учитель года что нужно для участия
Как стать учителем года? Отвечает победитель!
Зоя Баньшина
Всероссийский конкурс «Учитель года» — одна из самых престижных премий для всех педагогов России с 30-летней историей. Получить номинацию, а то и победить в соревновании мечтает множество преподавателей, но многие не знают, с чего начать.
Разбираемся в кухне «Учителя года» вместе с победительницей 2019 года Ларисой Арачашвили.
Как принять участие в конкурсе?
Принять участие во всероссийском конкурсе «Учитель года» может любой педагог, являющийся учителем общеобразовательной организации. Затем, на пути к всероссийскому этапу, нужно пройти несколько уровней:
От каждого региона в финале участвует 85 учителей, поэтому конкурс едва ли можно назвать простым. Тем не менее главное – идти вперёд.
Девиз Ларисы: «Делай, что должен, и будь, что будет».
Быть педагогом с большим стажем и государственными наградами совсем необязательно: «Никаких публикаций или чего-то еще не требуется, надо просто достойно пройти все конкурсные испытания, стаж и прошлые заслуги значения не имеют, — говорит Лариса. — Про конкурс я узнала на одном из молодежных учительских форумов, там же познакомилась с победителем 2016 года, мы оказались одногодками, меня поразило, что методики и приемы мы применяем схожие».
В 2020 году финал всероссийского конкурса «Учитель года» перенесли на первую половину 2021 года. Тем не менее региональный этап соревнования прошёл в обычном режиме, что даёт право надеяться — новый соревновательный год состоится без трудностей.
Больше подробностей и новостей о конкурсе публикуется на официальном сайте состязания.
Как победить?
Единого рецепта, который позволяет победить в конкурсе, не существует. И это логично, ведь иначе конкурс оказался бессмысленным.
Ценность каждой победы заключается в том, что лучший учитель может поделиться своими методами и наработками со всем педагогическим сообществом. На сайте конкурса «Учитель года» размещаются разные материалы — эссе, методические уроки, мастер-классы и рефераты – от лауреатов и призёров соревнования. Воспользоваться ими может каждый.
Лариса Арачашвили даёт важный совет — оставайтесь собой. «Чтобы победить, педагог должен помнить, что он сначала педагог, а потом конкурсант, не превращать свой урок в цирк. Мне на уроке важно остаться собой, взбалмошной, немного сумасшедшей, интересной, динамичной, открытой и понятной ученикам. Именно то, что я нашла контакт с ребятами и работала на них, а не на жюри, помогло выиграть», — говорит лауреат конкурса.
Что идёт после победы?
Одержать победу во всероссийском конкурсе «Учитель года» и стать официально лучшим педагогом страны —испытание для любого человека. Порой справиться с вниманием бывает непросто.
Быть учителем года сложно, нервно, ответственно, а иногда очень весело, это, конечно, расширяет границы возможностей. Отношение учеников ко мне не изменилось, я — это я, со званием или без, с хорошими уроками, отличными уроками, а иногда проходными, неудачными. Родители рады, что их детей учит профессионал, это правда. А коллеги очень спокойно относятся, победа в конкурсе — это всего лишь победа в конкурсе. Хотя, когда приезжаю в другие города, бывает, что встречают с обожанием и нездоровым фанатизмом.
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Как стать победителем конкурсов «Учитель года» и «Успешная школа»: советы психолога
10 принципов, необходимых для победы в двух главных педагогическим состязаниях страны — «Учитель года» и «Успешная школа».
«Учитель года» — состязание индивидуальное, «Успешная школа» — командное. Но оба педагогических конкурса беспрецедентны в следующем: тот, кто всю жизнь оценивает, вдруг сам оказывается в позиции оцениваемого. Захватывающее сальто! Какие психологические приемы и инструменты могут помочь получить от процесса удовольствие, вынести максимум пользы и в итоге выйти из него победителем?
Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS
1. ОСОЗНАННОСТЬ
Очень важное слово. Быть осознанным значит не только быть в моменте «здесь и сейчас» (что тоже полезно), но и осознавать, какие у вас ценности, что для вас по-настоящему важно, зачем вы делаете то, что делаете. Остановитесь и подумайте, ради чего на самом деле вы или ваша команда участвует в конкурсе? Каковы ваши мотивы (вспомните Леонтьева, мотив это не то же самое, что цель) Встряхнуть себя? Проверить, на что способен? Расширить круг профессионального общения? Освоить новые инструменты? Завоевать уважение коллег? Восхищение учеников? Сплотиться? Или что-то еще? Каждый выносит из процесса ровно то, зачем он в этот процесс шел. Поэтому лучше всего с задачами и мотивами определяться на берегу состязания.
2. ЭНЕРГИЯ
Переходя от одного этапа конкурса к другому, не забывайте o своем физическом состоянии. Да, это не олимпиада, но максимальные результаты вы покажете, если будете на пике своей формы — в по-настоящему ресурсном состоянии. Делиться, в том числе энергией, можно тогда, когда вы сами ей наполнены. Движение, физические нагрузки, кислород, правильное питание, выстроенный режим помогут обеспечить хорошую физическую основу для достижения высоких результатов. Помните, тело — не только устройство для переноса вашей умной головы дома в школу и обратно. От состояния тела зависит КПД этой самой головы. Для подготовки к финальным этапам «Учителя года» подойдет любой спорт, который нравится именно вам. Чтобы выйти победителями из конкурса «Успешная школа» присмотритесь к любым командным активностям — выезд на пейнтбол или турнир по волейболу звучат экзотично, но если вы на это решитесь, такая активность по-настоящему сплотит вашу команду, позволит лучше почувствовать единство.
3. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ
Оба конкурса точно не простят вам прокрастинации. Убежденность том, что «в последнюю ночь я самый эффективный» и вообще «до дедлайна у нас еще масса времени» тут не сработают. Это самообман, которым ваша психика прикрывает страх приступить к заданию, а в реальности приводит к повышению тревожности, потере контроля над ситуаций, низкому качеству выполнения задания. Начинайте готовиться к каждому этапу настолько заранее, насколько это возможно. Загрузив в свой «процессор» задачу, вы дадите психике возможность обрабатывать ее на подпороговом уровне сознания, возможно даже без вашего активного участия. Начав работать над заданием заранее, вы повышаете вероятность поиска необычных ходов в его выполнении — когда ваша оптика настроена на задачу, вы сканируете все окружающее пространство на возможности и находите наилучшие решения.
4. СУЗИТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Неопределенность дискомфортна и для психики человека, и для команды, это фактор стресса. Потребность знать, что ждет нас в обозримом будущем, — вариант проявления инстинкта самосохранения, заложенный эволюцией. Даже если вы относитесь к нескольким процентам популяции, толерантным к неопределенности, для минимизации стресса на конкурсе, лучше попробовать неопределенность снизить. Вашему мозгу будет спокойнее, когда он может предположить, что ожидает его хозяина в следующий момент и за следующим поворотом. Внимательно изучите материалы Конкурса предыдущих лет, почитайте комментарии участников, отзывы победителей, пообщайтесь с коллегами, принимавшими участие в конкурсе ранее. Предупреждён — значит вооружен.
5. СИЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Участвуя в «Учителе года», не бойтесь вовлекать в подготовку коллег и близких! Хоть это и индивидуальный конкурс, не бойтесь просить o помощи! Создайте команду, которая вас поддержит и позволит достичь еще более блестящих результатов. Речь идет не o перекладывании ответственности и нагрузки, а o конструктивном взаимодействии. Уверяю, для вашего окружению будет очень ценно и полезно поучаствовать в таком глобальном проекте, помочь вам, внести свой вклад! Не бойтесь втягивать в свою орбиту людей ярких, интересных, профессиональных — их участие и помощь ни в коем случае не умоляет ваших достоинств, а напротив говорит o вашем лидерском потенциале и способности вовлекать и вдохновлять.
В «Успешной школе» этот пункт вообще выходит на первый план! Ведь этот конкурс про команду образования. Из гештальт психологии мы хорошо знаем, что целое больше суммы элементов, а команда больше, чем сумма усилий каждого из ее членов. Цитируя А.Г. Асмолова, «Успешная школа – это когда команда образования становится в хорошем смысле слова ценностной линией школы». Чтобы стать этой ценностной линией, необходима сплоченность! Не забывайте, что в командной работе всегда есть 2 уровня активности — инструментальный (решение задачи) и психологический — групповая динамика. Это разделение зон ответственности, бурление, конфликты и их решение, кристаллизация ролей. Этот второй пласт взаимодействия не менее важен, чем первый. Не отмахивайтесь от него, уделите групповой динамике внутри вашей команды должное внимание.
6. БОРЬБА С АВТОМАТИЗМАМИ
Автоматизмы – это действия, которые мы совершаем, не задумываясь, «на автомате». Какие-то их них полезны — особенно те, которые мы нарабатывали специально и осознанно (например, вождение автомобиля или проверка сочинений), но большинство автоматизмов сложились стихийно, несколько раз сработав, закрепились и теперь присутствуют в нашей жизни. Велика вероятность, что они успели устареть и уже не являются оптимальными. Речь идет про привычки самого разного масштаба — от вашего привычного маршрута на работу до алгоритма проведения урока. Отхождение от привычных паттернов действий позволяет оставаться актуальным и развивает творческое мышление. Оба педагогические конкурса — отличный повод предать рефлексии заржавевшие паттерны поведения и перестроить некоторые из них.
7. ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ
Прозрачны сегодня не только стены офисных зданий и пространства опен спейсов, но и новые эталоны образования. Прозрачность правил игры, транспарентность процессов обучения, ясность требований к ученикам и учителям создают в школе правильную обстановку доверия друг другу. Честная, прямая коммуникация без утаиваний и манипуляций — важный ингредиент современного образовательного процесса. Если вам удастся внедрить эту ценность в командное взаимодействие в рамках «Успешной школы» и транслировать эту ценность в ходе своего участия в конкурсе «Учитель года», это внесет важный вклад в глобальное оздоровление образовательной среды.
8. DIVERSITY MANAGEMENT
Концепция diversity management строится на осознании факта, что все люди разные. Учителю эти различия необходимо не просто признавать и принимать, но и эффективно использовать в работе не только класса, но и своей собственной команды. Diversity management — это больше, чем толерантность к разнообразию, это умение им управлять. Класс, составленный из людей с разными установками и вкусами, с разным семейным бэкграундом, разных психологических типов сложна в управлении, но имеет неограниченный потенциал синергии и развития — при условии, что учитель освоит науку diversity management’а. Команды экспертов от образования так же обладает мощнейшим запасом разнообразия. Продемонстрировав свои навыки в «управлении многообразием» на обоих Конкурсах, вы заработаете дополнительные очки.
9. ДЕРЗОСТЬ
Вы наверняка слышали об аббревиатуре SMART. Цель должна быть S — конкретной (specific), M — измеримой (measurable), A — достижимой (archivable), R — значимой (relevant), T — определенной во времени (time). Очень эффективный акроним, но в его интерпретации часто забывают важную деталь относительно буквы «A» — она имеет два значения. Цель должна быть не только достижимой, но и амбициозной (A, ambitious) — то есть дерзкой, глобальной. Только если она значительно выше вашего нынешнего уровня, но при этом реалистична, она будет вас мотивировать. Энергия выделяется под цель — чем цель глобальнее, тем энергии на ее достижение больше! На каждом этапе индивидуально или всей командой ставьте перед собой глобальные цели, это гораздо эффективнее, чем энергосберегающие формулы «главное не победа, а участие».
10. СТРАСТЬ
Победить ни в одном, ни в другом конкурсе без страсти не получится! Вовлекитесь в процесс эмоционально, поймайте состояние потока, прочувствуйте значимость результатов своего труда, влюбитесь по уши в каждое задание, которое выполняете, позвольте себе стать немного фанатичными, почувствуйте принадлежность к чему-то большему, чем вы сами, осознайте свою миссию и получите радость от каждой минуты участия в конкурсе!
Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS