В чем проявляется авторитет любимого учителя

Как учителю завоевать авторитет в классе

В чем проявляется авторитет любимого учителя. Snimok ekrana 2021 03 23 v 17.12.06. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-Snimok ekrana 2021 03 23 v 17.12.06. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка Snimok ekrana 2021 03 23 v 17.12.06.

Екатерина Черникова

Доброго преподавателя любят и не слушаются, а слишком строгого — НЕ любят и боятся. Разбираемся, что же такое авторитет учителя и как найти золотую середину в отношениях с учениками, родителями и коллегами.

Как учителю завоевать авторитет в классе

Что такое авторитет учителя и зачем он нужен

С чем не стоит путать авторитет учителя

Когда мы выходили на практику в университете, подрабатывали, тогда еще будучи студентами, в школе, а потом уже и устраиваясь на работу учителями, часто слышали в качестве поддержки от опытных преподавателей фразу «Все у вас получится. Молодых дети любят».

С одной стороны, приятно, конечно, было осознавать, что у нас в кармане такой замечательный козырь как молодость. А с другой — в голове четко отложилось понимание того, что установить контакт с детьми — это сделать так, чтобы они тебя полюбили. Но, как очень скоро показал опыт, одной любви слишком мало для построения полноценного учебного процесса.

Излишняя доброта, не подкрепленная строгостью и четкостью, чаще всего приводит к попустительскому отношению со стороны большинства учеников — недоделанные задания, забытые тетради, невыполненные обещания.

Когда я стала разбираться в этом вопросе подробнее, услышала от одной из коллег: «Вот у меня на уроках всегда идеальная дисциплина. Ни одного лишнего звука». А в ответ захотелось сказать: «Женщина, я сама Вас боюсь». Страх перед учителем — тоже довольно странный вид отношений. Он вряд ли даст полноценный результат тем, кто готов работать, потому что часть энергии будет тратиться на подавление негативных эмоций.

Что авторитет учителя значит для меня

Уже много лет находясь в сфере образования, анализируя свою работу и опыт коллег, я пришла к выводу, что авторитет учителя — это особое состояние. В первую очередь, то, как сам педагог себя воспринимает и позволяет относиться к себе другим — не только детям, но и взрослым, коллегам и родителям. Здесь важны:

Для детей авторитет учителя — это понимание того, как можно и нужно относиться к учителю. Каждый ребенок сначала интуитивно оценивает учителя: стоит ли этому человеку доверять, слушать и выполнять его требования. Ответы на эти вопросы, как правило, появляются очень быстро, и изменить отношение детей в дальнейшем практически невозможно.

Авторитет учителя — это основа для построения правильных деловых и не только отношений между всеми участниками учебного процесса, к которым относятся и дети, и педагоги, и родители. Последние играют очень важную роль. В наше время, когда родители спокойно обсуждают учителей в присутствии детей, а то и вместе с ними, их мнение оказывает большое влияние на учеников, их отношение к уроку и учителю. Поэтому педагогу, по сути, приходится каждый день заново подтверждать и отстаивать свой авторитет, доказывать детям, что дальнейшее сотрудничество выгодно. Как в бизнесе, а что делать?

С чего начать работу в новом классе

Без четких требований — никуда

Дети любого возраста любят, когда все четко, понятно, последовательно. Чем младше, тем для них это важнее.

В случае со старшеклассниками большую роль играет самодисциплина и самоорганизация. Но и для более взрослых учеников необходимы точные ориентиры.

Поэтому на первой встрече со школьниками, конечно, если это не праздник, вам нужно обозначить свои требования. Опять же — четко и понятно. Дети должны уйти с полным пониманием того, что можно и нельзя, и к каким последствиям это приведет.

Еще важнее самих правил — неукоснительное их исполнение учителем и равное отношение ко всем обучающимся.

Пообещали двойку за забытую тетрадь — ставьте хоть слабенькому, хоть отличнику, хоть своему родненькому, чье выполненное задание вчера вечером видели своими глазами.

Дополнительное задание за разговоры на уроке — значит, оно всегда должно быть под рукой на такой случай. И оценочку не забудьте.

Если большая часть хорошо напишет проверочную — два урока без домашнего. Поверьте, они будут стараться, только должны быть уверены в том, что вы их не обманете.

Не будьте равнодушны к ученикам

Но, кроме требований, не забывайте о том, что все мы люди и очень хотим внимания. Кстати, плохое поведение на уроках часто вызвано как раз недостатком этого самого внимания. А это еще один повод для размышлений.

Обязательно интересуйтесь увлечениями и достижениями детей:

А для дней рождения вообще здорово придумать какой-нибудь несложный ритуал — спеть имениннику песенку или написать всем вместе пожелания и подарить их в конвертике.

Если дети поздравляют вас или делятся чем-то сокровенным, будьте искренни и внимательно выслушайте. И вообще, почаще улыбайтесь и демонстрируйте свое хорошее настроение. Вы теперь одна команда, и нужно приложить все усилия, чтобы вам было комфортно вместе.

Что можно и нельзя делать учителю, чтобы сохранить авторитет

Для того, чтобы сначала утвердить, а потом и сохранить свой авторитет, стоит учесть эти простые правила:

1. Никогда не сравнивайте детей друг с другом

Сравнивайте ученика с ним же, но вчерашним. В идеале отмечайте достижения или предлагайте варианты, как улучшить ситуацию:

В 6 классе пришел ко мне новый ученик. Он сам был уверен в том, что у него нет никаких способностей, выше тройки никогда ему не поставят, и даже не пытался что-то делать. Единственным человеком, который убеждал его в обратном, была я. До сих пор помню его шок от первой четверки за контрольную и, соответственно, за четверть, потом пятерки за контрольные, четверти, за год. В 9 классе Валера выполнял задания быстрее всех, в текущих оценках были только пятерки, и чуть-чуть не хватило до отличного аттестата. На выпускном сказал: «Спасибо. Ну, Вы поняли».

2. Если приходится сказать что-то неприятное, делайте это наедине

Если хвалите — при всех:

Бывает, хвалишь ребенка, подчеркиваешь какие-то его качества, и он так удивляется. Потом приходит уточнить, не ошиблась ли я. А дальше уже наблюдаю, как он сам в себе эти качества находит и укрепляет.

3. Хвалите не человека, а его старания и результаты

Бывает, что и человеку хочется рассказать, какой он замечательный — это тоже наедине. Малышам можно при родителях. Если сделать это корректно, то всем пойдет на пользу:

Это хорошо работает с детьми из неблагополучных семей. Когда ребенок понимает, что учителю неважно, что о нем говорят и где он гулял вчера вечером, что оба готовы сосредоточиться на достижении результата здесь и сейчас, можно увидеть совершенно другого человека. И этот другой погружается в свое новое состояние и делает все возможное, чтобы вас не подвести. Нет гарантий, что все будет именно так, но попробовать стоит.

4. Вы — источник оптимизма и уверенности для ученика

Если ученик сомневается, но видит, что учитель верит в него, он способен превзойти сам себя:

Были у меня девчонки-подружки, которые устное домашнее всегда отвечали на перемене, когда никто из группы не обращает на них внимания. Я сказала, что такие красивые выступления нельзя прятать от зрителей. Думали девчонки, думали, и все-таки начали отвечать перед классом. А потом рассказали, что еще и в театральный кружок записались.

Источник

Авторитет учителя – «врожденное» или приобретенное?

Елена Сипатова

07 марта 2019 • 20:00

Не секрет, что в настоящее время у многих детей нет авторитетов даже на уровне института семьи, что уж говорить о социальном институте образования. И это не удивительно, ведь одно вытекает из другого. Человек начинает свой жизненный путь в семье, в ней формируются первичные ценности, устанавливаются основы взаимоотношений, на базе чего в дальнейшем он будет воспринимать мир и взаимодействовать с ним.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. 1551959823 playmobil 2183604 960 720. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-1551959823 playmobil 2183604 960 720. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка 1551959823 playmobil 2183604 960 720.

Любовь Александровна Овсянникова, учитель русского языка и литературы, стаж работы 25 лет:
«Сейчас профессию учителя уничтожают. Последние годы я не видела учителей с огоньком в глазах, зато теперь вечно уставший учитель – это правило. Учитель больше не творческая профессия, она ежедневно все больше превращается в рутину. Государство обязывает тратить все внеурочное время на бюрократию и самообучение так, чтобы носа не показывать. И это порой не приносит ничего, кроме «галочки» в портфолио школы, и все за те же деньги. То, что я стараюсь вложить в своих учеников, никак не зависит от уровня моей зарплаты, но ведь кушать хочется всем. Когда считаешь копейки и видишь, что твое призвание опускается на уровень сферы услуг, крайне трудно поддерживать эмоционально позитивный настрой и желание отдавать себя педагогическому искусству».

Авторитет учителя выражается в отношении учеников к педагогу, данное отношение способствует успешному совместному участию в улучшении жизни. Нельзя отрицать тот факт, что отношения, построенные на позитивной волне, в рамках взаимного уважения, способствует ответной реакции. А что может быть ответом учащегося на взаимоотношения с учителем как не интерес к обучению. Ученик, который принимает авторитет учителя, старается показать ему это, тянется за ним, испытывает желание заслужить его одобрение, учиться.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. 1551959627 20180301. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-1551959627 20180301. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка 1551959627 20180301.

В начальных классах дети принимают учителя как некий авторитет, но скорее в силу его ролевой позиции. И если профессиональный авторитет учителя не был закреплен как что-то неотъемлемое, то по мере взросления ученика понятие авторитета педагога растворяется.

Анна Геннадьевна Панферова, учитель английского языка, стаж работы 9 лет:
«Родителя считают возможным звонить учителю в любое время, не считаясь с занятостью педагога, хотя на это должен быть крайний случай. Моей коллеге позвонила мама ученика в половине двенадцатого ночи, чтобы узнать хорошо ли пообедал ее ребенок. Согласна, родитель может спрашивать обо всем, но иногда в этом сквозит недоброжелательность, желание перепроверить учителя, сомневаясь в его знаниях предмета. Для этого некоторые учат детей шпионить, незаметно записывать урок на телефон и другим гадким вещам. Ребенок в итоге и сам перестает верить учителям, отсюда и неуважение к нему».

Юлия Михайловна Габдуллина, учитель математики, стаж работы 8 лет:
«Некоторые родителя, не зная, что я тоже работаю учителем (не в той же школе, где учится мой ребенок), часто при встрече делятся чем-то нелицеприятным об учителях, говорят они об этом и при детях. Естественно, что ребенок перенимает это и потом можно услышать фразы по типу: «Мама сказала, что Вы неправильно учите». А еще укоренилась тенденция жалоб в департамент образования. Что-то не нравится – жалоба, не важно, по какой причине. А руководство, как правило, на стороне родителей. Ученики, оглядываясь на родителей, позволяют себе угрозы в адрес учителя, в ответ на замечание или плохие оценки. Неприятно осознавать, что твоих учеников заранее настраивают против тебя».

А дети остаются детьми. От учителя с 35-летним стажем, можно услышать, что и 30 лет назад ученики были такими же: те же проблемы, те же успехи, а вот родители другие. Бесспорно, дети – отражение своих родителей, они все поглощают и воспроизводят.

Алина Кирсанова, 15 лет:
«Учитель, который сам по себе не очень хороший человек: недобрый, бесчестный, склонный к давлению на людей, не будет авторитетен для учеников. В любой профессии, и учительская тут не исключение, авторитет можно только заслужить, никому он не дается вместе с дипломом вуза».

В чем проявляется авторитет любимого учителя. 1551959656 20180327. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-1551959656 20180327. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка 1551959656 20180327.

Кристина Пришпекова, 10 лет:
«У нас очень хорошие учителя, и мы всех их любим и уважаем. Хотя есть одна учительница, которая все время на нас кричит, мы ее боимся. Не любим. Но, наверное, уважаем».

Возможно, если бы авторитет профессии педагога по умолчанию существовал в полной мере и по сей день, многих проблем, связанных с образованием, не было бы. Сегодня остается на личном уровне видеть в учителе опытного мастера своей области, его мудрость, ответственность, в ученике – человека, достойного уважения и доверия, старательного и обучаемого, в родителях – переживающих, любящих людей. Все зависит от всех и лично от каждого.

Источник

Авторитет педагога как важнейшее средство воспитательного воздействия

Различают авторитет власти и власть авторитета.

Первый дается должностью педагога, второй является результатом длительных взаимоотношений.

Авторитет власти не надежен, является быстро проходящим, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием детьми профессионализма педагога

Суть педагогического авторитета состоит в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.

Его нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.

Путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен.

Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают.

В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Истинный – один, у ложного – множество разновидностей.

Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, педагоги уже не имеют возможности добиваться главных целей.

Часто в таких случаях педагоги не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становится все более непослушным, а дети, проявляющие послушание в таких условиях, развивают качества личности, противоположные конечным целям обучения и воспитания.

Истинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества:

• демократический стиль сотрудничества с воспитанниками,

• способность к открытому общению,

• эрудированность, компетентность, справедливость, доброту, общую культуру.

Виды ложного авторитета.

Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать детей в постоянном безотчетном страхе перед наказанием, окриком, или высмеиванием за неудачи.

Провоцирует воспитанников на трусость, подхалимство или агрессивное отношение к старшему, нарушение дисциплины, неуважение к педагогу.

Никакой речи о воспитании сознательной дисциплины в данном случае идти не может. Грубость расшатывает нервную систему детей, прививает отвращение к деятельности.

Требовательность педагога, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально – бюрократический характер.

Педагог, воспитатель стремится всегда держать детей на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой педагог возвеличивает свою персону, создает для себя незаслуженные привилегии.

У воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к воспитанникам. Его придирки не согласуются со здравым смыслом, просто неразумны.

Педант несправедлив и его действия малоэффективны.

У такого педагога воспитанники теряют уверенность в своих силах, одни грубо нарушают дисциплину, другие держатся скованно, напряженно.

Такой педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания.

К словопрениям таких педагогов дети быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного красноречием педагога.

Обязательными требованиями к авторитетному педагогу являются:

• справедливость и честность в отношении к детям.

Авторитетный педагог никогда:

• не лжет даже по мелочам,

• не проявляет невежливость,

• не ссорится при детях с коллегами,

• не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против других детей, родителей,

• не подрывает авторитет товарищей – педагогов, не отзывается пренебрежительно об их работе.

Этого педагог может достичь только самовоспитанием, направленным на формирование недостающих качеств и борьбу с недостатками.

Для этого необходимо:

• выявить качества, которые мешают завоевать авторитет,

• сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания,

• проявить волевые усилия, направленные на достижение поставленной цели.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. detsad 215131 1449861526. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-detsad 215131 1449861526. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка detsad 215131 1449861526.«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. detsad 55361 1470914592. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-detsad 55361 1470914592. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка detsad 55361 1470914592.Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. detsad 1670051 1563801817. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-detsad 1670051 1563801817. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка detsad 1670051 1563801817.Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. detsad 406504 1581185491. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-detsad 406504 1581185491. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка detsad 406504 1581185491.Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. detsad 5853 1530683058. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-detsad 5853 1530683058. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка detsad 5853 1530683058.Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.

В чем проявляется авторитет любимого учителя. detsad 526578 1484218604. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-detsad 526578 1484218604. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка detsad 526578 1484218604.Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар » Портфолио педагога как показатель его компетентности».

В чем проявляется авторитет любимого учителя. detsad 252483 1454211478. В чем проявляется авторитет любимого учителя фото. В чем проявляется авторитет любимого учителя-detsad 252483 1454211478. картинка В чем проявляется авторитет любимого учителя. картинка detsad 252483 1454211478.Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Источник

Авторитет педагога в становлении личности обучающихся

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.

УченыеМакаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.

Андриади И.П.,Кондратьев М.Ю.,Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.

О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).

В связи с этим актуализируется проблема авторитета учителя-воспитателя на становление личности обучающегося.

Содержание моего доклада по теме «Авторитет педагога в становлении личности обучающегося» отражает гипотезу того, что значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.

Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя.

Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.

У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.

Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди.

Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам учителя.

Мы рассмотрим лишь основные составные компоненты авторитета учителя. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты.

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Порой и опытному, квалифицированному педагогу нелегко признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников, заставить себя выступать в роли отчитывающегося перед ними как перед равными. Трудно всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а порой и учительский снобизм, представление о самой роли педагога как о твердой гарантии от любых ошибок. Но если учителю удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический успех не заставит долго ждать.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в костюме ( оторванная пуговица, не почищенная обувь и пр.), не причёсанные волосы у учителя снижают его авторитет.В том случае, когда учитель не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех.

Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя.

Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. В месте с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И наоборот, у плохого учителя, не пользующего у них авторитетом, они подмечают все мелочи.

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя- воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя и учащихся и др.

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

В воспитании у учителей культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованно и целенаправленно.

Знания в области указанных наук помогут учителю правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

Педагогическая профессия требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Всесторонность интересов и знаний учителя является необходимым условием его успешной школьной и общественной работы. Плохо, если знания и общее развития учителя не выходят за рамки узкой предметной специальности. А еще хуже, если его знания укладываются в объём учебника. Такой учитель не пользуется авторитетом среди учащихся и сам не получает нравственного удовлетворения от своего труда.

При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Авторитет учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками.

Так, характеризует демократический стиль педагогического взаимодействия, можно подчеркнуть, что он наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса.

Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к учащимся, пользуется подлинным авторитетом у детей, они ему доверяют, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная. Если учитель руководствуется демократическими принципами, то для его класса будет характерен » мажорный» психологический климат, высокий уровень групповой сплочённости.

Мимика демократического педагога сдержанная, твёрдая, но без признаков жестокости: лицо его спокойно, выражает волевые черты его характера. Поза, как правило, открыта и подчеркивает чувство собственного достоинства, он не допускает лишних, хаотических движений, не скован, всё в его поведении говорит об уравновешенности и выдержке. Демократичный педагог не повышает голоса на детей, старается быть ровным в общении с учащимися, обращается к ним по именам, не выделяет» любимчиков». В процессе организации деятельности он чаще употребляет выражения, характеризующие просьбу, обоснованное и логичное требование.

Для авторитарного стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно требовательно и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путём диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что учащиеся боятся такого учителя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Он часто пользуется мнимым авторитетом.

Психологический климат в классе, которым руководит авторитарный педагог, псевдо интеллигентен. Для его мимики характерно преобладание хмурого, колючего взгляда, часто в выражении лица можно прочесть недовольства, снобизм или преувеличенное самомнение.В его жестах чувствуется властная нетерпимость к мнению оппонента. Авторитетный педагог может накричать на детей, может грубо оборвать неверный ответ ученика. Организует деятельность в приказном тоне, часто употребляя при этом категоричные высказывания. У него за частую бывает скандированная речь.

Для либерального стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого учителя плохая, в классе шумно, дети не слушают объяснений. Либеральный стиль также имеет негативные последствия. Часто школьники выражают недовольство и протест против такого стиля классного руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с учащимися в практике работы учителя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Учитель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку учащимися своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой учитель является социально опасным.

Мы рассмотрели личностный и профессиональный компоненты педагогического авторитета. Нужно заметить, что все, рассмотренные качества педагога личностного компонента (любовь к детям, к профессии; уважение доверие к школьнику, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т.д.) и профессионального компонента (профессиональные знания педагогический такт, стили взаимодействия и т.д.) тесно взаимосвязаны.

Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

В подростковым возрасте картина оказывается принципиально отличной: на данном этапе уже недостаточно одного только авторитета роли. Хотя за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимых для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. В ситуации же личной заинтересованности подростка и особенно в условиях вне учебной деятельности такое доверие авансируется учителем в меньшей степени, чем это происходит в младшем школьном возрасте. Такое сужение сферы авторитетного влияния, признание авторитета лишь в одной или нескольких областях определяется как спецификация авторитета. Психологические исследования (Кон И.С., Кузьмина Н.В. и др.) показали, что подростки более дифференцированно по сравнению с младшими школьниками подходит к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним. Если при этом за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в условиях вне учебной деятельности, есть все основания расценивать это как подлинный авторитет личности педагога.

В старшем школьном возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации преимущественно на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, несколько потому, что они учителя, а в силу авторитетности и ли не авторитетности их личности.

Учащиеся среднего и старшего возрастов оценивают своих учителей с точки зрения особенности их характера ( прямота, требовательность, чуткость, отзывчивость по отношению к учащимся, правдивость и т.д.), знание своего предмета, педагогического мастерства и общественной активности. Авторитетом пользуются в этих классах такой учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.

Итак, совершенно очевидно, что авторитет педагога в глазах учащихся тесно связан с личностными и профессиональными качествами педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста.

Заключение

Целью моего доклада (выступления, сообщения) было выявление (?) компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета и определение их значения для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

В процессе моего долголетнего педагогического (руководящего) опыта было выявлено два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.). И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми разного возраста. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста оценивают своих учителей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.

Для авторитетного педагога обязательны оба компонента педагогического авторитета. Но просто механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя.

Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.

Список литературы

VII (XXIII) Всероссийская научно-методическая конференция
«Совершенствование качества профессионального образования в университете»
23 – 25 марта 2010г. г. Братск

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *