учимся рассказывать и пересказывать пособие для развития связной речи детей 5 7 лет
«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников
Светлана Коптева
«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников
Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В работе по развитию речи детей ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи. Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе.
Пересказ – осмысленное, связное воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображение, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Для овладения пересказом необходим ряд умений,которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Благодаря занятиям по пересказу, дошкольники приобщаются к художественной речи, начинают запоминать и пользоваться образными выражениями, эмоционально окрашенной речью и словосочетаниями.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Во второй младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке или рассказе, называть героев произведения, сочувствовать им. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
В средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. На занятиях по пересказу, дети закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:
Тексты для пересказов должны быть доступны детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Язык произведения должен быть выразительным с присутствием богатых, точных определений и сравнений, также желательно наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их необходимо подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Целесообразно для пересказаиспользовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.Сказки можно выбирать разные: короткие и длинные – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Занятие по пересказуимеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
выяснить знания детей по теме произведения;
обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий,
привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,
активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ,например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»
Приемы,способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;
наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы,работы над текстом произведения:
беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
выделение из текста фраз к каждой картинке;
придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др., применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
Активно используются игровые приемы (например: пересказ, сидя у макета телевизора).
Таким образом, решается программная задача – приобщение детей к художественной литературе. Художественное произведение здесь рассматривается как самоценность. В данном направлении следует работать с детьми в системе, каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.
МБДОУ детский сад № 5 г. Задонска
Консультация на тему:
«Учимся пересказу»
Воспитатель: Коптева С. Н.
Проект «Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность» Цели проектной деятельности • Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников. • Влияние.
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие связной речи дошкольников» «Развитие связной речи дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ Подготовила Борисова Ольга Борисовна учитель-логопед МКОУ ЦПМСС г. Пудож.
Опыт работы на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» Опыт работы. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Информационный лист 1. Юрьева Светлана.
Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы Проект «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»средняя группа №4 «Сказка» Актуальность.
Развитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС до В обычной жизни мы не говорим отдельными словами и даже отдельными предложениями. В основном пользуемся так называемой связной речью, объединяющий.
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами. СЛАЙД 1 (Щелчок) Успешность обучения в школе зависит от.
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.
Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»
Дидактическое пособие по развитию связной речи
детей среднего дошкольного возраста
МБДОУ д/с № 4 «Колосок»
Елфимова Наталья Валентиновна
Пояснительная записка
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Анализ литературы, опыт работы показывают, что связная речь детей, особенно монологическая, развита недостаточно:
— рассказы детей примитивны по содержанию и по форме,
— в рассказах отсутствует полнота и последовательность изложения текста,
— преобладают простые нераспространенные предложения,
— у детей отмечается низкая речевая активность.
Наблюдения за детьми доказывают, что детям без наглядности не интересно, они не могут запомнить текст полностью. Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке.
Уже давно доказано, что сказки играют немаловажную роль в развитии детей, это просто неотъемлемый элемент. Но, читая детям сказки, я столкнулась с проблемой, что большую часть детей не интересуют книжки, они не слушают сказку без наглядного сопровождения, многие дети отвлекаются, не проявляют интереса к сказке.
Но как же заставить детей слушать сказки?
Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.
Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.
И решение просто – сказку нужно оживить.
Оживляем события произведения: устраиваем представления в кукольном театре, театре масок, добавляем фоновую музыку. Такое «прочтение» запомнится надолго.
Так возникла идея создания дидактического пособия «Сказочная полянка».
Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста, учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.
1. Расширять и активизировать словарный запас детей.
2. Закрепить знания героев сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».
2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память.
3. Уметь создавать воображаемые образы, узнавать сказочные ситуации.
4. Развивать детское речевое творчество.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Воспитывать интерес, любовь к сказке.
• Расширение и активизация словарного запаса детей, а также развитие мелкой моторики рук;
• Количественный рост словаря, и качественное совершенствование.
Методика использования дидактического пособия «Сказочная полянка»
Пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Оно представляет собой панно с изображенной на нем полянкой.
В верхней части панно прикреплены на тонких веревочках готовые картинки, с изображением героев сказок. Картинки приклеены на геометрические фигуры разных цветов.
Перед началом игры все картинки находятся за полянкой.
В моей игре, используются четыре сказки. Поэтому изображены герои сразу нескольких сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Игровая задача: расположить сказочных героев в такой последовательности, как они появляются в сказке, и рассказать сказку, с опорой на картинки.
Игру можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы. Все материалы, использованные для данного пособия безопасны.
При интеграции видов деятельности пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, величину героев, закреплять основные цвета спектра, знакомить с геометрическими фигурами, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем). Также можно использовать для формирования целостной картины мира (сколько было растений в сказке, сколько было животных и т. д).
С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, можно использовать это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.
Можно предложить ребенку сочинить свою сказку, используя героев из разных сказок сразу. Выбирая героев для будущей сказки, дети учатся размышлять, у них развивается память, внимание, логическое мышление.
Пособие может использоваться в качестве настольной игры и наглядного материала и в самостоятельной деятельности детей.
Варианты игровых действий с пособием
1. «Расположи последовательно и расскажи сказку».
Цель: помочь детям запомнить содержание сказки. Учить, отчетливо произносить слова, выработать правильный темп речи, интонационную выразительность. Вызвать желание рассказать сказку.
Цель: Развитие речи детей через сказку.
Задачи: Закрепить знание содержания сказок «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить видеть несоответствие объектов содержанию сказки, объяснять свой выбор. Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.
Цель: Развитие речи детей через сказку.
Задачи: Закрепить знание содержания сказки «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить называть недостающего героя, определять его место (за, после, перед). Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.
4. «Опиши зайчика, волка и …»
Цель: помочь ребенку составить описательный рассказ по картинке, используя распространенные предложения, путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.
Работа с пособием проходит по следующим этапам:
Этап 1: Организационный
Цель: Подготовка пособия к использованию.
Этап 2: Мотивационный
Цель: Побуждение детей к использованию пособия.
Воспитатель создает игровую, проблемную ситуацию.
Этап 3: Знакомство с пособием
Воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим показом нужных персонажей.
Этап 4: Совместная деятельность воспитателя и детей.
Воспитатель разбирает вместе с детьми рассказанную сказку, задает вопросы, добивается полных, развернутых ответов.
Этап 5: Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужных персонажей. Рассказывают сказку.
Данное пособие можно поместить в театрализованный уголок.
На основе этого пособия, опираясь на его смысл, можно изготовить пособия различные по своей тематике, целью которых может быть и счет предметов, и подбор по цвету, а также многое другое.
Моё пособие делает пересказ сказки более интересным и занимательным. Я и мои воспитанники с удовольствием используем его, как в образовательной деятельности, так и в игровой. Используя данный игровой материал в свободное время, я могу задействовать сразу нескольких детей.
Так же ценным оказалось использование игр с панно в индивидуальной работе с детьми. Так как в группе есть дети, которые стесняются отвечать на вопросы в работе с подгруппой детей. С такими детьми приемлема индивидуальная работа. И поэтому с гордостью могу сказать, что мой труд не пропал даром, наши игры для них привлекательны. Дети проявляют интерес к чтению и пересказыванию новых сказок, желание сочинять свои интересные истории и рассказывать их сверстникам.
В ходе диагностики было выявлено, что дети могут передать идею и содержание сказки, рассказывают по ролям.
Панно используется в организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с панно детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на панно вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками и модулями панно. Наблюдения показывают, что дети, играя с материалами такого вида более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.
Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.
Лэпбук «Сенсорная полянка» для детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста Дидактическое пособие Лэпбук «Сенсорная полянка»(средний дошкольный возраст детей с ОВЗ) Разработала и подготовила: Бокова Ирина Михайловна,.
Дидактическое пособие по развитию речи Дидактическое пособие по развитию речи Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте «Найди домик для слова» Дидактическое пособие.
Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5–7 лет с ОНР «Поймай рыбку» В условиях реализации ФГОС ДО перед каждым педагогом стоит задача, направленная на внедрении игровых технологий в образовательный про-цесс.
Дидактическое пособие по развитию речи для подготовительной школе группы «Ларец звуков» Жили в одной волшебной стране «Азбука» звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как.
Дидактическое пособие для детей 2–3 лет «Волшебная полянка» Хочу предоставить Вашему вниманию авторскую работу: Дидактическое пособие для детей 2-3 лет «Волшебная полянка». Значение развития мелкой.