старик и море чему учит произведение
Анализ «Старик и море» Хемингуэй
Всего получено оценок: 172.
Всего получено оценок: 172.
Эрнест Хемингуэй – самый правдивый американский писатель XX века. Увидев однажды горе, боль и ужас войны, писатель поклялся до конца жизни быть “правдивее самой правды”. Анализ произведения “Старик и море” обусловлен внутренним философским смыслом произведения, поэтому при изучении повести Хемингуэя “Старик и море” в 9 классе на уроках литературы необходимо познакомиться с биографией автора, его жизненной и творческой позицией. Наша статья включает всю необходимую информацию по анализу произведения, тематику, проблематику и историю создания повести.
Краткий анализ
История создания – создан на основе истории, которую автор узнал от рыбаков на Кубе и описал в очерке в 30-х годах.
Год написания – произведение было закончено в феврале 1951 года.
Тема – мечта и победа человека, борьба с самим собой на пределе человеческих возможностей, испытание духа, схватка с самой природой.
Композиция – трёхчастная композиция с кольцевым обрамлением.
Жанр – повесть-притча.
Направление – реализм.
История создания
Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.
Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает своё масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее опубликованное при жизни произведение Хемингуэя.
С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог не отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.
В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идее произведения. Его кредо – правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять, что его цель – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.
Тема произведения – испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Тема одиночества и человеческого предназначения также раскрывается автором.
Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет.
Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что акулы съели марлина, моральной и физической победы над обстоятельствами никто не отменяет. Личное торжество пожилого рыбака и признание в обществе “коллег” – лучшее, что могло случиться в его жизни.
Композиция
Условно композицию повести можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.
На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.
Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.
В литературоведении принято обозначать жанр “Старика и моря” как повесть-притчу. Именно глубокий духовный смысл делает произведение исключительным, выходящим за рамки традиционной повести. Сам автор признавался, что мог бы написать огромный роман со множеством сюжетных линий, но предпочёл более скромный объём, чтобы создать нечто уникальное.
«Старик и море»: краткое содержание и анализ
Одно из лучших произведений в творчестве Эрнеста Хемингуэя — «Старик и море». Краткое содержание позволяет понять смысл написанного автором, узнать о ключевых персонажах и центральном конфликте произведения. Расскажем подробнее о повести, которая принесла писателю Пулитцеровскую и Нобелевскую премии.
«Старик и море»: краткое содержание
Повесть «Старик и море» Эрнест Хемингуэй написал в начале 1950-х. Она имеет классический линейный трехчастный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
В русском переводе произведение содержит 256 страниц. Поэтому неопытный пользователь, введя поисковый запрос «старик и море краткое содержание по главам», будет удивлен, получив электронный текст, не разбитый на логические части:
«Старик и море»: завязка
В завязке произведения читатель узнает ключевых персонажей повести «Старик и море». Герои произведения — старик по имени Сантьяго и его помощник мальчик Манолин. Они живут на Кубе и занимаются ловлей рыбы. Старик обучал Манолина премудростям ремесла, но после того, как он более 80 дней возвращался из моря без улова, родители мальчика велели ему найти другую лодку.
Тем не менее мальчик испытывает чувство благодарности к старику и приносит ему наживку и еду, чтобы тот не умер от голода. Они подолгу разговаривают о бейсболе и рыбалке. По ночам старику снится Африка.
Утром герой отправляется в море. Манолин помогает ему донести паруса и подготовить лодку.
«Старик и море»: развитие событий, кульминация
Ищете краткое содержание. «Старик и море» — произведение со стремительным развитием сюжета. Автор подводит к кульминации, раскрывая тему «Человек и море». Он сравнивает нежное отношение Сантьяго к морю с отношением к женщине, показывает, как старик разговаривает сам с собой, общается с рыбами и птицами.
Читатель узнает о его прошлом. Сантьяго когда-то охотился на черепах и ходил в море на крупных судах. Автор пишет, что герой пел, стоя на вахте. Контраст между прошлым, в котором герой пел, и настоящим, в котором тихо разговаривает сам с собой, призван подчеркнуть то, насколько постарел Сантьяго.
