» получила Мария Тимченко, учитель информатики и математики школы «Агалатовский центр образования» (Ленинградская область).
Пять педагогов стали обладателями специальных призов за творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении. Награды получили Ольга Мазанова (Республиканский центр образования, Республика Коми), Александр Лоскутов (школа № 109, Москва), Юлия Пареева (школа № 575, Санкт-Петербург), Лариса Кочетова (школа с углублённым изучением отдельных предметов № 33, Волгоградская область), Никита Коровин (школа № 109, Москва).
Специального приза «За вклад в формирование практических навыков школьников в сфере финансовой грамотности» была удостоена Елена Мальчикова, учитель начальных классов лицея № 52 (Рязанская область).
Свою награду подготовило детское жюри: Маленький пеликан был вручён Анастасии Шрамко, учителю русского языка и литературы лицея № 14 имени Героя РФ Владимира Вильевича Нургалиева г. Ставрополя (Ставропольский край).
В номинации «За мастерство в использовании информационно-коммуникационных технологий в школе» была награждена Мария Тимченко, учитель информатики и математики школы «Агалатовский центр образования» (Ленинградская область).
Специальный приз «За развитие научного мировоззрения школьников» в спецноминации Политехнического музея и компании «Яндекс» получила Екатерина Костылева, учитель физики гимназии № 16 г. Тюмени (Тюменская область).
На торжественной церемонии был назван победитель народного голосования на площадке Viber. Больше всего голосов было отдано за Хаву Макаеву, учителя русского языка и литературы школа № 7 г. Грозного (Чеченская Республика).
С 4 по 10 октября пройдёт Неделя учителя, которая будет включать в себя мероприятия, посвящённые профессии учителя и направленные на её популяризацию. Педагоги примут участие в известных теле- и радиопроектах. Кульминацией Недели учителя станет первый Всероссийский форум классных руководителей.
Имя победителя конкурса «Учитель года России – 2021» будет объявлено в Москве, в День учителя, 5 октября. В этот день в парках «Россия – Моя история» 13 регионов страны: в Москве, Ставропольском крае (Ставрополь и Пятигорск), Казани, Самаре, Якутске, Махачкале, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске и Краснодаре откроется выставка «Роль учителя в истории России». В московском историческом парке первыми гостями выставки «Роль учителя в истории России» станут 85 педагогов – участников конкурса «Учитель года – 2021». Выставку откроют Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Победитель будет награждён на торжественной церемонии в Государственном Кремлёвском дворце 10 октября. Он получит главный приз конкурса – Большого хрустального пеликана – и станет советником Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.
Справочно
Всероссийский конкурс «Учитель года России» был и остаётся одним из самых масштабных и значимых событий в сфере педагогики. Конкурс важен не только для педагогических работников, он становится механизмом популяризации профессии и повышения статуса учителя, демонстрирует всей стране достижения системы образования и перспективы её развития.
Конкурс всегда был в фокусе внимания руководства страны, и в настоящий момент развитие педагогического состязания определяется поручениями Президента Российской Федерации Владимира Путина. В ходе встречи с лауреатами 2020 года Президент высказал пожелание модернизировать конкурс таким образом, чтобы сделать лучших учителей страны известными и узнаваемыми.
В 2021 году Всероссийский конкурс «Учитель года России» проходит 32-й раз. Испытания федерального этапа организованы в Ростове-на-Дону. Такую возможность Ростовская область получила благодаря победе учителя математики Лицея классического элитарного образования города Ростова-на-Дону Михаила Гурова в конкурсе «Учитель года России – 2020», финал которого проходил в Волгограде.
Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».
Названы 15 лауреатов конкурса «Учитель года России – 2021»
В Ростове-на-Дону на площадке лицея № 11 объявлены имена 15 лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021». Они продолжат борьбу за звание учителя года в ходе испытаний «Классный час» и «Мастер-класс», по итогам которых станет известна пятерка призёров.
Лауреатами конкурса стали:
Победитель будет определён по результатам конкурсного испытания «Пресс-конференция «Вопрос учителю года», которое пройдёт в Москве 4 октября на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня». В режиме пресс-конференции призёры ответят на вопросы интервьюеров: представителей прессы, педагогической и родительской общественности, школьников и студентов педагогических вузов.
С 4 по 10 октября пройдёт всероссийская Учительская неделя, которая будет включать в себя мероприятия, посвящённые профессии учителя и направленные на её популяризацию. Педагоги примут участие в известных теле- и радиопроектах. Кульминацией Учительской недели станет первый Всероссийский форум классных руководителей.
Награждение победителя конкурса «Учитель года России – 2021» состоится во время торжественного концерта в Государственном Кремлёвском дворце 10 октября. Он получит главный приз конкурса – Большого хрустального пеликана – и станет советником Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.
Справочно
Всероссийский конкурс «Учитель года России» был и остаётся одним из самых масштабных и значимых событий в сфере педагогики. Конкурс важен не только для педагогических работников, он становится механизмом популяризации профессии и повышения статуса учителя, демонстрирует всей стране достижения системы образования и перспективы её развития.
Конкурс всегда был в фокусе внимания руководства страны, и в настоящий момент развитие педагогического состязания определяется поручениями Президента Российской Федерации Владимира Путина. В ходе встречи с лауреатами конкурса 2020 года Президент высказал пожелание модернизировать конкурс таким образом, чтобы сделать лучших учителей страны известными и узнаваемыми.
В 2021 году Всероссийский конкурс «Учитель года России» проходит 32-й раз. Испытания федерального этапа организованы в Ростове-на-Дону. Такую возможность Ростовская область получила благодаря победе учителя математики Лицея классического элитарного образования города Ростова-на-Дону Михаила Гурова в конкурсе «Учитель года России – 2020», финал которого проходил в Волгограде.
Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».
В Кремлевском дворце наградили лучших педагогов года
Торжественное мероприятие, посвященное Дню учителя, состоялось 10 октября в Государственном Кремлевском Дворце. Прямая трансляция мероприятия велась на «Первом канале».
Традиционно на праздничном концерте ко Дню учителя в Кремле награждаются лучшие учителя страны, выбранные по итогам всероссийского конкурса «Учитель года России» и других профессиональных конкурсов. Церемония прошла в 32-й раз, но в этом году впервые представляла собой цельное произведение. Концерт прошел в формате мюзикла при участии приглашенных звезд и главных героев — самих педагогов.
Главным событием праздничного вечера стало награждение победителя конкурса «Учитель года России». В этом году им стала учитель физики гимназии № 16 города Тюмени Екатерина Костылева. На сцене Государственного кремлевского дворе главный приз победителю — Большого хрустального пеликана — вручил министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов.
«Завершились самые важные для каждого педагога профессиональные конкурсы, прошла не менее яркая и полная событий Неделя учителя. Вся страна увидела ваш невероятный талант и профессионализм. И мы очень горды тем, что эти профессиональные конкурсы позволяют раскрыть ваши лучшие качества и показать всей стране, какие замечательные педагоги, воспитатели и директора учат наших детей. Вы показали нам, каким должен быть современный учитель — это наставник, который дает знания, воспитывает, поддерживает, направляет ребенка, развивает его талант. С каждым годом мы видим, как растет престиж профессии. Мы видим, что все больше молодых учителей хотят стать частью большого педагогического сообщества, и полностью поддерживаем вас в этом стремлении», — отметил Сергей Кравцов.
На сцене ГКД также состоялось награждение победителей конкурса «Воспитатель года России — 2021». Им стала Ольга Хитрова, учитель-логопед из детского сада № 93 (Ярославская область). Награду получила победитель Всероссийского конкурса «Директор года России — 2021» — Майя Майсурадзе, директор областной гимназии им. Е.М. Примакова (Московская область). На сцене свои призы получили «Учитель-дефектолог России – 2021» — Ольга Самарина, учитель-логопед школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и победитель Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2021» — Светлана Котова, педагог екатеринбургского центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог».
Специальная номинация «В контакте с учителем» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2021 была организована Российским движением школьников и ВКонтакте по инициативе активистов РДШ.
Победителем в специальной номинации «В контакте с учителем» стала Анастасия Шрамко — учитель русского языка и литературы лицея № 14 имени Героя Российской Федерации Владимира Васильевича Нургалиева города Ставрополь. За Анастасию проголосовало больше трети школьников, участвовавших в голосовании на странице проекта ВКонтакте.
Специально для педагогов страны был написан и поставлен оригинальный мюзикл «Школьная история», посвященный профессии учителя. Мюзикл состоит из нескольких эпизодов, которые раскрывают профессию учителя с разных сторон: «Дневник», «Начальная школа», «Подвижники», «Подвиг», «Инклюзия», «Новаторы» и «Спасибо учителям». Режиссер-постановщик мюзикла — Алексей Сеченов, двукратный лауреат премии ТЭФИ, почётный член Российской Академии Художеств. Дирижер вечера — музыкант-мультиинструменталист, лауреат нескольких международных конкурсов Юрий Медяник. Оркестр — Детская музыкальная школа им. Йозефа Гайдна. Хор — Академия Игоря Крутого.
В мюзикле приняли участие звезды эстрады, такие как Анастасия Стоцкая, Анастасия Макеева, Иван Ожогин и многие другие. Кроме того, вышли на сцену в качестве артистов и сами учителя, как совсем молодые, так и обладающие колоссальным опытом. Все они рассказали свои истории, раскрыли особенности профессии.
Творческая команда при создании мюзикла постаралась сделать все, чтобы зрители смогли почувствовать исключительную значимость педагогической профессии, ее подвижническую миссию, привлекательность, а также благодарность, которую испытывает государство и общество к педагогам со всех уголков нашей страны.
Увидеть запись концертной программы также можно по ссылке.
Учительница физики из Тюмени рассказала, каким видит педагога будущего
Первая в истории России Неделя учителя завершилась концертом в Государственном Кремлевском дворце. На нем министр просвещения Сергей Кравцов вручил победителю конкурса «Учитель года России-2021» преподавателю физики из Тюмени Екатерине Костылевой главный приз – Большого хрустального пеликана.
Неделя учителя была посвящена профессии педагога и ее популяризации в стране. В эти дни прошли финалы Всероссийских профессиональных конкурсов «Воспитатель года России» и «Директор года России», Первый Всероссийский форум классных руководителей, Всероссийский экспертный педагогический совет, Московский международный салон образования.
Формула успеха
На вопрос, каким она видит учителя будущего, Екатерина Костылева ответила, что у нее есть собственная формула успеха. Если ее придерживаться, то дети вырастут востребованными специалистами и просто счастливыми людьми.
Помимо участия в завершающем Неделю учителя концерте Екатерина Костылева была спикером и на других мероприятиях, в частности, на первом Всероссийском Форуме классных руководителей. На площадке в Гостином Дворе в Москве собрались около 1000 участников из всех регионов страны и города Байконур. Одной из главных особенностей форума была возможность диалога с теми, кто определяет траектории развития образования и шанс быть услышанными. По итогам ФКР был принят меморандум о развитии и поддержке классного руководства, тезисы которого обсуждались на дискуссиях.
На закрытии форума министр просвещения РФ Сергей Кравцов сказал, что такое мероприятие станет теперь традицией.