учитываются ли социальные выплаты в доход семьи
Многие не проходят по доходу на детское пособие с трёх до семи лет. Что возмущает родителей
С 1 января 2020 года Указом Президента № 199 от 20.03.2020 в России введено пособие на детей с трёх до семи лет.
Условия по пособию до семи лет
Его могут получать семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе. При этом прожиточный минимум берется за 2 квартал предыдущего года.
Размер пособия — 50 % регионального прожиточного минимума ребенка. Это примерно около 5,5 тыс. рублей.
Пособие введено в марте (задним числом), а платить его начали с июня за периоды с 1 января.
Правила выплат на детей от трёх до семи лет установлены Постановлением Правительства № 384 от 31.03.2020. В документе представлены требования к этой выплате, перечень документов для ее оформления и образец заявления.
Там, в частности, указано, какие доходы учитываются при определении критерия нуждаемости.
До трёх лет одни правила, после трёх — другие
Отметим, что на детей до трёх лет критерии по так называемому «путинскому пособию» другие.
Сам размер пособия в два раза больше — один прожиточный минимум, а не половина, как после 3 лет.
Кроме того, значительно отличается критерий нуждаемости. Семья получает пособие, если доход из расчета на одного человека ниже двух прожиточных минимумов. Под этот критерий подпадают многие семьи, тогда как после исполнения ребенку трёх лет круг получателей значительно сужается. Семьи, признанные нуждающимися в пособии до трёх лет, для пособия до семи лет в разряд малоимущих уже не попадают.
Пример
В семье Ивановых один ребенок 2,5 лет, мама сидит в декрете, папа зарабатывает 34 тыс. рублей. Прожиточный минимум в регионе — 11 тыс. рублей.
На детское пособие до 3 лет семья имеет право, так как 34 тыс. это меньше, чем 66 тыс. (11 000×2×3). В итоге ежемесячно государство платит Ивановым 11 тыс. рублей, и на 45 тыс. в месяц они живут.
Через полгода ребенку исполняется 3 года и право на выплаты теряется, так как 34 тыс. это больше, чем 33 тыс. (11 000×3). Теперь Ивановы будут жить на 34 тыс. руб. в месяц.
Отметим, что некоторые граждане выражают недовольство правилами по пособиям до 7 лет. В основном речь идет о критериях нуждаемости. Семья считает себя нуждающейся, а по данным органов соцзащиты это не так, семья малоимущей не признается и пособие не получает.
Например, только в Воронежской области из 70 тыс. семей, подавших заявление на выплату, половина получили отказ.
На канале «Клерка» в Яндекс.Дзен ранее мы освещали проблемы, которые озвучивают претенденты на получение этого пособия.
В основном, главная суть претензий родителей касается порядка определения дохода, который, в свою очередь, является критерием нуждаемости в госпомощи в виде пособия.
Мы сделали обзор тех аспектов, на которые обращают внимание родители дошколят.
«Грязный доход»
Людям кажется несправедливым, что учет доходов идет до вычета из них НДФЛ. То есть Соцзащиту интересует ваша зарплата «грязными», а распоряжаться вы можете только той частью зарплаты, которая выплачивается вам фактически, то есть за минусом НДФЛ.
На сайте Change.org создана петиция, призывающая поменять ситуацию с учетом НДФЛ в составе доходов семьи.
«Требуем расчета после вычета НДФЛ, так как семьи этих денег не видят, а значит и доход у семьи значительно ниже. », — пишет автор петиции.
В комментариях на эту тему в нашем Дзен-канале люди высказывали и более экзотические предложения в части учета «чистого» дохода.
Например, одна из читательниц считает, что из дохода семьи нужно вычитать платеж по ипотеке. Ведь после уплаты ипотеки в распоряжении семьи остается сумма гораздо меньше, чем «грязный» доход из справки 2-НДФЛ.
Впрочем, некоторым такой взгляд на учет доходов кажется неправильным.
Вот что пишут в комментариях:
может вам еще кредит на айфон и отпуск в Таиланде убрать? Ипотека — ваша личная инициатива и ваша проблема.
Другая подписчица полагает, что в доход не надо включать алименты, которые отец ребенка платит бывшей жене на ребенка от первого брака:
надо упомянуть про алименты, которые тоже почему-то учитываются в доход семьи, а по сути это доход разных семей, но учитывается он у обеих сторон — и у того, кто получает, и у того, кто платит. Это полная несправедливость.
Кто-то возмущен, что в доходы включают суммы удержаний из зарплаты в виде профсоюзных членских взносов, а также добровольные пенсионные взносы в НПФ. А еще из дохода не вычитают коммуналку и другие расходы.
Не берётся факт наличия ипотеки, коммуналки заоблачной. Цены на все, что только можно, растут, ребёнку за садик, секции платить надо. Кому-то в школу собирать. Ничего не берут в расчёт. По документам ты зажиточный, А по факту остаются на руках крохи.
Кстати, что касается учета в составе доходов НДФЛ, то как пишут наши читатели, иногда его учитывают даже два раза:
нам в пособии отказали, потому что помимо зарплат с налогами учли и налоговый вычет, который мы получили в указанный период. Т.е. дважды посчитали одну и ту же сумму (сначала она была в зарплате, потом в вычете). И доказать что-то просто нереально.
Вместе с тем есть и противоположные мнения по поводу учета «грязной», а не «чистой» зарплаты:
Не считаю это обманом, НДФЛ, это налог, который вычитается из доходов физлица. Поэтому справедливо, что для расчета пособий берется грязный доход, ведь налог, это Ваши личные расходы, такие же, как, например, квартплата, налог на имущество. Может, вам еще и эти суммы вычесть?
Зарплата нового мужа
Женщина, которой отказали в выплате, создала петицию на сайте Change.org. Она считает, что порядок определения дохода надо менять. В соцзащите посчитали, что доход семьи превышает нижнюю планку, однако заявительница считает иначе.
Дело в том, что в доход семьи включили, в том числе, зарплату нового мужа женщины, который не является отцом ее детей.
«Если у моих детей нет отца, и я вышла замуж, это ни в коем случае не обязывает моего мужа обеспечивать чужих детей!» — возмущается женщина.
Она считает, что такой расчет дохода семьи — это не честно, так как данный мужчина не является отцом детей, а значит и его доход учитывать не надо.
Отметим, что согласно Постановлению Правительства № 384 от 31.03.2020 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Доход от продажи жилья
В перечень доходов, которые учитываются при назначении пособия, также включен доход от продажи недвижимости.
На сайте Change.org опубликована петиция, призывающая исправить эту ситуацию. Если уж учитывают доход, то и расход на покупку новой квартиры тоже надо учитывать.
«Семьи, которые продали свою квартиру, добавили деньги, взяв кредит, и купили квартиру площадью больше, не попадают под данные выплаты. Стараясь для детей, улучшая их жилищные условия, родители теряют право на такие нужные для малоимущей семьи выплаты», — пишет автор петиции.
Субсидии и компенсации
При подсчете дохода семьи сегодня учитывают и компенсации, получаемые по уходу за нетрудоспособными гражданами, и субсидии на оплату услуг ЖКХ для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Депутат Госдумы Алексей Журавлев, лидер партии «Родина», обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой устранить это законодательное недоразумение, сообщает воронежское издание «Блокнот».
«Возникла парадоксальная ситуация: граждане, будучи признанными малоимущими в установленном законом порядке, по Постановлению № 384 оказались в числе тех, кому выплаты по Указу оказались не положены. При этом проблема коснулась наименее защищенных слоев населения — малоимущих семей с детьми инвалидами, — отмечается в депутатском запросе. — Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что в редакции Постановления № 384, скорее всего, присутствует досадная ошибка, прошу вас рассмотреть возможность внесения в него соответствующих изменений с целью охвата наиболее широкого круга граждан, нуждающихся в материальной поддержке государства».
Пособие до семи лет вырастет?
Недавно появилась информация о подготовке Минтрудом законопроекта, увеличивающего размер пособия до 7 лет в 2 раза — с 0,5 до одного прожиточного минимума.
В пресс-службе ведомства отметили, что в ряде случаев ежемесячного пособия на детей от трех до семи лет в нынешнем размере оказалось недостаточно для того, чтобы вывести семью из бедности (то есть среднедушевые доходы всё равно оставались ниже прожиточного минимума).
Поэтому министерство считает целесообразной возможность дифференциации размеров пособия в 2021 году.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512
«О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 2005 г., 1 декабря 2007 г., 24 декабря 2014 г., 7 октября 2015 г., 29 апреля, 21 мая 2020 г., 11 августа, 11 сентября 2021 г.
Во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст.1257) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2015 г. N 1071 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения, связанные с применением перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 152 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 9, ст.1040).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Перечень
видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512)
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 2005 г., 1 декабря 2007 г., 24 декабря 2014 г., 7 октября 2015 г., 29 апреля, 21 мая 2020 г., 11 августа, 11 сентября 2021 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 1 внесены изменения
1. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
Информация об изменениях:
д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:
пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;
ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;
пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
ежемесячное пособие на ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;
е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:
доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;
доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;
единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;
доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;
доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;
алименты, получаемые членами семьи;
проценты по банковским вкладам;
наследуемые и подаренные денежные средства;
денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
2. В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:
государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;
единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
ГАРАНТ:
Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается
3. Из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
По какому принципу рассчитываются доходы семьи
В период, за который оцениваются доходы семьи, у взрослых членов семьи в обязательном порядке должен быть либо был заработок (доход, в который включаются доход от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии и т.д.), либо объективные причины его отсутствия (правило «нулевого дохода»). К таковым относятся уход за детьми до 3-х лет, уход за нетрудоспособными гражданами, обучение на очной форме для лиц моложе 23-х лет, срочная служба в армии, прохождение длительного лечения, нахождение на учете в службе занятости по безработице и ряд других причин.
Сведения о доходах учитываются за 12 месяцев, но отсчет этого периода начинается за 4 месяца до даты подачи заявления. Это значит, что если гражданин обращается за выплатой в октябре 2021 года, то будут учитываться доходы с июня 2020 года по май 2021 года и т.д.
Чтобы определить имеет ли семья право на выплату, необходимо разделить доходы всех членов семьи за учитываемый год на двенадцать месяцев и на количество членов семьи.
Какие доходы не учитываются при назначении выплат
— выплаты на детей от 3 до 7 лет, которые были получены в прошлые периоды на этого ребенка;
-выплаты на детей от 8 до 16 лет, которые были получены в прошлые периоды на этого ребенка;
-единовременная материальная помощь и страховые выплаты;
-средства, предоставленные в рамках социального контракта;
-суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет – в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ);
-ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным людям, ухаживающим за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Как подать заявление на выплаты
Заявления удобнее всего подать в электронном виде через портал госуслуг (ЕПГУ). Подать заявление можно также, обратившись в клиентскую службу ПФР. Перечень документов, необходимых для установления выплат, а также Порядок их установления утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 года №1037.
Сроки установления выплаты на одиноких родителей
Ежемесячное пособие назначается со дня достижения ребенком возраста 8 лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком такого возраста (не ранее 01.07.2021), в остальных случаях – со дня обращения за назначением указанного пособия и до достижения им возраста 16 лет (включительно). Устанавливается данное пособие на 1 год и продлевается по заявлению.
В Республике Ингушетия выплата семьям с одним родителем составляет 5 750 рубль в месяц на каждого ребенка.
Телефоны «горячей линии» Отделения ПФР по Республике Ингушетия для консультирования граждан: 8(873 4) 55-17-99; 8(928) 799-07-30.
Какие доходы и имущество учитываются при назначении новых пособий для семей по линии ПФР?
Пенсионный фонд России с 1 июля осуществляет прием заявлений на два ежемесячных пособия – для беременных, вставших на учет в ранние сроки, и для одиноких родителей, а также матери или отцу ребенка при наличии судебного решения об уплате алиментов. Подать заявления на указанные выплаты можно на портале госуслуг или в клиентской службе ПФР по месту жительства.
Напомним, что размер пособий определяется в соответствии с прожиточным минимумом, установленным в каждом регионе. В случае с выплатой неполным семьям речь идет о 50% прожиточного минимума ребенка, в случае с выплатой по беременности – 50 % прожиточного минимума трудоспособного взрослого. В Челябинской области выплата семьям с одним родителем составит 5 982,5 руб. в месяц на каждого ребенка (это 50 % от регионального прожиточного минимума ребенка– 11 965 руб.), а выплата беременной женщине – 6 123,5 руб. (это 50 % от регионального прожиточного минимума трудоспособного – 12 247 руб.). Важным условием для получения пособий является размер среднедушевого дохода семьи и комплексная оценка нуждаемости. По правилам доход не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте (в Челябинской области он составляет 11 430 руб.). Сведения о доходах учитываются за 12 месяцев, но отсчет этого периода начинается за 4 месяца до даты подачи заявления. Это значит, что если вы обращаетесь за выплатой в июле 2021 года, то будут учитываться доходы с марта 2020 года по февраль 2021 года, а если в августе 2021 года – с апреля 2020 года по март 2021 года.
В доходы семьи входит:
При назначении пособия учитывается следующее имущество:
Какие доходы не учитываются при назначении выплат?
В составе доходов не учитываются: