учим формы и фигуры для детей 2 3 лет
Геометрия для малышей: как выучить фигуры
Статья из Интернета.
Изучаем геометрические фигуры.
С самых ранних лет используйте в разговоре с ребёнком такие понятия как круглый (мяч), квадратный (табурет), овальный (стол) и т. д. Данный метод особенно эффективно работает, когда ребёнок видит несколько предметов с одинаковым названием, но разной формы и ему нужно выбрать один конкретный предмет. Делать это нужно ненавязчиво. Например, накрывая на стол можно попросить ребёнка дать Вам квадратную тарелку. Или перед сном предложить принести почитать круглую книжку. Вначале, когда ребёнок ещё не умеет самостоятельно определять формы и теряется перед кучей книжек покажите ему какая из них круглая.
Бывает, что разный цвет фигур сбивает ребёнка, помогите ему, уточнив задание: «Собери кружочки всех цветов: и жёлтые, и красные, и синие, и зелёные». Когда ребёнок начинает легко справляться с заданием, добавляем фигуры разных размеров и используем в игре фигуры разного цвета и разного размера.
После этого переходим к следующему этапу.
И верхом мастерства для Вашего ребёнка будет успешное выполнение задания из 3-х составляющих: собрать определённые фигуры, конкретного цвета и размера. Например, синие большие треугольники или красные маленькие овалы.
Самое главное не спешите, переходите к следующему этапу только тогда, когда видите, что ребёнок легко справляется с заданием сам.
Учимся разделять предмет на фигуры. Пространственное воображение.
После 2-х лет у ребёнка начинает формироваться воображение. Ребёнок начинает видеть в различных очертаниях тот или иной образ. В этом возрасте ребёнок может запросто сказать Вам, что вот этот странной формы узор похож на лягушку или собаку. И действительно, приглядевшись, Вы найдёте это сходство.
Выкладывайте из вырезанных цветных картонных фигур различные предметы: домики, машины, корабли и просто красивые узоры.
Развиваем объёмное мышление.
Все родители знают, что маленькие дети просто обожают прятаться «в» и «под» различные объёмные предметы. Куда только они не залезут: в коробки и шкафы, под кровати и столы, строят домики и «штабики» из стульев и покрывал. Не ворчите, а наоборот, поощряйте эти игры. Такие акробатическо-строительные занятия развивают у ребёнка объёмное мышление. Доказано, что дети, которым родители запрещают играть в такие игры сталкиваются в дальнейшем с трудностями в школе при изучении объёмной геометрии.
Дело в том, что сидя, например, в домике ребёнок воспринимает объёмность предмета изнутри, осознаёт тот факт, что у предмета есть внутреннее пространство.
Купите развивающую логическую игрушку-вкладыш в которой нужно вставлять различные фигурки в соответствующие вырезы.
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста по ФЭМП «Геометрические фигуры»
ирина зорина
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста по ФЭМП «Геометрические фигуры»
Цель: Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах
— Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник. по выделенным признакам;
— закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много);
— формировать умение различать предметы по размеру, употребляя при этом в речи слова большая, маленькая.
— Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.
— Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
— учить внимательно, слушать воспитателя и выполнять задание.
Оборудование: грузовик, набор матрёшек, демонстрационные фигуры – круг, квадрат, треугольник; набор геометрических фигур.
Ход занятия.
1. Минутка вхождения в занятие:
Воспитатель: ввозит в группу грузовик. (в кузове которого находятся матрёшка, круг, квадрат и треугольник)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с матрёшкой (Дети говорят матрёшке «Здравствуй»)
Какая красивая матрёшка! Во что она нарядилась?
Дети: В красивый сарафан и платочек.
Ох, Матрешки — нету краше!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!
Три матрешки — все в одной
Могут спрятаться порой.
Воспитатель читает стихотворение и демонстрирует матрёшку, открывает матрёшку, достаёт ещё одну, и тд.
Воспитатель: Сколько матрёшек стало?
Воспитатель: А сколько было сначала?
Воспитатель: Покажите самую большую матрёшку. (Дети показывают)
Самую маленькую. (Дети показывают)
Покажите среднюю матрёшку
Покажите матрёшку ниже большой, но выше маленькой.
Воспитатель: Ребята, а к матрёшке пришли её подружки и они вас ждут. Поиграем с матрёшками, найдём в матрёшке других матрёшек и построим их по росту. (Дети ищут остальных матрёшек и располагают их по росту, показывают и называют величину матрёшек)
Воспитатель хвалит детей.
2. Знакомство с новым материалом.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что привезла нам матрёшка в грузовике?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть
Воспитатель: Что вы нашли? (Ответы детей)
— Ребята, это необычные фигуры, которые называют геометрическими.
(воспитатель демонстрирует круг из набора фигур).
— Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете? Что особенного в этой фигуре.
-Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на круг?
-Еще одна фигура – квадрат. Его можно поставить.
— Какого цвета квадрат?
(учитель демонстрирует квадрат из набора фигур).
— Покажите мне такую же фигуру из своего набора.
-Следующая фигура – треугольник. Какого цвета треугольник?-
(учитель демонстрирует треугольник из набора фигур).
— Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?
-Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник?
3. Динамическая пауза «Мы ногами — топ-топ»
Мы руками — хлоп-хлоп.
(Движения выполнять по содержанию текста)
Мы глазами — миг-миг.
(Руки на поясе. Моргаем глазами)
Мы плечами — чик-чик.
(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)
Раз — сюда, два — туда,
(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки к телу все прижали
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
(Движения выполнять по содержанию текста)
Заниматься нам пора
(Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз).
4. Дидактическая игра «На что похоже?»
Цель игры: закрепить умение определять форму окружающих предметов.
Детям предлагается карточки с изображенными геометрическими фигурами и предметные картинки предметов окружающей обстановки, необходимо данные картинки расположить на карточках соотнеся фигуру с предметом.
4. Итог занятия.
-Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились.
— Скажите, с какими фигурами мы сегодня познакомились?
— Чем отличается каждая фигура от всех остальных (круг, квадрат, треугольник?
Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах:.
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Математическая страна» (один-много, форма, величина, цвет, геометрические фигуры) Провели воспитатель: Бабаева О. Г. Конспект по Ф М П в младшей группы на Тему: «Математическая страна» (один-много, форма, величина, цвет,.
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры» Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:.
Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группе Тема: «Геометрические фигуры» (треугольник, круг, квадрат) Задачи: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать.
Конспект занятия по познавательному развитию «Геометрические фигуры. Счет до 5» для средней группы Тема: «Геометрические фигуры». Счет до 5. Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Цели: упражнять.
«Геометрические фигуры. Круг, квадрат». Конспект занятия по математике в младшей группе Программное содержание: 1. Учить сравнивать два предмета по форме и величине. 2. Содействовать овладению умения обследовать геометрические.
Изучаем геометрические фигуры с детьми 1-3 лет
Звукоподражания, цвета и геометрические фигуры – одни из первых навыков, которые осваивает годовасик. К трём годам он уже не только говорит «котёнок – мяу», но и может многое рассказать о питомце из семейства кошачьих. В познаниях геометрических фигур ребёнок за два года тоже значительно продвигается – от наименования простых плоских фигур до их рисования и конструирования из кубиков. Но все эти навыки нужно постепенно развивать. Узнавать базовые геометрические формы интереснее и эффективнее в игровой форме. Давайте рассмотрим несколько проверенных игр для детей 1-3 лет.
Содержание
Учим геометрические фигуры с малышом в 1-2 года
Учим геометрические фигуры с ребенком в 2-3 года
Скачать раскраски для детей
Аппликация из геометрических фигур для малышей
Для детей 1-3 лет при изучении новой информации очень важна последовательность и постепенность. Восприятие квадратиков и кружков помогает малышу задействовать логическое мышление, совершенствовать своё пространственное восприятие и определять форму предметов в повседневной жизни. Начните с простых игр и постепенно усложняйте их, улучшая математические способности малыша.
Мы сделали подборку, ориентируясь на возраст детей и их усреднённые возможности. Но вам нужно, в первую очередь, смотреть не на возраст, а на умения вашего ребёнка. Начинайте с самых простых игр и постепенно переходите к более сложным задачам.
Учим геометрические фигуры с малышом в 1-2 года
В этот период стоит обучать ребёнка только самым базовым различиям, вряд ли он сразу поймёт, чем отличаются между собой круг и овал.
Поэтому начать стоит с таких фигуры, как квадрат, треугольник и круг. А после того, как малыш освоит эту базовую троицу, можно переходить к более сложным формам.
Игры с геометрическими фигурами для детей 1-2 лет
Посмотри вокруг
Самый доступный способ изучения фигур – смотреть по сторонам и отмечать, какую форму имеет тот или иной предмет. Например, вы раскладываете с ребёнком тарелки на стол и говорите: «Тарелки круглые, эта форма называется круг». Берёте на ночь книжку и отмечаете: «А вот книжка квадратная, эта форма – квадрат» и так далее.
Со временем вы сами сможете спрашивать у ребёнка, какой формы тот или иной предмет дома, на улице. Посоревнуйтесь на прогулке, кто заметит больше круглых предметов, например, солнце, круглая лужа, дупло в дереве.
Плакат на стене
Распечатайте на листах А4 геометрические фигуры. Плакаты можно развесить в детской комнате на уровне глаз ребёнка.
В течение дня просите малыша показать, где та или иная геометрическая фигура.
Также можно распечатать небольшие карточки с геометрическими фигурами по этой ссылке. А в течение дня искать предметы похожие на квадрат, круг, прямоугольник или треугольник.
Постепенно малыш начнёт без труда различать основные геометрические фигуры.
Сортер
В продаже представлены самые различные сортеры – пластмассовые и деревянные, небольшие и с огромным набором фигур. Для начала лучше подобрать игрушку со скромным количеством основных фигурок.
Но если у вас уже есть сортер, может быть, преподнесённый ребёнку в качестве подарка, в котором много крестов, сердечек и полумесяцев, для малыша одного года жизни лучше временно убрать большую часть фигурок. Добавлять их можно по мере взросления, тем самым усложняя игру.
Приблизительно в год ребёнок начинает понимать, что фигурка легко проходит сквозь одно отверстие, но совсем не помещается в другое. Поэтому его начинает интересовать сортер. Поначалу игра будет очень долгой, малыш неумело подбирает фигурки и медленно их вращает, не всегда замечая закономерности. С практикой ребёнок начнёт быстрее взрослых сопоставлять фигурку и отверстие под неё.
Ваша задача – во время игры постоянно проговаривать названия геометрических фигур. «Вот это – круг. Круг не подходит сюда. Давай посмотрим, куда подходит круг?».
Сортировка предметов
Эта игра работает по принципу поиска общего. Ребёнку нужно присоединить фигуру к уже набранному количеству таких же форм. Мои ребята, и Миша, и Лёша, проявили интерес к сортировке ближе к полутора годам.
Причём сортировать детали можно не только по форме. Когда мы освоили складывание треугольника к треугольникам, начали придумывать другие основания для сортировки, например, по цвету или по размеру. Чтобы было интереснее, я внесла игровой формат, подключив мягкие игрушки. Задание сразу становилось игровым, я просила: «Дай собачке все кружки, потому что она больше всего любит играть с кружками». Так у каждой нашей игрушки появились любимые геометрические фигуры.
Чтобы играть сразу с двумя детьми, пришлось немного усложнить задание. Так младшего, Лёшу, я просила дать брату все квадраты. А Миша, получив все квадраты, раскладывал их от меньшего к большему или придумывал свою систему сортировки. Вообще, можно добавлять элемент сортировки в самые разные игры и занятия, даже бытовые.
Учим геометрические фигуры с ребенком в 2-3 года
К двум годам можно увеличить количество изучаемых фигур, добавив звезду, трапецию, ромб, овал. За этот год можно будет освоить понятие объёма и основные фигуры, например, кубик, шар, может быть, конус.
Предыдущие игры можно оставить, немного усложнив их правила. А также стоит добавить другие развлечения из списка ниже.
Игры с геометрическими фигурами для детей 2-3 лет
Ближе к трём годам начинает развиваться наглядно-образное мышление, в то время как ранее намного важнее было предметное восприятие. Если в 1-2 года малышу нужно было всё потрогать, подержать в руках, он буквально «думал руками», то к трём годам он уже начинает больше интересоваться картинками, образами. Поэтому, начиная с 2-3 лет, можно чаще привлекать карточки и другие дополнительные материалы.
Игрушка-вкладыш
Эта логическая игрушка предназначена для несложных манипуляций – достать, а затем вложить обратно предмет в подходящую ячейку.
Рамка-вкладыш может быть сделана из деревянных или пластиковых деталей.
Небольшая игрушка включает отдельно стоящие геометрические фигуры.
Но есть и более сложные рамки, в которых нужно как в «Тетрисе» уложить все фигурки друг к другу так, чтобы заполнить всё пространство.
Рисование с трафаретами
Сперва можно научить ребёнка закрашивать полностью трафарет, например, гуашью, а потом показать, как нужно обводить фигуру по контуру. Трафареты могут быть разные – со внутренней стороной или со внешними гранями.
Можно купить пластиковые карточки, использовать специальную линейку для рисования или смастерить трафареты самостоятельно. С Мишей у нас были самодельные трафареты из плотного картона, а уже с Лёшей я купила более долговечные пластиковые карточки. Фигуры могут быть разного размера, хотя для начала лучше взять 3-4 базовые формы.
Игры с иллюстрациями
По сути это тот же поиск предметов, только не в окружающем пространстве, а на картинке. Это здорово тренирует внимание и наблюдательность. А главное, играть можно с любой детской книжкой, например, во время вечернего чтения перед сном.
Задача у малыша простая – найти все предметы квадратной, треугольной или круглой формы на картинке. Если в обычных книжках слишком мало геометрических форм, можно найти специальные картинки.
Найди лишнее
Развивать логическое мышление можно с помощью игры «Найди лишнее». Малышу нужно будет из предложенного ряда фигурок выбрать ту, которая не подходит.
Для начала можно воспользоваться вырезанными геометрическими фигурами, положив 3 квадрата и один треугольник. Предложите ребёнку выбрать лишнюю фигуру.
Затем, когда он уже понял, как работать с такого рода заданиями, усложните игру. Разложите карточки с изображениями квадратных и треугольных предметов, опять предложите убрать лишнюю картинку.
Обязательно поинтересуйтесь, почему он выбрал именно эту карточку.
Помните, что детская логика не всегда работает в том же направлении, что и у вас, обычно взгляд ребёнка шире. Так малыш может взять другое обоснование для исключения предмета, например, цвет или действующие лица на картинке, поэтому нужно подбирать изображения, выполненные в одном ключе. Кстати, вы можете скачать карточки у нас. Чтобы сделать логические ряды, нужно будет распечатать этот шаблон в нескольких экземплярах.
Разложи правильно
Ребёнку нужно будет отсортировать карточки с картинками по фигуркам, которые на них изображены.
Для начала возьмите две геометрические фигуры, для каждой из них по 3-4 карточки. Предложите малышу разложить карточки на две стопки.
Когда ребёнок справится с задачей, увеличьте количество фигур и, соответственно, карточек.
Ничего страшного, если малыш будет ошибаться, подскажите ему, как правильно выполнить задание. Через время он будет без труда справляться самостоятельно.
Сортировка
Нарежьте из цветного картона разноцветные геометрические фигуры разных размеров. Теперь предложите ребёнку разложить их по кучкам, например, в одну сторону маленькие синие квадраты, а в другую – крупные зелёные треугольники.
Вместе с изучением геометрических фигур вы сможете подтянуть знание цветов и закрепить понятия больше/меньше.
Конструктор
Чтобы выйти из плоскости на изучение объёмных фигур, можно просто поиграть в конструктор или кубики. Занимаясь строительством, обращайтесь к ребёнку, называя фигуры.
Например: «Подай мне, пожалуйста, зелёный кубик», «Давай сюда поставим красную арку?» или «А где у нас лежат круглые колёса?». Конструирование помогает изучить геометрические формы, развить логическое мышление и фантазию.
Игра «Домик для фигурок»
Когда ребёнок уже познакомился с основными фигурами, можно поиграть с ним в игру на соотношение предметов с изображением. Для этого распечатайте карточки и вырежьте фигуры. Ребёнку нужно будет складывать разноцветные фигурки в заранее подготовленные места на карточках – в их домики.
Можно заполнять поля обычными геометрическими фигурами, а можно – предметами квадратной, круглой или треугольной формы. Карточки для игры с малышом можно скачать по ссылке.
Поиск сокровища
В эту игру можно начинать играть с 2-2,5 лет. Причём заниматься можно как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми, тогда будет добавлен соревновательный момент. Если вы занимаетесь дома, то подберите объёмные геометрические фигурки, например, из сортера или из конструктора.
Положите их в глубокую миску и засыпьте любой крупой. Предложите малышам раскапывать крупу и искать сокровища. Когда ребёнок находит фигурку, чтобы её забрать, он обязательно должен назвать её. А если на улице тепло, и вы выходите на детскую площадку, можно повторить эту игру в песочнице, тогда закапывать формы нужно прямо в песок. А ребёнка стоит оснастить лопаткой.
Геометрическое лото
Распечатайте карточки с нарисованными геометрическими фигурами в двух экземплярах. Один листок оставьте целым – это будет игровое поле. Другой разрежьте, вырезав все фигурки. Пусть малыш разложит все фигуры на карточке, помещая их в отведённые поля. Когда он освоит эту процедуру, можно поиграть в лото, доставая по одной фигурке и называя её. Например, вы говорите «квадрат», а ребёнок должен достать квадратик и положить его на место.
Скачать карточки для геометрического лото можно здесь. Кстати, первое время лучше раскрашивать фигуры неяркими цветами, чтобы они не отвлекали малыша от основной задачи. А со временем можно заменить разноцветные геометрические фигуры на картинки.
Скачать раскраски для детей
Геометрические фигуры имеют простые для раскрашивания контуры – прямые линии, чёткие углы, поэтому их часто используют в качестве первых раскрасок. Орудуя фломастерами или красками, ребёнок хорошо запоминает геометрические фигуры, особенно, если родители дают их названия. Делать это можно ненавязчиво, в таком духе: «А теперь давай раскрасим красным цветом этот маленький квадратик» или «Какого цвета ты хочешь сделать треугольник?».
Вы можете выбрать свои раскраски с геометрическими формами или скачать готовую подборку у нас.
Аппликация из геометрических фигур для малышей
Аппликации – несложный вид творчества, который развивает образное мышление, воображение, а также мелкую моторику рук. Это полезное занятие становится достаточно интересно детям ближе к двум годам, когда ребёнок без проблем обращается с клеем-карандашом. Причём на первых порах интерес вызывает не столько составление картин, сколько сам процесс приклеивания. Поэтому нет нужды брать сложные фигуры и картинки, вырежьте из цветной бумаги разные геометрические формы и просто приклеивайте их к холсту, так ребёнок быстро и прочно их запомнит.
Когда этап хаотичного приклеивания фигур пройден, можно определять конкретные места и просить ребёнка поместить деталь именно сюда. С этого момента можно уже подключать воображение и составлять несложные композиции из геометрических фигур – цветы, домики, деревья, лодку-парусник, паровозик и т.д. Вы можете создавать картинки самостоятельно или воспользоваться нашими шаблонами для скачивания.
Ещё в продаже есть разнообразные книжки для творчества, они включают всё необходимое для аппликаций, нужно только вырезать деталь и приклеить в обозначенное место.
Среди обучающих пособий отдельно стоит отметить книжку «Цвет и форма» из серии «Школа Семи Гномов» для детей 1-2 лет. С ней в игровом формате можно выучить геометрические фигуры, приклеивая детали к картинкам.
А если вы не хотите возиться с клеем, можно использовать книжки с наклейками. Мне очень понравились книжки с наклейками от МОЗАИКА kids «Собери картинку». Яркие картинки нужно завершить, приклеив наклейку в отведённое место.
С использованием развивающих игр ребёнок намного быстрее запомнит названия геометрических фигур, научится сравнивать их, определяя, какая из них больше, а какая меньше. Игры с формами развивают пространственное мышление и логику, они направлены на формирование математического склада ума, хотя иногда задействуют и воображение, фантазию. Используйте развивающие занятия для изучения форм с детьми 1-3 лет, и не забывайте усложнять игры, добавлять знания об объёмных фигурах в более взрослом возрасте. Это мягко и постепенно подготавливает ваших детей к школе.