теплый хлеб чему учит эта сказка

Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Обсуждение вопроса:

теплый хлеб чему учит эта сказка. i3. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-i3. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка i3.

теплый хлеб чему учит эта сказка. 45736216. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-45736216. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка 45736216.

От названия сказки Константина Георгиевича Пау­стовского «Тёплый хлеб» веет теплом, добротой, неж­ностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».

Главный герой сказки — Филька — предстаёт пе­ред нами «молчаливым, недоверчивым». А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласково­сти» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конём: «„Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили хо­лод и голод.

Природа словно взбунтовалась из-за такого жесто­кого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзитель­ный ветер, вздул снег…». История, рассказанная Филь­ке бабушкой, тоже похожа на сказку. Кроме того, в произведении появляется сорока, которая трещала о том, что разбудила тёплый ветер и тем самым помогла людям.

Но ведь на самом деле не только сорока вернула тепло. Паустовский показывает нам, что Филька осоз­нал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня по­могала Фильке исправить свою ошибку и помирить­ся с конём. С особым теплом Паустовский описывает упорство, труд людей и то, как в деревне пекли дол­гожданный хлеб.

В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину.

В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло вес­ной». Одновременно с изменениями в погоде про­изошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души.

Показывая нравственный путь своего героя, Паус­товский учит нас исправлять «злодейство» и не совер­шать плохих поступков.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание

Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Паустовский Константин Георгиевич

Название: «Тёплый хлеб»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: влияние людей на мир вокруг.

Число страниц: 13

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Рассказ об угрюмом и злом мальчике Фильке, он никого не жалел, обидел и деревенского раненного коня. После этого начался лютый мороз, который получилось растопить только Филькиным трудолюбием и добротой.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне понравились эпизоды, когда ни бабушка, ни Панкрат не стали ругать мальчика Фильку, а серьёзно с ним поговорили, попытались все объяснить. Им удалось достучаться до его сердца без наказания и криков.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Без людей и взаимопомощи не прожить, не только людям нужна наша доброта, но и всей природе, каждому живому существу.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что важно быть добрым и внимательным, ведь наши слова влияют на мир вокруг. От злости плохо всем, а от ласкового слова, взаимопомощи – мир становится светлее. А ещё учит нас, что всегда есть шанс исправиться, попросить прощения, главное не бояться.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравился рассказ, потому что он похож на сказку. Автор смог показать, что станет с миром вокруг, если в нём не останется доброты и сострадания. Мне понравилось, что мальчик Филька начал исправляться, думаю, он стал таким угрюмым и злым не по своей вине, ведь где его родители, что с ними стало, мы не знаем, почему-то же их нет рядом, только бабушка. Но у мальчика появился шанс поменяться, и это радостно.

Новые слова и выражения:

Околица – изгородь вокруг деревни.

Ботва – листья корнеплодов.

Пешни – тяжёлый лом, чтобы рубить лёд, мёрзлую землю.

Треух – зимний головной убор.

Пословицы к произведению:

Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.

Доброе слово лечи, а злое калечит.

Бедного обижать – себе добра не желать.

Мир строит, а война разрушает.

Источник

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»: анализ произведения

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.

теплый хлеб чему учит эта сказка. . теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка .

Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.

теплый хлеб чему учит эта сказка. . теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка .

Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.

теплый хлеб чему учит эта сказка. . теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка .

В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Филька. Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.

теплый хлеб чему учит эта сказка. . теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка .

Панкрат. Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.

Бабушка. Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.

Конь. Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.

теплый хлеб чему учит эта сказка. . теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка .

Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

теплый хлеб чему учит эта сказка. . теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка .

Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.

теплый хлеб чему учит эта сказка. . теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка .

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Источник

О чем заставила задуматься сказка «Теплый хлеб»?

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Да, это произведение ни кого не оставит равнодушным.

Мне лично, его сюжет еще раз подтвердил утверждение, что самые жестокие существа это. дети. Да, и примеров тому в жизни очень много. Дети, пока они растут, только начинают понимать что есть такие чувства сострадания, сочувствия, жалость, милосердие. всего этого они не знали когда родились, и чувства которые были нужны им на этапе выживания, данные от природы не предусматривают иного отношения к окружающим кроме как эгоистического. И нельзя сказать что это не правильно, человек начинает думать о других не сразу после своего рождения.

Отвратительный пример мальчика Фильки, это скорее всего запоздалое понимание того что ты в этом мире не один, того что кроме здорового эгоизма нужного для выживания, нужно еще и уметь жить в среде других живых существ и не вредить им.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Это Паустовский, один из самых, наверное, выдающихся писателей нашего времени, который писал в том числе и для детей. Речь идет о его цикле «военных» рассказов, конкретно о рассказе «Теплый хлеб». Речь в нем идет о людях и таких их качествах, как черствоть и доброта. Мальчик Филька был черствым, обидел старого коня, но потом испугался последствий и решил загладить вину трудовым подвигом. У него все получилось, и он решил помириться с конем, принес ему теплый хлеб, конь хлеб съел и вроде бы Фильку простил. Филька растрогался и даже заплакал, а все радовались их примирению. Всегда в детстве пугала бабкина легенда про солдата и мороз, было интересно читать, как Филька испугался и побежал на мельницу в Панкрату. Это рассказ о людях, их хороших и плохих качествах, а также о том, как всем нам нужно прощение.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Произведение «Теплый хлеб» я прочитала недавно, рассказ меня заставил задуматься о многом.

Меня поразило с какой жестокостью Филька обращался с конем, ведь бедное животное ничего плохого ему не сделало, а он с ним так грубо и бессердечно поступил.

Даже природа осерчала на Фильку и в деревню пришла холодная зима, Филька чувствует себя виноватым. Но что мне понравилось, так это то что Филька сумел изменить ситуацию, он изменился в лучшую сторону, стал более открытым и дружелюбным мальчишкой.

Сказка заставляет задуматься о том, что мы всегда можем изменить плохие поступки, мы можем стать лучше, конечно, если этого сами захотим.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Паустовский настоящий мастер пера. Его рассказ «Тёплый хлеб» тому яркое подтверждение.

Рассказ оставил яркие, неизгладимые впечатления в моей душе и сердце.

Главный герой, мальчик Филька обижает несчастного коня. Он ударил его и не дал хлеба, пожалел для коня и выбросил его в сугроб.

Когда бабушка узнала о поступке мальчика, то осудила его и рассказала историю о голодных временах.

Мальчик понял, что был не прав и попросил прощения, помирился с конём. К тому же, он спас всех от голода.

После прочтения «Теплого хлеба», я задумалась о том, что в нашей жизни всегда находится кто-то рядом, кому требуется помощь. Нельзя быть жадным, скупым. Нужно уметь делиться с другими тем, что мы имеем и никогда не обижаться других, тех, кто слабее нас.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Сюжет сказки Паустовского «Теплый хлеб» закручивается вокруг некрасивого и даже жестокого поступка мальчика Фильки по отношению к раненому коню. По сказке после этого поступка на деревню упали страшные морозы и людям грозил голод.

Филька понял свою ошибку и приложил все усилия, чтобы помочь людям и помириться с конем. В сказке это мальчику удалось.

Эта сказка заставляет задуматься о добре и отзывчивости. О том, что наши неосторожные поступки могут причинить боль другим людям и на самом деле могут иметь очень далекие последствия.

Конечно сказочные морозы оказались скорее совпадением, но они помогли понять мальчику Фильке, что нет ничего страшного в том, чтобы проявить чуткость, а вот равнодушие является самой главной бедой всего человечества.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Сказку «Теплый хлеб» я прочитала на одном дыхании. О многом она заставила меня задуматься.

Начну с самого начала.

Во первых, о том, как иногда жестоко люди обращаются с животными. Вот и в рассказе мальчик Филька рассердился, пожалел хлеба для коня и со злости кинул краюшку прям в снег, а потом еще ударил коня. А надо беречь братьев наших меньших, ведь мы сильнее и можем совсем их погубить, они нуждаются в нашей помощи, особенно зимой.

Далее я задумалась о том, что мальчик все понял и решил исправить свой поступок. Этому и нужно учить наших детей. Чтобы они не боялись признавать ошибки, всегда честно все рассказывали, пытались все исправить.

В третьих я задумалась о поведении жителей деревни. Как они не отмахнулись от Фильки. Работали во благо всей деревни. И это правильно, тяжело тому кто только зло помнит.

И конечно я задумалась о том, как изменился мальчик. Вначале он был молчаливым и никому не доверял. Но этот случай научил его, что есть хорошие люди на земле. Научил его быть внимательнее к окружающим, любить животных и быть добрее.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Мне понравилось данное произведении, побольше бы таких сказок в школьной программе.

Эта сказка учит нас видеть как человек тесно связан с природой, и что наши действия и поступки могут отразиться на ней.

Что нельзя жестоко обращаться с животными, ведь они беззащитны перед нами.

Что равнодушие убивает всё доброе, что есть в человеке и с этим чувством нужно бороться.

Нужно уметь признавать свои ошибки, не бояться нести за это ответственность и пытаться всё исправить.

Автор пытается показать нам, что люди должны уметь любить и прощать.

Не зря существует такая поговорка, что «Лучше подавать, чем просить», ведь ещё не известно, по какую сторону, завтра, можешь оказаться ты сам.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

После прочтения произведения «Теплый хлеб» я задумалась о том, что нельзя быть жестокими к животным. Все в этой жизни взаимосвязано, обидел Филька коня, наступил голод и холод. Извинился Филька и все вокруг наладилось.

Не стоит быть жестоким к более слабым существам, не надо быть таким равнодушным.

Поэтому произведение заставляет задуматься, какими могут быть дети злыми, но надо им объяснять, тогда можно их поставить на путь исправления. Особенно, если это касается детей.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Рассказ меня заставил задуматься о том, что мы с животными в целом близки по органике и обижать их никогда не стоит. А еще и о том, что даже самый задиристый и невоспитанный человек с виду, имеет советь и может исправиться, так как именно совесть нам дает понять то что мы поступаем неправильно и направляет нас как и мальчика Фильку в этом рассказе на искупление своих плохих поступков хорошими.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

Учит прощать обиды, учит не вымещать свою злость на более слабых (в даном случае более слабый это конь, он же животное).

Учит тому что даже самый хулиганистый ребёнок исправим, до него можно донести истину, если есть кому, это сделать.

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:

Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.

Герои 2-го плана

теплый хлеб чему учит эта сказка. answer avatar. теплый хлеб чему учит эта сказка фото. теплый хлеб чему учит эта сказка-answer avatar. картинка теплый хлеб чему учит эта сказка. картинка answer avatar.

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

Источник

Анализ рассказа «Теплый хлеб» (К. Г. Паустовский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 10.06.2020 · Обновлено 10.06.2020

Константин Георгиевич Паустовский оставил заметный след в литературе. Четыре раза он был номинирован на Нобелевскую премию. Писатель создал множество рассказов, часть которых предназначалась юным читателям. «Теплый хлеб» — одна из таких добрых сказок. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ее разбор.

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.

Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.

Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.

В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон предлагает характеристику героев рассказа «Теплый хлеб» в таблице:

ФилькаЦентральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.
ПанкратДругой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.
БабушкаОбраз бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.
КоньКонечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.

Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *