Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко

Анализ басни «Осел и соловей»

Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.

Краткое содержание

Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.

Мораль

Анализ басни

История создания

В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?». Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.

Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко. %D0%9E%D1%81%D1%91%D0%BB %D0%B8 %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%9C. %D0%93%D1%83%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD. Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко фото. Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко-%D0%9E%D1%81%D1%91%D0%BB %D0%B8 %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%9C. %D0%93%D1%83%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD. картинка Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко. картинка %D0%9E%D1%81%D1%91%D0%BB %D0%B8 %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%9C. %D0%93%D1%83%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD.

Иллюстрация художника М. Гужавина

Смысл названия

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.

Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.

Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.

Проблематика

В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.

В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.

Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.

Чему учит автор

Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.

Источник

Осел и соловей читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Басня «Осел и соловей» написана в 1811 году великим русским поэтом и публицистом Иваном Андреевичем Крыловым. Автором создано более двухсот поучительных литературных произведений, которые до сих пор вызывают эмоциональный отклик и у детей, и у взрослых (читайте по теме: Краткая биография Крылова: самое главное).

Краткое содержание для читательского дневника

1) Осел повстречал Соловья и попросил его спеть, ведь все кругом только и твердили о невероятном певческом таланте этой птички.

2) Соловей согласился продемонстрировать музыкальное умение и защебетал так, как никто не умеет.

3) Чудесной трели Соловья внимали поля и леса, звери и птицы, даже пастух замер и слушал, изредка улыбаясь пастушке.

4) Когда Соловей завершил свой концерт, Осел молча пялился в землю.

5) Мастерство Соловья не вызвало восторга у Осла, более того, он посоветовал бедной птичке послушать пение петуха и поучиться у него певчему искусству.

6) Раздосадованный Соловей вспорхнул и улетел.

Главные герои

В произведении Крылова два главных персонажа, которые олицетворяют людей, их недостатки и достоинства:

1) Осел – необразованный, грубый, невоспитанный. Готов раздавать советы направо и налево, даже если в чем-то совершенно не разбирается.

2) Соловей – талантливый, мастер своего дела, любить петь, скромный.

Читайте по теме:

Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.

Главная мысль

Нельзя судить о том, в чем ничего не понимаешь. Прежде чем давать совет, стоит хорошенько подумать.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.

Чему учит

Произведение учит нас уважать других людей, их талант и упорный труд. Не искать изъяна в других, а прежде всего смотреть на самих себя. Критиковать окружающих проще, нежели хвалить. Любая критика должна быть правдивой и вежливой.

Пословицы

1) Лучше умный упрек, чем глупая похвала.

2) Не меряй всех на свой аршин.

3) Не в свои сани не садись.

Отзыв

«Осел и соловей», как и прочие басни Ивана Крылова, до сих пор актуальна. В простой форме и с юмором автор затрагивает серьезные жизненные темы. Некоторые люди лезут в чужую жизнь, когда их не просят. А в творческой среде очень много критиков, которые не разбираются в искусстве, но при этом способны обидеть творца и умалить его заслуги.

Источник

Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова, анализ, суть, смысл

Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко. illjustracija basnja krylov hudozhnik m m guzhavin%2B%25285%2529. Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко фото. Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко-illjustracija basnja krylov hudozhnik m m guzhavin%2B%25285%2529. картинка Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко. картинка illjustracija basnja krylov hudozhnik m m guzhavin%2B%25285%2529.
«Осел и соловей».
Рисунок М. М. Гужавина

Басня «Осел и Соловей» Крылова была написана до 28 февраля 1811 г. и в том же году впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» (кн. I).

В этой статье представлена мораль басни «Осел и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения.

Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Осел и Соловей» заключается в том, что невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают; самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало интересно.

В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, ограниченность, высокомерие, раздутое самомнение, самоуверенность.

Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко. %25D0%25B8%2B%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259E%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%2B%25D0%25B8%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B9. Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко фото. Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко-%25D0%25B8%2B%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259E%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%2B%25D0%25B8%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B9. картинка Смысл басни осел и соловей и чему учит кратко. картинка %25D0%25B8%2B%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259E%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%2B%25D0%25B8%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B9.
«Осел и Соловей».
Иллюстрация И. А. Иванова

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последней строке:

«В обществе встречаются различные пороки и недостатки. Писатели очень часто в своих произведениях указывают на эти недостатки и смеются над ними. В данном рассказе писатель выставляет нам также людские недостатки: часто встречаются люди, которые самоуверенно, с видом знатока судят о делах и предметах, не имя о них ни малейшего понятия; таких-то людей Крылов и желал изобразить.» (А. С. Павлов, «Русская хрестоматия с выводами по теории словесности, разборами и задачами. «, Москва, изд-ль Н. В. Любенков, 1880 г.)

«Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к «жемчужным зернам» истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)

«. Невежество само по себе еще не так смешно, когда оно бывает скромно и когда невежда не старается выказать себя, берясь за дело, которое не по его разуму. За то заслуживает невежда жестокой насмешки, когда он, не понимая дела, берется о нем рассуждать и вкривь и вкось, толкуя при этом такой вздор, что уши вянут и высказывая тем свое полнейшее невежество. Такие наглядные примеры приведены в баснях «Осел и Соловей» и «Петух и Жемчужное Зерно».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

«Нам неоднократно случалось слышать от разных лиц, в том числе и от В. Т. Плаксина, имевшего возможность узнать истину из ближайших источников, конечно устных, следующий рассказ о происшествии, подавшем повод к сочинению этой басни. — Какой-то вельможа. просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Ла Фонтена.

Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», скромно отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Возвратись домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей».» (В. Ф. Кеневич, Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)

Такова мораль басни «Осел и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Источник

Крылов Иван басня «Осел и Соловей»

Читательский дневник по басне «Осел и Соловей» Ивана Крылова

Название произведения: «Осел и Соловей».

Жанр произведения: басня.

Главные герои: Осел, Соловей.

Характеристика главных героев:

Осел — рассудительный, но глупый.

Посчитал, что Соловей не умеет петь.

Соловей — звонкая птица.

Поет так, что сердце замирает.

Краткое содержание басни «Осел и Соловей» для читательского дневника

Осел предложил как-то Соловью спеть для него.

Он слышал, что все хвалят пение птицы и хотел сам убедиться, так ли хорошо он поет.

Соловей завёл свою песню так, что аж другие птицы и животные замолчали: все только и слушали прекрасное щебетание птицы.

Когда Соловей закончил, Осел принялся его оценивать.

Он сказал, что Соловей поет хорошо, но не так хорошо, как местный Петух и предложил Соловью поучиться от него.

Соловей даже слушать не стал такую оценку своего таланта и улетел далеко за поля.

План басни:

Главная мысль произведения «Осел и Соловей»

Мораль басни заложена в последней строчке: «Избави бог и нас от этаких судей».

Основная идея басни состоит в том, что не стоит судить то, в чем ты вообще не разбираешься, а уж тем более не стоит принимать во внимание такие оценки и слушать их.

Чему учит басня «Осел и Соловей»

Басня учит нас тому, что не стоит считать себя судьей, если совершенно не разбираешься в деле.

Сначала нужно научиться понимать искусство, а уже потом оценивать других.

Басня учит нас верить в свой талант и не поддаваться сомнительным мнениям.

Краткий отзыв о басне «Осел и Соловей» для читательского дневника

Басня «Осел и Соловей» интересное и поучительное произведение.

Осел, который ничего не смыслит в музыке, решил оценить талант Соловья.

Но в конце Осел сказал, что птица поет неплохо и ему есть чего поучиться у петуха.

Осел посчитал, что Петух поет лучше, чем Соловей.

Так и в жизни бывает: нас оценивают и судят те, кто ничего не понимает в том или ином деле.

Этой басней Иван Крылов показывает нам что не могут люди судить других, не понимая ничего в том, в чем другие хорошо разбираются.

Я думаю, что из этой басни можно сделать вывод, что не стоит обращать внимание на таких критиков, ведь они судят не объективно.

Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге.

Пословицы к басне:

Неизвестные слова и их значение:

Отрывок из басни, поразивший меня больше всего:

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом.

Еще читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Источник

12. Басня Крылова Осёл и соловей. Русский язык, литература

Анализ и мораль басни — Осёл и соловей. Русский язык и литература

Читать текст онлайн

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Ивана Крылова Осёл и соловей

Избави бог и нас от этаких судей

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Осёл и соловей

Нельзя судить, без знания дела. Нельзя слушать судей, которые не разбираются в вопросе или попросту глупы. Иногда невозможно правильно оценить событие или поступок, если неизвестны все обстоятельства.

Краткое содержание

Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.

Анализ басни Осёл и соловей, герои басни

Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.

Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.

У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все. Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.

В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.

Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.

Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.

Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.

Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *