Учитель вокала как называется профессия
ПРОФЕССИИ ОТ А ДО Я: ПЕДАГОГ ПО ВОКАЛУ
Ждали? Мы продолжаем рубрику «Профессии от А до Я». На этот раз Даша Тюрина взяла интервью у Натальи Ленской – певицы, руководителя вокальной студии, педагога по эстрадно-джазовому вокалу.
ОБРАЗОВАНИЕ
– На самом деле, я не считаю, что образование здесь очень сильно важно. Наверное, кому-то действительно да. У меня нет образования педагога по вокалу, у меня нет образования вокалиста. Но у меня есть мой большой опыт. Я занимаюсь вокалом с 9 лет. Я училась в институте культуры на режиссёра театрализованных представлений и праздников, и потом очень долго работала певицей, пока меня не начали спрашивать преподаю ли я. В конце концов я стала преподавателем, мне это понравилось, обучилась, и, собственно, стала преподавать.
ГРАФИК РАБОТЫ
– У педагога по вокалу, я думаю, не должно быть очень много занятий. Каждый педагог выбирает себе сам, сколько ему работать. Это очень энергозатратная работа (мы очень много делимся с учениками своей энергией, своим голосом). У меня же график напряженный, поскольку занятий очень много. Единственное, что я не могу начинать очень рано вести занятия. То есть я минимум начинаю рабочий день в 11 утра, до этого мне нужно ещё очень много всего успеть. Я не ставлю себе больше четырёх занятий без перерыва (т.е у меня есть в течение дня перерывчики, чтобы отдохнуть, побыть наедине с собой). Вообще мне кажется, что любой педагог сам себе выстраивает график, как ему удобно.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ
– Люблю свою работу за всё. Я её выбрала, я её сделала такой, чтобы она была моей любимой работой. Даже когда я очень сильно устаю, я очень хочу обратно на работу, в кабинет к своим ребятам. Люблю репетиции, когда мы ставим номера, это бывает очень смешно.
МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
– У моей работы может быть два минуса: когда её слишком много (но это уже я сама так делаю, чтобы её было много), когда мы энергетически не сходимся с учеником, который ко мне приходит, но это даже не совсем минус.
САМОЕ ВАЖНОЕ В ПРОФЕССИИ
– На мой взгляд, самое важное в моей профессии- это умение делиться. Очень часто педагогами становятся люди, которые сами ещё от своего голоса не всё взяли и им жалко отдавать свои какие-то наработки, приёмы, свои вокальные секреты другому человеку. Как только ты к этому готов-ты действительно можешь присутствовать в этой профессии. Без этого никак.
ОСОБЕННОСТИ ПРИ ЗАНЯТИИ С ДЕТЬМИ И СО ВЗРОСЛЫМИ
– Взрослые более сознательно подходят к процессу, потому что взрослому можно рассказать анатомию (как устроено тело, как оно работает), причём с вокальной терминологией. С детьми мы делаем всё очень ассоциативно, потому что наша главная задача вырастить вокалиста. Мы не даём вокал в теории (Не говорим такие слова, как «диафрагма», «гортань» и др.), говорим через упражнения (Например, «Подыши, как уставшая собачка» и прочее). Так, чтобы ребёнок через игру, через ассоциацию прививал себе правильные ощущения. Причём это обычно происходит не сознательно, а на интуитивном уровне.
Ещё у детей важно очень аккуратно работать с голосами, потому что они только-только растут, ещё не окрепшие, опора ещё не сильно сложилась. Ещё, самое главное, не пропустить процесс мутации голоса. Одного своего ученика, 12-летнего мальчика мне пришлось отправить домой на неопределённый срок, пока не закончится ломка голоса. Со взрослыми, наверное, труднее только в том плане, что у них уже всё сформировалось (привычки в дыхании и артикуляции) и их нужно исправлять. А у детей под руководством грамотного педагога формируется всё сразу же, как надо.
ОТКРЫТИЕ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ
– Это было очень спонтанное решение. Сначала я работала в обычной школе, позже ушла с этой работы. Потом я решила попробовать провести занятие (не в студии), до этого я никогда занятия не вела, я считала, что быть педагогом по вокалу- это не моё. И я провела первые три занятия и мне очень понравилось, через неделю провела ещё занятия, снова всё понравилось. Позже открыла свою студию. Сначала я работала одна, потом у меня в студии появились педагоги.
СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ПЕДАГОГОМ ПО ВОКАЛУ
С АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА НА ЭСТРАДНЫЙ
– У меня были не только ученики, которые приходили на эстрадный вокал, ранее занимавшись академическим, но и педагоги, которые хотят попробовать себя в эстраде. Долго ли переучиваться? У всех разный уровень обучаемости и подготовки. Кто-то занимался очень давно, и, соответственно пока мышцы вспомнят базу, а не то чтобы академ, пройдёт очень много времени, прежде чем мы начнём выправлять позицию. С одной девушкой у нас получилось это за одно занятие (она очень способная, очень хотела разобратьс в этом), а с кем-то у нас на это уходят месяцы. Но при должном старании, желании и любопытстве ученика обычно всё получается довольно быстро и успешно.
НЕО БЫЧНЫЕ СИТУАЦИИ НА РАБОТЕ
– Таких ситуаций и смешных историй полно, они происходят постоянно. Смешные истории-это просто про меня! Мы постоянно смеёмся с моими учениками, потому что смех-это способ разрядить атмосферу и немного расслабиться на занятии ученику и педагогу. Необычные случаи тоже бывали. У меня была девочка, которой 12 лет. И у неё очень хриплый, низкий голос. Честно, я сначала подумала, что она болеет, но когда она пришла ко мне во второй раз на занятие такая же, я уже начала задавать вопросы. Оказалось, у девочки такой голос (его почти не было слышно из-за хрипов и зажатостью, плюс ещё была привычка пения от связок). Очень долго мы с ней разгребали всё. И в итоге, они решили, что это очень тяжело для неё. Я сама даже настояла, чтобы они обследовались у врача, посмотрели горло, потому что я не хотела навредить. Я поговорила с её мамой: сказала, что сначала нужно сходить ко врачу, потому что девочке очень некомфортно на занятиях.
Недавно был очень смешной случай. Девушка очень давно хотела ко мне на занятия, и наконец-то у меня появилось место, и я решила взять её к себе на занятия, она меня очень долго благодарила в инстаграме. Когда она пришла в студию первый раз, её встретил другой педагог, я в это время стояла в раздевалке, и я слышу, что она спрашивает: «А Наташа здесь?», и педагог ей отвечает: «Да, здесь». Я выглядываю, и она очень радостно кричит «Здравствуйте!». В такой момент у меня возникает какая-то гиперответственность, но в то же время такое отношение настраивает на нужную волну.
Ещё я очень люблю кричать «Всем шампанского!», когда у нас что-то получилось с учениками или люблю говорить «Тётя плохого не скажет», когда, ученик делает так, как я сказала, он думает, что не получится, а получается. И я говорю эту фразу. Этих приколов очень много. Одни репетиции чего стоят. Я не могу перечислить все случаи, потому что каждый день что-то смешное происходит. Мне нравится, когда ученикам смешно, ведь они расслабляются, понимают, что здесь можно пошутить, не надо быть серьёзными.
Ещё я очень люблю метафоры, причём страшные метафоры. Когда, например, я говорю, что «Мы достали основной голос, осталось убрать различные зажимы, всё лишнее, чтобы остался один чистый голос». Для этого я решила придумать метафору: «Мы достаём из мусорки яблоко, которое туда случайно упало, и вот мы яблоко уже достали, осталось его от мусора всякого вымыть- и можно кушать». Мои ученики уже привыкли к этому. Таких приколов и историй у меня много, но мои ребята понимают, что я имею ввиду.
Надежда Дробышевская о профессии вокального педагога.
В течение долгих лет находиться в любимой профессии и однажды найти свое призвание – некий парадокс, случившийся в жизни нашей героини Надежды Дробышевской.
Талантливейший человек, в прошлом солистка Капеллы Санкт-Петербурга, сегодня она посвящает свое время и силы подготовке юных певцов. В чем секреты ее личного успеха и успеха ее подопечных? Как такая хрупкая женщина ежедневно справляется со своими обязанностями, которых у нее хватает с лихвой?
Надежда, добрый день! Расскажите, чем вы занимаетесь?
Вы мечтали об этой профессии с детства?
С детства я мечтала находиться на сцене. Сначала это был кукольный театр, где я даже до ширмы плохо доставала, и мне привязывали к ногам специальные деревянные колодочки, такие маленькие деревянные табуреточки, чтобы куклу-перчатку было видно. Потом – хор при Доме пионеров. Даже первую песню помню, которую с удовольствием пела – «Трус не играет в хоккей»!
Какое у вас образование?
Очень классическое: школа, музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория, аспирантура. Правда, между окончанием консерватории и аспирантурой был перерыв в долгих двадцать два года, но это – совсем другая история…И, разумеется, я постоянно повышаю квалификацию на курсах, мастер-классах, семинарах. Без этого в нашей профессии – никуда!
Как давно вы занимаетесь музыкой и выступаете на сцене?
Музыкой занимаюсь лет с 5-ти. Начала с игры на фортепиано в кружке, потому что в музыкальную школу принимали только с семи лет. Отношения с этим инструментом у меня выстраивались на протяжении всей жизни очень сложно, мы до сих пор друг друга «терпим», как неизбежность. Потому что годом позже я открыла для себя инструмент под названием «голос», и все остальное стало второстепенным. Лет с шести уже выступала на сцене. В хоре, в театре, Снегурочкой на школьных праздниках – везде, где можно было!
Где вы работаете сейчас, и где работали до этого?
Будучи студенткой Ленинградской консерватории я попала в старейший русский хор – Государственную академическую капеллу имени М. И. Глинки (сейчас она называется Певческая капелла Санкт-Петербурга). И прослужила в ней артисткой хора двадцать восемь лет! Художественный руководитель Капеллы, Народный артист СССР Владислав Чернушенко, продолжая вековые традиции коллектива, представляет хор, как ансамбль солистов.
Поэтому за годы работы в Капелле я не раз исполняла сольные партии в различных хоровых произведениях, кантатно-ораториальных и даже в сценических версиях оперных сочинений русских и зарубежных композиторов. Очень много гастролировала с Капеллой, практически весь мир с концертами посмотрела.
Однажды меня пригласили на концерт вокального класса в Хоровое училище им. М. И. Глинки. Учебное заведение всегда находилось «при Капелле», и только в годы перестройки обрело самостоятельность. На этом концерте, я увидела потрясающий энтузиазм у мальчишек, удивительный актерский и певческий потенциал совсем юных музыкантов, и буквально «заболела» мыслью о преподавании.
Как сегодня проходит ваш рабочий день?
Очень по-разному! Огромный плюс – он начинается не очень рано. Зато он может быть заполнен не только уроками, но и репетициями, и концертами, и конкурсами, и просто очень интересными встречами! И, конечно, спектаклями, причем в лучших театрах нашего города, с той лишь разницей, что на сцене теперь не я сама, а мои «певчие птенчики».
Назовите основные преимущества своей работы — чем она вам так нравится?
Это – увлекательно, когда совсем небольшой человек начинает осваивать азы профессии и достигать маленьких и больших вершин. Детская энергия заставляет и меня саму двигаться все время вперед, придумывать что-то новое. Например, подобрать репертуар надо для каждого ученика с учетом именно его особенностей: что полезно именно для его голоса, для развития, для расширения музыкального кругозора. Вы не представляете, насколько информативна может быть всего одна страничка нотного текста. Надо только научить ребенка ее правильно «читать»! А уж когда начинаешь видеть плоды своего труда – на сцене – это ли не счастье?
В вашей работе есть недостатки?
Есть особенности. Я работаю в основном с мальчиками и юношами. У нас «мужское» учебное заведение. Мы переживаем такое физиологическое явление, как мутация голоса. Активные занятия вокалом начинаются в возрасте 9-10 лет, расцвет голос мальчика приходится примерно на 12 лет (это, конечно, индивидуальный показатель), то есть, в лучшем случае, мы имеем два-три года для того, чтобы дать ребенку правильные навыки дыхания и владения детским голосом, успеть достичь определенного уровня профессионализма и – прощай этот голос…. А после мутации мы начинаем практически с нулевой отметки… Зато как радостно, когда у юноши «проклевывается» настоящий мужской голос с перспективой развития!
Помогают ли занятия вокалом постановке речи?
Это специфическое направление – исправлять вокалом речь. В нашем Училище мы редко сталкиваемся с подобными проблемами. Бывает, конечно, и скрытое заикание, и плохо поставленные согласные звуки. Помогают. Правильное дыхание и четкость произнесения, которая требуется на уроках вокала, может помочь и в постановке речи.
Вокал — это только пение, или это и танцы, и актерское мастерство, ведь на сцене порой нужно и потанцевать, и всплакнуть?
Спасибо, что Вы об этом заговорили! Безусловно, профессия певца уже давно стала «синтетической». И чем раньше ребенок включается в такую многозадачность, тем, на мой взгляд, лучше. Правильное дыхание идет в том числе от хорошего владения своим телом, мышцами. А создание художественно законченного произведения, будь то песня из мультфильма или старинная ария, невозможна без эмоционального включения и переживания исполняемой музыки. К сожалению, у нас хоровое училище. А хор – это некая статика. Поэтому на занятиях вокалом мы стараемся по возможности «театрализовывать» исполнение, а скучную для многих детей часть урока – распевку – дополнять игровыми движениями.
У всех ли есть какие-то музыкальные таланты?
А если серьёзно – наверное, способности есть у многих. Но нужно ли превращать их в профессию – это другой вопрос.
Может ли вокалист быть универсалом, т.е. петь и классику, и эстраду?
Конечно! Однако, обратите внимание – все эти примеры касаются певцов с классической постановкой голоса, которые одинаково хорошо чувствуют себя и на оперной сцене, и на концертной эстраде. А вот наоборот – такого чуда я не припомню…
Есть ли разница в подготовке сессионного студийного музыканта и концертирующего, поющего вживую?
На этот вопрос мне ответить сложно – я сама всегда пела и пою только вживую, и своих учеников этому учу! А разве кому-то нужны музыканты, которые могут петь только в студии? И что может быть лучше сиюминутности чуда рождения музыки?
Можно ли при обучении наработать слух? Вывести его на новый уровень?
Да, конечно, слух развивается. А для занятий вокалом хорошо воспитанный слух является одной из главных составляющих успеха. Поэтому занятия сольфеджио в нашем училище начинаются раньше занятий вокалом и продолжаются все одиннадцать лет обучения!
Сколько лет вы в профессии?
Ну, это смотря какую отправную точку брать! Если от первого выхода на сцену – больше сорока лет!
Теперь расскажите немного о себе — чем увлекаетесь? Как любите отдыхать и проводить свободное время?
Когда-то один мой знакомый сказал: «Радость народа – наша работа!». Это относится ко всем музыкантам и артистам. Поэтому отдых для меня – это достаточно спокойное времяпровождение: почитать книгу в полной тишине, погулять с мужем и друзьями в парке, благо, в Санкт-Петербурге и окрестностях их много, приготовить что-нибудь вкусное и необычное. Хотя под настроение могу поддаться на экстрим – полетать на паратрайке или спуститься в пещеры.
Мы с мужем очень любим путешествия. Вена, Флоренция, Милан, Мадрид, Канны, Рига, Таллинн… Места, где можно прикоснуться к высокому искусству, вобрать в себя созданную веками красоту, наполниться великолепием природы, живописи, архитектуры, музыки. Мы всегда стараемся в путешествиях посетить оперный театр, взять несколько индивидуальных экскурсий, посетить несколько ресторанчиков с национальной кухней, проникнуться духом страны. Очень печалимся, что из-за пандемии лишены такого отдыха.
Какие Ваши любимые книги, фильмы?
Это достаточно эклектичный набор. Я люблю классику советского кинематографа и классику Голливуда. Могу в сотый раз посмотреть все серии «Крестного отца» или «Не может быть». А могу с удовольствием посмотреть все серии «Ликвидации» или «Поющие в терновнике». С книгами все сложнее. Что-то читается «для освежения», что-то – в поисках новых мыслей. Сейчас много хорошей детской литературы, и переводной, и отечественной. С удовольствием прочла «Линберг. Невероятные приключения летающего мышонка» Торбена Кульманна, «Кеес Адмирал Тюльпанов» Константина Сергиенко. В прошедшем году много читала военной прозы – искала основу для либретто детской оперы к 75-летию Победы. В итоге из хорошо забытой повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки» родилась детская опера «Мальчишки», либретто к которой написал Николай Голь, а музыку – замечательный композитор, мой большой друг Сергей Плешак. И вот тоже из-за пандемии до сих пор наш огромный труд до зрителя так и не дошел! А в постановке занят весь мой класс – от мала до велика, около тридцати мальчиков и юношей. И поют, и танцуют!
Чем вы больше всего гордитесь в жизни?
Горжусь сыном – он умный, увлеченный человек. Горжусь мужем – душой любой компании, высочайшим профессионалом в своей области. Горжусь успехами учеников, среди которых – востребованные исполнители детских оперных партий Мариинского и Михайловского театров, финалист телевизионного конкурса «Синяя птица», студенты консерватории и артисты Ансамбля молодых певцов Мариинского театра.
Горжусь тем, что при подготовке своей диссертации нашла «Школу пения» Филиппа Евсеева, бывшего придворного певчего, написанную и изданную на два года раньше известной «Школы пения» Александра Варламова. Горжусь тем, что преподаю в старейшем профессиональном учебном заведении нашей страны, берущем начало от Анны Иоанновны. Много поводов для гордости!
Что бы Вы сделали, если бы у Вас была волшебная палочка?
Видимо, избавила бы мир от всяческих вирусов… И чтобы был мир во всем мире! Добра и любви явно не хватает на общечеловеческом уровне…
Какими критериями стоит руководствоваться при выборе преподавателя вокала?
Что бы вы посоветовали тем, кто еще ищет свое призвание?
Внимательно прислушиваться к своим желаниям и сопоставлять их с реальностью!
Музыкальные профессии
В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто создает для нас музыку.
На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.
Список профессий, связанных с музыкой
Музыкантами считаются не только те, кто на профессиональном или любительском уровне владеет одним или несколькими инструментами, но также и люди, создающие музыку. Кроме того, существует ряд специальностей, представители которых обеспечивают деятельность музыкантов, освещают или популяризируют ее. В давние времена музыканты были универсалами: сами сочиняли мелодии и слова, исполняли и «продвигали» свое творение, то сейчас все эти функции исполняют разные специалисты.
Рассмотрим, какие бывают профессии, связанные с музыкой. В списке попробуем упомянуть максимальное количество специалистов, имеющих отношение к этому виду искусства.
Музыканты в кино, на телевидении и радио:
Это далеко не все музыкальные профессии. Можно вспомнить еще музыковеда или музыкального критика, деятельность которых ближе к научному осмыслению искусства. Изучение особенностей музыки и ее развития, взаимодействия с другими сферами культуры, объективная оценка произведений и отдельных исполнителей – это направления их деятельности. А от настройщика инструментов зависит чистота их звучания.
Вы не поверите, но рабочий – это тоже профессия, связанная с музыкой. У большинства гастролирующих групп и исполнителей есть своя дорожная команда. Это техники и вспомогательный персонал, которые устанавливают и разбирают сцену, перевозят аппаратуру, выставляют звук и свет. Сюда входят водители и телохранители, гримеры и осветители, звукорежиссеры и пиротехники.
Где лучше учиться
Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько примеров наиболее известных в России музучилищ:
Среди лучших региональных ссузов музыкального направления можно отметить училища и колледжи Омска, Перми, Новосибирска, Архангельска, Екатеринбурга.
Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и за рубежом:
В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.
Кому подходят
Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.
Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:
Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.
К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.
Сколько получают
Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.
Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).
Как построить карьеру
В бюджетных организациях начинающие музыканты получают немного. Со временем они могут продвигаться по карьерной лестнице, участвуя во всем большем количестве произведений или постановок. Этапным в их жизни становится получение почетного звания «заслуженный» или «народный». Небольшая зарплата часто компенсируется возможностью дополнительного заработка на стороне: рестораны, свадьбы, похороны, торжества, частное преподавание.
Эстрадные исполнители далеко не всегда добиваются успеха, многие из них не видят перспектив и начинают заниматься другими делами. Важный момент в развитии карьеры – наличие хорошего продюсера со связями, способного продвинуть своего подопечного. Только самые талантливые и упорные смогут пройти путь от выступлений в метро или концертов в районных дворцах культуры до полных стадионов и съемки дорогих видеоклипов.
Перспективы профессии
Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.
В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.
Автор: Алексей Кузнецов