Техника фейнмана как учиться
Метод Фейнмана: три шага, которые позволяют быстро освоить любой предмет
Лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман сформулировал алгоритм обучения, который помогает быстрее и глубже разобраться в любой теме
Я не всегда был хорошим учеником. Главным в обучении я считал количество времени, которое ему посвящалось. А потом я обнаружил нечто, изменившее мою жизнь.
Известный лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман осознал различие между «знанием чего-то» и «знанием названия чего-то», и это одна из главных причин его успеха.
Фейнман наткнулся на формулу обучения, которая позволила ему понимать вещи лучше других. Эта формула получила название «метод Фейнмана», и она помогает вам изучать любой предмет глубже и быстрее. Тема, предмет или понятие, которое вы хотите изучить, не имеют значения. Возьмите что угодно. Метод Фейнмана работает везде. И, что самое замечательное, он очень прост в исполнении. До смешного прост.
И это не только отличный метод обучения, но и окно в совершенно другой образ мышления.
Позвольте мне объяснить.
В методе Фейнмана есть три шага.
Шаг 1. Научите этому ребенка
Возьмите чистый лист бумаги и напишите, что вы хотите изучить. Запишите, что вы знаете об этом предмете, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому приятелю, а восьмилетке, который обладает достаточным словарным запасом и способностью концентрироваться, чтобы понять базовые понятия и отношения.
Множество людей склонны использовать сложные слова и профессиональный жаргон, когда они не понимают чего-то. Проблема в том, что мы сами себя дурачим, потому что не осознаем, чего именно мы не понимаем. Использование жаргона призвано скрыть от окружающих наше непонимание. Когда вы записываете идею от начала до конца простыми словами, которые в состоянии понять ребенок (используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себе понять ее суть на более глубоком уровне и упрощаете отношения и связи между понятиями. Если вы приложите усилия, вы четко поймете, где у вас пробелы. И это хорошо, это указывает на возможность учиться.
Шаг 2. Повторите
В первом шаге вы неизбежно столкнетесь с пробелами в ваших знаниях: где-то вы забыли что-то важное, не смогли объяснить или просто испытали сложности в соединении важных понятий. Это крайне важно, потому что вы открыли край своих познаний. Компетентность — это знание пределов своих способностей, и вы только что нашли один из них! Это точка, где начинается обучение. Теперь вы знаете, в чем загвоздка, так что вернитесь к исходному материалу и изучите его заново, пока вы не сможете объяснить его в простых терминах.
Обнаружение границ ваших познаний также ограничивает ошибки, которые вы склонны совершать, и увеличивает шансы на успех в применении ваших знаний.
Шаг 3. Организуйте и упростите
Теперь у вас есть ряд рукописных заметок. Пересмотрите их и убедитесь, что по ошибке не вписали туда какой-нибудь профессиональный термин из исходного материала. Теперь составьте из них простой рассказ. Прочитайте его вслух. Если объяснение не выглядит простым или звучит странно, это признак того, что ваши знания все еще нуждаются в доработке.
Шаг 4 (Необязательный): Поделитесь
Если вы хотите быть уверенным в своем понимании, поделитесь своим знанием с кем-нибудь (идеально, если этот кто-то очень плохо разбирается в предмете. Или найдите 8-летнего ребенка!). Лучший тест на ваше знание предмета — ваша способность передать его другому человеку.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Это снова я, резиновая уточка: что такое метод Фейнмана и почему с его помощью так просто изучать программирование
Все слышали про метод резиновой уточки, но мало кто умеет правильно с ним работать. На пальцах объясняем, как учиться через обучение других и кто такой Ричард Фейнман.
Кто вообще такой Фейнман
Ричард Фейнман считается одной из самых необыкновенных личностей в истории научного мира — он получил Нобелевскую премию в 1965 году за исследования в области квантовой электродинамики. Вместе с другими учеными Фейнман создал математическую теорию, которая объясняет феномен сверхтекучести для жидкого гелия. Позже он сделал фундаментальный вклад в изучение слабого взаимодействия при бета-распаде атомных ядер. Фейнман также сыграл колоссальную роль в развитии теории кварков, предложив партонную модель для анализа столкновения протонов при высоких энергиях. Кроме того, он представил новые вычислительные методы и обозначения для физики.
Но Фейнман был не только физиком. Эпизодически он выступал мастером по ремонту радио, взломщиком замков, художником, танцором, исполнителем музыки на бонго и прекрасным учителем. Он даже проявил себя как приглашенный эксперт на американском телевидении, комментируя последствия катастрофы шаттла «Челленджер».
Гений Фейнмана можно оценить по трем томам его лекций, записанных в Калтехе с 1961 по 1963 год. Фейнман и сам попал в мир науки благодаря подобному сборнику лекций — он называется «Матанализ практичного человека», это классический самоучитель 1931 года. Фейнман изучил его, будучи старшеклассником, и нам как раз интереснее всего сторона Фейнмана как человека, который любит учиться и умеет это правильно и эффективно делать.
Что такое метод Фейнмана?
Фейнман считал, что если человек не может объяснить какую-то концепцию простыми словами — то он ничего не понял. И эта элегантная концепция легла в основу метода Фейнмана.
Сам Фейнман был способен простыми и понятными словами объяснить сложные научные концепции — особенно из мира физики. Его легко могли понять даже далекие от науки люди.
«Он открыл новый блокнот. На первой странице написал: “Список вещей, о которых я ничего не знаю”. В первый, но не в последний раз, он реорганизовал все свои знания. Он неделями разбирал сложные понятия физики, собирал заново, разбирал опять — и так до тех пор, пока все части не притерлись друг к другу, не перестали скрипеть, не заработали хорошо. Он был в вечном поиске истинной сути вещей», — говорил Джеймс Глейк, автор биографии о Ричарде Фейнмане.
Метод Фейнмана применим к любой дисциплине, предмету или концепции — и не только к физике. Он состоит из четырех простых шагов:
Теперь поговорим подробно о каждом из шагов.
Шаг первый. Изучите предмет
Изучайте, но не зубрите. Фейнман был против зубрежки и верил, что человек должен понимать саму суть предмета, а не просто заучивать факты.
Шаг второй. Объясните ребенку
Если вы действительно хотите освоить предмет, учите других. Преподавание — это отличный способ глубоко понять самую суть изученного.
Для начала объясните материал своими словами, без терминов. Ваша задача — использовать для объяснения самые простые и понятные слова. Потом попробуйте объяснить материал ребенку или человеку, который ничего не смыслит в этой области. Или попрактикуйтесь на резиновой уточке — в честь нее метод получил свое второе название, которое часто используют студенты Хекслета.
Не ограничивайте объяснение фактами, включите примеры. Будет здорово, если вы сами придумаете подходящий к теме пример. Так вы лучше усвоите новый материал, поскольку создадите новые ассоциативные цепочки у себя в голове.
Например, сам Фейнман использовал свой метод так:
«Все вещи сделаны из атомов — маленьких частиц, которые находятся в постоянном движении. Они притягиваются друг к другу, если находятся рядом, но отскакивают друг от друга, если вы попытаетесь их соединить. В этих простых словах огромное количество информации о том, как устроен мир».
Шаг третий. Вернитесь к изучению предмета
Неизбежно наступит момент, когда у вас не найдется простых слов, чтобы описать факты или придумать примеры. И это очень хорошо, поскольку найти пробелы в своих знаниях — это невероятно важный шаг.
На этом шаге вы просто возвращаетесь к книгам, лекциям, статьям или к поисковику. Возможно даже окажется, что у вас не один пробел в знаниях, а несколько, но это неважно. Главная идея — сделать шаг назад и снова все хорошенько изучить.
Так вы поймете, на какие моменты нужно сделать особый упор. В этом и есть магия метода: вы оказываетесь способны безошибочно отмечать все пробелы в своих знаниях.
Шаг четвертый. Упростите еще больше
На этом шаге вы пожинаете плоды своего труда. Вы уже избавились от пробелов в знаниях и укрепили свои слабые стороны. Осталось еще сильнее упростить ваши тезисы и сделать их еще лучше.
Но не спешите. Очень важно повторять второй и третий шаг, пока вы не ощутите полную уверенность в объяснении темы.
Изучайте предмет, объясняйте его и отмечайте места, где вы перемудряете. Повторяйте этот процесс столько, сколько нужно — так у вас появится самое глубокое понимание выбранной темы.
Теперь, когда у вас есть отработанное объяснение, преподнесите его коллегам или тем, кто разделяет ваши интересы. Пусть ваши слушатели проверят, действительно ли вы правильно поняли тему, запомнили факты.
Например, когда вы начинаете изучать программирование, пытайтесь объяснять какие-то термины и концепции своим друзьям — так, чтобы они понимали, о чем идет речь. А лучше — чтобы через пару месяцев после того, как вы начали учиться разработке, какой-нибудь ваш близкий друг тоже начал свое обучение. Вы сможете объяснять какие-то вещи, которые ему непонятны — так вы и найдете единомышленника, и проработаете свои знания при помощи метода Фейнмана.
Если же никто не хочет слушать ваши истории про программирование — объясняйте все желтой уточке, пускай и даже вымышленной. Просто представьте, что перед вами сидит желтая уточка, которая хочет научиться программировать — и постоянно задает вам вопросы. Подробно рассказывайте ей про каждый урок на Хекслете, который вы прошли — это очень поможет вам и покажет, в каких вопросах ваших знаний пока недостаточно.
А что в итоге?
Метод «изучил-рассказал» творит чудеса, поэтому сам Фейнман всегда говорил, что истина — в простоте. Он также верил, что простые и элегантные концепции проще усвоить, а за тяжеловесными терминами и многослойными концепциями часто прячется невежество.
Теперь у вас есть инструмент для того, чтобы избежать этой мыслительной ловушки. Изучайте, объясняйте и упрощайте материал, особенно интересно это использовать в обучении программированию.
Никогда не останавливайтесь: В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях
С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.
Метод самообучения Фейнмана
У вас когда-либо был коллега, выражающийся громоздким бизнес-языком, или учитель, объясняющий что-то так, что его трудно было понять? Или, быть может, вы читали учебник и не могли понять в нем ни слова? Техника Фейнмана как раз создана для такого рода ситуаций. Это методика самообучения и коммуникации, которая предполагает использование кратких мыслей и простого языка. Она была создана известным физиком, лауреатом Нобелевской премии Ричардом Фейнманом во время его учебы в Принстонском университете.
Кто такой Ричард Фейнман?
Ричард Фейнман – один из крупнейших физиков-теоретиков ХХ века. Его ставят в один ряд с такими светилами как Альберт Эйнштейн и Макс Планк. Он принимал участие в разработке американской атомной бомбы. Помимо десятков научных работ, Фейнман также является создателем теории квантовой электродинамики, объясняющей движения и превращения элементарных частиц. Именно так называемые диаграммы Фейнмана стали вершиной его работы, за которую он получил Нобелевскую премию в 1965 году.
Однако помимо своих феноменальных успехов в науке, Ричард Фейнман прославился и как талантливый преподаватель. Некоторые студенты называли его «Великим Объяснителем», ведь он умел просто и понятно объяснить даже такие сложные разделы физики как квантовая теория поля.
Во время учебы в Принстоне Фейнман создал свою методику самообучения. Будущий физик делал записи, в которых связывал уже имеющиеся знания с тем, чего не знал. К концу учебы у него было несколько больших тетрадей, в которых были кратко и понятно отображены все его знания. Вот как описывает технику Фейнмана его биограф Джеймс Глейк:
Он открыл новую записную книжку. На титульном листе написал: «Блокнот о вещах, о которых я не знаю». В первый, но не последний раз он реорганизовал свои знания. Он неделями работал над тем, чтобы разобрать каждую ветвь физики, смазать детали и собрать их вместе, все время искал необработанные края и несоответствия. Он пытался найти основные ядра каждого предмета.
Вы можете использовать эту же методику для быстрого изучения новых концепций, восполнения пробелов в знаниях, напоминания идей, которые не хотите забыть, или для более эффективного обучения других людей.
Техника Фейнмана также полезна тем, для кого писательские навыки являются настоящим вызовом. У физика были интересные отношения с писательством. Вместо того чтобы записывать свои мысли сразу на бумагу, как это делают все ученые, Фейнман в качестве основы использовал именно устную речь. Он продиктовал большую часть своих книг и воспоминаний, а его научные труды были переписаны с его лекций.
Метод Фейнмана
Процесс обработки новой информации несложный, однако на выходе вы получите стройную и красивую историю даже из самого скучного раздела теоретической физики.
Определите ваши знания
Тезисно запишите все, что уже знаете об интересующем вас предмете. Уже известная информация выполняет роль своеобразного фильтра, который «отлавливает» новые данные, присоединяя их к уже имеющимся. Мозг просто выстраивает ассоциативные пути – это значительно легче, чем заполнять память чем-то абсолютно новым. Добавляйте новые знания в блокнот по мере их изучения. Очень удобно использовать для этого ментальные карты.
Выявите пробелы в знаниях
Неосвоенная территория – это именно то место, где происходит реальное обучение. Обучаясь, вы должны исходить не из того, что знаете, а из того, что не знаете.
Поиск пробелов в знаниях поможет вам при сборе и организации заметок в систематизированную историю (что является последним шагом). В этом вам помогут предварительные записи, где вы написали то, что знаете. Найдите свои белые пятна, а затем избавьтесь от них. Так вы будете четко отслеживать свой прогресс и не забудете о слабых местах.
Если вы что-то не знаете, возвращайтесь к книгам и учите. А затем вновь перенесите информацию в ваши заметки. Только делайте это уже своими словами.
Научите этому ребенка
Лучший способ понять что либо – научить этому другого человека. Лучший способ объяснить идею максимально просто – объяснить ее ребенку.
Запишите на листе бумаги тему, которую собираетесь изучать. Далее напишите все, что об этом знаете. Однако сделать это необходимо так, чтобы написанное мог понять даже восьмилетний ребенок. Такой метод задаст вам определенную планку. Не достигнув ее, вы не будете уверены в том, что разбираетесь в предмете совершенно отчетливо.
Следующие советы помогут вам в этом:
В конце концов, вы действительно можете так и сделать – рассказать изучаемую тему другому человеку. Не обязательно ребенку. Так вам будет легче обнаружить пробелы в собственном понимании. Объяснить себе всегда проще, чем другому. Но если вы все же смогли просветить собеседника – можно быть вполне уверенным в своих знаниях.
Систематизируйте, упрощайте и рассказывайте истории
Когда у вас есть все необходимые знания, когда вы заполнили пробелы – пришло время объединить все в одну историю. Истории и сказки – это именно то, что понимает любой человек – взрослый и ребенок, профессор и студент. Объедините свои записи в одно повествование. Переходите от простого к сложному, постепенно раскрывая суть. Не отвлекайтесь на детали. Все объяснения должны быть простыми и краткими. Используйте метафоры, простые фразы и экспрессивные слова. Эмоции добавляют яркости и улучшают запоминание.
Практикуйтесь рассказывать получившуюся историю вслух. Просто представьте, что вы рассказываете ее аудитории студентов. Это поможет вам найти сложные, громоздкие места. Если вы чувствуете, что «спотыкаетесь» на чем-то – это говорит о недостаточной полноте мысли. Проработайте это место еще раз. Вы также можете записать свой рассказ на диктофон, а затем прослушать его. Такой способ помогает взглянуть на себя со стороны.
Вот как сам Фейнман рассказывает про физику атомов:
Все вещи сделаны из атомов – маленьких частиц, которые бесконечно движутся, притягиваясь, когда находятся рядом, но отталкиваясь, когда подходят слишком близко друг к другу и сжимаются.
Фейнман утверждал, что даже если вы абсолютный ноль в физике, самое важное знание – это понять, что все состоит из атомов. Оцените, как в одном предложении Фейнман передает основополагающий принцип существования Вселенной. Это хороший пример не только для ученых и преподавателей, но и для писателей или журналистов. Доберитесь до гипотезы в нескольких словах, насколько это возможно. Избегайте громоздкого и многословного языка.
Используйте визуальные средства
Именно благодаря чрезвычайно простым, даже примитивным рисункам, Фейнман получил свою Нобелевскую премию. Он предложил метод графических диаграмм, которые помогали объяснять различные аспекты физики элементарных частиц. До него ученым приходилось писать целые полотна текста, чтобы описать их взаимодействия.
Человек воспринимает 90% информации с помощью зрения. Поэтому неудивительно, что визуальные данные он обрабатывает (а значит и понимает) лучше всего. И вам не нужно быть Пикассо для этого. Кружочки, стрелочки и квадратики сможет нарисовать кто угодно – вы тоже.
Где только возможно – делайте рисунки, графики и схемы. Вы не только сэкономите слова, но и подключите визуальную память, а строить аналогии и ассоциативные ряды на основе рисунков будет куда проще.
Опирайтесь на свою страсть
Фейнман верил в междисциплинарный подход к обучению и находил связи со своей работой в таких творческих направлениях, как рисование и музыка.
Эйнштейн играл на скрипке, Вернер Гейзенберг – на пианино. У Ричарда Фейнмана было бонго. И страсть к искусству. Он умел красноречиво говорить, но он также умел видеть красоту в искусстве и в тех историях, которые оно рассказывает. Это помогало отвлекаться, а еще было источником вдохновения, которое он использовал в своей работе по физике частиц.
Резюме
Метод Фейнмана основан на приведении сложной научной информации в максимально доступную форму, которую легко понять и запомнить. Суть методики проста. В первую очередь тезисно выпишите все то, что вы уже знаете. Это позволит актуализировать память и создать своеобразную «сеть» для новой информации. Выделите «белые пятна» в своих знаниях и закройте их. Затем попробуйте объяснить выученную тему ребенку. Используйте простые слова, сравнения, и сокращайте свою речь. Систематизируйте и объедините все знания в одну историю – формат, наиболее понятный для любого человека. Не забывайте про использование визуальных средств – человек очень хорошо воспринимает и обрабатывает зрительную информацию.
Метод Фейнмана для запоминания большого объема информации
Если вам нужен способ ускорить свое обучение и запомнить большой объем информации, то техника Нобелевского лауреата по физике и одновременно писателя, художникаи и музыканта Ричрда Фейнмана вам очень поможет.
Методика Фейнмана является простым способом запомнить множество новых фактов. Зачем это нужно? Потому что обучение не происходит из беглого просмотра книги. Информация познается и усваивается тогда, когда вы можете ее объяснить и использовать в самых разных ситуациях. Метод Фейнмана-это способ извлекать больше пользы из идей и книг, с которыми вы сталкиваетесь, вместо того, чтобы превращать что-либо новое в отдельные бесполезные факты. Когда вы что-то читаете, вы забываете 80% информации в течении 1-2 месяцев. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю, и я понимаю. ” — Конфуций. Действительно это так, большую часть информации мы забываем, если не применим. Кривая забывания Эббингауза объясняет, как быстро мы забываем информацию.
Когда вы действительно чему-то учитесь, вы даете себе инструмент, которым будете пользоваться всю оставшуюся жизнь. Чем больше вы знаете, тем меньше сюрпризов в жизни вы встретите, потому что большинство нового будет связано с тем, что вы уже понимаете.
Метод обучения Фейнмана
Техника Фейнмана для обучения и общения — это ментальная модель (модель, основанная на предыдущем опыте, стратегии, способе понимания человека и направляющаяе его мысли и действия) для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. Этот способ основан на техниках обучения самого Фейнмана, которые он получил обучаясь в Принстонском университете.
Методика обучения Фейнмана состоит из 5 шагов. Она снижает когнитивную нагрузку на мозг( рабочая память имеет большие ограничения и схемы и специальные приемы и методы позволяют нам запоминать больше и лучше), облегчает изучение, понимание предмета и запоминание.
Шаг 1. Определите тему. Очертите круг проблем, о которых вы будете говорить
Вспомните всё, что вы знаете о теме. Каждый раз, когда вы находите новые источники информации, выделяйте важное и добавляйие источники в примечания.
Шаг 2. Представьте, что учитесь этому ребенку
Достаньте чистый лист бумаги. Вверху напишите предмет, который хотите изучить. Теперь запишите все, что вы знаете по этому предмету, как если бы вы учили этому ребенка, сидящего на вашем столе. Вы обучаете не своего умного взрослого друга, а ребенка лет 12-ти, у которого достаточно словарного запаса и внимания, чтобы понять основные концепции и отношения. Чем проще вы объясните, тем лучше.
Если взглянуть на метод Фейнмана под другим углом, вы можете поставить резинового утенка на стол и попытаться объяснить ему свою концепцию. Иногда инженеры-программисты занимаются отладкой, объясняя свой код, строка за строкой, резиновой уточке. Идея состоит в том, что объяснение чего-либо глупо выглядящему неодушевленному объекту заставит вас говорить максимально просто. Оказывается, один из способов замаскировать свое непонимание — использовать сложную лексику и жаргон. Если вы не можете определить слова и термины, которые используете, вы действительно не понимаете, о чем говорите. Если вы смотрите на картину и описываете ее как «абстрактную», потому что это то, что вы слышали в музее или от знакомых, вы не демонстрируете никакого понимания картины. Вы просто имитируете то, что слышали. А вы ничего для себя не узнали. Вы должны убедиться, что ваше объяснение не выше, скажем, уровня понимания ребенка в шестом классе, используя легкодоступные слова и фразы.
Когда вы записываете идею от начала до конца простым языком, понятным ребенку, вы заставляете себя понять концепцию на более глубоком уровне и упрощаете отношения и связи между идеями.
Посмотрев на ту же картину еще раз, вы сможете сказать, что на ней нет зданий, подобных тем, на которые мы смотрим каждый день. Вместо этого он использует определенные формы и цвета для изображения городского пейзажа. Вы сможете указать, что это такое. Вы сможете поразмышлять о том, почему художник выбрал эти формы и эти цвета. Вы сможете объяснить, почему художники иногда так поступают, и вы сможете сообщить, что вы думаете о произведении, учитывая все это. Скорее всего, после получения полного объяснения картины в самых простых терминах, которые будут легко понятны шестикласснику, вы многое узнаете об этой картине и абстрактном искусстве в целом.
Кое-что из того, чему вы бы научили, будет легко. Это те места, где у вас есть четкое представление о предмете. Но вы найдете много мест, где все гораздо туманнее и объяснить вы не сможете.
Шаг 3. Найдите пробелы в своем объяснении
Области, в которых вы уперлись на шаге 2,-это моменты, в которых у вас есть некоторые пробелы в вашем понимании. Выявление пробелов в ваших знаниях — когда вы забываете что-то важное, не можете объяснить это или просто не можете понять, как взаимодействуют переменные, — является важной частью процесса обучения. Заполните вы эти пробелы тогда, когда действительно научитесь чему-то новому.
Теперь, когда вы знаете, где у вас есть пробелы в понимании, вернитесь к исходному материалу. Дополните его другими источниками. Найдите новые определения. Продолжайте, пока не сможете объяснить все, что вам нужно, в общих чертах.
Только когда вы сможете объяснить свое понимание без жаргона и простыми словами, вы сможете продемонстрировать свое понимание. Если вам требуется сложная терминология для объяснения того, что вы знаете, у вас нет гибкости в мышлении. И когда кто-то задает вам вопрос, вы можете повторить только то, что уже сказали.
Простые термины можно переставлять и легко комбинировать с другими словами, чтобы выразить свою точку зрения. Когда вы можете сказать что-то разными способами, используя разные слова, вы очень хорошо это понимаете. Возможность объяснить что-либо простым и доступным способом показывает, что вы проделали работу, необходимую для обучения. Пропуск его приводит к иллюзии знания — иллюзии, которая может быть быстро разрушена, если задать вам вопросы посложнее. Определение границ вашего понимания также является способом определения круга вашей компетенции. Когда вы знаете то, что знаете (и честны в том, чего не знаете), вы ограничиваете ошибки, которые можете совершить, и увеличиваете свои шансы на успех при применении знаний.
Шаг4. Организуйте и упростите
Теперь у вас есть набор заметок, содержащих простое объяснение. Организуйте их в повествование, которое сможете рассказать от начала до конца. Прочтите это вслух. Если объяснение сбивает с толку в какой-то момент, вернитесь к шагу 2. Продолжайте повторять, пока не получите историю, которую вы можете рассказать любому, кто будет слушать.
Если вы будете следовать этому подходу снова и снова, у вас получится скоросшиватель, полный страниц на разные темы. Если два раза в год вы потратите какое-то время на то, чтобы просмотреть эту папку, вы поймете, сколько всего вы поняли.
Шаг 5. Передача (необязательно)
Эта часть не является обязательной, но это логический результат всего, что вы только что сделали. Если вы действительно хотите быть уверенным в своем понимании, объясните туму кому-нибудь (в идеале, тому, кто мало знает предмет). Окончательная проверка ваших знаний — это ваша способность передать их другому. Вы можете прямо зачитать то, что написали. Вы можете представить материал как лекцию. Вы можете попросить друзей выделить им несколько минут, пока обедаете. Вы можете добровольно выступить в качестве приглашенного лектора в классе вашего ребенка или рассказать детям дома. Все, что действительно имеет значение, — это то, что вы пытаетесь передать материал хотя бы одному человеку, который с ним не знаком. Если он поймет-вы хорошо поработали.
Вопросы, которые вы получаете, и отзывы, которые вы получаете, неоценимы для дальнейшего развития вашего понимания. Если вы услышите, что интересует вашу аудиторию, это, скорее всего, вызовет у вас собственное любопытство и направит вас на путь дальнейшего обучения. В конце концов, только когда вы начнете хорошо разбираться в некоторых вещах, вы сможете оценить, как много нужно знать.
Почему понимание и обучение должно проходить именно так
Ричард Фейман считал, что «мир гораздо интереснее любой дисциплины «. Он хорошо понимал разницу между знанием чего-либо и знанием названия чего-либо, а также осозновал, что когда вы действительно знаете что-то, вы можете широко использовать это знание. Когда вы знаете только, как что-то называется, у вас нет реального представления о том, что это такое. Вы не можете разобрать его на части, поиграть с ним или использовать его для установления новых связей и генерации новых идей. И он подчеркивает разницу между знанием названия чего-либо и его пониманием.
Видишь эту птицу? Это коричневогорлый дрозд, но в Германии его называют халзенфугель, а по-китайски его называют чунглин, и даже если вы знаете все эти названия, вы все равно ничего не знаете о птице. Вы знаете только кое-что о людях: то, что они называют птицей. Теперь этот дрозд поет и учит своих детенышей летать, а летом улетает за много миль по стране, и никто не знает, как он находит свой путь.
Знание названия чего-либо не означает, что вы его понимаете. Мы говорим неполноценными, запутывающими выражениями чтобы скрыть свое непонимание. И даже сами не осознаем этого!
Как же тогда нам обучаться? В этом он повторяет идеи Альберта Энштейна и предлагает разобирать вещи на части. Он описывает научную книгу для первоклассников, которая пытается научить детей изучению энергии, показывая серию картинок о заводной игрушке для собак и спрашивая: «Что заставляет ее двигаться?» Сказать первокласнику, что энергия заставляет собаку двигаться, равносильно заявлению что« Бог заставляет ее двигаться », « дух заставляет ее двигаться » или« подвижность заставляет ее двигаться ». Для него это был неправильный подход, поскольку он слишком абстрактен.
Пребывание на уровне абстрактного не дает реального понимания. Дети могут впоследствии правильно ответить на вопрос на тесте, если у них хорошая память. Но они на самом деле не имеют никакого представления о том, что такое энергия.
Фейнман описывает более полезный подход:
«Возможно, я смогу внести ясность таким образом: если вы спросите ребенка, что заставляет игрушечную собачку двигаться, вы должны подумать о том, что ответил бы обычный человек. Ответ в том, что вы завели пружину и она пытается раскрутиться и толкает шестеренку.
Какой хороший способ начать научный курс: разобрать игрушку и увидеть как это работает. Посмотрите на ловкость шестерен; увидеть храповики. Узнайте что-нибудь об игрушке, о том, как она собрана, об изобретательности людей, изобретающих храповики и другие вещи. «
Он пишет, что мы доверяем чужим знаниям и мнениям, и что является праздным и поверхностным обучением. И чтобы что-то действительно выучить, мы должны сделать это своими. Именно тогда мы сможем понять что угодно. И запомнить что угодно. Трудно же забыть свой опыт, правда?
Техника Фейнмана — это прекрасный способ обучения и окно в другой образ мышления, который позволяет вам раскрывать идеи и реконструировать их с нуля. Когда вы разговариваете с кем-то, и он начинает использовать сложные слова или отношения, которых вы не понимаете, попросите его объяснить это вам так, как будто вам двенадцать, так метод Фейнмана сделает вашу жизнь еще проще.