социокультурные индикаторы учитывают какие показатели
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ — Вообще – те аспекты группового или социального поведения, которые могут быть использованы в качестве признаков для общих социальных трендов … Толковый словарь по психологии
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ — – совокупность показателей, характеризующих состояние социальной сферы, тенденции в уровне жизни различных групп населения. С. и. включают: динамику обеспеченности, численность безработных, динамику цен, уровень и темпы инфляции, товарную… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ — в избирательной кампании индикаторы, предназначенные для описания коммуникационного пространства округа. Вот наиболее важные показатели этого пространства: а) однородность коммуникаций. Этот индикатор отражает, насколько однороден округ, каковы… … Юридическая энциклопедия
Гендерные индикаторы — (гендерно чувствительные индикаторы) это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные… … Термины гендерных исследований
Международная социологическая ассоциация — (МСА) профессиональное объединение специалистов в социальных науках. Образована 14 октября 1948 в Париже под эгидой ЮНЕСКО. Учредители ассоциации: Ж. Дави (Франция), Ж. Гурвич (Франция), Г. Ле Бра (Франция), А. ден Холландер (Нидерланды), Р … Википедия
Принудительные меры медицинского характера — меры государственного принуждения, как правило, являющиеся разновидностью иных мер уголовно правового характера, суть которых заключается в принудительной госпитализации, амбулаторном лечении или применении иных процедур медицинского характера к… … Википедия
ИНДИКАТОР — (indicator) см. Социальные индикаторы … Большой толковый социологический словарь
Институт Философии Российской Академии Наук — (ИФ РАН) центральное научно исследовательское учреждение страны, ведущее исследования по осн. философским дисциплинам. Непосредственными предшественниками И. ф. являются философская секции созданной в 1918 г. Коммунистической (до 1924 г.… … Русская Философия. Энциклопедия
Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Понятие и показатели социокультурного процесса
Понятие и показатели социокультурного процесса
Любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей, если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. Аналитической единицей такого процесса является социальное действие. Классический вклад в теорию социального действия внес Т.Парсонс [«Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951)]. В общественном целом он видит три главных компонента: личность, культуру и социальную систему. Пока сохраняются отношения взаимодействия (а не противоборства), система жизнеспособна. В ней наряду с другими выделяются главные, интегративные структуры, объединяющие в себе и ценностные представления людей, и регулятивные образцы, руководящие поведением и ограничивающие личную сферу интереса. Общественное равновесие достигается, по Парсонсу, интеграцией мотивов действий, гармонизацией ролей через нормативные культурные стандарты, общие для всех и являющиеся основной силой, мобилизующей единство социальной системы и социальную функцию культуры. В этом подходе заложено новое для своего времени понимание социального: оно есть единство субъективных мотивов и социальных ролей.
В настоящее время «интегративные структуры» Т.Парсонса понимаются как социокультурная структура и социокультурный процесс. Любое социальное действие содержит в себе культурные атрибуты. Любой поведенческий и деятельностный акт человека оснащен регулятивами и смыслами. Знание, ценности и нормы, ролевой алгоритм, законы, символы и знаковые обозначения, речь как главная семиотическая система, социальные образцы — все это входит в арсенал действий современного человека. Эти элементы культуры преобразуют биопсихофизическое основание действия в социокультурное явление с ясной конфигурацией, обозначенными целями и принятыми в данной культуре мотивами и ориентацией. Именно с таким культурным оснащением одиночное или групповое действие может включаться в поток социокультурных процессов. Девиантное поведение лишь подтверждает общее правило, норму, диктуемую культурой.
Следовательно, когда мы ведем речь о социокультурном исследовании (культурантропологическом исследовании), надо иметь в виду, что основной его задачей является определение степени оснащенности элементами культуры конкретного социального (а также политического, экономического, межличностного, семейного) процесса. Устанавливая меру такой оснащенности, социолог может посредством накопления количественных данных прийти к выводам о стабильности или нестабильности социальной системы, ожидаемых напряжениях и будущих парадигмах взаимодействия. Понятно, что в этом случае мера коррелирует со стабильностью.
Так мы выходим на повседневный уровень применения понятия «культура», т.е. культурности того или иного человека, группы, поведенческого акта и т.д. Появляются понятия политической, семейной, экономической, правовой и т.п. культуры, позволяющие оценивать «культурность» тех или иных сфер жизнедеятельности людей.
1. Что понимается под «социальностью»?
3. Опишите какое-либо свое часто повторяющееся действие с обозначением элементов культуры в нем. Попытайтесь выяснить, откуда исходят эти требования, когда и как они Вами восприняты.
Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.
Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.. 1994.
Современная американская социология. М., 1994.
Социокультурное исследование. М., 1994.
Cultural antropology. N.Y., 1991.
Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
Система целевых показателей и индикаторов развития культуры в Российской Федерации
Тема НИР
Система целевых показателей и индикаторов развития культуры в Российской Федерации
Контракт
№ 171-01-42-06/11 от 15.11.2011
Исполнитель
Бюджет, тыс.руб.
Завершение проекта
Подразделение заказчика
Департамент науки, образования и информационных технологий
Цели работы
Цель исследования – разработка системы целевых показателей и индикаторов развития культуры в Российской Федерации
Ключевые слова
Индикаторы, культура, культурное наследие, учреждения культуры, услуги, культурные блага, показатели, объекты, программы.
Краткое описание, картинка, отчет
В процессе исследования выявлены целевые индикаторы, позволяющие производить оценку эффективности программы перспективного развития отрасли культуры: доля объектов культурного наследия федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; доля субъектов Российской Федерации, охваченных мониторингом состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; посещаемость музейных учреждений; доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение; повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (на 1000 жителей); количество посещений библиотек; доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал от общего числа учреждений культуры; увеличение количества библиографических записей в Сводном электронном каталоге библиотек России по сравнению с предыдущим годом: доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных Единого реестра объектов культурного наследия; увеличение количества участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом; выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению; увеличение числа посещений театрально-концертных мероприятий, (по сравнению с базовым годом); доля национальных фильмов в общем объеме проката на территории Российской Федерации; доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом Детских школ искусств); увеличение количества детей, обучающихся в детских школах искусств; увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом.
Научно обоснованы сценарии и возможные значения индикаторов и показателей перспективного развития отрасли культуры. Выделены логические этапы, упорядоченные по времени их реализации при разработке перспективной программы на период 2012–2018 гг.
Понятие и показатели социокультурного процесса
Следовательно, когда мы ведем речь о социокультурном исследовании (культурантропологическом исследовании), надо иметь в виду, что основной его задачей является определение степени оснащенности элементами культуры конкретного социального (а также политического, экономического, межличностного, семейного) процесса. Устанавливая меру такой оснащенности, социолог может, посредством накопления количественных данных, придти к выводам о стабильности или нестабильности социальной системы, ожидаемых напряжениях и будущих парадигмах взаимодействия. Понятно, что в этом случае мера коррелирует со стабильностью.
Так мы выходим на повседневный уровень применения понятия «культура», т.е. культурности того или иного человека, группы, поведенческого акта и т.д. Появляются понятия политической, семейной, экономической, правовой и т.п. культуры, позволяющие оценивать «культурность» тех или иных сфер жизнедеятельности людей.
Для ясности предложим студенту описание типичного и простейшего социокультурного процесса для обнаружения в его структуре атрибутов культуры, что позволит затем применить для их измерения и оценки тот или иной метод социальных наук.
Поскольку мы выяснили индикаторы культуры в данном социокультурном процессе, их можно достаточно точно измерить методами конкретно-социологического характера и тем самым определить количественную меру оснащенности элементами культуры, принятыми в данной социальной среде.
Социальные индикаторы и их разновидности. Способы построения социальных индикаторов.
Показатель – это обобщенный фрагмент социальной реальности, который поддается непосредственному наблюдению, но не поддается измерению. => Показатель нуждается в совокупности измерителей качественного и количественного порядка, которые называются индикаторами.
Конструирование индикаторов – это переход к модели четвертого уровня (см. выше)
1 уровень => 2 уровень => 3 уровень => 4 уровень
Индикатор нужен для того, чтобы создать инструмент измерения, обеспечивающий надежность измерения. Выделяют три составляющих надежности: обоснованность, устойчивость и правильность (т.е.точность) измерения.
1. Обоснованность измерения – способность инструмента измерения целенаправленно фиксировать состояние определенного свойства исследуемого явления, не смешивая его с другими свойствами.
2. Устойчивость измерения – это способность инструмента измерения однозначно фиксировать состояние переменной.
Пример: Надо измерить интенсивность показателя РОДИТЕЛИ БЬЮТ ПОДРОСТКОВ применительно к переменной НАСИЛИЕ. Если прямо спрашивать подростков о том, были ли такие случаи, чтобы их били родители, то каков будет ответ? Один подросток скажет: были такие случаи, понимая под словом БЬЮТ РОДИТЕЛИ любое телесное наказание со стороны родителей – начиная от подзатыльника и заканчивая побои палкой. Другой подросток скажет: были такие случаи, понимая под словом БЬЮТ РОДИТЕЛИ только тяжелые телесные наказания – побои кулаками и палкой. Подростки будут вкладывать в свои ответыразное понимание смысла вопроса, и его невозможно будет обобщить.
Вопрос устойчивости заключается в том, чтобы подростки однозначно понимали содержание слова бьют родители? Если нет устойчивости измерения, то результаты измерений будут меняться при каждом исследовании, в зависимости от того, кого конкретно мы опрашиваем, и кто как будет понимать вопрос.
3. Правильность (точность) измерения – это способность инструмента измерения не допускать отклонения от истинного состояния (значения) измеряемого показателя: отсутствия или присутствия этого состояния, интенсивности его присутствия.
Чтобы измерение было правильным, надо построить точную шкалу измерения, а она может быть тем точнее, чем более элементарные проявления социальной реальности мы измеряем.
Пример: Что можно точнее измерить: КАК ЧАСТО ПОДРОСТКИ БЬЮТ ДРУГИХ ПОДРОСТКОВ или КАК ЧАСТО ПОДРОСТКИ БЬЮТ ОДНОКЛАССНИКОВ ВО ДВОРЕ. В первом случае точную градацию построить невозможно: одних подростков бьют часто, других редко. Во втором случае указаны конкретные обстоятельства и конкретные люди.
Принцип правильного измерения: разложить обобщенный фрагмент социальной реальности, выступающий в качестве показателя, на как можно конкретные его проявления. Такие конкретные проявления и выступают в качестве способа непосредственного измерения нашей переменной и называются социальными индикаторами.
Другими словами, то, что в конкретном эмпирически фиксируемом действии или состоянии сознания представляет данный показатель.
Необходимо конструировать максимально большое количество индикаторов. Чем большее количество индикаторов используется для оценки состояния данного показателя, тем достовернее будет эта оценка.
Виды социальных индикаторов:
Схема связи однозначного индикатора и показателя: индикатор => показатель (N=1).
2. Неоднозначный индикатор – индикаторы с неоднозначной, но устойчивойсвязью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Для измерения показателя требуется несколько неоднозначных индикаторов. Используются для оценки состояния скрытых (латентных) переменных и их показателей с множеством наблюдаемых проявлений.
Величина связи между значением каждого отдельного неоднозначного индикатора и значением показателя не равна 1. Все такие индикаторы в целом обеспечивают величину данной связи близкой к 1 (0,3 + 0,3 + 0,3)
2 вида: индексные (это такой вид индикаторов, вклад (влияние) которых в (на) состояние показателя одинаков) и шкальные индикаторы – это такой вид индикаторов, степень вклада (влияние) которых в (на) состояние показателя иерархически упорядочена.
3. Ассоциативный индикатор — индикаторы с непрямой, ассоциативной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Ассоциативные индикаторы используются в рамках метода семантического дифференциала. Для измерения показателя требуется много ассоциативных индикаторов. Вопрос: Опишите одним словом ощущения, которые вы испытываете при слове тигр.
Способы построения СИ:
Наблюдение – метод исследования, при котором осуществляется прямая регистрация состояния объекта исследования субъектом. При наблюдении субъект и объект оценки не совпадают, т.к. субъект сам дает оценку объекту, исходя из его наблюдаемого состояния.
Анализ документов – способ получения первичных данных из источников информации, зафиксированных в печатном или рукописном тексте, на магнитной, фото и киноленте и т.д. При анализе документов субъект и объект оценки частично совпадают, т.к. в содержании документов уже присутствует в той или иной степени оценка объекта, но она не прямо фиксируется субъектом оценки в качестве первичных данных, а истолковывается исходя из восприятия содержания.
Опрос – метод непосредственного получения первичных данных от отдельного индивида или группы индивидов. При опросе субъект и объект оценки практически полностью совпадают, т.к. объект выступает в качестве субъекта оценки, ибо он сам оценивает свое состояние.