Воображение что это 3 класс

Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15

Июн 19

Воображение что это 3 класс. %D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80. картинка Воображение что это 3 класс. картинка %D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80.

Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15

Как устроен мир. Человек

1. Как доказать, что человек — часть живой природы?

Человек так же, как и животное, рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.

2. Чем человек отличается от животных?

Отличие огромно. Человек – разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.)

3. Где у человека «помещается» разум?

Разум у человека помещается в головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир.

4. Из чего складывается внутренний мир человека?

Мы можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем. Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире. Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг, сочувствие, сожаление и др. Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека. Внутренний мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.

5. Перечисли ступеньки познания человеком окружающего.

ВОСПРИЯТИЕ. Органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания.

ПАМЯТЬ. Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.

МЫШЛЕНИЕ. Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление.

ВООБРАЖЕНИЕ. Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания.

Источник

Словарик по окружающему миру.

Организмы- живое существо, способное к самостоятельному существованию.

Биология- это наука, которая изучает живые организмы .

Царство – большая группа организмов, которые объедены общими признаками (питание, передвижение, строение).

Бактерии- это крошечные организмы.

Микроскоп – увеличительный прибор.

Восприятие – это процесс познания окружающего мира.

Мышление – способность мозга запоминать, сравнивать, классифицировать, устанавливать связи между предметами, явлениями, а также делать выводы.

Семья- важная часть общества, группа живущих вместе близких родственников.

Народ- население государства, жители страны.

Государство – страна с определённой формой политической организации.

Общество- люди, объединённые общими условиями жизни.

Что такое экология

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Национальный парк – это природный музей под открытым небом.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы

Тело- любой предмет, любое живое существо.

Вещество- то из чего состоит тело (алюминий, вода, сахар и т.д.).

Частица – то из чего состоит любое вещество и тело.

Поваренная соль- минеральная соль.

Крахмал- важное питательное вещество, которое необходимо человеку.

Кислота – это большая группа веществ.

Воздух и его охрана

Воздух – смесь газов (углекислый газ, кислород, водород).

Превращения и круговорот воды

Состояние- форма, в которой вода находится в природе.

Испарение- процесс перехода воды в газообразное состояние.

Круговорот – процесс, который состоит из испарения, переноса водяных паров, образования капелек дождя и выпадения осадков.

Почва- это верхний плодородный слой земли.

Размножение и развитие растений

Размножение и развитие животных

Личинка- это детеныш некоторых животных, который находится в одной из первых стадий развития.

Грибница- подземная часть гриба.

Мы и наше здоровье

Система органов- органы, выполняющие общую работу.

Обоняние – способность человека чувствовать запахи.

Осязание- способность человека чувствовать прикосновения.

Надежная защита организма

Ушиб- результат повреждения мягких тканей и органов тела.

Ожог- повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или химических веществ.

Обмораживание- повреждение тканей организма под воздействием низких температур.

Опора тела и движение

Скелет- часть опорно-двигательного аппарата, которая состоит из множества костей и хрящей, и служит каркасом для тела.

Мышцы- э то тонкие волокна мышечной ткани.

Опорно- двигательная система- система, которая состоит из скелета и мышц. Обеспечивает опору и движение организма.

Осанка- непринужденное положение тела, которое определяется изгибами позвоночника и мышечно- связочным аппаратом.

Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека.

Жиры- обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» для тела.

Углеводы- главный поставщик энергии для нашего тела.

Дыхание и кровообращение

Дыхательная система- обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.

Кровеносная система- обеспечивает движение крови.

Умей предупреждать болезни

Закаливание- тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным условиям.

Инфекционные болезни- группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами.

Аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни- постоянное выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Источник

Воображение в психологии: свойства и приемы, как развить

Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.

Что такое воображение

Воображение что это 3 класс. voobrazhenie v psihologii. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-voobrazhenie v psihologii. картинка Воображение что это 3 класс. картинка voobrazhenie v psihologii.

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Функции воображения

Воображение что это 3 класс. ponimanie. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-ponimanie. картинка Воображение что это 3 класс. картинка ponimanie.

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

Воображение что это 3 класс. gallucinacii. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-gallucinacii. картинка Воображение что это 3 класс. картинка gallucinacii.

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.

Активное

Воображение что это 3 класс. tvorcheskoe voobrazhenie. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-tvorcheskoe voobrazhenie. картинка Воображение что это 3 класс. картинка tvorcheskoe voobrazhenie.

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Создание образов

Воображение что это 3 класс. izbishka na kuriih nozhkah. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-izbishka na kuriih nozhkah. картинка Воображение что это 3 класс. картинка izbishka na kuriih nozhkah.

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

Воображение что это 3 класс. vizualizaciya celi. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-vizualizaciya celi. картинка Воображение что это 3 класс. картинка vizualizaciya celi.

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

Воображение что это 3 класс. chitat skazki detyam. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-chitat skazki detyam. картинка Воображение что это 3 класс. картинка chitat skazki detyam.

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Заключение

Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.

Источник

Значение слова «воображение»

Воображение что это 3 класс. android bar znachenije. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-android bar znachenije. картинка Воображение что это 3 класс. картинка android bar znachenije.

2. Психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе уже имеющихся путем их преобразования (психол.). || Творческая фантазия. Воображение этого человека было неиссякаемо и могуче — он мог сочинять и говорить целый день и никогда не повторялся. М. Горький, Бывшие люди. — Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией. Паустовский, Далекие годы.

3. Разг. Мнение, представление, ни на чем не основанные; домысел, плод фантазии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающиеся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

ВООБРАЖЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего-н., фантазия. Живое и пылкое в. Расстроенное в. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций виденных ранее или действительных. В композиции картины чувствуется недостаток воображения. У этого писателя большая сила воображения. 2. Домысел, мнение или предложение, ни на чем не основанное (разг.). Это одно твое в.: ничего ужасного не случилось.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

воображе́ние

1. способность мыслить образами, воображать ◆ Живое и пылкое в. ◆ Расстроенное воображение. ◆ Мечтатель бед себя напрасно беспокоит: // Воображение нередко замки строит. Д. И. Хвостов, «Туча, Гора и Куча («Два шли прохожие — друг другу так сказали…»)», 1820? г.

2. способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций виденных ранее или действительных ◆ В композиции картины чувствуется недостаток воображения. ◆ У этого писателя большая сила воображе́ния. ◆ Воображе́ние, главная пружина его таланта и злополучий, нигде ему не изменяло. Батюшков, «Умирающий Тасс: Элегия («Какое торжество готовит древний Рим. »)», 1817 г.

3. разг. домысел, мнение или предположение, ни на чем не основанное ◆ Это одно твое воображение: ничего ужасного не случилось.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Воображение что это 3 класс. USSR bot. Воображение что это 3 класс фото. Воображение что это 3 класс-USSR bot. картинка Воображение что это 3 класс. картинка USSR bot.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова масон (существительное):

Источник

Педагогические условия, определяющие развития творческого воображения и связной речи, описания учащихся третьего класса.

Введение

Воображение одна из значимых сторон нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, человечество лишилось бы почти всех значимых открытий в науке и произведений искусства. Воображение особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет, и отсутствие специальной р аботы по его развитию, ведет в последующем к быстрому снижению активности данной функции. Со снижением способности фантазировать снижаются возможности творческого мышления, что ведет к обеднению личности, угасанию интереса к искусству и науке, и жизни в целом.

Исследование проблемы формирования творческого воображения у детей в ходе музыкальных занятий, представляет собой достаточный интерес, при этом, безусловно, должно опираться на общепсихологическую интерпретацию этой проблемы. Так, Е.И.Игнатьев характеризует воображение, в смысле его продуктивного компонента, как «процесс неотступного думанья».

Аналогичного мнения придерживается и великий русский педагог К.Д.Ушинский, отмечая, что: « …воображение отличается от восприятия новостью производимых им ассоциаций из тех представлений, которые сохранились памятью…, воображению принадлежит только новая комбинация этих элементов, сохран е нных памятью».

Немаловажной составляющей богатства человеческой личности является речь. Речь представляется, как своеобразное зеркало образованности и культуры, как показатель уровня мышления и об щего развития. В процессе развития речи ребенка, развивается и его мышление. Фактически, через развитие речи осуществляется становление и совершенствование мышления, представлений, воображения, высших эмоций. Развитие речи чаще всего осуществляется в шко ле на уроках обучения чтению, грамматике, риторике, письму. Оно нераздельно с любой языковой деятельностью. Однако, на наш взгляд, развитие речи не ограничивается работой в рамках одних лишь указанных школьных дисциплин.

Проблема развития воображения и р ечи в процессе общения человека с музыкой не является по своей сути новой. Существуя, как уже отмечалось, в определенном смысле проблемой психологической ( Р.С.Немов, Е.Н.Игнатьев и другие), она достаточно давно привлекала к себе внимание педагогов музыка льного направления ( Р.Н. Гржибовская, Г.М. Цыпин и другие). Однако, в области целостного музыкального образования отсутствуют конкретные разработки, посвященные этой проблеме. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

В соответствии с целью нами был выдвинут ряд задач:

1. Теоретически изучить характерные признаки феномена творческого воображения и выявить на практике показатели уровней его сформированности у учащихся третьего класса;

2. Выбрать и а пробировать наиболее эффективные методы, формы и педагогические условия организации педагогического процесса на уроках музыки по развитию воображения, связной и образной речи у учащихся третьего класса;

3. Предложить методические рекомендации по использов анию конструктивных форм и методов учебной деятельности, направленных на развитие у учащихся третьего класса воображения, связной и образной речи.

1.Теоретический анализ исследований отечественных психологов, педагогов, искусствоведо в и музыковедов по вопросам исследования;

2. Практическая экспериментальная работа с целью достижения поставленных в работе задач;

3. Анализ результатов проделанной работы, оценка изменений качественных показателей у учащихся в процессе проведения эксперим ента.

Структура работы: данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

Глава 1 Теоретические основы формирования личности через развитие творческого воображения

1.1 Сущность процесса воображения и его особенности у младших школьников

Феномен воображения свойствен лишь человеку, и является важным условием его разнообразной деятельности. Воображение всегда предвосхищает практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек мысленно, образно представляет себе конечный результат своих действий, а так же то, как он будет действовать для достижения результата. По мере развития человека данный процесс автоматизируется настолько, что в повседневной жизни человек не отслеживает моменты формирования образов, пре дшествующих элементарным, привычным действиям.

Подобная способность человека заранее прогнозировать конечный итог своих действий, а также процесс создания материального предмета, радикально отличает человеческую деятельность от действий иных живых сущес тв.

С точки зрения Л.С. Выготского, воображение не повторяет впечатлений, которые накопле ны прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятел ьности, которую мы называем воображением. [5]

Воображение представляет собой особую разновидность психических процессов, находящуюся в некотором обособлении от прочих психических процессов и одновременно занимающая промежуточное положение между памятью, вос приятием и мышлением. Особенность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение,согласно данным исследований, характерно лишь для человека и удивительным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. [6]

– образ конечного результата реальной предметной деятельно сти;

– картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

– образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенкова, «Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в у мении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ». [11] «Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструиру ются имеющиеся представления, что характерно для функционирован ия внутреннего плана действий». [12]

Воображение есть необходимый аспект творческой деятельности человека, который проявляет себя в построении образа конечного продукта труда, а также обеспечивае т создание поведенческих программ в тех ситуациях, когда налицо неопределенность проблемы, конечной цели. В зависимости от всевозможных обстоятельств, которыми характеризуется данная ситуация, одна и та же задача может быть решена как с помощью воображен ия, так и путем мыслительных операций мышления.

Процесс воображения носит аналитико-синтетический характер. Его базовая тенденция сводится к преобразованию представлений, обеспечивающему, в конечном итоге, создание модели новой, ранее не возникавшей си туации. Исследуя механизм воображения, важно подчеркнуть, что суть его составляет процесс преобразования понятий, создание новых образов посредством уже имеющихся. Воображение, фантазия есть отражение реальной действительности в неожиданных, новых, непри вычных связях и сочетаниях.

Резюмируя сказанное, отметим, что воображение в психологии определяется, как один из видов рефлексивной деятельности сознания. Так как все познавательные процессы носят отражательный характер, следует, прежде всего, выявить специфику и качественное своеобразие, свойственные воображению.

Имеется т акже и субъективная сторона воображения, связанная с индивидуально-личностными особенностями человека (в частности, с типом егонервной системы, доминированием одного из полушариев мозга, особенностями мышления и др.). Можно различить людей в этом плане, по:

– глубине трансформации реальных образов в воображении ;

– типу преобладающего канала воображения. [15]

Школьный период отмечается бурным развитием воображения, что обусловлено возникновением новой ситуации, характерной получением большого объема разносторонних знаний и их практического применения. [16]

Учеными установлено, что воображение имеет тесную взаимосвязь с другими психическими п роцессами, такими, как память, внимание, мышление восприятие, также весьма значимые и в учебной деятельности. Поэтому, пренебрегая развитием у детей воображения, учителя младших классов снижают качественный уровень сво ей педагогической деятельности.

Чаще всего, у младших школьников воображение развивается естественным способом, и проблем с его дальнейшим развитием, как правило, не возникает. Дети, в дошкольный период много и разнообразно игравшие со сверстниками, со старшими и в одиночку, как правило, демо нстрируют высокий уровень воображения. Ряд проблем, возникающих в этой сфере в контексте учебного процесса, касаются соотношения воображения и внимания, способности ребенка регулировать образные представления посредством произвольного внимания, а также изучения абстрактных понятий, вообразить и представить которые ребенку, как и взрослому человеку, бывает весьма непросто.

1.2 Процесс развития творческого воображения у младших школьников посредством музыкального, литературного и художественного воспитания

Младший школьный возраст рассматривается учеными, как наиболее благоприятный для развития фантазии и творческого воображения. Общение детей отражает силу их воображения, порой проявляющегося ярко и непосредственно. В разговорах, рассказах детей, реальн ость и фантазия зачастую смешиваются, и образы воображения, в соответствии с законом эмоциональной реальности воображения осознаются детьми как вполне реальные. Дети чувствуют потребность делиться своими переживаниями, нередко вызывая у взрослых негативн ую реакцию: взрослые оценивают это как ложь, или глупость, и порицают фантазии детей. В подобной ситуации психолог обычно рекомендует выявить, преследует ли ребенок подобными выдумками какую-нибудь выгоду. Чаще всего, за подобным вымыслом не скрывается ни каких корыстных интересов, и просто означает богатство фантазии, воображения ребенка. Подобное придумывание историй нормально для детей. Взрослым следует включиться в детскую игру, показать, что рассказ им нравится, но именно как игра, проявление фантази и. Участвуя в подобной игре, сопереживая и сочувствуя ребенку, взрослый должен обозначать грань между игрой, фантазией и действительностью.

Реализм детского воображения предполагает создание таких образов, которые не вступают в конфликт с реальностью но при этом н е обязательно являются четким и доподлинным воспроизведением всего воспринятого в окружающей действительности.

В.С. Мухина подчеркивает, что в младшем школьном возрасте дети в своем воображении уже могут воссоздавать разнообразнейшие ситуации. Развиваясь посредством игровых замещений одних объектов другими, воображение переходит и в иные виды деятельности. [19]

Развитие связной речи у младших школьников представляет собой четкую систему, в которой школьники овладевают знаниями и навыками последовательно пе реходя от простейших знаний к более сложным, и осознавая взаимосвязь между ними.

Музыкальное воспитание имеет своим субъектом не музыканта, а прежде всего, личность. Музыкальное искусство – огромный ресурс для развития ребенка. Музыкальный вкус развивается посредством музыкальной деятельности: в процессе восприятия, оценки, исполнения музыки, в тех случаях, когда ребенок в большей или меньшей степени мотивированно отдает предпочтение какому либо жанру, тем или иным произведениям.

В про цессе восприятия ребенок интуитивно или сознательно воссоздает в мыслях образы-ассоциации. Музыкальное произведение оценивается им по-разному: оно может быть оценено посредством одних лишь эмоций, без осознания мысли, заложенной в произведение. Однако, есл и ребенок, даже со свойственной ему наивностью, высказывает свои впечатления от услышанной музыки, он способен познать и прочувствовать ее глубже. Эстетические эмоции соединяют в себе эмоциональное и интеллектуальное отношение юного слушателя к музыке. Так им образом, важной задачей является формирование образной связной речи у детей.

Нередко дети затрудняются с ответами на эти вопросы. Таким образом, развитие речи и развитие восприя тия музыкальных произведений представляют собой схожие задачи и могут быть объединены в одну. Эти задачи тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Ряд методов по развитию связной речи – словесный, наглядный, и практический, предп олагает широкое задействование музыки и музыкальных произведений, как богатейшего материала, развивающего образное мышление. Введение в программу элементов проблемного обучения придают процессу в целом творческий, развивающий характер.

Наглядный метод в практике музыкального воспитания подразделяется на наглядно-зрительный и наглядно-слуховой. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – восприятие музыки посредством слушания. Перед школьниками можно ставить различные проблемные ситуации: сопоставить и сравнить, «живое» исполнение (на концерте, или в исполнении педагога на уроке) с аудиозаписью; сопоставить два-три произведения, достаточно контрастных по звучанию илиж, напротив, близких по настроени ю, средствам музыкальной выразительности, жанровой принадлежности и т.д.

Характеристики музыки: веселая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в переносном значении.

Речь младшего школьника в изобили насыщена существительными и глаголами, прилагательных в ней немного. Хорошо зарекомендовала себя в связи с этим такая методика, как «словарь эстетических эмоций», включающий в себя пр имерные группы слов-синонимов. Так, смелый может называться еще и решительный, отважный, мужественный, храбрый, сильный, уверенный, ит.д. От слов-образов легко перейти к к словам качествам. К примеру, шутливо – комично, насмешливо, забавно лукаво, ирон ически, шутовски, шаловливо, легкомысленно ребячась.

Для активизации внимания детей при восприятии музыки хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Педагог намеренно допускает ошибки в высказываниях о музыке, с тем, чтобы учащиеся могли опровергнуть е го высказывания. Задание, как правило, вызывает у детей интерес, дает им некий азарт соревнования, включает мыслительную активность, развивает речь и навык аргументации.

Таким образом, реализуется практический подход к развитиюоображения и связной, описательной речи учащихся третьего класса посредством музыкальных занятий. Б. М Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» отмечает, что всяко е полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не только слушание, но и «соделывание», которое включает в себя разнообразные движения. Само восприятие ритма является процессом слухо-двигательным. [20]

Несомненно, обогащают речь детей и слова- ключи к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности.

Для школьников, испытывающих трудности в обучении, процесс пения может стать значимым средством тренировки памяти и восприятия, формулирования мыслей, так как заучивание текстов песен в немалой степени облегчает процесс составления фраз и предложений.

Активное восприятие музыкального материала, безусловно, имеет высокую значимость, однако, не менее важной задачей является организация сочинительской и музыкально-исполнительской деятельности в рамках поставленной нами цели.

Так же, как и музыкально-исполнительская деятельность, огромное значение для учащихся младших классов имеет сочинительская практика. Такой вид деятельности не только развивает воображение, активное творчес кое начало, но и помогает ребенку осознать основные законы музыкального строя и овладеть специальными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для музыкальной деятельности.

Одним из важнейших принципов построения творческих занятий является диалектическая взаимосвязь жизни и искусства.

К базовым принципам занятий творческого плана следует отнести:

— Продуктивное формирование способности эстетического воспр иятия действительности и искусства как навыка духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций, своеобразного отображения реальности.

-Направленность на развитие у детей образного мышления как значимого фактора художественного освоения жизни. Именн о образное мышление вырабатывает у ребенка понимание многоплановости окружающей действительности.

-Формирование навыков художественного общения как фундамента для целостного восприятия искусства.

-Формирование нравственно-эстетических ситуаций как основоп олагающего условия для развития эмоционально-творческого восприятия действительности.

— Выработка навыков импровизации, как предпосылок для развития художественно-самобытного отношения к реальности.

Следует отметить, что импровизация является базовой основой художественного творчества у младших школьников, при этом педагогу следует помнить, что « любая импровизация должна быть тщательно подготовлена ».

Развитие творческой активности, понимания средств музыкальной выразительности можно весьма эффективно реализовать посредством системы творческих заданий. Лишь самостоятельное творчество школьников на уроке музыки разбудит их «дремлющие» спос обности. При подборе творческих заданий следует придерживаться следующих принципов:

Педагог должен делать основной акцент на становлении процесса воображения ребенка посредством различных видов музыкальной деятельности, одновременно выбирая наиболее рацио нальные способы взаимодействия различных видов деятельности в процессе урока, исходя из его темы.

Применение разнообразных методов и форм работы, прежде всего игровых, с целью пробуждения заинтересованности и творческой активности у каждого ребенка.

Зад ания даются по принципу от простого к сложному, с незначительным усложнением, позволяющим школьникам сохранить интерес и азарт в плане освоения нового.

Материал для творческих заданий может быть самым разнообразным: классика, современная, фольклор, популя рная музыка, и т.д.

Следует заметить, что ребенок младшего школьного в озраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Поэтому, на начальном этапе развития художественно-образного воображения, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом последующего произведения иск усства.

Благодаря такой основе, творческого воображение младшего школьника получает своего рода стимул к действию. В связи с этим, становится весьма очевидным то, что младший школьник (особенно в начальной стадии развития образного воображения) лучше воспр инимает музыку с текстом (песни) или программную музыку, которая ставит своей целью вызвать в сознании слушателя определенные картины и события, являясь для этого благодатным материалом

Так, занятия импровизацией могут иметь две взаимосвязанные цели:

— выработку интонационного и ладового слуха,

— развитие творческой фантазии.

Импровизации могут быть как ритмические, так и связанные с исполнением, в них может изменяться темп, характер, динамика исполнения и т.д. Наряду с музыкальной импровизацией п рисутствует словесное описание-импровизация, подкрепляющее собой творческий процесс.

Глава 2 П ринципы построения опытно-экспериментального исследования по развитию воображения и связной образной речи у учащихся третьих классов

2.1 Организация исследования

Целью исследования являлось изучение путей развития творческого воображения, а так же связной и описательной речи у учащихся третьего класса на музыкальных занятиях.

Цель предполагала реализацию с ледующих задач:

1.Подбор и музыкально-педагогический анализ музыкально-художественных образцов музыки по зимней тематике.

2. Подбор иллюстративного и тексового материала по теме «зима»

2.Определение факторов, влияющих на процесс воображения учащихся третье го класса при восприятии музыки.

Помимо работы на уроках по музыке, был задействован потенциал учебного времени, включавший в себя и другие уроки. Так, музыкальные произведения различных жанров включались в качестве фоновых на уроках изобразительного искус ства. На уроках русского языка и литературного чтения в ходе изучения произведений о зиме также включались музыкальные иллюстрации.

Основные методы, применявшиеся в опытно-экспериментальной работе:

1.Словесные методы; беседа со школьниками о музыке; объясн ение; рассказ, предваряющий прослушивание музыки, дискуссия.

2. Метод создания проблемно-поисковых ситуаций в распознавании музыкально-художественного образа.

3. Метод творческого воплощения замыслов и отражения реальности посредством музыкальных средств

4. Метод художественно- изобразительного воплощения музыкальных произведений.

5. Метод мозгового штурма

6. Метод театрализации.

В ходе проектирования опытно-экспериментальной работы нами был определен ряд методов оценки образных представлений, формирующихся у детей в процессе слушания музыкальных произведений:

1.Анализ высказывания учащихся о прослушанной музыке.

2.Анализ детского рисунка, отражающего образные представления, возникшие при слушании музыки.

3. В ходе исследования дети были ознакомлены со следующими произведениями музыки:

1.Музыка, как часть учебной программы:

а) М.И. Глинка, слова Н. Кукольника. Жаворонок.

б) Н.А. Римский – Корсаков. Снегурочка

в) Л. Бетховен. Симфония №3 «Героическая».

а) К.Дебюсси. Шаги на снегу

г) П.И. Чайковский Зимние грезы.

д) Ф.Шуберт. Зимний путь

2.2 Р азвитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Экспериментальная программа была разработана с опорой на три вида искусства: музыку, литературу, живопись. Однако, основным видом искусства на занятиях была вы брана музыка. Воздействуя на учащихся посредством осмысленных и специальным образом организованных образцов звучания, выражающих эмоции и чувства человека в звуковой сфере, музыка выступает в качестве способа общения между людьми. Образы музыки могут быть облечены как в слова, так и в художественные формы.

Живопись, в отличие от музыки, как средства интонируемого смысла, является средством, обращенным к зрению третьекласника. Следует подчеркнуть особо, что в данном периоде жизни ребенка изобразительная деятельность является ведущей художественной деятельностью учащегося (преобладание предметного рисунка). Важно понимать, что и музыка и живопись в своей взаимосвязи наиболее полно отражают визуальный и звуковой компоненты творческой картины мира.

Проблемная ситуация урока формируется на материале образном и интонационно созвучном изучаемой музыке, проникновение ее темой, идеей, эмоциональным наполнением.

В ходе экспериментальной и пед агогической работы нами был апробирован метод «визуализации» звука, заимствованный из разработки С. Л. Долгушина «Основы музыкальной импровизации и моделирования».

Указанный метод подразумевает воплощение своих чувств и возникших образов на бумаге, в в иде графических символов, цветовых пятен, контурных фигур, предметных и абстрактных рисунков. По этой причине неотъемлемым атрибутом наших музыкальных занятий являлся альбом для рисования.

Следует упомянуть об использовании в ходе работы с детьми ряда ауди озаписей музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра. Подборка записей наделена необычайно широкими изобразительными и выразительными возможностями. Всевозможные комбинации и сочетания оркестровой палитры позволяют получить безграничн ое количество живописных, колористических эффектов, что способствует активации художественно-образного воображения третьеклассников, дает им возможность генерировать свои, субъективные образы, отображая их в своих рисунках и в описательной речи.

Так, напри мер, прослушав Вальс снежных хлопьев П.И.Чайковского, мы провели со школьниками обширную беседу. Рассуждения третьеклассников о полученных в ходе прослушивания впечатлениях, говорили о том, что дети смогли точно уловить образную атмосферу пьесы. Одни г оворили о «чуде новогодней ночи, кружащихся в воздухе снежинках». Другие, о том, что «скоро придет праздник, пахнет сдобными булочками», кто-то услышал, как «ветер качает ветви деревьев». Во многих рисунках, сделанных учащимися, цветовая палитра была насыщ ена белым, голубым, серебристым, черным цветами.

Опора на яркий художественный образ может быть дана учащимся перед знакомством с музыкальным произведением. Так, одно из занятий началось со строк А.Фета:

Свет небес высоких,

Дети называли сходство и раз личие между картинами и музыкой – на двух картинах был изображен день, тогда как по мнению детей, действие симфонии разворачивается ночью. После уточнения педагога, что ночь упоминалась, прежде всего, в стихотворении Фета, учащиеся согласились с тем, что д ействие симфонии могло происходить и днем. При повторном прослушивании многие рисовали картины дневной зимней дороги, искрящегося снега, легкого ветерка и т.д.

Из приведенного примера ясно видно, насколько творческое воображение детей младшего школьного во зраста богато и индивидуально. Иными словами, субъективность восприятия произведений искусств определяет вариативность и богатство детских художественных ассоциаций, которые способствуют развитию гибкости художественно-образного воображения.

Вторым этапо м экспериментальной работы была творческая составляющая. Третьеклассники знакомились с возможностями различных музыкальных инструментов: флейты, треугольника, маракасов, бубна, этнического инструмента под названием «музыка ветра». На одном из занятий дети занимались самостоятельным изготовлением музыкальных инструментов из баночек, бутылок и различной крупы, после чего был инсценирован «шумовой оркестр». На другом занятии был опробован метод «музыки воды», когда в одинаковые стаканы наливается вода в разно м объеме, и благодаря специальной настройке уровней воды в каждом из стаканов, получается музыкальный ряд. Далее посредством металлической ложки или палочки можно извлекать не только звуки, но и исполнять простейшие песенки и мелодии.

Очень понравился детя м «импровизированный оркестр». Каждый принес из дома, или изготовил сам музыкальный инструмент (это могла быть расческа, обернутая фольгой, или даже небольшая кастрюля), и на протяжении пяти занятий всем классом совместно было разучено исполнение песни «ма ленькой елочке холодно зимой». В ходе репетиций третьеклассники освоили еще один важный навык – групповой работы, когда выполнение задачи зависит от вклада каждого из участников. Дети научились слушать друг друга, играть согласованно, вступать со своей пар тией и завершать ее в нужное время.

Таким образом, творческое воображение учащегося третьего класса является гибким и пластичным, и в процессе восприятия жизненных или художественных явлений, в том числе и произведений искусства, в основном, способно инт енсивно изменяться и формироваться.

2.3 Диагностика процесса развития воображения младших школьников

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников:

Возникновение определенных образных представлений в процессе восприятия только двух видов искусств (музыки или живописи; музыки или литературы).

Возникновение определенных образных представлений в процессе воспр иятия только одного из трех видов искусств (музыки, живописи или литературы). На начальном этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что у большинства учащихся возникновение музыкального образа связано с выразительными колористическими момент ами звучания. Имеется в виду дифференцированное восприятие отдельных средств музыкальной выразительности. В таблице № 1 представлены данные, констатирующие эксперимент, отражающие по принадлежности учащихся экспериментальных и контрольных классов к группам с различным развитием образных представлений. Дифференциация учащихся экспериментальной и контрольной групп по их принадлежности к уровню развитости образных представлений произведена на этапе диагностического обследования:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *