Сорок изыскателей чему учит
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о повести С.М.Голицина «Сорок изыскателей»
Главный герой повести «Сорок изыскателей» — московский врач. Он рассказывает о том, как однажды во время летнего отпуска он вместе с дочерью Соней стал участником интересных событий. Герой рассказа имел обыкновение снимать на время отпуска дачу, где и отдыхал со всей семьей. Но в тот год его сын Миша окончил школу и готовился к поступлению в геологоразведочный институт. Миша делил всех людей на изыскателей, который колесят по стране и отыскивают полезные ископаемые, и «тюфяков», сидящих безвылазно дома. Мама Миши решила остаться в Москве с сыном, поэтому врач отправился на отдых только с дочерью Соней, которой было двенадцать с половиной лет.
Место для отдыха, город Зеленый Бор, врачу посоветовал сосед по коммунальной квартире, Иван Иванович, который работал историком-архивариусом. Он же обратился к врачу с необычной просьбой: когда-то давно в городе Любец, что неподалеку от Зеленого Бора, историк случайно увидел в одном доме старинный женский портрет необычайной красоты, написанный талантливым, но неизвестным автором. Хозяин того дома обошелся с историком невежливо и выпроводил его. Но картина запала Ивану Ивановичу в душу и он хотел хоть что-нибудь узнать о ее судьбе и о неизвестном художнике. К сожалению, бумажка с адресом того дома не сохранилась, и историк просил врача поискать информацию о портрете и его авторе. Так герой рассказа и его дочь стали изыскателями.
Когда они ехали на поезде в Зеленый Бор, то в купе познакомились с женщиной из этого города и сняли комнату в ее доме. Муж хозяйки дома оказался человеком неразговорчивым, он целыми днями работал в своем саду, в который никого не допускал.
Отдыхая на речке, отец с дочерью познакомились с местными школьниками. От их руководительницы, Магдалины Харитоновны, они узнали, что намечается пеший поход школьников в Любец, в местный музей, и решили отправиться вместе с ними.
По дороге ребята услышали историю о таинственном портрете и горели желанием немедленно отыскать его. Поэтому, когда отряд вошел в Любец, то сразу направился в музей, который размещался на территории старинного кремля. От директора музея ребята узнали много интересного об истории города. Также они увидели в музее натюрморт, на котором стояла необычная подпись автора «Я не могу даже подписаться». Точно такая же надпись была и на таинственном портрете. Когда директор музея узнал о портрете, он разволновался и проявил большое желание его отыскать.
В разговорах с ребятами директор музея упоминал разных людей, которые могли помочь в поисках, и почему-то называл их номерами: Первый, Третий, Седьмой. Позже ребята узнали, что в городе существовала группа людей, занимавшихся различными изысканиями: историческими, ботаническими и даже кулинарными. И эти люди называли друг друга таким необычным образом.
Всего их было семеро. Седьмой изыскатель занимался историческими исследованиями. Он интересовался судьбой дочери местного помещика, Ирины Загвоздецкой, которая умерла от болезни в возрасте восемнадцати лет. Возможно, именно ее портрет и написал неизвестный художник.
Ребята решили пообщаться со всеми семерыми изыскателями. Им понравилась как эти люди называли друг друга, и юные изыскатели себе тоже присвоили номера, с Восьмого по Тридцать Девятый. После музея они отправились к человеку, которого называли Первый. У него дома хранился старинный бокал, который был изображен на натюрморте. В доме Первого ребята подружились с его собакой, овчаркой по кличке Майкл. Позднее этой собаке присвоили номер Сороковой, когда она нашла в пещере ценный минерал. Получилось ровно сорок изыскателей.
Поиски портрета и установление личности его автора оказались увлекательнейшим и вместе с тем трудным занятием. Поначалу ребятам повезло – в детском альбоме дочери Загвоздецкого, который они нашли у изыскателя номер Три, директора местной школы, был рисунок одной из башен Любецкого кремля, помеченный таинственной надписью.
Разгадав секрет этой надписи, ребята обнаружили в башне тайник, из которого извлекли старинный кинжал, тоже изображенный на натюрморте и письмо в конверте. Но прочесть письмо не получалось, так как буквы расплылись от времени. Письмо удалось отправить на специальную экспертизу, а тем временем ребята продолжили свои поиски.
Они побывали в гостях у номера Седьмого, директора мемориального музея художника Ситникова. К Седьмому изыскатели плавали на пароходе, а позже они поехали в Москву и там познакомились с его сыном, номером Шестым, молодым художником. Поиски в Москве привели их к известному писателю, который оказался далеким потомком одного из жителей города Любец. Из старинных бумаг прадеда знаменитого писателя, а также из текста письма, найденного в башне, удалось узнать историю жизни автора таинственного портрета.
Его звали Егор и он был крепостным Загвоздецкого. У юноши обнаружились художественные способности и его отправили учиться в Петербург. Но через несколько лет Загвоздецкий вызвал его из Петербурга и отправил работать на принадлежащий ему хрустальный завод. А вскоре барин поручил Егору написать тот самый натюрморт, который хранился в Любецком музее. Натюрморт удался, и довольный Загвоздецкий потребовал у крепостного художника написать портрет своей дочери, Ирины Загвоздецкой. Ирина и Егор полюбили друг друга, но Загвоздецкий, узнав об этом, запер дочь в доме, а Егору удалось скрыться от гнева помещика. Но позднее Загвоздецкий нашел его и отправил в солдаты. Ирина не вынесла испытаний, выпавших на ее долю и вскоре умерла.
Теперь изыскатели знали историю появления таинственного портрета. Оставалось найти сам портрет. В бумагах упоминалась, что Егор отдал портрет на хранение своему другу. Поиски портрета снова продолжились в Любце. Но нашелся портрет в соседнем Зеленом Бору. Каково же было удивление врача, когда хранителем портрета оказался хозяин дома, в котором он с дочерью снимал комнату. Этот неразговорчивый человек оказался потомком друга крепостного художника, и он бережно хранил картину, как ему было завещано – никому не показывая.
Таково краткое содержание повести.
Главная мысль повести «Сорок изыскателей» заключается в том, что каждому человеку необходимо развивать в себе исследовательские способности. Исследования, проводимые в самых различных направлениях, активизируют мышление, и способствуют формированию у человека активной жизненной позиции. Повесть учит стремиться к достижению намеченной цели и не опускать руки перед трудностями.
Какие пословицы подходят к повести «Сорок изыскателей»?
Бороться, искать, найти и не сдаваться.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Голицын. «Сорок изыскателей» чему учит? Сколько страниц в книге?
Голицын «Сорок изыскателей» чему учит
С. Голицын «Сорок изыскателей» чему учит
Голицын «Сорок изыскателей» сколько страниц в книге?
Голицын «Сорок изыскателей» сколько страниц?
Сказка учит уважать природу. Учит фантазировать и предаваться мечтам. Учит тому, что в любой стране есть собственная красота, но лучше родимой земли нет ничего. Учит уважать свою Отчизну. Мне понравилась эта сказка, и в особенности девочка Аленушка, какая хотела стать царицей, однако не знала, что она и так царица. Главный смысл сказки «Пора спать» заключается в том, что сон чрезвычайно важен для маленьких детей. Сказка учит уважительно относиться ко сну и своевременно ложиться спать.
Часто в жизни побеждает не просто грубая сила, а именно ум человека и его умения.
Хорошая сказка учит нас доброте и великодушию к слабым. Учит и к устремлению постигнуть что-то совершенно новое. Учит также и храбрости, твердости, упорству. Сказка учит почтительному отношению к женщине. Учит не страшиться любых трудностей и не пасовать перед ними. Учит одерживать победу, невзирая на условия.
Книга рассказывает о ребятах-школьниках, детство и юность которых пришлись на военные годы.
С первых дней войны они на себе испытывают все ее ужасы: девочек и учительницу захватывают в плен фашисты, мальчики прячутся в лесу. Васек руководит своим маленьким отрядом, и ему приходится принимать вполне серьезные взрослые решения.
Произведение учит тому, что в лихие годы детям порой может понадобиться взваливать на свои плечи самые непростые проблемы старших, решать очень важные проблемы, и тем не менее все у них может получиться.
Необходимо при этом, чтобы действовали в коллективе сообща, а не врозь, тогда в конце концов можно найти выход из очень нелегких ситуаций. В книге рассказывается о любви к Родине, о важности дружбы между одноклассниками, о взаимопомощи.
Автор словно говорит ненавязчиво: не теряйте никогда надежды на лучшее будущее, верьте в себя, в своих друзей, защищайте свою Родину, делайте все, что в ваших силах. И тогда все, рано или поздно, действительно снова станет хорошо.
Рассказ о том, как во время войны немцы потребовали от ребят в сельской школе, чтобы они показали им расположение партизанского штаба. В противном случае солдаты угрожали расстрелять учительницу.
И один мальчик, Костя, вызвался нарисовать на доске местонахождение штаба. Ударив створкой в лицо фашисту, Костя выпрыгнул в окно, добежал до реки и, переплыв ее, скрылся в лесу.
Немцы стреляли ему вслед. На звуки выстрелов из леса вышли партизаны и взяли в плен врагов.
А учительницу попросили помочь в переводе при допросе.
В этой сказке Павла Петровича Бажова рассказывается о любви молодого охотника Айлыпа к прекрасной девушке по имени «Золотой волос».
Однажды, Айлып встречает в лесу девушку с косой из чистого золота. Айлып называет её своей невестой и забирает с собой. Но отец девушки, Властелин золота Полоз, препятствует их счастью и Золотой волос остаётся с отцом.
Только через три года, охотник разыскивает девушку, но Полоз опять вмешивается. На третий раз, влюблённым удалось сбежать и спрятаться под камнем на дне озера Иткуль. Там чары Полоза не действовали и влюблённые стали жить под водой. А в озере люди стали находить золотые волоски из косы Золотого волоса.
Отзыв. Сказка мне понравилась тем, что она подтверждает всепобеждающую силу настоящей любви. Мне понравилась настойчивость Айлыпа и Золотого волоса.
Произведение учит, что настоящего чувства не существуют непреодолимых препятствий и любовь способна выдержать любые испытания.
Урок внеклассного чтения по произведению С.Голицына «Сорок изыскателей»
– обобщить знания о профессиях, связанных с изыскательской деятельностью.
– формировать умение давать характеристики действующих лиц;
– развитие речи учащихся, обогащение словаря;
– развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное;
– развивать творческие умения;
– воспитание познавательной активности;
– формирование представления о таких качествах, как креативность, коммуникабельность, любознательность, ответственность, дружба, товарищество.
– фото с турпохода для оформления доски;
– иллюстрации из книги;
– портреты главных героев (Рисунок 2).
Урок проектной деятельности
1. Организация. 1 минута
2. Постановка целей и задач. 1 минута
3. Систематизация и обобщение знаний.
А) Выступление 1 группы детей с рассказом об авторе книги. 5 минут
Б) Работа над содержанием прочитанного. 1 минута
В) Выступление 2 группы детей с игрой “Узнай героя по описанию”. 10 минут
Г) Конкурс “Я изыскатель”. 2 минуты
Д) Инсценировка фрагмента из повести. 5 минут
Е) Викторина (вопросы по кругу каждой команде). 5 минут
Ё) Работа в группах.
— Подготовьте ответ на вопрос: Чему меня научила книга “Сорок изыскателей”? 3 минуты
Ж) Проверочная работа. 5 минут
З) Выступление 4 группы детей. Презентация пирога. 5 минут
5. Рефлексия. 1 минута
Конспект хода урока | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
— Давайте определим своё настроение, настрой на работу: |
— отличное
— хорошее
— не совсем готовы
— Кроме того, что вы ознакомились с повестью, я предложила вам попробовать себя в роли исследователей. Мы разделились на группы и каждая группа получила свое задание. Сегодня вы будете представлять свои проекты.
Какими качествами он должен обладать? Как об этом говорил Мишка?
— Какими качествами должен обладать изыскатель?
— Те, кто что-то изобретает.
— Ищет на земле и под землей, на воде и под водой, в воздухе и даже в космосе
— Быть смелым, отважным…
1. Кто первым рассказал Соне и ее отцу про таинственный портрет? (Тычинка)
2. Назовите фамилию, имя, отчество художника, автора таинственного портрета. (Егор Иванович Спорышев)
3. Почему автор портрета не мог подписаться своим именем? (Холопу не положено ставить свою подпись)
4. Почему настоящий художник портрета был вынужден его спрятать? (Боялся, что отец его возлюбленной от ненависти к нему испортит портрет)
1. С какими картинами художника Егора Спорышева познакомились пионеры? (Портрет Ирины Загвоздецкой и натюрморт с жар-птицей)
2. Кто был изображен на таинственном портрете? Назовите имя и фамилию. (Возлюбленная художника Ирина Загвоздецкая)
3. Сколько лет прожила Ирина Загвоздецкая? Почему так рано умерла? (Прожила 18 лет, умерла от тоски по возлюбленному, с которым ее разлучил отец)
4. На чей портрет был похож портрет Ирины Загвоздецкой? (На портрет Люси: та же поза, тот же цвет платья, похожее лицо)
1. Какие исторически ценные вещи нашли ребята в тайнике кремлевской башни? (Cтаринный кинжал и прощальное письмо Егора к Ирине)
4. Кто был изыскателем №5? Что открыл? (Екатерина, жена №7, изобретательница пирога “Утопленник”)
1. Где, в каком месте был спрятан портрет? (Был прибит к обратной стороне зеркала-трюмо и накрыт брезентом)
2. Кто прятал таинственный портрет? (Номер 4 Иван Тихонович Нашивочников)
3. Почему этот человек не мог столько лет никому показать портрет? (Eго прадед Прохор Андреевич оставил запретительное завещание, в котором повелевал детям своим никогда и никому не показывать портрет, так как его доверил ему на хранение друг Егор)
4. Почему книга названа “Сорок изыскателей”? Кто входил в это число 40? (7 изыскателей, врач, Соня, Люся, Магдалина Харитоновна, пионеры, пес Майкл)
Каждый должен стремиться в жизни быть изыскателем
Люди должны помогать друг другу
Исторические ценности должны храниться в музее, чтобы все люди могли ими восхищаться
Взрослые должны дружить с детьми, доверять им и уважать их
Если будешь много читать и много знать, станешь лидером в коллективе
1. Кто первым рассказал Соне и ее отцу про таинственный портрет? (Тычинка)
2. Где, в каком месте был спрятан портрет? (Был прибит к обратной стороне зеркала-трюмо и накрыт брезентом)
3. Почему настоящий художник портрета был вынужден его спрятать? (Боялся, что отец его возлюбленной от ненависти к нему испортит портрет)
4. Кто был изображен на таинственном портрете? Назовите имя и фамилию. (Возлюбленная художника Ирина Загвоздецкая)
5. Какие исторически ценные вещи нашли ребята в тайнике кремлевской башни? (Старинный кинжал и прощальное письмо Егора к Ирине)
1. Кто прятал таинственный портрет? (Номер 4 – Иван Тихонович Нашивочников)
2. Как звали художника, автора таинственного портрета. (Егор Иванович Спорышев)
3. Почему автор портрета не мог подписаться своим именем? (Холопу не положено ставить свою подпись)
4. Сколько лет прожила Ирина Загвоздецкая? Почему так рано умерла? (Прожила 18 лет, умерла от тоски по возлюбленному, с которым ее разлучил отец)
5. На чей портрет был похож портрет Ирины Загвоздецкой? (На портрет Люси: та же поза, тот же цвет платья, похожее лицо)
— Чем вам запомнился урок? Что понравилось? Что вы для себя открыли нового?
— Каким для вас было сегодняшнее общение? (Выберите ответ)
— Поднимите руку, кому было интересно на уроке.
Голицын «Сорок изыскателей» главная мысль повести какая?
«Сорок изыскателей» главная мысль произведения
«Сорок изыскателей» тема произведения
Сергей Голицын «Сорок изыскателей» тема произведения
С. Голицын повесть «Сорок изыскателей» какая главная мысль произведения? Что писать в читательский дневник?
Повесть Голицына «Сорок изыскателей» рассказывает об отряде ребят и взрослых, занявшихся поисками портрета неизвестного автора, на котором изображена красивая девушка.
Поиски ведут изыскателей от одного человека к другому. Находятся другие работы этого художника, но тайна портрета долгое время остаётся нераскрытой. Однако благодаря настойчивости и увлечённости цель оказывается достигнутой.
Мальчик знает, что в столице будет пересадка и мечтает о встрече с родным человеком. Сева по приезде в Москву сбегает и отправляется на поиски отца. Он колесит по столице и встречает множество людей, и всем он рассказывает о целине.
Сева находит дом отца и входит во двор с подарком, глиняной вазой, однако отца нет дома. Мальчик, ожидая его, знакомится с ребятами, которые и помогут ему в дальнейшем зайти в квартиру и поговорить с отцом.
Встреча состоялась, но отец не узнал родного сына, а Севка не решился ему об этом сказать. Но он поведал ему, что приехал из алтайского совхоза, что произвело на отца впечатление. Он начал называть мальчика «земляком» и хвастливо рассказывал о том, что каждый целинник его знает. Сева заскучал и поспешно распрощался с родителем, так и не открыв ему правду.
В поезде мальчик продолжает думать об отце и он находит, что похож на него. Но теперь Севка вспоминает слова матери о хвастовстве отца и понимает, что она была права. Несмотря ни на что, мальчик верит в то, что отец пересмотрит свое поведение и вернется в семью.
Главная мысль повести заключается в том, что каждый ребенок нуждается в близких людях, которые могут понять и помочь. Автор поднимает в произведении проблему «отцов и детей», которая остро стоит и сегодня. В идеале родители не должны бросать своих детей, а если уж так случилось, то они должны поддерживать добрые отношения со своими отпрысками.
Здравствуйте, не знаю, можно ли считать Ромео и Джульту авторства Вильяма Шекспира повестью в полном смысле этого слова, не смотря даже на первые строки произведения, по-моему, это всё-таки трагедия, но тем не менее. Действительно, это произведение является одним их известнейших в мировой литературе. Секрет и прост и сложен одновременно. Автор описал нам историю любви, причём историю несчастной любви. Что касаемо смысла и морали произведения, то это, на мой субъективный взляд то, что нельзя препятствовать любви, нельзя строить ей препоны, козни и запреты, потому что если любовь настоящая и присуща молодым людям, эти исксственные препятствия могут привести к гибели.
И ещё, кровная вражда просто вредна и неэффективна. Опять же, кроме пролитой крови она ни к чему хорошему не приводит.
О великодушии и благородстве.
Серёжа посещает Н.Г., у них завязывается дружба, и он помогает ей. Серёжа своей дружбой заменил ей всех мужчин, которые её предали.
Но вот возвращаются родители и привозят ему путёвку на море. О море Серёжа мечтал давно. Но в это время приходит письмо от Н.Г, в котором она сообщает, что взяла отпуск, чтобы провести его с Серёжей. Серёже очень хочется на море. Но, представив огорчение одинокой женщины, отказывается от своей мечты.
Вскоре родителей мальчика перевели работать в другой город, но каждый год летом Сережа приезжает к Нине Георгиевне, она стало для него настоящей бабушкой, которую он полюбил всем сердцем, также как и она его.
Повесть учит благородству. Всегда нужно понимать чужую боль и помогать не только добрым словом, но и хорошим делом.
План повести «Радость нашего дома» для пересказа
1 Бабушка и Ямиль остались одни в доме.
2 Мечты Ямиля о сестренке.
3 Рассказ бабушки о батыре Тимербеке
5 Как прочесть телеграмму.
6 Мама привезла дочку.
7 Ямиль и Оксана нашли общий язык.
8 Оксана испугалась
9 как Ямиль успокоил Оксану.
11 Драка с гусаком
12 Подготовка к встрече мая
13 как сажали яблони
14 Подарки бабушки.
15 Дети нарядились.
16 Прогулка на речке.
17 Как поймали башмак.
18 Праздник в клубе.
21 Папа обязательно вернется
22 Возвращение отца
24 Отца зовут работать.
25 Дети хотят учиться.
28 Рассказ папы Ямиля
30 Ямиль боится остаться без сестры
31 Оксана уезжает с отцом.
Он оказывается в трудной жизненной ситуации: мама умерла, отец попал в тюрьму, а мачеха его просто бросила.
Попав в дурную компанию, Серёжа быстро растратил деньги, оставленные мачехой и даже продал некоторые вещи из дома.
Неожиданно в доме Серёжи появляется якобы брат Валентины с другом Яковом. «Дядя» увозит мальчика в Киев, обещая устроить его в мичманскую школу. Но у мальчика появляются сомнения в честности дяди, что потом и подтвердилось.
«Дядя» просит Сергея познакомиться с мальчиком Славой, отец которого был военным инженером, а новый «родственник» со своим другом планировали его убийство.
Серёжа прочитал когда-то книгу о французском барабанщике, который смог в трудную минуту проявить мужество и сопротивляться обстоятельствам. Именно судьба книжного героя помогает мальчику разоблачить шпионов и встать на их пути, хотя чекисты уже давно следили за этой парочкой.
Яков был убит, «дядя» арестован, а к раненому Серёже в больницу приходит его отец, освобождённый досрочно.