Военнообязанный и призывник чем отличается
Какая разница между военнообязанным и призывником
Содержание статьи
Допризывник и призывник
Юноша, достигший 16 лет, по российскому законодательству, обязан встать на первичный воинский учет. Он проходит медкомиссию, на него оформляются документы воинского учета. Но в армию ему идти пока рано. Он считается допризывником. На первичный воинский учет становятся абсолютно все юноши. Уклонение от постановки на учет является административным правонарушением и карается штрафом.
Вопрос о годности к армейской службе решается, когда молодому человеку исполняется 18 лет. Ему приходит повестка из военного комиссариата. Теперь он считается призывником, снова проходит медкомиссию, по результатам которой решается, годен он по состоянию здоровья к военной службе или нет. Кроме того, военкомат проводит профотбор и определяет, в каких войсках юноша может служить.
Военно-учетная специальность определяется и для тех, кто не годен к действительной военной службе. Например, призывник может быть годен к нестроевой, к нестроевой службе в военное время и т.д. Вопрос о призыве решает призывная комиссия. Призывник в любом случае становится военнообязанным, за исключением случаев, когда юноша вообще не годен к военной службе.
Кто такие военнообязанные
Даже если молодого человека не призвали в армию в данный момент, он становится военнообязанным. То есть в случае необходимости, он обязан явиться в военкомат и пойти в армию по той военно-учетной специальности, которую ему определили, когда ставили на учет. Военнообязанными считаются и те, кто уже отслужил в армии в качестве солдата-срочника. Среди военнообязанных есть и люди, в армии не служившие, но прошедшие военную подготовку, например, в высшем учебном заведении и получившие офицерское звание, а также офицеры, вышедшие в отставку. Мужчины, не имеющие офицерского звания, остаются военнообязанными от момента постановки на учет до 50 лет. Возрастной предел для офицеров зависит от звания.
Основные понятия
1 октября 2016 года в России началась осенняя призывная кампания. За три месяца, согласно планам Генштаба, на военную службу отправятся 152 тыс. молодых россиян (Указ Президента РФ от 29 сентября 2016 г. № 503 «О призыве в октябре-декабре 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»).
Если вам исполнилось 18 лет, то это не означает, что вы автоматически становитесь призывником. С этого момента и до достижения 27 лет вы считаетесь гражданином призывного возраста. Так будет юридически правильнее. Призывником вы можете считаться только в том случае, если вам уже вручили повестку о том, что вы призываетесь для прохождения срочной службы, с конкретной датой прибытия к месту назначения. Гражданин призывного возраста может и не стать призывником, если у него есть отсрочка или освобождение от прохождения военной службы, а также в том случае, если он выбрал альтернативную гражданскую службу.
Срочная военная служба – это исполнение воинского долга гражданами призывного возраста сроком по призыву на один год в мирное время. Мы приводим понятие «срочной военной службы» для удобства восприятия. Это понятие является синонимом понятия «военная служба по призыву». В профессиональном сленге работников военкомата (а с этим приходится регулярно сталкиваться гражданину призывного возраста) существуют такие понятия как «срочники», «контрактники», «альтернативщики» и т.п. Юридически правильнее будет «военная служба по призыву», но на практике гражданин призывного возраста при посещении военкомата часто будет слышать фразу «срочная военная служба».
Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо срочной военной службы по призыву.
Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) – это документ, который выдается гражданам России при прохождении комиссии по постановке граждан на воинский учет (для юношей – с 1 января по 31 марта года, в котором им исполняется 17 лет). При призыве гражданина на военную службу или зачислении в запас данное удостоверение изымается и выдается военный билет. При предоставлении отсрочки от призыва в удостоверение вносится соответствующая запись. Относитесь к удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, бережно. В случае его утраты нужно в двухнедельный срок обратиться в военкомат.
Военный билет – это документ, выдаваемый гражданину при призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации и иные «силовые» ведомства, где предусмотрена военная служба, а также в случае освобождения от воинской обязанности или зачислении в запас.
Помимо общей информации (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, образование, гражданская специальность и наличие спортивного разряда), военный билет может содержать ряд специфичной информации:
Повестка – это документ об официальном вызове в военкомат. По повестке военкомата гражданин должен явиться на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть.
Медицинское освидетельствование
Во время призыва граждан на срочную военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования этих граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
На медицинскую комиссию возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан призывного возраста для определения состояния здоровья с присвоением соответствующей категории годности к военной службе (ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
На медицинской комиссии гражданину призывного возраста предстоит пройти обследование минимум у семи врачей: терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога. В случае необходимости ему могут назначить посещения и врачей другой специальности. Медицинская комиссия проводится в периоды проведения призывных кампаний. В весенний призыв 2014 года впервые призывников будут проверять на гепатит формы В и С, а для контрактников будет введен обязательный биохимический анализ, выявляющий лиц, употреблявших наркотики.
Категории годности к военной службе
По результатам медицинского освидетельствования врачи-специалисты при первоначальной постановке граждан на воинский учет и призыве их на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
«А» – годен к военной службе;
«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«В» – ограниченно годен к военной службе;
«Г» – временно не годен к военной службе;
«Д» – не годен к военной службе.
Для граждан, признанных годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Ограниченно годные к военной службе (имеющие серьезные проблемы со здоровьем) (категория «В») не могут быть призваны. Граждане, получившие по результатам медицинского освидетельствования категорию «В», вызываются в военкомат через три года для повторного освидетельствования.
Заключение о временной не годности (категория «Г») (на срок до 12 месяцев) и о необходимости медицинского обследования (лечения) выносит призывная комиссия на основании медицинского освидетельствования (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574).
Если обследование (лечение) гражданина призывного возраста можно провести до окончания работы призывной комиссии, заключение о временной негодности не выносится.
Гражданин призывного возраста, уклоняющийся (отказывающийся) от обследования (лечения), должен быть повторно освидетельствован через полгода. Если при этом у него не будет выявлено признаков ухудшения здоровья либо будут отсутствовать явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующие призыву на военную службу, комиссия признает его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б») (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574). (На основании Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Поэтому в статье акцент сделан на нем. На практике используются оба положения.)
Не годные к военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Во время прохождения медицинского освидетельствования граждане призывного возраста имеют право на получение полной информации о медицинских показаниях (об обнаруженных заболеваниях) на отсрочку или освобождение от призыва. Порядок оформления заключения врача-специалиста определяется Министерством обороны Российской Федерации (Приказ Минобороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации», пункт 277, приложения №№ 1-17).
Примерные формы
(подготовлено с помощью системы ГАРАНТ):
Сроки службы и проведения призывных кампаний
Срок солдатской службы за несколько веков претерпел значительные изменения, и сегодня это уже, заметьте – не 25 лет, как в давние времена в царской России, и не два года, как несколько лет назад. А всего лишь 12 календарных месяцев. Что можно успеть за это время? По сути, только пройти курс молодого бойца, получив основные знания и необходимые практические умения и навыки защитника Отечества.
В законодательстве установлены сроки проведения призывных кампаний – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В некоторых случаях возможны другие сроки призыва для граждан:
Знайте свои права и не забывайте об обязанностях
Постановка на первичный воинский учет граждан мужского пола происходит, когда юноши достигают 17-летнего возраста.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате (п. 1-2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)
Если у вас произошли изменения семейного положения, образования, места работы, должности, то вы обязаны сообщить об этом в двухнедельный срок в военкомат (ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Хотим обратить ваше внимание, что если у вас есть право на отсрочку от призыва, следует своевременно предоставлять соответствующие документы в военкомат, иначе вы можете быть призваны для прохождения срочной службы на законных основаниях.
В случае неявки по повестке без уважительных причин гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 28 и п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Уважительными причинами являются следующие:
Эти причины должны быть подтверждены документально. Помните также, что они снимают ответственность за неявку, но не отменяют вызова в военкомат. При первой же возможности гражданин должен немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.
«Уклонистам» на заметку
Попытки уклониться от исполнения долга перед Родиной ни к чему хорошему не приводят. Вас могут найти, и в этом случае за свои действия придется отвечать согласно ст. 328 УК РФ. За уклонение от призыва на военную службу предусмотрен штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Выбор наказания зависит от того, какое решение вынесет судья.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, также влечет за собой уголовную ответственность и карается либо штрафом в размере до 80 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 249 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Вам уже исполнилось 18, но еще нет 27 лет? – Узнайте, полагается ли вам отсрочка или освобождение от службы.
Вопросы и ответы по разделу: |
Может ли гражданин Грузии, проживающий около 19 лет в России и имеющий вид на жительство в Российской Федерации на пять лет, пройти военную службу в России, а не в стране своей гражданской принадлежности?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
Пока гражданин не приобрел российское гражданство, он не является военнообязанным по смыслу ст. 59 Конституции РФ и не может пройти военную службу по призыву. Вместе с тем, для него возможна служба по контракту.
Могут ли гражданина России призвать в армию, если российское гражданство получено им во время призывной кампании?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
С момента принятия гражданства молодой человек обязан встать на воинский учет в двухнедельный срок (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). После этого он проходит мероприятия, связанные с призывом и, в случае отсутствия оснований для отсрочки или освобождения от призыва, а также если он достиг возраста 18 лет и не достиг возраста 27-ми лет, может быть призван на военную службу.
Могут ли меня привлечь к ответственности за уклонение от военной службы, если я ни разу не получал повестку (мне 24 года) и по словам сотрудника военкомата, отсутствую в списке призывников? Как мне поступить в данной ситуации?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
Бытует заблуждение, что если гражданин ни разу не получал повестку, то и привлечь его к ответственности нельзя. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы (ч. 1 ст. 328 УК РФ) необходимо наличие умысла на уклонение от призыва, который может выражаться в активных действиях или в бездействии (например, неявка по повесткам; нарушение обязанностей по воинскому учету; неявка в медицинскую организацию на обследование по направлению призывной комиссии) (Постановление Пленума ВС РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»). Таким образом, в указанной ситуации Вас могут привлечь к ответственности. Рекомендую Вам самостоятельно явиться в военкомат и заявить о себе.
Мне 26 лет, 29 августа 2014 года будет 27. Недавно получил российское гражданство. Попадаю ли я под призыв, если не оформлять прописку до июня? Будет ли это считаться уклонением от военной службы?
Отвечает адвокат, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин:
Граждане обязаны в двухнедельный срок сообщить в военный комиссариат о переезде на новое место жительства или место пребывания, о получении российского гражданства (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Таким образом, даже не оформляя прописку, Вы несете обязанность проинформировать военкомат о себе и своем месте жительства (пребывания). В противном случае бездействие может расцениваться как уклонение от призыва. Кроме того, согласно поправкам в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», внесенным Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» и вступившим в силу с 1 января 2014 года, в такой ситуации Вы будете считаться гражданином, не прошедшим военную службу без уважительных причин и не сможете занимать впоследствии должности муниципальной и государственной гражданской службы (п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Кто относится к невоеннообязанным?
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. В целях обеспечения исполнения воинской обязанности ведется воинский учет, которому подлежат призывники и военнообязанные лица (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ; п. 1 ст. 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).
Призывники и военнообязанные лица.
Призывниками именуются не пребывающие в запасе мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие либо обязанные состоять на воинском учете (пп. «а» п. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ).
Военнообязанными признают пребывающих в запасе граждан, к которым относятся лица (п. 1 ст. 52 Закона N 53-ФЗ; пп. «б» п. 14 Положения):
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
успешно завершившие обучение по соответствующим программам в военных образовательных организациях высшего образования либо в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах и окончившие федеральные государственные вузы;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
не подлежавшие призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности.
При этом воинскому учету не подлежат следующие граждане (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9, п. 4 ст. 23, п. 3 ст. 53 Закона N 53-ФЗ):
молодые люди (мужчины) до первоначальной постановки на воинский учет, которая производится в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет;
лица, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья;
лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
граждане, постоянно проживающие за пределами РФ;
лица, достигшие предельного возраста пребывания в запасе и снятые с воинского учета.
Понятие «невоеннообязанный».
В законодательстве отсутствует определение термина «невоеннообязанный». Исходя из первого раздела данного материала можно предположить, что все лица, в отношении которых не ведется воинский учет, относятся к невоеннообязанным. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Невоеннообязанный является одной из категорий граждан, разделенных в целях стандартизации информации о населении по признаку «отношение к военной службе». Помимо невоеннообязанных по данному признаку выделяют следующие категории граждан: военнослужащий, военнообязанный, призывник и служащий таможенных органов (фасет 16 ОК 018-2014).
Военнослужащие и служащие таможенных органов.
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 Закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, к невоеннообязанным относятся граждане, которые не подлежат воинскому учету и при этом не относятся к военнослужащим или служащим таможенных органов, либо к военнообязанным, либо к призывникам.
Вопросы — ответы по воинскому учету и бронированию, часть 1
Актуально
Что делать при заболевании гриппом? Самому пациенту при первых симптомах нужно остаться дома, чтобы не только не заразить окружающих, но и вовремя заняться лечением, для чего необходимо немедленно обратиться к врачу. Для предупреждения дальнейшего рас
Организации осуществляют воинский учет на основании Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).
Согласно п. 12 Положения о воинском учете количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется в зависимости от числа лиц, состоящих на воинском учете. Если на таком учете состоит менее 500 человек, его ведение осуществляет один работник без освобождения от основной работы. Следовательно, при наличии в организации менее 500 человек, состоящих на воинском учете, его ведение может быть поручено работнику отдела кадров.
Поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Поручение работнику дополнительной работы без доплаты является нарушением законодательства о труде и об охране труда, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение). При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы.
Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению. В нем приведены следующие категории лиц:
1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения):
— лица, пребывающие в запасе;
— женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности;
2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
— женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
— лица, признанные не годными к военной службе.
Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
В силу п. 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).
На основании п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны в том числе оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (военные комиссариаты), обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов.
Кроме того, согласно пп. «ж» п. 32 Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
На основании п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 (далее — Положение о военных комиссариатах), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
При этом согласно п. 11 Положения о военных комиссариатах к основным задачам военных комиссариатов относятся, в том числе организация и ведение воинского учета; проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и военно-транспортной обязанности.
Согласно ст. 21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В силу Приказа Минфина России от 25.12.2008 N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ Минфина России N 145н) в платежном поручении на уплату штрафа по ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата следует указать код 000 1 16 09000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации».
Согласно Приказу Минфина России N 145н и Приложению 4 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в 1 — 3 разрядах кода следует указывать код главного администратора доходов бюджета 187 — Министерство обороны Российской Федерации, поскольку военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ.
На основании п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Работодатель должен направить в соответствующий военкомат сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) на работу или увольнению (отчислению) с работы, в течение двух недель с момента их приема (увольнения).
Обоснование: В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета. Так, согласно Положению о воинском учете, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, если работник еще не служил, это будет призывное удостоверение, если служил или не подлежит призыву, — военный билет.
Напомним, что призывники — это мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. Если же работник пребывает в запасе, то он считается военнообязанным при условии, что не достиг предельного возраста. Этот возраст зависит от разряда, к которому принадлежит работник, минимально — 35 лет, максимально — 65 лет (ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Работодатель может принять на работу этих граждан и без документов воинского учета, ТК РФ это не запрещает. Однако в любом случае — есть документы или нет, и на какой бы срок с работником ни заключался трудовой договор, о принятии работника, подлежащего воинскому учету, надо уведомить военкомат. На это у работодателя есть две недели со дня принятия на работу. Кроме того, нового работника, уклоняющегося от воинского учета, следует предупредить, что он должен выполнить требования законодательства.
Частью 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена мера ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, которая влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Если устраивающийся на работу работник, например, утверждает, что военный билет у него был, но он его потерял, работодатель все равно должен уведомить военкомат о трудоустройстве такого работника, а также предупредить работника об административной ответственности за утрату этого документа и попросить его в кратчайшие сроки принять меры по его восстановлению (гражданину на это дается две недели с момента утраты в соответствии со ст. 21.7 КоАП РФ). В подтверждение отсутствия документа воинского учета кадровый специалист может попросить работника представить соответствующее письменное объяснение. Организация за отсутствие документа воинского учета у работника ответственности не несет.
Работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.
Обоснование: Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон). Согласно п. 1 ст. 8 Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
— освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;
— проходящих военную службу;
— отбывающих наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
— постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Принятые студенты-практиканты могут подходить под первую категорию граждан, так на основании п. 1 ст. 23 Закона от призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве.
Также согласно п. 3 ст. 23 Закона не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Таким образом, принятые студенты-практиканты не должны состоять на воинском учете, если они относятся к одной из перечисленных выше категорий граждан.
В противном случае на основании п. 1 ст. 4 Закона, пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы.
Так, согласно п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные).
Согласно п. 13 названных Методических рекомендаций не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;
б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе о студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.
· Вопрос: Обязана ли организация представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных?
Организация обязана представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных. Несообщение в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Обоснование: Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее — Закон N 53-ФЗ). Исключение составляют граждане:
освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ;
проходящие военную службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Статьей 59 Трудового кодекса РФ определено, что срочный трудовой договор заключается, в частности, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона). Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (ст. 293 ТК РФ). Статьей 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета.
Пунктом 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение N 719)). Из п. 14 Положения N 719 следует, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), а также граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях.
Из п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ следует, что организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением N 719. Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в двухнедельный срок со дня приема на работу (увольнения) в соответствующие военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (пп. «а» п. 32 Положения N 719, пп. «а» п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ, далее — Методические рекомендации). Форма сведений приведена в Приложении N 9 к Методическим рекомендациям. При этом ни Закон N 53-ФЗ, ни Положение N 719, ни Методические рекомендации не содержат исключений в отношении временных (сезонных) работников. Таким образом, подавать в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных работодатель обязан.
Несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации. Размер штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Дела об административных нарушениях по ст. 21.4 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Поэтому, как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу о таком административном правонарушении по истечении двух месяцев со дня его совершения вынести нельзя. При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Необходимо также отметить, что данное административное правонарушение не является длящимся. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В данном случае срок для представления сведений в военкомат определен — 2 недели с даты приема (увольнения) работника. Следовательно, по истечении этого срока правонарушение следует считать оконченным.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/771
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон) органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, расходы на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН
Лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными (пп. «б» п. 14 Положения).
Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 Трудового кодекса РФ).
Однако ТК РФ не содержит положений, запрещающих прием на работу в случае, когда документы воинского учета не были предъявлены. Более того, трудовое законодательство запрещает ограничивать право на труд (ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ) и отказывать в заключении трудового договора по каким-либо основаниям, не связанным с деловыми качествами (ст. ст. 3, 64 ТК РФ). Поэтому и ответственность за прием на работу гражданина, не предъявившего документы воинского учета, законодательством не предусмотрена.
Но если при заключении трудового договора работник не предъявил документы воинского учета, работодатель обязан проинформировать об этом военный комиссариат (пп. «а», «г» п. 30, пп. «а», «б» п. 32 Положения).
Организация, не сообщившая в военный комиссариат о принятии на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, будет считаться нарушившей законодательство о труде (ст. 11 ТК РФ) и, как следствие, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. На должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Отметим, что к ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены предприниматели, поскольку обязанность представления сведений в военный комиссариат возложена только на организации (разд. III Положения).
Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.
Обоснование: Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих работников в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).
За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 9 Положения).
Согласно п. 12 Положения для осуществления воинского учета в организациях требуется один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан.
На основании п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации.
Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.
Статьей 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
В силу ст. 65 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Исходя из пп. «а» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).
Следовательно, законодательством РФ не предусмотрена возможность предъявления при заключении трудового договора копий документов воинского учета. Проверить наличие и подлинность документов воинского учета организации-работодателю возможно только в случае предъявления лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.
Следовательно, нормативно предусмотрена необходимость предъявления именно оригиналов документов воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, работодатель вправе в указанной ситуации отказать в приеме на работу в связи с непредставлением при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.
· Организация принимает на работу граждан, подлежащих воинскому учету. Какие обязанности по ведению воинского учета она должна исполнять?
При приеме на работу лиц, подлежащих воинскому учету, ответственный за ведение в организации воинского учета сотрудник обязан заполнить разд. II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма N Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). Заполняется данный раздел на основании документов воинского учета, а именно: удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, — для призывников, и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, — для граждан, пребывающих в запасе (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, п. п. 14, 27, 28, пп. «а», «б», «в» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), ст. 65 Трудового кодекса РФ).
Если организация, заполняя разд. II личной карточки работника, выявила какие-либо неоговоренные исправления, неточности, подделки, она должна проинформировать об этом соответствующий военкомат (пп. «г» п. 30 Положения). Однако какой-либо ответственности за данное нарушение не установлено.
Далее необходимо в двухнедельный срок со дня приема на работу гражданина, подлежащего воинскому учету, уведомить соответствующий военкомат о принятии на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете. То же самое нужно будет сделать и при увольнении (пп. «а» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 1000 руб. в отношении должностного лица организации, ответственного за военно-учетную работу (далее — должностное лицо) (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Помимо вышеперечисленных обязанностей, организация также должна:
— по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (пп. «б» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица организации в виде штрафа от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
— представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. «в» п. 32, п. 34 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 руб. до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (пп. «г» п. 32 Положения);
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (пп. «е» п. 32 Положения);
— оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (пп. «ж» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Контролировать ведение организациями воинского учета должны военкоматы в порядке, определенном Министерством обороны РФ (п. 33 Положения). Они же уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в области воинского учета (ст. 23.11 КоАП РФ). Но на сегодняшний день порядок осуществления контроля Минобороны России не установлен, а следовательно, и проверять организации военкоматы не вправе. Однако сведения о нарушении организацией порядка ведения воинского учета могут поступать в военкоматы из иных источников, например из трудовых инспекций. В этом случае организация может быть привлечена к административной ответственности (гл. 21 КоАП РФ).