Военная реконструкция что такое
Si vis pacem, para bellum!
08/07/2012 Что такое Военно-историческая реконструкция?
Так что ж это такое, военно-историческая реконструкция, движение, возникшее на просторах бывшего СССР еще в конце 80-х? Игра в солдатики не доигравших в детстве? Однако занимаются этим не только «книжные дети, не знавшие битв», но и зрелые мужи, многие из которых не только отслужили «срочную», но и отвоевали в «горячих точках».
Все выходящее за рамки привычного воспринимается подозрительно, иногда агрессивно. У человека, впервые увидевшего взрослых людей одетых в старую униформу, бегающих под взрывы пиротехники по «полю боя», пугая своим видом мирных селян и изображающих из себя храбрых вояк минувших эпох, сразу возникают похожие вопросы «Что они делают?» и чуть позже «Что это такое «реконструкция»?». Сейчас я постараюсь ответить на эти вопросы, что всё-таки заставляет этих людей самых разнообразных профессий, возрастов и национальностей одевать на себя форму давно уже не существующих армий и становиться под знамена некогда славных полков?
Если слово «реконструкция» понимать более широко, то её возникновение можно отнести ещё к далёкому XVII веку. В 1687 году английский король Яков II разыграл под Лондоном взятие Будапешта, где сражался его сын герцог Бервик, предварительно одев «воюющие стороны» в соответствующую разыгрываемому месту военную форму. Во времена наполеоновских войн полки британской милиции и регулярной армии проводили показательные учения в Гайд-Парке для развлечения публики. До гражданской войны (в 1850-х гг.) в США по всей стране ездили добровольческие и милицейские роты, которые разыгрывали перед заинтересованной публикой небольшие сценки из недавней войны с Мексикой. В Российской Империи также показывались небольшие эпизоды былых войн, обычно во времена народных праздников и гуляний. Эту традицию переняли и большевики, которые в 20-х годах довольно часто проводили целые спектакли, в основном имитирующие революционные события на их исторических местах. Самым знаменитым стал пошедший в 1920 году в Петрограде спектакль «Взятие Зимнего Дворца», в котором участвовало около 10 тысяч участников-стилистов и более 100 тысячи зрителей. Всё это вело к популяризации собственной армии и отдельных моментов отечественной истории.
Но, как правило, эти мероприятия проводились регулярной армией и конечно, это не являлось реконструкцией в чистом виде. В том смысле этого слова, к которому мы уже привыкли её понимать, реконструкция впервые появилась в США и Великобритании где-то в середине 1960-х годов. Тогда, в этих странах, практически одновременно появились первые клубы занимающиеся историей гражданских войн 1642-1651 гг. и 1861-1865 гг. В первых «сражениях» этих клубов участвовали всего несколько десятков человек в театральных или частично настоящих элементах униформы и экипировки. Сейчас же это самые большие, самые «точные и правильные» военно-исторические ассоциации в мире, — только в США «федералисты» и «конфедераты» вместе выставляют на поле боя более 15000 солдат при 200 орудиях (Антитам в 1997 году и Геттисбург 1998 году), а английские «армии» насчитывают еще около 6000 человек.
К середине 1980-х годов реконструкция уже охватила всю Европу и США, ежегодно стали организовываться сотни новых клубов, которые занимались реконструкцией самых разнообразных эпох и армий, начиная с римских легионов и заканчивая Фолклендской войной. А самыми популярными и многочисленными стали клубы занимающиеся такими эпохами, как Древний Рим и Греция, эпоха викингов, «Столетняя война», Бургундские войны, война Белой и Алой розы, наполеоновские войны, Гражданская война в США, Первая и Вторая Мировые войны, в этих клубах сейчас насчитываются тысячи и даже десятки тысяч человек по всему миру. Но встречаются и довольно «экзотические» клубы, например, Франко-Прусская война, Гражданская война в России, индийские войны XIX века, даже пираты XVII-XVIII веков и много других.
Реконструкция — это не игра в войну для взрослых, хотя история мира это история войн, реконструкция — это прежде всего попытка воссоздать с помощью одежды, предметов быта и даже собственного поведения небольшой кусочек прошлого, это попытка воссоздать исторический дух и колорит той или иной эпохи. Многие клубы вообще обходятся без «боевых действий», например в рамках исторического праздника или показа раритетной техники люди одевают соответствующую форму, разбивают и обживают лагерь согласно всем историческим канонам.
А ведь реконструкция служит еще и благим целям просвещения и расширения кругозора, стоит ли даже говорить, что такие мероприятия с показом униформы уже не существующих армий, их вооружения, реальных предметов того времени и в окружении «людей той эпохи», служат куда более наглядным историческим пособием, чем картинки из затертого учебника истории.
Приятно заметить, что сейчас военно-исторические клубы стран бывших республик СССР могут составить достойную конкуренцию своим западным коллегам и во многом, даже и «перещеголять» их. Как, например, «Орден Северного храма» — объединение клубов, занимающихся реконструкцией истории рыцарства, в особенности Ордена тамплиеров. Его филиалы находятся во многих городах России и за рубежом: в Москве, Петербурге, Минске и даже в Барнауле — http://staslandia.ru/rytsarstvo-ne-igra-a-obraz-zhizni-1
Мужская тяга к оружию, необходимость снятия стресса и выброса естественной агрессии, желание ненадолго уйти от действительности, жажда общения с себе подобными — вот что является предпосылками для занятия военно-исторической реконструкцией, а так же охотой, пейнтболом, страйкболом, разнообразным экстримом и т.д. и т.п., даже детская игра в войну – она тоже из этого списка.
На полях постановочных сражений
Начальная история
В Риме эпохи Империи нередко во время гладиаторских игр воссоздавались великие сражения прошлого. Например, Август во 2 году до н.э. приказал выкопать на берегу Тибра специальное озеро размерами 557×536 м с островом посередине. На этом водоёме 30 бирем и трирем с посаженными на них гребцами и матросами воспроизводили битву афинян и персов. Однако и это, и последующие сражения затмила навмахия, устроенная в 52 году императором Клавдием при спуске Фуцинского озера. В ней принимали участие 100 военных кораблей, включая триремы и квадриремы, и 19 000 бойцов — в основном гладиаторов и приговорённых к смерти преступников. По завершении празднеств оставшиеся в живых получили императорское помилование и были отпущены на свободу.
В эпоху расцвета турниров в XV–XVI веках участвовавшие в них рыцари нередко принимали имена и облик знаменитых воителей прошлого, персонажей рыцарских романов или легенд о короле Артуре. При дворах итальянских правителей эпохи Ренессанса частенько устраивались потешные представления, воспроизводившие реальные или выдуманные сражения. Одно из таких празднеств в 1473 году устроил кардинал Пьетро Риарио для своего дяди, папы Сикста IV, и многочисленных гостей. Программа празднества включала разнообразные развлечения. После обеда гостям была представлена инсценировка сражения между войсками христиан и турок. В битве участвовали пехота, конница и артиллерия. Воздвигнутые на площади декорации изображали полевые укрепления. Турки потерпели поражение. Уцелевшие воины и пленники согласились принять христианство и в стихах с соответствующей просьбой обратились к папе. Закончился праздник триумфальным шествием по улицам Рима.
Эглинтонский турнир
Хотя после 1600 года турниры постепенно сошли на нет, их реконструкции — то есть военные игры, которые имитировали другие военные игры, — оставались довольно популярными. Между 1750 и 1839 годами в Европе состоялось не менее 18 рыцарских реконструкций. Ярким примером такого рода праздника стал турнир, который 30 августа 1839 года устроил граф Арчибальд Монтгомери в своём замке Эглинтон в Шотландии. Приглашение принять участие в турнире получили 150 наиболее родовитых британских аристократов. Около 40 из них ответили согласием. Подготовка к мероприятию, включая закупку или изготовление необходимого снаряжения, а также обучение участников будущего состязания, заняла почти год. Доспехи были позаимствованы из арсенала Тауэра или из старинных родовых коллекций. Многим из потенциальных участников состязаний доспехи предков оказались малы, и их пришлось подгонять под увеличившийся рост и комплекцию.
Для проведения состязания специально было построено ристалище с деревянными трибунами и палаточным лагерем для участников. Вход на праздник был свободным: предполагалось, что прибыль поступит от продажи еды, напитков и сувениров. Организаторы ожидали, что в день открытия посмотреть представление соберутся 4000 зрителей, но на деле съехалось не менее 50 000 человек. Среди них был и Луи-Наполеон, будущий император французов, живший в то время в Англии. Праздник открылся торжественным шествием участников турнира. Каждого сопровождала большая свита. К сожалению, в самый разгар мероприятия разразился ужасный ливень, и в считаные минуты ристалище превратилось в размокшее болото. Но даже без главного развлечения, то есть самого турнира, представление пользовалось большим успехом и сыграло свою роль в подъёме исторического сознания британцев.
Мир Дикого Запада
Вновь исторические реконструкции стали популярными на рубеже XIX и ХХ веков. Это была эпоха колониальной экспансии, и красочные публичные представления, в которых время от времени участвовали настоящие или ряженые аборигены, должны были стать живой иллюстрацией событий, происходивших на отдалённых театрах военных действий. С особым размахом эта идея была реализована в Соединённых Штатах, где на протяжении примерно 50 лет, между 1870 и 1920 годами, возник целый жанр передвижных представлений, связанных с миром Дикого Запада. Первоначально это были театральные постановки, но со временем они развились в крупномасштабные шоу со стрельбой, лошадиными скачками и сценами охоты, в которых были задействованы сотни людей. Некоторые сюжетные линии и персонажи основывались на реальных событиях, другие являлись плодом фантазии.
Одним из первых представлений этого жанра были «Скауты прерии», дебютировавшие в декабре 1872 года в Чикаго. Основателем шоу и одним из его участников являлся Нед Бантлайн, автор дешёвых романов о жизни на Диком Западе. Другие роли исполняли Уильям Ф. Коди (в будущем знаменитый Баффало Билл), ковбой и скаут Джек Омохундро по прозвищу Техасец Джек, итальянская танцовщица Джузеппина Морлаччи. Хотя критики разругали спектакль, он имел успех и прославил Уильяма Коди, который в 1883 году создал «Шоу Дикого Запада Баффало Билла».
Это было представление совершенно нового типа, с которым Коди продолжал выступать вплоть до 1915 года. Его продюсер Джон Берк использовал в работе инновационные методы рекламы, что поспособствовало успеху и широкой популярности шоу. «Шоу Дикого Запада» восемь раз совершало турне по Европе. Первая такая поездка состоялась в 1887 году в рамках американской выставки в Лондоне. На представлении 20 июня 1887 года присутствовала королева Виктория и члены королевской семьи, включая будущего короля Георга V и кайзера Вильгельма II. Всего за время гастролей было дано более 300 представлений и продано 2,5 млн билетов.
В годы расцвета в шоу одновременно принимало участие до 1200 исполнителей (ковбоев, скаутов, индейцев, военных, мексиканцев), а также множество животных, включая буйволов и техасских мустангов. Каждое представление продолжалось три или четыре часа. Программу открывал выезд всех участников. Дальше следовали охота на бизонов, ограбление поезда, сражения с индейцами. В грандиозном финале, называвшемся «Атака на горящую хижину», всадники-индейцы нападали на мирных поселенцев, поджигали постройку, но в последний момент защитников хижины «спасали» Баффало Билл, ковбои или мексиканцы. Время от времени публике демонстрировались реконструкции сражения при Литтл-Бигхорне. В роли генерала Кастера обычно выступал «король ковбоев» Бак Тейлор. После его «гибели» на сцене появлялся Баффало Билл, который опаздывал к финалу сражения и мстил за Кастера, «убивая» и «скальпируя» вождя шайенов по имени Жёлтая Рука.
В «Шоу Дикого Запада» участвовали многие известные ковбои: сам Уильям Коди, Бак Тейлор, Бронко Билл, Джеймс Лоусон, Билл Баллок, Тим Клэйтон, Койот Билл и Бридл Билл. Кроме «белых» были задействованы индейцы, набиравшиеся в основном из племён Великих равнин, таких, как лакота. На короткое время к «Шоу Дикого Запада» присоединился вождь Сидящий Бык, который был одной из главных его «звёзд». Он сдружился с Баффало Биллом и охотно принял от него в подарок лошадь, когда возвращался домой. Среди других знаменитых вождей индейцев, участвовавших в представлении, были Красное Облако, Джозеф и Джеронимо.
Бурский военный цирк Питера Кронье
Коммерческий успех «Шоу Дикого Запада» подстегнул появление нескольких более или менее удачных его аналогов. В 1903 году Питер Кронье, отставной бурский генерал и участник обеих бурских войн (1880–1881 и 1899–1902 годов), вместе с американским предпринимателем Фрэнком Филлисом создал странствующий цирк, представлявший публике недавние события англо-бурской войны. Его цирковая труппа состояла из 400 человек, в большинстве своём настоящих ветеранов войны с обеих сторон, а также 300 лошадей. Представление включало исполнение конных трюков со стрельбой. Его фоном являлась специально возведённая африканская деревня, населённая кафрами, матабеле, зулусами и другими туземцами. С этим цирком Питер Кронье гастролировал по США, устраивал представления и выставки. В 1904 году он участвовал в работе Всемирной торговой выставки, проходившей в Сент-Луисе, где дважды в день командовал бурами в «сражении» против англичан.
Очевидно, предприятие Кронье приносило ему хорошую прибыль, поскольку через год он уже выступал на Кони-Айленде в Нью-Йорке, в то время главном парке развлечений страны. Как сообщала своим читателям газета New York Times, в представлении было задействовано свыше 1000 человек, включая 200 африканцев, и 600 лошадей. Шоу разворачивалось на площади 14 акров (56 656 м²), окружённой сплошным забором. 58 художников изобразили на ограде африканский пейзаж, в том числе города Коленсо и Паардебург. Хотя Кронье всё ещё оставался главной фигурой представления, в нём также были задействованы несколько других высших офицеров с британской и бурской стороны. Один из них смотрелся особенно живописно из-за того, что потерял руку в битве за Спион Коп. Шоу пользовалось огромным успехом у зрителей. Однако участие Кронье в представлениях навлекло на него недовольство бывших соотечественников. Из-за травли в газетах, где его называли «цирковым генералом», он так и не смог вернуться в Африку.
Реконструкции в Европе
В Европе военные реконструкции были преимущественно частью крупных публичных мероприятий, устраиваемых в честь национальных праздников или юбилеев известных сражений. Как и по другую сторону Атлантики, в реконструкциях фигурировали непосредственные участники событий или же нанятые актёры. В Британии одним из таких событий стало празднование 16-летней годовщины знаменитого боя на Роркс-Дрифт, которое состоялось в 1895 году в зимних садах Челтнема. В ходе показанной гостям праздника реконструкции 25 ветеранов сражения, одетых в соответствующую времени униформу, успешно «отразили атаку» 75 «зулусов».
В России в 1906 году, когда отмечалось 50-летие окончания Крымской войны, в Севастополе состоялась полномасштабная костюмированная реконструкция штурма Малахова кургана. Среди гостей присутствовали несколько ветеранов этих событий. В 1912 году таким же образом праздновался 100-летний юбилей Бородинского сражения. Для представления были специально отреставрированы укрепления Шевардинского редута, батареи Раевского и флеши. Идею проведения исторических реконструкций подхватили у своих предшественников большевики, которые в 1920 году во время празднеств, приуроченных к трёхлетнему юбилею Октябрьской революции, воспроизвели штурм Зимнего дворца.
В межвоенный период одним из мест регулярного проведения широкомасштабных исторических реконструкций являлся Королевский турнир на Рашмур-Арене в Олдершоте (графство Гэмпшир). Военное шоу проводилось, чтобы собрать деньги для военных благотворительных организаций. Публике демонстрировались славные страницы британской военной истории XVI–XIX веков, в том числе эпоха Елизаветы I, сцены из войны за Испанское наследство, Наполеоновских войн и т.д. На пике популярности представления собирали до 500 000 зрителей и приносили до 40 000 фунтов стерлингов выручки в год. Эта традиция прервалась только в 2010 году из-за сокращения военного бюджета.
Реконструкции в США
Правительство Соединённых Штатах в 1913 году организовало масштабное празднество в ознаменование 50-й годовщины Гражданской войны. С 29 июня по 4 июля на поле битвы при Геттисберге был разбит огромный общий лагерь, в котором в палатках разместились более 50 000 ветеранов (8750 из них представляли Конфедерацию), а также вспомогательный персонал, военнослужащие и гости празднества. Всего в мероприятиях приняло участие более 100 000 человек. В программу празднества входили реконструированные сцены военных действий, включая знаменитую атаку Пикетта. Целью празднества было объявлено примирение сторон, «которые должны были найти друг в друге братьев».
Празднование 100-летия окончания Гражданской войны в 1965 году положило начало современному этапу исторической реконструкции в США. Организаторы постарались использовать площадки мероприятия для того, чтобы познакомить гостей с историческими фактами и проблемами, связанными с войной. В празднике принимали участие более 6000 реконструкторов, которые в своих представлениях воссоздавали битвы Гражданской войны. Своими масштабами мероприятие подстегнуло популярность реконструкторского движения. В 1970-х и 1980-х годах по всей стране стали появляться исторические клубы. К настоящему времени существуют сотни подобных организаций, которые являются непременными участниками государственных мероприятий, а также устраивают собственные фестивали.
Что такое Военно-историческая реконструкция?
История предстает перед нами во многих формах – в стекле и камне, на страницах книг, в сухих цифрах научных исследований, и в живых ландшафтах городов. Мы можем читать историю, видеть – в фасадах зданий и в витражах кафедральных соборов, на витринах музейных экспозиций, на большом экране и в интерфейсе видеоигр. Однако, историческая реконструкция – как движение и как хобби, как профессиональная деятельность и развлечение – утверждает, что мы можем ощутить прошлое и познать его на собственном опыте.
То, чем занимается реконструкция, – воссозданием материальной культуры, воспроизведением событий прошлого – в итоге сводится к калейдоскопу ощущений, личному переживанию собственного эпоса, в котором каждый – герой своей летописи.
Движение реконструкции охватывает сегодня все континенты. Она объединяет разных людей с различными мотивами, но инструмент познания в их руках схож – воссоздание полотна исторического прошлого из нитей научного знания.
Первые попытки реконструкции
Романтика эпохи доблести и отваги, рыцарей без страха и упрека, прекрасных дам, беззаветной верности и героических подвигов – то, как мы знаем Высокое средневековье сегодня, – заслуга ностальгического воображения джентельменов Викторианской Англии. Начавшиеся в XIX веке на архипелаге попытки скрыться в идеальном мире замков, турниров и рыцарской чести распространились на весь континент, а движение Искусств и Ремесел конца XIX века пробудило вкус к ручному труду, притупившийся за век индустриальной революции. Движение прерафаэлитов, давшее идеальной средневековой фантазии визуальное воплощение, завершило трансформацию представления о Средневековье как о золотом веке Европейской культуры и морали. Неудивительно, что первые попытки воссоздать средние века, относятся к правлению королевы Виктории.
Военная реконструкция
Хотите купить военный антиквариат периода Первой и Второй мировых войн? Или вам нужны подлинные предметы 3-го рейха: немецкие штыки, кинжалы и кортики? Тогда вам нужен antic-war.ru. На сайте antic-war.ru представлен военный антиквариат и фотоматериалы периода Второй Мировой войны. Оригинальные предметы Третьего Рейха- антикварные кортики, кинжалы, награды, форма и прочая амуниция – полный каталог товаров нужно смотреть здесь.
Живая история
В музейное дело реконструкция вошла на правах и экспериментального метода изучения технологий прошлого, и визуального представления о прошлом. Изначально метод живой истории представлял собой научный эксперимент – сколько времени и сил уйдет на строительство земляного вала, каков сельскохозяйственный цикл в определенной местности. К второй четверти XX века музеи живой истории начали воплощать наше представление о прошлом. Сегодня такие экспозиции – масштабы которых зачастую охватывают целые поселения и дают возможность не только увидеть как жили наши предки, но и попробовать себя в традиционных ремеслах – неотъемлемый элемент туристических экскурсий.
К концу XX – началу XXI века живая история приобрела новый размах и совершенно иной охват, шагнув из стен музеев и площадок фестивалей на экраны. Реконструкции жизни, экспедиций, сражений прошлого приобрели статус реалити шоу и бюджет исторических сериалов, и охватили аудиторию крупнейших мировых каналов – BBC, Discovery и History Viasat.
Ярмарки эпохи Возрождения
Всемирно известная благодаря песне Blackmore’s Night разновидность фестиваля Renaissance Fair зародилась в США в 1950-е годы и привлекает тысячи людей в мир средних веков. Несмотря на сильную коммерческую составляющую – в отличие от большиства других направлений – ярмарки эпохи Возрождения заняли свое важное место в мировой исторической реконструкции, в том числе благодаря связи с крупнейшим на сегодняшний день реконструкторским сообществом.
Общество креативного анахронизма
Клубы реконструкции и живой истории
Независимо от Общества Креативного Анахронизма, примерно в то же время в Европе начали появляться свои кружки любителей разных эпох. Иногда их интерес был вызван популярной литературой – настоящая волна захлестнула Европу после публикации «Властелина колец», иногда – годовщинами исторических событий и их реконструкцией – такими как воссоздание событий Войны Роз. К сожалению, небольшое число участников, отсуствие централизованного финансирование, и большие требования к временным и финансовым затратам на реконструкцию не способствуют долгой жизни клубов, и в Европе трудно найти клуб, который мог бы похвастаться хотя бы тридцатилетней историей.
Реконструкция в России
Заключение
«Популяризируя военную историю, реконструкторы популяризируют архаичное почитание войны и силы»
Антон Свешников о реконструкторском движении в России
После трагедии, случившейся с подругой историка и реконструктора Олега Соколова Анастасией Ещенко, в России вырос конъюнктурный интерес к реконструкторской субкультуре. Большинству из нас она знакома благодаря участию реконструкторских клубов в мероприятиях, где имитируются сражения исторических эпох. Откуда взялось это движение, почему оно поддерживается государством, зачем в него идут женщины и в какую сумму обходятся энтузиастам кольчуга и доспехи, «Реальному времени» рассказал историк Антон Свешников.
«Реконструкторы постоянно подчеркивают свое принципиальное отличие от ролевиков»
— Что собой представляют реконструкторские клубы в России? Как много их и в каких они располагаются городах?
— По приблизительным подсчетам, в каждом крупном городе сейчас можно насчитать около 10 клубов исторической реконструкции. Естественно, чем больше город, тем больше реконструкторских клубов. Есть «большие» клубы, отделения которых существуют в нескольких городах, например, сибирский «Дортмунд» или «Нюрнберг», отделение которого есть в Казани. Их официальный статус весьма вариативен, некоторые оформлены как общественная организация, а некоторые — нет, и принципиально не собираются этого делать. Разнообразна и их тематика, то есть привязка к исторической эпохи, с которой они «работают» — от античности до периода холодной войны. Есть клубы и с более экзотической тематикой.
— И чем занимаются «экзотические» реконструкторские клубы? Это не ролевики-толкинисты?
— Дело в том, что реконструкторы постоянно подчеркивают принципиальное различие между исторической реконструкцией и ролевыми движениями (в том числе толкинистами). По их словам, они сами «реконструируют подлинную историческую эпоху», а ролевики, понятно, нет. Это в идеале. Понятно, что в реальности граница и взаимосвязь между ними гораздо более тонкая, многие реконструкторы вышли из ролевиков, но тем не менее.
Говоря об экзотическом сегменте реконструкции, я имел в виду тех, кто реконструирует не самую распространенную тематику — Японию эпохи сёгуната или индейцев доколумбовой Америки.
— Сколько обычно членов в таком клубе?
— Здесь тоже ситуация очень вариативна. В большинстве случаев реконструкторские клубы имеют постоянный костяк, ядро, инициативную группу. Это примерно 5—10 человек, те, кто связан с реконструкторским движением годами. И кроме ядра, есть подвижная периферия. Новые люди приходят в клуб, через какое-то время по разным причинам из него уходят, на смену им приходят другие. Как правило, приток новых людей наблюдается после какого-нибудь большого фестиваля. Реконструкторские клубы — это очень динамичные сообщества. Постоянно меняется состав клубов, возникают новые, перестают существовать старые.
— Откуда в Россию пришла историческая реконструкция? Как она зарождалась в нашей стране?
— Историческая реконструкция появилась в рамках западной культуры, а затем уже была позаимствована в нашей стране. Считается, что первые (неофициальные) реконструкторские клубы появились в СССР во второй половине 1970-х годов. Важной вехой является 1987 год, когда реконструкторы заявили о себе публично в ходе празднования «юбилея» 175-летия войны 1812 года.
Но это, так сказать, первые ростки, а массовое реконструкторское движение — это уже постсоветское явление. Большинство «авторитетных» (легендарных в рамках движения) клубов возникает на рубеже 1990—2000-х годов. Появляются реконструкторские клубы в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Владивостоке. Ну а 2010-е годы — это время, когда количество клубов достигает своего максимума на настоящий момент. Достаточно заметные сообщества реконструкторов существуют и в Татарстане. Это такие клубы, как «Польско-литовское копье», «Витязь», «Лесные разбойники», Noldor.
Фото Руслана Давлетшина
Большинство «авторитетных» (легендарных в рамках движения) клубов возникает на рубеже 1990—2000-х годов. Появляются реконструкторские клубы в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Владивостоке. Ну а 2010-е годы — это время, когда количество клубов достигает своего максимума
«Скучно быть менеджером без всяких перспектив. А реконструкции дают возможность раскрасить серую жизнь»
— Почему люди приходят в реконструкторское движение?
— Здесь, на мой взгляд, значимым оказывается пересечение нескольких факторов и контекстов.
С одной стороны, грубо говоря, современная глобальная массовая культура формирует у человека интерес к истории. История постоянно присутствует в современной культуре в разнообразных формах. Практически невозможно быть современным человеком и «быть свободным» от истории. Нельзя не знать, кто такой, например, Гитлер. При этом в разнообразных формах репрезентации знания о прошлом это знание маркируется как важное или интересное.
Но с другой стороны, можно говорить, как и говорят многие современные исследователи, о кризисе «классического режима» конструирования образа прошлого, сформировавшегося еще в XIX веке. Он предполагал, что есть профессиональные историки, компетентные эксперты по изучению прошлого — и все остальные, неспециалисты, публика, общество. Историки именно для этого и нужны обществу, они «компетентно», опираясь на конвенциональные нормы научности, изучают прошлое, и результаты своих исследований упаковывают в различные формы нарративов, адресованных широкой аудитории. Которая в рамках данного режима выступает в качестве пассивного потребителя исторического знания.
Так вот, в силу различных причин этот классический режим дает сбой. «Публику» не устраивают классические формы упаковки знания о прошлом и она не согласна выполнять сугубо пассивную роль потребителя. Она сама стремится участвовать в конструировании знания о прошлом. Изучение прошлого демократизируется, и историческая реконструкция служит одной из форм, далеко не единственной, проявления этой тенденции. При этом в рамках исторической реконструкции значимым оказывается стремление, не ограничиваясь словесной формой, образно говоря, «потрогать прошлое своими руками», «понюхать», почувствовать его, включив в контакт с прошлым «телесный опыт».
И надо сказать, что при всей неоднозначности этой тенденции (а здесь есть множество сложных нюансов) современные профессиональные историки готовы идти ей навстречу. Это проявляется и в появлении новых проблемных областей исторических исследований, и в поиске новых форм упаковки исторического знания, и в развитии такой формы работы историков, как «публичная история». Это первый момент.
Второй момент, на мой взгляд, заключается в том, что реконструкторское движение — это форма эскапизма. Оно позволяет человеку, неудовлетворенному своим социальным положение, скучной работой или повседневностью, уйти от нее и тем самым, как ему кажется, реализовать себя. Скучно быть просто обычным менеджером без всяких перспектив. А реконструкции дают возможность эту серую жизнь раскрасить.
И третий момент, тоже очень значимый: массовость реконструкторского движения — это во многом результат влияния интернета и цифровизации в целом. Интернет во много раз повышает и возможность коммуникации, значимую для формирования сообществ, и доступность почти любой информации о прошлом. Если еще в 90-е годы интересующемуся, скажем, средневековьем жителю провинциального российского города сложно было увидеть воочию средневековый доспех, то теперь интернет позволяет ознакомиться и с внешним видом такого доспеха во всех деталях, и с его подробным описанием.
— А зачем приходят в реконструкторское движение женщины?
— Причины ровно те же — «интерес к истории» и эскапизм. В реконструкторском движении женщин намного меньше, чем мужчин, и чаще всего им приходится играть традиционные роли женщин в традиционном обществе — шить и носить одежду, изображая на рыцарских турнирах прекрасных дам, готовить и накрывать на стол. Хотя женщины, не всегда удовлетворенные таким положением дел, стараются как-то по-другому выразить себя в реконструкции. Есть сугубо женские клубы реконструкции, а в ИСБ (исторический средневековый бой, — прим. ред.) есть женские боевые номинации — облаченные в доспехи девушки лупят друг друга мечом. Не очень аутентично, зато интересно.
Фото Ильи Репина
В реконструкторском движении женщин намного меньше, чем мужчин, и чаще всего им приходится играть традиционные роли женщин в традиционном обществе — шить и носить одежду, изображая на рыцарских турнирах прекрасных дам, готовить и накрывать на стол. Хотя женщины, не всегда удовлетворенные таким положением дел, стараются как-то по-другому выразить себя в реконструкции
«Кольчугу или другой несложный доспех в провинции можно купить за 10 тысяч рублей»
— Существует ли какой-то традиционный мировой съезд реконструкторских клубов вроде Олимпийских игр в спорте?
— Да, конечно. Реконструкторы активно взаимодействуют друг с другом как на бывшем постсоветском пространстве, так и шире. Но здесь нужно иметь в виду следующий момент: с точки зрения форм и принципов работы с прошлым реконструкторское движение неоднородно, и эта неоднородность накладывает свой отпечаток на формы взаимодействия. Для каждого вида реконструкции «съезд» свой. Так, например, если мы говорим о медиевальных клубах исторической реконструкции (тех, что реконструируют западноевропейское средневековье), то среди них можно выделить два вида деятельности.
Первый — это так называемая «живая история» (living history), в основе которой стремление к воссозданию повседневной жизни и быта людей того или иного исторического периода. Это реконструкция строений, поселений, ремесленной деятельности, одежды, кухни и так далее. Для российских реконструкторов этого направления значимым съездом оказывается, например, крупный фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи», который проводится в Москве.
Хотя порой, особенно в провинции, проводятся реконструкторские мероприятия, на которых сторонники «живой истории» и ИСБ участвуют сообща и активно взаимодействуют друг с другом.
Фото Илья Репина
Мне неоднократно приходилось слышать мнение, что настоящий реконструктор — это тот, кто сделал свой комплект своими руками. Более того, «принципиальные» реконструкторы говорят о том, что изготовление кольчуги и шитье платья — это и есть самый главный момент, а фестивали и турниры — это уже вторично
— А какова стоимость кольчуги? Ее качество сильно отличается от традиционной?
Но с другой стороны, реконструкторы живут в современном мире, в силу чего аутентичность оказывается в реальности практически недостижимым идеалом. Они вынуждены использовать в большинстве случаев современные нитки, иголки, сплавы стали, работать в кузнице с электрическим освещением и так далее. На фестивалях, конечно, публике показывают «настоящую средневековую кузницу», но в реальности комплект делается не в столь чистых условиях.
Вполне осознавая эту проблему, реконструкторы, таким образом, допускают некий момент условности, стремясь, скажем так, к аутентичности хотя бы внешних форм предмета.
«Наполеоника», пожалуй, самый массовый сегмент движения»
— До каких масштабов разрослись постановочные сцены реконструкторских клубов? Они еще не делают стенобитные орудия, не строят небольшие крепости?
— Вы знаете, дай реконструкторам волю, они бы достаточно далеко ушли в этом направлении. Но в реальности все упирается в ограниченность масштабов места, времени и бюджета. Чтобы построить «настоящий» рыцарский замок или средневековый город нужен не один год. Но, например, деревянные крепости с частоколом и рвами реконструкторы возводят и берут штурмом. Это достаточно распространенная практика. Могут «разыгрывать» масштабные сражения, разворачивающиеся на большой территории со значительным количеством участников. Это характерно, например, для «наполеоники» (реконструкции войны 1812 года), пожалуй, самого массового сегмента движения исторической реконструкции.
В организации пространства отчасти чуть проще приходится тем реконструкторским клубам, которые имеют возможность проводить свои мероприятия в музеях под открытым небом, но здесь, понятно, особо не разгуляешься, приходится контролировать себя и умерять пыл сражений.
— Вообще какое благо для общества несут реконструкторские движения?
— Говоря о смысле своей деятельности, сами реконструкторы апеллируют к тому, что они занимаются изучением истории и популяризацией исторических знаний, способствуя росту интереса к истории. И в какой-то степени с ними можно в этом согласиться. Действительно, в рамках реконструкторского движения формируется и поддерживается интерес к истории, причем в довольно яркой и оригинальной форме. Сотни людей стараются что-то узнать о прошлом, причем не в режиме разового пассивного восприятия информации, а систематически, принимая участие в конструировании определенного варианта образа прошлого. Читают книги, собирают информацию, мастерят «исторические комплекты», готовят и проводят мероприятия без всякого внешнего принуждения. В ходе этой деятельности формируются новые нетрадиционные формы взаимодействия с прошлым и новые смыслы этих взаимодействий. Более того, в ходе совместной «работы с прошлым» люди выстраивают свои коммуникации, формируют круг общения, находят новые формы поведенческих практик и конструирования идентичности и своего социального пространства, которых им недостает в обыденной жизни, делают свою жизнь «насыщенной и интересной».
Дальше, правда, современные российские реконструкторы, обосновывая свою социальную значимость, часто переходят на официальный государственный дискурс и говорят о «формировании патриотизма», «популяризации традиционных ценностей», и это уже не столь очевидные вещи.
Фото Ильи Репина
Говоря о смысле своей деятельности, сами реконструкторы апеллируют к тому, что они занимаются изучением истории и популяризацией исторических знаний, способствуя росту интереса к истории. И в какой-то степени с ними можно в этом согласиться
«Чиновники могут отчитаться, что проведено патриотическое воспитательное мероприятие»
— К этому мы еще вернемся. А за что вообще можно покритиковать реконструкторов?
— Критики реконструкторского движения в публичном пространстве не так много, и она связана в современной России с тремя моментами.
Во-первых, реконструкторов часто критикуют с определенных идеологических позиций за чрезмерную лояльность официальной «исторической политике», в результате чего они порой становятся важным инструментом в проведении этой политики.
Во-вторых, профессиональные историки порой критикуют реконструкторов за нерефлексивный методологический «наивный объективизм». Реконструкторы уверены, что они знают или, по крайней мере, могут узнать, как оно было на самом деле, и на установлении «объективных фактов» строят свою деятельность. С точки зрения современной теории исторического познания познание прошлого имеет более сложный характер.
Хотя, справедливости ради, следует признать, что представители Living history от этой тенденции пытаются дистанцироваться.
Можно, конечно, поднять вопрос и о продуктивности эскапизма, бегства от современности в прошлое как жизненной стратегии (часто говорят, что в реконструкцию приходят те, кто не может реализовать себя в нормальной жизни), но этот вопрос вряд ли поддается однозначной трактовке.
— Вы говорили, что государство поддерживает реконструкторское движение. С какой целью оно это делает?
— Тут тоже есть несколько моментов. Во-первых, поддержка этого движения дает возможность чиновникам поставить галочку в плане отчетности о проделанной работе. На самом деле большую часть подготовки к реконструкторским фестивалям проводят сами реконструкторы, а чиновники могут отчитаться, что проведено важное патриотическое воспитательное мероприятие большого масштаба. В этом плане государственные структуры охотно идут навстречу реконструкторам, выделяя денежные гранты и оказывая другие виды поддержки. Особенно благоволят, естественно, тем реконструкторским мероприятиям, тематика которых укладывается в официальную государственную историческую политику и которые могут быть проведены под грифом «патриотическое воспитание». Скажем, для Сибири это фестивали, реконструирующие события походов Ермака и «воспевающие героизм» покорителей Сибири. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что сами реконструкторы воспринимают такое сотрудничество порой весьма цинично.
Фото Максима Платонова
На самом деле большую часть подготовки к реконструкторским фестивалям проводят сами реконструкторы, а чиновники могут отчитаться, что проведено важное патриотическое воспитательное мероприятие большого масштаба. В этом плане государственные структуры охотно идут навстречу реконструкторам, выделяя денежные гранты и оказывая другие виды поддержки
Во-вторых, для власти поддержка реконструкторского движения — это, в какой-то степени, возможность перенаправить общественную инициативу в мирное, т. е. безопасное для самой власти русло. Пусть лучше доспехи куют и мечами машут, чем занимаются чем-то другим.
Справка
Антон Свешников — доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.