Технологическая карта чему учил китайский мудрец конфуций
Технологическая карта урока по истории Древнего мира на тему «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ
Формирование исторического сознания личности, исторического стиля мышления пятиклассников через осмысление учений Конфуция и их
влияние на развитие древнекитайской цивилизации.
-формирование целостного мировоззрения, культурного, языкового, духовное многообразие современного мира;
-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве в процессе образовательной деятельности
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
— развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях Древнего Китая, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
План изучения нового материала
1.Географическое положение Древнего Китая.
2. Конфуций – китайский мудрец.
3. Как должны вести себя учтивые китайцы.
мудрец, конфуцианство, добродетель, манеры
I тыс. до н.э., 551 г. до н.э., 479 г. до н.э.
Восточная Азия, Великая Китайская равнина, река Хуанхэ,
изучение нового материала
мультимедийные средства, учебник, раздаточный материал
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)
II .ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (5 мин.)
На прошлом уроке мы с вами говорили об одной очень интересной стране. Посмотрите на слайд и назовите её (Индия). Хорошо, а сейчас проверим, как хорошо вы запомнили информацию о ней.
Задание «Исправь ошибку в тексте»
Работа по карточке:
— Заполните пропущенные слова в предложении.
_________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.
По верованиям древних индийцев, бог _______ создал людей из разных частей своего тела.
Знаменитым китайским мудрецом был _________.
— Какой вопрос вызвал затруднение?
— А как вы думаете, почему? (Мы не знаем, кто был китайским мудрецом)
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Разгадайте ребус, чтобы точно убедиться, какую страну мы будем сегодня изучать. Запишем тему нашего урока
Фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточкой
III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)
Рассмотрим план нашего урока.
1.Географичесое положение Древнего Китая.
Откроем учебники на странице 106 и рассмотрим карту «Китай в древности».
Древний Китай находится в Восточной Азии. Как выдумаете, какая местность была самой удобной и пригодной для проживания? (Великая китайская равнина). Какие реки протекают на территории Китая? (Янцзы и Хуанхэ).
На обширной территории возникло несколько государств, правители которых враждовали друг с другом. Но жители этих государств считали себя одним народом, так как имели единую культуру и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. А кто такой мудрец?
Работа с картой учебника
2. . Высшая добродетель – уважение к старшим.
Конфуций утверждал, что высшей степенью добродетели является уважение к старшим, сохранение старинных традиций.
— Как должны были относиться в семье младшие к старшим, а старшие к младшим? (Уважительно, заботливо)
-Кого китайцы считали могучими и добрыми покровителями? (покойных родителей)
— Что на ваш взгляд означает слово «добродетель»?
— Вы согласны с учение Конфуция, что уважение к старшим – высшая добродетель. Почему?
Конфуций передавал своим ученикам знания из древних книг, сделанных из дощечек бамбука. Писали специальными принадлежностями. Люди знали больше, чем тысячу различных иероглифов.
3. Как должны вести себя учтивые китайцы.
Проблема – Кого можно считать воспитанным человеком?
анализируют информацию на сладах, отвечают на поставленные вопросы
Технологическая карта урока по истории «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока.
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.
Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
« Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам,
что любых наших знаний мало.
Когда человек перестаёт учиться,
он может потерять и то,
чему научился раньше».
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм
II. Актуализация знаний
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа
Работа у доски: заполнение таблицы:
2. Знатные войны (кшатрии)
3. Земледельцы (вайшьи)
4. Слуги (шудры) – «неприкасаемые»
— Откуда появились эти касты?
— Может ли человек, принадлежащий к одной касте, со временем перейти в другую касту?
Перечисляют культурные достижения индийцев
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Беседа по вопросам
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Беседа
Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
Записывают число и тему урока в тетради.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Местоположение и природные условия. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком-схемой, иллюстрациями, беседа
Но прежде чем мы перейдем к Конфуцию, посмотрим на страну, в которой он жил.
Откройте учебники на стр. 101- работа с картой.
— где находится Китай? (Восточная Азия)
— какой рельеф в этом государстве? (горы, пустыни, степи).
— какой город является столицей Китая? (Пекин).
Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, часто и внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее около 1700 г. до н.э., здесь возникли первые государства. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций.
Показывают на карте Китай, ре-ки: Хуанхэ и Янцзы. Характеризуют условия жизни и хозяйственную деятельность
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
и понимают речь других
Работа с картой, беседа по вопросам
учения (конфуцианство). Конфуций
Фронтальная, групповая. Словесный, творческий, проблемный. Сообщение, работа с текстом, беседа
Так же Конфуций считал, что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг, а почему он так считал, вы узнаете, прочитав учебник (стр. 100-102).
Почему эта добродетель важна в нашей жизни?
В книгах заключается мудрость древних. Нужно, по мнению Конфуция обязательно приобщаться к чтению книг. Знание и просвещение- первое условие процветания государства.
Согласны ли вы с этим? Обратите внимание на китайские книги. Они были сделаны из бамбука (стр. 102).
Чему же учил Конфуций?
— Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе
— Приобщение к мудрости древних
— Почитание и уважение старших
— Во всем должен быть порядок
— Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему
— Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель –относиться к подданным как к своим детям.
Изобразим графически тетради.
Знакомятся с личностью мудреца Конфуция.
Работают с учебником.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Составляют схему в тетради с помощью учителя.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения.
Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из ресурсов Интернета; высказывают свое мнение
работа с текстом, беседа по вопросам
V. Закрепление знаний
и способов действий.
Подведение итогов урока.
Парная, коллективная. Словесный, практический. Работа с картой, беседа, тест
Предлагает написать тест по теме:
1. Материал для письма, который использовали во времена Конфуция:
1) бамбук 2) папирус 3) глина 4) береста
2. Великие китайские реки:
1) Тигр и Евфрат 2) Янцзы и Хуанхэ 3) Волга и Ока 4) Инд и Ганг
3. Положение учения Конфуция :
1) высшая добродетель – уважение к старшим
2) Правитель может жестоко наказывать подданных
3) Мудрость – в умении красиво петь
4) В семье старшие должны пренебрежительно относиться к младшим
4. Знаки китайского письма:
1) буквы 2) клинописные знаки 3) иероглифы 4) звуки
5. Допишите предложение. Конфуций сравнивал государство с большой ___
1.Сегодня на уроке я узнал….
2.Самое интересное было…
Находят на карте называемые географические объекты. Выполняют тестовые задания
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: умеют работать в паре
Работа с картой, тест
VI. Информация о домашнем задании
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя
П. 22 прочитать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Знать положения учения Конфуция. Прочитать документ на стр. 103 и ответить на вопросы к нему.
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1186770
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока Чему учил китайский мудрец Конфуций
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Всемирная история, 5 класс
Середина Наталья Ивановна
«Чему учил китайский мудрец Конфуций».
Актуальность использования средств ИКТ
Повышение качества изучения учебного материала. Развитие познавательного интереса у учащихся через использование средств ИКТ. Обеспечение наглядности учебного материала.
Усвоения учащимися следующего объёма знаний:
1) Географическое положение. Природа и особенности Китая.
3)Значение учения Конфуция.
Формировать умения правильно формулировать ответы на поставленные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.
Воспитание у учащихся духовно – нравственных ценностей, отражённых в учении Конфуция; прививать уважение к другим людям.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Microsoft Office Power Point.
Ученик по окончанию изучения темы урока:
— видит и формулирует проблему (МР)
— выдвигает гипотезы (МР)
— дает сравнительную оценку достижений Древнего Китая и стран Древнего Востока (ПР)
— дает характеристику личности Конфуция (ПР)
— делает выводы, выделяет основную информацию в тексте (МР)
-обосновывает роль гуманистических идей Конфуция для развития человеческого общества (ЛР)
Задачи
Длительность
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Промежу точный контроль
Организация начала занятия
Подготовка учащихся к работе на уроке
1 мин.
Готовность класса, включение учащихся в деловой ритм работы.
Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Учитель : Тогда вперед!
Полная готовность учащихся к уроку.
Подготовка к основному этапу урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме «Древняя Индия»
6 мин.
1.Работа с карточкой.
2.Взаимопроверка ответов.
3.Выборочное рецензирование ответа товарища (по усмотрению учителя)
1.Определение учащихся для работы по карточкам и учащихся для рецензирования ответа.
2.Работа с классом : отгадывание кроссворда. Составление ключевого слова, переход к новому материалу.
( Приложение №2)
Умение учащихся анализировать ответ одноклассника.
Основная часть урока.
Введение в тему урока
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний объекта изучения.
3 мин.
Показ слайда №1.
Слушают учителя. Настраиваются на восприятие нового материала.
Вступительное слово учителя.
На прошлом мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению.
1.Как называют людей, которые прожили долгую жизнь и дают мудрые советы? (мудрецы)
2.Для чего нам нужны такие советы? (не делать ошибки, учиться жить.
Итак, сегодня на уроке мы унаем о ком, как вы думаете?
А как его зовут вы увидите в выделенной строке разгаданного вами кроссворда. Как его зовут? (Конфуций).
Итак, назовите тему нашего урока.
(Слайдовая презентация. Приложение №3).
Знакомство с темой урока.
Формирование представления о современном Китае.
3 мин.
Работа со слайдом №1
Внимательно читают тему урока и отвечают на вопросы учителя.
Записывают тему урока в тетрадь.
Задаёт вопросы по слайду.
1.В какой стране жил Конфуций?
2.Покажите на карте. (Отмечен флажком)
2.Что вам известно о современном Китае?
(одна из самых быстроразвивающихся стран, в 2008г. прошли летние олимпийские игры. Китай граничит с нашей страной на Востоке. Страна, которая подарила миру столько удивительных открытий и Конфуция, к которому мы собираемся совершить воображаемое путешествие в гости.
Формулирование задач урока
Изучение географического положение и природно-климатических условий Древнего Китая.
Совершенствование навыков постановки задач урока.
навыков работы картой.
2 мин.
Самостоятельно формулируют задачи урока.
Работа с картой учебника. Ответы на вопросы учителя. Записывание названий рек, месторасположения Китая в рабочую тетрадь.
Заполнение таблицы в рабочем листе урока, выполнение задания на соотнесение, группировку материала
1.Посмотрите на тему урока и подумайте, что мы должны сегодня на уроке узнать?
Показ слайда №2. Обобщает, исправляет и уточняет задачи урока.
Определение заданий по первому вопросу плана урока.
Откройте учебник на стр. 106. Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы?
— Какой цвет преобладает на карте? Что это значит? (Желтый и коричневый цвет обозначает пустыню и горы)
— Назовите названия рек, протекающих по территории Китая.(Хуанхе и Янзцы)
— Как называется местность, по которой протекают эти реки? (Великая Китайская равнина)
— Какие моря омывают Китай? (Желтое море, Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море)
— Назовите соседей Китая. (племена гуннов)
— Что обозначено на карте сплошной красной линией? (Сухопутные торговые пути)
— Какие еще торговые пути обозначены на карте? (Морские торговые пути)
— Где на карте располагается Великая Китайская стена? (На границе с племенами гуннов)
Как вы думаете почему именно здесь была построена ВК стена?
— Можно ли считать ВК стену великим достижением Китая? Почему?
Умение формулировать задачи урока.
Умение работать с картой.
Знакомство с дополнительной информацией о занятиях жителей Древнего Китая
Совершенствование знаний о занятиях жителей Древнего Китая.
2 мин.
Слайд № 4,5
Рассматривают слайды и называют особенности женского и мужского труда в Китае.
Использование дополнительного материала
Знакомство с жизненным путём Конфуция.
Сформировать первичное представление о личности Конфуция.
3 мин.
Слайд №6.
Слушают рассказ о Конфуции.
Знакомство с Конфуцием.
На ленте времени (на доске) обозначим дату рождения и смерти Конфуция. (551 г. до н.э. и 479 г. до н.э.)
У китайцев есть человек, которым они гордятся более двух тысяч лет. Его имя Конфуций. Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Кто же он? Конфуций? (слушаем рассказ о Конфуции) Слайд №6.
Перечисление основных добродетелей
Познакомить учащихся с основными положениями учения Конфуция.
3 мин.
Слушают учителя, дополняют, отвечают на вопросы.
Обобщает. Нацеливает на восприятие учения Конфуция.
Конфуций нам говорил о том, что в каждом человеке заложено добро, нужно только проявить его по отношению к окружающему миру. Как? При помощи добродетелей.
А что такое добродетель?
Какие же добродетели нам подарит Конфуций?
1.уважение к старшим (родителям, учителям, братьям, сёстрам).
2.добродетель-изучение старинных книг.
3.учтивость – правила этикета.
Знакомство с первой добродетелью
Совершенствование умений и навыков работы с текстом. Формирование уважительного отношения к старшим.
3 мин.
Слайд №7.
Чтение вслух текста параграфа. Ответы на вопросы.
Формулирует задание по тексту учебника.
Прочитайте п.2. на стр. 105. ПОДУМАЙТЕ
Почему китайцы с таким почтением относятся к старикам?
Объясните, почему со времён Конфуция у древних китайцев подчинение государственному строю стало признаваться как наивысшая мудрость.
Как вы считаете, каковы могут быть последствия в обществе, где не уважают старших? Приведите примеры.
Прокомментируйте фразу Конфуция: «Добродетель политики и политика добродетели».
Почему китайцы любили и почитали старину?
Объясните, в чём особенность религиозных представлений китайцев?
Сравните религиозные представления египтян, жителей Междуречья, индийцев и китайцев. Что в них общего и чем они различаются?
Отслеживание умений и навыков работы с текстом
Знакомство со второй добродетелью
Формирование понимания значимости изучения старинных книг.
2 мин.
Слайд №8
Обобщает ответы учащихся.
Слушают учителя. Отвечают на вопрос.
Составление алгоритма изготовления книг в Китае.
Формирование творческого мышления учащихся.
2 мин.
Слайд №9.
работа с изображением слайда
Дополняет ответы учащихся.
Читают задание. Выполняют.
? Попытайтесь на основе текста учебника и изображений на слайде составить рассказ о том, как создавались «бамбуковые книги»?
Слушает ответы учащихся. Задаёт вопросы с опорой на ранее изученный материал.
Оценивание ответов учеников
Работа с текстом параграфа
Отработка навыка работы с текстом.
5 мин.
Слайд № 11
Рассматривается для оценки правильности ответов учащихся.
Самостоятельно работают с текстом параграфа.
Выбирают основные правила китайского этикета.
Слушают и анализируют притчу «Ладная семья»
Выбирают добродетели из текста
*Составление этического кодекса китайцев
Знакомство с китайской притчей «Ладная семья»
стр. 108. Попросить ребят выбрать другие добродетели, то, что вам кажется наиболее ценным.
* Составьте этический кодекс китайца.
Умение выделять главное в тексте, анализировать текстовый материал
Выполнение заданий проблемного типа.
2 мин
Выполняют задание проблемного типа
Голод – частый попутчик китайцев. Население Китая очень страдало от этой беды. Конфуций предлагал правителям решать эту проблему так:
А) заботиться о земледелии
Б) быть умеренным в налогах
В) иметь небольшие государственные расходы,
Г) заниматься воспитанием народа,
Д) своим поведением подавать пример народу. Дополните этот перечень и прокомментируйте.
Анализ текстового материла
Читают изречения Конфуция. Отвечают на вопросы
? Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным, человеком? Согласны ли вы с Конфуцием?
Умение найти в тексте ответ на вопрос, выделить главное, сделать вывод
Проверить качество усвоения материала
Выполняют тестовую работу.
Организует работу по тестам, наблюдает, организует самопроверку
Выбор нужного иероглифа в зависимости от степени понимания материала урока
Аттестация учащихся.
Оценивает ответы учащихся
Аттестация учащихся активно работающих в течение урока
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Задаёт домашнее задание
Приложение 1 (карточка для проверки домашнего задания)
От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.
Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.
Индийский мудрец ______________________ учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.
______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.
1.Тонкая и воздушная ткань, для изготовления которой использовали коконы тутового шелкопряда.
2.Прибор, который помогает путнику не заблудиться в путешествии.
3.Посмотрите на карту, найдите Древний Китай и найдите реку на которой возникло данное государство. (Отметим его флажком).
4.Что снимают учтивые люди при входе в дом.
5.Материал для письма.
6.Вторая река Китая.
7.Одна из рек Индии.
8.Напиток. который был изобретен в древности, но который мы до сих пор пьем каждое утро.
Приложение 3 ( на партах лист с текстом )
— Конфуций выступал за то, чтобы в управлении страной придерживаться принципа человеколюбия, но, к сожалению, царь не разделял его взглядов и не принял его советов. В результате Конфуцию ничего не оставалось, кроме как подать в отставку. Он решил путешествовать, чтобы учить людей великодушию и доброжелательности.
В те неспокойные времена его взгляды на жизнь и управление страной не нашли отклик среди знати. Поэтому Конфуций вернулся в родной город и посвятил себя образованию людей. Он создал частные школы и набрал много учеников. Он считается первым преподавателем в истории Китая.
Он был первым учителем, который обучал обычных людей. У него было свыше 3000 учеников, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, — и богатые, и бедные. Каждый, кто действительно хотел учиться, мог быть принят Конфуцием в ученики и получал равные возможности для образования.
— Прочитаем текст. Подчеркните в тексте выдающиеся достижения Конфуция.
— Что не понравилось китайскому царю? Как вы думаете почему?