Во что верили кривичи

Традиции кривичей – от курганов до игры в домино

Славянские народы многим из нас кажутся родными, что неудивительно, – это наши предки. Но давайте задумаемся, много ли мы о них знаем? В исторических источниках и данных археологов мы находим лишь крупицы информации, а множество тайн так и остаются неразгаданными.

И всё-таки давайте попробуем перенестись в далёкие времена, с которыми нас разделяет не менее десяти веков, чтобы познакомиться с восточнославянским народом – кривичами. Что означает название этого племени? Во что верили кривичи, как жили они в те далёкие столетия? Почему особое внимание они уделяли захоронениям?

Загадка названия кривичей

Одной из первых загадок, с которыми мы можем столкнуться, – это название народа. В нём отражается и история кривичей, и отголоски их древних традиций. Я приведу несколько версий о значении слова «кривичи»:

Как народ кривичи сформировались около VIII века в районе Днепра, Волги и Западной Двины и, хочу заметить, у них было немало общего с другими восточнославянскими народами.

Очень интересным было отношение кривичей к понятию рода. Дело в том, что в те времена отдельные семьи были единой составляющей всего рода, а потому понятие семьи в привычном для нас понимании этого слова отсутствовало.

По сути, род сам был огромной «семьёй», что объединяла многих людей. И здесь мне невольно вспоминается притча о старике, сыновьях и прутьях веника.

Да, сломать действительно легче разрозненные группы людей, нежели одну большую общину. Возможно, именно благодаря такому мировоззрению славянские племена выстояли в самые трудные времена и уверенно пошли в будущее.

Кроткие и вежливые богатыри

В летописях сохранились интересные сведения о кривичах. «Повесть временных лет» называет их предками полян, что отличались кротким и тихим нравом. Вероятно, характер кривичи также унаследовали от них, однако это не значило, что в гневе или при необходимости защитить родную землю кривич опустил бы руки. Особенным почитанием у представителей племён кривичей пользовались старшие люди, родители.

В старинных легендах и сказаниях кривичей рассказывалось о могущественном Криве, что считался праотцом всего народа. Этого героя часто отождествляют с ещё одним мифическим прародителем кривичей – Баем (Боем).

Если верить сказаниям, Бай был знаменитым князем, которого часто сравнивали со скандинавским божеством Вали. На том месте, где князь был сражён в бою, кривичи насыпали высокий курган, что стал одним из самых известных мест на Руси.

Некоторые летописи рассказывают, что Бай был не просто одним из вождей кривичей, а первым человеком, что появился на земле. Его сыновья стали основателями могущественных родов различных славянских ветвей.

Во что верили кривичи. vossozdannaya skulptorami vneshnost krivichey. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-vossozdannaya skulptorami vneshnost krivichey. картинка Во что верили кривичи. картинка vossozdannaya skulptorami vneshnost krivichey.Воссозданная скульпторами внешность кривичей

О жизни и смерти в традициях кривичей

Несмотря на тесное взаимодействие с финскими и балтскими племенами, кривичи смогли сохранить свою культуру самобытной, однако кое-что привнесли в неё. Однако гораздо чаще кривичи сами несли свои обычаи, образ жизни, уклад и мировоззрение на новые земли.

Именно благодаря кривичам балты стали применять не каменные зернотёрки, а крупные жернова, что позволило сократить время переработки зерна.

И всё-таки наиболее ярко культура кривичей проявлялась не в их жизни, а, как бы это странно не звучало, в смерти. Захоронения представителей этого народа и сегодня находят на территории их проживания.

В традициях кривичей было создание вытянутых объёмных курганов, которые насыпали над останками человека. Когда человек умирал, его тело сжигали, после чего прах помещали в деревянную или глиняную урну (некоторые курганы урн не содержат). Затем над прахом делали высокую насыпь, вокруг которой вырывался ров.

По мнению исследователей, вокруг каждого кургана делали огненный круг из горящих костров. Это явно указывает на особенное поклонение кривичей духам и божествам огня.

Кривичи изобрели домино?

Если вы думаете, что домино появилось совсем недавно, то глубоко заблуждаетесь. У кривичей был обычай предсказывать будущее по брошенным дощечкам. Для этого делались специальные деревянные фигурки, на которых ставили насечки.

Количество насечек могло дать ответ на волнующий человека вопрос или рассказать, чего ждать от грядущих времён. Чаще всего к этой «игре» прибегали купцы и рыбаки, что хотели узнать, будет ли удачным путешествие. Со временем тонкости этого обряда были забыты, а сам он превратился в развлечение.

Во что верили кривичи. dlinnyy kurgan krivichey. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-dlinnyy kurgan krivichey. картинка Во что верили кривичи. картинка dlinnyy kurgan krivichey.Длинный курган кривичей

Как видите, культура кривичей порой открывает нам удивительные факты об этом народе. Несмотря на то, что сегодня в списке современных этносов уже нельзя увидеть загадочное слово «кривичи», это вовсе не значит, что народ бесследно исчез. Кривичи растворились во множестве других племён, а их прямыми потомками считаются смоляне.

Источник

Кривичи: во что верил этот таинственный народ

Во что верили кривичи. 1 35. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-1 35. картинка Во что верили кривичи. картинка 1 35.

Кривичи — одно из самых загадочных племен наших предков, прямые предки белорусов и частично русских. Хотя их археологическое наследие хорошо изучено, ученым все еще предстоит разгадать много загадок, которые таят в себе прямоугольные курганы кривичей, которые встречаются тут и там от верховий Немана до Великого Новгорода.

Происхождение: славяне или балты

Многочисленное племя кривичей в VII-VIII веках расселилось на территории современной Беларуси и северо-западных регионов центральной части России — на территории Псковской, Смоленской областей. На востоке они граничили с финно-угорскими народами, на юге — с другими восточнославянскими племенами, на западе — с балтами. Повесть временных лет указывает, что союз племен сложился на самом западе ареала проживания — в районе города Полоцк.

Затем полочане расселились на восток и стали именоваться кривичами. Но если славянское происхождение первых ни у кого из ученых сомнения не вызывает, кривичи вполне могли быть народом смешанного балто-славянского происхождения. Полочане жили бок о бок с балтийскими племенами, постоянно с ними контактировали. Балтские народы были в культурном и хозяйственном плане ближе к ним, чем славянские соседи, поэтому они могли смешаться.

Мария Гимбутас и другие историки приводят картографический элемент: в начале формирования в этом регионе племенных союзов, зона происхождения кривичей—полочан была со всех сторон окружена балтскими племенами, которые в древности жили далеко на восток, вплоть до северного Подмосковья.

Название: дети тьмы или верные патриарху

Косвенно на это указывает и название племенного союза: советский лингвист Г.А. Хабургаев считал, что балтийские соседи полочан называли себя «крийва».

Другие ученые связывают его с русским корнем «крив» — то ли вождь племени были кривой, то есть одноглазый, или с проблемами с позвоночником, то ли ландшафт, в котором жили кривичи, был кривым, то есть холмистым. Однако в древнеславянском языке слово «кривь» — то не просто кривизна, искривление.

Это слово имело метафизический смысл, обозначало темную сторону естества, дисгармонию. Кривда — это ложь. Следовательно, название «кривичи» звучало как дети дисгармонии, извращения мироздания, обмана. Вряд ли славянское племя стало бы себя так называть.

Куда логичнее звучит еще одна балтская версия происхождения этого этнонима. У балтийских язычников был верховный жрец и руководитель церкви, почти что «патриарх», и его титул назывался Криве Кривайто. Он жил в Ромуве — религиозном и политическом центре балтских племен, который находился на территории современной Калининградской области. Вполне возможно, что название кривичей связано именно с этим титулом.

Религия: сатанисты или поклонники природы

Многие историки и антропологи говорят о некоем «основном мифе индоевропейцев». В его центре — противостояние бога-громовержца, который у балтов и славян стал Перкунасом—Перуном, со Змеем, Велниасом-Велесом. Этот архетип в том или ином виде есть в мифологии почти каждого индоевропейского народа.

Громовержец олицетворяет деятельное начало человека, светлую и созидающую сущность, а Змей — темный хтонический символ, обозначающий извечные и темные силы природы. Перуну и Велесу вторят индийские Индра и Вритра. Сказки о Змее Горыныче, святой Георгий, повергающий змея, тоже относятся к этому древнейшему сюжету. Но каждый народ интерпретировал этот миф совершенно по-разному.

Древний сюжет сильно видоизменялся под влиянием времени. К моменту крещения Руси. Велес был одним из «хороших» богов, занимал почетное место в пантеоне и чаще всего изображался как человек. Однако раньше, до IX века, мотив противоборства божества со змеей был более четко выражен в славянской и балтийской мифологии.

Но это не значило, что кривичи были сатанистами от славянского язычества. Просто они по-иному истолковали этот «основной миф». Велес в нем — не символ зла, а, скорее, символ силы природы. Поэтому поклоняясь Велесу, кривичи почитали дикую природу, в то время как их восточные и южные славянские соседи поклонялись волевому человеческому духу, способному природу укротить.

Почему это племя выбрало себе именно такого бога, и как к этому относились славяне, остается загадкой. Но ученые считают, что, возможно, появление Велеса в пантеоне князей единой Руси стало неким консенсусом, способным удовлетворить разные религиозные предпочтения древнерусских племен.

Как бы то ни было, среди разных славянских племен, живших в Новгородском княжестве, Велесу поклонялись именно кривичи. И только после долгих контактов между кривичами с одной стороны, и ильменскими словенами, вятичами и варягами с другой, Велес стал общерусским божеством.

Источник

Кривичи – народ Руси с «козьей» культурой

Кривичи представляли собой не одно племя, а целый союз общие восточных славян. Центрами их культуры стали города Смоленск, Полоцк, Изборск. Расселившись в верховьях Западной Двины, Волги и частично Днепра, кривичи стали особым народом, а некоторые их верования подчас значительно отличались от мировоззрения других славянских племён.

Но, на мой взгляд, более всего поражает иное: даже сегодня мы используем многие выражения и слова, появившиеся у кривичей. Знаете ли вы, что именно этот народ стал «изобретателем» игры в кости? Оказывается, кривичи и правда стояли у истоков многих вещей, что дошли до нашего века.

Загадка названия кривичей

Начиная свой рассказ об этом народе, мне бы сазу хотелось обратить ваше внимание на его название. Как ни странно, но даже сегодня многие учёные затрудняются сказать, с чем именно было связано слово «кривичи». На это счёт у историков есть несколько версий:

Различные группы одного народа

Культура кривичей была неоднородной в различных землях, поскольку территории их племён простирались на значительные расстояния. Кроме этого, не стоит забывать, что кривичи были не просто народом, а союзом племён, в каждом из которых существовали свои правила и законы.

Историки разделяют всех кривичей на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. Примечательно, что последняя представляла собой некую смесь славянской и балтской культур за счёт близкого расположения к балтским народам. Интересно, что даже предания кривичей о знаменитом герое Бае (Бое) во многом похожи на подобные балтские легенды, где рассказывается о славном охотнике, защищающем людей от врагов и злых духов.

Во что верили кривичи. rogvolod. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-rogvolod. картинка Во что верили кривичи. картинка rogvolod.Юбилейная монета Белоруссии с изображением Рогволода и Рагнеды

Партнёрами кривичей по торговым делам и культурному обмену были варяги. Константин Багрянородный в своих исторических трудах отмечал, что кривичи – мастера по изготовлению лодок, на которых славяне отправляются к Царьграду. Увы, трудолюбие и умения народа не смогли спасти его от главного бича того времени – междоусобных войн.

Последний князь Рогволод погиб от руки Владимира Новгородского. Произошло это в 980 году, и, к сожалению, после этого печального события кривичи уже не смогли вернуть прежнее могущество. Последнее упоминание о кривичах относится к 1162 году (в Ипатьевской летописи), хотя в европейских источниках ещё несколько столетий фигурировало название этого народа.

Захоронения и древний календарь

Несмотря на то, что со временем кривичи растворились среди других племён, до нас дошло немало свидетельств об их жизни и быте. Так, благодаря археологическим находкам, мы знаем, что хоронили умерших кривичи в длинных курганах. На место погребения кривичи клали урну с прахом покойного, а также ценные вещи, принадлежавшие человеку при жизни.

Народ верил, что и после смерти они будут необходимы ему. В женских захоронениях часто находят височные серповидные кольца, разнообразные бусы, керамические изделия, в мужских – наконечники копий, ножи, стрелы.

Кривичи были не просто суеверным народом. Они поклонялись высшим силам, которые неподвластны человеку. «На козе свою судьбу не объедешь», – гласит старинная пословица, что актуальна и в наше время. У кривичей существовал даже собственный календарь. По нему жрецы предсказывали непогоду и жизненные перемены в судьбах людей.

Во что верили кривичи. volhv andrey shishkin. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-volhv andrey shishkin. картинка Во что верили кривичи. картинка volhv andrey shishkin.«Волхв»
Художник: Андрей Шишкин

О козах и игре в кости

Одним из самых почитаемых животных кривичей была коза. Да, именно «козёл опущения» – фраза, что прошла через века до наших дней, а появилась у кривичей. Если взглянуть на карту населённых пунктов России, мы найдём и Козельск, и Козлово, и Козятин. Подобные названия, а также фамилии людей, связанные с упоминанием козы, берут истоки в кривичской культуре.

Однако «козьи» словечки – далеко не всё, что мы получили от древнего народа. Благодаря кривичам появилась игра в кости. Сложно в это поверить, но так оно и было. Права, изначально небольшие дощечки с разным числом насечек использовались вовсе не для развлечения, а для предсказания.

Во что верили кривичи. veles shishkin andrey. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-veles shishkin andrey. картинка Во что верили кривичи. картинка veles shishkin andrey.«Велес»
Художник: Андрей Шишкин

Наибольшей популярностью они пользовались у моряков и купцов, что старались узнать, удачным ли будет путешествие. Как часто бывает, со временем священные дощечки стали обыкновенными вещами, а использовать их стали уже для забавы. Так и появилась игра, что и сегодня продолжает жить в народе.

Пусть сегодня и нет уже самого народа кривичей, это вовсе не значит, что племена их исчезли без следа. Кривичи стали основой для появления других народностей, своих потомков, а их культура и сегодня появляется в нашей жизни – пусть и незаметно, зато ярко. Не стоит забывать, что нашими предками были сильные и могущественные славянские племена, а значит, и частичка кривичей может жить во многих из нас.

Источник

Кривичи: откуда произошло название этого загадочного народа

Во что верили кривичи. 1 35. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-1 35. картинка Во что верили кривичи. картинка 1 35.

Кривичи — одно из самых загадочных племен наших предков, прямые предки белорусов и частично русских. Хотя их археологическое наследие хорошо изучено, ученым все еще предстоит разгадать много загадок, которые таят в себе прямоугольные курганы кривичей, которые встречаются тут и там от верховий Немана до Великого Новгорода.

Происхождение: славяне или балты

Многочисленное племя кривичей в VII-VIII веках расселилось на территории современной Беларуси и северо-западных регионов центральной части России — на территории Псковской, Смоленской областей. На востоке они граничили с финно-угорскими народами, на юге — с другими восточнославянскими племенами, на западе — с балтами. Повесть временных лет указывает, что союз племен сложился на самом западе ареала проживания — в районе города Полоцк.

Затем полочане расселились на восток и стали именоваться кривичами. Но если славянское происхождение первых ни у кого из ученых сомнения не вызывает, кривичи вполне могли быть народом смешанного балто-славянского происхождения. Полочане жили бок о бок с балтийскими племенами, постоянно с ними контактировали. Балтские народы были в культурном и хозяйственном плане ближе к ним, чем славянские соседи, поэтому они могли смешаться.

Мария Гимбутас и другие историки приводят картографический элемент: в начале формирования в этом регионе племенных союзов, зона происхождения кривичей—полочан была со всех сторон окружена балтскими племенами, которые в древности жили далеко на восток, вплоть до северного Подмосковья.

Название: дети тьмы или верные патриарху

Косвенно на это указывает и название племенного союза: советский лингвист Г.А. Хабургаев считал, что балтийские соседи полочан называли себя «крийва».

Другие ученые связывают его с русским корнем «крив» — то ли вождь племени были кривой, то есть одноглазый, или с проблемами с позвоночником, то ли ландшафт, в котором жили кривичи, был кривым, то есть холмистым. Однако в древнеславянском языке слово «кривь» — то не просто кривизна, искривление.

Это слово имело метафизический смысл, обозначало темную сторону естества, дисгармонию. Кривда — это ложь. Следовательно, название «кривичи» звучало как дети дисгармонии, извращения мироздания, обмана. Вряд ли славянское племя стало бы себя так называть.

Куда логичнее звучит еще одна балтская версия происхождения этого этнонима. У балтийских язычников был верховный жрец и руководитель церкви, почти что «патриарх», и его титул назывался Криве Кривайто. Он жил в Ромуве — религиозном и политическом центре балтских племен, который находился на территории современной Калининградской области. Вполне возможно, что название кривичей связано именно с этим титулом.

Религия: сатанисты или поклонники природы

Многие историки и антропологи говорят о некоем «основном мифе индоевропейцев». В его центре — противостояние бога-громовержца, который у балтов и славян стал Перкунасом—Перуном, со Змеем, Велниасом-Велесом. Этот архетип в том или ином виде есть в мифологии почти каждого индоевропейского народа.

Громовержец олицетворяет деятельное начало человека, светлую и созидающую сущность, а Змей — темный хтонический символ, обозначающий извечные и темные силы природы. Перуну и Велесу вторят индийские Индра и Вритра. Сказки о Змее Горыныче, святой Георгий, повергающий змея, тоже относятся к этому древнейшему сюжету. Но каждый народ интерпретировал этот миф совершенно по-разному.

Древний сюжет сильно видоизменялся под влиянием времени. К моменту крещения Руси. Велес был одним из «хороших» богов, занимал почетное место в пантеоне и чаще всего изображался как человек. Однако раньше, до IX века, мотив противоборства божества со змеей был более четко выражен в славянской и балтийской мифологии.

Но это не значило, что кривичи были сатанистами от славянского язычества. Просто они по-иному истолковали этот «основной миф». Велес в нем — не символ зла, а, скорее, символ силы природы. Поэтому поклоняясь Велесу, кривичи почитали дикую природу, в то время как их восточные и южные славянские соседи поклонялись волевому человеческому духу, способному природу укротить.

Почему это племя выбрало себе именно такого бога, и как к этому относились славяне, остается загадкой. Но ученые считают, что, возможно, появление Велеса в пантеоне князей единой Руси стало неким консенсусом, способным удовлетворить разные религиозные предпочтения древнерусских племен.

Как бы то ни было, среди разных славянских племен, живших в Новгородском княжестве, Велесу поклонялись именно кривичи. И только после долгих контактов между кривичами с одной стороны, и ильменскими словенами, вятичами и варягами с другой, Велес стал общерусским божеством.

Источник

Кривичи

Кривичи – самая обширная этническая общность в пределах лесной зоны Восточной Европы. Ареал расселения кривичей занимал огромную территорию от Верхнего Понеманья на западе, до Костромского Поволжья на востоке, от Псковского озера на севере, до верховьев Сожа и Десны на юге. По различным письменным источникам, кривичам принадлежали территории, на которых позже возникли Псковская, Смоленская и Полоцкая земли. Кривичи это и протогосударственное образование, и этнос.

О происхождении кривичей написано много как в литературе, так и в интернете. Намеренно не представляю эти материалы здесь, потому что такую кашу можно расхлебать только специалистам. Точнее и специалисты похоже не пришли к единому мнению. Слишком много там специальных терминов, понятно только для народ был славянской общности.

Теперь о самом названии племенного союза — кривичи. Заметьте — союза! в века, которые мы привыкли называть древними, вообще видимо всё было подчинено Роду, о чем рассказывают и родноверы. Роды — это кровные родственные связи, они входили в племена, а вот племена образовывали союзы. Ну так вот, снова о кривичах — название возникло от личного имени «Крив». Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна («Правый»). Таким образом, «Крив» вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском «основном мифе». Уже говорилось о возможном «велесическом» характере праславянской религии, особенно на северной периферии.

Кривичи в мифологии

В мифологических и родословных преданиях белорусов, потомков кривичей — полочан, имя героя-первопредка — Бай (Бой).

На основании радиоуглеродного метода одно из наиболее периферийных, удаленных на север поселений кривичей (Варшавский шлюз III в Белозерье) датируется первой половиной V в. Можно заключить, что кривичи расселялись в весьма раннее время, независимо от распространения других славянских культур. Вместе с тем характерные черты культуры кривичей однозначно указывают на далеко не полную их изоляцию от сородичей. Видимо, предки кривичей ушли на север очень рано, возможно, под натиском гуннов в конце IV — начале V в. Особые черты их материальной культуры сложились, как увидим, на месте. Не исключено, что в заселении севера участвовали группы славян разного происхождения, приходившие разными путями.

Движение племен и народов

Согласно «Повести временных лет», первой из относимых к кривичам групп на местах своего обитания появились полочане, жители Подвинья: «иные [славяне] сели на Двине и нареклись полочане, — речки ради, что течет в Двину, именем Полота». От них, как говорится позже, пошли и смоленские (верхнеднепровские) кривичи. Но при этом киевский летописец вовсе не говорит о псковско-изборских кривичах. Между тем огромное значение округи Пскова и Изборска для кривичской истории подтверждается и письменными источниками, и археологическим материалом.

Во что верили кривичи. lazy placeholder. Во что верили кривичи фото. Во что верили кривичи-lazy placeholder. картинка Во что верили кривичи. картинка lazy placeholder.

История кривичей, как и других славянских народов, не была спокойной и мирной. Кто-то или что-то толкает людей в разные времена и эпохи воевать друг с другом или просто устраивать пакости. С середины VІІI века кривичи жили под угрозой, пришедшей со стороны Хазарского каганата. Как известно, после поражения, понесенного от арабов в 737 году, хазары перенесли центр своего государства с Кавказа в бассейн Дона и компенсировали потерю влияния на юге за счет подчинения племен лесной зоны Восточной Европы. Попали под иго хазар и южные соседи кривичей – радимичи.

С веками с кривичами смешались другие племена — переселенцы с Балкан например, которые бежали от Византии. Во второй четвертей IХ века в бассейнах Днепра и Двины пришли норманны, искавшие новые водные пути Восточной Европы с целью торговли со странами Востока и Византией. Верховья Днепра, Двины и Волги перестали быть тихим местом и превратились в пересечение водных путей, где через волоки перетаскивали свои корабли торговцы и разбойники.

Куда делись кривичи

Храбрые умелые воины и способные организаторы, норманнские вожди присоединились к процессам державотворения, происходившим в сообществах кривичей, новгородских словен и чуди. Норманны ускорили этот процесс и получили его главный приз. Иногда как наемники, но чаще как самостоятельная сила, они включились в борьбу между местными группировками за власть и завершили ее захватом власти в свои руки. Стремление норманнов овладеть торговыми путями на юг делало их естественными врагами хазар, что стало еще одним фактором, склонявшим кривичей к принятию власти норманнских вождей.

Согласно «Повести временных лет» князь Рюрик, обосновавщийся в Ладоге и Новгороде, после 862 года прислал какого-то своего соратника управлять Полоцком от его имени. В 882 году преемник Рюрика Олег занял Смоленск и присоединил к государственному образованию, которое в дальнейшем получило название «Русь». На этом самостоятельная история кривичского союза завершилась. Вместе с тем стремление не допустить присутствия кочевников на своей территории осталось главным фактором политической истории потомков кривичей в составе тех государств, где они оказались.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *