учитель истории и обществознания мастер класс

Мастер класс учителя истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«мастер класс»

Спросил как-то учитель троих своих учеников:

— Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?

-Потому что камень тяжелый,- отвечал один из них.

— Потому что стекло хрупкое, изрек другой.

-Никто из вас не дал правильного ответа, сказал учитель.

— Потому что окно было закрыто!

Так и в жизни. В жизни каждого есть шанс на успех, удачу, счастливую жизнь, но в большинстве случаев. Наше окно закрыто

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Другими словами, можно привести коня на водопой, но его пить вряд ли удастся.
Как мотивировать познавательную деятельность?
Мы чаще всего ориентируемся на внешнюю мотивацию (презентации, атрибуты, игры и др.).
А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.
Сегодня проблема мотивации очень актуальна.

Как сделать урок интересным…
Очень важным является интересное начало урока, организационный момент:

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать.

Б) «Здравствуйте, садитесь!» Банальная фраза, с которой у большинства учителей начинается урок. Предлагаю попробовать сесть за парту разными способами.

— присядут те, кто считает, что Вторая мировая война началась в 1941;

— присядут те, кто считает, что Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу;

Это могут быть даты, термины, события, люди, высказывания (лучше вопросы выводить на экран и сопровождать изображениями. Возвращаемся к песне которая звучала перед началом урока.
У вас на столах лежит текст песен один, два куплета. На перемене они прочитают текст и уже могут сформулировать если не тему урока, то некоторые моменты, которые будут рассматриваться на данном занятии.
К тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания – успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия.

1
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

2
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

3
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Вопросы:
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

Б) «Черный ящик». Мозговой штурм. Газета « Правда»
Таким же интригующим моментом в начале урока может выступать тематический предмет. На парту ставится любая коробка, желательно размера побольше, в ней спрятан предмет, относящийся к теме урока.

В России появилась эта вещь 22 апреля 1912 года. И очень долго оставалась единственной. Во время войны её с нетерпением ждали в самых отдаленных уголках СССР.

Почему был спрятан именно этот предмет. Какую информацию мы можем получить из нее?

Далее можно продолжить стандартную работу с письменным источником. К сожалению наш сегодняшний формат не рассчитан на такую работу

В) Как учитель истории я не могу не затронуть то что 2018 год указом президента РФ объявлен годом добровольцев и волонтёров. Главной воспитательной целью на уроках истории является именно воспитание патриотизма и активной гражданской позиции, воспитание неравнодушных членов общества.

Какие же эффективные методы можно применить для достижения этой цели.

Например работа с термином волонтер. Кто такой волонтер хорошо

А теперь дайте характеристику по буквам

Всё, что мы отдаём, возвращается вновь.

Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается больше, чем вдвое и втрое,
чтоб понять мы смогли, что даянье такое!

Отдавать потому, что желание есть,
отдавать потому, что даяние – честь,
отдавать для того, чтоб быть нужным другому,
отдавать целиком и никак по-иному!

Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается помощь, поддержка, участье,
возвращается радостью, мудростью, счастьем.

Просмотр содержимого презентации
«МАСТЕР КЛАСС»

учитель истории и обществознания мастер класс. img s1275913 0 0. учитель истории и обществознания мастер класс фото. учитель истории и обществознания мастер класс-img s1275913 0 0. картинка учитель истории и обществознания мастер класс. картинка img s1275913 0 0.

Мастер-класс учителя истории и обществознания МКОУ « СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М. Карданова» Абдоковой М.Р.

Работа с источником

учитель истории и обществознания мастер класс. img s1275913 0 3. учитель истории и обществознания мастер класс фото. учитель истории и обществознания мастер класс-img s1275913 0 3. картинка учитель истории и обществознания мастер класс. картинка img s1275913 0 3. учитель истории и обществознания мастер класс. img s1275913 0 4. учитель истории и обществознания мастер класс фото. учитель истории и обществознания мастер класс-img s1275913 0 4. картинка учитель истории и обществознания мастер класс. картинка img s1275913 0 4.

Источник

Конспект мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществоведения»

Мастер-класс «Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществоведения»

А. В. Воронович, учитель истории и обществоведения

ГУО «Средняя школа №2 г. Полоцка»

Цель: развитие технологических умений педагогов.

1. Убедить в актуальности и целесообразности применения технологии проблемного обучения на современном уроке.

2. Оказать методическую и информационную поддержку в освоении методов использования технологии проблемного обучения в работе с документами на уроках истории.

3. Поупражнять в проектировании исторической гипотезы через проблему исследования на уроке.

Проектор, мультимедийная презентация, инструкционные карты, распечатка текста исторического документа, бэйджи, листы бумаги для записей, ручки, маркеры.

План проведения мастер-класса

1. Знакомство. Организационный момент. Деление на группы.

2. Презентация педагогического опыта (краткое обоснование основных идей и приемов технологии проблемного обучения: из опыта работы педагога).

3. Имитационная игра (демонстрация приемов эффективной работы со слушателями, выполнение слушателями роли учащихся и экспертов).

4. Моделирование (организация самостоятельной деятельности слушателей мастер-класса в малых группах и управление данной деятельностью).

5. Рефлексия (визуализация впечатлений на карте по результатам совместной деятельности).

Ход мастер-класса

Приветствие участников, знакомство с использованием приема «Снежный ком».

Участники на бэйджах записывают свои имена. Деление на три группы по цвету карточек бэйджей (красный, зеленый, синий).

Приглашение занять свои рабочие места в группах, определение спикеров групп.

Погружение участников мастер-класса в ситуацию обучения:

Задание: Давайте на минуту представим, что бы произошло, если бы некий волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле. Придумайте и запишите как можно больше предположений и идей о том, что в этом случае произошло бы на нашей планете. Поместите их на дерево гипотез. Попробуйте выделить среди предложенного самые провокационные варианты. Озвучьте их.

Слушатели озвучивают выбранные ими варианты, ведущий комментирует их с точки зрения формулировки проблемы и сообщает цель и задачи предстоящего мастер-класса.

На слайде: понятия проблема, гипотеза, провокационная идея.

Блок 1. Погружение в опыт

Ведущий мастер-класса:

Разрешите начать свое выступление со слов Л. Н.Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».

Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творчеству.

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

В своей работе я использую такие педагогические технологии как: исследовательские, информационные, игровые, проектные, технологию проблемного обучения. Сегодня остановимся подробнее на использовании в работе с учащимися приемов технологии проблемного обучения.

Давайте вспомним, что в технологии проблемного обучения главное не просто поставить проблему, а найти оптимальные пути её решения. В этом процессе важно правильно выдвигать гипотезы – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий.

На слайде презентации:

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis –основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Ведущий мастер-класса:

БЛОК 2. Имитационная игра

Ведущий мастер-класса:

В построении гипотез часто использую метод проблемных вопросов. Я предлагаю вам выполнить упражнение с использованием данного метода. Оно простое в выполнении, но не менее увлекательно и очень нравится детям.

На слайде презентации: Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы.

Ведущий мастер-класса:

При построении предположений, гипотез я предлагаю учащимся использовать следующие словесные конструкции: может быть; предположим, что. ; допустим; возможно; что, если. ; если., то. ; так, как. ; использование. позволит обеспечить.

Словесные конструкции появляются на слайде презентации

Заполните интеллектуальную пирамиду ваших идей тремя предположениями по данному поводу. (Инструкционная карта 1)

Используем словесные конструкции,которые вы видите на слайде: они помогут вам сформулировать предположения.

Работа в группах. Озвучивание вариантов предположений.

Возможные варианты ответов участников групп:

-Предположим, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам.

-Может быть,птицы сверху видят растения: они указывают им направление полёта.

-Допустим, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

-Возможно, птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.

-Может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой,

как в самолёте или на корабле.

Ведущий мастер-класса:

Послушайте, пожалуйста,мои варианты гипотезы по данному поводу:

-Птицы точно находят дорогу на юг, так как у них есть специальные датчики.

-Возможно, птицы точно находят дорогу на юг, так как они заранее договариваются между собой.

-Как Вы думаете, данные гипотезы могут существовать? Ответы.

На фоне ваших предположений и гипотез мои гипотезы кажутся неправдоподобными, фантастическими, даже абсурдными. Такие идеи, предположения получили название «провокационные идеи». Подобные предположения учащиеся часто предлагают при выполнении исследовательской задачи.

Придумайте свою провокационную идею и впишите ее в инструкционную карту.

Работа в группах. Озвучивание вариантов ответов

Ведущий мастер-класса:

На доске размещаем интеллектуальные пирамиды, заполненные педагогами.

Таким образом, используя метод проблемных вопросов, я предложила вам один из способов построения предположений и гипотез. Высказывая свою точку зрения, иногда из таких предположений, гипотез рождаются довольно интересные темы исследований. Так что возьмите это на заметку.

Давайте с вами обобщим полученные знания.

— Что заставляет появиться на свет гипотезу?

Ведущий мастер-класса:

Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это –проблема.

-А откуда берётся проблема?

Выслушиваются разные варианты ответов:

Проблема возникает, когда есть противоречие между необходимостью в некотором знании (и/или его использовании) и возможностями его (знания) получения /использования.

Проблему исследования можно (и нужно) свести к конкретному вопросу (т. е. конкретизировать, ответ на который и позволит решить проблему исследования.

— Есть идея, есть проблема.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.

Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.

Ведущий мастер-класса:

Итак, решить проблему – значит получить новое знание. Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого учащегося к получению нового исторического знания, я использую проблемную ситуацию. И сейчас я предлагаю Вам попробовать решить проблему, связанную с выявлением причинно-следственных связей в истории державы Александра Македонского.

БЛОК 3. Проблемное обучение в работе с историческим документом

Ведущий мастер-класса:

Представьте, что Вы – юные историки-исследователи. Обратите, пожалуйста,внимание: на экране у нас появилась карта с изображением страны, мы видим, что это Македония.

В ходе занятия мы с Вами будем рассматривать причины возвышения Македонии и в конце занятия увидим, какую державу создал Филипп ІІ, отец Александра Македонского.

Представим, что мы можем влиять на ход событий и, если Вы получите удовлетворение от нашего занятия, то истина восторжествует; если Вы будете чем-то не удовлетворены в полной мере, то история Греции пойдет другим путем.

Ведущий мастер-класса:

Вы будете работать с инструкционными картами. Откройте, пожалуйста, инструкционную карту №2 (Приложение 2).

Ознакомьтесь с текстом.

«Размышляя наедине с собой об этом, я пришел к выводу, что Афины смогут сохранять состояние мира только в том случае, если крупнейшие государства решат, прекратив междоусобицы, перенести войну в Азию и если они пожелают добиться у варваров тех преимуществ, которые они сейчас стремятся получить у эллинов ….

А теперь перейду к самому предмету речи. Я хочу сказать, что необходимо, не забывая также о собственных интересах, попытаться примирить между собой государства аргосцев, лакедемонян, фиванцев и наше.

Если ты их сумеешь объединить в союз, то без труда приведёшь к согласию и другие. Ведь все они находятся в зависимости от упомянутых и при грозящей опасности обращаются к одному из них за помощью и получают ее там. Поэтому, если ты склонишь к благоразумию четыре только государства, то и остальные избавишь от многих бед.

Поэтому я считаю, что тебе полезно возглавить войну против него (персидского царя, в то время как остальные так малодушны. Все другие потомки Геракла, скованные государственными законами, обязаны подчиняться тому государству, в котором они живут, а ты, оказавшись как бы вольным человеком, должен считать совей отчизной всю Элладу…»

Для того, чтобы сформулировать одну общую проблему, найдите в тексте ключевые слова (проблемную ситуацию в каждом абзаце, можно выделить словосочетания. Выпишите их на «проблемное облако» в инструкционной карте №3.

В первом абзаце выделяем все вместе: прекратив междоусобицы, решат перенести войну.

Таким же образом попрошу 1 группу выделить ключевые слова во втором абзаце:

Не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства.

Склонить к благоразумию четыре государства.

В четвертом абзаце ключевые слова выделяет 3 группа:

Возглавить войну, обязаны подчиниться.

Ведущий мастер-класса:

Итак,называем ключевые слова: прекратив междоусобицы, решат перенести войну, не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства, склонить к благоразумию четыре государства, возглавить войну, обязаны подчиниться.

Используя ключевые слова, вы легко сможете сформулировать проблему.

Сформулировав проблему, запишите её в проблемное «облако» в инструкционной карте №3.

Работа с группами участников:

Пожалуйста, сформулируйте Вашу проблему (все группы формулируют свою проблему).

Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании проблемы, если они есть.

Ведущий мастер-класса:

А вот так сформулировали проблему учащиеся:

Государства, будучи раздробленными и ведя междоусобные войны, вынуждены подчиняться другим правителям. Поэтому нужно объединить все державы в одну под властью своего правителя путем войны.

Мы в начале занятия выяснили, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Чтобы лучше понять нашу гипотезу, проводим анализ проблемы:

ПРОБЛЕМА

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

(ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ, ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ, УСЛОВИЯ)

Выделим составляющие проблемы: описание ситуации, желаемая ситуация и условия.

Ведущий мастер-класса:

Продолжаем работу с инструкционной картой №3.

Запишите, пожалуйста, составляющие проблемы:

1 группа: Вам нужно описать ситуацию.

2 группа: Запишите желаемую ситуацию.

3 группа: Найдите в проблеме условия, при которых возможен положительный результат.

Представители от каждой группы зачитывают составляющие проблемы:

1 группа.Описание ситуации: все государства вели междоусобные войны.

2 группа.Желаемая ситуация: добиться объединения.

3 группа.Условия: начать войну и объединить страну.

Ведущий мастер-класса:

Когда мы подходим к формулированию гипотезы, то я обычно использую формулу: «Если., то., которая описывает, как можно разрешить проблему.

Я предлагаю Вам сформулировать гипотезу, используя эту формулу и записать её в следующее «облако» в инструкционной карте №3.

Работа в группах. Выслушиваются варианты гипотезы.

Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании гипотезы, если есть.

Ведущий мастер-класса:

А вот так сформулировали гипотезу учащиеся:

Если Филипп возглавит войну, объединив соседние народы, и перенесет военные действия в Азию, захватив большие территории, то сможет подчинить себе Элладу.

Таким образом, в ходе анализа уже имеющихся знаний и текста документа мы выдвинули гипотезу, нашли путь решения проблемы.

Сейчас я с вами попробовала отработать один из приемов построения гипотезы через проблему. Он один из самых трудных. Не у всех сразу получается формулировать гипотезу, но этому можно научиться, его нужно постоянно отрабатывать, и навык придет со временем.

Ведущий мастер-класса:

А сейчас я возвращаю вас к началу нашего занятия. Дайте, пожалуйста,

-С какой целью мы выделяли ключевые слова в тексте?

Ответ: Для того, чтобы обозначить проблему.

-Объясните, почему мы с вами выделяли составляющие проблемы?

Ответ: Чтобы легче было сформулировать гипотезу.

-Для чего мы сформулировали гипотезу?

Ответ: Предположили, за счет чего мы будем решать проблему.

-Какие методы мы использовали, решая проблему?

Ответ: прием «толстых» и «тонких вопросов», наглядный, словесный, эвристический, проблемного изложения.

-Какими умениями прирастают учащиеся в процессе совместной работы над решением учебной проблемы?

Ответ: развитие критического мышления, поиск правильного ответа и самостоятельное решение проблемы, навыки исследовательской деятельности, развитие творческой деятельности.

Ведущий мастер-класса:

Уважаемые участники мастер-класса! Сегодня я попыталась довести до вас мой опыт работы по проектированию гипотезы через проблему исследования, показала вам разные способы формулирования гипотезы. Итак, я попрошу вас обратить внимание на нашу карту. Я предлагаю вам помочь Филиппу ІІ и восстановить историческую карту, как мы с вами и договаривались в начале занятия. Вспомните наши условия.

Подойдите, пожалуйста, представители групп к общей карте и нанесите на нее присоединенные территории, если Вы получили удовлетворение от нашего занятия. Если вы чем-то не удовлетворены в полной мере, то на карте останутся «белые пятна».

Спасибо за участие в мастер-классе и за то, что вы так высоко оценили наше занятие. Карта заполнена, а исторические факты не искажены. Я тоже получила большое удовлетворение от нашей с вами встречи.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Конспект урока по технологии для 1 класса «Работа с бумагой в технике торцевания «Гриб-Мухомор» План конспекта урока по технологии для 1 класса. Фаркова Ю. Е. Тема: Работа с бумагой. В технике торцевания «Гриб-Мухомор» Тип урока: урок.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

учитель истории и обществознания мастер класс. detsad 64698 1586338965. учитель истории и обществознания мастер класс фото. учитель истории и обществознания мастер класс-detsad 64698 1586338965. картинка учитель истории и обществознания мастер класс. картинка detsad 64698 1586338965.Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *