учитель на замену рейтинг
Учитель на замену
составлен из 43
отзывов с оценкой
составлен по 4
рецензиям критиков
Трейлер
Просмотр
Описание о чём фильм
В фильме Учитель на замену главный герой на 3 дня замещает учителя в средней школе, наблюдая за жизнью школьной администрации, учеников и преподавателей.
Отзывы зрителей
фильм так себе
мне не очень понравиля бомбы взрывы
Фильм сам неплох, даже лучше чем «Пианист» (2002), потому что в современном мире с подобной ситуацией в школах и даже институтах чаще встречаются, чем в ранних веках.
Респект создателям этого фильма!
Оставить отзыв
Отзывы критиков (анонсы рецензий)
Отчуждённый от своего «я», Бартес, как выясняется, вносит ощутимую лепту в улучшение мира. Упорно идёт вверх (и помогает найти путь другим) по лестнице, ведущей вниз. Всё верно, бытие определяет сознание (иллюстрациями марксовой формулы служат грустные рисунки, стилизованные под каракули мелом на доске), но ведь и само бытие поддаётся воздействию сознания, и подчас искреннее участие в чужой судьбе находит живейший отклик.
Один из самых харизматичных и при этом самых недооценённых актёров современности Эдриан Броуди задал космическую планку актёрской игры своей ролью в «Пианисте». И, похоже, что он сумел её вновь покорить. Удивительным образом Кэю удалось подобрать столь гармоничный актёрский состав, где нет «выпадающих» элементов. Даже Сами Гэйл, для которой эта роль стала первой в полнометражном фильме, сыграла великолепно.
Этот фильм разбивает привычное представление о кинематографе, здесь с нами говорят каким-то другим языком и от этого становится жутко. Рисованная мелом на школьной доске анимация, крупные планы Броуди, все это напоминает скорее документальный, нежели художественный фильм. И благодаря актерской команде, где каждый был на своем месте, становится понятно, что этот «дом» требует капитального ремонта.
«Учитель» — кино принципиально расфокусированное, и поэтому, наверное, нет смысла судить его за клише или нежелание подчеркивать хоть что-то, кроме чувства общей отчужденности. Как нарративное кино «Учитель» почти не работает — и кажется плоским и манерным, но вот как высказывание поэтическое — совсем другое дело.
Все отзывы о фильме Учитель на замену
Рецензия «Афиши» на фильм
Генри Бартс (Броди), учитель английского, принципиально выходит только на замену — чтобы не привязываться ни к людям, ни к месту. Очередной месяц в очередной государственной школе, которая разваливается прямо на глазах: на директрису (Харден) давят чиновники, учителя готовы лезть в петлю, школьники — чудовища, как и их родители. У Бартса, кроме того, собственный ад: в клинике умирает его дед, когда-то доведший до самоубийства его мать. А на улице он подбирает малолетнюю проститутку (Гейл): та сперва думает устроить у него дома офис, но потом исправляется и начинает готовить завтраки.
Лучшие отзывы о фильме «Учитель на замену»
Одно правило только одно.
Если вы не хотите сюда
приходить, вы свободны (с)
Образование и молодежь – темы не всегда пересекающиеся. Молодые люди, приходя в школы и колледжи, не дают преподавателям расслабляться, а их выходки чаще всего выходят «боком» директорам и начальникам учебных заведений.
Генри – учитель на замену. Он приходит работать в государственную школу. После чего взрослые и дети начинают медленно меняться, а он находит первую в своей жизни привязанность.
Создатель «Американской истории X» вновь возвращается к неприятной, внутренней проблеме мирового сообщества – детской деградации.
Эта картина стала для Эдриана Броуди неким бенефисом, который многие ждали со времен полученного им Оскара. Его игра настолько проста и обыденна, что картина становится живой только благодаря игре центрального актера, все остальное направлено на то, чтобы помочь ему в этом.
Возможно, Тони Кэй и сценарист Карл Лунд именно это хотели подчеркнуть названием фильма, которое переводится как «Отчуждение». Герои действительно отчуждаются от окружающей действительности, не желая ни понимать, ни принимать ее.
Отзывы о фильме «Учитель на замену»
Учитель на замену
Рейтинг IMDB: 7.7 (67 891 голосов)
Отзывы
Поражающе депрессивная ситуация. На мой взгляд, зря были использованы моменты нереальности из-за артхаусного стиля операторской работы, рисунки в принципе не отталкивали, а вот через-чур крупные планы, наигранность отдельных учителей картине не шла. Само же стечение обстоятельств выглядит вполне реальным, у главного героя по-настоящему черная полоса, но он все равно остается верен своим принципам, и один из немногих держится морали и принципов, хотя порой это кажется невозможным. Я очень люблю школьную тематику, процесс обучения, но здесь больше акцент шел на безамбициозность поколения, их привычка плыть по течению, прозябать, при этом выливая тонны агрессии. Я просто не понимаю, откуда этого столько? Столько зла от родителей, столько невидимок среди детей. А учителя бессильны, дети им не верят, а родители слепо все отрицают, продолжая жить в миру позапрошлых поколений. Учителя страдают за троих – за себя, за этих детей, за их родителей. Финал я вроде бы понимаю, как трактовать, но не уверена что это абсолютное видение – мы счастливы, только когда делаем счастливыми других, поэтому нельзя оставаться в одиночестве.
Кино про преподавателей обычно получается интересным, этот случай не стал исключением. Для американского кино этот фильм чрезвычайно настоящий, показывающий мировой кризис образования и самоопределения.
Общий настрой фильма довольно пессимистичный. Начиная с интервью учителей, почти никто из которых в школе не хотел быть учителем. Заканчивая тем, что главный герой, будучи преподавателем замены, сыграл в жизни учеников куда большую роль чем постоянный идейный состав школы.
По иронии, наибольшую помощь Барт оказывает вовсе не своей ученице.
Линию с развалом школы не смогли дотянуть до какого-то внятного финала, а вот личные драмы Барта и его ученицы раскрыли более чем полно.
Слишком много вопросов было поднято, чтобы адекватно раскрыть их в таком хронометраже. Тем не менее, фильм снят качественно, артхаусные вставки только добавляют атмосферности в демонстрацию этой распадающейся системы.
И никогда я так глубоко не чувствовал одновременно такой отчужденности от себя и такого присутствия в мире
Взрослые и дети. Родители, учителя и ученики. Черное и белое. Белое и черное. Разочарование в мире и стремление познать его. Этим двум мирам необходим мостик. Вместо него у них есть злоба и агрессия, разрушительная, разъедающая все изнутри, одиночество, разобщенность, «каждый сам за себя». А ведь учителя и сами могли бы стать этим мостиком. Но что-то сломалось в них. Не работает механизм, чтобы протянуть руку помощи, попытаться понять подростков. Покрылись пылью воспоминания о собственном подростковом возрасте, о том, как все остро воспринимается в этот период, как не хватает понимания со стороны окружающих, как ищешь помощь и не можешь ее найти.
Так что когда Генри говорит, что он «внутри умер», я не верю ему. Мертвы его коллеги (полностью или частично), родители учеников (ни один не пришел на общешкольное собрание), но не он. Потому что пока человек думает, переживает эмоции, пока у него есть сердце, он жив. А у Генри оно точно есть.
И за месяц, который он проводит в школе, подобно капле воды, точащей камень, он, казалось бы, незаметно, связывает мир взрослых и подростков. Как подтверждение этому на протяжении фильма один за другим раскрываются внутренние миры не только Генри, но и учителей, учеников. Жаль, что порой нужно заплатить слишком высокую цену.
Рецензия на фильм Учитель на замену, США, 2011
Когда я взялся за написание статьи о фильме «Учитель на замену», для меня это было продолжением темы «Школа в кинодраматургии». И ей я хотел продолжить драманализ таких фильмов как «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи», «Розыгрыш» и «Хористы». Но при повторном просмотре фильма «Учитель на замену» я обратил внимание на то, что сама проблематика выходит за пределы темы школы.
Да, в этом фильме речь идёт о школе, о воспитании, об учителе. Затронуты и другие персонажи процесса воспитания: администрация школы, родители, представители местного управления. И каждый из действующих лиц выражает своё отношение к школе.
В этом фильме много внимания уделено личной жизни учителя Генри Барта, главного героя картины. Воспоминания из его детства, его страхи, переживания. Т.е. то, что обычно в человеке живёт на подсознательном уровне и определяет всю его взрослую жизнь. И эта его жизнь и его проблемы связаны с современным американским обществом. Но это проблемы не только американского общества. А всечеловеческого, цивилизационного масштаба. Ведь что такое сегодня представляет собой США? Это центр современного мироустройства. Инициатор, зачинатель жизни всего современного мира. Политическую и экономическую модель Америка навязывает сейчас всему миру. Проблемы с образованием, воспитанием, экономикой характерны для всех стран планеты Земля в той или иной степени. Даже Россия, которой на протяжении последних десятилетий навязывалась эта модель, успела заразиться болезнью «западных ценностей». Хотя, возможно, мы и не так далеко зашли на этом пути.
Но фильм, вскрывая проблемы, даёт надежду, что эти проблемы решаемы. Во-первых, мы видим учителя, который может за месяц в душах своих временных учеников изменить очень многое. И он способен это сделать. Мы это видим. Хотя изначально эти задачи ему никто не ставит. Он их сам на себя берёт.
Обычно взрослым свойственно давать детям то, чего они были сами лишены в своём детстве. На этом основана вся трудовая биография Генри Барта. Как он сам говорит: «Как важно иметь в жизни какую-то опору. Кого-то, кто направит. Кто поможет разобраться в сложностях нашего мира. У меня в детстве этого не было.» Дать опору, направить своих учеников он и пытается. То, что ему это удаётся делать за месяц, не фантастика, не выдумка режиссёра. Некоторые эксперименты в образовании были начаты ещё в советское время. Шаталов, Щетинин, Эльконин. Это и фамилии основоположников новых направлений в образовании. И авторские методики. К сожалению, эксперименты были прикрыты. Слишком неожиданны оказались результаты. Для застойных лет такие эксперименты были слишком революционны. Власть была к ним не готова. К счастью, эти эксперименты не умерли. И на базе отдельных школ продолжают действовать и сейчас. Вспомним и систему Макаренко, который занимался воспитанием трудных подростков в колонии для несовершеннолетних. И оттуда вышли достойные люди. Многие из них продолжили его дело, тем самым доказав, что нет необучаемых детей. Есть некомпетентные учителя и устаревшие взгляды.
Генри Барт за месяц работы с трудными подростками меняет направление их движения. От животных инстинктов к человеческому поведению. До этого у них просто не было другой альтернативы.
Вот мы видим одного учителя, который умело парирует агрессивный выпад подростка, облекая оскорбительные фразы в форму стихов. И декламирует эти стихи с улыбкой. Но он, всё-таки, каждый день сталкиваясь с подобным поведением, волей-неволей вносит личные эмоции в конфликт. Поэтому ему приходится пить таблетки, стимуляторы, чтобы себя подбодрить.
Главная проблема в конфликте заключается в том, что мы воспринимаем любой выпад другого человека, его агрессивное поведение по отношению к нам, как личное оскорбление, обиду. И тогда вся энергия у нас идёт на переживания, эмоции, на желание отомстить. И только, когда человек может отстраниться от ситуации, видеть ситуацию и человека как бы со стороны, он может всю энергию пустить на поиск оптимального решения проблемы. Как говорит Генри одной из учениц: «Просто многие люди не думают, что творят. И таких встретишь в любом возрасте.»
Сам Генри просто феноменально парирует выходку одного из подростков. Ученик начинает вызывающе вести себя, угрожать Генри. Выходит к нему на уроке и оскорбляет его, пытаясь вызвать агрессию, вывести его из равновесия. Даже берёт его портфель и швыряет об стену. Генри на это отвечает улыбкой: «У сумки нет чувств. Она пустая. И мои чувства тебе тоже не задеть. Ты злишься на весь мир. Я был точно таким. Я тебя понимаю. На меня злиться глупо. Я один из тех, кто пытается дать тебе шанс в жизни. «
Генри показывает пример решения конфликтной ситуации, о котором раньше не знали ученики. Человеческие детёныши не рождаются «человеками». Они должны ими стать в процессе общения с миром людей. Только в обществе людей человек становится человеком. Вариант с Маугли не проходит. В животном мире человеческое дитя становится животным. И этот процесс необратим. От природы нам для нашего выживания даны два инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Если общество, семья, школа не показывают детям пути преодоления, сдерживания своих инстинктов, то именно инстинкты и будут автоматически срабатывать для защиты. Современная школа перестала заниматься воспитанием Человека. И поэтому дети для выживания начинают действовать как животные: собираться в стаи, у которых появляются вожаки. Вожак, в свою очередь, завоёвывает это право в жёсткой борьбе. Принцип «свой-чужой» заставляет эти стаи-кланы враждовать между собой. Такое общество обречено, потому что оно стремительно деградирует.
Дети всегда живут чувствами. Они реагируют не на мысли и слова учителей, а на их души. Живая душа имеет все шансы стать их наставником, старшим товарищем. Если внутренний мир учителя или родителя пуст, то красивые слова никогда не возымеют действие. Двойная мораль убивает не только веру детей в высокие цели. Она не оставляет шансов на выживание всему обществу.
Таким образом, прошлое не отпускает Генри. Оно всё время напоминает о себе. Оно мучает его. Но Генри избегает решать эту проблему. Он в душе винит в смерти матери деда. Но с дедом старается быть корректным, заботливым. И накопившийся пар изливает на обслуживающий персонал больницы.
Как говорит Генри: «Мы обязаны вести наших детей, чтобы они не оказывались на обочине, не становились ненужными». Для этого состояние отчуждённости, отрешённости необходимо на какое-то время. Для того чтобы выйти из системы, выйти из матрицы ложных целей. Для того, чтобы увидеть собственные проблемы, проблемы собственной души. Но затем необходимо включиться в осмысленную целенаправленную работу по реформированию системы. По объединению помыслов и усилий общества в направлении воспитания нравственного ответственного поколения людей с открытой и искренней душой. Людей щедрых, отзывчивых, умеющих сопереживать, сочувствовать и неравнодушных к судьбе человечества.
Фильм «Учитель на замену»: трудные подростки, сухие листья, ярость и отчаяние
Страна: США
Жанр: драма
Год производства: 2011
Режиссер: Тони Кэй
Актеры: Эдриан Броуди, Сами Гэйл, Кристина Хендрикс, Марша Гей Харден, Джеймс Каан
Смысл фильма «Учитель на замену» (Detachment), вышедшего в прокат в 2011 году, очень глубокий. Эта американская драма наглядно отображает бич современного общества – нежелание родителей участвовать в воспитании собственных детей. На первый взгляд, в этом фильме всё лежит на поверхности, но есть и скрытый смысл. Чтобы понять концовку, сделаем небольшую рецензию и дадим объяснение ключевым моментам и героям фильма «Учитель на замену».
О чём фильм
Главная идея фильма закручивается вокруг проблем современной школы, образования и воспитания детей. Герой – Генри Барт, молодой мужчина, который живёт один и заботиться о деде, у которого развилась старческая деменция. Генри работает учителем на замену: временно подменяет отсутствующих преподавателей в школах. Ему даже не нужно учить детей. Фактически, в его обязанности входит лишь присмотр за учащимися на уроках.
Очередное предложение Генри – поработать месяц преподавателем английского языка и литературы в школе, где учатся дети из неблагополучных семей. Нравы в этом учебном заведении соответствующие. Родители давно плюнули на своих чад, переложив заботу о них на учителей. Несмотря на контингент, права ребёнка ставятся во главу угла, поэтому учителя ничего не могут поделать с трудными подростками.
Дети хамят педагогам, угрожают и наплевательски относятся ко всему, вполне справедливо полагая, что им всё сойдёт с рук. Косвенно масла в огонь подливают и родители, которые винят во всём учителей, и при малейших проблемах грозят педагогам судебным разбирательством.
Несмотря на это, Барту удаётся найти общий язык со своим классом, хотя изначально подростки встретили его довольно агрессивно. С первого дня в школе Генри чётко обозначает свою позицию: на его уроках находятся лишь те, кому это нужно. Остальные могут не приходить. Он против оскорблений других учеников, поэтому сразу выгоняет одного из хамоватых подопечных с урока. При этом спускает грубость другого ученика по отношению к себе, сумев сгладить конфликт.
У Барта практически сразу налаживается психологический контакт с одной из учениц – Мередит. Это полная девочка на задней парте, у которой не складываются отношения с одноклассниками и родителями. Однажды, возвращаясь домой, Генри знакомится с малолетней проституткой Эрикой и по внезапному наитию решает пригласить её к себе, чтобы попытаться спасти от грязи улицы.
Финал фильма «Учитель на замену» неоднозначный. Отогрев Эрику, Генри фактически сдаёт её органам опеки, и девочка отправляется в приют. Мередит пытается поговорить с Бартом, ведь он единственный, по её мнению, кто понимает и видит её настоящей. Однако случайно вошедшая учительница истолковывает эту беседу превратно. Это становится последней каплей, и Мередит сводит счёты с жизнь во дворе школы.
Дед Генри умирает в клинике, похоронив вместе с собой прошлое главного героя. В конце фильма, Генри проводит заключительное занятие с своим временным классам, и один из самых отвязных учеников сообщает, что ему жаль расставаться с таким учителем, который резко выделяется на фоне других педагогов, которые хоть и находятся в постоянном штате, но относятся к работе формально.
На первый взгляд, здесь всё очевидно. Социальная драма на тему межличностных отношений. Однако чтобы понять смысл этой картины, нужно сделать полный разбор ключевых моментов.
Расшифровка сюжета
В «Учителе на замену» нет пасхалок, которые частенько оставляют режиссёры для зрителей. Поэтому общий смысл картины не требует дополнительных объяснений. Это история учителя, фактически случайного человека, который по мере своих сил пытается сделать мир лучше. Здесь больший интерес представляют другие герои, которые очень органично дополняют картинку этого далеко не идеального мира американской школы.
Первые кадры
Это своеобразный коллаж учителей, рассказывающих о своей жизни и о том, как они пришли в профессию. Получается, что в большинстве своём это случайные люди, просто задержавшиеся на удобном месте.
Мелькает здесь и Генри Барт, который соглашается рассказать свою историю после того, как будет закрыта дверь. Он не хочет, чтобы момент из его жизни был доступен кому-то ещё. Отсюда следует, что дальнейшие события в фильме — его воспоминания. Он рассказывает эту историю без прикрас, отображая удручающую действительность.
Осыпающееся дерево
В фильме есть графические вставки в виде рисунков на школьной доске. Вначале это растущее дерево, с которого быстро осыпаются листья. Потом дерево трансформируется в книгу с цитатой из Камю на тему полной отчуждённости.
К этому относится и финал, когда Барт сидит в пустом классе, на полу которого рассыпаны сухие листья вперемешку со страницами книг.
Что случилось с матерью героя
Здесь тоже всё очевидно – она умерла, наглотавшись таблеток, когда главному герою было 7 лет. Сюжет фильма «Учитель на замену» пересекается с детскими воспоминаниями Барта, где он был счастлив с матерью. Отца он не помнит, всю жизнь они прожили вместе с дедом.
Перед смертью, находясь в полубредовом состоянии, старик раскаивался в содеянном, и просил у дочери прощения, хотя подробностей не помнил. Однако деду было хорошо, когда Генри приходил его навещать, и он даже сказал, что если визиты прекратятся, он умрёт.
Мередит
Это подросток с серьёзной психологической травмой, которая не вписывается в общую картину класса. Она белая ворона, у которой в отличие от многих есть серьёзное увлечение – фотография и рисунки. Однако отец девушки против всяких художеств, и явно не собирается поддерживать дочь в её начинаниях. С одноклассниками отношения по понятным причинам не складываются.
Единственным светлым человеком в жизни Мередит становится Барт. Она дарит ему свою работу, и пытается поговорить по душам. Учитель её выслушивает, но пытается держать социальную дистанцию. Когда в класс входит другой учитель, Мередит в слезах убегает. На следующий день она травит себя таблетками.
Причина здесь не в том, что Генри заподозрили в сексуальных домогательствах – об этом Мередит не знала. Просто она поняла, что не сможет получить от Барта тепла и поддержки. Он дистанцируется от неё, и единственный светлый лучик гаснет. В результате жизнь теряет всякий смысл.
Эрика
Она старается отплатить Барту заботой: готовит завтрак и ужин, убирается в квартире, присматривает за дедом. Однако Генри слишком правильный. Он убеждает себя, что не сможет дать девушке ничего, поэтому просто передаёт её работникам социальной службы. Эрика умоляет её не отдавать, но её увозят в приют.
Фактически, подарив ей немного тепла, Барт снова сталкивает её в грязь. Вполне очевидно, что после приюта Эрика вновь начнёт зарабатывать на улице.
Смысл концовки
Конец фильма «Учитель на замену» показывает сразу несколько важных моментов. Первый из них заключается в том, что, проявив немного участия, временный учитель завоёвывает расположение класса, и даже трудным подросткам сложно с ним расставаться. Другие педагоги относятся к работе в школе формально: они просто отрабатывают свои часы, терпя насмешки учеников и претензии родителей. Важный факт: один из самых рьяных смутьянов в классе называет Генри на «Вы». Это маленькая, но весомая победа.
Мередит умирает, хотя Генри мог ей помочь. Лично ей, просто поговорив. Однако он этого не делает. По иронии судьбы, у него и у Мередит был последний день в этой школе. Дед главного героя тоже умирает, забрав с собой прошлое.