Сложный класс в школе что делать учителю

Трудный класс. Трудные ученики

Работаю в сельской школе учительницей английского языка 26 лет. 17 из них работала и классной руководительницей. Немало пришлось работать с “трудными”. Хочу поделиться опытом работы.

Мне дали классное руководство в 7 классе. Формально класс был сплочённым, в классе было много отличников, ударников, неуспевающих не было. Но на самом деле у учащихся был очень низкий интеллектуальный уровень. Причины этого:

1. Был запущен сенситивный период развития (от рождения до 8 лет). Родители не обратили внимания на развитие ребёнка.

2. Дети были из семей колхозников. Родители не знали, что с детьми нужно работать ещё до школы. Они также не умели направлять учебную деятельность своего ребёнка.

3. В начальных классах часто менялись учителя.

4. Обучение с 6 лет вводилось впервые, и молодая учительница не знала, как работать с шестилетками. А программа была слишком трудная для неподготовленных сельских учеников; т.к. они не ходили в детский сад.

5. Авторитарность предыдущих педагогов оставили свой след, т.к. команды возбуждают задерживающие центры коры головного мозга и угнетают умственную деятельность и сознательное управление своими движениями.

В класс прибыл ещё один “опытный” во всех отношениях ученик из города, который жил у бабушки с дедушкой. Он уже в летние каникулы дружил с деревенскими ребятами и передавал свой отрицательный опыт.

1. Раскажешь об этом его родителям, тем самым можешь испортить отношения с близким другом.

2. Раскажешь классной руководительнице.

3. Серьёзно поговоришь с ним о вреде курения.

4. Посоветуешься со своими родителями, прося помощи.

Подобные ситуации заставляют учеников думать, выбирать, развивается мышление, ученик не может искать помощи со стороны, приходится думать, хочет он этого или нет. Такая форма работы способствует воспитанию нравственности и очень эффективна:

Для развития творческого мышления объявляла конкурсы на лучшую идею проведения того или иного мероприятия. Такие формы работы способствовали лучшему узнаванию учениками друг друга. Стеснительные могли показать себя лучше, чем ожидали их одноклассники. Всё это способствовало формированию классного коллектива.

Второй этап работы состоял в том, чтобы показать класс на уровне школы, поднять его авторитет. Ведь вся школа привыкла видеть его только с плохой стороны. А как это сделать? Учёбой они не могут, она даётся им с трудом… Внеклассное мероприятие! Тщательно подготовились к школьному осеннему балу. Тут помогли и артистические способности стеснительного ученика. (О его способностях я узнала, посетив ученика на дому). Класс занял 1 место. Наше выступление всем понравилось! Эта была сенсация! Ученики поверили в свои силы, поднялся авторитет класса!

Мы успешно выдержали и этот экзамен. У нас было больше времени на подготовку домашних заданий. Постепенно появилось заметное улучшение в учёбе и поведении класса. Учащиеся стали серьёзнее. Они уже кончали девятый класс. После получения аттестатов о неполном среднем образовании решили провести вечер у костра. Директор дал нам разрешение. А завуч, педагог с большим стажем и опытом работы, испугался, что мои ученики устроят выпивку. “Один твой ученик чего стоит, Вы не сможете справиться с классом”. На его опасения директор ответил с улыбкой: “Класс надёжный. А М. уже не тот М., которого мы знали раньше, он уже серьёзный парень”. Мы весело встретили рассвет у костра без всяких спиртных и курева.

За 5 лет совместной работы мы успели сделать очень многое. Активно участвовали во всех мероприятиях школы и занимали призовые места. Юноши занимались спортом, играли в футбол, некоторые занимались тяжёлой атлетикой, занимали призовые места на районных соревнованиях; выступали в составе сборной школы и выигрывали команды других школ. Мы также оказывали постоянную помощь районному лесничеству, помогали ветеранам. Помогали одиноким старикам пилить, рубить дрова, копать огород, сажать овощи, собирать картошку; помогали родному колхозу во всех сферах сельского хозяйства.

А какие же конечные результаты? 4 ученика по семейным и разным причинам ушли из школы раньше. Один, приехавший из столицы Татарстана, уехал в город. По моему совету, он поступил в театральное училище и успешно окончил его. Из 14 учеников 4 поступили в высшие учебные заведения и успешно заканчивают их. Один, бывший “трудный”, окончил педколледж.

При работе с классом руководствовалась девятью принципами Дейл Карнеги:

1. Начинайте с похвалы и искренней оценки достоинства человека.

2. Указывайте человеку на его ошибки косвенным образом.

3. Прежде чем критиковать другого человека, говорите о собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать прямые приказания.

5. Позволяйте другим спасать своё лицо.

6. Хвалите человека за малейший успех и за каждый шаг вперёд. Давайте “оценку от всего сердца, и не скупитесь на похвалу”.

7. Дайте о человеке хороший отзыв, чтобы он стремился оправдать его.

8. Используйте слова одобрения.

9. Добивайтесь, чтобы другой человек с радостью делал то, что вы ему предлагаете.

При работе с классом особое внимание обращаю на изучение “трудных” учеников. Ведь именно они, желая показать свою значимость, но не зная как это делать, нарушают дисциплину, мешают другим учиться. Поэтому моя задача изучить ученика по всем параметрам. Для этой цели изучаю гороскопы этих учеников, посещаю их на дому, беседую с каждым членом семьи, анализирую, сопоставляю, делаю выводы, выясняю причины, ищу пути решения всех проблем.

Работа с трудными учениками.

В астрологии у каждой цифры есть своё значение. в зависимости от того, какого числа, какого месяца, года, дня недели и т.д.он родился (т.е. каждый день, месяц, год имеет свои планеты, а значит и цифры). Т.о. можно узнать предрасположенность ребёнка. А какие черты развивать, какие подавлять, должны решать родители и педагоги вместе. А к старшему классу должны подготовить ученика к самовоспитанию. Вот тогда можно добиваться положительных результатов.

Наш ученик родился 14 марта, 1981 г.

Сложим все цифры 1 + 4 + 0 + 3 + 1 + 9 + 8 + 1 = получится 27 (нужно довести до однозначной цифры, в астрологии нет двухзначных цифр). Для этого сложим 2 + 7, получится 9). Итого, мы получили 14 031981279.

Добавлю, ученик Рыба, им управляет Нептун.

Все лица, рождённые в это время года, характеризуются некоторым раздвоением натуры. Их действия зависят как раз от того, какую из двух дорог они выбрали в данный момент.

Люди, рождённые под знаком Рыб, очень эмоциональны. Как слабая сторона знака, они легко попадают под влияние других людей.

Уже достаточно этих данных, чтобы лучше понять ученика, сопоставить его с наблюдениями, сделать выводы, и в нужном русле вести воспитательную работу.

В то же время я знала, что в гороскопе ученика присутствует Луна. Имеющаяся цифра “2” в квадрате подтверждает это. А это значит, ученик любит людей, особенно маленьких, животных. Но он, как никто другой, нуждается в том, чтоб его понимали, доверяли, любили. Я посетила М. На дому, расспросила родителей, бабушек о его отношении к маленьким и животным. Мои мысли подтвердились: М. Любит животных, а малышей угощает конфетами.

Улучшились взаимоотношения в семье. М. Стал ходить на занятия регулярно, перестал опаздывать, стал посещать классные часы, задавать интересующие его вопросы. Постепенно у него появились искры в глазах, он стал улыбаться, перестал смотреть исподлобья. Это заметил и директор школы.

Хочу сказать, как много зависит от нас, взрослых.

Источник

Трудные дети в классе: вопрос-ответ

Эдуард Образцов

Сложный класс в школе что делать учителю. 1611763467 Depositphotos 78159108 s 2019. Сложный класс в школе что делать учителю фото. Сложный класс в школе что делать учителю-1611763467 Depositphotos 78159108 s 2019. картинка Сложный класс в школе что делать учителю. картинка 1611763467 Depositphotos 78159108 s 2019.

Трудные дети в классевечная причина для беспокойства, с которой сталкиваются более 90 процентов учителей. Как удержать дисциплину и заставить себя уважать? Как распознать и пресечь агрессию в классе? Возможно ли (и нужно ли) перевоспитать трудного ученика? На эти и другие вечно актуальные вопросы отвечают Ксения Вотякова, нейропсихолог в Яндекс. Учебнике, и Лилия Брайнис, педагог и директор благотворительного фонда «Шалаш».

Как остановить агрессию к ребенку с ОВЗ, если сам ребенок ведет себя иногда эмоционально нестабильно, и детей это пугает?

С одной стороны, важно проверить, что образовательная программа, по которой учится ученик с ОВЗ, соответствует его образовательным потребностям. Что ему достаточно комфортно учиться, а процесс обучения выстроен так, чтобы помочь ребенку справиться с индивидуальными сложностями. Если в заключении ПМПК есть указание на то, что ребенок «нуждается в тьюторской поддержке», просите поддержки тьютора, который будет помогать ребенку в течение урока. Если же рекомендация о тьюторской поддержке в заключении ПМПК отсутствует, а помощь тьютора необходима, обратитесь к директору школы или к председателю школьного психолого-педагогического консилиума с просьбой̆ об организации тьюторской помощи ребенку во время занятий.

С другой стороны, важно выдержать баланс, не показывать «особого» отношения к ребенку с ОВЗ: по крайней мере, стремиться оказывать другим ученикам так же много внимания. Гиперопека и гиперответственность со стороны учителя в отношении учеников с инвалидностью и ОВЗ не приносит успеха ни самому ученику, ни учителю.

Я боюсь, если для ребенка взрослый не авторитет, то похвала его будет и правда раздражать. Может, сначала нужно подумать над тем, как поднять свой авторитет? Есть какие-то способы?

Нужно начать внимательно относиться к ребенку, вникать в сложности, с которыми он сталкивается, давать развернутую обратную связь по итогам выполнения заданий: что получилось, что не получилось, какая динамика, если сравнивать с прошлыми результатами. Рано или поздно отношения станут более доверительными, и, возможно, получится выстроить отношения сотрудничества.

Дети тянутся к взрослым, которые демонстрируют уверенность в том, что все трудности можно преодолеть; к тем, кто компетентен в своём предмете. А ещё им важно чувствовать, что взрослые не безразличны к ним.

Вообще, может оказаться, что дело не в авторитете. Конкретному человеку могут не нравиться формы похвалы, выражающиеся в прямой оценке его самого (например, формы «молодец», «умница», «лучше всех»), а понятны и приятны формы, в которых он(а) получает от вас обратную связь о своих успехах («хочу обратить внимание на то, что в этот раз ты сделал на 15 ошибок в диктанте меньше», «я вижу, что сегодня тебе было сложно сидеть на месте, но очень рад(а), что ты смог выслушать важную тему») — так вы поможете ему или ей концентрироваться на прогрессе, отслеживать динамику изменений.

Ребенок-инвалид (ДЦП) учился в психотравмирующей ситуациии и после смены коллектива продолжает не доверять одноклассникам. Возможно ли ускорить адаптацию?

Для ускорения адаптации можно попробовать создать для ребенка ситуации личного учебного успеха или попробовать включить его в работу в больших совместных учебных проектах, таким образом распределяя групповые роли, чтобы ученик мог проявить свои сильные стороны. Сначала учитель может принимать участие и выступать модератором в групповой работе, чтобы снизить тревогу ребенка. Если в группе налаживаются отношения сотрудничества, может быть, даже поддержки, учителю важно выходить из работы и давать ученикам работать самостоятельно.

Как вести себя педагогу, если «трудного ребенка» пытаются «убрать» из класса родители других детей?

Необходимо оставаться на стороне ребёнка, ведь именно этот ученик нуждается в поддержке больше всех. Поговорите с родителями о том, что такая реакция родителей недопустима для вас, это травля, и она мешает вам работать. В вашем классе все ученики имеют право быть, а вы поможете им, если им трудно.

Сложный класс в школе что делать учителю. 1611764576 Depositphotos 80334162 s 2019. Сложный класс в школе что делать учителю фото. Сложный класс в школе что делать учителю-1611764576 Depositphotos 80334162 s 2019. картинка Сложный класс в школе что делать учителю. картинка 1611764576 Depositphotos 80334162 s 2019.

Являются ли прикосновения к лицу, пинки, плевки с улыбкой и смехом травлей или это уже агрессия?

Прикосновения без разрешения, плевки и пинки в адрес человека — точно проявления агрессии. У травли есть два самых главных признака: систематичность (если агрессия проявляется всё время по отношению к одному и тому же ребёнку, роли сильный/слабый не меняются) и неравенство сил (двое на одного или одиннадцатиклассник на пятиклассника).

Даже если жертва говорит, что «всё в порядке, они так играют», если вы наблюдаете систематическое неравенство сил в «играх» — это травля, и необходимо вмешательство взрослого.

Что делать, если родители агрессора не выходят на связь и дали отказ от работы с ним психолога, а классного руководителя он не слушает?

Важно объяснить родителям, что в любом конфликте «психологический ущерб» наносится обеим сторонам. Родители агрессора должны понимать, что интересы их ребенка вы тоже защищаете. Тем не менее, есть правила поведения, которые приняты в вашей школе, они одинаковы для всех учеников, и за их соблюдением вы будете следить. Одно из этих правил — разрешение конфликтных ситуаций без применения насилия. Можно воспользоваться следующим алгоритмом:

При этом важно помнить про границы ответственности учителя и родителя. Никто не вправе вмешиваться в методы воспитания других родителей, даже из самых лучших побуждений. Что может учитель в такой ситуации? Заявить правила, которые действуют на уроке. Они могут отличаться от тех, которые приняты в семье ученика, и это нормально. Вы отвечаете только за то, что можете контролировать. И в классе правила задаёте вы.

Что делать, если неадекватный ребенок мешает другим ученикам, и никакие методы не помогают?

Прежде всего нужно понять, что лежит в основе «мешающего поведения». Это может быть связано с нарушениями внимания, неуспешностью в учёбе, перегруженостью школьными и дошкольными занятиями, со снижением учебной мотивации, со сложными отношениями с одноклассниками, с травмирующими жизненными обстоятельствами. Понимая причину, можно понять что стратегически делать дальше и подобрать конкретные практики, которые помогают справляться с ситуацией.

При работе с трудным поведением могут помочь четко сформулированные правила и последовательное к ним обращение. Последнее в этом вопросе — самое сложное и важное. Ребенок понимает, что правила работают, только когда на деле убеждается в этом, а не когда эти правила висят на стенке. Важно, что правила общие для всех, распространяются и на взрослых тоже. Взрослый — гарант безопасности в группе/классе/команде. Это значит, что он обращается к правилам каждый раз, когда они нарушаются (или соблюдаются, если предусмотрены последствия для соблюдения) в отношении каждого ребенка без исключения и без двойных стандартов.

При этом важно не делать катастрофу из нарушения правил. Все ошибаются, все нарушают правила, так бывает. Важно, что за нарушением идет последствие.

Почему все должны учиться вместе? Ведь «трудные дети» тормозят процесс обучения в классе, и программа на них не рассчитана. Должна ли быть в этом случае у каждого своя таблица достижений или одна на весь класс?

Таблица достижений может быть общая у всего класса или индивидуальная у каждого конкретного ученика. Это будет зависеть от ваших целей. В одном подходе вы можете все вместе (всем классом) копить «жетоны» (это может быть что угодно: наклейки, ленточки, значки, шарики и т. д.) для получения сюрприза на всех (например: поход в кино, приход к вам какого-нибудь интересного человека и т. д.). В другом случае вы можете выбрать для себя стратегию подкрепления позитивного поведения какого-нибудь отдельного ученика, при которой вы заранее обсудите с учеником те пункты, на которые вы будете обращать внимание (за которые он сможет получить «жетоны»). Если ученик набирает необходимое кол-во «жетонов», он(а) может получить сюрприз или подарок.

Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Источник

Как учителю работать с учениками с трудностями обучения

Ксения Вотякова

24 ноября 2020 • 19:14

Сложный класс в школе что делать учителю. 1606231976 eight col 149444063 l. Сложный класс в школе что делать учителю фото. Сложный класс в школе что делать учителю-1606231976 eight col 149444063 l. картинка Сложный класс в школе что делать учителю. картинка 1606231976 eight col 149444063 l.

Учитель в своей практике часто встречается с детьми, которым по какой-то причине сложно учиться. Например, у ребёнка может быть дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или у него полностью отсутствует мотивация к учёбе. Что делать педагогу, если в его классе есть ученики с трудностями обучения, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова.

Как понять, что ребёнку трудно учиться

Заметить трудности обучения у ученика можно не только по плохим оценкам. Иногда бывает так, что обучение для ребёнка является настолько дезадаптивной практикой, что он находится в функциональном, физиологическом и психическом напряжении. Это может выражаться не только в плохой успеваемости, но и в том, что он очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть.

Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении, заинтересованность, показатели мотивации.

Есть несколько основных проявлений трудностей обучения: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СВДГ), нарушение чтения и плохая успеваемость. С какими бы вариантами трудностей обучения педагог не столкнулся, алгоритм работы с ними состоит из трех основных шагов.

Общий алгоритм работы с трудностями обучения

Первый шаг — перестать обвинять и критиковать ребёнка, не пытаться переложить ответственность на его семью, родителей. Согласно идее гуманистической психологии, каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может самостоятельно измениться. Необходимо участие заинтересованного взрослого — учителя или родителя.

Второй шаг — разобраться в причинах трудности обучения самостоятельно, с помощью специалистов или родителей ученика, или хотя бы сформулировать возможные гипотезы о них. Это могут быть относительная несформированность тех или иных высших психических функций, лежащих в основе нарушения чтения, дефицита внимания.

Третий шаг — применять конкретные методики, которые следуют из причин. В этой области нужно экспериментировать, иногда идти путем проб и ошибок и искать то, что сработает.

Разберемся с тремя основными видами трудностей обучения.

1. Дислексия и дисграфия

По данным разных российских исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association), причины 80 процентов трудностей обучения являются дислексия и дисграфия, потому что современное обучение еще не в большой степени состоит из видео и аудиоконтента, в его основе — главным образом чтение.

Дислексия — способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, при которой у человека тем не менее сохраняется общая способность к обучению. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, у человека встречаются повторяющиеся ошибки в письме. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.

Дислексия и дисграфия связаны с особенностями работы тех или иных зон головного мозга. При работе с трудностями обучения нейропсихологи стремятся выяснить, в чем именно может быть причина, с работой каких отделов мозга связано нарушение, чтобы разработать коррекционную программу. Педагоги могут не знать тонкостей о работе мозга, но понимать, что если у ученика серьезное нарушение чтения, то помощь специалиста необходима.

Сложный класс в школе что делать учителю. 1606232303 image3. Сложный класс в школе что делать учителю фото. Сложный класс в школе что делать учителю-1606232303 image3. картинка Сложный класс в школе что делать учителю. картинка 1606232303 image3.

Начиная с 3-4 класса, если у ребёнка есть нарушения чтения, у него как снежный ком накапливается неуспешность, снижаются оценки, а к 5 классу, если с ним никто не работает, начинаются стойкие проблемы как с успеваемостью, так и с мотивацией. В средней школе вернуть ученику веру в то, что учиться может быть интересно, гораздо сложнее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому начинать работать с дислексией и дисграфией нужно как можно раньше.

Сложный класс в школе что делать учителю. 1606232314 image2. Сложный класс в школе что делать учителю фото. Сложный класс в школе что делать учителю-1606232314 image2. картинка Сложный класс в школе что делать учителю. картинка 1606232314 image2.

Работа ученика с нарушениями письма

Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи.

Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, — это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами — снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает.

Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия

2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам.

Сложный класс в школе что делать учителю. 1606232324 image1. Сложный класс в школе что делать учителю фото. Сложный класс в школе что делать учителю-1606232324 image1. картинка Сложный класс в школе что делать учителю. картинка 1606232324 image1.

Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.

Что делать, если у ребёнка СДВГ

3. Неуспешность и отсутствие желания учиться

Обычно у детей, которые не демонстрируют особых успехов в школе, отстают от программы и теряют интерес к учебе, могут быть не сформированы те или иные высшие психические функции: внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление. В случае такого нарушения тоже важно разобраться в его причинах — проконсультироваться со специалистом, чтобы понять. как можно помочь ученику. Если в начальной школе с такими детьми работает специалист, обычно к 5 классу эти нарушения компенсируются.

Распространенной трудностью может быть медлительность. Это конституциональная врожденная особенность, связанная с работой головного мозга, которая редко меняется со временем. Для таких детей ограничение времени — это стресс, поэтому их нельзя торопить, нужно давать им возможность работать в своем темпе и заканчивать задания, давать меньший объем домашней работы. Если у таких детей пропадет мотивация учиться еще в начальной школе, то в средней ее будет сложно восстановить.

Что делать педагогу с детьми, которые не хотят учиться

Учителю важно помнить, что внешняя мотивация всегда менее эффективна, чем внутренняя, потому внутреннюю мотивацию нельзя у детей упускать.

Внутренняя мотивация базируется на трёх базовых потребностях: автономии и целеполагании, когда ученик сам решает, что и как ему делать; потребности в ощущении компетентности, успеха и потребности в отношениях с другими людьми.

Основная идея, которую педагогу нужно держать в голове — если он имеет дело с учеником, который не хочет учиться, нужно создавать ему ситуации успеха: давайте задания, которые ему по силам — легче, короче, и давайте больше времени для их решения.

Кроме этого, педагог может дать ученику возможность самостоятельно ставить себе учебные цели, насколько это возможно, и выбирать способы их достижения. Например, можно предложить выполнить задание в разной форме по желанию ребёнка. В этом случае реализуется потребность в автономии и целеполагании, и внутренняя мотивация ребёнка восстанавливается.

Подробнее о том, что рассказали на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе» другие спикеры, можно почитать в нашем конспекте.

Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *