Воцерковленный что это человек

Что такое воцерковление и кто такой воцерковленный человек?

Воцерковление — переход человека ставшего на путь веры, от обычного прихожанина в истинно верующего, рассматривающего жизнь и происходящие в ней события с христианской точки зрения, человека понимающего и принимающего церковные Таинства, осознающего необходимость исповеди и причащения, умеющего распознать искушения и противопоставить им высокоумие, ставшего на путь освобождения от греховной зависимости и порочного рабства.

Между воцерковленными людьми, посетителями храма и обычными прихожанами есть существенная разница. Вторые и третьи ищут у бога решения своих проблем, помощи, иногда спасения, человек воцерковленный ищет самого Бога.

Нужно понимать, что воцерковление не мероприятие и не событие, это достаточно продолжительный период в жизни прихожанина, состоящий из следующих этапов.

Этапы воцерковления

Приобщение

Приобщение начинается с изучения и познания духовных законов — Священного Писания (Ветхого и Нового заветов). Эти рукописи являются источниками фундаментальных знаний о Боге, ложащимися в основание истинной веры.

Молитва

Молитва регулярная домашняя, и церковная общественная, совершаемая на богослужении, вначале с небольшим объёмом молитвенно правила, но регулярно производимая в храме, и ежедневно дома, с обязательным посещением храма в воскресные дни, поскольку, шесть дней мы должны работать, а седьмой посвящать Господу Богу своему. Чтобы стать полноценным и осознанным участником богослужений нужно понимать последование службы.

Таинства

Таинства церкви — это способы достижения Божественной благодати, регулярное участие в них обязательное условие для воцерковления.

Причащение

Приобщение к Таинствам начинается с Причащения и требует соблюдения как правил подготовки, так и правил проведения церковного священнодействия. Великое Таинство Причащения проводится натощак. Общий порядок не касается тех, кто не крещен, безусловно, в этом случае воцерковление необходимо начинать с Великого Таинства Крещения.

Исповедь

Исповедь также требует тщательной и сосредоточенной подготовки. Анализ своих поступков и действий на предмет нахождения в них греховной части, помогут найти суть того, в чем необходимо раскаяться. Помочь в этом может церковная литература. Тем, кто совершает церковные Таинства впервые, характерны волнение и растерянность, не будет предосудительным запись поступков, в которых хотелось бы покаяться.

Исповедь – таинство, в котором прощаются грехи исповеданные. Далеко не всегда человек может обнаружить и осознать все содеянные им прегрешения. Регулярное исповедание поможет научиться определять свои греховные деяния, и со временем фиксировать момент принятия решения, давая возможность избегать грехопадения.

Нужно знать, что исповедь — словесное признание и обращение за прощением. Наивно предполагать, что Господь не знал об этих прегрешениях, но послать прощение не осознавшему, невозможно. Регулярное исповедование позволяет вести человеку анализ своих поступков на предмет наличия греховных действий, важно не совершать одни и те же прегрешения, а стараться найти безгреховный выход из повторяющихся ситуаций.

Важно понимать, что в исповеди необходимо сообщить о всех содеянных грехах, без деления на большие и маленькие. Сообщить нужно о всех осознанных прегрешениях на тот час, иначе Таинство не будет выглядеть как сердечное откровение. Божественная благодать, дающая силу для воздержания от повторного греха нисходит только на озвученные.

Покаяние

Важно понимать, что покаяние не автоматическое избавление от ответственности за совершенные прегрешения, а обоюдное человеческое и Божественное действо, направленное на освобождение от содеянных грехов. Важно, не просто поведать о своих грехах, но и покаяться в них, осознать их в полной мере и изменить свою жизнь, чтобы их не совершать.

Духовный наставник

Обретение духовного наставника — не результат поиска, а акт духовного Благословления и окончательного принятия в ряды ищущих спасение. Учителя нужно встретить, дается на определенном этапе после части проделанного пути и ряда испытаний, подтверждающих твердость нахождения на избранном пути и готовность двигаться дальше.

Кто такой воцерковленный человек?

Воцерковленный человек — тот, кто прошел перечисленные выше этапы и приобщился к церковному образу жизни настолько, что стал неразделим с ним, и стал ответственным верующим, ведущим христианский образ жизни, понимающий, что цель христианской жизни – спасение.

Источник

Кого можно считать воцерковленным человеком?

Ответы пастырей

Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством?

Воцерковленный что это человек. 318886.p. Воцерковленный что это человек фото. Воцерковленный что это человек-318886.p. картинка Воцерковленный что это человек. картинка 318886.p. Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

Пока человек в отношениях с Богом ищет только своего,
он и есть «недохристианин»

– Помню, рассказывала мне одна молодая женщина, как она однажды, будучи в областном центре, будним днем зашла в кафедральный собор. Народу почти никого. Взяла несколько свечек и пошла молиться.

Помолившись, направилась к выходу, и в этот момент ее окликнула одна из тамошних бабушек и сочувственно поинтересовалась:

– Кто? Муж? Нет, всё в порядке.

– Тогда что же, гуляет?

– С чего это вы взяли? Нет, не гуляет.

Воцерковленный что это человек. 318855.p. Воцерковленный что это человек фото. Воцерковленный что это человек-318855.p. картинка Воцерковленный что это человек. картинка 318855.p. Священник Александр Дьяченко – Сама болеешь? Или дети?

– Слава Богу, как у всех.

– Так, может, на работе у тебя неприятности? – недоумевает старушка.

– Всё в порядке, бабушка.

Реальный разговор, а звучит словно анекдот. Так бывает, когда идет человек в церковь, потому что надо ему проблемы свои решить. Сейчас он Богу свечку поставит, лоб перекрестит – Господь и поможет.

Так вот, пока человек в отношениях с Богом ищет только своего, он и есть, как вы говорите, «недохристианин». Христианин ищет Самого Бога. Удобно ему будет идти с Ним по жизни или не очень, сытно или впроголодь, вопрос для него неглавный.

«Должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 7), – говорит Господь Никодиму, и без покаяния здесь никак не обойтись. Слезет человек с пьедестала памятника собственной гордыни, встанет перед Христом на колени, тогда от храма, от Причастия его уже будет не оторвать. Палками бить станут – он всё равно пойдет.

Сопричастность христианина Церкви определяется
мерой реальной приверженности заповедям Спасителя

Воцерковленный что это человек. 318856.p. Воцерковленный что это человек фото. Воцерковленный что это человек-318856.p. картинка Воцерковленный что это человек. картинка 318856.p. Священник Димитрий Выдумкин – Думаю, что при осмыслении этих вопросов нам меньше всего следует опираться на те или иные внешние критерии. Ибо есть ли у нас четко сформулированный и вполне ясный ответ на вопрос: «что такое воцерковленность»? И можем ли мы как-то описать подлинную церковную жизнь, не оказавшись в плену ограниченности своих собственных представлений?

Отвечая на эти вопросы, мы можем лишь попытаться направить мысль того, кому предназначены ответы, в правильном направлении. Лично для меня это направление было задано одним опытным духовником еще в период моей юности. Тогда, помню, он сказал мне: «Если ты захочешь понять, насколько глубоко ты находишься в Церкви, прислушайся к своему сердцу после того, как тебе случится вдруг пропустить воскресную Литургию. Если при этом на сердце будет тоска, которая не будет оставлять тебя в течение дня, значит, ты живой ее член. Если же для твоего внутреннего мира это событие пройдет почти незаметно и никакой скорби ты не ощутил, то ты в реальности пока лишь у врат ее стоишь, как оглашенный, и тебе еще только предстоит по-настоящему в нее войти».

Если сердце твое тоскует без Литургии, тогда ты живой член Церкви

Этот первый критерий, как мы видим, носит глубоко личный характер. Лишь сам человек, прислушавшись к своему сердцу, может попытаться понять, насколько он «вживлен» (не люблю слово «интегрирован») в жизнь Церкви. Но со стороны это понять нам не дано.

Другой критерий мы могли бы поискать в области внеритуальной жизни христианина. Церковное богослужение и Таинства для нашей нравственной жизни есть училище благочестия. Церковные тексты, содержащие в себе либо отрывки из Священного Писания, либо поэтическое истолкование их, либо примеры воплощения Евангелия в жизни святых, выстраивают для нас систему координат. Насколько воспринял христианин эту систему координат, насколько верен он в жизни тем идеалам, которые Церковь воспевает в Своем богослужении, настолько он и церковен. Жизнь Церкви вся выстроена вокруг заповедей Спасителя. И сопричастность христианина Церкви и вообще истинному христианству определяется лишь мерой его реальной приверженности этим же заповедям.

Важнейший критерий воцерковленности –
присутствие мирного духа, духа Христова

Воцерковленный что это человек. 318857.p. Воцерковленный что это человек фото. Воцерковленный что это человек-318857.p. картинка Воцерковленный что это человек. картинка 318857.p. Священник Димитрий Шишкин – Всё-таки первое, что просится на ум, – это исполнение каких-то простых, но обязательных правил церковной жизни, известных всем мало-мальски воцерковленным людям. То есть присутствие на вечерней службе в субботу или накануне праздника, а также на Литургии в воскресный день хотя бы раз в месяц. Причем присутствие не на пять-десять минут, а как положено – от начала и до конца службы. Конечно, если нет каких-то объективных препятствий. Это важно, потому что и болезни бывают, и отсутствие храма в пределах реальной доступности, и разные погодные (природные) обстоятельства и т.д. Но при отсутствии всех этих коллизий посещение храма и службы нормально каждую неделю.

Далее, конечно, критерием воцерковленности надо признать участие в Таинствах исповеди и Причастия хотя бы несколько раз в году. Раньше говорили о необходимости Причащения каждым многодневным постом, которых у нас, напомню, четыре. Но сейчас (и это радует) большинство прихожан стараются причащаться чаще, хотя бы раз в месяц. И это хорошо.

Кроме того, надо сказать о правиле домашнем, то есть о каких-то минимальных требованиях исполнения утренних и вечерних молитв, молитв перед едой и после еды, перед работой и после работы. Обязательной нормой для воцерковленного человека можно назвать и чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета.

Обязательная норма для воцерковленного человека – чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета

Периодичность может быть разной: каждый день, раз в два-три дня или раз в неделю, в зависимости от обстоятельств, но постоянство – это норма. Кто-то скажет: ригоризм и начетничество! Ничуть – обычный христианский образ жизни.

Но и это еще не всё. Важнейшим критерием воцерковленности надо назвать присутствие мирного духа, духа Христова. Апостол говорит: «Кто духа Христова не имеет, то и не Его» (Рим. 8: 9). А один из основных признаков, если можно так сказать, духа Христова – это строгость к себе и снисхождение к другим. Не потакание грехам и не оправдывание лжи, но именно сострадательное и духовное отношение к человеку как к высшему творению Божиему, призванному ко спасению. Мне кажется, это важно: при исполнении всех правил, о которых мы говорим и которые действительно необходимы, не забывать, что цель наша состоит в том, чтобы стяжать дух Христов, уподобиться Христу, облечься в Него. Вот это в собственном смысле слова и есть воцерковление, потому что Церковь – это и есть тело Христово.

Насчет же того, что можно считать недовоцерковленностью и недохристианством… я бы воздержался от употребления этих терминов, хотя бы уже потому, что за всю историю жизни Церкви устами бесчисленного множества святых отцов были оговорены самые разные тонкости и нюансы церковной жизни и определены наименования всех важных для нашего спасения состояний, понятий и отношений. Насколько я знаю, среди этих терминов нет слов «недовоцерковленность» и «недохристианство», отчасти, может быть, потому, что суть человеческой жизни, особенно в духовном ее измерении, знает только Сам Господь, и нам легко ошибиться, оценивая человека только по каким-то внешним признакам, не зная содержания жизни его сердца и обстоятельств жизни вообще. Но это, конечно, не значит, что мы сами вправе пренебрегать теми критериями церковной жизни, о которых мы говорили выше.

Невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно,
в отрыве от общины

Воцерковленный что это человек. 318858.p. Воцерковленный что это человек фото. Воцерковленный что это человек-318858.p. картинка Воцерковленный что это человек. картинка 318858.p. Священник Сергий Бегиян – Этот вопрос совсем не такой простой, как кажется. Несомненно, что жить настоящей церковной жизнью – это идеал каждого верующего человека. Наверное, в разные годы я бы по-разному отвечал на этот вопрос. Сегодня я могу сказать так: невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно, в отрыве от общины. Настоящая церковная жизнь общинна, соборна по духу. Где нет такого общего начала, там мало и церковности в высоком смысле слова.

Можно ходить на службы, участвовать в Таинствах, то есть пытаться осуществить свое индивидуальное христианство, но исполнить заповеди в одиночку затруднительно. Невозможно смириться, когда нет смиряющего; невозможно утешить, когда нет плачущего и т.д. Это простые, грубые примеры, но суть именно такова. Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему. Церковная община помогает усовершенствовать и первое, и второе.

Если община сильна – то тогда действительно приход подобен кораблю, плывущему по житейскому морю. Если община разделена на многих молящихся знакомцев (как оно происходит почти повсеместно), то мы переплываем море на байдарке. Может, конечно, повезти, и ты переплывешь. А может, и нет.

Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему

Недовоцерковленность – когда человек только берет от храма: Таинства, благодать, молитвы и прочее, – а сам ничего не дает, никогда не спросит, чем помочь. Может, банально после службы убрать некому. Недовоцерковленность еще и поверхностное хождение на богослужения без попытки что-то понять, стать ближе к Богу, хождение в церковь в силу традиции или по инерции.

Недохристианство – это некая косность, нежелание работать над собой. Человек ходит в храм, но уже не думает о своем исправлении, а уже его мозг работает, как бы исправить детей, внуков, мужа и проч. Недохристианство – это Ветхий Завет. Когда ты читал, читал: «не укради», «не прелюбы сотвори», «чти отца и мать» и прочее, а вот до «блаженны плачущии» – не дочитал. И так и остался христианским фарисеем, почитающим свой покой и комфорт превыше всего и на любое обвинение так и отвечающим: «Благодарю Тебя, Боже, что я не как другие человецы, пощусь дважды в неделю» и т.д.

Недохристианство – это успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «гарантии спасения»

Христос пришел низвести огонь (ср.: Лк. 12: 49) Божественной любви. И желает, чтобы этот огонь снедал нас и от любви к Нему мы восходили бы все к большему подвигу. Этот огонь не позволяет душе успокоиться на достигнутом (поскольку, в сущности, мы ничего не достигаем), но все время толкает нас вперед, как говорит апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3: 13–14).

Поэтому, говоря кратко, недохристианство и значит успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «православные гарантии спасения», а не в «муках рождения» каждый день распинаться миру.

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви

Воцерковленный что это человек. 318859.p. Воцерковленный что это человек фото. Воцерковленный что это человек-318859.p. картинка Воцерковленный что это человек. картинка 318859.p. Священник Валерий Духанин – Воцерковленность определяется по достаточно четкому критерию. Воцерковленный человек – это человек, который не может без Церкви. Его тянет в храм, в храме его душа расцветает, радуется, наполняется жизнью. Без богослужения и Таинств он задыхается, угасает. Он, конечно, может по усталости пропустить молитвенное правило, но без молитвы все равно не может.

Поэтому насколько жизнь Церкви стала жизнью твоей души, настолько ты и чадо Церкви. Насколько ты жаждешь общения с Господом в Таинствах и богослужениях, настолько Божия благодать и очищает тебя. А вот если тебя не тянет в храм, если ты думаешь, что лучше вместо всенощной пойти в гипермаркет, а вместо Литургии отоспаться, то какая у тебя воцерковленность?

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви: Рождество, Воскресение Господа, ниспослание Святого Духа апостолам. Он переживает эти события как сопричастный Евангелию, воспринимает самым сердцем события из жизни Господа как имеющие отношение к каждому из нас. Он живет постами и праздниками церковного года, а мирские праздники отступают на второй план.

Важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним

И еще добавлю, что важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним. Ведь когда касается сердца благодать Христова, то внутри сияет что-то чистое, доброе, такую душу ничто не гнетет и она с радостью и любовью относится к окружающим. Если же ты ходишь в храм и тут же грубо одергиваешь стоящих рядом, если везде провоцируешь с кем-то конфликт, то, значит, еще не воспринял ты от Церкви мирный и любвеобильный дух, еще есть тебе над чем работать. Каждый из нас имеет свою степень недовоцерковленности. Но каждому открывается и удивительный путь – воспринимать у Матери-Церкви несказанные духовные дары, которые утешают, укрепляют, радуют и приобщают благодати Духа Святого.

Источник

Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало — катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами, постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

Почувствовать Благодать нелегко, для этого нужно вникать в учения, в Писания, воцерковиться с теми людьми, которым Бог даровал радость общения в Святом духе. Одной из святынь в Церкви является святая вода, которая может храниться много лет после освящения и не менять свою структуру.

Воцерковление невозможно без познания Таинств Церкви. В каждом из них христиане принимают участие:

Если человек принимает Таинство крещения во взрослом возрасте, то порой говорят, что он второй раз рожденный. Новоцерковному человеку дается новое имя и ангел-хранитель на Небесах, что является великой Благодатью.

Создавая семьи, православные проходят через таинства Брака, в последние дни жизни имеют Благодать участвовать в Таинстве Соборования.

Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Женщина после родов, рождения ребенка на сорок дней отделяется от Церкви ввиду своей физической нечистоты. Ребенок, проживший 9 месяцев в лоне матери, является с ней единым целым.

Как православная мать принадлежит Церкви, так и младенец является Ее частицей, после воцерковления они будут приняты в Церкви, которая станет и матерью, и семьей.

По молитве священника происходит возвращенине молодой матери в лоно Церкви, которая принимает в лице младенца еще одну Свою частичку, дитя.

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду…

…Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего…

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней — в новую жизнь Царства Божия.
Также вводит ее во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.
Также вводит пред дверьми жертвенника…

Источник

Воцерковленный человек это хорошо или плохо?

Что такое воцерковление

Человек, начинающий знакомство с Православием, обязательно столкнётся с вопросом о воцерковлении. Воцерковленный человек – это настоящий христианин? Или же так называют религиозных фанатиков? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что такое воцерковление. Данное понятие имеет три значения.

Во-первых, воцерковлением называют постепенное ознакомление человека, готовящегося к принятию Крещения, с основами Православной веры и благочестия (катехизация).

Также в богослужебной терминологии воцерковлением именуется священный обряд, который совершается над ребёнком и его матерью спустя 40 дней после родов. Данный чин появился не ранее 4 века нашей эры. Его прообразом являлся ветхозаветный иудейский обряд посвящения первенца Богу на 40-й день после рождения. Он был совершён в том числе и над Богомладенцем Иисусом Христом.

Сегодня чин воцерковления воспринимается как заключительный этап Крещения и включает благодарственные молитвы. Он призван благословить мать и ребёнка, принять их в ряды членов Святой Церкви. Обряд также совершается над крещаемыми взрослыми.

Необходимость чина воцерковления для матери обусловлена тем, что на протяжении 40 дней она проходила через процесс послеродового очищения. Согласно благочестивой традиции, в течение этого периода православная женщина воздерживается от посещения храма и участия в Таинствах. Чин воцерковления призван вернуть её к привычной церковной жизни.

Воцерковленный человек – это дитя Церкви

Наиболее же широкое значение понятия «воцерковление» – приобщение уже верующего и крещёного человека к полноценной церковной жизни. На вопрос «Воцерковление – что это такое?» Игумен Нектарий (Морозов) отвечает:

«Воцерковление – это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью».

Воцерковленный христианин – тот, кто регулярно молится, осознанно участвует в богослужениях и Таинствах, деятельно стремится к духовному совершенствованию. Он исполняет Божественные заповеди, совершает добрые дела, изучает Евангелие и другие душеполезные книги. Протоиерей Андрей Малкин отмечает:

«Воцерковленный христианин ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни… Воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от неё мучительно и трагично».

Святая Церковь является телом Христовым. В связи с этим священник Димитрий Шишкин важным критерием воцерковленности называет обретение мирного духа Христова. В Новом Завете сказано:

«Кто духа Христова не имеет, то и не Его» (Рим. 8: 9).

Носить в себе дух Христов – значит любить ближнего, видеть в нём высшее Божье творение, быть к нему снисходительным, а к себе строгим.

Кто такой невоцерковлённый человек?

В наши дни воцерковленным верующим, прихожанам, нередко противопоставляются невоцерковленные верующие. В просторечии их называют «захожанами» или «прохожанами». Как правило, это крещёные люди (то есть формально православные), но относящие себя к Православию лишь в культурно-традиционном плане. Они равнодушны к подлинной церковной жизни, и чаще всего, духовно безграмотные.

Некоторые из них посещают храм лишь по главным церковным праздникам, в качестве соблюдения традиции. Другие же и вовсе отвергают Церковь, называя себя «верующими в душе, без обрядов и посредников». Однако Святые Отцы учили: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Игумен Нектарий (Морозов) поясняет:

«Целью прихода в мир Спасителя, Его проповеди, крестных страданий, смерти, Воскресения было основание Церкви. И если человек в течение всей жизни для себя ее не открывает, то он проходит мимо самого главного, того, ради чего приходил на землю Христос».

Игумен Нектарий добавляет, что, отказываясь от Церкви, человек лишает себя участия в церковных Таинствах. А они являются наиболее прямым и коротким путём к Богу.

Священник Александр Дьяченко отмечает, что для невоцерковленного человека Церковь и спасение не являются смыслом жизни:

«Такой человек идёт в церковь, потому что ему надо проблемы свои решить. Сейчас он Богу свечку поставит, лоб перекрестит – и Господь поможет. Настоящий же христианин ищет Самого Бога. Удобно будет идти с Ним по жизни или не очень, сытно или впроголодь, вопрос для христианина неглавный».

Священник Валерий Духанин резюмирует:

«Каждый из нас имеет свою степень недовоцерковленности. Но каждому открывается и удивительный путь – воспринимать у Матери-Церкви несказанные духовные дары, которые утешают, укрепляют, радуют и приобщают благодати Духа Святого».

Как найти Бога и с чего начать воцерковление?

Ищущим Бога необходимо помнить следующие Евангельские слова:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7).

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно… ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17.20)

Подлинная Вера – Божий Дар. Он даётся лишь тем, кто искренне и усердно желает его обрести. Поэтому всем сомневающимся, но желающим стать на путь Истины, священники советуют горячо просить Бога открыть Себя. Протоиерей Александр Торик наставляет:

«Если желание наше будет искренним и просьба неотступна, даст нам Господь и Веру, и бесчисленные подтверждения истинности Её».

Что делать тем, кто был крещён в детстве, но лишь будучи взрослым серьёзно осознал потребность в Боге и Церкви? Протоиерей Максим Помазанский советует таким людям найти подходящий православный храм и начать посещать богослужения:

«Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником».

Отец Максим отмечает, что в ходе богослужений у воцерковляющегося человека неизбежно возникают вопросы. В поиске ответов на них происходит постепенное осмысление службы, подкрепление практики теорией. Необходимо изучать основы веры, Священное Писание. В первую очередь – Новый Завет. Священник подскажет подходящую для вас духовную литературу. Полезным будет участие в специальных беседах и курсах катехизации при храмах, посещение Воскресной школы.

Желающему воцерковиться нужно регулярно молиться. Начинать можно с чтения молитвы «Отче наш» утром и перед сном. Изучите её толкование, читайте молитву осмысленно, размышляйте над ней. Молитва должна быть не формальной обязанностью, а живым общением с Богом. Постепенно приучайте себя к сокращённому молитвенному правилу. В течение дня можно молиться кратко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани».

Необходимость участия в Церковных Таинствах

Осознанное участие в установленных Богом Таинствах (Исповедь, Причастие и т.д.) – ключевой вопрос церковной жизни. Весь процесс воцерковления является подготовкой именно к этому. В Таинствах происходит благодатная встреча человека и Бога, которая освящает и преображает душу и тело христианина.

Митрополит Иларион (Алфеев) называет Церковные Таинства приобщением к Божественному естеству, получением опыта неба, предвкушением Царства Божьего («Таинство веры»). В связи с этим подлинным воцерковлением можно назвать обретение опыта переживания благодати в Таинствах Православной Церкви. Священник Виталий Семёнов отмечает:

«Воцерковленный человек – тот, кто во всей полноте стремится быть частью Церкви Христовой, Глава которой – Христос, и жить так, как заповедал Христос, по Евангелию, – участвовать в таинствах, каяться в своих грехах, бороться со своими страстями, регулярно давать Господу возможность воссоединиться со своим телом, со своей душой в таинстве Евхаристии. А если он так не делает и крайне редко причащается, то через свою жизнь обычную, нецерковную, недуховную он отдаляется от Христа и Его Церкви».

Регулярное участие в Церковных Таинствах крещёному человеку лучше всего начать с первой исповеди. Отнестись к ней следует серьёзно и ответственно. Подлинное покаяние предполагает твёрдое намерение «сжечь все мосты» с греховным прошлым и стать на путь исправления. Священник поможет в подготовке к первой исповеди.

Воцерковленный человек — опасности и ошибки в начале пути

Воцерковляющимся людям, ощутившим радость Богообщения, присущи ревностные порывы кардинально и немедленно изменить свою жизнь. Протоиерей Максим Помазанский предостерегает новоначальных христиан (неофитов) от фанатизма и перегибов:

«Как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких».

С другой стороны, воцерковляющемуся человеку свойственно глубокое осознание своей греховности, которую он прежде не замечал. Однако не стоит опускать руки и впадать в уныние, ведь подобное прозрение – признак подлинного покаяния и исправления души. А значит, и приближения к Богу.

Преподобный Ефрем Сирин учил:

«Церковь – не собрание святых, а толпа кающихся грешников».

Эти слова нужно помнить и тем, кто внутри Церкви столкнулся с человеческими недостатками. Игумен Нектарий (Морозов) предостерегает от осуждения и высокого самомнения в таких случаях:

Отвечая на вопрос «Что значит воцерковленный человек?», священник Димитрий Шишкин напоминает, что церковная жизнь не должна сводиться к набору внешних обрядов и правил. На первом месте всегда должна быть усердная духовная работа над собой:

«Можно посещать храм, исповедоваться и причащаться формально и не жить духовной жизнью. Больше того, можно за внешним соблюдением церковных обрядов утратить живое общение с Богом и перестать быть членом Церкви».

Воцерковленный человек: примеры прихода в Церковь

Приведём историю воцерковления выдающегося духовного писателя 20 века игумена Никона (Воробьёва). Его мирское имя – Николай. В юности он был далёк от Бога и церкви. В то же время, будучи образованной и глубокой натурой, Николай жаждал познать смысл человеческого существования.

Мучительные размышления приводили юношу в тупик. Николай оказался на грани самоубийства. В отчаянии он впервые обратился к Богу:

«Господи, если Ты есть, то откройся мне!».

И вдруг Николай услышал сладкозвучный колокольный звон, который проник в глубину его сердца. Это был ответ Бога на крик души молодого человека, горевшего поиском Истины. Позднее Николай осознал, что нигде поблизости не было храма, источника колокольного звона.

Православный публицист Анна Петрова (Шмойлова) написала рассказ о своём воцерковлении, которое произошло в 90-е годы. Будучи юной, она самостоятельно пришла к осознанию бытия Бога. Однако церковная жизнь казалась девушке мрачной и отталкивающей. Анна ещё сильнее утвердилась в этом убеждении, когда решилась впервые зайти в храм, но её оттуда выгнала грубая прихожанка.

Однако Анна не остановилась в своём поиске Бога. Она увлеклась изучением Евангелия, слушала по радио лекции на духовные темы, начала соблюдать пост. Позднее, узнав о церковных Таинствах, Анна ощутила острую необходимость исповедаться. Поэтому, невзирая на страх, девушка вновь решилась пойти в храм и горячо попросила Бога принять её.

На этот раз в церкви все были тихими и вежливыми. Испытывая одновременно и волнение, и радость, Анна исповедалась и получила разрешение на Причастие. На следующий день перед Причастием девушка услышала проповедь священника, которая стала точным попаданием в её духовные переживания. Сейчас Анна (уже воцерковленный человек) вспоминает:

«Это была для меня проповедь, меня сам Господь привёл в церковь. Много лет я ходила в церковь тайком, чтобы не раздражать близких. Я ничего не понимала на службах, вылавливая отдельные знакомые слова. Долго не было никакой литературы. Но церковь меня звала, и я шла».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *