Учимся играя как правильно писать
«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»
Постоянно действующий семинар «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»
Консультация для воспитателей
«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»
Цель: познакомить воспитателей с системой игр и упражнений, основанных на звуковом аналитико-синтетическом методе подготовки детей к обучению чтению.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Иваненко). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.
Анализ работы педагогов по обучению детей грамоте показал, что воспитатели большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется. Но следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова пот его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
Появилсь много трудностей с темпом, предложенным школьной программой;
Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является предупреждением дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно чтобы ребенок:
Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опозновательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Прежде чем приступить к обучению чтению, надо тщательно изучить ребенка, используя различные методики и технологии.
На что необходимо обратить внимание при обследовании
Физическое состояние ребенка, как часто он болел, какова его моторная ловкостью соматически ослабленные дети недостаточно усидчивы, у них отмечаются повышенная утомляемость, трудности поведения.
Развитие познавательной активности ребенка: обнаруживает интерес к обучению или безразличен, с трудом входит в контакт с педагогом, отказывается выполнять задания, проявляет речевой негативизм.
Развитие психических функций ребенка: памяти, внимания, мышления. Неустойчивость внимания, плохая память, несформированность мыслительной деятельности могут препятствовать обучению ребенка грамоте.
Соответствие уровня речевого развития возрастной норме; трудности в звукопроизношении: пропуски, замена и искажение звуков (корова – «коова»; санки – «шанки»).
Все эти особенности необходимо учитывать педагогу. Если они ярко выражены, то следует проконсультироваться со специалистами. Если дети физически крепкие, если у них активная познавательная деятельность, сформированы учебные навыки, речевое и психическое развитие соответствует возрасту, не отмечается негативных особенностей поведения, значит, можно начинать обучение грамоте.
Не буду предлагать, какую либо методику обучения – как уже упоминалось, методики широко представлены в литературе. Однако всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнать особенности слов, учиться применять их в речи.
Знакомясь с различными инновационными подходами к обучению и воспитанию детей по развитию речи и обучению грамоте, я выделила для себя творческий проект «Кубигород». Цель которого: развивать все стороны речи, психические процессы: внимание, память, мышление.
Данное игровое пособие представляет собой серию кубиков, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован, как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога.
Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит их к чтению. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и потребность владения языком, совершенствования речи.
Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать
Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.
Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.
Представленные игры делятся на две группы: игры со звуками и игры с буквами.
Игры со звуками можно проводить в любое время – утром, после сна, вечером.
Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать
Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.
Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.
«Волшебники»
Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.
При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
Уважаемые педагоги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении. Поверьте, от нас зависит, захотят наши дети пойти в первый класс или нет.
Основные направления подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В условиях внедрения в практику работы образовательных учреждений вариативных образовательных программ, реализующих различные подходы к образованию и развитию ребенка, проблема преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования стала более острой. На современном этапе решение данной проблемы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Известно, что успешное обучение ребёнка в школе может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает наличие у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и социальную подготовку. Для обучения в школе необходимы достаточно высокий уровень ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения.
При существующей вариативности содержания программ дошкольного образования необходимо сохранить направленность педагогической деятельности на постановку тех приоритетных задач, обозначенных в Концепции непрерывного образования, решение которых повлечет за собой именно изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии ребенка (т.е. приведет к формированию значимых новообразований дошкольного возраста), а не типичную подготовку к школе, превратившуюся в «натаскивание» ребенка по различным предметным областям.
В настоящее время существует множество вариативных программ по подготовке детей к школе и программ начального обучения. Их содержание постоянно обновляется и уточняется с учетом требований времени и новейших достижений в области научных исследований. К сожалению, необходимо признать, что эти изменения касаются, в основном, содержания в образовательных областях «Словесность» и «Математика».
Не претендуя на подробный анализ программ, укажем лишь на некоторые факты. Так, частично материал программы начальной школы перенесен в ДОУ (например, чтение текстов, введение правил написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, анализ слов с йотированными буквами Е,Ё,Ю,Я когда они обозначают два звука и т.д.). Вследствие такого переноса происходит увеличение объема изучаемого материала и автоматический рост нагрузки. Позже, при обучении в школе, ребенок вдруг замечает, что это он уже «учил в садике», хотя материал был предложен педагогом как ознакомительный, пропедевтический.
Поэтому педагогам ДОУ необходимо более тщательно подходить к отбору материала. Желательно исключить из программы школьный материал и увеличить время на продуктивную работу по становлению личностных качеств дошкольника, необходимых в качестве его готовности к школе (например, исключить изучение правил о гласной после шипящих, о Ь и Ъ разделительных знаках, обязательное чтение текстов всеми детьми и др.).
Рассмотрим примерное содержание программы обучения грамоте. Успешное обучение грамоте в школе предполагает, что на этапе дошкольной подготовки основной задачей подготовки к ОГ является ПРАКТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ со звуками речи и предложением. Сюда же войдут правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление мелких мышц пальцев и кисти руки, элементарных графических навыков (пространственная ориентировка на листе бумаги и др.)
Если условно разделить всю работу по общей теме «Звуки речи», то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:
на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Помочь реализовать все вышеназванные задачи поможет развивающая среда, которая окружает ребенка и в ДОУ, и дома. Это специально организованная личностно-ориентированная среда, которая побуждает ребенка делать осознанный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, учит принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них свои коррективы, следовательно, идти по пути творческого развития. Эта среда учит уважать и учитывать интересы и потребности других, умению сообща и бесконфликтно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки.
В помощь педагогам разработаны памятки по формированию навыков звукового анализа у дошкольников; речевые задачи, стоящие перед детьми каждой возрастной группы; направления работы со словом, приемы работы со словом; направления работы по обучению построению предложения и связного высказывания; приемы работы с предложением и текстом.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа :
выделение звука из слова;
определение первого звука;
определение последнего звука;
установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
в речевом плане (проговаривание);
3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных ( ау, уа );
слова из двух звуков ( ум, ах, ус );
слова из трех звуков ( дым, мир );
слова из двух открытых слогов ( ваза, мама );
слова из одного слога со стечением согласных в конце ( куст, лист );
слова из одного слога со стечением согласных вначале ( двор, гром );
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов ( галка, сумка );
слова из трех открытых слогов ( Лариса, работа ).
4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Учимся, играя
Учимся, играя.
Я хочу рассказать об использовании в своей практике развивающих игр В. В. Воскобовича. Наш детский «Березка» и моя группа оснащены всеми развивающими играми В. В. Воскобовича. Их цель – развитие маленького человечка. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретенным знаниям, умениям навыкам.Использование развивающих игр в моей работе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
С помощью развивающих игр В. В. Воскобовича я решаю большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы узнают и запоминают цвет или форму, учатся считать, ориентироваться в пространстве, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, внимание, память, воображение. Развивающие игры являются незаменимым помощником в подготовке детей к школе.
Каждая развивающая игра В. В. Воскобовича – это сказка. В сказке «Тайна Ворона Метра» «Квадрат»оживает и превращается в образы: домик, мышку, башмачок. «Квадрат Воскобовича» одна из любимых игр детьми. Игра состоит из жестких треугольников, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко сгибается в разные стороны и из него можно сконструировать разные фигуры. Игры с 2-х и 4- х цветным квадратом помогают детям легко осваивать геометрические формы, учат ориентироваться в размере геометрических фигур, конструировать плоскостные и объемные фигуры, развивают логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, мелкую моторику. Дети при работе с квадратом могут осмысливать свои действия, складывать различные фигуры по схемам, фантазировать, конструировать. Фигуры, сложенные из квадрата, мы используем на занятиях по математике и в свободной деятельности.
На занятиях по конструированию я использую игру «Чудо – крестики».
Играя с развивающими играми В. В. Воскобовича ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть цвета всех оттенков, приобретают опыт работая со схемами. Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Решенным оказался и вопрос о готовности к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. Кроме того у ребят возникает желание помочь друг другу. Формируется умение работать в команде.
воспитатель МБДОУ №5
«Учимся, играя». Дидактическое пособие по автоматизации звуков в речи Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолированно, не сразу использует его в своей речи. Большую роль играет автоматизация.
«Играя, учимся читать!» Логопедические игры в детском саду Хочу поделиться игрой, которую ребятки сами изготовили, поэтому она для них вдвойне интересна. Мы решили изготовить гирлянду из флажков,.
Играя — учимся. Сюжетно-ролевая игра (из опыта работы) Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А. М. Горький. Игра представляет собой особую деятельность,.
План кружковой работы в младшей группе «Учимся играя» Задачи: 1. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками.
План программа: «Учимся играя» Авторы: Гурьдюмова Л. А. Цель: Развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Задачи..
Проект «Играя, учимся общаться» В содержании педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста одним из направлений является образовательная область «Социализация».
Консультация для воспитателей «Учимся говорить, играя» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ. (Слайд.
Стенгазета «Учимся играя» Ежегодно к каждому педсовету у нас подготовка стенд газеты по тематике педагогического совета. Это позволяет нам педагогам обмениваться.
Консультация для учителя английского языка «Учимся, играя» Любой учитель английского языка, работающий с дошкольниками и младшими школьниками, родители, обучающие своих детей, знают, что занятия.
Прописи — это не страшно. Как учить детей писать через весёлую игру
Многие дети до школы охотно пишут большими печатными буквами, иногда пропускают буквы, иногда часть букв пишут зеркально, но при этом им нравится писать! Но вот они идут в школу, и прописи становятся ночным кошмаром. Почему? И как это изменить? Рассказывает Женя Кац.
В разных странах разное отношение к тому, нужно ли писать буквы без отрыва, нужны ли прописи и каллиграфия, и если да, то с какого возраста. В Англии и США дети пишут скорее отдельными печатными буквами. Во Франции пишут прописи, и на этом настаивают. В Китае рано начинают учить иероглифы.
Многие психологи и физиологи сходятся на том, что писать буквы без отрыва полезно не всем детям, и рекомендуют писать отдельные буквы, не пытаясь всё писать слитно.
В чём же сложности с прописными буквами? Можно ли научиться красиво писать от руки спокойно и без слёз? В каком возрасте лучше начинать? Как часто возвращаться к заданиям на прописи? Можно ли научиться писать красиво, если уже сформировался плохой почерк? Ответы на эти вопросы очень интересуют родителей и учителей.
Начнём с того, что все дети разные, и сложности при освоении письма тоже разные. В зависимости от ситуации, надо выбирать подходящие игры и методы решения. Какие сложности с письмом встречаются чаще всего?
Слабая рука, слабая мелкая моторика, ребёнок быстро устаёт держать карандаш и давить на него
В такой ситуации важно предлагать посильные письменные задания — и подбирать удобные письменные материалы. Иногда родители, видя трудности, решают, что надо просто отложить все занятия, связанные с карандашами, пока ребёнку самому не захочется.
В итоге мы встречаем ребёнка, про которого родители говорят: «Знаете, ему 6 лет, но он ещё не выбрал, какой рукой писать, и в итоге не пишет ни правой, ни левой». Это тоже не очень верно. Пусть пишет и рисует хоть понемногу, пусть пишет разными материалами, но не стоит совсем откладывать эти упражнения.
Вряд ли ребёнок, который вообще не привык рисовать, вдруг научится писать красивые палочки и буковки только из-за того, что станет старше и пойдёт в школу
У нас в группе часто бывают дети со слабой моторикой, которым сложно держать карандаш. Мы специально для них держим толстые трёхгранные карандаши 4В или как минимум 2В. Можно писать мягкими фломастерами, кисточками, восковыми мелками.
Некоторые учителя в такой ситуации дают тонкий твёрдый карандаш, мол, пусть потрудится, чтобы линию было видно. Это часто приводит к тому, что дети ещё сильнее напрягаются, сжимая карандаш, и намного быстрее устают. Мы советуем, наоборот, давать такие материалы, которыми рисовать легко и приятно, а результат был виден сразу.
Многим детям нравится писать мелом на асфальте, писать соком ягод на больших листах, играть с манкой или пеной и писать по ним буковки.
Детям, у которых рука быстро устаёт от письма, важно постепенно добавлять нагрузку. Чем больше они устали, тем хуже держат карандаш. С другой стороны, если ребёнок не любит и не умеет писать в 4-5 лет, и не может написать своё имя, то иногда родители считают, что надо просто подождать — само станет лучше. А потом — бах — и первый класс, и сразу надо много писать от руки, причём на всех предметах — на русском, на математике, и потом ещё домашние задания! Родители вдруг спохватываются, начинают настаивать на красивом почерке, дети огорчаются, отказываются, злятся. Это не самый приятный для всех сценарий, прямо скажем.
Мы обычно начинаем с того, что просим в 4-5 лет подписывать имя на картинках, потом — имя и название, потом зовём ребёнка, чтобы он помог нам написать список покупок, список гостей, рецепт пирога. Играем в дорисовки, где годится любая смешная закорючка. Придумываем самые разные игры с буквами, постепенно добавляя разные письменные варианты словесных игр.
Ребёнку сложно писать маленькими буквами
Если мы видим, что у ребёнка не получается провести ровную линию, не выходит нарисовать или аккуратно закрасить, не получаются кружочки, линия дрожит — надо начинать с очень крупных образцов. Не стоит пытаться написать мелкие буковки, втискивая их на узкие линеечки.
Почему школьники должны продолжать писать от руки
Сделайте наоборот: берите огромный лист и пишите букву на нём. Можно взять лист А4 и вложить его в прозрачную папку-файл, или заламинировать листы с крупными буквами — по одной буковке на целый лист. А потом по прозрачному пишем маркером для доски.
В таком случае мы закрепляем моторный образ буквы, но при этом не упираемся в проблемы с мелкой моторикой. Можно писать гигантские буквы палкой на песке, губкой на стене в ванной, мелом на асфальте. Что, как показывает мой опыт, не очень помогает — штриховки и игра с мелким Лего.
Родители часто удивляются: мол, как же может быть плохая моторика, он же часами в лего играет!
Увы. Для лего нужны совершенно другие движения, не такие, как для письма. И умение соединять кубики и кирпичики никак не помогает плавным координированным движениям, которые нужны для прописных букв.
Моя знакомая, мама девяти детей Олеся Лихунова, рассказывала, как она всех своих детей учила писать: начинали они не с букв, а самых разных игр с глиной и пластилином, чтобы у ребёнка была хорошая моторика, глазомер, и хорошая координация глаз-рука. После этого брали большой лист и на весь лист рисовали одну букву. Одну, огромную! Сперва мама рисует, а ребёнок эту букву обводит пальцем. Потом пробует написать фломастером. И самую красивую из пяти попыток показывают всем домочадцам и хвастаются: «Смотрите, наш Петя-то каков! Никто его не учил прописным буквам, а он сегодня вон какую „А“ красивую написал!»
В идеале — сделать первоклашкам, которым сложно писать маленькие буковки, тетрадку из широких линеек. Можно подарить учителю, который будет вести занятия у первоклашек, стопку бумаги с крупными линейками. Если мы хотим, чтобы у ребёнка сформировался образ буквы, то полезно писать каждую букву самыми разными способами:
Полезно выкладывать буквы из палочек, из пластилиновых колбасок, из шнурочков, из гаек и деталей конструктора.
Обводить буквы по пунктиру не так полезно, а вот вокруг буквы-образца рисовать семейство похожих букв-деток — хорошо и полезно.
А ещё можно делать буквы-матрёшки разного размера, одну внутри другой, или рисовать буквы на горке и под горой, расчертив лист по диагонали.
Ребёнок умеет писать буквы, но они получаются «неправильные»
Случается, что у ребёнка образ буквы сформирован не очень точно, и он не понимает, какой ширины, высоты надо написать букву, чтобы вышло красиво. Или просто не помнит, в какую сторону хвостик у Б или Д, или путает письменные буквы Ч и Ц. В таком случае полезно одну и ту же букву рисовать мелом, выкладывать из счётных палочек, из горсти рисинок или фасолин, из пластилиновых колбасок. Важно использовать разные материалы, чтобы можно было легко изменить пропорции буквы, и посмотреть, стало ли лучше. Можно рисовать линию, на которой мы рисуем буквы, не прямую, а изогнутую, чтобы «буквы шли по горам», и тогда не страшно, что одна буква наклонилась вправо, другая согнулась — так даже смешнее. Вообще, чем больше игры и смеха будет в ваших занятиях, тем лучше!
Ребёнок отвлекается и путает буквы
Мой брат в первом классе писал «первое девраля» вместо «февраля», потому что путал буквы, и не любил прописи. И писал он это злосчастное «девраля» весь месяц, и в классе, и в домашней работе. В такой ситуации хорошо работают разные игры на внимание: например, найти все письменные буквы «д» среди письменных букв «в», «ф» и «б».
Можно делать каждый день небольшие задания типа корректурной пробы — на внимание и аккуратность. Можно сочинять смешные фразы, в которых все слова начинаются на эту букву: «Фиолетовый фонарь фыркал фиалкам». «Добрая дыня дырявила дуб».
Ребёнок забывает, как пишется и как выглядит та или иная буква
Некоторым детям сложно читать и писать, потому что они не могут запомнить, как выглядят те или иные буквы. Взрослые привыкли, что этот значок обозначает этот звук. А для детей все эти значки зачастую слишком похожи. В таком случае нам понадобятся азбуки в картинках. Это называется «формирование ассоциации с образом буквы». Мы советуем взять «Азбуку» Дарьи Герасимовой, там в книжке «Азбука с превращениями» у каждой буквы свой образ, и к нему — стишок.
Можно собирать букву А из арбузных семечек, или из колечек апельсина, О — из колечек огурцов, П — из палочек, Ш — из шишек, Ф — из фиников или фисташек, К — из каштанов и тд. Тогда образ буквы будет ассоциироваться с материалом.
Можно вспоминать и записывать разные слова, начинающиеся на эту букву. Рисуем букву «А» и вокруг неё записываем и рисуем разные слова, которые начинаются на эту букву: автобус, арка, акробат, апельсин, арбуз. Потом рисуем букву «Б» — и вокруг неё появляются белка, баран, банан, барабан, булка.
Что детям нравится писать?
По моим наблюдениям, дети охотнее всего пишут своё имя, свои сочинения, сказки, самодельные книжки, подсказки для поиска сокровищ, надписи на своей карте, ценники при игре в магазин, билеты — при игре в театр, свой заказ — при игре в кафе. Своё собственное имя многие дети готовы написать хоть десять раз подряд, и при этом готовы экспериментировать, писать буквы разного размера, украшать буковки завитушками, писать каждую букву новым цветом, осваивать письменные буквы (не все буквы, а только своего имени), писать буквы широкие или узкие, высокие или низкие.
Можно в игры с прописями добавить элемент случайности. Бросаем игральный кубик, и сколько точек выпало, столько раз рисуем выбранную букву или выбранное короткое слово. Когда работа разделена на небольшие обозримые кусочки, делать её намного проще, и не так страшно начинать. Возможно, в какой-то момент ребёнок увидит, что осталось немного — и уже просто допишет буковки до конца строчки сам.
Если мы только учим ребёнка писать, важно разделить грамотное письмо и прописи
Очень трудно научиться сразу всему, успевать следить за орфографией, за смыслом, за красотой буковок. И поэтому разумнее всего эти стороны обучения разделять. И в любом случае не надо торопить ребёнка, которому сложно.
Допустим, в упражнении мы делаем упор на том, чтобы писать грамотно. Тогда начинаем с того, что выбираем те слова, которые большинство детей может написать без ошибок. Пусть там не будет непроверяемых гласных, и даже безударных. И пусть будет понятно, звонкая или глухая буква на конце. Не обязательно списывать, можно выбирать картинки — и к ним писать подписи. Дом, кот, кит, лук, жук, лампа, стол, стул, лиса, волк, рука, каша, диван, робот, арка, лес, парк, ёлка — в этих словах трудно ошибиться. Распечатываем картинки — без слов, и просим ребёнка выбрать любые 5 карточек и написать к ним подписи! И мы можем с чистой совестью похвалить каждого, кто так много слов написал правильно. А потом можно придумывать смешные сочетания с этими словами: «дом летает», «синий кот», «красный кит», «весёлый лук» — и их тоже списывать. Или можно отдельные карточки с прилагательными прикладывать к словам, которые мы уже умеем писать — и записывать самое смешное. Для этого, кстати, отлично подходят карточки от игры «тройная чепуха». А можно перелистывать странички книжки-разрезалки — и записывать получившуюся чепуху. Если мы хотим научить детей сочинять, писать осмысленные тексты — в этот момент надо отложить в сторону и грамотность, и красоту буковок. Пусть пишет как попало, пропуская буквы, ошибаясь, стирая и зачёркивая, лишь бы идеи в тексте были интересные и сюжет увлекательный. Как говорит один знакомый учитель, пусть напишут сочинение с миллионом ошибок! Зато сами!
«Как курица лапой»: как исправить детский почерк и нужно ли это делать
А если мы делаем упор на каллиграфии, то в этот момент не надо придираться к скорости, к грамотности и тп. Прописи в школе дают для того, чтобы дети научились писать быстро и могли быстро конспектировать. Идея отличная, но по исследованиям многих психологов, каллиграфия хорошо идёт лет в 9-10, а для многих шестилеток прописи сложны. Для безотрывного письма им надо очень сильно напрягать руку, они устают, начинают ещё сильнее сжимать ручку в руке, появляется тремор, буквы дрожат и «сползают» со строчки.
Можно ли изменить ситуацию и сделать работу в прописях приятным делом?
Если мы хотим, чтобы писать красиво было интересно, то начать надо с мотивации. Если мы только заставляем, то ребёнок быстро устаёт, начинает отвлекаться, пишет всё хуже. А если разрешить самому выбрать, в каком порядке списывать слова, что изменится? Он что, меньше напишет? Тогда давайте разрешим ему установить свой порядок!
Можно устроить урок-квест, и предложить ребёнку самому выбрать 5 или 10 слов, которые он готов написать аккуратно и красиво.
Ещё можно предложить сделать красиво половину задания — и не доделывать вторую часть. Можно предложить вместо текста из учебника списать любимое стихотворение, анекдот или текст песенки. А можно сделать самодельную книжку с картинками. Или записать историю, придуманную по стори-кубикам. Можно писать список гостей на день рождения или список покупок в магазин. А можно разделить ответственность: одну фразу придумывает ребёнок, а взрослый записывает, а вторую — наоборот. Взрослый придумывает, ребёнок записывает. Пусть это будет смешная чепуха — придумывать и писать смешное куда интереснее!
Если мы хотим, чтобы дети больше писали сами, и лучше понимали письменные буквы, мы можем чаще оставлять им записки, написанные от руки
И поначалу это будут записки, написанные большими печатным буквами, а потом можно и прописными написать часть слов или даже все. Если ребёнок не умеет читать курсив, то учиться писать по прописям не имеет смысла. Он будет копировать текст как картинку, не разделяя её на отдельные буквы и слова. И это будет механическое копирование, которое не поможет научиться писать отдельно каждую из букв.
Бонус: для взрослых
Рекомендую взрослым два упражнения, чтобы вспомнить свои ощущения от прописей: возьмите карандаш или ручку в непривычную руку, и напишите число и слова «домашняя работа «. А потом можно попробовать после каждой буквы менять цвет ручки. Учтите, что у взрослых-то образ буквы сформирован, вам не надо вспоминать, как пишется «а» и в какую сторону хвостик у «д», а всё равно писать непривычной рукой бывает не очень легко. Когда вы пишете текст, у вас не возникают такие сложности, вы думаете, а рука сама пишет нужные закорючки. Но если приходится после каждой буквы останавливаться (вам — для того, чтобы сменить цвет, а ребёнку — вспомнить, как пишется та или иная буква), то ошибок будет больше, вы легко можете тоже пропустить букву.
Письмо — навык сложный, и многим детям сложнее всего именно писать без отрыва. Давайте тогда отделим скорость письма и аккуратность. Если мы хотим красивых буковок, то не будем торопить и подгонять. Те буквы, которые удобно писать слитно, он сам напишет вместе. Это же для его удобства придумано по идее.
«Заменяя прописи клавиатурой, мы пропускаем важный этап развития ребёнка»
Когда мне приходится слышать, что детям в первом классе очень легко, практически нечего делать, я понимаю, что родители забыли про письмо и про прописи. Чем старше дети, тем твёрже рука, и тем проще им овладеть навыками письма. Но этот навык требует большой работы. И задача родителей в этот момент — помочь и поддержать ребёнка. Научить первоклассника отдыхать и расслаблять руку, найти стирающуюся ручку — или договориться с учителем о том, что ему можно писать карандашом и исправлять ошибки.
Удачи вам и вашим детям на этом нелёгком пути.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.