цели и задачи учебной практики учителя
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ 01.01
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
для прохождения учебной практикиУП. 01.01 Показательные уроки
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Цель учебной практики –обеспечить приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения студентами общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования.
Задачи учебной практики:
— приобретение первоначального практического опыта на основе теоретических знаний;
— формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в рамках освоения ПМ. 01;
— ознакомление с федеральным государственным образовательным стандартом НОО, образовательными системами, вариативными образовательными программами, учебно-методическими комплектами по программам начального общего образования;
— формирование у студентов целостного представления об образовательном процессе современного образовательного учреждения;
— изучение специфики труда учителя начальной школы;
— формирование умений целеполагания, планирования, анализа уроков, занятий, мероприятий.
— формирование интереса к педагогической деятельности.
— развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании и рефлексии.
Учебнаяпрактика направлена на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
В результате прохождения учебнойпрактикиУП.01.01Показательные уроки ПМ. 01Преподавание по программам начального общего образования обучающийся должен иметь практический опыт:
∙ анализа учебно-тематических планов и процесса обучения младших школьников, разработки предложений по его совершенствованию;
∙определения цели и задач, планирования и проведения учебных занятий в начальных классах;
∙проведения диагностики подготовленности обучающихся;
∙наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
∙ведения учебной документации.
∙ вести открытое наблюдение целостного педагогического процесса планово и систематично, фиксировать увиденное по предложенной программе;
∙анализировать под руководством преподавателя урок и занятие в соответствии с современными требованиями;
∙выделять общую организацию работы на уроке (распределение времени, логику перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся);
∙определять объем учебного материала, выделять рациональные способы работы учителя, анализировать поведение и эмоциональный настрой учащихся на уроке;
∙ определять систему работы учащихся на уроке (организованность и активность, методы и приемы работы, уровень их сформированности, отношение к учителю, учению, уроку, предмету; уровень усвоения УУД; наличие умений творческого применения знаний; соответствие нагрузки возрастным особенностям учащихся);
∙выделять результаты урока и занятия (выполнение плана урока; меры реализации задач, уровни усвоения знаний и способы деятельности учащихся по усвоению знаний, общую оценку результата);
∙применять на практике эмпирические методы исследования (наблюдения, методы опроса) с целью исследования явлений, накопления и систематизации информации, поиска и объяснения закономерностей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование тем учебной практики
Кол-во часов по темам
УП.01.01 Показательные уроки
ПМ. 01Преподавание по программам начального общего образования
Тема 1. Изучение и анализ КТП учителя начальных классов по различным учебным дисциплинам
Тема 2. Наблюдение и анализ уроков русского языка, литературного чтения, обучения грамоте, обучения письму
Тема 3. Наблюдение и анализ уроков математики
Тема 4. Наблюдение и анализ уроков окружающего мира
Тема 5. Наблюдение и анализ уроков технологии и ИЗО
Тема 6. Наблюдение и анализ уроков физической культуры.
Оформление методических материалов и документации по практике
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Основным документом, служащим для оценки практики, является отчет. В отчете по практике студент должен показать свое умение анализировать и оценивать полученные результаты практики. Студент должен дать свои выводы и конкретные предложения по каждому разделу работы, а также свое заключение о ходе практики и предложения по ее улучшению. Отчет иллюстрируется фотоснимками, таблицами и т.п.
Отчет по итогам прохождения учебной практики формируется в соответствии с Тематическим планом учебной практики и должен содержать следующие документы:
∙ направление на практику;
∙ индивидуальное задание для прохождения учебной практики;
∙ характеристику с места прохождения учебной практики.
Отчет по итогам прохождения учебной практики должен состоять из следующих разделов:
∙ Сведения о базе практики.
∙ Анализ КТП учителя начальных классов по различным учебным дисциплинам (по выбору студента).
∙ Анализ урока русского языка, литературного чтения, обучения грамоте, обучения письму (по выбору студента). Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока.
∙ Анализ урока математики. Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока.
∙ Анализ урока окружающего мира. Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока.
∙ Анализ урока технологии или изобразительного искусства (по выбору студента). Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока.
∙ Анализ урока физической культуры. Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока.
∙ Оформление методических материалов и документации по практике.
∙ Фотоматериалы, презентация (по желанию).
∙ Самоанализ деятельности практиканта во время учебной практики.
4. Список используемых источников.
ФОРМЫ И БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Титульный лист отчета
Титульный лист является первым листом отч е та. В верхней части титульного листа указываются сведения об учреждении, в котором выполнена работа. В середине пишется наименование практики, а ниже, справа, фамилия, имя, отчество студента, группа; фамилия, имя, отчество научного руководителя; оценка; дата.Внизу указывается место и год выполнения работы. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Пример оформления титульного листа отч е та приведен в Приложении 1.
Направление на практику, подписанное директором и заверенное печатьюГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж», выдается каждому студенту-практиканту персонально.
Индивидуальное задание для прохождения учебной практики располагается сразу после титульного листа и определяет содержание практики для конкретного студента. Задание выдается в первый день практики, содержит формулировку задания, подписывается руководителем практики. Форма бланка индивидуального задания приведена в Приложении 2.
Аттестационный лист о прохождении практики студентом-практикантом формируется руководителями практики и содержит информацию об уровне сформированности профессиональных и общих компетенций.
1. Введение содержит информацию о целях и задачах учебной практики, а также о профессиональных компетенция, которые формируются в ходе прохождения учебной практики.
2. Содержание – структурный элемент отчета, кратко описывающий структуру отчета с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц. Содержание включает следующее:
Сведения о базе практики – полное наименование образовательного учреждения, адрес, директор.
Анализ КТП учителя начальных классов по различным учебным дисциплинам (по выбору студента ) выполняется с использованием Приложения 3 КТП одного учебного предмета (анализируемого студентом) прилагается.
Анализ урока русского языка, литературного чтения, обучения грамоте, обучения письму (по выбору студента) осуществляется с использованием Приложения 4. План-конспект(технологическая карта) анализируемого урока студентом прилагается.
Анализ урока математики осуществляется с использованием Приложения 4. План-конспект(технологическая карта) анализируемого урока студентом прилагается.
Анализ урока окружающего мира осуществляется с использованием Приложения 4. План-конспект(технологическая карта) анализируемого урока студентом прилагается.
Анализ урока технологии или изобразительного искусства (по выбору студента) осуществляется с использованием Приложения 4. План-конспект(технологическая карта) анализируемого урока студентом прилагается.
Анализ урока физической культуры осуществляется с использованием Приложения 4. План-конспект(технологическая карта) анализируемого урока студентом прилагается.
Фотоматериалы, презентация (по желанию).
Самоанализ деятельности практиканта во время учебной практики представляет собой изучение состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной. Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы. При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это непредставление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.
3. Заключение содержит информацию о достижении цели практики, выполнению задач практики, а также о степени сформированности профессиональных компетенций.
4. Список используемых источников.
Дневник учебной практики прилагается к отчету, заполняется студентом-практикантом в соответствии со следующими требованиями:
× записи в дневнике должны соответствовать индивидуальному плану и графику прохождения практики;
× дневник студентом заполняется ежедневно, просматривается и подписывается руководителем базы практики, а также подписывается руководителем практики ОУ;
× дневник практики – основной документ трудовой и практической деятельности студента-практиканта.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
× Текст печатается в редактор eWord на одной стороне листа белой бумаги формата А4.
× Цвет шрифта – черный. Размер шрифта (кегль): для текста –14, для таблиц – 12.
× Типшрифта – Times New Roman.
× Междустрочный интервал – полуторный.
× Размеры полей: правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.
× Абзацный отступ не менее 1,25 см.
× Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в нижнем правом углу или в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится.
× Знаки препинания (точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки) от предшествующих слов не должны быть отбиты.
× Кавычки и скобки применяются одного начертания по всему тексту, они не отбиваются от заключенных в них слов. Знаки препинания от них не должны быть отбиты (например: 1). «1».).
× Сокращенные выражения (и т.д., и т.п., т.е.) набираются без пробела.
× Фамилии, названия организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные должны приводиться на языке оригинала. Допускается приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
× Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки.
× Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
× Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050146 Преподавание в начальных классах
О ПРОХОЖДЕНИИ УП. 01.01ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
ПМ. 01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(наименование организации, базы учебной практики)
с 22.12.2015 года по 27.12.2015 года
Студентки группы 703 (Ф.И.О.)
Руководитель практики Кочегарова Светлана Владимировна
Отчёт принят с оценкой______________________
Индивидуальное задание для прохождения учебной практики
УП. 01.01 Показательные уроки
выдано « 18 » декабря 2015 года
∙ стандарты среднего профессионального образования и документы, определяющие содержание учебной практики;
∙ФГОС НОО, образовательные системы, вариативные образовательные программы, учебно-методические комплекты по программам начального общего образования;
∙ специфику образовательного процесса современного образовательного учреждения;
∙специфики труда учителя начальных классов.
2. Получить практический опыт:
∙ анализа учебно-тематических планов и процесса обучения младших школьников, разработки предложений по его совершенствованию;
∙определения цели и задач, планирования и проведения учебных занятий в начальных классах;
∙проведения диагностики подготовленности обучающихся;
∙наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
∙ведения учебной документации
∙ анализ КТП учителя начальных классов по различным учебным дисциплинам (по выбору студента);
∙ анализ урока русского языка, литературного чтения, обучения грамоте, обучения письму (по выбору студента). Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока;
∙ анализ урока математики. Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока;
∙ анализ урока окружающего мира. Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока;
∙ анализ урока технологии или изобразительного искусства (по выбору студента). Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока;
∙ анализ урока физической культуры. Представление плана-конспекта (технологической карты) анализируемого урока.
4.Оформить отчет по учебной практике.
Руководитель практики Кочегарова С.В. (подпись) (расшифровка подписи)
АНАЛИЗ КТП УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
План анализа календарно-тематического плана (КТП)
учителя начальных классов
1. Наименование календарно-тематического плана.
2. Структура календарно-тематического плана.
3.Содержательный анализ структурных компонентов календарно-тематического (проанализировать емкость, четкость описания учителем всех разделов КТП).
4. Соответствие КТП рабочей программе.
5. Учет в КТП типа (вида) ОУ, особенностей обучающихся.
6. Соблюдение требований к оформлению.
АНАЛИЗ УРОКОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВЫПОЛНИТЬ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ
Примерная схема структурного (поэтапного) анализа урока
1. Тип и структура урока:
— тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
— тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
2. Содержание и методика повторения учебного материала:
— полнота и глубина проверки;
— методика повторения, дифференциация заданий;
— охват учащихся проверкой, занятость класса;
— объективность оценки, аргументация отметки.
3. Работа над новым учебным материалом:
— научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного,
— соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.
— оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения;
— обоснованность применяемых методов;
— активизация познавательной деятельности учащихся;
— использование методов проблемного обучения;
— сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы сучащимися;
— самостоятельная работа учащихся;
— методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
5. Усвоение нового материала:
— отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
— самостоятельная работа при закреплении;
— обратная связь — оценка ответов учащихся.
— объем, характер материала, его посильность;
— наличие и характер инструктажа;
7. Характер деятельности учителя:
— уровень педагогических требований к работе учащихся, кразвитию их речи, мышления;
— речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
Цели и задачи педагогической практики
Целью педагогической практики является: приобретение студентами опыта практической педагогической деятельности, становление профессиональной направленности их личности.
Названная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;
2. Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива, о традициях и инновациях в организации работы);
3. Становление у студентов педагогических умений:
— гностических, связанных с диагностикой качества знаний и умений обучаемых, уровня их воспитанности, изучением половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявлением особенностей развития группы учащихся, с осуществлением анализа уроков и внеклассных мероприятий у других практикантов, самоанализа педагогической деятельности;
— проективных, обеспечивающих планирование учебной работы (тематическое и поурочное), воспитательной работы с учащимися класса, разработку конспектов уроков и внеклассных мероприятий, отбор соответствующих особенностям учащихся форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий;
— организаторских, направленных на осуществление своей собственной педагогической деятельности и на руководство активной деятельностью учащихся, развитие их инициативы и самостоятельности;
— коммуникативных, связанных с вербальным и невербальным общением студента-практиканта с учащимися и коллегами (своими товарищами, учителями, методистами);
4. Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;
5. Развитие у студентов, педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, суггестивных, перцептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к детям, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).
Структура и содержание педпрактики
В педагогической практике находят воплощение все компонентыпедагогической деятельности- цели, мотивы, содержание,организация,функции,результаты,контроль,самоконтроль.Именно входе комплексной педагогической практики студент учится системномуподходу в педагогической деятельности,обеспечению целостностипедагогического процесса.
В процессе осуществления педагогическойдеятельности развиваются педагогические способности ипрофессионально значимые качества личности.
Структура педагогической практикиориентирована наформирование личности будущего учителя, применение теоретическихзнаний в практической деятельности; усвоение усложняющихсяпедагогических умений по годам обучения и приобретение, изучение ианализ педагогического опыта.
Во время практики студенты получают возможностьинтегрировано использовать полученные в вузе теоретические знанияпо предметам психолого-педагогического и языковых циклов,получить целостное всестороннее представление о педагогическомпроцессе, о содержании, формах и методах учебно-воспитательнойработы с учащимися, их родителями, учителями.
Основное содержание педагогической практикиреализуется:
— в деятельности учителя по предмету;
— деятельности классного руководителя;
— работе с родителями;
— участии в опытно-экспериментальной и методической работе(в основном, для студентов, выполняющих курсовые и дипломные работыпо методике преподавания иностранных языков в средней школе).
В период педагогической практики студент осуществляет сбор материалов для выполнения курсовых и дипломных работ.
Содержание работы студентов в период педпрактики
Общее знакомство со школой и классом. Участие в беседе, проводимойадминистрацией школы. Изучение класса, к которому прикреплен студент дляпроведения уроков и для выполнения работы классного руководителя. Беседы склассным руководителем и учителями, работающими в данном классе. Изучениедокументации: план классного руководителя, классный журнал, личные делаучащихся. Проведение классного часа знакомства с учащимися. Выявление особенностей индивидуального и личностного их развития (материалы для тестирования, анкетирования, наблюдения см. в приложении).
Студент осваивает способы организации педагогического труда:
а) взаимодействует с психологом, учителями, работающими в классе, идругими педагогами школы с целью решения педагогических проблем;
б) знакомится с организацией методической работы по предмету и с проблемами воспитания (изучает опыт коллег, готовит наглядные и методическиепособия);
в) ежедневно планирует и анализирует свои педагогические действия;
г) посещает педагогические советы школы, участвует в семинарах методических объединений.
Студент знакомится с управленческими проблемами:
— изучает школьную документацию, (устав школы, планы, отчеты)планирование в школе, распределение должностных обязанностей работниковшколы, систему аттестации и стимулирования работы педагогических кадров,участвует в занятиях и встречах с членами администрации.
Внеклассная работа по предмету. Подготовка группой студентов вечера,конференции или другой формы массового мероприятия для одной параллелиили для всех классов, в которых проходит педагогическая практика. Последующий анализ проведенного внеклассного мероприятия.
Работа по классному руководству. Практикант участвует во всех видахтекущей работы классного руководителя: проверяет дневники, участвует в дежурстве класса по школе и т.д. Самостоятельно готовит и проводит внеклассныемероприятия, направленные на развитие и формирование основных сфер индивидуальности учащихся класса.
Работа с родителями. Посещение школьников на дому – индивидуальныебеседы с родителями. Присутствие на классном родительском собрании.
Работа по выбору.В зависимости от уровня подготовленности и интересов студента целесообразно проведение по выбору следующих видов работы:
— организация деятельности творческого объединения детей и родителей;
— работа в качестве организатора какого-либо вида воспитательной деятельности в школе;
— участие в подготовке и проведении общешкольного дела, в заседанииметодического объединения, педсовета и др.;
— проведение факультативных занятий;
— организация исследования с учетом профессиональных собственных интересов или заказа педагогов школы и др.
Работа над проектом.В зависимости от профессиональных интересовпрактиканта, его индивидуальных способностей и задач профессионального роста предусматривается выполнение им учебного проекта по выбору, одобренномуруководителем практики. Учебный проект может включать проведение исследовательской работы по проблемам учебной и внеучебной деятельности школьника, методике преподавания предмета, изучению психических и личностных особенностей учащихся (или учителя), по проблемам формирования и развития индивидуальных и личностных качеств школьников и др. Проект может выполняться студентом под одновременным руководством преподавателя-методиста ипреподавателей кафедры педагогики и психологии.
Проект может включать: а) анализ одной из решаемых студентом педагогических проблем (примерный перечень проблем см. в приложении), включающий следующие моменты: формулировку и описание своего собственноговзгляда на проблему; объяснение причин возникновения данной проблемы в работе студента; обоснование способов решения проблемы с учетом теоретических знаний, полученных в вузе, мнений и советов коллег и других специалистов; описание хода решения проблемы; обоснованные выводы об эффективности используемых способов решения проблемы; б) анализ (описание) опыта работы классного руководителя, учителя-предметника (можно использовать материалы из приложения).