у меня нет учителя жизнь
У меня нет учителя жизнь
У меня нет Родины;
Земля и небо стали моей Родиной.
Многие знают народ, у которого почти две тысячи лет не было собственного государства и который был рассеян по миру. Они всегда жили особо. Их обвиняли. Несколько десятилетий назад ООН и Британия подарили им свое государство, причем за первые же 20 лет они свою территорию удвоили. Видимо такова сила идеи сионизма.
Крепость нужна всем. Но никакой камень или плазменная защитная установка не спасут от атаки, если не иметь крепости внутри себя.
Есть такие люди, которые четко уверены, что они точно знают, как надо жить. И живут не то, чтобы очень плохо. А есть люди, которые прошли по болотам жизни и имеют что-то рассказать о своем опыте и выводах.
У меня нет закона;
Справедливость стала моим законом.
Стоит ли говорить, что любой правитель, не имея законов над собой, вершит только справедливость? Даже если кто-то так не считает, правителя это не колышет: он знает, что прав.
Учитель нужен для любых изменений в себе. Пока кто-то не начнет тебя учить, сам своим умом будешь продвигаться медленно.
А кому-то нужен властелин для снятия ответственности за свои решения. Женщина склонна искать мужчину-властелина. Мужчина часто склонен искать властелина в государстве, политике, религии и национальной идее. Женщину можно понять: это ее жизнь. Мужчину понять трудно: как писал Макс Штирнер (один из основоположников анархизма), все эти сущности суть великие эгоисты, которые лишь получают блага от других, сами же благ не производят. Таки зачем отдавать частицу себя этим ненасытным черным дырам?
Чудеса творятся не потому, что фокуснику удалось извернуться. Они творятся потому, что он сумел убедить всех в том, что он фокусник. Наши резервы в нужный момент сами творят чудеса.
Некоторые люди говорят, что «Я не буду делать всех этих вещей, потому что я не такой. Я хочу оставаться собой.» В действительности их слова означают «Я ленивый, поэтому не буду этого делать. Я лучше останусь прежним, буду неизменен и останусь неудачлив в вопросе с деньгами, женщинами, властью, славой, успехом.» Перед человеком встает вопрос, хочет ли он иметь или же остаться в прежних рамках. Скорее всего, если он не имел, а рамки у него были, эти же рамки ему и мешают. Кому-то это может показаться сделкой с дьяволом (а скорее всего именно это и подразумевается метафорически под сделкой с ним, потому что выделение из общей массы и толпы служит предметом для зависти). Что же нужно конкретному человеку? Есть две проблемы.
Одна это то, что ты боишься потерять друзей. Но если друзья расторгнут все связи с тобой, они и не были твоими друзьями!
Еще есть дискомфорт в непривычных состояниях, которые мы не умеем объяснять и которых мы боимся. Такие состояния приходят, когда мы делаем что-то необычное. Реально же дрожь в веках и коленях означает, что мы перестраиваем себя. Это естесственное состояние. Еще состояние волнения, когда мы подходим к девушке и можем начать запинаться, хихикать, смотря в пол, непроизаольно смотреть на мини-юбку и ее колени. Это состояние, которое нам естесственно. Когда мы в нем, от нас исходит живая энергия. Исход знакомства при этом будет гораздо лучше, чем при безэмоциональном холодном красивом подходе к девушке! Вероятность успеха повыщается в разы! Своему сердцу надо верить, друзья.
У меня нет учителя жизнь
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Гимн Бодхидхармы
Авторство этого стихотворения приписывают основателю Дзен Бодхидхарме. Чтобы понять все смыслы и оттенки, наверняка нужно читать «Гимн. » в оригинале, но и по-русски 20 строк передают всю суть Дзен.
Это стихотворение часто используется как последователями Дзен, так и в различных системах психокодирования. «Гимн Бодхидхармы» – лучшее напоминание о том, что человек – в первую очередь Дух, и что главное в жизни человека – становление и трансформация Духа.
Не знаю, можно ли лучше передать способ и смысл жизни мужчины.
Рождаюсь другим!
Рождаюсь всесильным и всемогущим!
Гимн Бодхидхармы:
Гимн, Бодхидхармы
Светловолосый арийский мудрец и воин, получивший историческое имя «Бодхидхарма», что переводится как »
Путь Разума», пришел с Запада в Китай и стал настоятелем Шаолиньского монастыря, где впервые в мировой истории
стал проповедовать доктрину сверхчеловека, как могучего и не знающего предела в своих достижениях высшего духовного существа.
Бодхидхарма впервые создал теорию и практику постижения Абсолютного (или Великого) Предела психофизических способностей человека. Нас интересует текст Гимна Бодхидхармы, в котором он отразил всю мудрость Востока и заставлял всех своих учеников выучить Гимн и по многое раз в день его самому себе читать.
Урок на всю жизнь доп. 29. 10. 17 г
Учитель не тот, кто учит. А кто даст правильный совет в жизни.
(восточная мудрость)
Я НАВСЕГДА ЗАПОМНИЛ ЭТОТ УРОК. ВАЖНЕЙШИЙ ИЗ ВСЕХ.
Эmo былo eщe в Лeнuнгpaдe, в cepeдuнe 80-x. Exaл я в мapшpуmкe нa Bacuльeвcкuй. Ha cuдeньe pядoм бушeвaл p****oк, лem шecmu. Eгo мaмa бeзучacmнo cмompeлa в oкнo, нe peaгupoвaлa. A oн дepгaл u дepгaл ee зa pукaв.
Зa oкнoм пpoплывaлu дepeвья, дoждuк мopocuл, cepo былo, ну, Лeнuнгpaд! P****oк чmo-mo mpeбoвaл uлu чmo-mo уmвepждaл. И mуm вдpуг oнa кaк paзвepнemcя om oкнa к нeму, кaк дepнem eгo зa pуку нa ceбя u кaк пpoшuпum eму:
— Чmo mы xoчeшь om мeня?!
— Чmo mы xoчeшь, я meбя cпpaшuвaю?! Дa mы вooбщe знaeшь, кmo mы maкoй?! Tы нuкmo! Пoнял?! Tы нuкmo-o! — oнa эmo выдoxнулa eму в лuцo, пpocmo выплecнулa.
Maльчuк cмompeл нa нee, u мнe пoкaзaлocь, у нeгo дpoжum гoлoвa. Илu эmo я дpoжaл. Пoчувcmвoвaл, кaк пomeem cпuнa.
Пoмню пepвую мыcль: «Heужeлu эmo oнa eму гoвopum?! O кoм oнa думaem в эmom мoмeнm?!»
— Buдemь meбя нe мoгу, — пpoшeпmaлa oнa.
— Tы жe убuлa eгo! — cкaзaл я, нo нuкmo мeня нe уcлышaл.
B мapшpуmкe, кaк нu в чeм нe бывaлo, пpoдoлжaлu дpeмamь людu.
Я cuдeл, нe шeвeляcь. A мaльчuк нe плaкaл. Oнa omбpocuлa eгo pуку u cнoвa paзвepнулacь к oкну. Oн ужe нe бушeвaл, пpumux, кaк-mo cpaзу. Cмompeл в paзopвaнную cпuнку cuдeнья нaпpomuв u мoлчaл. A у мeня былo жeлaнue вcmamь u пpu вcex, вom ceйчac пpocmo paзopвamь ee нa чacmu!
Cкaзamь eй: — Эmo mы б… пocлeдняя! Эmo mы нuкmo! Tы жe убuлa eгo! Kлянуcь, я бы cдeлaл эmo.
Maльчuк cдepжuвaл мeня. Я зaкpыл глaзa, cmaл глубoкo дышamь, чmoбы уcпoкoumьcя кaк-mo.
A кoгдa omкpыл ux, увuдeл кoнфemу. Moлoдoй пapeнь, пoxoжe, cmудeнm, maкoй cвemлый, кучepявый, в джuнcoвoм кocmюмe, пpomягuвaл кoнфemу мaльчuку.
Oн eщe вcmpяxнул pукoй, cкaзaл:
Tom взял. И mуm жe пapeнь пpomянул eму вmopую кoнфemу. Maльчuк пoмeдлuл u взял вmopую. Дaльшe пpoucxoдuлo дeйcmвue, вcпoмuнaя кomopoe, я eлe cдepжuвaю cлeзы.
Maльчuк нe cmaл ecmь, oн кocнулcя мaмuнoй pукu. Oнa нe cpaзу пoвepнулa к нeму лuцo. Ho вce-maкu пoвepнулa. И вuднo xomeлa дoбumь eгo. Ho oн пpomягuвaл eй кoнфemу. Oнa пocмompeлa нa нeгo, нa кoнфemу, я вuдeл, oнa нeдoумeвaem. Toгдa oн влoжuл eй кoнфemу в pуку. Oнa, кaк oбoжглacь, быcmpo вepнулa eму.
— Я нe xoчу, — cкaзaлa.
Двe кoнфemы лeжaлu у нeгo нa лaдoнu. Pуку oн нe oпуcкaл.
— Eшь caм, — cкaзaлa oнa u muxo дoбaвuлa, — я нe xoчу… Чecmнoe cлoвo.
Toгдa oн пoлoжuл кoнфemу к нeй нa кoлeнu. Huкoгдa нe зaбуду эmу пaузу. И эmу взpocлocmь.
Пepeдo мнoй зa нecкoлькo мuнуm эmux мaльчuк cmaл мужчuнoй, a oнa uз злoй, paздpaжeннoй cmepвы cmaлa кpacuвoй мoлoдoй жeнщuнoй. Bo вcякoм cлучae, эmo я maк пoчувcmвoвaл.
Oнa мoлчaлa. Дoлгo-дoлгo мoлчaлa. Cмompeлa нa нeгo maк, cлoвнo moлькo увuдeлa. Пomoм oбнялa. И oн ee oбнял. Пomoм oн paзвepнул кoнфemу u дaл eй. И пoкa oнa нe пoлoжuлa ee в pom, caм нe eл. Bы пpeдcmaвляeme maкoe?! Эmo был eщe oднu шoк, нo ужe дpугoй. Я moгдa пoдумaл o ceбe.
Я пoдумaл: — Bom mы cuдuшь, maкoй пpaвeднuк, mы xomeл вcmamь, oбвuнumь, mы xomeл ee «paзopвamь», пepeдeлamь. И mы бы нuчeгo нe дoбuлcя, кpoмe cкaндaлa u бpaнu. A эmom мaльчuк, пocмompu, нacкoлькo oн мудp, кaк oн вeлuк, эmom мaльчuк, oн взял дpугuм. И пpoнял дo caмыx пeчeнoк, дo cepдцa, дo cлeз. — A eщe эmom мoлoдoй пapeнь, кomopый дaл eму двe кoнфemы, —пoдумaл я, — oн вeдь нe пpocmo maк дaл двe.
Я oглядeлcя… B зaднeм cmeклe мapшpуmкu увuдeл эmoгo мoлoдoгo пapня, oн уxoдuл вдaль пo «мopocящeй» улuцe. A мaмa u cын cuдeлu, cклoнuв гoлoвы, дpуг к дpугу. Kaк мoлoдыe влюблeнныe, eй бoгу! Tуm вoдumeль oбъявuл мoю ocmaнoвку. Я, выxoдя, дompoнулcя дo pукu мaльчuкa.
Я эmuм cкaзaл eму: «Cпacuбo». He думaю, чmo oн пoнял, нo эmo u нe вaжнo.
Я нaвceгдa зaпoмнuл эmom уpoк. Зaпoмнuл-mo, зaпoмнuл, нo дoлжны былu пpoйmu гoды, чmoбы я eгo ocoзнaл. Чmo эmo u ecmь нacmoящee вocпumaнue. O кomopoм нe вce взpocлыe знaюm. Чmo moлькo пpuмepoм u вocпumывaюm.
He кpuкoм, нe oбвuнeнuямu, нe бumьeм, нem. Toлькo пpuмep paбomaem, бoльшe нuчmo. И мaльчuк эmom пoкaзaл пpuмep. И eй, u мнe. И oн uзмeнuл нac.
Гдe oн, эmom мaльчuк?! Гдe mы, мaльчuк?! Чmo c moбoй ceгoдня? Kaк жe mы нaм нужeн вceм, a?! Mы вeдь бeз meбя пpoпaдeм.
ЕЩЁ ОДИН ВАЖНЫЙ УРОК
В связи с этим вспомнился ещё один очень поучительный случай в моей жизни. Мы с женой возвращались из Перми, где гостили у её старшей сестры Вали, и в Свердловске нам предстояла пересадка на другой поезд, шедший до Оренбурга. Время до отправления было шесть часов, поэтому мы погуляли по центру красивого города, который сейчас зовётся Екатеринбург, и поехали на вокзал.
Тут жена вспомнила, что её муж Вася, хотя сам худой и кашляет, но отсутствием аппетита не страдает и кушает за троих. Причём делает это методически грамотно, а именно —вкушает харч без перерыва. Поэтому она предложила зайти в ближайший гастроном и взять ещё хлеба. Муж не возражал, т. к. прожив до армии три года на Дальнем Востоке, хорошо усвоил правило опытных таёжников. «Идёшь в тайгу на неделю, бери продуктов на месяц».
Короче, заходим в Продмаг и в дверях сталкиваемся с компанией студентов, которая уже приняв энное количество алкоголя на грудь и затарившись по новой, громко обсуждала, как они ловко накололи препода по сопромату со шпорой. (Кто академиев не кончал и не знаком с этим жаргоном — переведу. Они этот экзамен умудрились сдать со шпаргалками). В общем, ровно минута жене понадобилась, чтобы взять буханку чёрного хлеба. Мы выходим и сразу влетаем в центр драки, которая идёт прямо возле дверей магазина.
Только я успел впихнуть жену обратно, как в меня летит кулак. Успеваю на автомате сделать уклон и отпрыгнуть в сторону к стене, как вижу, что бородатый мужик метрах в трёх от меня пытается студента, который дерётся с другим мужиком, ударить пивной бутылкой сзади по голове. Студент в
этот момент поскользнулся на мокром асфальте после дождя и начинает падать. Мужик, понимая, что до головы не достаёт, просто бросает бутылку, которая, пролетая мимо студента, летит в меня.
Делаю чисто рефлекторно под неё нырок, зря что-ли я семь лет боксом занимался, как бутылка с пивом разбивается о стену магазина над моей головой, а я ещё дальше отпрыгиваю на край драки. Пытаюсь оценить обстановку. Секунд тридцать понадобилось, чтобы понять — два кряжистых сибирских мужика дерутся с шестью студентами, которые повстречались нам на выходе из магазина. Причём обе противоборствующие стороны находятся в стадии алкогольного опьянения. Студенты меньше, мужики больше, но в этом их и преимущество, т. к. координация ещё сохранилась и появилась нечувствительность к боли.
Кто бывал в этом состоянии, тот понимает, о чём я говорю. Мы как-то с однокашником по училищу Гешей Напёрстковым в поезде Ленинград-Севастополь после посещения вагона-ресторана, куда нас затащил чуть ли не силой какой-то моряк торгового флота, (видит Бог — мы этому сопротивлялись, но ему так хотелось выпить с лётчиками Морской авиации, что он один справился с нами двумя и всё же затащил в ресторан, в который мы так не хотели идти). Так вот, ночью мы начали «водить козу».
Но вернёмся к драке в Свердловске. Уже через несколько мгновений я понял, что хотя численный перевес на стороне студентов, но им всё равно капец.
Два из них уже отдыхали на асфальте, а удары остальных были слабыми и не доходили до цели. Мужики же, если попадали, то разили наповал.
Только у меня пошёл процесс формирования решения — встревать в драку или не встревать? А если встревать, то на чьей стороне? Вдруг эту драку студенты первые начали. Или попытаться разнять? Или милицию вызвать? Как вдруг я увидел парня, примерно одного с собой возраста, который спокойно шёл на дерущихся. Подойдя к их кругу, он так же спокойно посмотрел на часы и вдруг прыгнул к мужику, который уже добивал лежащего студента.
Вот так, учась у других, нанизывая как бусинки на
ожерелье подобные случаи, надо ткать крупицы своего опыта. Не случайно у наших предков был гимн из Ригведы — священной ведической книги славян:
ТЕЛО ЯЗЫЧНИКА — ЭТО НОЖНЫ ДЛЯ КЛИНКА ДУХА
П.с. на фото — мой друг Голтис с сыном Адрианом.
6 типов учителей, которых ненавидят школьники
Мы уже рассказывали вам, почему учителя испытывают к некоторым ученикам чувства, не предусмотренные законом «Об образовании» и профессиональной этикой. Но ученикам есть чем ответить: не все кемеровские педагоги — воплощение Макаренко, Дьюи или Монтессори. Вот вам шесть типов учителей, на уроки к которым ходят, как на Голгофу.
Не устаём напоминать, что не преследуем цели оскорбить какую-либо профессию, в данном случае — педагога. Мы любим и ценим своих школьных преподавателей, и помним, сколько среди них было замечательных людей и прекрасных профессионалов. Эта же статья посвящена тем, кому в школе вовсе не место — такой вывод мы сделали из рассказов кемеровских старшеклассников и выпускников.
«Подхалим»
Отличительные особенности: пытается стать для учеников «своим», откровенно перед ними заискивая. Многое разрешает, а если и не разрешает, то с формулировкой «я бы вам позволил, но вот чёртов директор…». Другими словами, наш герой старается выглядеть хорошо, очерняя своих коллег. Поняв, кто в классе главный, он всегда занимает его сторону. В отдельных случаях даже может участвовать в травле какого-нибудь изгоя вместе со всем классом. Плохих оценок почти не ставит — боится. И ещё: «подхалим «почти всегда молод — просто его карьера надолго не затягивается.
За что ненавидят: поначалу «подхалим» классу нравится. Но у дешёвого авторитета есть и обратная сторона — он через короткий промежуток времени превращается в пыль. Дети очень быстро понимают, что перед ними — тряпка и ничтожество. И тогда атмосфера на уроках «подхалима» начинает напоминать пиратский кабак из книги Стивенсона — полная анархия и вседозволенность. Знаете, слово «ненавидят» в этом случае, пожалуй, слишком сильное. Не стоит он ненависти, дети его просто презирают, тем более, что как педагог «подхалим» в 100% случаев никакой ценности не имеет. Таких «добрячков» разносил ещё Антон Макаренко в «Педагогической поэме». Уважаемый директор, гоните его в шею!
«На контрольных мы внаглую открывали учебники — делал вид что не замечал, даже «шпоры» были не нужны. Стоишь у доски, ничего не знаешь, так историк сам за тебя всё расскажет, а потом ставит «четыре». Половина класса на урок не приходит — никаких последствий, не пожалуется и «разборок» не устроит. Вообще бесхребетный, даже противно», — делится тёплыми воспоминаниями о молодом преподавателе выпускник 2018 года Евгений Р.
«Заводчик любимчиков»
Отличительные особенности: как следует из названия, делит учеников на фаворитов и прочую «чернь». Мотивы «Заводчиков» бывают разными. Иногда дело в корысти: любимчиками становятся дети богатых и влиятельных родителей. А как же — могут подарочек сделать, деньжат подкинуть на школьные нужды или прямо заплатить за хорошую оценку. Да и вообще — полезное знакомство ведь. Впрочем, часто дело обходится и без корыстных побуждений — «заводчик» может окружить заботой и вниманием способного ученика. И даже благородными могут быть его мотивы: некоторые берут «под крыло» слабого, затюканного ребёнка. Но результат всегда один: двойные стандарты и несправедливость.
За что ненавидят: дети – существа ранимые и в большинстве своём злопамятные. И такого учителя они ненавидят уже за сам факт его существования. «Заводчик» часто становится причиной нешуточных конфликтов в классе, со всеми вытекающими последствиями. «Чернь» трясётся от ненависти — дети реагируют на явную несправедливость намного острее взрослых. А сами любимчики попадают «под пресс» из-за своего благодетеля. И в итоге теряют гораздо больше, чем получают от его забот.
«Я ненавижу людей, которые делят общество на «бедных» и «богатых». Особенно бесит, что такое в нашей школе очень даже практикуется. Наша «училка» по физике мило улыбается, хвалит и ставит хорошие оценки только тем, кто из семьи побогаче. Остальные для неё сброд, нищеброды и вообще отбросы общества. Как бы ты не старался подготовиться к уроку, а физика, это не самый лёгкий предмет, ты всё равно получишь двойку-тройку. Найдётся повод для такой оценки, уж поверьте. А исправить её потом тоже сложно» — рассказал Сибдепо ученик 9 класса одной из кемеровских школ Илья Б.
«Доминатор»
Отличительные особенности: признаёт только два педагогических приёма — унижение и злобный крик. Любимое слово — «тупой», повторяет его чаще, чем покойный Михаил Задорнов. Любит рассказывать ученику о его безрадостном будущем: все тупые мальчики будут учиться в ПТУ, а тупые девочки пойдут на «панель». И все они будут наркоманами и закончат жизнь на теплотрассе, потому что плохо подготовились к уроку математики. Подмечает «больные места» учеников и бьёт по ним с особым наслаждением, измываясь над ребёнком в присутствии сверстников. Обожает собирать нелепые ошибки и зачитывать их всей параллели, указывая фамилию оскандалившегося школьника.
Если разобраться, то «доминаторы» просто отыгрываются на детях. За какие-то детские/юношеские травмы, за тех «доминаторов», что мучили их самих или просто за свою убогую, неудавшуюся жизнь. А убогая она потому, что учитель для них — не призвание, они не любят свою работу и никогда не научатся делать её хорошо. Они — никто рядом с настоящими педагогами и прекрасно это понимают. Хорошо хоть, всегда есть на ком выместить злобу.
Но уволить «доминатора» — задачка не из простых. Стоит на пороге кабинета появиться, например, другому учителю, директору школы или родителю его обиженного подопечного, учитель-«доминант» мастерски перевоплощается и играет совсем другую роль. Дескать, у подростков гормоны бушуют, фантазия богатая, и вообще — сами виноваты. И начальство ему верит, даже считает принципиальным, требовательным педагогом.
За что ненавидят: найдите хоть один повод его не ненавидеть. Вот из-за таких учителей и пропадает желание вообще посещать школу.
«Не знаю, как у кого, а у меня руки слабеют, когда на меня начинают кричать без повода. В прямом смысле падает всё, что держу. Голос начинает или трястись, или вообще пропадает, а учителя это только злит. Он орёт ещё громче, обзывает и может указкой ударить или щелбан поставить на затылок. Может скинуть с парты учебник и наорать, что я растяпа. Приходить на уроки такого учителя вообще не хочется, а родители тоже не сразу поверили, что в нашем классе творится. Они же видели учителя неоднократно, им он показался нормальным», — рассказала Сибдепо школьница Ольга Р.
«Одержимый»
Отличительные особенности: есть только один достойный внимания предмет — тот, который он ведёт. Всё остальное — докучливая лабуда, которая только отнимает время у учеников. И отношение к ним соответствующее. Класс будет задержан на всю перемену и наплевать, что на следующем уроке у него контрольная — не может быть ничего важнее, чем (подставьте любую дисциплину). Не владея его предметом, прожить достойную жизнь нереально, об этом ученикам напоминают на каждом уроке. Согласно нашим наблюдениям, больше всего «одержимых» среди математиков, но порой попадаются даже фанатичные учителя МХК и музыки.
За что ненавидят: за высокомерие с которым он смотрит на старшеклассников, не желающих связываться с его предметом после окончания школы. За то, что повышает и без того не маленькую нагрузку, заставляя писать никому, кроме него, не нужные рефераты и конспекты. За занудство, наконец. И вообще, люди с одержимостью потенциально опасны.
«У меня была учительница по литературе, которая считала, что без её предмета невозможно выжить. Вот совсем не выжить. Если ты не читал ту же «Войну и мир» от корки до корки на три раза все тома, то ты и не человек. Изучать этот роман мы, например, начали ещё в седьмом классе, хотя по программе его проходят позднее. И литературу нам часто ставили перед большой переменой. То есть все идут в столовку есть, а ты сидишь и слушаешь учительницу, которая почти на каждое произведение приводила пример из своей жизни. Кроме письма Татьяны из «Онегина» мы учили и письмо Онегина, и другие отрывки. Ставили мини-спектакли на уроках. И всё бы ничего, но я после одиннадцатого класса планирую поступать в медицинский, поэтому пришлось перейти в другую школу, где нет таких «помешанных» на своём предмете училок», — пояснила ученица кемеровской школы Олеся С.
«Лодырь»
Отличительные особенности: как правило, молодой балбес, который не хотел и не хочет быть учителем и вообще работать. Но жить-то на что-то надо, а диплом получен и работа вроде не пыльная, если правильно подойти к процессу. Подход же у него следующий:
За что ненавидят: не все ненавидят, кстати, некоторые даже любят, за то, что не достаёт всякой там учёбой. Но в старших классах появляется понимание, что твоё время просто губят — ты просто читаешь учебник. Кроме того, на его уроках невыносимо скучно. Ничего нового и интересного такой учитель им не рассказывает.
«Вы любите, когда кто-то тратит ваше время? Вот и я нет. Я как-то даже просила маму прийти в школу и поговорить с учительницей истории, чтобы та не заставляла нас читать параграфы на уроке. Ладно дома, но на уроке, тем более на уроке истории, хочется слушать повествование учителя узнавать что-то, чего нет в учебнике. Ведь история, это интересно! Но не в нашем случае. Хотя некоторым нравится. Делают вид, что читают, а сами в мессенджерах залипают или музыку слушают», — поделилась с нами юная кемеровчанка Вероника Т.
«Ябеда»
Отличительные особенности: обидчивый до крайности, с нулевым чувством юмора. При этом влиять на дисциплину никак не может ввиду полного отсутствия авторитета у учеников. В итоге пользуется одним-единственным методом: звонит по любому поводу родителям и с завидной регулярностью отправляет учеников к завучу/директору. Причём, поводом для отправки может послужить неудобный вопрос по изучаемой теме. Пишет в электронном журнале: «Ваш Серёжа качается на стуле», «Ваш Серёжа громко хихикает и смешит весь класс, невозможно работать!». Это реальные замечания из дневника одного из наших собеседников. Иногда учитель-«ябеда» не выдерживает напора класса и приходит на урок с директором школы, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию.
«Ооооо, наша учительница по черчению прям любит жаловаться всем и на всех. Кроме того, что у неё сам предмет скучный, так ещё и истерит постоянно. То мы то не так сделали, то это не эдак. А мне вот черчение не нужно. Я юристом планирую стать», — пояснил Сергей В.
«Круто, когда я сам на свой урок бегу». Педагог Дима Зицер о том, какими должны быть учителя
Ɔ. Меня в редакции попросили обязательно узнать у вас, какой педагог должен учить наших детей. Каким должен быть учитель?
Мне кажется, все жанры хороши, кроме скучного. Мы сделаем совсем дурацкую работу, если сведем разных, ярких и отличающихся друг от друга учителей в какой-то единый скелет. Сразу станет скучно и появится ощущение, что учителем должен быть робот, совершающий определенные действия. Это совершенно не так. Педагогика — творческая профессия. Как и любая другая творческая профессия, она не терпит единомыслия. Поэтому, боюсь, ваш вопрос сродни вопросу: «Какой актер должен играть на сцене?» Если не останавливаться на очевидном — что, например, учитель не должен унижать учеников, — то, думаю, ответ — разный. Совершенно разные учителя нужны.
Ɔ. Но какими-то критериями вы руководствуетесь, когда нанимаете педагогов в школу «Апельсин»?
В первую очередь учитель должен сомневаться. Если учитель уверен, что он прав, ничего хорошего из этого не получится. Учитель должен быть человеком рефлексирующим — это раз. Учитель должен быть очень-очень любознательным. Не суй свой нос в чужой вопрос, а то барбос откусит нос — это не про учителей. И не про детей, кстати. В противном случае учителями окажутся люди, которые когда-то что-то такое выучили и вообще не в курсах, как устроена сегодняшняя музыка, видео, сленг, как вообще устроен сегодняшний мир. Это очевидная штука номер два.
Очевидная штука номер три, без которой не обойтись: учитель должен уметь провести урок. То есть сделать так, чтобы человек, который принимает участие в этом уроке, — ученик — мог объяснить, что он здесь делает и зачем. Самое сложное — сделать так, чтобы ученик не отвечал, что он просиживает на уроке штаны и хотел бы заняться чем-то другим. У него должна быть причина находиться на уроке, помимо причин, которые так любят взрослые: «ты должен», «а куда же ты денешься» и «это твое дело — учиться и быть нам благодарным».
Знаете, Маяковский сказал когда-то про театр: «Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла. Крути, чтобы действие мчало, а не текло». Эти слова можно отнести и к образованию.
Ɔ. Что вы имеете в виду?
Представьте себе детскую ролевую игру: ее участники интуитивно строят рамки так, что дальше все начинает крутиться само. Отчасти это похоже на хороший урок: когда рамки — правила игры — настолько понятны, настолько сами по себе увлекательно организовывают процесс, что дальше все происходит почти само. Конечно, не само: на занудном профессиональном языке это называется «структурировать образовательный процесс». Это и есть профессия.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
Ɔ. Но разве сама специфика профессии не мешает этому? Ужасно трудно, рассказывая из года в год одно и то же по школьной программе, оставаться сомневающимся и любознательным.
Если учитель рассказывает из года в год одно и то же, он непрофессионален. На таком уроке дышать не хочется ни детям, ни самому учителю. Мы меняемся, значит, и рассказываем мы иначе. Сущность материала может быть похожей, но вы же не посмотрите один раз в жизни «Чайку» Чехова и не скажете: «Я больше никогда на “Чайку” не пойду»? Ведь пойдете: сыграют другие артисты, поставит другой режиссер, а иногда, между прочим, — через какое-то время — сыграют те же артисты в постановке того же режиссера, но совершенно иначе. Урок устроен так же.
Ɔ. А как родителю отличить хорошего учителя от плохого?
А зачем родителю это делать?
Ɔ. Например, я отдаю ребенка в первый класс, у него там все время будет один учитель, и мне важно, что это за учитель.
Если мы используем глагол «отдаю», то у нас уже есть некоторая проблема, мы уже отнеслись к ребенку как к багажу. Это очень взрослое слово. Если вместо того, чтобы сказать «ребенок идет в первый класс», назвать это «я отдаю ребенка», из такой постановки вопроса следует, что ребенок — бездумный кусок уж не знаю чего и мне, родителю, нужно понимать, какой у него учитель и какое все остальное. А вот если ребенок идет в первый класс, то можно эту ответственность с ним разделить. И тогда надо научить его — или научиться вместе с ним — определять хорошего учителя. И это надо делать до, а не после поступления в первый класс.
Если вы спросите меня, что делать родителю, я отвечу, что надо поболтать с учителем. Если вам интересно болтать, если учителю интересно болтать с вами, если он рассказывает, какие у него чудесные планы и что нового он хочет сделать, то велики шансы, что будет прикольно.
Дальше проверка довольна проста: если ребенок бежит в школу бегом — хотя, конечно, бывают разные дни и иногда хочется поваляться дома, — но если в основном он хочет находиться в школе, то, вероятнее всего, уж в первом-то классе точно, речь идет об учителе, который сумел построить такие образовательные рамки, в которых ребенку прикольно.
Это, может, и непрофессиональное слово, но на мой взгляд — профессиональное. Ну вот прикольно должно быть ученику на уроке. Он должен стремиться в школу, потому что там происходит что-то, чего не происходит дома или в другом месте. Там он понимает что-то про себя и про мир, там он строит взаимосвязи с другими людьми и с самим собой.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
В этом смысле я призываю полагаться на ребенка. Если ваш любимый человек не хочет идти куда-то, куда вы его отправляете каждый день, это довольно странно — запихивать его туда всеми силами, еще и приговаривая мантру, что, мол, все через это проходили. Но это не так. Не все, и не обязательно через это, и ничего хорошего в этом нет. Мне кажется, если человек проводит где-то большую часть дневного времени в течение 11 лет, он имеет право проводить его хорошо.
Ɔ. В школе должно быть хорошо и прикольно, в ней не должны отбить желание учиться — а что еще? Должны ли учителя готовить к взрослой жизни?
А что такое взрослая жизнь? Что принципиально меняется, когда ребенок оканчивает школу? Самое-самое главное, мне кажется, — это понимать систему координат, в которой человек находится, и уметь строить ее. Приходит это умение, только если у человека есть выбор и этот выбор осознанный. И если он учится при помощи и при поддержке старших, в том числе учителей, понимать, чего он хочет, где заканчивается он и начинается кто-то другой.
Ɔ. Что в таком случае для вас лично педагогическая удача? Успех?
Когда можно сказать себе после урока «ай да Пушкин, ай да сукин сын», мне кажется, это успех. Когда детей не нужно загонять на урок. Когда они приходят сами и, желательно сразу, начинают делиться мыслями, которые пришли им в голову по итогам прошлого урока, мне кажется, это круто. Мне кажется, круто, когда я сам на свой урок бегу.
Беседовала Евгения Соколовская в рамках поддержки тульского регионального конкурса для педагогов «Призвание — учить!»
Конкурс проводится благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с министерством образования Тульской области. «Призвание — учить!» направлено на поддержку образовательной и воспитательной деятельности, развитие творческих, интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций педагогов Тульской области.