солнышко на память пляцковский чему учит
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр
Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского, Ю. Мориц, с их жизнью и творчеством; прививать интерес и любовь к книгам о друзьях и дружбе; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев произведения, его главную мысль, читать по ролям, разыгрывать роли; развивать память речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; разыгрывать спектакль; определять последовательность событий в произведении; отвечать на вопросы по содержанию; называть героев и оценивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведениях; анализировать и сравнивать произведения больших и малых жанров; отгадывать загадки.
Оборудование: портреты и книги с произведениями М. Пляцковского, К). Мориц, текст речевой разминки, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Галчата
На заборе снег мохнатый
Толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата.
Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора,
И друг дружку скоро-скоро
Клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки?
Мало ль места вам кругом —
На березовой макушке,
На крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой —
Через форточку б махнул
И веселою нырялкой
В синем небе потонул.
— Прочитайте стихотворение медленно, четко проговаривая слова.
— К кому обращается автор?
— Как он показал поведение галчат, какими словами?
— Что он им советует?
— О чем мечтает сам поэт?
— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— О чем стихотворение, которое мы читали во время речевой разминки?
— Чему учит нас автор?
— Какие черты характера вам нравятся в людях? (Ответы детей.)
— Какие черты характера вам не нравятся? Почему? (Ответы детей.)
— Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном важном качестве человека. Поможет нам в этом конечно же писатель.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте в учебнике на с. 56, кто написал произведение, которое мы будем сегодня изучать. (М. Пляцковский.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством М.С. Пляцковского.)
Материал для учителя
Михаил Спартакович Пляцковский (1935—1991) — поэт, автор книг для детей и популярных песен, таких, как «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Детства последний звонок», «Конопатая девчонка», «Девчонка из квартиры 45», «Увезу тебя я в тундру», «Крыша дома твоего» и др.
Окончил Литературный институт им. М. Горького (1961). Еще в студенческие годы начал сочинять песни, стихи и мелодии. Первая песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. совместно с композитором С. Заславским.
В 1986 г. поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Попробуйте догадаться, о чем это произведение.
(Чтение произведения учителем.)
— Какие слова и выражения вам непонятны?
— Какое по жанру произведение мы прочли? (Это сказка.)
— Докажите, что это сказка. (Ответы детей.)
— Кто главные герои сказки?
— Почему автор дал им такие имена?
— Что подарил козленок Мармеладик цыпленку Фью?
— Как цыпленок среагировал на подарок?
— Что он решил подарить своему другу в ответ?
— В чем необычность подарка цыпленка? Понравился он вам? Чем?
— Как вы поняли название сказки?
— Предлагаю разыграть спектакль по этому произведению Что нужно для этого сделать?
(Распределение ролей, определение характера героев.)
— А сейчас я вас познакомлю еще с одной сказкой М. Пляцковского. Она называется «Упрямый ослик».
Упрямый ослик
Вот был упрямый этот ослик Алфавит. Ему говорили:
— Не правда ли, сегодня чудесная погода? А он говорил:
— Скоро пойдет дождь.
Разговаривать с осликом Алфавитом не мог никто. Он переупрямил бы кого угодно. Пришел как-то к ослику поросенок Кнопка и сказал:
— Ты, ослик, упрямый, а я еще упрямей тебя!
— Нет, Кнопка, я — самый упрямый!
Тогда поросенок достал из кармана своей курточки яблоко и положил на стол.
— Давай решим так, — предложил он, — кто кого заставит это яблоко съесть, тот и самый упрямый.
— Давай. Только я не хочу есть яблоко.
— Ну хоть немножко откуси.
— Еще какое вкусное! — не сдавался ослик.
— Если вкусное, тогда я его съем, — схитрил Кнопка.
— Нет, я! — крикнул рассерженный ослик Алфавит, схватил зубами яблоко со стола и начал уплетать его за обе щёки.
— Вот видишь, — засмеялся поросенок Кнопка, — я тебя все-таки переупрямил. Я заставил тебя съесть яблоко!
Говорят, что с того самого дня ослик Алфавит перестал упрямиться.
— Понравилась вам сказка?
— Как поросенок переупрямил ослика?
Вы можете сами прочитать и другие сказки этого замечательного писателя.
V. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш — метров через двести!
(Слова сопровождаются бегом на месте, на предпоследней строчке — остановиться, на последней — потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— А сейчас поиграем в театр с поэтессой Юнной Мориц. Откройте учебники на с. 58.
Материал для учителя
Юнна Петровна Мориц (р. 1937) — русская поэтесса. Родилась в Киеве. Отец Юнны работал инженером на транспортных ветках, мать давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком. Творческие задатки девочки развились во многом благодаря тому, что мать ввела ее в мир художественной культуры.
В год ее рождения по клеветническому доносу арестовали отца, через несколько месяцев его признали невиновным, он вернулся, но стал быстро слепнуть. Слепота отца оказала огромное влияние на развитие внутреннего зрения Юнны.
Война застала семью в Киеве. Четырехлетняя девочка начала сочинять стихи «от страха» в мире, где падали бомбы, горел эшелон с беженцами, где домом стал подвал, в котором раньше хранили мороженое Туберкулез притуплял постоянное чувство голода, зато пробуждал воображение. Заикание и сильный тик не позволяли девочке ходить в детский сад, отстраняли ее от сверстников.
В 6—7 лет Юнна ходила в госпиталь, читала раненым стихи, писала письма на фронт, вышивала кисеты. Обычные для детей тех лет занятия стали чем-то вроде первых уроков поэтической словесности.
Позднее это время отразилось в целом ряде стихотворений: «. Стены плачут» (1975), «Лимонницы, капустницы, белянки. » (1977), «После войны» (1980), «Чудное мгновенье» (1986), «Лунной ночью в январе. » (1986), «Детства тихая улочка. » (1988) и др.
В 1954 г. Юнна окончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета. Училась она всегда отлично: и в школе (золотая медалистка), и на филфаке Киевского университета.
В 1955 г. Мориц поступила на дневное отделение поэзии Литературного института им. М. Горького и окончила его в 196! г.
Летом-осенью 1956 г. на ледоколе «Седов» она плавала по Арктике и была на множестве зимовок, в том числе и на мысе Желания, что на Новой Земле. Зимовщики, летчики, моряки, их образ жизни, труд (в том числе и научный), законы арктического сообщества очень сильно повлияли на ее личность.
В 1961 г. вышла первая книга Мориц «Мыс Желания». Вторая книга «Лоза» вышла в Москве лишь через 9 лет, в 1970 г., поскольку поэтесса попала в «черные списки» за стихотворение «Памяти Тициана Табидзе» написанное в 1962 г.
Стихи для детей Юнны Мориц были напечатаны в 1963 г. в журнале «Юность», где по этому случаю открыли рубрику «Для младших братьев и сестер». В ее творчестве для детей главенствует радость, то празднично- звонкая, то приглушенно-лирическая.
— Прочитайте шуточное стихотворение Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!»
— Какие строчки вам особенно понравились в этом стихотворении?
— Как вы считаете, для чего поэты сочиняют такие стихи?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Разыграйте веселый спектакль. (Распределение ролей, определение характера героев.)
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Что особенно вам понравилось на уроке?
— Что захотелось прочитать?
Домашнее задание
Повторите произведения, которые мы читали в этом разделе.
Пляцовский «Солнышко на память» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Пляцовский Михаил Спартакович – писатель, поэт, драматург, автор песен. Многие его песни стали шлягерами советской эпохи. Всего автор написал более 200 песен. Награжден за свои произведения премией Ленинского комсомола и орденом «Знак Почета».
Одним из произведений автора является рассказ «Солнышко на память».
Краткое содержание
Главные герои
1) Мармеладик – козленок, который отправляется к бабушке.
2) Фью – друг Мармеладика, цыпленок.
Главная мысль
Необязательно дарить друзьям материальные подарки.
Чему учит?
Рассказ учит быть дружелюбным, заботиться о друзьях, дарить подарки, хранить воспоминания, проявлять смекалку.
Пословицы
1) Человек без друзей, что дерево без корней.
2) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
3) Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Отзыв
«Солнышко на память» очень короткий, легкий и добрый рассказ. Он о верных друзьях. Мармеладик очень заботится о Фью, переживая, что тот будет скучать, пока он будет в гостях у бабушки. Фью сначала опечалился, что на память о себе ничего не подарит другу. Но он не растерялся, подарил солнышко. Ведь козлёнок в любой момент, увидев солнце, может вспомнить о своем друге желтом цыпленке. Это так по-доброму мило.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Солнышко на память
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Солнышко на память
Утенок вечно куда-то спешил. И когда он быстро ковылял по зеленой траве, то со стороны всем казалось, что катится мячик. А так как этот мячик еще и крякал, то утенка назвали Крячиком.
Очень не нравилось утенку по утрам умываться. Его, бывало, не то что к речке, а к обыкновенной луже силком не затащишь.
— Долго ли ты еще у меня будешь неряхой? — укоряла утенка мама. — Вечно ты ходишь грязный да чумазый!
— А я и так себя прекря-кря-крясно чувствуют — отвечал Крячик.
Но однажды цыпленок Фью и щенок Тявка сговорились и решили проучить своего дружка. Вышел утром Крячик во двор, как всегда неумытый и заспанный, поздоровался с цыпленком Фью:
Это у него так слово «здравствуй» получалось.
А цыпленок говорит:
— Кто ты? Я тебя не знаю.
Тогда Крячик направился к щенку Тявке:
— Я с незнакомыми птицами не здороваюсь! — сказал щенок.
Обиделся утенок на своих друзей.
«Что это с ними? — думает. — Почему они меня вдруг узнавать перестали?»
Тут дождик начался. Звонкий такой дождик. Веселый. Теплый-претеплый.
Не успел Крячик под крыльцо спрятаться — и дождик искупал его хорошенько. Щенок и цыпленок сами к утенку подбежали, говорят:
— Здравствуй! Какой ты чистый и симпатичный!
Крячик спрашивает его:
— Почему же вы раньше со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?
— Ко мне какой-то грязнуля подходил, а совсем не ты, — сказал Фью.
— И ко мне тоже какой-то чумазый приставал, — сказал
— Так это же был я! — засмеялся утенок. — Только теперь меня дождик умыл.
— Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, то на дождик не надейся! — проворчал щенок Тявка.
— Ведь дождик бывает не каждый день! — пригрозил крылышком цыпленок Фью.
БУКАШКА, КОТОРАЯ ХОТЕЛА СТАТЬ БОЛЬШОЙ
Не удивляйтесь, пожалуйста, что маленькой Букашке посвящена целая сказка. Да, Букашке. Самой обыкновенной. Такой крошечной, что ей даже имя забыли дать. Чем же она прославилась? Об этом — потом.
А сначала — о мечте. Ведь у каждого есть своя мечта. Не правда ли?
Например, тигренку Полосатику очень хочется летать. Но у него нет крыльев.
Зебре Тельняшке надоело быть полосатой, как матрац. Ночами ей снится, будто она стала коричневой, такой коричневой, что приятно в зеркало на себя посмотреть.
У Букашки тоже была мечта. Она мечтала вырасти, превратиться из маленькой-премаленькой в большую-пребольшую.
— Ты не знаешь, в какой аптеке продаются волшебные пилюли для роста? — спросила Букашка однажды улитку Неторопыжку.
— Не знаю, — ответила улитка. — А что, они тебе очень нужны?
— Очень, — вздохнула Букашка. — Вот бы мне стать. пусть не такой огромной, как слоненок Лус, но, по крайней мере, не меньше носорога Топтопа.
— И какой толк тебе от этого?
— Что ты говоришь, Неторопыжка! Меня бы сразу начали замечать. Со мной здоровались бы при встрече!
— Разве в этом заключается счастье? — покачала рогатой головкой улитка Неторопыжка.
— А кто знает, в чем оно заключается? — задумчиво проговорила Букашка. — Но если тебе неизвестно, в какой аптеке продаются волшебные пилюли для роста, то нам не о чем больше разговаривать.
На том они и расстались.
А через некоторое время случилось вот что. Носорог Топтоп жарил глазунью из сорока яиц и забыл выключить электрическую плитку. Что бывает в таких случаях, все, конечно, знают. В таких случаях бывает пожар.
Смотрят, а дом горит.
Дом горит — и никто огонь не гасит.
