учебники для детей и методические пособия для учителей кто придумал
Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология
Светлана Лаврентьева
06 июля 2018 • 13:07
Как создаются школьные учебники? Может ли стать автором человек с улицы? И чем объяснить успех самых популярных учебников? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Климишин, управляющий директор издательства «Просвещение».
— Дмитрий Александрович, в чем разница между «звездными» авторами, чьи книги выпускаются огромными тиражами, на рынке художественной и учебной литературы?
— Разница очень большая. Написать и издать учебник или учебно-методическое пособие гораздо сложнее, чем детскую книжку.
На рынке учебной литературы структура подготовки продукта иная. Учебник создается долго, потому что его нужно не просто написать, но и привести в соответствие с действующими нормами, в том числе с образовательными стандартами, апробировать, включить в Федеральный перечень учебников и только потом выводить на массовый рынок. При этом включение в Федеральный перечень не гарантировано – учебник должен пройти не менее трех независимых экспертиз. Так что работа над продуктом до его вывода на рынок растягивается на несколько лет. К примеру, сейчас действует перечень 2014 года, и он изменялся только в рамках предмета «Астрономия» и учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья. То есть новые авторы могли войти в Федеральный перечень только по этим предметам.
Помимо учебников, издательства учебной литературы выпускают учебные пособия (книги для чтения, рабочие тетради, контурные карты, методические пособия для учителя и проч.), которые в отличие от учебников не проходят внешнюю экспертизу. Но все равно требования к ним высоки, поэтому мы всегда проводим внутреннюю экспертизу, и времени на создание этих продуктов также требуется немало.
— От чего зависит популярность школьных учебников? Чем объяснить, что один учебник выдерживают не один десяток переизданий, а от другого издательства быстро отказывается?
— Успех учебников зависит, прежде всего, от творческого потенциала авторов и команды людей, которые вместе с автором работают над подготовкой учебников. Остальные факторы вторичны. Можно говорить и о зависимости тиражей от широты аудитории, которой учебники адресованы – к примеру, учебник русского языка имеет большую аудиторию, нежели учебник французского языка. У каждого учебника – своя судьба. Сложность для команды заключается еще и в том, что учебник должен заглядывать в будущее – мы должны учить детей не только тому, что им необходимо знать в современной жизни, а тому, что им понадобиться после окончания школы. Это очень непростая задача.
— Как в издательстве «Просвещение» подбирают авторов? Есть ли традиции работы с авторами, сохранившиеся с советских времен?
— Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология. Нельзя понимать ее упрощенно, что вот, дескать, есть резервуар с талантливыми авторами, и мы только туда запускаем «сачок», а вот резервуар с не очень талантливыми, и мы к нему стараемся не приближаться. При этом стоит отметить, что популярными авторами, известными по всей России, зачастую становятся ученые и педагоги, которых раньше знали лишь в узких кругах. Их талант проявился именно при написании учебника: им удалось добиться сочетания научной глубины, простоты и доступности.
В советские годы, когда издательство «Просвещение» только начинало работать, существовала практика назначения авторов – прежде всего, по гуманитарным предметам. Были примеры, когда учебники отбирали для школ по итогам конкурса, тенденция возобладала с середины 1950-х годов. Яркий пример – учебник по истории древнего мира Федора Коровкина, победивший на конкурсе благодаря простоте и доступности содержания.
Роль издательства «Просвещения» заключалась в том, что редакторы, работавшие здесь десятки лет, фактически становились соавторами учебников и пособий. В издательстве сформировался пул не только авторов, но и редакторов, благодаря которым вот уже почти 88 лет появляются стабильные и качественные учебники.
Некоторые современные учебники построены на базе именно тех учебников, которые создавались в советские времена. Они были настолько хорошо написаны авторским коллективом, что требуется лишь правка этих учебников под современные реалии, что мы и делаем постоянно. Один из примеров – учебники математики Марии Игнатьевны Моро, не так давно скончавшейся на 93-м году жизни. В советские годы она фактически была создателем нового предмета начальной школы – математики, пришедшей на смену арифметике.
— Какое образование должен иметь автор учебника? Где у него чаще всего основное место работы? Какими знаниями он должен обладать, помимо знаний своего предмета?
— У всех авторов, конечно, было и есть высшее образование. Среди них работники академических институтов РАН и РАО, высшей школы, ведущие методисты, учителя школ, которые играют большую роль в составлении методического аппарата и рабочих программ.
Для написания учебника важны знания детской психологии, осведомленность о последних достижениях науки. Среди наших авторов – академики РАН, как например, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян (всеобщая история) или Алексей Семенов (информатика), который является одновременно академиком РАО, автором педагогических концепций в области математики и информатики.
А есть авторы, являющиеся не только учеными, но и методистами, они, конечно, ближе к школьной практике, чем члены «большой» академии. Таиса Ладыженская – одна из крупнейших методистов в нашей стране, специалист по русскому языку, чьи книги издавались на протяжении 40 лет. Она никогда не покидала науку – теорию и практику русского языка, что позволяло ей своевременно обновлять учебники. Леонид Боголюбов, которого мы уже упомянули, – ученый-обществовед с огромным педагогическим опытом.
— Как издательство «Просвещение» отбирает авторов? Может ли стать автором человек с улицы?
— Примеров, когда авторы приходят с улицы и предлагают готовый продукт, я, пожалуй, не припомню. Но, проводя мероприятия в регионах, в школах, в институтах повышения квалификации, мы замечаем коллег с высоким потенциалом, которые могли бы стать авторами учебников. Так нашим автором в 2007 году стал московский учитель истории Андрей Иванов, заместитель директора школы № 548. В школе, которую возглавляет Ефим Рачевский, он отвечает за учебно-воспитательную и проектную работу.
В подборе авторов все большая роль отводится издательству. Конечно, нам нужны авторы, которые могли бы объединить разные направления при подготовке учебников и пособий – те, кто проводят научные исследования, разбираются в детской психологии, владеют методическим аппаратом и проч. Но важно и другое: мы ищем авторов, ориентированных на современных детей и молодежь, понимающих особенности восприятия учебного материала новым поколением, которое живет в ином измерении, нежели десять лет назад. Это выдвигает новые требования к работе авторов и издательства.
— Как меняются требования к авторам учебников в связи с развитием цифрового образования и создания в школах современной информационно-образовательной среды?
— В современном книгоиздании к учебникам, пособиям и рабочим программам добавляются электронные форматы, методики и технологии, которые позволяют сделать все эти материалы более современными. Без электронной копии учебник не включат в федеральный перечень, так что умение учитывать требования информационно-образовательной среды при создании учебника должно быть у каждого нашего автора.
Особой популярностью в современной школе пользуются учебники, которые дают возможность ребятам систематизировать знания и выделить самое важное в огромном потоке информации. Эту роль выполняют не только некоторые линейки наших учебников, но и методические пособия для учителей, технологические карты уроков. Таким образом, с помощью наших пособий учитель моделирует урок, по-разному организует занятия в разных классах. Модульный принцип построения учебников и система многоуровневых заданий легко позволяет корректировать программу в зависимости от уровня подготовки школьников.
Кроме того, современные технологии позволяют расширять учебное пространство – технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности постепенно приходят и в образование. Умение использовать такие технологии также становится задачей коллектива, работающего над новыми цифровыми учебниками.
Все эти факторы, влияющие на популярность учебно-методических комплексов в школах, мы стараемся учитывать в работе с нашими авторами.
Учебники для детей и методические пособия для учителей кто придумал
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Сталинские учебники — золотой стандарт»: репортаж из екатеринбургской школы, где учат как в СССР
Родители-единомышленники объединились и открыли альтернативный первый класс
В этой школе особые парты, которые продуманы так, чтобы у детей сохранялась осанка
— Мы сбежали из первого класса обычной школы на второй неделе, — говорит Лилия, мама первоклассника. — Моему сыну там было некомфортно, ребёнок нервничал. А сюда пришли — и почерк выровнялся, и в арифметике огромный прогресс. Здесь всё логично, система выстроена понятно и последовательно.
В этом маленьком классе всего несколько парт и конторок и меньше десятка учеников.
Во время одного урока дети несколько раз встают из-за парт и продолжают занятия, стоя за конторками. Не привыкшим к долгому сидению первоклашкам так удобнее, к тому же нет такой нагрузки на спину, и это считается профилактикой сколиоза.
Несколько раз за урок дети меняют парты на конторки, за которыми можно заниматься стоя
На партах у ребят учебники, которые будто совершили скачок из советского прошлого или сошли с картины «Опять двойка». Так выглядит школа «Орлёнок».
Формально ученики находятся на семейном обучении, но их родители нашли таких же единомышленников и объединились в класс. У них есть программа, соответствующая ФГОС, учителя, методический материал и эти самые учебники.
Так выглядит маленький класс, созданный родителями-единомышленниками, и в нем всё по-настоящему
— Где-то год назад мне знакомый показал видеоролик: в Москве выпускают сталинские учебники для начальной школы. Там объяснялось, зачем они это делают, почему учебники так хороши, — рассказывает папа первоклассника Максим Руколеев. — Учебники того периода считаются золотым стандартом, они лучшие для начальной школы, простые для усвоения, понятные. Даже само оформление книг отличается от современного. Я посмотрел, мне стало интересно, сына как раз было пора записывать в первый класс, я стал искать, где учат по таким учебникам, и оказалось, что нигде.
В Москве инициативная группа печатает учебники сталинского периода, их можно даже заказать в книжных онлайн-магазинах
Максим Сергеевич взялся за поиск единомышленников, и они нашлись, в том числе и родители, которые сами работают педагогами. Объединились, нашли класс (это помещение в офисном центре), купили учебники, нашли педагогов, и 1 сентября их первоклассники пошли в эту школу.
— Не страшно? — спрашиваем у родителей. — Все-таки школа — это система, а у вас, получается, эксперимент.
— Программа соответствует стандартам, аттестацию дети могут проходить в обычных школах, и мы уверены, что они с ней справятся, — считает Максим Руколеев. — Проблема современного образования в том, что в первые же годы, в начальной школе, дети теряют интерес, мотивацию. Но, когда ребенку понятны задания, он выполняет их последовательно, то интерес не пропадает. А если сложность поставленных перед ребенком задач увеличивать постепенно, то появляется уверенность в своих силах. Неужели лучше пойти в обычную школу ради социализации, о которой часто говорят, но отбить интерес к учебе и получению новых знаний?
Родители считают, что картинки в книгах ненавязчивы, а лица у людей добрые и честные
— Вернуться в муниципальную школу мы всегда можем, — убеждена Екатерина, мама единственной пока в классе девочки, она по специальности педагог, преподаватель иностранного языка. — Вопрос в другом. В начальной школе закладывается фундамент. На мой взгляд, надежный фундамент нужно закладывать именно с помощью советских учебников, проверенных временем.
Программа у первоклашек соответствует современным ФГОС, дети сдают аттестацию в обычных школах
В расписании школы есть ручной труд, а не технология, природоведение, а не окружающий мир.
А еще есть чистописание. Ради того, чтобы дети научились писать правильно и красиво, родители сами находят типографии, где можно распечатать прописи с высокой разлиновкой, таких теперь не выпускают нигде.
Здесь считают, чистописание прививает детям навык крупного отрывистого письма букв. Именно такой способ, в отличие от безотрывного письма, предотвращает скованность мышц и нарушения осанки.
Здесь убеждены, что чистописание — это не просто блажь, это важная часть в работе коры головного мозга, в формировании координации. В конечном счете это то, что помогает лучше развиваться и усваивать информацию.
Поэтому здесь сначала учатся писать автоматическим тоненьким карандашом, а затем приступают к работе с перьевой ручкой. А перед тем, как вообще начинают что-то писать в тетрадках и прописях, первоклассники отрабатывают новые элементы букв мелом на индивидуальных деревянных разлинованных дощечках.
Прописи заказывают в типографии сами: теперь таких не выпускают
Всё это понимали педагоги, которые составляли программы и писали учебники в советское время.
— Мы открываем методичку и видим, что методички и учебники составлял целый коллектив заслуженных педагогов, профессоров, — говорит Екатерина. — Этот учебник продуман до мелочей. Когда ты понимаешь всю логику построения урока, и все системно и логично — да, этому больше доверяешь. Ведь по новым школьным программам родители даже объяснить материал из учебника не могут, он им просто не понятен. А здесь материал излагается предельно ясно для ребенка, дается много заданий для закрепления пройденной темы, нет перепрыгиваний из одного в другое. И результат совсем другой.
В этих учебниках всё последовательно и логично
Екатерина с самого начала не хотела отдавать дочь в обычную школу — из-за отсутствия фонематического слуха девочка, по мнению мамы, вряд ли смогла бы легко осваивать современные программы в большом классе. Она долго искала альтернативные варианты, но в итоге нашла эту школу, и теперь ездит с Сортировки на Комсомольскую, почти через весь город каждый день, но успехами дочери очень довольна, эмоционально для нее это как первый полет Гагарина в космос — девочка учится наравне с другими, у нее все получается, и она с радостью ходит в школу.
Здесь у ребят даже физкультура есть. Дважды в неделю арендуют зал, а зимой возле здания обещают залить корт
Единомышленники, придумавшие «Орленок», убеждены, что не только логика, простота и последовательность ценна в этих учебниках, но и воспитательный компонент.
На картинках изображены люди — дети и взрослые — с добрыми лицами, часто они изображены в ситуации, когда они трудятся, дети помогают взрослым. Даже цвета, графика иллюстраций смотрятся очень естественными, да и самих по себе картинок не так много, в отличие от современных учебников, пестрота которых мешает ребенку сосредоточиться на учебном материале. В сталинских учебниках тексты наполнены смыслом.
Максим Руколеев считает такой букварь идеальным
— Сама формулировка «сталинские учебники» не отпугивает? Всё-таки советская идеология давно в прошлом…
— Мы взяли сталинские учебники не с целью вернуть коммунистическое прошлое, а потому, что видим ценность образовательных методик того периода, — говорят родители. — А те небольшие идеологические моменты, которые есть в учебниках начальных классов, даются в качестве экскурса в историю нашей страны.
Иногда встречаются понятия, которые дети сейчас не знают — колхозники, например, или пионеры, объясняем, кто такие. Или, к примеру, Володя Ульянов из рассказа в учебнике «Родная речь» предстает перед нами прилежным и способным учеником гимназии, который имел такие нужные для любого школьника качества характера, как терпение, усидчивость и внимательное исполнение заданного учителем. И здесь мы видим не идеологию, а воспитание положительных качеств первоклассника.
Идеологической составляющей в учебниках нет, но порой приходится разъяснять детям, кто такие пионеры и колхозники
Пока школа «Орленок» — это один первый класс. Родители платят сумму, которой хватает на аренду помещения класса, учебники, мебель, труд педагогов.
Единомышленники планируют расширяться и не бросать свою идею после начальной школы, они уверены, что и с ЕГЭ их ребята справятся, потому что по уровню знаний они точно не отстают от сверстников из обычных школ.
На YouTube лежат ролики об учебниках проекта «Сталинский букварь»
Первые учебные книги для детей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Первые учебные книги для детей
Список используемых источников ……………………………………………………17
Детская литература сегодня является важнейшим источником формирования личности ребенка, его эстетического и нравственного воспитания. Детское восприятие переживает в настоящее время огромное влияние СМИ, видео- и аудио- продукции коммерческо-развлекательного характера, но поверхностный уровень эмоций ребенка не способствует его гармоничному развитию. Поэтому актуальной проблемой, сегодня является опора на лучшие образцы российской литературы, передающей все богатство и разнообразие мира. Детская литература, ее лучшие образцы, способны воспитать вдумчивого читателя, нравственные ориентиры ребенка.
Будучи тесно связанной с конкретными историческими, социально-экономическими условиями эпохи, детская литература, являясь самостоятельной областью искусства, развивается в тесной связи, во взаимодействии и под влиянием других видов искусства и духовной культуры, каковыми являются устно-поэтическое творчество народа, письменная литература, просвещение, педагогика, наука и искусство.
В развитии детской литературы большой вклад внесли работы поэты, писатели, критики прошлого и настоящего, такие как: А. Барто, В. Бианки, А. Гайдар, М. Горький, П. Ершов, Е. Зубарева, К. Истомин, Л. Кассиль, Е. Кикоина, Т. Марутич, С. Михалков, С. Полоцкий, Ф. Прокопович, А. Пушкин, Ф. Сетин, В. Скрипкин, И. Федоров, Л. Фетисова и др.
Исходя из актуальных задач, стоящих перед обществом, каждая эпоха предъявляет к детской литературе свои требования, которые диктуют ей выбор темы, направленность, композиционные, стилевые особенности, героев эпохи, язык, образы.
Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Изучить первые печатные книги для детей, особенности ее построения, педагогические принципы Ивана Федорова, его «Азбуку», азбуки и учебники Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, А. Болотова «Детская литература».
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Первые книги для детей. Появление первых печатных книг
Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Как недавно было установлено, она стала зарождаться на Руси во второй половине XV века, т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершил борьбу за полное освобождение страны из под иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.
Чтобы ускорить процесс обучения грамоте, специально для детей стали перерабатывать известные грамматические статьи: им придавалась форма беседы между учеником и учителем. Так, самая популярная статья того времени «О семи частях слова» была трижды переделана для детей, чтобы она стала более понятна им.
На основе накопленного опыта по переработке статей в 1491 г. была создана первая рукописная книга для детей. Известный русский дипломат и образованнейший человек своего времени Дмитрий Герасимов перевёл на русский язык и специально переработал для детей латинскую грамматику «Донатус». Он разделил её не на главы, а на беседы, используя при этом вопросно-ответную форму. В предисловии к книге Д. Герасимов писал: «Подобно матери, которая не кормит своего беззубого младенца твёрдой пищей, а своим молоком, так учитель не мучает детей сложными и трудными знаниями, а делает их наиболее лёгкими и простыми». Отсюда делается вывод, что автор детской книги должен уметь превращать сухую пищу знаний в легкоусвояемое детьми материнское молоко. Кроме того, Герасимов оставил первое высказывание о специфике детской книги. Дмитрия Герасимова мы называем первым русским детским писателем.
В конце XV века и в начале XVI века было создано уже несколько статей, которые специально писались для детей. В них не только сообщались знания, но ставились и разрешались мировоззренческие вопросы. Таким образом, самые первые произведения для детей создавались не только в познавательных, но и в воспитательных целях.
В первой половине XVI века появились такие произведения, которые можно считать самыми отдалёнными предками современной научно-художественной литературы для детей. Среди этих книг выделяется «Сказание о семи свободных мудростях». Неизвестный автор прибег к художественному приему, благодаря которому сообщение юному читателю научных сведений делалось более легким. Семь наук («мудростей», «хитростей» или «художеств», как их еще называли) персонифицированы, т.е. выступают как живые герои, они рассуждают о своих достоинствах и пользе. Так художественный образ становится ключевым решением проблемы доступности научных знаний в детской литературе.
Во второй половине XVI века на Руси появилось книгопечатание. До нас дошло 12 детских книг, изданных в XVI столетии. В основном это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками или грамматиками. Первой из них была азбука русского первопечатника Ивана Фёдорова.
В 1574 году во Львове печатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую «Азбуку», дав ей подзаголовок «Начальное учение детям хотящим разумети писание». В 1578 году в украинском городе Остроге он напечатал новую «Азбуку» с параллельными греко-славянскими текстами. «Азбука» Ивана Федорова имела традиционное для рукописных вариантов построение. Книга небольшого формата делилась на три части. В первой помещались алфавит и начальные упражнения для чтения, вторая часть содержала сведения по грамматике, а третья служила хрестоматией: здесь были тексты для чтения.
И. Фёдоров призывал детей любить знания, так как они украшают человека, а науку сравнивал с мёдом. Он уговаривал не обижать слабых, калек, сирот, вдов, быть добрыми, справедливыми, послушными и старательными, не брать пример с плохих людей, слушать и уважать своих родителей и учителей. Обращение к детям завершалось словами: «Если ищешь, то найдёшь и иметь будешь». Обращаясь к родителям, Фёдоров советовал им воспитывать своих детей благоразумными, кроткими, терпеливыми, исполнительными, прощающими друг друга.
В другие детские книги второй половины XVI века так же помещались статьи, стихи, познавательный материал, который сделался доступным и интересным юному читателю.
С XVII века начинается «новый период русской истории», который характеризуется фактическим слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое. В течение всего столетия Россия вела войны с Польшей, Швецией, Крымским ханством, Турцией, почти не прекращались крестьянские и городские восстания, названные непомерной эксплуатацией трудящихся и крестьян. Необходимость в укреплении армии, расширении и охране границ, а также развитие производства и торговли увеличивали потребности в грамотных людях, вызывали стремление к знаниям. В результате этого больше детей стали обучать грамоте на дому. Появились школы разных типов: частные, общественные, монастырские, государственные, хотя их число было незначительно. В конце столетия в Москве открывается первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия (1687 г.).
В течении XVII века происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы, яснее определяется её специфика. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты образности, занимательности, художественности и приближается к искусству слова.
Теперь детские книги создаются не только «ради младенческого научения», но и для удовлетворения эстетических потребностей детей, поэтому их рекомендовали читать не только на уроках, но и ради уроков, в свободное от занятия время , для развлечения.
Азбуки-прописи украшали яркими рисунками, писались красивым бисерным почерком. В них, кроме азбуки (алфавита), помещались мудрые изречения, пословицы, поговорки, остроумные загадки, рассказы, целые повести, специально написанные для детей или переработанные для них.
Книги для детей среднего возраста состояли из переплетённых листов, содержали разнообразные материалы, статьи, рассказы из истории, стихи, задачи. Для детей старшего возраста создавались книги, в которые, наряду со стихами, рассказами, повестями, помещали статьи по грамматике, диалектике, риторике, истории и другие материалы.
Большое развитие в XVII века получает поэзия для детей. Стихи, адресованные детям, были с современной точки зрения, ещё довольно примитивными. Но именно с них начиналась детская литература. Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворения. Большинство стихотворений анонимны. Однако некоторые авторы были уже тогда известны, другие установлены теперь.
Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Саватия. Справщик отвечал за содержание грамотности книги. Поэтому на эту должность назначались самые грамотные люди. Позднее, во второй половине XVII века стихотворение широко распространялось через рукописные книги.
Историю русской детской литературы XVIII века можно разделить на три периода:
1. Первая четверть века.
2. Период с 1726 по 1768 гг.
3. Последняя треть века.
Первый период совпадает с царствованием Петра I, эпохой глубоких реформ во всех сферах экономической и культурной жизни. Для практического претворения нововведения нужны были широко образованные, творчески мыслящие люди, что создавало благоприятные предпосылки для развития просвещения, в том числе и детской литературы.
Большую роль в развитии детской литературы второй половины XVIII века сыграл А.Т. Болотов (1738-1833 гг.), человек огромного трудолюбия, энциклопедической образованности, мастер на все руки, первый русский учёный-агроном. А.Т. Болотов написал для детей несколько книг (более десяти), в том числе стихотворений.
А. Т. Болотов четко определил пять основных задач своего труда: 1) сформировать у детей «лучшия и совершеннейшия понятия о Боге и его бесконечных свойствах и совершенствах»; 2) познакомить детей «с устроением и распоряжением мира…»; 3) познакомить читателей «с собственным своим существом»; 4) дать детям «правильныя понятия о нашей жизни, о должностях…»; 5) сформировать в детском сознании правильное «понятие о благополучии» и средствах его достижения.
В последнюю четверть XVIII века детская литература начинает играть всё более заметную роль в культурной жизни общества и в воспитании. В ней усиливаются прогрессивные тенденции. Творчеством для детей занимаются крупные писатели, общественные деятели. Самую значительную роль в развитии детской литературы XVIII века сыграл выдающийся русский просветитель, общественный деятель, мыслитель и писатель Н.И. Новиков (1744-1818 гг.) в 1779 г. он на десять лет арендовал типографию Московского университета и развернул невиданную издательскую деятельность. Он выпустил около 60 учебников и столько же книг для детей, в том числе и для дошкольников. Главной же заслугой Новикова перед историей русской детской литературы является издание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789 гг.). Напуганная прогрессивной деятельностью Новикова, Екатерина II в 1789 г. запретила возобновлять арендный договор, а в 1792 г. приказала арестовать его и заключить без суда в Шлиссельбургскую крепость, откуда он был освобождён, только после смерти императрицы.
Быстрыми темпами развивалась детская литература в последнее десятилетие XVIII века. В эти годы издаётся большое количество энциклопедических книг. Несмотря на то, что выходило довольно много детских книг, они не удовлетворяли общего спроса, и маленькие читатели были вынуждены обращаться к произведениям взрослой литературы.
Вместе с тем в XVIII века были созданы исходные педагогические требования, предъявляемые к детской книге. Значительно расширился тематический и жанровый диапазон литературы для детей.