учитель укрой меня своей чугунной шинелью
Надгробный камень Гоголя: почему он установлен на могиле Булгакова
У двух главных русских писателей-мистиков — Михаила Булгакова и Николая Гоголя — было много общего. Несмотря на то, что жили авторы с разное время, надгробие у них одно — камень под названием «Голгофа».
Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью
Вообще истоки булгаковской мистики надо искать именно в произведениях Гоголя. Михаил Афанасьевич был страстным поклонником творчества Николая Васильевича и всячески старался ему подражать. Известно, например, что Булгаков сжег в печи самые первые, черновые зарисовки романа о Сатане. Но, правда, делал он это не с таким порывом и безрассудством, как его великий предшественник, так как оставил корешок от уничтоженной рукописи. Он проявил такую осмотрительность для того, чтобы можно было доказать своим знакомым, что, дескать, роман-то был: вот, видите, остатки букв на обожженных страницах.
Даже поверхностный анализ творчества Булгакова позволяет осознать, какое влияние оказал на него Гоголь: заглавный герой «Мастера и Маргариты» очень по-гоголевски сжигает роман о Понтии Пилате, в малой прозе Михаил Афанасьевич периодически фантазирует на тему жизни Чичикова в Советской России, булгаковская нечисть тоже одновременно и смешна, и жутковата.
Учитель услышал. Учитель укрыл.
Голгофа
Гоголь сам себе выбрал надгробие. Оказавшись в Крыму, он нашел небольшой, довольно неброский камень неправильной формы. Из-за определенного сходства очертаний с горой, на которой распяли Иисуса Христа, богатый на глубокое религиозное чувство писатель назвал его «Голгофой».
Гоголевское желание оказалось исполнено: после смерти писателя этот камень был установлен на его могиле близ Даниловского монастыря. Спустя примерно 80 лет, во времена правления Сталина, началась кампания по уничтожению церквей в столицах, которая затронула и усыпальницу Гоголя. Монастырь был снесен, кладбище сровняли с землей. Могилы известных и значимых для страны людей было решено перенести.
Захоронение Гоголя было потревожено, гроб извлекли из земли и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Кстати, именно с этим событием связана череда популярных легенд о смерти писателя. Утверждают, якобы, что тело было найдено в нестандартной позе, что свидетельствует о том, что Гоголя похоронили живьем. Или есть предание про то, что кто-то выкрал череп писателя. Кстати, такое действительно какое-то время практиковалось. Известно, например, что так был украден череп Шиллера. В случае с Гоголем и его могилой, впрочем, это не более чем слухи.
После эксгумации тело было перезахоронено на Новодевичьем кладбище, где и покоится в настоящий момент. Но вот камень-голгофу в один момент решили выбросить из-за визуальной невзрачности и малых размеров. Вместо строгого и оригинального надгробия, выбранного самим писателем, власти установили в изголовье могилы очень помпезный памятник с надписью «Николаю Гоголю от советского народа». Примечательно, что чехарда надгробных камней гоголевской могилы этим не закончилась: в постсоветское время и этот памятник был снесен и заменен на другой, политически нейтральный.
Смерть Мастера
Весной предвоенного сорокового года не стало Михаила Булгакова. Тело его было кремировано, но прах было решено захоронить на том же Новодевичьем кладбище.
Безутешная вдова писателя долгие годы не могла подобрать надгробия, достойного ее мужа. Осмысляя, как бы лучше увенчать память усопшего, она близко сошлась с кладбищенскими работниками. И каково же было ее удивление, когда однажды, оказавшись, в сторожевой бытовке, она увидела там ту самую голгофу, венчавшую надгробие любимого автора ее мужа. Во время демонтажа камень изрядно пострадал: с него свалили крест и сбили строку из Евангелия, но он остался узнаваем. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, описала необычные события того дня следующим образом:
«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили».
И так вышло, что давнишняя мольба Булгакова оказалась воплощена в жизнь. Учитель в пугающе прямом смысле этого слова укрыл его своей шинелью. Их могилы покоятся на одном кладбище, расстояние между ними не более пары десятков метров. Посмертные судьбы двух русских писателей сошлись на одном невзрачном камне. Мистика, сосредоточенная в их бессмертных произведениях, связала их воедино чуть видной, но невероятной, причудливой и таинственной нитью. А если вдуматься – разве могло случиться иначе с мастерами русской потусторонней прозы?
Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!
Рекомендую также прочесть :
Бесплатная медицина в СССР»: сколько за неё «платили» советские гражданане (https://otari.mirtesen.ru/blog/43985120750/)
«Газенваген» Сталина — «гениальное» изобретение душегубки прославленным сталинским палачом (https://otari.mirtesen.ru/blog/43193573362/)
Почему бывший семинарист Иосиф Сталин пытался искоренить религию в Советском Союзе (https://otari.mirtesen.ru/blog/43175148315/)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Название книги
Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему
Кипнис Соломон Ефимович
«УКРОЙ МЕНЯ СВОЕЙ ЧУГУННОЙ ШИНЕЛЬЮ»
Надгробие на могиле Булгакова Михаила Афанасьевича (1891-1940) никакой художественной ценности не представляет. Гранитный валун как валун. На могилах Новодевичьего немало каменных глыб, которые, действительно, впечатляют и своими размерами, и красотой.
И, тем не менее, рассказ о захоронении писателя все и всегда начинают именно с невзрачного на вид камня. А потому, что у камня этого своя и, если хотите, таинственная история и мистическая судьба.
Умирает Гоголь, и, как гласит расхожая легенда, поэт К.С.Аксаков отправляется в Крым за камнем для его могилы.
Спрашивается: зачем надо было ехать за тридевять земель, чтобы на лошадях везти оттуда обычный валун? Но может, необычный? Ведь Аксаков, несомненно, понимал, что если не в самой Москве, то в ее окрестностях камень под крест найти можно.
А к этому естественному недоумению добавьте еще и такие факты. Ученые одного из геологических институтов Академии наук СССР, исследовав образцы аксаковского камня, установили, что валуны такой породы в Крыму «не водятся; среда их обитания» — Украина или Урал. Кстати, на Урале у Аксакова было имение.
Вот вам и загадочное начало «биографии» камня.
Однако оставим версию о происхождении камня открытой (таковой она остается и по сей день). Проследим его дальнейшую судьбу.
На привезенном камне выбили текст из Евангелия: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» и стал он знаком голгофы на могиле писателя.
На Новодевичьем, куда в 1931 перенесли могилу Гоголя из Свято-Данилова монастыря, она оказалась обезглавленной — без креста.
В процессе последующей сталинской реконструкции надгробия (в 1951) и камень из-под креста постигла та же участь: выбросили на территорию гранильной мастерской (теперь тут захоронения последних лет).
Здесь и посчастливилось наткнуться на этот камень Елене Сергеевне, жене Булгакова, которая была тогда озадачена устройством его могилы.
Зная, кем был Гоголь для Булгакова, нетрудно понять, какую превеликую радость испытала Елена Сергеевна от представившейся ей возможности положить этот камень на могилу Булгакова.
В одном из писем своему другу-биографу П.С.Попову
Булгаков за восемь лет до смерти, вспоминая Гоголя, просил: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
По слову и сбылось!!
Иносказательная, фигуральная «чугунная шинель» обрела реальность — материализовалась в камне. Прах Булгакова укрыла голгофа Гоголя!
В том, что на могиле Булгакова действительно лежит тот самый, гоголевский, камень, сомнений быть не может: Е.С.Булгакова засвидетельствовала увиденную ею на камне строку из Евангелия.
Так завершилась эта прямо-таки мистическая история с «каменной эстафетой», участниками которой стали два великих писателя России.
Произведения Булгакова, по крайней мере его роман «Мастер и Маргарита», наверняка, знает любой читающий россиянин. Популярен этот роман и за рубежом. А у людей старшего поколения особой известностью пользовалась еще и булгаковская пьеса «Дни Турбиных», которая около тысячи раз игралась на сцене МХАТа. Шутка ли дело — сам Сталин почти два десятка раз смотрел этот спектакль.
И, несмотря на это, в творческой жизни Булгакова было немало трудных, а порой даже трагических периодов: пьесы запрещали, новые не ставили, вообще не печатали, никакой работы не было.
В тяжелые для писателя времена он продолжал творить и нередко сочинял устные новеллы, которые рассказывал своим близким, друзьям.
Писатель Константин Паустовский один из таких рассказов, как он ему запомнился, напечатал в 1963 году в журнале «Новый мир».
Этот шедевр, в котором проглядывает и нечто гоголевское, думаю, мало известен широкой читательской аудитории, а потому решаюсь привести его здесь полностью.
«Булгаков якобы пишет каждый день Сталину длинные и загадочные письма и подписывается: «Тарзан».
Сталин каждый раз удивляется и даже несколько пугается. Он любопытен, как и все люди, и требует, чтобы Берия немедленно нашел и доставил к нему автора этих писем. Сталин сердится: «Развели в органах тунеядцев, одного человека словить не можете!»
Наконец Булгаков пойман и доставлен в Кремль. Сталин пристально, даже с некоторым доброжелательством его рассматривает, раскуривает трубку и спрашивает не торопясь:
— Это вы мне эти письма пишете?
— Да, я, Иосиф Виссарионович.
— А что такое, Иосиф Виссарионович? — спрашивает обеспокоенный Булгаков.
— Да ничего. Интересно пишете.
— Так, значит, это вы — Булгаков?
— Да, эго я, Иосиф Виссарионович.
— Почему брюки заштопанные, туфли рваные? Ай, нехорошо! Совсем нехорошо!
— Да так. Заработки вроде скудные, Иосиф Виссарионович.
Сталин поворачивается к наркому снабжения:
— Чего ты сидишь, смотришь? Не можешь одеть человека? Воровать у тебя могут, а одеть одного писателя не могут? Ты чего побледнел? Испугался? Немедленно одеть. В габардин! А ты чего сидишь? Усы себе крутишь? Ишь, какие надел сапоги! Снимай сейчас же сапоги, отдай человеку. Все тебе сказать надо, сам ничего не соображаешь!
И вот Булгаков одет, обут, сыт, начинает ходить в Кремль, и у него завязывается со Сталиным неожиданная дружба. Сталин иногда грустит и в такие минуты жалуется Булгакову:
— Понимаешь, Миша, все кричат — гениальный, гениальный. А не с кем даже коньяку выпить!
Так постепенно, черта за чертой, крупица за крупицей идет у Булгакова лепка образа Сталина. И такова добрая сила булгаковского таланта, что образ этот человечен и даже в какой-то мере симпатичен. Невольно забываешь, что Булгаков рассказывает о том, кто принес ему столько горя.
Однажды Булгаков приходит к Сталину усталый, унылый.
— Садись, Миша. Чего ты грустный? В чем дело?
— Да вот пьесу написал.
— Так радоваться надо, когда целую пьесу написал. Зачем грустный?
— Театры не ставят, Иосиф Виссарионович.
— А где бы ты хотел поставить?
— Да конечно в МХАТе, Иосиф Виссарионович.
— Театры допускают безобразие! Не волнуйся, Миша. Садись.
Сталин берет телефонную трубку.
— Барышня! А барышня! Дайте мне МХАТ! МХАТ мне дайте! Это кто? Директор? Слушайте, это Сталин говорит. Алло! Слушайте!
Сталин начинает сердиться и сильно дуть в трубку.
— Дураки там сидят в Наркомате связи. Всегда у них телефон барахлит. Барышня, дайте мне еще раз МХАТ. Еще раз, русским языком вам говорю! Это кто! МХАТ? Слушайте, только не бросайте трубку! Это Сталин говорит. Не бросайте! Где директор? Как? Умер? Только что? Скажите, пожалуйста, какой нервный народ пошел! Пошутить нельзя!».
Новое в блогах
Почему надгробный камень с могилы Гоголя оказался на могиле Булгакова
Самыми знаменитыми мистиками от русской литературы по праву считаются Николай Гоголь и Михаил Булгаков. Несмотря на время, разделяющее двух авторов, их судьбы оказались загадочным образом переплетены.
Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью
Вообще истоки булгаковской мистики надо искать именно в произведениях Гоголя. Михаил Афанасьевич был страстным поклонником творчества Николая Васильевича и всячески старался ему подражать. Известно, например, что Булгаков сжег в печи самые первые, черновые зарисовки романа о Сатане. Но, правда, делал он это не с таким порывом и безрассудством, как его великий предшественник, так как оставил корешок от уничтоженной рукописи. Он проявил такую осмотрительность для того, чтобы можно было доказать своим знакомым, что, дескать, роман-то был: вот, видите, остатки букв на обожженных страницах.
Даже поверхностный анализ творчества Булгакова позволяет осознать, какое влияние оказал на него Гоголь: заглавный герой «Мастера и Маргариты» очень по-гоголевски сжигает роман о Понтии Пилате, в малой прозе Михаил Афанасьевич периодически фантазирует на тему жизни Чичикова в Советской России, булгаковская нечисть тоже одновременно и смешна, и жутковата.
Учитель услышал. Учитель укрыл.
Голгофа
Гоголь сам себе выбрал надгробие. Оказавшись в Крыму, он нашел небольшой, довольно неброский камень неправильной формы. Из-за определенного сходства очертаний с горой, на которой распяли Иисуса Христа, богатый на глубокое религиозное чувство писатель назвал его «Голгофой».
Гоголевское желание оказалось исполнено: после смерти писателя этот камень был установлен на его могиле близ Даниловского монастыря. Спустя примерно 80 лет, во времена правления Сталина, началась кампания по уничтожению церквей в столицах, которая затронула и усыпальницу Гоголя. Монастырь был снесен, кладбище сровняли с землей. Могилы известных и значимых для страны людей было решено перенести.
Захоронение Гоголя было потревожено, гроб извлекли из земли и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Кстати, именно с этим событием связана череда популярных легенд о смерти писателя. Утверждают, якобы, что тело было найдено в нестандартной позе, что свидетельствует о том, что Гоголя похоронили живьем. Или есть предание про то, что кто-то выкрал череп писателя. Кстати, такое действительно какое-то время практиковалось. Известно, например, что так был украден череп Шиллера. В случае с Гоголем и его могилой, впрочем, это не более чем слухи.
После эксгумации тело было перезахоронено на Новодевичьем кладбище, где и покоится в настоящий момент. Но вот камень-голгофу в один момент решили выбросить из-за визуальной невзрачности и малых размеров. Вместо строгого и оригинального надгробия, выбранного самим писателем, власти установили в изголовье могилы очень помпезный памятник с надписью «Николаю Гоголю от советского народа». Примечательно, что чехарда надгробных камней гоголевской могилы этим не закончилась: в постсоветское время и этот памятник был снесен и заменен на другой, политически нейтральный.
Смерть Мастера
Весной предвоенного сорокового года не стало Михаила Булгакова. Тело его было кремировано, но прах было решено захоронить на том же Новодевичьем кладбище.
Безутешная вдова писателя долгие годы не могла подобрать надгробия, достойного ее мужа. Осмысляя, как бы лучше увенчать память усопшего, она близко сошлась с кладбищенскими работниками. И каково же было ее удивление, когда однажды, оказавшись, в сторожевой бытовке, она увидела там ту самую голгофу, венчавшую надгробие любимого автора ее мужа. Во время демонтажа камень изрядно пострадал: с него свалили крест и сбили строку из Евангелия, но он остался узнаваем. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, описала необычные события того дня следующим образом:
«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили».
И так вышло, что давнишняя мольба Булгакова оказалась воплощена в жизнь. Учитель в пугающе прямом смысле этого слова укрыл его своей шинелью. Их могилы покоятся на одном кладбище, расстояние между ними не более пары десятков метров. Посмертные судьбы двух русских писателей сошлись на одном невзрачном камне. Мистика, сосредоточенная в их бессмертных произведениях, связала их воедино чуть видной, но невероятной, причудливой и таинственной нитью. А если вдуматься – разве могло случиться иначе с мастерами русской потусторонней прозы?
Михаил Булгаков
August 2014
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью.
Известна ли вам история черного камня, установленного в изголовье могилы Михаила Афанасьевича?
История эта связана с Гоголем, которого Булгаков страстно любил и считал себя его учеником. Пожалуй, можно говорить, что мистика Булгаковских книг в большой степени берет начало в мистике Гоголя. Не исключено даже, что сжигал Булгаков первый вариант романа о дьяволе (да-да, в тридцатом году первая редакция романа была сожжена) именно вдохновленный примером кумира. Сжигал роман Булгаков, правда, осмотрительней, чем Гоголь, а именно – оставляя нетронутым корешок тетради с широкими обрывками страниц – иначе кто ж поверит, что роман действительно был им написан? (По этим обрывкам после смерти Булгакова даже удалось восстановить текст первых редакций романа). Несколько лет спустя, заново переписав главы романа, Булгаков заставит уже Мастера погубить свои рукописи в печке. Но мы несколько отвлеклись. Вернемся к Гоголю. А точнее, к его могиле.
Изначально Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве. Могилу его венчал камень, специально доставленный из Крыма и получивший за свою форму, напоминающую очертания лысой горы, имя Голгофа. Через восемьдесят лет, в начале тридцатых, монастырь большевики закрыли, кладбище ликвидировали, а останки Гоголя перевезли на почетное Новодевичье. Еще через двадцать лет невзрачный могильный камень заменили на помпезное надгробье «от советского правительства», а ненужную более Голгофу бросили под стену кладбища, в кучу других камней. А дальше. Впрочем, лучше приведем воспоминания Елены Сергеевны, вдовы Булгакова:
«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи: Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, 1891-1940 (четыре строчки. Золотыми буквами). Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле – Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя.»
Так камень с могилы учителя лег в изголовье могилы ученика, так Михаил Афанасьевич принял свой последний подарок от Гоголя.
Сбылась мечта Булгакова, в трудные дни обращавшегося к Гоголю, сидящему у бульварного кольца: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
Posted on Jun. 24th, 2014 at 07:00 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
bigra
✯Большая игра✯
Идеалы миролюбивы, история жестока
Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью.
Известна ли вам история черного камня, установленного в изголовье могилы Михаила Афанасьевича?
История эта связана с Гоголем, которого Булгаков страстно любил и считал себя его учеником. Пожалуй, можно говорить, что мистика Булгаковских книг в большой степени берет начало в мистике Гоголя. Не исключено даже, что сжигал Булгаков первый вариант романа о дьяволе (да-да, в тридцатом году первая редакция романа была сожжена) именно вдохновленный примером кумира. Сжигал роман Булгаков, правда, осмотрительней, чем Гоголь, а именно – оставляя нетронутым корешок тетради с широкими обрывками страниц – иначе кто ж поверит, что роман действительно был им написан? (По этим обрывкам после смерти Булгакова даже удалось восстановить текст первых редакций романа). Несколько лет спустя, заново переписав главы романа, Булгаков заставит уже Мастера погубить свои рукописи в печке. Но мы несколько отвлеклись. Вернемся к Гоголю. А точнее, к его могиле.
Изначально Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве. Могилу его венчал камень, специально доставленный из Крыма и получивший за свою форму, напоминающую очертания лысой горы, имя Голгофа. Через восемьдесят лет, в начале тридцатых, монастырь большевики закрыли, кладбище ликвидировали, а останки Гоголя перевезли на почетное Новодевичье. Еще через двадцать лет невзрачный могильный камень заменили на помпезное надгробье «от советского правительства», а ненужную более Голгофу бросили под стену кладбища, в кучу других камней. А дальше. Впрочем, лучше приведем воспоминания Елены Сергеевны, вдовы Булгакова:
«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи: Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, 1891-1940 (четыре строчки. Золотыми буквами). Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле – Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя.»
Так камень с могилы учителя лег в изголовье могилы ученика, так Михаил Афанасьевич принял свой последний подарок от Гоголя.
Сбылась мечта Булгакова, в трудные дни обращавшегося к Гоголю, сидящему у бульварного кольца: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
Записи из этого журнала по тегу «Булгаков»
Можно привести значительное число фактов из жизни Булгакова, точно указывающих на его способность мгновенно откликнуться на что-то важное и…
В один из вечеров, когда Булгаков, несмотря на болезнь, еще мог говорить, он сказал жене Елене Сергеевне. Что хочет составить завещание. И пусть…
Как известно, у Аннушки из произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» был прототип – причем практически не отличающийся от…