Возрастная анатомия физиология и гигиена что это

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Цикл лекций

Для специальностей

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

44.02.02 Преподавание в начальных классах,

44.02.01 Дошкольное воспитание

Составитель:Садовина Л.А. – преподаватель анатомии ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К.Глушкова»

Пушкарёва Л.Д. – преподаватель ОМК высшей категории, председатель ПЦК преподавателей медико-биологических дисциплин

Анатомия. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов для специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах,

44.02.01 Дошкольное воспитание. /Составитель Садовина ЛА.. – Оршанка, 2015. – 72с.

Раздел «Введение. Предмет и содержание курса. Основные закономерности роста и развития организма».

Тема. Предмет и содержание курса « ВАФиГ». Организм как единое целое. Основные закономерности роста и развития (2часа).

Цель: дать общее представление о задачах и содержании АФГ; углубить знания об основных закономерностях роста и развития организма.

План.

1.Знакомство с содержанием и задачами курса АФГ, требования к студентам. 2. Понятие роста и развития.

3 Основные закономерности роста и развития детей.

1. Задачи и содержание курса ВАФиГ.

Организм человека — это сложная, целостная, саморегулируемая, самообновляемая и самовосстанавливаемая система. Состоит из клеток.

Уровни организации организма:

1. молекулярный (вирус, микроб).

2. клеточный (туфелька, амёба)

3. тканный (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

4. органный (сердце, желудок, почки, лёгкие)

5. системный (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, костно-мышечная, выделительная. половая).

Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая всех систем органов, согласованна и подчинена единому целому.

Единство организма и среды.

И.М. Сеченов в определении организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и единство с окружающей средой.

2. Понятие роста и развития.

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует её факторы для своего существования и развития. яйцеклетки, представляют собой непрерывный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Под развитием следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование ( приобретение организмом характерных, присущих ему форм ). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребёнка от организма взрослого, являетсярост, т.е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких, как кости, лёгкие, рост осуществляется преимущественно за счёт увеличения числа клеток; в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

3. Основные закономерности роста и развития детского организма

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами всех живых существ.

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организма и взаимодействия всех его систем.

Развитие включает в себя 3 фактора:

Рост происходит за счёт увеличения числа клеток (кости, лёгкие), а также за счёт увеличения размеров самих клеток (мышцы, нейроны, почки, печень).

1.Непрерывность и неравномерность.

До начала периода полового созревания (предпубертационный) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

2. Гетерохрония (разновременность) с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем (ф.с.).

Учение о гетерохронии выдвинул русский учёный физиолог П.К.Анохин.

Это ф.с. сосания, передвижения, питания, дыхания, речи и др.

— в крови человека тромбина столько, что его хватило бы для свёртывания крови 500человек;

— аорта выдерживает давление до 20 атмосфер;

— у мужчин за 1 эякуляцию выделяется до 500 млн. сперматозоидов, тогда как яйцеклетку оплодотворяет только один.

3. Успехи медицины, снижение заболеваемости, формы и развитие физкультуры и спорта, печати, радио, телевидения, культуры, компьютеризация и др.

4. Развитие городов, транспортных средств привело к расширению географии браков, молодые становятся выше ростом и созревают раньше своих родителей.

5. Стимулирующее воздействие на организм малых доз космических излучений.

Тема. Возрастная периодизация. Нервная и гуморальная регуляция (2часа).

Цель: дать общее представление о возрастной периодизации, принятой в науке анатомии, нервной и гуморальной регуляции.

План:

1. Возрастная периодизация.

2. Нервная и гуморальная регуляция функций организма.

Возрастная периодизация.

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы органов созревают постепенно и завершают своё развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония (разновременность) созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста.

Выделяют определённые этапы и периоды развития

1 этап. Пренатальный (дородовый, внутриутробный)

Периоды: а) зародышевый (2 месяца);

б) плодный (7 месяцев);

2 этап Постнатальный (послеродовый, внеутробный)

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков. расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета. прорезывание зубов, развитие желёз внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут изменяться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания.

У большинства детей степень развития организма (биологический возраст) совпадает с календарным (паспортным) возрастом. Однако есть дети, у которых биологический возраст опережает паспортный или отстаёт от него.

Учителям физической культуры необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический возраст.

Биологический возраст определяют преимущественно по степени развития вторичных половых признаков.

Знание возрастных особенностей детей и подростков позволяет правильно планировать учебные занятия, дозировать объём и интенсивность физической нагрузки, решать вопросы ранней специализации в спорте, содействуя укреплению здоровья детей.

Головной мозг

И их возрастные особенности

Поверхность Б.П. изрезана большим количеством борозд, между которыми находятся извилины.

Лобная доля расположена впереди центральной борозды. В ней различают 4 основные извилины: предцентральную, верхнюю, среднюю и нижнюю лобные.

Теменная доля находится сзади центральной борозды. Она имеет 3 извилина: постцентральную, верхнюю и нижние теменные дольки. Височная доля лежит ниже боковой борозды. На ней выделяют 3 извилины: верхнюю, среднюю и нижнюю височные.

Затылочная доля находится позади теменно-затылочной борозды и заканчивается затылочным полюсом. Борозды на затылочной доле непостоянны по количеству и направлению.

Нижняя поверхность полушарий представлена нижними поверхностями лобной, височной и затылочной долей. На нижней поверхности лобной доли проходит обонятельная борозда, в которой лежит обонятельная луковица, обонятельный тракт, переходящий в обонятельный треугольник, которые в совокупности образуют обонятельный мозг.

1) К моменту рождения кора Б.П. имеет такой же тип строения как и у взрослого.

2) Поверхность коры Б.П. увеличивается за счёт формирования борозд и извилин.

3) Кора Б.П. быстро развивается на 1-м году жизни, зреют нейроны, происходит миелинизация нервных волокон.

Пластичность типов ВНД.

Свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут под действием воспитания и обучения меняться, т.к. нервная система ребёнка пластична, т.е. способна к изменениям. Тип В.Н.Д. складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которым подвергается человек в процессе жизни. Пластичность нервной системы И.П. Павлов называл “важнейшим педагогическим фактором”. Дети неуравновешенного типа под действием воспитания приближаются к уравновешенному типу. Чем моложе человек, тем пластичнее, т.е более изменчива нервная система. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной В.Н.Д., особенно тех, кто были определены как взрывчатые и распущенные. Однако, если правильная воспитательная работа ведётся с самого раннего детства, то можно значительно уменьшить дурные проявления, смягчить их, привив ребёнку прочные навыки, которые предотвратят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрессивность и запальчивость.

В зависимости от уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип: характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип: это люди с преобладанием второй сигнальной системы, “мыслители”, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Смешанный (средний) тип: к этому относятся большинство людей с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Тема. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования (2часа).

Цель: познакомить с биологическими ритмами, нейрофизиологическими основами сна-бодрствования.

План: 1. Понятие сна, его значение, механизмы сна, сновидения

3. Продолжительность и гигиена сна детей.

Виды сна.

1. Нормальный физиологический сон:

Быстрый сон крайне необходим человеку. Лишение быстрого сна только в течение одной ночи приводит к раздражительности, быстрому нервному утомлению. Более длительное отсутствие быстрого сна может привести к расстройству психики.

Восприимчивость к гипнозу зависит

а) от индивидуальных особенностей нервной системы.

б) от обстановки, где проводится сеанс гипноза.

в) от личных качеств врача-гипнотизёра.

г) от желания больного подвергнутся гипнозу.

4. Патологические сны:

Строение глаза.

Обеспечивает восприятие, проведение, анализ и синтез зрительных раздражений.

2. Сосудистая оболочка содержит множество кровеносных сосудов и пигментные клетки. Она делится на 3 части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.

Ресничное тело находится на месте перехода склеры в роговицу. Это утолщение (валик) сосудистой оболочки, его основу составляет ресничная мышца.

Собственно сосудистая оболочка занимает 2/3 задней части глазного яблока. В ней находятся эластические волокна, кровеносные и лимфатические сосуды и пигментные клетки.

Ядро яблока включает жидкость передней и задней камер, хрусталик и стекловидное тело

Слезная железа расположена в верхнем латеральном углу глазницы. Она постоянно вырабатывает слезу и выделяет её в щелевидное пространство верхнего века. Слеза омывает глазное яблоко.

Проводящие пути зрительного анализатора представлены зрительным нервом.

Световые лучи, пройдя через светопреломляющую среду (роговицу, жидкость камер, хрусталик, стекловидное тело) воспринимаются на сетчатке фотосенсорными клетками (колбочки и палочки), от которых по зрительному нерву нервные импульсы идут в подкорковые центры верхних холмиков среднего мозга, зрительные бугры и латеральные коленчатые тела промежуточного мозга, а затем в центральный отдел зрительного анализатора, который находится в зрительной зоне, где происходит высший анализ и синтез зрительных раздражений.

колбочки зрительный зрительная

З А == палочки + нерв + зона

Возрастные особенности.

1. У новорождённых орган слуха сформирован и способен нормально функционировать.

2. Наружный слуховой проход у них короткий и узкий, в первое время расположен вертикально. До 1-го года наружный слуховой проход состоит из хряща, который впоследствии окостеневает.

3. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых и расположена горизонтально.

6. Острота слуха, т.е наименьшая сила звука, которая может вызвать звуковое ощущение, увеличивается в среднем и старшем школьном возрасте (14-15 лет).

У детей следует развивать слух слушанием музыки, обучением игры на музыкальном инструменте, пением. Развивать голос. Во время прогулок, экскурсий следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск воды и т.д.

Гигиена слуха.

1. Для слуха человека чрезвычайно вредны сильные звуки. которые не только притупляют слух, но и понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движений, снижают остроту зрения. приводят к торможению. Необходима борьба с шумами в школе.

3. Мастерские, гимнастические залы должны находится на первом этаже в отдельном крыле или пристрое к основному зданию.

4. Длина классной комнаты должна быть 8 м. и обеспечивать чёткое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.

5. Не допускать чрезмерных шумов, криков в помещениях. Воспитывать у детей чувства сохранения рабочей обстановки, соблюдение тишины.

6. Беречь уши в холодное время, ветряные дни, особенно после бани.

8. Детей с пониженным слухом сажать за первые столы.

Механизм восприятия звука.

При колебании волокон спиральной мембраны колеблются расположенные на ней чувствительные волосковые клетки. Возникшее в них возбуждение по нервным волокнам преддверно-улиткового нерва передаётся в слуховую зону (височная доля), где происходит тонкий анализ сложных звуков.

Значение речи учителя.

Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему её слуховому восприятию учащимися и усвоению учебного материала. Слова следует произносить чётко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся дремотного состояния, где учебный материал воспринимается с трудом.

Речь учителя должна быть живой, богатой интонацией, образной и чаще адресоваться к зрительному воображению учащихся.

Наибольшая нагрузка во время уроков приходится на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.

Классификация мышц.

2. по направлению волокон: мышцы с параллельным расположением мышечных волокон; мышцы перистые (ног); мышцы с круговым расположением волокон (глаза, рта, вокруг отверстий).

3. по функции: сгибатели-разгибатели, отводящие-приводящие, пронаторы-супинаторы.

4. по глубине залегания: поверхностные, глубокие.

5. по топографии: мышцы спины, шеи, груди, живота и т.д.

6. по отношению к суставам: одно-, дву- и многосуставные.

Работа и сила мышц

Сокращаясь, мышцы совершают работу. Существует 2 вида работы: статистическая и динамическая.

Для каждого вида мышечной деятельности нужно подобрать средний (оптимальный) ритм и величину нагрузки, при которых будет выполнена наибольшая работа, а утомление будет развиваться постепенно.

Основные группы мышц.

Мышцы делятся на мышцы туловища (спины, шеи, груди, живота), головы (мимические, жевательные), мышцы верхних и нижних конечностей.

а) К мышцам спиныотносятся трапециевидная, широчайшая мышца спины, ромбовидная и др.

б) К мышцам шеи : подкожная мышца шеи, грудино-ключично-сосцевидная, лестничные и др.

в) К мышцам груди: малые и большие грудные, передние зубчатые, наружные и внутренние межрёберные, диафрагма и др.

г) К мышцам живота: прямая наружная и внутренняя косые, поперечная, которые образуют брюшной пресс.

б) Жевательные мышцы: одним концом крепятся к нижней челюсти и приводят её в движение. К ним относятся: височная, жевательная, внутренняя и наружная крыловидные.

III. Мышцы конечностей

Системы детей».

Тема. Понятие об эндокринной системе, гормональной деятельности желёз внутренней секреции (2 часа).

Цель:сформировать общие представления о гормонах, типах желёз, железах внутренней секреции и их роли в организме.

Оборудование: таблица «Эндокринная система».

План: 1. Типы желёз в организме человека.

2. Гормоны, их свойства и значение.

3. Влияние гормонов гипофиза на рост и развитие детского организма.

4. Влияние гормонов щитовидной железы на рост и развитие детского организма

Железы внешней секреции вырабатывают секреты, которые через выводные протоки выделяются в полость или на поверхность тела (слюнные, желудочные, кишечные, потовые, молочные, сальные и др.).

Железы внутренней секреции выводных протоков не имеют, а их секреты (гормоны) выделяются в кровь и разносятся по организму (гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники и др.).

К смешанным железам относятся поджелудочная и половые железы.

Свойства гормонов: 1. Гормоны обладают высокой биологической активностью, т.е. в ничтожно малых количествах оказывают мощное воздействие на организм. Так 1 г. адреналина усиливает работу 100 млн. сердец лягушек. 1 г инсулина понижает содержание сахара в крови 125 тыс. кроликов.

2. Гормоны обладают специфичностью их действия, т.е.оказывают влияние на определённые органы и определённые функции.

Источник

Возрастная анатомия физиология и гигиена что это

Возрастная анатомия физиология и гигиена что это. pdf 50. Возрастная анатомия физиология и гигиена что это фото. Возрастная анатомия физиология и гигиена что это-pdf 50. картинка Возрастная анатомия физиология и гигиена что это. картинка pdf 50.

В настоящее время образование сталкивается с актуальной проблемой – подготовкой высококвалифицированных педагогов. Уязвимым местом в реформировании всей системы образования остается вопрос повышения качества обучения и подготовки специалистов. Возникла потребность в педагоге нового типа, который смог бы организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь каждому ребенку достичь максимального успеха в умственном и творческом развитии, сохраняя при этом высокий уровень здоровья.

На современном этапе развития системы высшего образования повышаются требования к уровню профессионализма педагога, возрастает роль его личной ответственности за результативность своего труда. В этих условиях проблема совершенствования педагогического мастерства, развития творческого потенциала педагога выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность педагога в росте профессиональной компетентности. Образовательным учреждениям нужны педагоги, имеющие медико-педагогическую подготовку, знающие основные закономерности роста и развития детей и подростков, владеющие разнообразными методическими средствами, понимающие психофизиологические особенности детей и способные организовать учебный процесс с учетом индивидуальных характеристик ребенка.

Современный педагог должен не только успешно справляться с умственными, эмоциональными, нравственными и физическими нагрузками в процессе работы, но и оптимально строить учебный процесс, внедряя здоровьесберегающие технологии.

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» посвящен проблеме формирования систематизированных знаний в области возрастной физиологии и гигиены в условиях педагогической деятельности.

Программа курса предназначена для осуществления подготовки бакалавров на педагогических и психологических специальностях.

Представленное учебное пособие составлено в соответствии с планами рабочих программ дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», разработанных на основе требований ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» для профилей квалификации «Бакалавр».

В представленном учебном пособии рассмотрены все разделы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Основное внимание уделено строению и функционированию организма в различные возрастные периоды онтогенеза. Изложены анатомо-физиологические особенности роста и развития детей и подростков, обоснованы гигиенические требования к факторам внешней среды при воспитании и обучении, отражены вопросы укрепления здоровья подрастающего поколения.

Наиболее подробно изложены темы:

1. Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Основные периоды развития.

2. Организм человека как целостная система.

3. Закономерности роста и развития детского организма.

4. Опорно-двигательная система.

5. Кровь и сердечно-сосудистая система.

6. Строение, функции и гигиена органов дыхания.

7. Строение, функции и гигиена органов пищеварения.

8. Обмен веществ и питание.

9. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

10. Размножение и развитие организма на начальных этапах онтогенеза.

11. Выделительная система.

12. Иммунитет, его механизмы и способы укрепления.

13. Строение и функции основных сенсорных систем.

14. Взаимодействие сенсорных систем.

15. Значение и структурно-функциональная организация нервной системы.

16. Условно-рефлекторный характер и типы высшей нервной деятельности.

17. Функции высшей нервной деятельности.

Представленные в учебном пособии материалы базируются на известных трудах основоположников отечественной анатомии, физиологии и гигиены, а также на оригинальных работах авторов.

Учебный материал направлен на формирование у студентов естественно-научного мышления, изложен доступным для студентов, в том числе небиологических специальностей, языком, иллюстрирован таблицами, что облегчает усвоение учебного материала. Изложение материла в книге сопровождается большим количеством рисунков, в наглядной форме поясняющих строение изучаемых органов и систем. Все это делает учебное пособие доступным даже для неподготовленного читателя.

Учебное пособие предназначено для бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования, может быть полезно также студентам средних медицинских заведений, практическим психологам, врачам-педиатрам, педагогам и всем интересующимся вопросами строения и функционирования организма человека на разных возрастных этапах.

Источник

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

1.Теоретический материал (лекции)

2. Выполнить задание (самостоятельно по 6 темам).

Тема1. Закономерности роста и развития организма детей и подростков.

Подготовить одну презентацию по предложенным темам:

1. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

2. Роль среды и наследственности в развитии детского организма

3. Значение сенситивных периодов развития для физического и психического развития детей.

4. Статистика здоровья школьников РТ (по данным Центра охраны здоровья материнства и детства)

5. Акселерация и ретардация детей.

6. Значение школьной зрелости при отборе детей в школу.

7. Скачки роста у детей и подростков.

8. Закономерности роста и развития детей.

9. Характеристика критических этапов развития детей и подростков.

10. Критические этапы развития внутриутробного развития.

Тема 2. Регуляторные системы организма.

Выполнить тесты:

1. Функцией нервной системы является:

1) осуществление связи организма с внешней средой

2) регуляция работы органов и систем органов

3) осуществление психической деятельности

4) все перечисленные функции

2. Соматические нервы регулируют работу:

2) гладких мышц желудка и кишечника

3) скелетных мышц туловища и конечностей

4) мышц стенки кровеносных сосудов

3. Преобразование действующего внешнего раздражителя в нервный импульс происходит в:

4. Двигательными (исполнительными) называются нейроны, которые проводят нервный импульс:

1) от рецептора в центральную нервную систему

2) от рабочего органа в центральную нервную систему

3) от центральной нервной системы к рабочему органу

4) от одного нейрона к другому в пределах центральной нервной системы

5.Серое вещество центральной нервной системы образовано скоплением:

1) длинных отростков вставочных нейронов

2) концевых частей аксонов двигательных нейронов

3) тел вставочных и двигательных нейронов

4) тел чувствительных нейронов

6. Вегетативные нервы регулируют работу:

2) мимических мышц головы

3) скелетных мышц туловища и конечностей

4) жевательных мышц головы

7. С участием спинного мозга осуществляются рефлексы:

1) жевание и глотание

2) кашель и чихание

3) мочеиспускание и дефекация

4) мигание и слезоотделение

8. Центры вкусового и обонятельного анализатора расположены в _______ доле коры больших полушарий:

9. К периферической нервной системе относятся :

2) ядра головного мозга

3) серое вещество спинного мозга

10. Передача нервного импульса в центральной неравной системе с одного нейрона на другой происходит с

4) всех названных структур

Тема 3.Сенсорные системы и их функции

Подготовить письменные ответы на 10 вопросов:

Тема 3

1. Анализаторы. Функции и строение.

2. Возрастные особенности зрительного анализатора.

3. Возрастные особенности слухового анализатора.

4. Виды и причины нарушения зрения. Профилактика близорукости.

5. Функциональное значение и возрастные особенности двигательного анализатора.

6. Функциональное значение и возрастные особенности вестибулярного анализатора.

7. Функциональное значение и возрастные особенности вкусового анализатора.

8. Функциональное значение и возрастные особенности обонятельного анализатора.

9. Функциональное значение и возрастные особенности кожного анализатора.

10. Гигиенические основы режима дня учащихся.

Тема 4. Физиология ВНД

Подготовить рефераты по 2 вопросам из списка тем:

1. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков.

2. Методы изучения функциональной организации мозга.

3. Возрастные особенности и нейрофизиологические механизмы внимания.

4. Виды и механизмы памяти. Развитие памяти в онтогенезе.

5. Физиологические основы речи. Развитие речи.

6. Условия, механизмы и возрастные особенности выработки и торможения условных рефлексов.

7. Значение условных рефлексов для воспитания и обучения. Динамический стереотип.

8. Первая и вторая сигнальные системы мозга. Этапы и условия становления речевой функции.

9. Физиологические основы эмоций и их развитие в постнатальном онтогенезе.

10. Классификация и характеристика типов ВНД. Особенности педагогического подхода к детям с различными

11. Физиологические механизмы восприятия, памяти, внимания, мышления, их возрастные особенности.

12. Физиологические механизмы сна.

13. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности детей.

14. Значение инстинктов в обучении и воспитании дошкольников.

15. Возрастные особенности развития речи у дошкольников.

Тема 5.Возрастные особенности опорно-двигательной системы

1. Мышцы прикрепляются к кости при помощи:

2. Укажите особенности скелета человека, связанные с прямохождением:

1) позвоночник имеет S-образный изгиб

2) таз узкий, цилиндрической формы

3) грудная клетка расширена в стороны

4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом

5) стопа имеет продольный свод

6) большой палец кисти противопоставляется остальным пальцам

3. Найдите соответствие между костями и отделом черепа, к которому они принадлежат:

1) скуловая А) мозговой отдел

2) теменная Б) лицевой отдел

4. Укажите последовательность процессов, приводящих к произвольному сокращению скелетной

мышцы (к произвольному двигательному акту):

1) по отросткам двигательных нейронов возбуждение приходит к мышце

2) в двигательном центре коры больших полушарий возникает процесс возбуждения

4) мышца рефлекторно сокращается

5) возбуждение передается из головного мозга в спинной мозг

6. Выберите правильные утверждения, характеризующие опорно-двигательную систему человека:

1) позвоночник имеет 2 изгиба: 1 лордоз и кифоз

2) таз узкий, цилиндрической формы

3) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом

4) большой палец кисти противостоит остальным пальцам

5) грудная клетка сужена с боков

6) на нижнечелюстной кости имеется подбородочный выступ

7. Найдите соответствие между костями и типом их соединения:

1) верхнечелюстная и скуловая А) Неподвижное

2) фаланги пальцев Б) Полуподвижное

3) теменная и лобная В) Подвижное

4) позвонки в позвоночнике

5) тазовая и бедренная

6) плечевая и локтевая

8. Что такое гиподинамия и чем она опасна для человека? Каковы основные способы борьбы с гиподинамией?

9. Чем отличаются кости ребенка и пожилого человека?

10. Что такое осанка и каковы причины и последствия ее нарушения?

Тема 6.Возрастные особенности висцеральных функций

Подготовить письменные ответы на 12 вопросов

1.Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.

2.Возрастные особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.

3.Возрастная анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.

4.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.

5.Функции и состав крови.

6.Развитие выносливости у детей.

7.Причины малокровия у младших школьников.

8.Значение двигательной нагрузки на формирование сердечно-сосудистой системы школьников.

9.Жизненная емкость легких и ее составляющие.

10. Юношеская гипертония и её профилактика.

11. Профилактика функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы детей и подростков.

12. Водный и минеральный обмен у детей.

3. Вопросы к зачету:

1. Предмет, задачи и значение курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

2. Понятие о росте и развитии. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.

3. Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация, ее критерии и значение.

4. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.

5. Акселерация развития, ее виды и причины.

6. Роль наследственности и среды в развитии ребенка.

7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.

8. Общий план строения нервной системы. Основные элементы и возрастные особенности нервной системы.

10. Характеристика основных отделов нервной системы (центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервные системы).

11. Головной мозг и его развитие у детей.

12. Условный и безусловный рефлексы. Условия образования условных рефлексов и их роль в процессах обучения и воспитания.

13. Динамический стереотип как основа поведения человека и основа режима дня. Его значение в процессах обучения и воспитания.

14. Типы высшей нервной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ВНД в процессах обучения и воспитания.

15. Физиологические основы эмоций. Развитие эмоций у детей и подростков.

16. Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Профилактика употребления наркотиков, токсических веществ.

17. Память, развитие памяти у детей и подростков.

18. Первая и вторая сигнальная системы. Возрастные особенности их взаимодействия.

19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.

20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.

21. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей и подростков.

22. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора у детей и подростков.

23. Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.

24. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.

25. Понятие об обмене веществ и энергии.

26. Возрастная анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.

27. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.

28. Возрастные особенности крови.

29. Железы внутренней секреции, их возрастные особенности.

30. Иммунитет, его виды и возрастные особенности формирования.

31. Половое созревание детей и подростков.

32. Физиология и гигиена сна детей и подростков.

33. Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.

34. Умственная работоспособность. Гигиена умственного труда школьников.

35. Близорукость. Профилактика нарушения зрения у детей.

36. Гигиена слуха. Профилактика отрицательного воздействия шума на школьников.

37. Нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) у школьников и их профилактика.

38. Профилактика функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы детей и подростков.

39. Строение, функции и гигиена кожи.

40. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

41. Гигиенические требования к микроклимату класса.

42. Малокровие. Профилактика малокровия у детей и подростков.

43. Основы рационального питания школьников.

44. Гигиенические требования к школьному расписанию.

45. Гигиена трудового обучения.

46. Гигиена физического воспитания.

47. Гигиенические основы режима дня учащихся.

48. Гигиенические требования к оборудованию школы.

49. Гигиенические требования к планировке школьного здания.

50. Осанка и посадка школьников. Гигиенические требования к организации рабочего места школьников.

4. Литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *