Во что поиграть на intel hd graphics
Привыкаем жить без видеокарт: сколько стоит UHD Graphics 630 и в какие игры на ней можно поиграть
реклама
Прибыль майнеров пока не достигла уровня 2017 года и страшно представить, что будет с ценами на видеокарты, если курс биткоина и альткоинов продолжат расти.
Цены на популярную «народную» видеокарту GeForce GTX 1660 SUPER в Ситилинке теперь начинаются от 22990 рублей. А ведь совсем недавно по этим ценам продавались GeForce RTX 2060.
реклама
В таких условиях пользователи обращают внимание на встроенную графику, как на возможность переждать тяжелые времена. Популярные процессоры Comet Lake Core i3 и Core i5 сегодня можно купить с встроенной графикой Intel UHD Graphics 630, но и стоят такие модели дороже.
Core i3-10100F без встроенной графики стоит в Ситилинке 7990 рублей.
реклама
реклама
Например, MSI nVidia GeForce GT 710 имеет гигабайт видеопамяти, низкопрофильное исполнение, пассивное охлаждение и максимальное энергопотребление в 19 ватт.
Но начав изучать тесты этих видеокарт, я понял, что GeForce GT 710 уступает UHD Graphics 630 во всех играх и «синтетике».
Но ее покупка имеет смысл в двух случаях: если в вашем ПК недостаток оперативной памяти, и если вы хотите, чтобы у вас была бюджетная видеокарта-«затычка», которую можно вставить и в другой ПК.
А если сравнить разницу в ценах более дорогих процессоров, то мы видим, что стоимость модели с UHD Graphics 630 и без, различается уже не так значительно.
Palit GeForce GTS 250 (2009 год)
Игры и UHD Graphics 630
Но давайте разберемся, какими играми вы будете ограничены, если решитесь использовать UHD Graphics 630 как игровое решение. По моим замерам, производительность UHD Graphics 630 в старых играх примерно между GeForce GTS 250 и GeForce GTS 450. В некоторых новых играх, например, PUBG LITE, UHD Graphics 630 может и обогнать GeForce GTS 450.
MSI N450GTS Cyclone 1GD5 (2010 год)
И это значит, что в большинстве игр до 2007-2009 года выпуска вы не будете испытывать особых проблем с UHD Graphics 630 в разрешении 1920х1080. Я отобрал для вас десятку отличных игр, в которые вы можете поиграть на UHD Graphics 630 в Full HD и 30-60 FPS в ожидании нормальных цен на видеокарты.
Borderlands 2
Динамичный постапоклептический шутер с элементами RPG и уникальным рисованным графическим стилем. Вторая часть во всем превзошла первую и играть в Borderlands 2 интересно и сейчас.
Dragon Age: Origins
Первая и, на мой взгляд, лучшая игра в серии Dragon Age. Интересная, длинная и сложная RPG старой школы, напоминающая такие хиты, как Baldur’s Gate.
BioShock
Первая часть знаменитой игровой серии фантастических шутеров с элементами RPG. Игра имеет захватывающий сюжет, уникальный сеттинг и затянет вас на много часов.
Call of Duty 4: Modern Warfare
Одна из лучших частей серии Call of Duty, действие которой происходит в начале 21 века. Признаюсь честно, серия Call of Duty давно слилась для меня в один бесконечный бой в похожем антураже, но миссию в Припяти из Modern Warfare я помню до сих пор, спустя 12 лет после прохождения.
Assassin’s Creed 2
Вторая по счету игра из серии Assassin’s Creed, действие в которой происходит в Италии эпохи Возрождения. Игра была очень хорошо принята как игроками, так и игровыми изданиями.
The Elder Scrolls 4: Oblivion
Сначала я хотел поставить в этот список The Elder Scrolls V: Skyrim, но думаю, такая игра стоит, чтобы проходить ее на максимальных настройках и с комфортным FPS. А UHD Graphics 630 стабильные 60 FPS в The Elder Scrolls V: Skyrim обеспечить не может.
Но зато знаменитая RPG The Elder Scrolls 4: Oblivion будет играться отлично, и это повод еще раз вспомнить и перепройти эту замечательную игру.
Sid Meier’s Civilization V
«Пятая Цива», которую многие игроки считают лучшей игрой в серии. Играть в нее можно бесконечно, а процесс игры таков, что не думаешь ни о FPS, ни о шейдерах, а полностью сосредоточен на войне, науке и культуре.
XCOM: Enemy Within
Dead Space
Фантастический хоррор про выживание на огромном космическом корабле. Игра способна пощекотать нервы и сейчас, спустя 12 лет после выхода.
Titan Quest: Ragnarok
Дополнение Ragnarok к знаменитой «hack and slash»-RPG Titan Quest вышло спустя 10 лет(!) после выхода самой игры, и это хороший повод ее перепройти. Лучшего «убийцы Diablo» за все эти годы так и не появилось и в Titan Quest не надоедает играть снова и снова.
Итоги
Пишите в комментарии, что вы думаете по поводу подорожания видеокарт, и смогли бы вы долгое время пользоваться ПК только с встроенной графикой?
Во что можно поиграть на встроенном графическом ядре процессора Intel
Содержание
Содержание
Огромное количество офисных ПК или недорогих ноутбуков имеют встроенную видеокарту уровня Intel UHD Graphics 630. Она не считается игровым решением, но иногда нет возможности поиграть на чем-то более мощном. Давайте посмотрим, с какой дискретной видеокартой можно ее сравнить, и в какие популярные игры можно на ней поиграть вместе с процессором Intel Core i3-10100.
Обычно обзоры встроенной графики выглядят так: автор запускает несколько новых игр, которые идут с кадровой частотой в 5-15 кадров в разрешении 720p и в конце делает вывод о ее непригодности для новых игр. Согласитесь, практической пользы от таких обзоров немного.
Другая крайность — запускать игры начала 2000-х годов, которые легко выдадут на встроенной графике более 100 FPS.
Поэтому давайте подберем такие популярные и качественные игры, которые играются на UHD Graphics 630 на грани комфортности, чтобы нащупать предел ее производительности в играх. Вы сможете воспользоваться этим списком игр, если будете «пересиживать» долго тянущееся время между двумя игровыми видеокартами на встроенной графике. Или на офисном ПК или недорогом ноутбуке, где UHD Graphics — это максимум, на который можно рассчитывать.
Оценить количество игроков, которые пользуются встроенной графикой UHD Graphics, можно по статистике Steam.
Здесь мы видим интересную картину: встроенные решения от Intel обгоняют по количеству такие популярные видеокарты, как Radeon RX 480 или GeForce GTX 950. Причина такой популярности в том, что зачастую для игр используются офисные ПК и недорогие ноутбуки. А стандартный офисный ПК — это процессор Core i3 с встроенной графикой.
Наша тестовая конфигурация:
Операционная система: Windows 10 May 2020 Update
Графический драйвер: Intel graphics driver 26.20.100.7926
Мониторинг и запись видео: MSI Afterburner 4.6.2
Какой дискретной видеокарте равна UHD Graphics 630?
Прежде чем начать тесты игр, хотелось бы понять, с какой дискретной видеокартой можно сравнить UHD Graphics 630? Это намного облегчит вам выбор игр, ведь станет интуитивно понятно, какие игры даже не стоит пытаться запустить на вашей встроенной графике.
Самый удобный способ позиционировать встроенную графику — сравнить ее с дискретными видеокартами в популярном бэнчмарке, например 3DMark. Причем за самыми последними версиями 3DMark гнаться не стоит из-за слишком небольшой в нем производительности.
Я предпочитаю использовать 3DMark 11 даже сейчас, спустя 9 лет после его выхода. Ведь он может показать производительность огромного количества видеокарт — от Radeon HD 5770 до Radeon RX 5700 XT. Мой ПК набрал в 3DMark 11 2112 баллов в режиме Performance.
Это примерно соответствует производительности видеокарты GeForce GTS 450, которая была популярна 10 лет назад, но уже тогда являлась бюджетным решением.
Как видно, чудес производительности от UHD Graphics 630 ждать не стоит, как и запускать на ней что-нибудь вроде Ведьмак 3: Дикая Охота или Horizon Zero Dawn.
Подсистема памяти
Очень важна в ПК с встроенной графикой подсистема памяти, ведь ОЗУ теперь используется не только процессорными ядрами, но и графическим ядром. В идеале память стоит максимально разогнать, но что делать, если ваша материнская плата на чипсете H410 или B460 и не поддерживает разгон памяти? К счастью, мы даже на таких бюджетных платах можем занизить тайминги, и это однозначно стоит сделать.
Но, прежде чем приступать к этому непростому занятию, важно разобраться с настройками памяти, прочитав несколько гайдов. И научится обнулять BIOS, ведь зачастую слишком низкие настройки таймингов не дадут ПК загрузиться.
Core i3-10100 поддерживает работу памяти только на частоте до 2666 МГц, и тестовая материнская плата ASROCK H410M-HDV выставила очень завышенные тайминги 19.19.19.43 для модулей CRUCIAL Ballistix BL2K8G30C15U4W.
Мне удалось понизить их до 14.14.14.36. Это даст прирост и в процессорной производительности.
Драйвера и мониторинг
Если вы используете ПК с встроенной графикой для игр, старайтесь использовать самые последние драйвера, ведь производитель часто подтягивает в них производительность.
Мониторинг FPS (кадров в секунду) в играх производился с помощью MSI Afterburner 4.6.2. Я не стал выводить в мониторинг графики или показатели средних, 1 % и 0.1 % низкие FPS, чтобы не перегружать и без того слабую систему.
Нюансы тестов и выбора игр
Все тесты проводились в разрешении 1920×1080 и преимущественно при минимальных настройках графики. Запись видео производилась при помощи средств MSI Afterburner 4.6.2, которые довольно ресурсоемки. Видео записывалось со скоростью 45 кадров в секунду.
В среднем при записи терялось около 7 FPS, что довольно критично, если игра выдает около 30 кадров. Поэтому в реальности картина чуть лучше, чем на видео. И помните, что у вас остается возможности снизить разрешение для повышения производительности, например до 1600х900 или 1366х768.
Еще хотелось бы отметить резкую просадку производительности UHD Graphics 630 при переходе от минимальных настроек графики к средним. Особенно это заметно в игре World of Tanks.
На настройках «Низко» игра выдает около 100 FPS, а на «Средне» — всего 25-35 FPS.
Тени и спецэффекты очень сильно напрягают слабый видеочип и память с небольшой пропускной способностью, которую делят CPU и GPU. В видео показаны настройки игр, чтобы рассмотреть их подробнее — поставьте видео на паузу.
Для тестов я выбрал несколько популярных онлайн-игр, а также стратегии последних лет, в которые можно играть очень долго. Не забыл и несколько культовых шутеров и RPG, которые можно с интересом перепройти еще раз.
А теперь давайте приступим к тестам.
World of Tanks
Популярнейший танковый симулятор имеет гибкую настройку графики и на уровне «Низко» отлично идет на UHD Graphics 630, выдавая около 80-100 FPS. И это не самые минимальные настройки, их можно понизить еще на один уровень. Картинка на таких настройках выглядит устаревшей, но играть очень комфортно.
Counter-Strike: Global Offensive
В популярном командном шутере CS: GO частота кадров держится в диапазоне 30-50 на минимальных настройках графики при игре с ботами. Для эффективной игры, конечно, маловато, но играть вполне можно.
Fortnite: Battle Royale
В Fortnite, игре в жанре королевской битвы, при минимальных настройках графики и разрешении рендера в 70 % частота кадров не падает ниже 40. Это вполне играбельно, так как игра не требует такой безупречно точной стрельбы, как CS: GO.
Dota 2
В Dota 2, игру в жанре MOBA (multiplayer online battle arena), играет огромное количество человек. При игре с ботами FPS держится в пределах 65-100 и играть очень комфортно.
Sid Meier’s Civilization VI
А вот в стратегиях, особенно походовых, кадровая частота уже не так важна. Поэтому в шестую «Цивилизацию» вполне можно играть с 30-40 FPS. Дискомфорта нет — UHD Graphics 630 справилась с этой, довольно требовательной стратегией.
Crusader Kings 3
Crusader Kings 3 — глобальная стратегия, вышедшая в 2020 году, вполне играбельна на встроенной графике. FPS держится в пределах 30-40, чего вполне достаточно.
Northgard
RTS-cтратегия про выживание кланов викингов в суровых условиях отлично идет на UHD Graphics 630, выдавая 40-60 FPS. Что интересно, в минимальных системных требованиях к этой игре указана GeForce GTS 450, к которой мы и приравняли нашу встроенную графику.
Age of Empires II: Definitive Edition
Переиздание знаменитой Age of Empires II с улучшенной графикой очень комфортно играется на 50-60 FPS. А разница в картинке в этой игре между минимальным и максимальными настройками графики очень небольшая.
Казаки 3
А вот Казаки 3 не отличаются хорошей оптимизацией. На минимальных настройках игра выглядит гостем из начала 2000-х, а FPS держится в пределах 35-45. Но играть можно.
Metro 2033
Этот шутер про выживание в постапокалептическом мире был выпущен в 2010 году, но идет на UHD Graphics 630 на грани играбельности. FPS держится в районе 30, хотя картинка сегодня не впечатляет. Я попробовал добавить в тесты ее продолжение — Metro: Last light, но там FPS был уже совсем низок и держался в пределах 15-20.
В свое время я проходил Metro 2033 на видеокарте GeForce GTS 250 и был вполне доволен производительностью, но стоит учитывать, что тогда самое распространенное разрешение мониторов было 1280х1024, а современное 1920×1080 почти на 30 % больше. Разница в производительности на таких разрешениях будет около 30 %. Это стоит учитывать при подборе игр для встроенной графики.
Mafia II
Один из лучших шутеров про гангстеров с открытым миром идет с 30-45 FPS. Это вполне играбельно, но уже возникают небольшие проблемы при точной стрельбе.
Portal 2
А вот Portal 2, игра-головоломка, идет просто замечательно. Игры от Valve всегда отличала хорошая оптимизация, и вы можете пройти это хит с 50-70 FPS на средне-высоких настройках.
The Elder Scrolls V: Skyrim Legendary Edition
Одна из самых лучших RPG-игр отлично играется в 40-60 FPS на низких настройках. Но при установке игры нужно учесть один нюанс — The Elder Scrolls V: Skyrim сейчас есть в виде двух изданий. Legendary Edition, оригинальная игра со стандартными системными требованиями, и Special Edition, вышедший позже и имеющий улучшенную графику и повышенные системные требования. На погружение в мир игры настройки графики влияют несильно, и стоит вам дойти до Ривервуда, как вы перестанете обращать внимания на текстуры и шейдеры, и полностью погрузитесь в мир игры.
Stardew Valley
Stardew Valley — симулятор жизни фермера, который, несмотря на очень скромные системные требования, получил в 2016 году призы и награды от игровых СМИ и популярность у игроков.
В подобных инди-играх у встроенной графики не возникает проблем, а увлечь они могут очень и очень надолго.
Итоги
Этот список игр можно продолжать очень и очень долго. Большинство игр до 2010 года выпуска будут отлично идти на UHD Graphics 630, исключая, наверное, Crysis. Crysis в 2007 году клал на лопатки самые мощные ПК и даже сейчас выглядит современно.
Но не забывайте, что вы можете понизить разрешение, получив 20-30 % производительности, и пройти и его. И очень большое количество простых инди-игр последних лет, подобных Stardew Valley, тоже будут вполне играбельны.
Как видите, встроенная графика — это не повод отказываться от игр. И даже на недорогом ноутбуке или офисном ПК можно поиграть во множество замечательных популярных игр, включая даже современные мультиплеерные игры.
Путеводитель по интегрированной графике
Привет Пикубу! Ждать конца дефицита видеокарт в ближайшее время не стоит — по самым оптимистичным прогнозам он продлится до осени, но играть-то хочется сейчас, поэтому давайте поговорим про то, что майнерам ну совсем не интересно — про процессоры с интегрированной графикой. Разберем все актуальные процессоры с интегрированной графикой и посмотрим на что они способны.
Общее важное дополнение
Самое главное различие между интегрированной и дискретной графикой — наличие собственной видеопамяти у последней. Интегряшки же вынуждены использовать ОЗУ, поэтому чем она быстрее — тем больше у вас будет FPS. Так что никаких одиночных модулей на 8 или 16 ГБ — только пары, чтобы работал двухканальный режим. В таком случае пропускная способность вырастает вдвое, что может на 20-30% поднять FPS в играх.
Также не стоит уж совсем экономить и брать DDR4 на частоте 2133 МГц — практика показывает, что не шибко дорогие планки на 3200 МГц дадут еще 10-15% так нужной для слабой графики производительности.
Ну и под конец — не забываем, что интегрированные видеокарты могут отъедать от ОЗУ в играх и 1.5-2 ГБ, так что 8 ГБ памяти может не хватить, и имеет смысл смотреть в сторону 16 ГБ. Они тем более пригодятся, если вы в будущем поставите мощную дискретную видеокарту и захотите поиграть в современные игры на высоких настройках графики и разрешениях.
Intel UHD Graphics 630 — закопайте стюардессу
Пожалуй, самая популярная интегрированная видеокарта в мире. Оно и не удивительно — Intel, плотно застрявшая на 14 нм, ставила ее в почти все процессоры для ультрабуков, ноутбуков и десктопов за последние лет 5.
С одной стороны, это плохо — интегрированная графика и так редко бывает быстрой, ну а решение 5-летней давности тем более скоростью не порадует. С другой стороны, раз такая графика стала массовой — она даже в системных требованиях игр засветилась, таких как Total War Saga: Troy
ну а уж создатели всяких «танков» и Doka 2 уж точно оптимизировали свои популярнейшие проекты под такую интегряшку.
Как итог, большинство современных бесплатных онлайн-проектов на UHD 630 будут работать без проблем — да, скорее всего в 1080р с низкими настройками графики, да и FPS будет в лучшем случае около 50-60, но это все еще вполне играбельный показатель.
Разумеется, игры где-то до 2012 года также будут абсолютно играбельны, а вот выше уже выборочно: например, если в GTA V получится вполне комфортно поиграть в HD с консольным FPS, то в последний на данный момент проект великого Кодзимы, Death Stranding (дэф стрэндинг), поиграть смогут разве что суровые челябинские геймеры, которым хватит 10-15 FPS на минималках.
Так что если вы планируете купить, например, 6-ядерный Core i5-10400, и хотите коротать вечера в игры до того момента, когда купите дискретную видеокарту, то сразу настраивайтесь на классику: абсолютно все S.T.A.L.K.E.R-ы пойдут без проблем в FHD далеко не на минималках, можно будет поиграть в классического первого Ведьмака, Doom 3, да даже Crysis и тот будет вполне играбелен. Но в проекты второй половины 2010-ых ловить с такой видеокартой нечего.
AMD Vega 3 — туда же, куда и UHD 630
Линейка Athlon G стала ответом на популярные Pentium, которые уже целых 4 года назад получили гиперпоточность, что вывело их в то время на уровень Core i3 при ощутимо более низкой цене. Да что там говорить — эти процессоры до сих пор популярны, ибо 2 ядра и 4 потока до сих пор способны тянуть игры. Не все конечно, но онлайн-проекты точно.
При этом в Pentium G4560 или G6400 стоит огрызок от UHD 630 под названием UHD 610, в Athlon 200GE и 3000G тоже сильно урезанная Vega 3. Кто же из них быстрее?
Тесты показывают, что у UHD 610 нет ни шанса — Vega 3 быстрее временами вдвое.
Однако все еще нужно понимать, что она дотягивает максимум до UHD 630 — а, значит, ее предел это онлайн-проекты или старая добрая классика конца нулевых. Попытка запустить тот же Red Dead Redemption 2 приводит к 10-15 FPS в HD на минимальных настройках графики, что далековато от играбельности.
Также нужно понимать, что такой вариант, в общем и целом, тупиковый — 2-ядерный процессор, даже с гипертредингом, в современных играх не вывезет даже базовую дискретную графику уровня GTX 1650 — для этого требуется честный 4-ядерник.
AMD Vega 8, 10 и 11 в процессорах Ryzen 2000 и 3000
А вот эти видеокарты уже куда интереснее — да чего тут говорить, это практически лучшая интегрированная графика в десктопных CPU на данный момент. В среднем выступают такие решения около затычек типа Nvidia GT 1030 или AMD RX 550, однако их плюс в том, что нередко стоят они сами как вышеуказанные видеокарты, что делает их покупку выгодной.
Да, конечно Vega 8 будет на 15-20% медленнее Vega 11, однако все еще их имеет смысл рассматривать вместе. Почему? Да потому что если одна из них тянет какую-нибудь игру, то тянет и вторая. С другой стороны, если Vega 8 с очередным навороченным хитом не справится, Vega 11 тут тоже ловить нечего.
Простой пример: например, в Rise of Tomb Raider Vega 8 способна выдать около 30-35 FPS на минимальных настройках в FHD, старшая Vega 11 — около 35-40. Оба показателя на грани играбельности, и большой разницы между ними нет.
Или возьмем тот же War Thunder — на высоких настройках в FHD Vega 8 даст вам порядка 60 FPS, Vega 11 — около 75. Плавность в обоих случаях будет сравнимой. Разумеется это не значит, что стоит брать процессоры с младшей Vega 8 — представители с Vega 10 и 11 как минимум позволят повысить настройки графики или дальше отползти от 30 FPS, что тоже вполне себе приятный бонус. Кроме того, APU с Vega 8 — Ryzen 3 2200G и 3200G — имеют 4 ядра и 4 потока, а с Vega 10 и 11 — Ryzen 5 2400G, Ryzen 5 3350G и Ryzen 5 3400G — уже 4 ядра и 8 потоков. Поэтому в будущем, если вы купите дискретную графику, старшие Ryzen 5 будут ощущать себя в играх куда комфортнее.
AMD Vega 6, 7 и 8 в процессорах Ryzen 4000
Интегрированные видеокарты в процессорах Ryzen 2000 и 3000 вышли настолько годными, что AMD расслабилась — еще бы, зачем стараться, если UHD 630 от Intel временами в 2-3 раза слабее.
Поэтому в Ryzen 4000 компания стала слегка экономить на графике: она получила меньше потоковых процессоров, но зато чуть ли не в полтора раза выросла частота GPU.
Как итог, новая Vega 6 приблизительно равна старой Vega 8, новая Vega 7 находится около старой Vega 10, ну а новая Vega 8 делит первое место со старой Vega 11.
Поэтому отдельно говорить о таких видеокартах нечего — единственное стоит отметить, что если старые Ryzen поддерживают память до 3200-3400 МГц, то новые вполне неплохо работают и на 3600-3800 МГц, что позволяет отыграть еще до 5-7% FPS.
Ну а во всем другом это все также интегряшки уровня базовых дискретных GT 1030 или RX 550 с аналогичными возможностями: поиграть можно почти во все, но современные хиты потребуют кардинального снижения настроек графики и разрешения.
Например, в том же Cyberpunk 2077 можно получить около 30 FPS на минималках в HD. Маловато, скажете вы? Ну, у игроков на консолях прошлого поколения и такого нет. Тем более что в проектах старее, например в том же Ведьмаке 3, вполне можно замахнуться и на высокие настройки графики в 1080р — в таком режиме можно будет получить 30-40 FPS с красивой графикой.
Но самый главный плюс новых Ryzen 4000 — это мощная процессорная часть: от 4 ядер и 8 потоков в случае с Ryzen 3 4350G, и до 6 и даже 8 ядер в Ryzen 5 4650G и Ryzen 7 4750G. Как итог, старшие представители линейки в будущем сдюжат любые видеокарты, хоть Nvidia RTX 3080, что делает их идеальными решениями для сборки игрового ПК на будущее.
Intel UHD Graphics 750 — прогресс есть
Ну и под конец поговорим про интегрированную графику в новых процессорах Intel 11-ого поколения, они же Rocket Lake. Называется она UHD Graphics 750 и базируется на новой архитектуре Xe. Казалось бы, отличная заявка на победу, однако проблема в том, что если в ультрабучных CPU она имеет до 96 вычислительных блоков, то вот в десктопах ей оставили только 32.
Как итог, прирост в сравнении с UHD 630 есть и он неплох — до 50%. С другой стороны, даже Vega 6 оказывается быстрее. К тому же драйвера пока сырые и некоторые игры могут вылетать и артефачить.
Так что, в общем и целом, оценить новые игры на такой видеокарте будет проблематично, зато классика идет неплохо — например, GTA V на минималках в HD «порадует» играбельными 60 FPS. А Half-Life 2 и вовсе без проблем пойдет на высоких настройках в FHD, выдавая больше 60 FPS —15 лет назад это могли очень немногие видеокарты.
Но, конечно, плюс новых CPU Intel в том, что они из-за новой архитектуры и однокристальной структуры хорошо подходят для игр, выступая на уровне аналогичных Ryzen 5000 или даже лучше.
Так что в будущем к ним в пару можно будет ставить топовые видеокарты от AMD и Nvidia — а может даже и от Intel.
Результаты оказались вполне предсказуемыми: AMD всегда была сильна в создании интегряшек, что мы видим и сейчас: ее Vega позволят вам поиграть в большинство современных игр, пусть и на минимальных настройках графики.
С другой стороны, Intel даже не старается навязать конкуренцию — ее интегрированные решения подходят разве что для CS:GO да Танков. Но, если дефицит продлится еще с годик, видимо мы даже такие видеокарты начнем называть игровыми.
13 апреля AMD представила новую линейку APU Ryzen 5000G которые появятся «позже в этом году». Основные характеристики встроенных GPU остались прежними. Что они могут, посмотрим когда появятся тесты.
Если у вас есть опыт игры на интегрированной графике — напишите о нем в комментах, пусть люди поймут, что они не одиноки.
Лига Геймеров
30.3K постов 76.3K подписчиков
Правила сообщества
Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Оскорблять участников сообщества;
Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;
ТС, а можно примерно такую же аналитику по ноутбучному сегменту процов и интегрированных карт?
Тем временем старые игроки.
AMD Ryzen 3400G тащит киберпанк на минималках, но при этом греется до 90° и выдаёт лишь до
A это дипломная работа студента Графического факультета Института Лиги Геймеров?
Ахаха. Intel Celeron G3900 + GTX 550 Ti + 2x4Gb ram))) Ой не скоро я свой калькулятор проапгрейжу
Для райзенов не написано про разгон самой видеокарты и особенно оперативки. А это может дать довольно заметный прирост производительности: в некоторых случаях от неиграбельно до приемлемо. Да, на условном 2400g дальше 3200 MHz не уедешь, но на нормальной оперативке можно занижать тайминги.
@myironcomp Напиши про ноутбуки.
Подскажите пожалуйста, процессор INTEL Pentium Dual-Core G4400, ОЗУ 2*4 Гб. В ГТА 4 в настройках графики пишет, что доступно видеопамяти 128 Мб. В БИОСе поставил максимальный объем видеопамяти, соответственно Виндовс теперь пишет, что ОЗУ доступно меньше именно на этот объем, но видеопамяти не прибавилось. Куда копать? Драйвера обновлял, не помогло
Хорошо бы увидеть аналогичную статью для ноутбучных интегрированных видеокарт.
Ryzen 5 4500u + 16gb оперативки, 2 гига на видеопамять. Вов классик сколько фпс выдает?
Лет пять навзад после работы у чувака в офисе собирались за танчики поездить. У него наибнулся ноут и он сел за комп дира и ездил там. Нахваливал фпс и графон вообще. Даже включил какую-то красивую воду и тут же всё встало колом. Глядь, а это он на встроенной ездил, ибо дискретной не было в принципе. Ну да, там было 16 памяти и проц ебунячий.
А купить игровой ноут с gtx 1660ti, rtx 2060 по цене карточки, вместо того, чтобы ударятся в ортодоксию со встроенной графикой, религия не позволяет?
А в чём проблема купить карту на 4гб памяти? они стоят как и стоили (кефир не майниться на 4гб и поэтому они дешевые)
ТС, выдыхай нвидиа наконец то догадалась блочить майнинг аппаратно на видяхах, скоро заживем))
Путешествие в нанометровый мир
Все мы знаем как выглядит процессор. Знаем что под крышкой которая передает тепло находится небольшой кремниевый кристалл, в нем и творится вся магия вычислений. Казалось бы, любоваться тут не на что – что может быть красивого в обычном кусочке полированного металла?
Но стоит снять с кристалла верхний слой пустого кремния, добавить капельку иммерсионного масла и чип начинает переливаться всеми цветами радуги, показывая свой богатый внутренний мир. Разумеется, эти цвета ложные — структуры внутри, давно уже имеют нанометровые размеры и на порядки меньше длины волны света.
Красота из прошлого – Penitum II
Начнем нашу экскурсию вглубь старичка Pentium II родом из 97 года. Вторые пеньки производились по техпроцессу от 180 до 350 нм, а частоты достигали смешных по современным меркам 450 МГц.
Эти процессоры интересны тем, что среди них есть первые решения, производимые по технологии Flip Chip, то есть когда кристалл припаивается к подложке, а не соединяется с ней проводками.
На фото слева кристалл Pentium II, который изготовлен по старой «проводной» технологии Wire Bonding, справа — чуть более крупный собрат уже с Flip Chip.
При этом, что интересно, техпроцесс у них одинаковый, 250 нм, а увеличение площади произошло только из-за перехода на новую технологию. Да, на тот момент в новом способе производства не было смысла, но это позволило заложить фундамент для создания современных процессоров с тысячей контактов. Момент еще пока заметной глазу эволюции.
И сразу для контраста погрузимся в знакомые многим 14 нанометров. Уничтожать старые чипы может каждый, то вот выводить из строя современные мощные CPU на много дороже. Но все же такие находятся и у нас есть возможность посмотреть что под верхним слоем кремния у быстрого 8-ядерного Core i9-9900K.
На фото отчетливо видны 8 прямоугольников ядер, и большая область справа — это интегрированная графика, которая занимает почти треть всего кристалла — раньше про нее мало кто вспоминал, сейчас другое время. Разумеется, после таких варварских экспериментов процессор умер, но в данном случае красота определенно стоила жертв.
Варварское уничтожение AMD Threadripper
Спасибо AMD, восьмью ядрами сейчас уже никого не удивить. Известный немецкий оверклокер Роман «Der8auer» Хартунг буквально разломал отнюдь недешевый Threadripper 1950X чтобы показать нам его 16-ядер.
В 2017 году это были те же 14 нанометров, вернее назывались так же как у Интел, но по факту на тот момент синие нанометры были меньше. Почему так мы рассказали в выпуске про 2 нм IBM.
Как на самом деле выглядит процессор на примере Intel 4004
Глядя на красивые переливающиеся кристаллы многие, наверно, задаются вопросом — а как на самом деле выглядят процессоры внутри? Можем ли мы как-то это узнать? Разумеется — достаточно взять чип, техпроцесс которого больше длины волны видимого света, что позволяет разглядеть его внутренности в обычный световой микроскоп.
Пожалуй самый яркий пример — Intel 4004 — первый микропроцессор компании, 50 лет назад совершивший настоящую революцию в электронной промышленности. Его техпроцесс в 10 мкм на порядок больше длин волн видимого излучения, что делает его идеальным кандидатом для изучения. И, надо сказать, выглядит он не особо эффектно: оранжевые полоски — это медные дорожки, серые — различные кремниевые структуры. И да, это реальные процессорные цвета.
По оценке Intel, вычислительная мощность 10-летних процессоров Intel Core второго поколения с миллиардом транзисторов, не менее чем в 350 тыс. раз превосходит мощность первого процессора Intel. Невероятный прогресс за 40 лет. Сейчас мы такого уже не увидим.
Разглядываем отдельные транзисторы
Кстати о транзисторах, некоторые свежие процессоры имеют уже больше 40 миллиардов крошечных переключателей, которые увидеть в световой микроскоп невозможно. Но если очень хочется узнать, как на самом деле выглядит один транзистор, то можно обратиться к старым простым логическим микросхемам – например, советской 3320A, которая выпускалась в Зеленограде в 70х годах.
Этот золотой лабиринт не имеет ничего общего со словом техпроцесс ибо структуру микросхемы, которая представляет из себя пару логических элементов 4И-НЕ, можно рассмотреть буквально в школьный микроскоп.
И да, как видите по фото, никакой тут магии и сложной электроники нет — сам по себе транзистор устроен очень просто, что позволяет значительно их уменьшить и производить миллиардами штук.
Огромный кристалл AMD Fiji
Но что-то мы все о процессорах да о процессорах. Давайте посмотрим, как выглядят внутри видеочипы. Да, уничтожать дефицитные графические кристаллы сейчас выглядит кощунством, но спешу успокоить — фото были сделаны еще до дефицита. Итак, мы можем полюбоваться на большой 28 нм кристалл AMD Fiji, который работал в видеокартах Fury 2015 года выпуска и снабжался 4 ГБ памяти HBM.
Почти 9 млрд транзисторов. Прошло 6 лет, новыми эти карты уже не встретить, а на авито они стоят аж 25 000 рублей.
А вот еще фото другого GPU – на этот раз GP102, который ставился в топовую GTX 1080 Ti. Хорошо видны 6 кластеров GPC, что дает аж 3.5 тысячи потоковых процессоров. Мощь 12 млрд. транзисторов в 2017 году за 50 000 рублей.
Сенсор оптической мыши
Теперь, давайте уйдем в сторону. Вы никогда не задумывались, как выглядит сенсор оптической мыши? На самом деле достаточно занятно, ведь это объединение фотосенсора и чипа. Вы видите фотосенсор старенькой мышки с разрешением матрицы всего 22 на 22 пикселя (ST Microelectronics OS MLT 04), однако этого вполне хватает, чтобы улавливать изменения поверхности и тем самым определять сдвиг мыши. А с учетом того, что делать это нужно быстро, сам чип расположен в одном кристалле с фото матрицей.
У современных мышей разрешение матрицы выше и достигает сотни на сотню пикселей, что позволяет им быть точнее и быстрее. Но в целом сенсоры выглядят также. — например, на картинке можно полюбоваться на внутренности PixArt PMW 3310.
Вернем к процессорам, на этот раз мобильным. Современные ARM-чипы можно в прямом смысле назвать искусством, ведь в одном кристалле прячутся и несколько кластеров ядер, и GPU, и многочисленные контроллеры. Так, например, выглядит 8-нм Exynos 9820.
Сходу тут сложно понять, где что. Но все же получилось определить, что в правом нижнем углу расположены два больших ядра M4, которые могут работать на частоте до 3 ГГц. Над ними 2 средних ядра Cortex A75 и 4 малых Cortex A55, которые ощутимо меньше и слабее. Слева внизу можно увидеть двухъядерный нейропроцессор, ну а выше от него расположен крупный GPU Mali с 12 ядрами.
Консольный чип Xbox One X
Что интересно, ARM-чипы очень напоминают APU из консолей. И это не случайно — последние также на одном кристалле имеют и процессорные ядра, и графику, и различные контроллеры. Так выглядит 16-нанометровый чип из Xbox One X.
Хорошо видно, насколько велика графика от AMD с 40 вычислительными модулями — она занимает 3/4 чипа. А вот 8 процессорных ядер AMD Jaguar можно сначала и не заметить – все дело в том, что по сути это урезанная архитектура, которая применялась для различных ультрабучных чипов «красной» компании, что и отразилось на их размерах.
Огромный кристалл 18-ядерного Core i9
В то время как AMD продолжает приносить в массы многокристальную структуру процессоров, Intel все еще выступает за один большой кристалл.
И в случае с высокопроизводительной линейкой гигантомания компании удивляет — так, в случае с Core i9-7980XE на одном кристалле размещено аж 18 ядер!
Разумеется, стоит такой CPU немало, но все тому же Роману «Дербауэру» он достался нерабочим от подписчика, что и позволило с чистой душой произвести вскрытие пациента. Картинки действительно удивляют — 18 огромных ядер вплотную друг к другу, из-за чего теплопакет составляет аж 165 Вт, а на деле выше 200. Но зато с межъядерными задержками все хорошо.
Российский чип Байкал
И под конец — а вы никогда не задумывались, как выглядят внутри российские процессоры? Много ли в них отличий от забугорных решений? На самом деле — нет, как показало вскрытие последнего Baikal — 2 миллиарда транзисторов на 28 нанометрах. Этот ARM-чип имеет два 4-ядерных кластера и графику Mali, а производится на заводах TSMC.
Так что внутренних отличий от других ARM-чипов, очевидно, немного, и структура действительно похожа на фото Exynos выше. К слову, на основе этого Байкала уже выпускаются и продаются простенькие, но отнюдь не дешевые ПК.
Как видите, процессоры прошли огромный путь от простых интегральных схем, внутренности которых можно разглядеть буквально под лупой, до высокотехнологических чипов, состоящих из миллиардов транзисторов. И уже долгие годы человек не является главным звеном в цепи производства полупроводниковых кристаллов — целой жизни не хватит, чтобы расположить в кусочке кремния размером с ноготь такие огромные количества миниатюрных переключателей.
Да, вы правильно поняли — компьютеры проектируют процессоры. Умные машины создают себе подобных. А может, лет через 10, компьютеры решат, что мы вообще лишние в этой схеме?
Мой Компьютер специально для Пикабу.
Задача серьёзная
Ответ на пост «Кто же виноват?»
Кто же виноват?
AMD призналась, что во время дефицита сосредоточилась на производстве более дорогих CPU и GPU
На конференции J.P. Morgan глава компании AMD Лиза Су (Lisa Su) признала то, что и так всем было известно: в условиях острого глобального дефицита полупроводников AMD уделяет внимание в первую очередь поставкам центральных и графических процессоров более высокого уровня. Это и не удивительно, ведь они приносят больше денег.
Представитель J.P. Morgan спросил доктора Су, сможет ли компания AMD поставлять больше чипов, если в её распоряжении окажется больше производственных мощностей. На что глава AMD среди прочего сказала:
«Я думаю, что, как и большинство производителей полупроводников, мы можем сказать, что спрос превышает предложение. Это, безусловно, правда. [. ] Есть [сегменты рынка] ПК, который мы не обслуживаем. Я бы сказала, в частности, если вы посмотрите на некоторые сегменты рынка ПК, вроде компьютеров начального уровня, то увидите, что мы отдали приоритет некоторым решениям более высокого уровня, игровым устройствам и тому подобному».
Это признание в целом не вызывает удивление. Даже несмотря на отданный старшим решениям приоритет, процессоры Ryzen 5000 (последнего поколения), вышедшие ещё в ноябре, до сих пор может быть сложно приобрести. И в этой серии до сих пор не представлены модели младшего семейства Ryzen 3.
Однако Лиза Су также отметила, что с каждым кварталом ситуация с доступностью процессоров и графических ускорителей AMD должна улучшаться. Будем надеяться, что так и будет.