Вопрос говоря о референдуме можно утверждать что он
Тест с ответами: “Референдум”
1. На каких уровнях могут проводиться референдумы:
а) на уровне РФ, субъектов РФ, городов, поселков и деревень
б) только на уровне РФ
в) только на уровне городов
2. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения:
а) избрание
б) референдум +
в) выборы
3. Важнейший институт прямой демократии:
а) назначение
б) избрание
в) референдум +
4. Референдум представляет собой непосредственное правотворчество:
а) народа +
б) президента
в) премьер-министра
5. Условия проведения референдума и его процедура регулируются:
а) указом президента
б) указом ПМ
в) конституцией +
6. Условия проведения референдума и его процедура регулируются:
а) указом президента
б) законодательством +
в) указом парламента
7. Проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса:
а) обязывающий референдум
б) факультативный референдум
в) обязательный референдум +
8. Референдум бывает:
а) признанный +
б) правильный
в) состоявшийся
9. Референдум бывает:
а) неправильный
б) не состоявшийся
в) непризнанный
10. Референдум бывает:
а) частично правильный
б) частично признанный +
в) частично состоявшийся
11. Юридической силы не имеют референдумы:
а) консультативные +
б) обязательный
в) признанный
12. Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР этого года:
а) 1956
б) 1936 +
в) 1926
13. Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся:
а) 17 марта 1991 года +
б) 17 мая 1991 года
в) 17 июня 1991 года
14. За сохранение СССР высказалось столько процентов участников опроса:
а) 86,4
б) 26,4
в) 76,4 +
15. В 1991 году прошёл первый всероссийский референдум о введении поста:
а) президента РФ +
б) главного секретаря РФ
в) главного вождя
16. 12 декабря 1993 года одновременно с выборами в Госдуму первого созыва прошло всенародное голосование по проекту:
а) Законов РФ
б) Конституции России +
в) Отделения некоторых регионов РФ
17. Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду с такими выборами:
а) приказными
б) назначенными
в) свободными +
18. В октябре этого года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»:
а) 1998
б) 1995 +
в) 1994
19. Референдум нельзя проводить одновременно с:
а) назначением президентом губернаторов
б) праздниками
в) выборами +
20. Референдум нельзя проводить:
а) при большом скоплении народа
б) при чрезвычайном или военном положении +
в) при праздновании
21. Референдум не проводится в последний год полномочий:
а) президента РФ +
б) Госдумы
в) премьер-министра
22. С начала 2010-х годов в России часто проводится референдум такого уровня:
а) высшего
б) муниципального +
в) низшего
23. Порядок проведения местного референдума определяется уставом соответствующего:
а) ментального образования
б) сакрального образования
в) муниципального образования +
24. Конституция … применение референдума определённым кругом вопросов:
а) ограничивает
б) не ограничивает +
в) зависит от вопросов
25. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт такого самоуправления:
а) второсортного
б) второстепенного
в) местного +
26. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их:
а) властью
б) конституциями и уставами +
в) руководителями
27. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие … избирательного корпуса:
а) более половины +
б) менее 10%
в) более 80%
28. На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумы:
а) проводились 10 раз
б) проводились 5 раз
в) не проводились +
29. В 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об:
а) объединении регионов +
б) разделении регионов
в) объединении с другими странами
30. Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от:
а) избирательного совета
б) избирательного корпуса +
в) избирательного собрания
Об ограничении предмета референдума Российской Федерации
Сергеев А.А., доктор юридических наук.
См., например: Лучин В.О., Мазуров А.В. Новый Закон о референдуме // Право и политика. 2004. N 8; Андреева Г.Н. Бюджетно-финансовые вопросы как предмет референдума (заметки на полях решения Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 20 и др.
Референдум и народный суверенитет
См.: Постановление от 10 июня 1998 г. N 17-П; Определение от 8 октября 1999 г. N 171-О и др.
С критикой выводов и аргументов Суда выступил в Особом мнении к указанному Постановлению судья В.О. Лучин. Нам представляется важным остановиться на анализе приведенных в данном Особом мнении доводов, впоследствии повторявшихся и развивавшихся авторами ряда научных публикаций.
Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4.
Резюмируем выводы В.О. Лучина, обосновывающие недопустимость ограничения возможности инициирования и проведения референдума.
Если согласиться с приведенными положениями или хотя бы с одним из них и применить их к проблеме допустимости введения ограничений для вопросов референдума, то мы придем к однозначному выводу: введение таких ограничений нарушает принцип народного суверенитета и не допускается Конституцией РФ. Ведь в теории конституционного права принято утверждать, что народный суверенитет имеет приоритет перед государственным суверенитетом. Органы государственной власти являются представителями народа, действуют в рамках полученных от него полномочий. Следовательно, они не могут ограничивать право народа самостоятельно принимать какое-либо решение прямым волеизъявлением. Если народ своим прямым решением, принятым на референдуме, не ограничил свои права и не уполномочил законодателя вводить такие ограничения, то «самочинное» (без санкции народа) их введение законодателем будет нарушать народный суверенитет.
Почему же, однако, ограничения круга вопросов референдума, как и иных существенных условий инициирования и проведения всенародных голосований, распространены в законодательстве многих демократических государств? Стоит ли механически проецировать на современные проблемы конституционного права воззрения Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка и ряда других мыслителей прошлого, вырвав их из исторического контекста, отделив от сопровождавших их условий и оговорок, обусловленных особенностями правовых и политических систем прежних веков? Для того чтобы дать объективную оценку состояния сегодняшнего российского законодательства и предложить пути его совершенствования, следует четко разделить правовые идеалы и действительность, желаемое и возможное, юридические фикции и реальность. Без этого будет трудно избежать логических противоречий и строго аргументировать позицию в защиту института референдума.
Во-первых, принцип народовластия (полновластия народа, народного суверенитета) вовсе не означает, что прямое волеизъявление народа начинает доминировать при принятии государственных решений. Ни в одной стране мира референдум не является приоритетной формой народовластия. Везде он лишь в той или иной степени дополняет деятельность представительных государственных органов.
Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003. С. 126.
Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909. С. 35.
Там же. С. 37.
Теория народного суверенитета, призванная во второй половине XVIII в. обосновать равенство прав граждан независимо от сословия, вероисповедания, социального положения и т.п. в европейских странах и неподвластность народа внешним правителям в США, легла в основу современных доктрин конституционного права. Участие граждан в политическом процессе рассматривается ныне в качестве важного и обязательного условия государственного устройства. Однако нигде в мире юридическая фикция народного суверенитета пока не приводит на практике к реальному правлению большинства. Повелевающая власть везде остается в руках правящего меньшинства, которое связано, ограничено законами, системой разделения властей, необходимостью исполнять волеизъявление граждан, выраженное на выборах и референдумах, общественным мнением и иными инструментами гражданского общества. Чем лучше развиты эти ограничительные механизмы, тем больше мы имеем реальной демократии, тем отзывчивее (по выражению Л. Даймонда) становится государство на нужды все более широкого круга граждан. Однако именно государство регулирует пределы участия граждан в политической жизни, а отнюдь не народ своим прямым волеизъявлением ограничивает государство.
Даймонд Л. Определение и развитие демократии // Теория и практика демократии. Избранные тексты. М., 2006. С. 25.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 341.
Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 3. С. 8.
В интерпретации К. Поппера и А. Пшеворского «демократия лишь позволяет народу сменить правительство мирным путем».
См.: Андреева Г.Н., Верещагин А.Н., Старостина И.А. Двери для референдума приоткрываются? // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 2. С. 174.
Уместно вспомнить, что проект Конституции РФ 1993 г. был подготовлен в обход легитимных парламентских процедур и вынесен на всенародное одобрение в нарушение установленного законом порядка.
Конституция РФ не предоставляет гражданам Российской Федерации право инициировать проведение референдума. Такое право гарантировал ФКЗ от 10 октября 1995 г. Если бы российский парламент в те годы не был оппозиционным по отношению к Президенту, мы могли бы получить законодательное решение, согласно которому общероссийский референдум проводится исключительно по инициативе Президента РФ. И вряд ли такое решение было бы признано противоречащим Конституции РФ 1993 г. Следует отметить, что в большинстве зарубежных государств реальная возможность населения принимать властные решения на референдуме лимитируется либо ограничением круга вопросов референдума, либо отнесением инициативы его проведения к исключительной компетенции государственных органов.
Инициирование референдума в петиционном порядке организуется и осуществляется не абстрактными народными массами, а вполне конкретными политическими силами, зачастую представляющими оппозицию. Безусловно, в демократическом государстве в арсенале оппозиции может быть право инициирования референдума по вопросам, неудобным для правящего кабинета. Однако такая возможность всегда в той или иной степени ограничивается, регламентируется нормами конституционного права. Оппозиция не может и не должна иметь абсолютное, неограниченное право предлагать населению решения, за реализацию которых она не несет ответственности.
Ограничения для вопросов, выносимых на российский референдум
Проведенный выше анализ приводит к следующим выводам: 1) установление ограничений для использования института референдума не противоречит принципу народного суверенитета, а лишь доказывает несостоятельность упрощенного толкования этого принципа; 2) ограничения для вопросов референдума могут вводиться российским законодателем. Из этого, однако, не следует, что такие ограничения могут быть произвольными. Сложность данной проблемы предопределяет повышенные требования к качеству соответствующих законодательных решений. Регламентируя практическое использование правового института, отнесенного к высшему непосредственному выражению власти народа, законодатель должен быть особо аккуратен, щепетилен в выборе приемов и средств.
Постановление от 11 июня 2003 г. N 10-П.
Важной гарантией указанного права граждан являлся закрытый перечень вопросов, не подлежащих вынесению на референдум Российской Федерации. Такой закрытый перечень устанавливал и ФКЗ от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», и одноименный ФКЗ от 28 июня 2004 г. В этом выражалась идея недопустимости произвольного расширения соответствующих ограничений. Кроме того, каждое отдельное ограничение могло быть оспорено в установленном порядке в Конституционном Суде РФ и пройти надлежащую проверку, включающую в себя при необходимости конституционное истолкование Судом соответствующих норм.
Постановление от 21 марта 2007 г. N 3-П.
Как же учел законодатель указанную рекомендацию о конкретизации правового регулирования? Увы, с точностью до наоборот. ФКЗ от 24 апреля 2008 г. изменил редакцию ст. 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Вопросы, не подлежащие вынесению на референдум, указанные в п. 6, 7 и 9 ч. 5 данной статьи (о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; об амнистии и о помиловании), были заменены одной общей и гораздо более широкой по своему содержанию формулировкой: вопросы, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (п. 10).
Во-вторых, перечень ограничений для вопросов референдума фактически из закрытого превращен в открытый. Расширение исключительной компетенции того или иного федерального органа государственной власти путем внесения изменений в иные федеральные конституционные законы будет влечь недопустимость вынесения соответствующих вопросов на общероссийский референдум.
Новелла ФКЗ от 24 апреля 2008 г. продиктована отнюдь не недомыслием его разработчиков или непониманием сути рекомендаций Конституционного Суда. Соответствующее решение является осознанным и целенаправленным. Федеральный законодатель вправе осуществлять регламентацию порядка назначения и проведения референдума, вводить признаваемые им целесообразными условия и ограничения. Реализуя свое право, он может ставить целями расширение реальной демократии и создание условий для недопущения злоупотребления демократическими институтами. Но могут преследоваться и совсем иные политические цели. Во всяком случае, можно констатировать продолжение линии на ограничение самой возможности граждан инициировать общероссийский референдум вопреки воле федеральных органов государственной власти, на устранение данного правового института из реальной политической жизни государства.
Законом Российской Федерации о местном самоуправлении закреплено понятие референдума, как открытого голосования граждан по вопросам соответствующего уровня. Наиболее подробно вопрос о проведении местного референдума рассматривает в Федеральном законе №131 «Об общих принципах местного самоуправления». Одним из наиболее ярких примеров проведения подобного мероприятия за последнее время является голосование о вхождении Крыма и города Севастополь в состав Российской Федерации. При столь важных принимаемых решениях, каждый должен знать, что такое референдум.
Референдум – это специфическое голосование. Участие в нём могут принимать граждане, которые постоянно проживают на территории, где он будет проводиться, либо находящиеся там достаточно долго. Результаты референдума не требуют подтверждения или специального утверждения кем-либо из представителей власти. Он имеет высшую юридическую силу и не подлежит обжалованию. Проведение референдума возможно только при соблюдении Конституции, законов Российской Федерации и её субъектов, уставов и конституций муниципальных образований.
За что голосуют?
На референдум выносятся наиболее важные вопросы, требующие участия всех граждан, при невозможности принятия решения без учёта их мнения. на нём рассматриваются все вопросы, что влияют на организацию жизни простого народа, его комфорт и защищённость. Список вопросов, решаемых с помощью местного референдума, достаточно широк. Исключение составляют такие мероприятия:
Все вопросы, вынесенные на местный референдум, не могут ущемлять права и свободы граждан. Они должны соответствовать Конституции и общепризнанным мировым правам.
Кто организует?
Население может потребовать проведение референдума. Для этого ему необходимо обратиться к представительному органу. Учреждение может организовать проведение референдума как по просьбе населения, так и по собственной инициативе, чувствуя такую необходимость. При отсутствии в муниципальном образовании представительного органа по требованию населения (больше 5% от общего количества избирателей) назначить проведение референдума может глава администрации.
Инициатива проведения
В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.
Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.
Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.
Нюансы проведения
Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.
Вопрос в бюллетене референдума должен предполагать закрытый ответ. Чаще всего это «да» или «нет». Вопросы с развёрнутыми ответами не могут быть вынесены на референдум. Это и обуславливает наличие всего двух пунктов, в одном из которых необходимо поставить крестик или галочку. Если по итогам референдума необходимо издание нового закона или корректировка уже существующего, то органы власти не имеют права в отказе. Итоги мероприятия – это опубликование принятого решения. Сроки опубликования, если они не указаны в документе, определяются законом и не превышают семи дней.
Разновидность референдума
Консультативный референдум – это разновидность местного мероприятия, по итогам которого принятие решения не является обязательным. Органы власти проводят что-то наподобие опроса. Узнав мнение граждан об интересующем вопросе, орган местного самоуправления может принять наиболее правильное решение. Зачастую в правовой литературе можно встретить название консультативный опрос вместо референдума.
Условия проведения
В период объявления чрезвычайного положения или в военное время, в течение трёх месяцев после его отмены проведение референдума невозможно. Это связано с необъективностью голосования, а также с невозможностью обеспечить свободное и безопасное волеизъявление для всех граждан одинаково. В течение двух лет после проведения референдума не может производиться подобный. То есть, нельзя организовывать мероприятие с одинаковыми по смыслу вопросами чаще, чем раз в два года.
Участие в референдуме
Граждане нашей страны, перешагнувшие совершеннолетний рубеж, одинаково обладают правом на участие в референдуме. Никакие различия в религии, национальности, образовании, языке не влияют на такую возможность. К участию в референдуме не допускаются заключённые либо лица, в отношении которых уже вступил приговор суда. Люди, признанные недееспособными, также не допускаются к голосованию.
Принцип организации, проведения референдума и участия в нём – это, как и при выборах, всеобщее, равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании. Для каждого гражданина должен быть осуществлён свободный доступ на участки. Подразумевается, что заставлять или отговаривать от участия в мероприятии гражданина нельзя.
Проведение референдума
Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.
Комиссия для проведения референдума
Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.
Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.
Состоявшийся референдум
Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.
Итоги местного референдума
После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.
Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.
Вопрос говоря о референдуме можно утверждать что он
Кто может выступать инициатором референдума в России? Укажите двух субъектов.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; 2) Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Только эти субъекты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного числа граждан реализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа для сбора подписей в поддержку такой инициативы; эта группа указывает формулировку вопроса, выносимого на голосование, и собирает не менее 2 млн подписей граждан в течение не более чем трех месяцев. Впоследствии подписные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая направляет соответствующие документы со своим заключением Президенту РФ. Он, после проверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституционных требований, назначает референдум РФ.
Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума.
Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию «за» и «против» проведения референдума, «за» или «против» участия в референдуме, «за» или «против» законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума; в день проведения референдума, а также в предшествующий ему день агитация запрещается.
В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего — «за» и «против», под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, он ставит знак «плюс» иди лю¬бой иной знак в квадрате под словом «за», если же — против, то ставят знак «плюс» или любой другой знак в квадрате под словом «против». Обеспечивается тайна голосования.
Определяет результаты референдума РФ Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно больше, чем число принявших участие в голосовании. Например, по официальным данным, в голосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 г. приняли участие 58,1 млн человек — 54,8% всех зарегистрированных избирателей, которых насчитывалось 106,1 млн; при этом «за» проголосовало 32,9 млн человек — 58,4% от числа проголосовавших действительными бюллетенями.)