Герой ловит небольшого тунца и верит, что где-то рядом его ждет крупная рыба. Так автор начинает раскрывать перед читателем еще одну тему — «Рыбак и море». Клюет крупная добыча, и начинается кульминация произведения — старик Сантьяго борется с рыбой. Он пытается подтянуть леску, но рыба настолько сильная, что тянет за собой лодку.
Герой жалеет, что рядом нет мальчика, который бы убрал остальные снасти, пока он занят борьбой за улов. Проходит четыре часа. Старик чувствует, что устал, его руки изрезаны леской. Он закидывает на спину мешок и протягивает леску за спину, чтобы иметь возможность отдохнуть, прислонившись к борту. Рыба продолжает уносить лодку все дальше в открытое море.
Хемингуэй «Старик и море» посвятил философским рассуждениям. Борясь с рыбой, его герой размышляет о том, что он уважает соперника, но рыба должна умереть, чтобы он мог жить. Сантьяго вынужден съесть сырым пойманного тунца, чтобы немного восстановить силы. Он жалеет, что у него нет даже лимона.
Наконец герой видит, как пойманная им рыба поднимается на поверхность. Она длиннее его небольшой лодки на два фута. Появившись ненадолго, рыба уходит под воду, продолжая тащить за собой лодку. Старик собирает последние силы, чтобы ее удержать. Он даже читает молитву, не будучи глубоко верующим.
Повествование произведения «Старик и море» Хемингуэй разбавил воспоминаниями героя, которые помогают читателю лучше понять его характер. Сантьяго переносится во времена своей молодости. В таверне Касабланки он борется на руках с могучим негром. Противостояние продолжалось сутки, пока герой не одержал победу. Спустя еще несколько поединков Сантьяго решил, что правая рука ему нужна целой для рыболовного промысла.
Рыба продолжает тянуть лодку. Сантьяго ловит на другую удочку макрель, чтобы хоть немного подкрепиться. Ему жаль большую рыбу, но он уверен, что для его выживания она должна умереть.
Ночью рыба всплывает и делает круги вокруг лодки. Старик понимает, что она устала, и готовит гарпун. При этом он сам от усталости едва держится на ногах. Мысли путаются, а перед глазами черные круги. Он убивает рыбу гарпуном, привязывает к лодке и отправляется в сторону берега.
Кадр из фильма «Старик и море»: UGC
«Старик и море»: развязка
Победой героя не заканчивается повесть «Старик и море». Краткое содержание продолжают следующие события:
Книга «Старик и море» завершается сценой на берегу. Рыбаки исследуют скелет огромной рыбы, привязанный к лодке Сантьяго. Официант пытается рассказать богатым туристам, что случилось. Но они не понимают особенностей рыбацкой жизни.
В это время герой спит дома, и ему, как и прежде, снятся африканские львы.
Кадр из фильма «Старик и море»: UGC
«Старик и море»: анализ произведения
«Старик и море» — повесть, которую Хемингуэй написал, когда ему было за 50 лет. Произведение не только принесло ему всемирную славу, но и признание в виде двух самых престижных литературных премий — Пулитцеровской и Нобелевской.
Вот на что обращают внимание критики, при анализе повести:
В основе сюжета лежит реальная история, которую автор услышал от кубинских моряков. Ее писатель изложил в очерке «На голубой воде. Гольфстримское письмо» (1936).
Повесть «Старик и море» автор написал в начале 1950-х. Она впервые опубликована в сентябре 1952 года. Журнал Life, напечатавший произведение, разошелся тиражом более пяти миллионов экземпляров за пару дней.
Критики полагают, что прообразом старика стал Грегорио Фуэнтес — кубинский рыбак, который работал капитаном яхты Хемингуэя. В его биографии много общего с прошлым Сантьяго. Он был моряком и в молодые годы побывал в Африке. Всю жизнь прожил на Кубе.
Хемингуэй отрицал, что у персонажа повести есть реальный прототип, но это не помешало Фуэнтесу войти в историю как «старик Сантьяго». Он консультировал Спенсера Трейси — первого исполнителя роли старика в кино, давал интервью журналистам, рассказывая о работе у писателя. Умер Фуэнтес в возрасте 104 года, спустя полвека после выхода повести.
Триумф людского духа — основная тема книги «Старик и море». Рыба в ней выступает метафорой трудностей, которые способен преодолеть целеустремленный человек. Сантьяго поставил цель вернуться с уловом. Он должен не только прокормить себя, заработать денег от продажи рыбы, но и вернуть себе репутацию опытного рыбака.
В этом плане произведение пересекается с биографией самого автора, который до выхода в свет повести утратил популярность. Некоторые издатели полагали, что Хемингуэй уже не способен написать новые шедевры.
Повесть для писателя стала таким же ключевым трофеем, как и марлин для его героя. Сантьяго доказал, что, несмотря на старость и временные неудачи, он все еще один из лучших рыбаков в деревне. Хемингуэй — что способен написать литературный шедевр.
Повесть «Старик и море», главные герои которой символизируют опыт и надежду, посвящена одному человеку — Сантьяго. Но не менее важную роль для понимания сюжета играет мальчик. Он тот, к кому в трудный период мысленно обращается герой, символ его веры в будущее, продолжение его дела.
Повесть представляет собой путешествие героя в море и возвращение домой. Она имеет традиционную трехчастную структуру:
Сантьяго достиг желаемого, но в борьбе с хищниками не смог отстоять свой трофей. Впрочем, поражение не помешало моральному триумфу героя. Он вернул себе хорошую репутацию среди рыбаков и мальчика-помощника, который решил ходить в море только с ним.
Кадр из мультфильма «Старик и море»: UGC
Немало отличных произведений написал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море», краткое содержание которого изложено выше, считается вершиной творчества писателя. Повесть принесла ему профессиональные награды, переведена на различные языки мира и несколько раз экранизирована.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Старик и море» анализ произведения Хемингуэя – смысл, проблемы, тема, жанр рассказа
Эрнест Хемингуэй – самый правдивый американский писатель 20 века. Увидев однажды горе, боль и ужас войны, писатель поклялся до конца жизни быть “правдивее самой правды”. В “Старике и море” анализ обусловлен внутренним философским смыслом произведения. Поэтому при изучении повести Хемингуэя “Старик и море” в 9 классе на уроках литературы необходимо познакомиться с биографией автора, его жизненной и творческой позицией. Наша статья включает всю необходимую информацию по анализу произведения, тематику, проблематику и историю создания повести.
Краткий анализ
История создания – создан на основе истории, которую автор узнал у рыбаков на Кубе и описал в очерке в 30-х годах.
Год написания – произведение было закончено в феврале 1951 года.
Тема – мечта и победа человека, борьба с самим собой на пределе человеческих возможностей, испытание духа, схватка с самой природой.
Композиция – трёхчастная композиция с кольцевым обрамлением.
Жанр – повесть-притча.
Направление – реализм.
Дискриминации и «Старик…»
Во все времена к детям, старикам и инвалидам было принято относиться со снисхождением: одни мало что могут еще, другие не пригодны к чему-то серьезному уже, а третьи самой природой поставлены вне обычных рамок.
Но совсем не так думал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ, приведенный в статье, это подтверждает) говорит, что у всех списанных со счетов обществом людей еще есть надежда на спасение и свершения. А дети и старики даже могут объединяться в отличную команду, которая способна утереть нос многим.
Опыт и старость рыбака в рассказе американского классика преподносятся как преимущества. И правда, представьте, если бы рыбак был молод и полон сил, то он, скорее всего, не выдержал бы схватки с рыбиной и свалился бы без сознания. Молодой — да, старик — нет, никогда!
Размышлял много о героической фигуре рыбака сам Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ подтверждает это) — памятник человеческому мужеству.
История создания
Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.
Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает свое масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее, опубликованное при жизни, произведение Хемингуэя.
С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог ни отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.
В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идеи произведения. Его кредо: правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять: его стремление – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.
Почему главным героем выбран старик?
Исследование книги «Старик и море» (анализ ее) предполагает ответ на этот, в общем-то, очевидный вопрос.
Тема произведения – испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Тема одиночества и человеческого предназначения также затронута автором.
Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет.
Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он – доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, проблемы – приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что акулы съели марлина, моральной и физической победы над обстоятельствами никто не отменяет. Личное торжество пожилого рыбака и признание в обществе “коллег” – лучшее, что могло случиться в его жизни.
Почему повесть называется «Старик и море»?
Хемингуэй — замечательный сочинитель. Он смог написать историю так, что восхитил специалистов и уже не одно поколение читателей, а В произведении писатель поднял вечную тему человека и стихии. «Старик и море» (анализ, осуществляемый в настоящей статье, подтверждает такой вывод) — это история прежде всего о борьбе дряхлого, старого человека и вечно молодой, сильной и мощной стихии. В повести важна не только рыба, но и природа в целом. Именно с ней сражается человек и в этой схватке не проигрывает.
Композиция
Условно композицию повести можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.
На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.
Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.
Смысл человеческой жизни в повести
В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго — это символ силы героического начала в человеке
и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.
В литературоведении принято обозначать жанр “Старика и море” как повесть-притчу. Именно глубокий духовный смысл делает произведение исключительным, выходящим за рамки традиционной повести. Сам автор признавался, что мог бы написать огромный роман со множеством сюжетных линий, но предпочёл более скромный объём, чтобы создать нечто уникальное.
Сочинения«Царь-рыба» анализ произведения Астафьева – проблемы, жанр, история создания, проблематика рассказа
СочиненияОтношение Базарова к родителям в романе Тургенева «Отцы и дети»
Э. М. Хемингуэй «Старик и море»: жанр, проблематика, особенности повествования
Произведение создается под впечатлением истории, услышанную автором от кубинских рыбаков, и изданную в качестве очерка в тридцатых годах двадцатого столетия.
Жанровая направленность произведения определяется литературоведами в качестве повести-притчи в стиле реализма, поскольку его глубокий духовный смысл отличается исключительностью, выходящей за рамки традиционной повести.
Основная тема повести заключается в размышлении об испытании на прочность силы воли человека, веры в собственные силы, метаний и духовной победы, а также одиночества и жизненного предназначения.
Композиционная структура произведения представляется в качестве трехчастной, отличающейся кольцевым обрамлением. По условному делению первая часть повествует о старике и мальчике, вторая – о выходе старика в море, а третья – возвращении главного героя домой.
Отличительная особенность произведения заключается в использовании автором внутренних монологов и диалогов, характеризующихся скрытой библейской направленностью.
Главным героем повести является Сантьяго, представленный в образе старого рыбака, имя которого символизирует святого. Старик изображается в произведении в качестве старого, изможденного, довольствующего малым человека, питающегося простой едой, живущего в бедной хижине, спящего на постели, заправленной газетами.
Образ главного героя является символом слияния человека и окружающего мира.
Также в качестве основного персонажа представляется Манолино, изображенный в повести в лице соседского мальчишки старика, помогающего Сантьяго в его непростом существовании. Образ мальчика используется для придания произведению оптимистического финала, поскольку является символом молодости и будущего.
Произведение отличается художественной проблематикой, заключающейся в демонстрации внутренней человеческой силы. Кроме того, автор используется несколько символов в повести в качестве огромного океана, выражающего человеческое пространство и духовную жизнь, а также большей рыбы, представляющей божественный образ, обитающий в каждом человеческом творении.
Средствами художественной выразительности автор использует в повести отрывистый, лаконичный ритм, сменяющийся описанием медленных, развернутых пейзажных картин (ночное и утреннее море), а также сновидениями главного героя.
Смысл названия новеллы Старик и море
Краткое содержание новеллы Старик и море
Пожилой кубинец Сантьяго живет в нищете, коллеги считают его неудачником. Последний раз его рыбалка длилась 84 суток, и закончилась неудачей: он не привез с моря ничего. Все это абсолютно не омрачает старика, он относится к своей беде со смирением. Нищую и безрадостную жизнь старого рыбака скрашивает дружба с мальчиком, который помогал Сантьяго, но родители определили его на другую лодку. Лодка Сантьяго убога, сети он продал, а вместо удочек у него тонкие пруты. Подросток любит старика таким, какой он есть, приносит еду и продолжает помогать. Они беседуют о бейсболе, Сантьяго во сне видит свою Африку…
Отплывая на очередную морскую охоту, Сантьяго продолжает верить в свою удачу и плывет он за ней ближе к Флоридскому заливу. О своем море он думает с большой нежностью. Возможно, от одиночества, а может, чувствуя себя частью моря и природы, он разговаривает с морем, рыбой, ветром и птицами.
Основная часть новеллы — описание сражения старика с огромной рыбой, которая наконец-то клюнула. Огромный голубой марлин тянет старика самое открытое море, из-за прутов у него изрезаны все руки, он в чем-то сочувствует своей жертве и добыче, но точно не готов ее отпускать. Битва их длилась несколько суток, огромная рыба ходила кругами, то подплывала, то удалялась. И все-таки марлин поднялся над водой. Сантьяго сумел привязать ее и увидел, что она больше его убогой лодки. Пора двигаться домой.
Он начинает войну с акулами: дубинки, румпель, по ночам хищники снова возвращаются…Однажды им все-таки становится нечего у марлина есть…В село старик возвращается с огромным хребтом и хвостом. Увиденное шокирует рыбаков и туристов, а пораженный официант, который все видел, никак не может объяснить, что же случилось этой ночью…Поддерживает старика только его юный друг, пообещавший, что теперь они теперь будут рыбачить только напару. Юноша уверен, что принесет пожилому товарищу удачу…
Содержание вкратце
В повести писателя Хемингуэя «Старик и море» два главных героя. Это старый рыбак Сантьяго, живущий в небольшом кубинском поселке, и его помощник — соседский мальчик Манолин. Старику вот уже три месяца не везет с уловом, и половину этого времени с ним прошел Манолин. Родители предупредили мальчика, что от Сантьяго отвернулась удача, предложили сыну поискать другую компанию для работы. Поскольку нужно было кормить семью, мальчик поддался их уговорам. Однако сделал это неохотно, поскольку ему очень нравился пожилой друг.
Однажды наступил день, который многое изменил в жизни Сантьяго. Он вышел в море и поймал на крючок необыкновенно большую рыбу марлин. Он бился с уловом несколько дней и победил. Старик привязал ее к лодке и погреб к берегу. Но заметил, что очень отдалился, — за время схватки лодку унесло в море. В уме он подсчитывал барыши, однако увидел невдалеке плавники акул. Первую атаку морских хищников старец отбил. Однако бороться дальше не было сил. Акулы оставили лодку в покое только тогда, когда полностью съели добычу старца. От рыбы остался только скелет.
Не привезя домой улов, старик доказал, что он профессиональный рыбак. Он был очень расстроен и даже плакал. На берегу его радостно встретил Манолин.
Утешая Сантьяго, он сказал, что больше не покинет друга, всему у него научится и они вместе поймают еще много рыбы.
Смысл произведения Старик и море
Но есть и много других интересных слоев. Во-первых, единство старика и природы. Старик испытывает определенные угрызения совести, убивая рыбу, но говорит, что она накормит много голодных людей…
Это не единственный отсыл к Библии. Некоторые исследователи творчества Хемингуэя связывают художественную идею новеллы с Ветхим Заветом и 103 псалмом, о сотворении мира и о том, что Бог творец всей природы, Земли и Вселенной. Имя Сантьяго переводится как святой Иаков (который бросил Богу вызов), мальчика же зовут Манолин, а это сокращенная версия имени Эммануил. Конечно же, новелла о человеке, познавшем необъятность мира и собственное в нем место, невеликое, но зато почетное.
Но тут появляется еще один слой. Сантьяго, борец, бросающий вызов, воспринимает всю свою жизнь и неудачи с совершенным смирением. Но ропща и не жалуясь, просто делая свою работу. Когда старик потерял свою добычу после войны с акулами, он ощутил себя побежденным, но воспринял это без тяжести. Возможно, повесть именно о смирении. Как же она сочетается с волей к победе, которая так воспевается в «Старике и Море»? А вот она, двойственность наша.
Лучшее произведение Хемингуэя
Первая глава этой повести начинается с того, что старый рыбак Сантьяго возвращается домой без удачного улова. Он беден, спит на газетах в скромной хижине, и ему едва хватает еды. Сантьяго не везёт на рыбалке уже 84 дня.
Сначала его сопровождал Манолин — мальчик, которого он когда-то учил ловить рыбу. Манолин вспоминает, как Сантьяго впервые вывел его на море в возрасте пяти лет. Теперь мальчик помогает Сантьяго, когда тот возвращается уставшим и с пустой лодкой. Он обеспечивает старика едой и заботится о приманках на следующий день.
Родители Манолина запретили ему работать на Сантьяго. Вместо этого они отправляют мальчика в море с более успешными рыбаками. Но он всё ещё симпатизирует Сантьяго и ночью пробирается в его хижину, таща за собой сети старика и принося ему еду. Часто они говорят об американском бейсболе, особенно о Джо ДиМаджио, великом идоле Сантьяго. Однажды Сантьяго уверенно говорит мальчику, что следующим утром он уедет далеко в море, чтобы закончить свою полосу неудач.
Так старик и поступает, уплывая в ту часть моря, где он ещё никогда не был. Там старик забрасывает свои снасти. Около полудня на крючок попадает очень большой марлин — рыба, обитающая в этих краях. Сантьяго не может затащить её в лодку, вместо этого марлин утягивает судно ещё дальше в море.
Проходят два дня и две ночи борьбы между человеком и рыбой, во время которых старик израненными руками сжимает поводок. Из-за ран и мучений, причинённых ему марлином, Сантьяго развивает духовную связь с ним. Старик борется с рыбой, но в то же время разговаривает с ней, и называет марлина своим братом.
На третий день испытания рыба начинает кружить и показывать признаки усталости. Сантьяго, полностью истощённый физически, достаёт свой гарпун и убивает марлина.
На рассвете четвёртого дня Сантьяго достигает гавани. Он снимает мачту с лодки и несёт её, еле добираясь до хижины, где упав на постель, сразу же погружается в глубокий сон. На следующий день возле лодки Сантьяго собралось множество рыбаков, восхищено обсуждая скелет огромного марлина. Туристы из близлежащего кафе считают его скелетом акулы. Манолин приходит к старику принося с собой газету и кофе. После пробуждения Сантьяго они решают снова ловить рыбу вместе.
История создания
Ещё в 1936 году Хемингуэй написал рассказ «О голубой воде». Биографы, в значительной степени единодушны в том, что кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес и его приключения послужили прототипом для фигуры главного героя — Сантьяго. Изначально Хэмингуэй планировал использовать эту историю (впоследствии ставшей «Стариком и морем»), как часть большой работы, которую он хотел назвать «Морской книгой». Этот рассказ должен был стать третьей частью большого опуса о земле, воздухе и море, который, вероятно, должен был всесторонне отражать социально-критический взгляд Хемингуэя на современную эпоху.
Некоторые аспекты этой запланированной книги можно найти в посмертно опубликованном романе «Острова в потоке».
Произведение Старик и море, в жанре повести-притчи, насчитывающей около 27 000 слов, впервые появилось в 1952 году в августовском номере литературного журнала Life. Из этого выпуска 5,2 миллиона копий были проданы в течение двух дней. Хемингуэй посвятил своё произведение издателю Чарльзу Скрибнеру и редактору Максвеллу Перкинсу.
Книга была опубликована, почти через 100 лет после появления в 1851 году романа Мелвилла о борьбе Ахава с Белым китом. Скорее всего, Хэмингуэй намеренно хотел приурочить свою работу к столетнему празднованию книги о Моби Дике.
Значение и анализ
Старик и Море подымают много философских и социальных тем, которые занимали Хемингуэя как писателя и человека. Экономичный язык написания начальных страниц показывает рутину жизни в кубинской рыбацкой деревне. Урезанное существование рыбака Сантьяго выстроено в элементарном стиле, который столь же красноречиво пренебрежителен, как пожимание плечами мощного старика. Сантьяго знает, что теперь он должен грести «за пределы всех людей» далеко от земли, где будет разыгрываться одна последняя драма, на пустой арене моря и неба.
Повествование может быть понято как притча о тяжёлом существовании, значение которого не должно подтверждаться исключительно внешними победами и похвалами. Старый рыбак храбро борется за свою тяжёлую жизнь, отмеченную лишениями. Даже если он голоден и теперь его избегают другие рыбаки из-за неудач, старик не теряет уважение к природе, которая выигрывает, в конце концов, забирая пойманную рыбу у старика.
Своей книгой Эрнест Хемингуэй направляет внимание на характеристики персонажей — маргинальных фигур, на тех людей, которые редко стоят на свету. Подробное описание показывает его любовь к этим простым людям. И эта любовь, этот взгляд, писатель хочет передать своим читателям. Он делает это с неукрашенными, точными описаниями внешних и внутренних событий. То что старик несёт тяжёлую мачту в конце повествования — это сравнение с испытанием Иисуса Христа нёсшего крест. Таким образом, рыбак, возможно, проиграл бой, но он не потерял:
Хемингуэй был очарован идеями людей, доказывающих свою ценность, сталкиваясь и преодолевая проблемы природы. Борясь с рыбой, Сантьяго демонстрирует способность человеческого духа переносить:
Это также его глубокая любовь и знание моря, в его бесстрастной жестокости и благости, которые позволяют ему преобладать. Основная мысль этой истории то, что запахи крови, истощение старика и страшные смертельные спазмы великой рыбы — противопоставляются ослепительной красоте света и воды, движениям моря.
Некоторые критики в этой повести видят отношения между человеком и богом, но Хемингуэя действует в религиозном и нерелигиозном смысле в отношении ограничений человека и всемогущества природы.
Сам сюжет сначала движется в контексте схемы Хемингуэя, изображающей неизбежную борьбу за существование, описание которой характеризуется сочетанием глаголов и существительных в простых, но стилизованных предложениях. Сантьяго — главный герой в давней традиции героев Хемингуэя со значительными особенностями и моралью, которые представляют взгляды Хемингуэя на жизнь.
С автобиографической точки зрения, Хемингуэй, олицетворяет собственный идеал и принципы фигурой Сантьяго. В борьбе с рыбой старик признаёт свои пределы и принимает их. В старости, как и сам писатель, Сантьяго должен снова и снова доказывать свою силу. Поэтому повествование представляет собой переход героя Хемингуэя от взрослой жизни к старости, когда силы постепенно истощаются.
Анализ и критика
Большинство биографов сходятся во мнении, что работы Хемингуэя, после 1940 года и до 1952 года, являются самыми слабыми в его карьере. Прежде всего, новелла «О реке и в лесах 1950 года» была почти единогласно оценена критикой как самопародия. По-видимому, участие Хэмингуэя во Второй мировой войне в качестве военного корреспондента не привело к творческой фазе, столь же плодотворной, как его опыт в Первой мировой войне или в Гражданской войне в Испании.
Но Старик и море возродили литературную репутацию Хемингуэя. Повесть быстро стала очень популярной, и вызвала у читателей новый уровень доверия к таланту Хемингуэя. В отличие от предыдущей работы, отзывы литературных критиков изначально были весьма позитивными, хотя повесть была понята и интерпретирована ими по-разному.
В последующие годы критика, которая раньше приветствовала осторожный мистицизм и псевдорелигиозные интонации, сменилась сведением этого значения к простому обману. Говорили, что Хемингуэй, когда-то преданный ученик реализма, теряет себя в описании Сантьяго в сверхъестественной, почти ясновидящей невозможности и неудаче.
Даже биограф Хемингуэя, Кеннет С. Линн, считал эту книгу едва прикрытой притчей о борьбе Хемингуэя с самим собой как писателем и человеком.
Смысл финала Старик и море
Что же можно считать финалом? Возможно, диалог старика с самим собой: «Кто же тебя победил…Никто…я очень далеко ушел в море». Просто воспринимает ситуацию такой, какая она есть, не давая собственной оценки. И это очень верная жизненная позиция. Финал новеллы остается открытым, старик засыпает, а завтра будет еще один день. Значит, никуда не делась надежда.
Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Старик и море». Мы с нетерпением будем ждать!