учительская газета номер 26 2021 год
Учительская газета
Уважаемые участники группы! Если вы хотите разместить на стене нашей группы свое объявление или сообщение, уведомьте, пожалуйста, об этом администратора. В противном случае, мы оставляем за собой право удалять ваши посты без объяснения причин. Особенно это касается коммерческих объявлений (мы открыты для обсуждения условий размещения рекламы) и сообщений, не имеющих отношения к специфике «Учительской газеты». Благодарим за понимание!
Адрес редакции: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1
Телефон/Факс: (495) 628-8253
e-mail: ug@ug.ru
Содержание «Учительской газеты» это:
. новости сферы образования ● открытые уроки лучших педагогов ● инновационные средства обучения ● социальная защита педагогов ● юридические консультации ● конкурсы для учителей и школьников ● методические разработки ● письма наших читателей ● актуальное интервью ● рецензии на фильмы, книги, театральные премьеры ● репортажи из регионов ● зарплата педагогов и многое другое.
Официальная хроника
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что уже к 1 октября будет готова программа для летних оздоровительных лагерей, которая позволит массово обучать детей первичным навыкам плавания на открытой воде. По словам министра, за последние три года построено более 100 новых детских садов и школ с бассейнами. Эта работа будет продолжена в рамках масштабной программы строительства новых школ. С 2014 года регионы получают средства на ремонт, реконструкцию и оснащение школьных спортзалов, расположенных в сельской местности и малых городах. В 2021-2023 годах будет выделено четыре миллиарда рублей на ремонт спортивных залов в 2700 школах. К 2024 году планируется создать спортивные клубы в каждой школе.
Сергей Кравцов напомнил, что более 10 лет проводятся Президентские состязания и Президентские спортивные игры, в которые вовлечены миллионы ребят, и предложил оказывать грантовую поддержку школам – победителям всероссийских этапов соревнований.
Также участники заседания предложили предусмотреть доплаты для учителей физкультуры, которые будут вести школьные спортивные клубы, определить перспективные нормативы оснащенности школ спортивным инвентарем и оборудованием, расширить подготовку тренеров по адаптивной физической культуре, возродить Всероссийскую спартакиаду детей и юношества по зимним видам спорта, провести Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников физкультурно-спортивного профиля, объявить 2024 год в России Годом детско-юношеского спорта.
В детских центрах «Смена» и «Орленок» стартовали Президентские состязания и Президентские спортивные игры. Всероссийский этап соревнований для школьников «Президентские состязания», проходящий в «Орленке», объединил около 1400 ребят, а всероссийский этап Президентских спортивных игр в «Смене» собрал 960 школьников.
В этом году соревнования пройдут в новом формате в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. В финале Президентских состязаний ребята будут соревноваться в спортивном многоборье, эстафетном беге, пройдут через творческий и теоретический конкурсы. Программа Президентских спортивных игр включает соревнования по легкой атлетике, легкоатлетическую эстафету и творческий конкурс.
Закрытие Президентских состязаний состоится 22 сентября, Президентских спортивных игр – 24 сентября.
Более 1,9 млрд рублей будет дополнительно направлено в регионы на обновление библиотек, пополнение книжных фондов, а также на покупку оборудования для детских театров. Такое распоряжение подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Из этой суммы 1 млрд рублей выделяется на модернизацию библиотек. С помощью федерального финансирования в 2021 году не менее 150 муниципальных библиотек будут переоснащены по модельному стандарту.
На пополнение книжных фондов предусмотрено 550 млн рублей. На эти деньги будет закуплено не менее 1 млн единиц книжной продукции. Предоставление господдержки на покупку новых книг не было предусмотрено в действующих государственных программах. Теперь необходимость такого финансирования обозначена в государственной программе «Развитие культуры». Постановление об этом также утверждено правительством.
Остальная часть средств, выделенных федеральным центром, – 380 млн рублей – будет направлена на техническое оснащение детских театров. Новое оборудование появится как минимум на 30 региональных площадках.
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко провел заседание организационного комитета по подготовке и проведению Международной олимпиады по финансовой безопасности.
Состязание организовано по поручению Президента России Владимира Путина. Финальный этап олимпиады состоится в образовательном центре «Сириус» с 3 по 9 октября.
Вице-премьер отметил, что для участия в олимпиаде зарегистрировались более 31 тысячи человек из 7 стран. В финал вышли 500 человек – 440 российских школьников и студентов и 60 студентов из стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Победители олимпиады получат дополнительные возможности при поступлении в вузы. Например, школьники смогут без вступительных испытаний поступить на бюджет по программам бакалавриата и специалитета, а студенты – в магистратуру или аспирантуру в вузах – участниках Международного сетевого института.
По словам директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрия Чиханчина, финалистов олимпиады ждет большая экскурсионная программа – они посетят Олимпийский парк, парк науки и искусств «Сириус» и другие интересные места Сочи.
Руководитель Росфинмониторинга также отметил, что в апреле и мае этого года в рамках мероприятий олимпиады прошел Всероссийский урок по теме «Финансовая безопасность». В нем приняли участие более 1,5 млн учеников 8-10‑х классов.
По итогам совещания Минобрнауки и администрации Краснодарского края даны поручения обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность участников олимпиады.
Минпросвещения России опубликовало на своем сайте разъяснения по организации классного руководства (кураторства) в колледжах и техникумах, разработанные совместно с Общероссийским профсоюзом образования. Напомним, что с 1 сентября 2021 года классным руководителям (кураторам) учебных групп в организациях среднего профессионального образования назначается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей из федерального бюджета. Согласно разъяснениям вознаграждение является составной частью заработной платы. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с особыми климатическими условиями учитываются районные коэффициенты и надбавки. Минпросвещения России и профсоюз обращают особое внимание на то, что при выплате ежемесячного денежного вознаграждения должны сохраняться ранее установленные выплаты за классное руководство.
Также в разъяснениях указывается, что классное руководство (кураторство) не входит в должностные обязанности педагогических работников и может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату. Размер оплаты должен быть прописан в трудовом договоре. Кроме того, в письме определен перечень документации, которая входит в обязанности классного руководителя (куратора).
В Минпросвещения России обсудили организацию горячего питания в начальных классах в 2021-2022 учебном году. Первый заместитель министра Александр Бугаев в ходе совещания с регионами напомнил, что меню необходимо публиковать на всех школьных сайтах, при этом информация должна быть объективной и актуальной. По его словам, для родителей экспертная группа Общественного совета при Минпросвещения России разработала рекомендации и специальные памятки, которые содержат все необходимые требования к питанию школьников.
Руководитель Бюро расследований Общероссийского народного фронта Валерий Алексеев призвал специалистов в регионах отрабатывать все жалобы, поступающие от родителей. Он отметил, что со своей стороны ОНФ также контролирует этот вопрос.
В Минобрнауки России приступила к работе комиссия по отбору участников программы «Приоритет-2030». 10 сентября перед членами комиссии, которую возглавляет министр Валерий Фальков, выступили команды 13 университетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Саратова, Иркутска. Научный руководитель программы «Приоритет-2030» Андрей Волков сообщил, что в общей сложности 187 вузов представят свои программы развития.
«В самой архитектуре «Приоритета-2030» заложена идея становления университетов как исследовательских и технологических организаций, отвечающих запросам государства и экономики. Поэтому для более полной оценки этих программ в состав комиссии входят представители академических институтов, бизнеса и правительства. Важно, чтобы руководство вузов выбрало эволюционную стратегию и соразмерило ее с доступными ресурсами. В конечном итоге это будет способствовать решению задач регионального и национального развития», – подчеркнул Андрей Волков.
Защита программ развития университетов перед комиссией завершится 25 сентября.
Официальная хроника
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что уже к 1 октября будет готова программа для летних оздоровительных лагерей, которая позволит массово обучать детей первичным навыкам плавания на открытой воде. По словам министра, за последние три года построено более 100 новых детских садов и школ с бассейнами. Эта работа будет продолжена в рамках масштабной программы строительства новых школ. С 2014 года регионы получают средства на ремонт, реконструкцию и оснащение школьных спортзалов, расположенных в сельской местности и малых городах. В 2021-2023 годах будет выделено четыре миллиарда рублей на ремонт спортивных залов в 2700 школах. К 2024 году планируется создать спортивные клубы в каждой школе.
Сергей Кравцов напомнил, что более 10 лет проводятся Президентские состязания и Президентские спортивные игры, в которые вовлечены миллионы ребят, и предложил оказывать грантовую поддержку школам – победителям всероссийских этапов соревнований.
Также участники заседания предложили предусмотреть доплаты для учителей физкультуры, которые будут вести школьные спортивные клубы, определить перспективные нормативы оснащенности школ спортивным инвентарем и оборудованием, расширить подготовку тренеров по адаптивной физической культуре, возродить Всероссийскую спартакиаду детей и юношества по зимним видам спорта, провести Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников физкультурно-спортивного профиля, объявить 2024 год в России Годом детско-юношеского спорта.
В детских центрах «Смена» и «Орленок» стартовали Президентские состязания и Президентские спортивные игры. Всероссийский этап соревнований для школьников «Президентские состязания», проходящий в «Орленке», объединил около 1400 ребят, а всероссийский этап Президентских спортивных игр в «Смене» собрал 960 школьников.
В этом году соревнования пройдут в новом формате в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. В финале Президентских состязаний ребята будут соревноваться в спортивном многоборье, эстафетном беге, пройдут через творческий и теоретический конкурсы. Программа Президентских спортивных игр включает соревнования по легкой атлетике, легкоатлетическую эстафету и творческий конкурс.
Закрытие Президентских состязаний состоится 22 сентября, Президентских спортивных игр – 24 сентября.
Более 1,9 млрд рублей будет дополнительно направлено в регионы на обновление библиотек, пополнение книжных фондов, а также на покупку оборудования для детских театров. Такое распоряжение подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Из этой суммы 1 млрд рублей выделяется на модернизацию библиотек. С помощью федерального финансирования в 2021 году не менее 150 муниципальных библиотек будут переоснащены по модельному стандарту.
На пополнение книжных фондов предусмотрено 550 млн рублей. На эти деньги будет закуплено не менее 1 млн единиц книжной продукции. Предоставление господдержки на покупку новых книг не было предусмотрено в действующих государственных программах. Теперь необходимость такого финансирования обозначена в государственной программе «Развитие культуры». Постановление об этом также утверждено правительством.
Остальная часть средств, выделенных федеральным центром, – 380 млн рублей – будет направлена на техническое оснащение детских театров. Новое оборудование появится как минимум на 30 региональных площадках.
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко провел заседание организационного комитета по подготовке и проведению Международной олимпиады по финансовой безопасности.
Состязание организовано по поручению Президента России Владимира Путина. Финальный этап олимпиады состоится в образовательном центре «Сириус» с 3 по 9 октября.
Вице-премьер отметил, что для участия в олимпиаде зарегистрировались более 31 тысячи человек из 7 стран. В финал вышли 500 человек – 440 российских школьников и студентов и 60 студентов из стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Победители олимпиады получат дополнительные возможности при поступлении в вузы. Например, школьники смогут без вступительных испытаний поступить на бюджет по программам бакалавриата и специалитета, а студенты – в магистратуру или аспирантуру в вузах – участниках Международного сетевого института.
По словам директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрия Чиханчина, финалистов олимпиады ждет большая экскурсионная программа – они посетят Олимпийский парк, парк науки и искусств «Сириус» и другие интересные места Сочи.
Руководитель Росфинмониторинга также отметил, что в апреле и мае этого года в рамках мероприятий олимпиады прошел Всероссийский урок по теме «Финансовая безопасность». В нем приняли участие более 1,5 млн учеников 8-10‑х классов.
По итогам совещания Минобрнауки и администрации Краснодарского края даны поручения обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность участников олимпиады.
Минпросвещения России опубликовало на своем сайте разъяснения по организации классного руководства (кураторства) в колледжах и техникумах, разработанные совместно с Общероссийским профсоюзом образования. Напомним, что с 1 сентября 2021 года классным руководителям (кураторам) учебных групп в организациях среднего профессионального образования назначается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей из федерального бюджета. Согласно разъяснениям вознаграждение является составной частью заработной платы. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с особыми климатическими условиями учитываются районные коэффициенты и надбавки. Минпросвещения России и профсоюз обращают особое внимание на то, что при выплате ежемесячного денежного вознаграждения должны сохраняться ранее установленные выплаты за классное руководство.
Также в разъяснениях указывается, что классное руководство (кураторство) не входит в должностные обязанности педагогических работников и может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату. Размер оплаты должен быть прописан в трудовом договоре. Кроме того, в письме определен перечень документации, которая входит в обязанности классного руководителя (куратора).
В Минпросвещения России обсудили организацию горячего питания в начальных классах в 2021-2022 учебном году. Первый заместитель министра Александр Бугаев в ходе совещания с регионами напомнил, что меню необходимо публиковать на всех школьных сайтах, при этом информация должна быть объективной и актуальной. По его словам, для родителей экспертная группа Общественного совета при Минпросвещения России разработала рекомендации и специальные памятки, которые содержат все необходимые требования к питанию школьников.
Руководитель Бюро расследований Общероссийского народного фронта Валерий Алексеев призвал специалистов в регионах отрабатывать все жалобы, поступающие от родителей. Он отметил, что со своей стороны ОНФ также контролирует этот вопрос.
В Минобрнауки России приступила к работе комиссия по отбору участников программы «Приоритет-2030». 10 сентября перед членами комиссии, которую возглавляет министр Валерий Фальков, выступили команды 13 университетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Саратова, Иркутска. Научный руководитель программы «Приоритет-2030» Андрей Волков сообщил, что в общей сложности 187 вузов представят свои программы развития.
«В самой архитектуре «Приоритета-2030» заложена идея становления университетов как исследовательских и технологических организаций, отвечающих запросам государства и экономики. Поэтому для более полной оценки этих программ в состав комиссии входят представители академических институтов, бизнеса и правительства. Важно, чтобы руководство вузов выбрало эволюционную стратегию и соразмерило ее с доступными ресурсами. В конечном итоге это будет способствовать решению задач регионального и национального развития», – подчеркнул Андрей Волков.
Защита программ развития университетов перед комиссией завершится 25 сентября.
Новые стандарты для начальной и основной школы прошли официальную регистрацию
Минюст зарегистрировал приказы Минпросвещения России об утверждении новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. В документах сформулированы максимально конкретные требования к предметам школьной программы, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит? Также стандарты содержат детализированные личностные результаты, на формирование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. Закрепляется инклюзивный характер образовательной среды.
Как отмечают в Минпросвещения, прием в первые и пятые классы на обучение по новым стандартам начнется с 1 сентября 2022 года. О переходе на обновленную версию ФГОС размышляют наши эксперты и читатели. Хватит ли времени для разработки образовательных программ и подготовки учителей к их внедрению?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Написать соответствующие требуемой форме образовательные программы за один год возможно. Провести глубокую трансформацию сложившейся практики работы – нет. После принятия прошлой версии ФГОС прошло около шести лет, прежде чем доля педагогов, официально прошедших по ним подготовку, достигла 96%. При этом в 2018 году более половины учителей, участвовавших в опросах ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования», отметили, что владеют не всеми необходимыми для реализации стандарта технологиями, а лишь отдельными методами и приемами.
Для реализации требований стандарта требуется время на освоение понятийного аппарата, анализ используемых технологий, освоение при необходимости новых методик. Стандарт содержит несколько новых понятий, например учебные знаково-символитические средства. В новой редакции стандарта выделяются три направления их формирования. Образовательная программа должна включать способы их оценки и учет динамики. Для создания и тестирования таких диагностик нужны время и научно-методическая помощь. Примерные образовательные программы теперь необходимо разрабатывать в соответствии с потребностями социально-экономического развития региона. Но поскольку соответствие деятельности организации требованиям ФГОС будет определяться результатами государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ, школы по-прежнему будут ориентироваться в первую очередь на содержание экзаменационных заданий.
Есть еще один немаловажный аспект. Рабочая программа воспитания теперь среди прочего должна обеспечивать психолого-педагогическую поддержку учащихся. Сейчас в 44817 государственных школах работают 27966 педагогов-психологов. Темп роста числа специалистов, по оценкам аппарата Уполномоченного по правам ребенка, в прошлом году составил 4,8%. Были вопросы и к качеству работы: по итогам проверок школьных служб медиации и конфликтных комиссий отмечен формализм и неправдоподобные показатели – один-три конфликта в год. Кадровый и технологический – вот два вопроса, которые предстоит решить российской школе на пути к реализации стандарта. А их решение во многом упирается в финансирование образования и оплату труда.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Обычный учитель в своей работе пользуется учебником и школьной программой, сильный учитель – еще и примерной программой. Поэтому ФГОС как таковой учителю не нужен. А нужен он разработчикам этих самых программ и авторам учебников. Отдельная тема – ОГЭ и ЕГЭ, там тоже необходим стандарт, в соответствии с которым создаются экзаменационные задания. Поэтому пока не разработаны примерные программы, а в соответствии с ними – школьные, пока не написаны новые учебники и не проведено хотя бы небольшое повышение квалификации учителей под новые реалии, говорить о введении в школах ФГОС нового поколения бессмысленно.
Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Карелии:
– В течение 2021-2022 учебного года будет организовано обучение руководителей образовательных организаций, педагогических работников, методистов на базе Академии Минпросвещения России и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданного в Карельском институте развития образования, в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Минпросвещения России имеет опыт подготовки кадров центров «Точка роста». Программа повышения квалификации в основном проходила в дистанционном режиме, включала итоговую аттестацию для получения свидетельства прохождения курсовой подготовки.
Действительно, время для подготовки введения стандартов ограничено. В связи с этим повышение квалификации руководящих и педагогических работников по новым программам обучения будет организовано с 1 сентября 2021 года.
Приказами Министерства просвещения РФ установлено, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящих приказов, с согласия их родителей (законных представителей); лиц, зачисленных до вступления в силу настоящих приказов, – с их согласия. Прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, утвержденными в 2009 и 2010 годах (с последующими изменениями), прекращается 1 сентября 2022 года.
Иван ХЕОРХЕ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, Ленинградская область:
– По моему мнению, времени достаточно при условии, что областные институты развития образования успеют в эти сроки подготовить соответствующие методические рекомендации и провести вебинары или краткосрочные курсы переподготовки учителей. Тогда и учителя смогут разработать и принять у себя в школах новые программы, скорректировать образовательный и воспитательный процесс.
Я всегда готов перестраиваться под новые тенденции в образовании. Меня как учителя это коснется в следующих сферах: переработка рабочих программ; корректировка поурочных планов; изучение соответствующих документов и методических рекомендаций.
Бумажная работа – это самое неприятное, что есть в работе учителя. Было бы здорово, если бы рабочие программы разрабатывались методистами, а не школьными учителями.
Елена ПОСТНИКОВА, директор Грибановского центра образования имени Г.Н.Троепольского, Грибановский район, Воронежская область:
– Мы уже давно готовились к введению этих стандартов, надеялись на то, что будут общие единые подходы, в том числе и к разработке учебных программ по новым ФГОС. Можно сказать, что последние годы школы и педагоги работали в экспериментальном режиме, а теперь есть надежда, что эксперимент закончится и с учетом его результатов найдется оптимальный вариант. Хотя, конечно, прогнозировать что-то в наше время трудно. Что касается подготовки учителей, здесь многое зависит от того, кто и как уже работал по действующим стандартам. Когда человек работает с пониманием в течение нескольких лет, то и переподготовку он освоит быстрее.
Если говорить о введении инклюзивного образования, то эта проблема нам тоже хорошо знакома. Школа у нас новая, недавно построенная, и общедоступность образования в инфраструктуре предусмотрена, все возможности материально-технической базы соответствуют требованиям. У нас есть дети с расстройством аутистического спектра, с умственной отсталостью и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы работаем со всеми и стараемся их адаптировать в социальную среду. На каждого ребенка составлены программы перспективного развития, это дает возможность двигаться к намеченному результату. Есть у нас соответствующее оборудование, есть сенсорная комната и комната релаксации. Конечно, трудностей немало, особенно с учетом того, что наши педагоги изначально имеют классическое педагогическое образование. А теперь надо изучать медицинские аспекты и многие другие, но задача поставлена, ее надо решать.
Ирина Т., учитель математики, Великий Новгород:
– К новым стандартам, конечно, подготовимся. Но выскажу крамольное мнение об одном из принципов ФГОС. Многие об этом думают, но боятся обнародовать свою позицию. Речь идет об инклюзии. Как педагог с большим стажем могу утверждать: объединение в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья и учеников без таких особенностей отрицательно влияет на учебу и тех и других. Быстро успевающие ребята теряют время. Отстающие чувствуют себя не такими, как все. Плюсов в этом объединении нет. Какова его цель? Научить наших ребят быть добрыми? Но почему за счет учебных знаний? Я за то, чтобы дети с ОВЗ учились в профильных школах или хотя бы классах. Ничего позорного, стыдного в этом нет. Их учили бы по специальным программам профессионалы, которые получили профильное высшее образование для работы с такими учениками. А сейчас бедный учитель обычной школы пытается объединить на одном уроке необъединимое. Особенно страдают педагоги сельских школ, где число детей с ОВЗ в классе может доходить до 30 процентов. Там учитель, готовясь к одному уроку, должен разработать сценарии двух совершенно разных занятий. Время на опрос сокращается вдвое. Таким образом, страдает обратная связь. Учить детей быть добрыми можно и по-другому. Например, ученики классного руководителя одной из новгородских школ в течение десяти лет дружат с новгородским интернатом, где учатся ребята с ОВЗ.