Вокальный ансамбль это что
Вокальный ансамбль
В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли, очень востребованы в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Специфика моей работы – это деские эстрадные ансамбли.
Столь быстрому развитию эстралной культуры в значительной степени способствует высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникаций, активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и пр. Данная ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего поколения, и в особенности к вокальной эстраде.
Вокальный эстрадный ансамбль развивает музыкальную культуру обучающихся в процессе освоения ими вокальных навыков, навыков работы микрофоном, а также в процессе ознакомления с эталонами эстрадного музыкального искусства.
Занятиям в вокальном ансамбле отводится большая воспитательная роль, где воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка, чувства коллективизма.
С музыкальной точки зрения занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса.
Вокальный ансамбль – это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.
Цель : На основе изучения детских песен, вокальных произведений расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4. Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение.
В нашей школе, в отличие от домов творчества, домов культуры, вокальный ансамбль является одним из предметов музыкально-исполнительского цикла.
Поэтому в ансамбле дети не подбираются по тембру, диапазону и возрасту, как, например, в хоре. Это в значительной мере усложняет работу с ансамблем. А с другой стороны, имея возможность проработать с ребенком его партию на индивидуальном уроке, выучивание произведений ускоряется.
Любая успешная деятельность коллектива зависит, и я думаю вы со мной согласитесь, от грамотно подобранного репертуара.
Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле
Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива.
Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и
выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку определенных навыков.
Репертуар должен отвечать таким требованиям :
1)Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений различные по стилю, тематике произведения: это произведения патриотической направленности, посвященные различным датам (23 февраля, День матери, день учителя, Новый год и т.д.) и «песни для души».
В репертуаре моих ансамблей обязательно предусматривается не только исполнение под фонограмму, но и под «живой» аккомпанемент. Здесь мы идем 2 путями: либо ищем фонограмму на произведение, либо пишем фортепианную партию для концертмейстера.
Отдельно сотановлюсь на том, что для деских вокальных ансамблей нот эстрадных произведений нет. Поэтому важно место в подготовке к работе с ансамблем занимает написание аранжировок. Ведь для этого песню необходимо сначала снять с аудио записи, перевести ее в нотную запись, а только потом расписать по голосам, учитывая диапазон ансамбля, включая подголоски. Работа долгая, кропотливая и что не маловажно творческая, отнимающая массу личного времени.
Параллельно с концертной деятельностью эстрадный вокальный коллектив, как правило, ведет конкурсную работу. Конкурсный репертуар требует особого внимания. При создании конкурсных композиций вкладываются максимальные усилия всех участников творческого процесса: руководителя (он же аранжировщик, хореограф, художник по костюмам) и, конечно же, самих исполнителей. Именно конкурсные произведения становятся вершиной исполнительства любого вокального коллектива.
Внешний вид вокального ансамбля
Мы все прекрасно знаем, что из органов чувств первично зрение, а только потом слух. И зрительные образы мы запоминаем гораздо дольше, чем слуховые.
Поэтому в работе с вокальными ансамблями не маловажное место занимают концерные костюмы исполнителей. И здесь очень важно найти тот компромис, в котром сойдутся мнения руководителя и самих вокалистов.
Требования к костюмам предъявляются очень высокие: он должен быть ярким, запоминающимся. Сценичным и удобным, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно.
Я считаю, что мне в жизни повезло. У меня есть портниха, которая занет мои вкусы и предпочтения, знает «законы сцены». Есть родители учащихся, которые готовы в своих деток «вкладываться». Поэтому мои вокальные ансамбли всегда смотрятся ярко, выразительно на эстраде.
Организация репетиционного процесса
Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступление-последнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.
Концерт – это важное событие как для участников творческого коллектива, так и для руководителя. Это своего рада подведение итогов достигнутого. Возможность общения со зрителем посредством музыкального языка.
Каждое занятие вокального ансамбля начинается с распевки. В процессе этой работы начинается подстройка голосов, выработка единой вокально-ансамблевой позиции, слитного звучания и слухового контроля каждым участником ансамбля. В распевках нужно использовать упражнения синкопами, гаммы и арпеджио с различной ритмической организацией. Пение в унисон не рассматривается как начальный уровень ансамблевого пения. Это залог прочного слухового фундамента единого ансамблевого звучания. Считается, что пение ансамбля в унисон – один из самых сложных вокальных приемов. При пении каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом. Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как пение, исходящее из одного источника, с одной громкостью и с общим вибрато. Но нужно при этом «. в ансамблевом звучании ни потерять энергетики звука, не получить в итоге заглушённое и вялое звучание, не позволять ансамблистам пения без опоры дыхания». (О.В. Далецкий).
Все упражнения исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком. Чем выше тесситура, тем больше опоры на мышцы низа живота. Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно.
Работа над вокальным произведением
Прежде чем перейти к работе над вокальной композицией для любого состава ансамбля, нужно познакомить учащихся с выбранной композицией Это может быть просмотр видео записи, прослушивание аудио записи, проигрывание на фортепиано.
При разучивании композиции не следует петь её целиком, лучше разбить на части – по фразам, куплетам и т. д. При этом поощряется инициатива каждого учащегося предложениями иного выполнения нотного текста, темпов, нюансов и т. д.
Разучивание композиции начинается с разбора каждой партии. Каждая партия должная соответствовать регистровым и тембральным качествам певца.
На следующем уроке ученики поют по отдельности, каждый свою партию композиции. Затем партии поются парами голосов: первый и третий, второй и четвёртый. И только затем происходит соединение всех голосов.
. На последующих занятиях обращать внимание на исполнения нюансов и намеченной динамики композиции.
При разучивании произведений важна самостоятельная домашняя работа. При выполнении домашнего задания учащийся закрепит свою вокальную партию нотами и обретёт свободу, уверенность при интонировании мелодической линии. Когда закреплена мелодическая линия партии, в классной и домашней работе нужно использовать минусовую фонограмму. Хорошо выученное произведение, в результате многократных повторов, приводит к автоматизму исполнения мелодии, её деталей. Это даёт возможность для творческого исполнения произведения. И только после этого происходит работа над сценическим оформелнием номера: движения, холреография и др.
Интонационные сложности в ансамбле
Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно.
Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны. В этой работе с ансамблем большое значение будет иметь показ руководителя. Опираясь на сои знания, слуховой опыт, стараться предупредить ошибки, показывая голосом, как надо петь.
Работа над ритмическим ансамблем
Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения, все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы относились к ритму вполне сознательно. Ведь отличие эстрадного вокального ансамбля в том, что перед ними нет дирижера, который бы показывал дыхание, вступления, окончания фраз. Все это отрабатывается на репетициях.
Дикция в вокальном ансамбле
Роль дикции в вокальном исполнительстве огромна. Без ясного произношения текста исполнители не смогут донести до слушателя художественную идею произведения.
Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.
Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования).
— Покусывание кончика языка.
— Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца.
— «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.
— «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом.
— Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).
— Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки). Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.
— Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»).
— Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед).
Работа с вокально-усилительной аппаратурой
Отдельной составляющей работы с вокальным ансамблем, является обучение вокалистов работе с микрофоном. Необходимо, чтобы ученик научился правильно держать микрофон таким образом, чтобы он снимал полный частотный спектр его голоса. Микрофон должен располагаться в направлении звукового потока вне зависимости от того, поворачивается ли во время пения голова певца, делает ли он при пении какие-либо движения. Вокальный аппарат поющего, микрофон и держащая его рука являются единой системой, направленной на получение качественного вокального звука.
Концертное выступление – важный и ответственный момент в жизни коллектива.
Чувство ответственности исполнителя за свое выступление является также поводом для сценического волнения.
Но отсутствие волнения также нежелательно для исполнителей. Профессор Н.В. Трулль замечает по этому поводу: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену, — он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно как и что он будет исполнять. Волнение – это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы: физические и психические; человек равнодушный, не волнующийся, ничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит». Только на фоне положительного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве.
Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. Важно научиться не придавать этому во время исполнения никакого значения. Главное – сохранить течение музыки.
Следовательно, для успешного выступления нужна не только подготовка в исполнительском плане, но и психологический настрой.
Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.
Занятия в творческом коллективе способствуют развитию у детей ответственности за свою деятельность и результаты этой деятельности, что является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции.
Новое разученное произведение – это ступенька в музыкальном развитии всего коллектива в целом и каждого из его участников в отдельности.
Каждое концертное выступление – это окончание определенного этапа в развитии вокального ансамбля.
Выступление на концерте, конкурсе – событие, которое является основой развивающего обучения, раскрывающего творческий потенциал коллектива.
Знаменитые советские ВИА
А вы знаете, сколько ВИА было во времена Советского Союза? А вот посчитайте сами, я лишь перечислю, какие ансамбли нашел в Интернете:
О некоторых ВИА из этого списка я даже не догадывался, а вот другие были очень популярны и собирали целые стадионы, дворцы спорта, их песни звучали с экранов телевизоров и по радио. Но о некоторых почему-то в том, списке, что я нашел в Интернете, даже не упоминается. Правда, я и сам забыл название одного из таких ВИА из КомиАССР, в котором начинал свою карьеру знаменитый Валерий Леонтьев. По-моему, это было «Эхо», я услышал его выступление на сборном концерте во Дворце сорта «Лужники» на праздничном концерте в честь очередной годовщины Великой Октябрьской революции в 1979 году. Тогда же впервые увидел Валерия Леонтьева в совершенно белом обтягивающем костюме, как у солиста группы «Бони-М».
Первые ансамбли начали появляться в СССР в 60-х годах, и многие из них были настолько популярны, что выступая на гастролях даже в самых маленьких городках, могли давать по несколько концертов в день, и каждый раз собирать полный зал. В конце 80-х популярность многих ВИА пошли на спад благодаря тому, что многие рок-группы начали выходить из подполья, и внимание молодежи переключилось на другую музыкальную волну. Мы же с вами сегодня вспомним несколько самых популярных ВИА, шлягеры которых и сегодня нередко можно услышать по радио и телевидению.
Ариэль – это группа из Челябинска, начавшая свою деятельность в 1970 году. Популярность она обрела спустя год, когда поучаствовала в музыкальном конкурсе под названием «Серебряные струны». Спустя несколько лет вышла первая пластинка, она назвалась «Мелодия».
Веселые ребята – этот поп-рок коллектив 70-80 годов пользовался большой популярностью. Музыкальная группа выпустила в свет много талантливых исполнителей. Такие шлягеры, как «Люди встречаются», «Как прекрасен этот мир» можно услышать по радио до сих пор.
Голубые Гитары – группа запомнилась зрителям тем, то исполнители выступали только с инструментом, который имел голубой цвет. Также в группе все участники были вокалистами, их пение сливалось с музыкой, и это нравилось зрителям.
Добры Молодцы – это музыкальный коллектив из Москвы. Участники играли на гитарах, ударных и клавишных. Кроме того, в коллективе присутствовала духовая группа. Наиболее популярной композицией является «Главное, ребята, сердцем не стареть».
Здравствуй Песня – этот ансамбль стал популярным только в конце семидесятых. Они перепели иностранную популярную композицию «Синий иней» и перевели ее на русский язык.
Красные маки – музыкальный коллектив родом из Донецка не раз возглавлял чаты страны в конце семидесятых. На фестивале в Сочи в 1976 группа заняла второе место, ее коллектив постоянно менялся.
Лейся песня – это музыкальный коллектив под предводительством Михаила Шуфутинского. Будущий шансонье вдохновлял участников группы, чтобы они создавали настоящие хиты, которые широко использовались в народе.
Пламя – это московский коллектив во времена союза пользовался большой популярностью. Всего было написано пять альбомов.
Поющие Сердца – музыкальный коллектив был популярен не только в семидесятые, но и восьмидесятые года прошлого столетия. Ансамбль стал популярным благодаря победе конкурса исполнителей эстрады. После чего с ними стали сотрудничать многие звукозаписывающие студии.
Синяя птица – это также белорусский музыкальный коллектив. Группу можно узнать по знаменитой песне «Там, где клён шумит». В советское время коллектив успешно продвигал реализацию проекта создания БАМа. В настоящее время на многих патриотических мероприятиях можно услышать их композиции.
Сябры – белорусский коллектив покорил многие концертные площадки в семидесятых годах прошлого столетия. В 1977 году группа победила на конкурсе эстрадных исполнителей. Наиболее известным хитом считается «Алеся».
А еще были такие прекрасные ВИА, как, бит-квартет «Секрет», «Цветы», «Ялла», и многие другие, выступления которых я видел разве что по телевидению. Их расцвет наступил в те годы, когда мне приходилось очень много работать, чтобы прокормить семью, и времени посещать концерты многих групп, которые выступали в Хабаровске, у меня катастрофически не было. Но вот концерт группы «Поющие сердца» я не только посетил, но и запомнил. А случилось вот что.
Накануне концерта, на который жена купила билет, у меня было дежурство в травматологическим пункте городской больницы № 11. Было уже очень поздно, когда рядом с травмпунктом резко затормозило такси. Из него вышло трое молодых людей, у одного из которых была повязка на пальце, совершенно окровавленная. Я быстро пригласил парня с этим пальцем в перевязочную, зашил довольно большую рану на пальце, и вышел в регистратуру. Там друзья этого парня к этому времени уже продиктовали фамилию и имя-отчество пострадавшего. Я взял журнал, чтобы записать диагноз и решить, нуждается ли раненный в освобождении от работы. Ведь есть некоторые профессии, в которых даже один палец играет свою роль.
И что я вижу в журнале, спросите вы? Этот парень с порезанным пальцем – гитарист ансамбля «Поющие сердца», на концерт которого жена купила билет в Дом профсоюзов. Как парень с раной на пальце сможет играть на гитаре? Пришлось выяснять у него самого и его друзей. Надо было решить, давать ли освобождение от работы? Гитаристу была положена бытовая справка, ведь порез случился не на работе. Один из сопровождающих, который оказался музыкальным руководителем, стал отказываться, но я сказал, что пусть будет справка, вдруг какое нагноение и парень не сможет играть, через 5 дней ему выпишут больничный лист.
Меня все благодарили, а этот руководитель пригласил меня прийти на их концерт. Когда узнал, что у меня уже куплены билеты, попросил подойти к нему, мол, я посажу так, что будет хорошо видно и не очень громко слышно. Так я и поступил на следующий день. Музыкальный руководитель, когда увидел меня в числе входящих в зал, подошел к нам и посмотрел на взятые билеты, сказал, что там будет очень громко, и посадил нас с женой за стол, где работал звукооператор в зале. Оттуда действительно был все хорошо видно и слышно. Сказал, что у гитариста на перевязке все было хорошо, ни крови, ни покраснения вокруг раны нет. Я посоветовал парню чаще замазывать рану обычной зеленкой, которая обладает хорошими дезинфицирующими свойствами. Концерт этого ансамбля нам с женой понравился.
Вот такое небольшой рассказ у меня получился об отечественных вокально-инструментальных ансамблях, которые подарили много красивых песен, великолепных исполнителей и заслуженно пользовались популярностью у любителей советской песни, к числу которых я себя отношу.
«Особенности и специфика работы с вокальным ансамблем»
Содержимое разработки
Ефимова Н.Б., педагог ДО ГБОУ СОШ №77
СТАТЬЯ: «ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С
Специфика вокальной работы в ансамбле.
В вокальной работе есть два важных момента при распевании:
В результате все голоса должны образовать один новый тембр.
Выстраивать аккорды нужно медленно, постепенно, можно начать с двухголосия, добавляя по одному голосу. Петь при этом лучше тихо, так, чтобы услышать все интонации. На первом году обучения это следует делать только при поддержке фортепиано.
При разучивании пьес можно применять разные приемы звукообразования: пение с закрытым ртом, пение приемом стаккато, с «эффектом смычка» в голосе и д.р.
Воспитание навыков и качеств, необходимых участнику ансамбля
Пение в ансамбле требует от исполнителя наличия особых навыков и качеств. Вот некоторые из них.
• Умение слушать общее звучание ансамбля.
• Умение чувствовать и соблюдать общий ритмический пульс.
Под синхронностью ансамблевого звучания понимается точное совпадение у всех певцов мельчайших ритмических деталей, что может достигаться в атмосфере единого понимания и чувствования темпа и ритмического пульса. Единое чувство темпа и единый ритмический пульс появляются лишь при органичности музыкального сопереживания и неразрывном музыкальном общении.
Необходимо умение устанавливать взаимный контакт между ансамблистами, чтобы одновременно вступить, вместе выдержать паузу, одновременно закончить фразу, «снять» звук. Ключевые моменты могут «подсказываться» одним из исполнителей.
Основные стадии разучивания музыкального произведения
Работа над пьесой должна начинаться с ознакомления с нею. В результате ознакомления у исполнителя должно возникнуть ясное представление о пьесе: о содержании, о строении, об особенностях музыкального языка, об общей идее.
С детским ансамблем нужно отдельно проработать текст.
Далее возможно объединять партии голосов.
На последующих этапах продолжается работа над отдельными частями и сложными элементами: мелодическими оборотами, ритмическими группами, протяженными звуками, гармоничекими созвучиями.
В то же время такая работа должна протекать в активном сопоставлении частного с общим.
Прием пения в медленном темпе представляется полезным, если темп пьесы не является медленным. Замедленное пение помогает более тщательно вслушиваться в интонацию, разобраться в ритме, освоить произведение технически.
Пьесы медленного, кантиленного характера нужно осваивать в настоящем темпе.
Работа над текстом, его осмыслением и артикуляцией должна происходить на всем протяжении работы над произведением.
Принципы отбора репертуара
При выборе репертуара руководитель ансамбля должен руководствоваться следующими основными требованиями:
Произведение должно быть полноценным по своему идейному содержанию и отличаться высокими художественными качествами.
При отборе необходимо учитывать возрастной состав ансамбля, музыкальное развитие участников, а также их индивидуальные возможности / в отличие от хора/.
Изучение материала должно быть строго последовательным, соответствующим уровню развития участников на данном этапе.
Необходимо учитывать при выборе репертуара учебные цели, а также возможности участвовать в концертной деятельности.
Виды деятельности на занятиях с ансамблем
Дыхательные упражнения. Отработка певческого дыхания.
упражнения артикуляционного характера;
гармоническое распевание (двух- и трехголосные аккорды)
Разучивание и работа над произведением:
работа над текстом;
работа над артикуляцией;
работа над динамическими оттенками;
выстраивание целого произведения, работа над образным содержанием.
работа над актерской выразительностью;
На одном занятии можно выполнять несколько видов деятельности или выбирать один, необходимый на данном этапе, вид работы с ансамблем.