ученик вместе с учителем самостоятельно определяет цель своего обучения
13 способов развить самостоятельное обучение и учиться быстрее
Самостоятельное обучение при самостоятельном обучении – непростая задача. Это требует опробования новых методов обучения, знания того, как вы учитесь, и мотивации продолжать обучение.
Хотя на бумаге все это звучит просто, важно отметить общий настрой людей на обучение. Для многих людей прошли годы с тех пор, как они в последний раз брали в руки книгу, не говоря уже об учебнике. Я не удивлюсь, если большинство людей перестанут серьезно учиться после университета или колледжа.
Хорошо, что вы снова сосредоточились на своем обучении, потому что как только вы углубитесь в то, что такое обучение, вы поймете, что школьное обучение не было самым оптимальным.
Самостоятельное обучение может стать отличным инструментом, который поможет вам продолжить обучение на протяжении всей жизни. Мы обсудим, что это такое, и несколько советов, которые помогут вам.
Что такое самостоятельное обучение?
Самостоятельное обучение, по своей сути, берет обучение в свои руки и расширяет его. Это метод, который разительно отличается от того, что преподают в большинстве школ. Другими словами, это очень эффективный метод, который может использовать каждый, и он отлично подойдет в школе.
Вот 3 уровня самостоятельного обучения Танмая Вора:
Фактически, есть одна школа в США, которая может подтвердить это на основе теории и практики: Brisbane Independent School или BIS. Поскольку школа не была ограничена федеральными учебными программами – которые в лучшем случае скучны, – они могли принять эту форму обучения.
Этот толчок к самостоятельному обучению исходил от Дженнифер Хейнс, которая начала преподавать в BIS в 1990-х годах. После этого модное слово в то время превратилось в учебную программу, в которой подчеркиваются семь характеристик:
По этим семи характеристикам Хейнс заметил:
«Эти характеристики запланированы в нашей учебной программе, и каждый студент отслеживается на протяжении всего процесса развития. Замечательно видеть, как ученик может перестать нуждаться в учителе, чтобы помочь ему даже придумать идею для проекта, а затем наблюдать за тем, как они в последние годы жизни разрабатывают планирование и реализовывают проект … Они узнают, как здорово развивать свои собственная идея и, самое главное, как выполнить задачу, чтобы никто не мешал ей выполнить ».
Характеристики самоориентированного ученика
Студенты BIS дают представление о некоторых характеристиках самостоятельного ученика с высоты птичьего полета. Изучая дальше, мы найдем больше, особенно когда мы рассмотрим методы, упомянутые выше, как способы улучшения этого стиля обучения.
На основе этих методов появилось много статей в исследованиях в области образования, показывающих все виды положительных побочных эффектов этого метода, в том числе для обучения взрослых.
Во-первых, самостоятельное обучение включает в себя людей, проявляющих инициативу при диагностике своего обучения и построении на этом основании. Одно исследование отметило, что, когда это происходит, люди раскрывают и развивают свою твердость и настойчивость, а также улучшают свою внутреннюю мотивацию и целостность.
Во-вторых, учащиеся чувствуют себя более сильными благодаря самообучению. С программами, перемещающимися в Интернет, мы можем рассматривать это как форму самостоятельного обучения. В конце концов, когда речь идет об онлайн-курсах и проблемном обучении, вам нужно действовать в определенном темпе.
Например, всем нам нужно ставить цели, если мы хотим развивать и обогащать наш бизнес, карьеру и жизнь. Умение ставить значимые цели, которые мы стремимся достичь, означает больше, чем акт постановки цели, которая нам не важна.
Некоторые другие характеристики этих учащихся:
Эффективный
От эффективного обучения до эффективной мотивации эти люди становятся более эффективными в обучении.
Поддерживающий
Ученик такого типа означает, что вам нужно ценить сотрудничество и командную работу. Это научит вас искать помощи и руководства, а также предлагать помощь, когда это необходимо. Благодаря этому они лучше работают в командной динамике.
Повышенное чувство ответственности
В конечном итоге, при самостоятельном обучении люди проявляют инициативу и решают, когда, как и чему учиться. Это чувство ответственности особенно важно в 21 веке, когда образование, похоже, застопорилось.
Более любознательный
Этот метод обучения побуждает нас спрашивать, почему, а не соглашаться на ответ «я не знаю». В результате мы учимся задавать более важные и важные вопросы, которые вызывают обсуждение, открытия и обучение.
Что удивительно в самоуправляемом обучении, так это то, что мы можем применять его в своей жизни.
Как развивать самостоятельное обучение
Разработать эту стратегию не так уж и сложно. Для большинства людей этому нужно учить явно, но следующие способы помогут в развитии и изучении этой стратегии.
1. Определите цели обучения
Вы никогда ничего не сможете добиться, если не предвидите этого. Определите, чему вы хотите научиться в первую очередь. Установите конкретные цели обучения, которые вы сможете со временем измерить.
2. Ставьте под сомнение значение
Возьмите за привычку не принимать все за чистую монету. Всегда проявляйте кошачье любопытство и задавайте вопросы, которые заставят вас задуматься об ответе. Откажитесь от очевидных ответов с вопросами «почему» и «как» и посвятите себя поиску ответов.
3. Найдите проблемы
Проблемы, хотя поначалу неудобные, могут быть захватывающими и полезными. Найдите проблему, связанную с проблемой, которую вы хотите решить. Преодоление этого будет значимым и подтолкнет вас к продолжению обучения.
Вы можете узнать больше о том, как научить себя тянуть к обучению, из этого видео:
4. Проверьте свой учебный процесс
5. Разберитесь в своем подходе к обучению
Найдите минутку, чтобы взглянуть на формат и среду вашего подхода к обучению и время от времени меняйте их, когда вы участвуете в самостоятельном обучении. Большинство людей сильны в нескольких стилях обучения, и они часто могут дальше развивать те, в которых они самые слабые. Поэкспериментируйте, чтобы увидеть, что работает в долгосрочной перспективе.
6. Раскройте предысторию темы
Познакомьтесь с темой, которую изучаете, проверив ее предысторию. Прочтите статьи, которые вам интересны, или посмотрите выступления на TED Talks, относящиеся к темам из вашего списка обучения.
7. Развивайте внутреннюю мотивацию
Внутренняя мотивация – это мотивация, основанная на внутреннем вознаграждении. Это кажется простой концепцией, но многие люди с ней борются. К счастью, этому можно научиться. Одна из его форм – делиться тем, что вы узнали, с другими.
Старайтесь не жестко относиться к себе, если хотите развить внутреннюю мотивацию. Слишком много самокритики помешает вам продолжить обучение. Сохраняйте его как можно более позитивным и развивайте благодарность и признательность за все усилия, которые вы вкладываете в свое образование.
8. Как сделать что-то из того, что вы узнали
Песня, запись в дневнике, картинка… Это примеры того, что вы можете создать на основе того, что вы узнали. Это не только помогает закрепить то, что вы изучаете, но и дает вам то, чего стоит ожидать. Это также отлично подходит для кинестетиков!
9. Время кредитного плеча
Иногда мы заняты, и у нас нет времени учиться, но эта нехватка времени – скорее причина, чтобы использовать время, которое у нас есть.
Возьмите 30-минутные перерывы на обед, чтобы поесть, и уделите внимание учебной сессии. Если вы идете в спортзал, слушайте подкаст или аудиокнигу, пока вы на беговой дорожке.
10. Создайте список тем.
Думайте о списке тем как о списке вещей, которые вы хотите узнать. Это могут быть широкие темы или узкие. Эти списки могут помочь вам в постановке целей и работе над их достижением.
11. Цените свой прогресс перед своей работой
Мы никогда не прекращаем учиться. Всегда будут крошечные кусочки информации или взглядов, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Однако, если вы хотите активно учиться, сосредоточьтесь на стимулировании обучения, а не на вашей реальной работе.
12. Ставьте перед собой реалистичные цели обучения
Самостоятельное обучение построено на системе, которую мы создаем. Чтобы система работала нормально, вы должны убедиться, что все настроено в ваших пределах. Последнее, чего вы хотите, – это отговариваться от обучения.
13. Создайте сеть обучающихся коллег.
Создайте группу людей, с которыми вы можете сотрудничать и общаться. Эта группа людей подтолкнет вас к тому, чтобы узнать больше, и может дать вам выход, когда вы захотите поговорить о том, что вы узнали. Лучше всего то, что эта группа может быть как офлайн, так и онлайн.
Последние мысли
Самостоятельное обучение – ключ к получению более обогащающего опыта обучения. Хотя у всех, кажется, уменьшился вкус к обучению, это произошло из-за старой и неэффективной системы – системы, которая не поощряет более глубокое обучение и не помогает студентам ставить более высокие цели обучения, которые их волнуют.
Самостоятельное обучение важно, потому что оно учит людей быть более независимыми и ответственными. Они развивают навыки внутренней мотивации, самодостаточности, умения задавать значимые и важные вопросы и многое другое.
Сейчас лучшее время, чтобы заняться самостоятельным обучением и снова полюбить обучение.
Взаимодействие учителя и учащегося в процессе организации самостоятельной работы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Взаимодействие учителя и учащегося в процессе организации самостоятельной работы
Полноценным считается урок, ориентированный на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учёт его интеллектуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, активную роль в процессе обучения. А это требует тщательного обдумывания каждого урока, бережного отношения к учебному времени, отбора экономных методов и видов работы, наиболее соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.Развитие личности ученика немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы. Самостоятельная работа – единственное средство приобретений учащимися умений добывать знания.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. В процессе управления самостоятельной деятельностью непоследнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Самое трудное для учителя в этой системе научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся.
Практический опыт учителей многих школ показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно.
Для развивающего урока непременным условием является организация самостоятельной работы разноуровневого характера. Разноуровневые самостоятельные работы отличаются от обычных работ возможностью формулировок, возможностью действовать различными способами, необходимостью привлекать умения и навыки. Они требуют активного использования различных приёмов. Правильная организация дифференцированной работы в обучении требует, чтобы каждый ребёнок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Известно, что прочны знания, добытые своим трудом. Поэтому, когда их собственный труд наконец-то дал результаты, у учащихся, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, рискуют брать более сложные задания. Всё это способствует сознанию положительной мотивации и учёта. Применение самостоятельных работ разного уровня обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, давая возможность учителю регулярно знать реальную картину усвоения знаний учащимися, проблемы в знаниях и даёт возможность немедленного усвоения устранения пробелов, т.е. коррекции. Я провожу индивидуальную работу над ошибками,т.к….
Разноуровневые задания могут представляться по-разному:
а) это могут быть 3-4 варианта с заданиями в соответствии с темами;
б) могут составлять 2 варианта (равнозначных), где упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастной сложности.
Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала с целью развития интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика во время процесса обучения. Целью обучающих самостоятельных работ является задача доведения до сознания учащихся содержания нового понятия, раскрытие его главных свойств, признаков, связь с ранее излагаемым материалом. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся непрочны. Эти работы надо составлять так, чтобы задания были репродуктивного характера, выполнение которых выработке основных умений и навыков, необходимых для изучения новых. Конечно, этот вид самостоятельной работы мало способствует умственному развитию детей, но она очень необходима, т.к. создаёт базу для дальнейшего изучения материала и, таким образом, способствует более высокому уровню обучения. На начальном этапе формирования знаний можно разрешить учащимся в ходе самостоятельной работы пользоваться учебником, записями в тетрадях, таблицами и т.п., что создаёт благоприятный климат особенно для слабых учащихся. Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.
Тренировочные самостоятельные работы должны включать однотипные примеры и задачи, содержащие существительные признаки и свойства данного определения, правила. Выполняя данные работы, учащиеся вырабатывают определённые навыки и умения.К таким работам можно отнести выполнение разноуровневых заданий. Рационально собраны комплекты карточек-заданий по темам. В каждом конверте удобно разместить 4-5 карточек с упражнениями или заданиями. В зависимости от уровня задания карточки разнятся по цвету: зелёные – на «3», жёлтые – на «4», синие – на «5», красные – задания олимпиадного характера. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя. После проверки, выявив потенциальные ошибки, учитель работает со слабоуспевающими учениками, помогая им преодолевать имеющиеся проблемы, средние и сильные учащиеся повышают свой уровень знаний.К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Эти работы показывают, насколько прочно и осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки работ данного вида учитель определяет, нужно ли ещё работать над данной темой.
Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние работы по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, сочинение игр, сказок, презентаций и т.п.
Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. В процессе их выполнения учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания, например, на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи или её элемента. Эти работы вызывают у учащихся большой интерес, учат мыслить творчески.
Математический диктант может быть проверен учителем или выполнен с самопроверкой. В ходе самопроверки учащиеся на одном листе находят и исправляют другим цветом ошибки, записывают решения невыполненных заданий. В случае правильного решения более двух заданий эта работа может завершена самооценкой для упрощения оценивания число заданий равно пяти. Математический диктант играет огромную роль для тренировки памяти.
задания различных вариантов должны быть равноценными по содержанию и объёму работы;
задания должны отрабатывать основные навыки;
задания должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения;
нельзя ограничивать только обязательным уровнем, необходимо постоянно стимулировать деятельность учащихся, задания должны позволять дифференцировать уровень подготовки учащихся.
В зависимости от форм обучения выделяют несколько форм организации самостоятельных работ:
1) Индивидуальная форма организации самостоятельных работ имеет преимущества перед другими формами. Она состоит в том, что лучше способствует вовлечению в работу исключительно всех учеников. Каждый из них получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной письменной работы. В этом случае можно проверить степень участия ученика в выполнении этого задания. Эта форма организации позволяет работать в индивидуальном темпе, каждый ученик может выполнять задания в собственном стиле в соответствии со своими умениями и способностями.
2) В качестве другой формы организации самостоятельной работы выдвигается групповая форма. При такой организации письменных работ учащиеся делятся на группы по несколько человек для выполнения той или иной задачи. Задание дается группе, а не отдельному ученику. Групповая форма работы регулирует сотрудничество учащихся и добивается этим не только дидактических, но и воспитательных целей.
Группы для самостоятельной работы могут быть структурированы различным образом. Во-первых, это группы, которые формируются на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе достаются более сложные задания, а более слабой менее сложные задания. Во-вторых, группа может быть сформирована на основе пожеланий самих учащихся. В таком случае работают ученики со сходными интересами и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создает особо благоприятные условия для проявления личностных качеств.
Группы из двух человек наиболее эффективны при взаимопроверке. Каждый учащийся выполняет самостоятельно задание, данное всему классу, а затем организуется взаимопроверка.
3) В качестве третьей формы организации самостоятельных работ является фронтальная форма.
Очень важным этапом при фронтальной форме является обоснование каждого шага решения.
Одним из значимых компонентов фронтальной формы является сопоставление разных способов решения, выявление наиболее рациональных из них.
В процессе обучения возможно объединение нескольких форм самостоятельных организации работ.
«Самоконтроль и самооценка на уроках математики». Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.
Какие же ситуации критической самооценки можно специально создавать на уроках математики:
1. Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.
При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.
Чтобы развить умение ученика критически относиться к себе, к своей работе и к собственной деятельности, необходимо обучить его искать ошибку у других. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку.
Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, неполный разбор возможных случаев и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность. И задача учителя – помочь и всячески способствовать формированию правильной самооценки. При проверке самостоятельных или контрольных работ учитель, как правило, зачеркивает допущенную ошибку и надписывает вверху нужную цифру или верный результат математического действия. Это приводит к тому, что при малейших трудностях ученик стремится искать помощи учителя, соседа по парте, родителей, а это плохо сказывается на формировании самооценки. Вот почему полезно иногда вместо исправления ошибки просто подчеркнуть ее. Поиск ошибки в решении – это творческая работа, которая состоит в более глубоком осмысливании условия задачи, повторном ее решении и проверке правильности вновь полученного ответа (а не в механическом переписывании исправленного). Но это возможно только в том случае, когда что ученик самостоятельно справиться с допущенной ошибкой.Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях. Установка на постоянную проверку написанного, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Список использованной литературы:
Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.,2005.
Ковальская М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. – М.,2007.
Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников.-М.,1996.
Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // 2005.№5
Манвелов С.Г.Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся-М,.Просвещение,1997.
Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся.–М.: Высш. Школа, 1999.