Никто огонь не гасит, потому что все растерялись. Одна Букашка не растерялась. Полетела за спасательной командой. Опустилась она на пожарную каланчу, видит: слоны-пожарники в медных своих
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Звери утешали черепаху, как могли. Но перевернуть ее сил у них не хватало. Тогда еще никто не знал, к чему все это приведет.
А началось с ерунды. Стали черепахе Мнеспешитьнекуда сниться перевернутые сны.
В этих снах дожди падали с земли на небо. Реки бежали вспять. Корабли плыли в обратную сторону.
Так было во сне. А наяву черепаха Мнеспешитьнекуда тоже все видела и слышала в перевернутом виде. И даже ноты в песенках, которые она пела по утрам, переворачивались так, что все знакомые мелодии становились пустым набором звуков.
Черепаха моментально переворачивала все слова и даже целые предложения. А тем, кто не знал об этом, казалось, что Мнеспешитьнекуда говорит на каком-то неизвестном иностранном языке. Она произносила: «Тевирп». Это значило: «Привет». Черепаха спрашивала: «Алед как?» Это надо было понимать так: «Как дела?»
Прежде это звучало менее ласково и нежно:
Зверям так понравилось переворачивать слова во время разговора, что они чуть не перевернули наизнанку весь свои звериный язык.
Да что там звери? Даже мальчишки бегали по улицам и кричали:
А раньше они кричали:
Кто знает, каких бед натворила бы еще перевернутая черепаха Мнеспешитьнекуда, если бы однажды не подул Теплый Южный Ветер, вернувший ее в прежнее положение. Правда, кое-кто иногда и переворачивал слова по привычке. Но вскоре даже самым забывчивым и непослушным это разонравилось.
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ СЛОВО
Каждый раз, когда наступал вечер, мама кенгуренка Авоськи вздыхала. Почему она вздыхала? Потому что надо было снова укладывать в постель своего сынишку и укачивать, укачивать, укачивать.
Кенгуренок привык, чтобы его укачивали. Иначе он не засыпал. Стоило маме отойти от кроватки — и сразу Авоська поднимал такой крик, такой плач, что хоть уши ватой затыкай.
Пригласила мама доктора — дикобраза Христофора. Узнал доктор, в чем дело, и покачал головой:
— Тут никакие уколы не помогут. От такой болезни может вылечить только.
— Микстура? — спросила мама.
— Что вы? Вашего больного не спасут никакие микстуры, никакие примочки и никакие компрессы. Но не надо огорчаться. Я уже не раз встречал подобных больных. И все выздоравливали.
— Доктор, скорей выписывайте свой чудесный рецепт — и я побегу в аптеку?
— В аптеку идти не придется. От болезни, которой страдает ваш кенгуренок, есть одно средство
— Самое Интересное Слово.
— Какое Самое? Какое Интересное? Какое Слово? — переспросила взволнованная мама кенгуру. Доктор ничего не ответил и стал выписывать рецепт.
— Здесь все указано, — сказал он на прощание.
Когда доктор ушел, мама кенгуру надела очки, заглянула в рецепт и прочла одно-единственное слово:
Вечером, как обычно, она уложила кенгуренка спать, но укачивать не стала.
Только маленький Авоська начал хныкать, как мама произнесла Самое Интересное Слово:
Кенгуренок сразу успокоился и спросил:
— Что было однажды? Мама, расскажи, пожалуйста? И мама стала рассказывать сказку:
— Однажды одному лягушонку захотелось мороженого.
Едва сказка закончилась, кенгуренок крепко-крепко заснул. И ему снился маленький зеленый лягушонок, который съел целых десять порций эскимо и едва не превратился в ледяную сосульку.
На другой вечер Авоська сам разделся, сам улегся в постель и терпеливо принялся ждать, когда же мама, наконец, снова произнесет Самое Интересное Слово, с которого обычно начинаются все сказки на свете.
СОЛНЫШКО НА ПАМЯТЬ
Козленок Мармеладик подошел к цыпленку Фью и стал прощаться.
— А куда ты уезжаешь? — спросил цыпленок.
— Ладно. — сказал цыпленок. — Только я не знал, что ты уезжаешь, и никакого подарка тебе не приготовил. Что же тебе подарить, Мармеладик?
Задумался Фью, а потом говорит:
— Я дарю тебе на память. солнышко.
— Солнышко? — удивился козленок.
— Солнышко. Обыкновенное. Которое в небе горит. Ты посмотришь в деревне на солнышко — и меня вспомнишь!
ОСКОЛОК ЛУНЫ НА ЧЕРЕПИЧНОЙ КРЫШЕ
УПРЯМЫЙ, УПРЯМЫИ, УПРЯМЫЙ ОСЛИК
Вот был упрямый этот ослик Алфавит. Ему говорили
— Не правда ли, сегодня чудесная погода?
— Скоро пойдет дождь.
Разговаривать с осликом Алфавитом не мог никто. Он переупрямил бы кого угодно. Пришел как-то к ослику поросенок Кнопка и сказал:
— Ты, ослик, упрямый, а я еще упрямей тебя?
— Нет, Кнопка, я — самый упрямый!
Тогда поросенок достал из кармана своей курточки яблоко и положил на стол.
— Давай решим так, — предложил он, — кто кого заставит это яблоко съесть, тот и самый упрямый.
— Давай. Только я не хочу есть яблоко.
— Ну хоть немножко откуси.
— Еще какое вкусное? — не сдавался ослик.
— Если вкусное, тогда я его съем? — схитрил Кнопка.
— Нет, я? — крикнул рассерженный ослик Алфавит, схватил зубами яблоко со стола и начал уплетать его за обе щеки.
— Вот видишь, — засмеялся поросенок Кнопка, — я тебя все-таки переупрямил? Я заставил тебя съесть яблоко!
Говорят, что с того самого дня ослик Алфавит перестал упрямиться.
— Чего это ты вокруг меня вьешься? Места мало, что ли?
— А я ужжалить тебя хочу, — отвечает Жужуля.
— Ужжжалить? А что это такое?
— Это — ужжасно больно?
— Для чего ты мне хочешь сделать больно? — возмутился Полосатик. — Разве я тебя трогал?
— А я тебя ужжалю, потому что мне не нравится. твой смех?
— Может, мне тоже не нравится, как ты жужжишь возле моего уха? Скажи, разве я приглашал тебя в гости?
— Верно. Не приглашал. А меня никто в гости и не приглашает.
— Но это же плохо? Значит, у тебя нет друзей.
— Подумаешь, друзья? Если мне захочется, я сама в гости прилечу без всякого приглашения?
— Вот еще вежжжливый нашелся? Сейчас как ужжалю в нос? — пропищала Жужуля и давай нападать на тигренка.
Полосатик только лапами отмахивается и ворчит. А сам думает: как вредную Жужулю проучить получше? Наконец придумал и говорит:
— Послушай, Жужуля! Не надо меня жалить. Если уж ты ко мне в гости прилетела, давай я тебя угощать буду.
— Вот это другой разговор — обрадовалась Жужуля.
— А что ты любишь? — спросил Полосатик.
— Сахар? Пожалуйста! Сейчас принесу. Полосатик не был обманщиком. Он вынес Жужуле несколько кусочков сладкого сахара и положил на стол.
Увидела Жужуля лакомое блюдо — и забыла обо всем на свете. Даже спасибо не сказала Полосатику — так и прилипла к сахару.
А тигренок не зевал. Взял он со стола незаметно стакан, из которого сок апельсиновый пил, подкрался к Жужуле, ррраз — и накрыл ее пустым стаканом. И очутилась Жужуля под прозрачным стеклянным колпаком. Поняла она, что в ловушку попалась, шипит, жужжит, а ее не слышно.
Успокоился Полосатик. Уселся в кресло поудобнее и стал снова книжку читать. Читает и смеется пуще прежнего. Недаром на эту книжку в библиотеке целая очередь была?
Вы спросите; как же закончилась эта история? Хорошо закончилась. Ведь у Полосатика был добрый характер. Пожалел он Жужулю — выпустил.
— Лети, — сказал Полосатик. — Но если ты снова начнешь приставать ко мне или к моим знакомым, то я проучу тебя как следуете Попробуй лучше с кем-нибудь подружиться.
И тут стало Жужуле стыдно, потому что Полосатик простил ее и не стал обижать, хотя был намного сильней.
— Хочешь быть моим самым первым другом? — спросила Жужуля тигренка. — Ведь у меня никогда не было ни одного друга.
— Ладно, — согласился Полосатик. — Прилетай ко мне завтра. Я тебе книжку вслух почитаю — и мы вместе похохочем!
Жили два страусенка — Фу и Фи. Фу был ужасно капризным. А братец Фи ничуть ему в этом не уступал. Сварит им на завтрак мама Ама манную кашу, поставит на стол тарелки и зовет громко:
— Дети, манная каша готова!
А в ответ раздается:
Придут страусята из школы, портфели бросят — и бегом на улицу мяч гонять.
— Пора уроки готовить! — напоминает мама Ама.
— Помогите мне посуду помыть, — просит мама страусят после обеда.
— Тогда давайте стихи учить.
Итак повторялось каждый день. Теперь вам стало ясно, почему страусят звали Фу и Фи.
Однажды мама Ама решила проучить своих малышей и как следует взяться за их воспитание.
— Мне предложили сниматься в кино, — сказала она. — Правда, не в главной роли, но это неважно. Билет на поезд я уже купила. Приеду через три дня.
— А мы что будем делать без тебя? — захныкал Фу.
— Кто нас будет кормить? — испугался Фи.
— Вы у меня уже совсем большие. Справитесь. Хлеб, крупа и кофе — в шкафу, масло и сыр — в холодильнике. Запомнили? А теперь давайте я вас обниму — и до свидания!
Повесила мама Ама на шею кожаный саквояж и ушла, хотя ей было очень жалко оставлять страусят одних дома.
И начали страусята сами хозяйничать. Фу варил манную кашу, которая часто пригорала. А Фи жарил картошку, которая всегда почему-то была сыроватой. Но есть-то хотелось. Вот они и ели. И пригорелую кашу. И недожаренную картошку. Ели и не кривились. Фу не говорил: «Фу!» А Фи не говорил: «Фи!» Говорить ведь некому было.
Только вот посуду они не мыли. Но когда все чистые тарелки и ложки кончились, пришлось и за мытье посуды приниматься.
А к тому же еще и телевизор испортился. И по вечерам, чтобы не умереть от скуки, страусята читали стихи. И даже учили их наизусть.
Через три дня приехала мама и совершенно не узнала своих страусят.
— Хочешь, я сварю тебе манную кашу? — предложил ей Фу.
— А может, нажарить для тебя картошки? — спросил Фи.
Очень удивилась мама Ама и только головой покачала.
— Хорошо. Покормите меня. Я немного проголодалась. Но найдется ли у вас хоть одна чистая тарелка?
— У нас все тарелки чистые? — гордо сказал Фу.
— И все ложки. и все вилки тоже? — добавил Фи. Правда, картошка была чуть-чуть сыровата, а манная каша чуть-чуть пригорелая, но мама ела и похваливала.
— Молодец, Фу! Молодец, Фи!
А потом Фу прочитал наизусть без запинки стихотворение из страусиного букваря:
Каша манная вкусна
И питательна она.
Честь и слава — манной каше!
Укрепим здоровье наше!
Фи споткнулся всего лишь разочек. Зато он читал громко и с выражением:
Для чего читают книжки
Страусята, львы и мышки?
Тут и думать не о чем,
Ведь нельзя быть неучем!
Это был самый счастливый день в жизни у мамы Амы.
СКАЗКА О ПЕРЕВЕРНУТОИ ЧЕРЕПАХЕ
Это было давно. Но не очень. Некоторые еще и сейчас помнят эту странную историю.
Во время большой бури с черепахой по имени Мнеспешитьнекуда произошло несчастье. Не какое-нибудь там маленькое несчастье, а самое что ни на есть большое. А во всем был виноват Холодный Северный Ветер. Он дунул так сильно и неожиданно, что черепаха Мнеспешитьнекуда перевернулась на спину.
Холодный Северный Ветер улетел, а черепаха так и осталась перевернутой. И никто не мог ей помочь в беде. Еще бы! Ведь была Мнеспешитьнекуда огромной величины. И панцирь ее весил целых пятьсот килограммов, а может, и все тысячу.