Сложно учиться в колледже что делать
«Эйфория пропадает уже к середине сентября»: что делать первокурсникам, если учеба не задалась?
В сентябре началась новая жизнь у первокурсников и старшеклассников, которые сдали экзамены и поступили в новые школы с углубленным изучением ряда предметов и другие учебные заведения повышенной сложности. Это радостное и долгожданное событие. Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Романтика или горы черновой работы
«Зачастую реалии учебы не соответствуют ожиданиям, которые были при поступлении. Часто нагрузка настолько велика, что студент или школьник теряется и не успевает соответствовать предъявляемым требованиям. Неожиданно для себя он понимает, что обучение в столь желанном месте – это не легкая прогулка. Нужно очень много работать, чтобы успешно сдавать контрольные, зачеты и сессии», – говорит психолог, психотерапевт Андрей Смирнов.
«Также необходимо понимать, что в силе объективный психофизиологический фактор отвыкания от учебной нагрузки за лето для школьников, а для абитуриентов – реальная физиологическая и психологическая усталость после битв за место в желаемом учебном заведении, – говорит клинический психолог, ведущий авторских курсов и тренингов, коуч Борис Кононов. – Кроме того, бывают субъективные «идеальные» ожидания самих подростков и юношей по отношению к новому месту учебной деятельности. Поэтому на фоне эмоционального истощения могут возникать негативные установки по отношению к учебе по выбранной специальности, которые необходимо своевременно устранять».
«Нередко юноши и девушки при поступлении в вуз имеют весьма размытый образ будущей профессии, окруженный неким романтическим ореолом, и когда оказывается, что помимо романтики есть еще и горы черновой работы, настроение портится и возникают сомнения: «а правильный ли путь я выбрал?» Возникает соблазн все бросить и заняться чем-то другим, с быстрым выходом на зарабатывание денег», – объясняет эксперт.
Что делать в такой ситуации – бросить ли обучение, которое не задалось, или упираться столько, сколько возможно? Об этом, а также о том, что делать родителям, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» психологи, психотерапевты и другие специалисты по личностному росту.
«Чувство эйфории у первокурсников пропадает уже к середине сентября и на смену ей приходит чувство неуверенности, хандра, лень и депрессия, – говорит психолог, профайлер, медиа-тренер Глеб Назаренко. – Неожиданно вчерашний школьник понимает, что выбрал себе специальность в спешке и ошибся. Ходить на пары становится невыносимо».
Что же делать? По словам специалиста, необходимо дать себе время, чтобы привыкнуть. В любой ситуации, когда что-то серьезно меняется в жизни, организм начинает испытывать стресс.
Стресс наступит в любом случае, даже если это вуз мечты. Мозгу и телу требуется время для адаптации, и здесь трудно предугадать, сколько продлится этот период, может пройти от пары недель до нескольких месяцев.
В это время человек ощущает тревожность, он подвержен переменам настроения, появляется невыносимое желание вернуть все на круги своя. И это вполне нормально, это просто нужно пережить. Потихоньку, без насилия вливаться в учебный процесс и общественную жизнь. Знакомиться с новыми людьми, посещать кружки и вечеринки, активно участвовать в семинарах и лекциях, говорят специалисты.
Надо ли родителям контролировать первокурсника?
Что же для родителей должно стать сигналом того, что подросток находится в кризисной ситуации? По словам Андрея Смирнова, неблагополучие легко обнаружить, наблюдая за своим подросшим чадом. «Когда с учебой проблемы, молодой человек становится усталым, нервным. Постоянно сидит за компьютером. Усталость заметна и по внешности: синяки под глазами, бледность лица. Юноша (или девушка) не высыпается, мало бывает на воздухе, полностью погрузившись в учебу», – говорит специалист.
Лучшим решением в такой ситуации, по его словам, будет обращение к профессиональному психологу, у которого опыт общения с молодыми людьми, находящимися на распутье, значительно выше, чем у родителей. Психолог обладает более полной информацией и знает, как можно помочь.
«В штат учебных заведений зачастую входят психологи и к ним каждый год в сентябре приходят толпы первокурсников, которых пугает их будущее и которые разочаровались в выбранной профессии, так что им не привыкать, – говорит Глеб Назаренко. – С такого психолога и стоит начать».
По словам Бориса Кононова, если у студента неожиданно возникло ситуативное разочарование в выбранной специальности, то надо дать ему время для восстановления психофизиологических ресурсов и уже потом, на высоте эмоционального тонуса осмыслить все положительные и отрицательные стороны ранее привлекательной профессии.
«Чтобы школьникам и студентам психологически быстрее втянуться в учебную деятельность, современная практическая психология рекомендует специальные когнитивные тренинги и цифровые приложения для мобилизации психологических ресурсов – внимания, памяти, мышления. А также тренинги учебной мотивации», – говорит Борис Кононов.
Надо ли контролировать подростка? «В определенной степени контроль нужен, да и по закону он необходим до 18 лет. Однако не стоит слишком настаивать на чем-то, если видно, что сын или дочь совершенно не проявляет интереса к определенной деятельности, – говорит Андрей Смирнов. – Родители не всегда могут правильно оценить, что именно нужно подростку. Возможно, высшее образование окажется совершенно бесполезным, если человек более склонен, к примеру, к какой-либо рабочей специальности. Зачастую дальнобойщики и краснодеревщики устраиваются в жизни куда лучше, чем специалисты с высшим образованием».
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Чем подросток может помочь себе сам?
Многое старшеклассник или студент может решить и сам, ведь он уже почти совсем взрослый и способен искать и находить пути решения проблем. Что же предпринять?
Провести эксперимент со сменой преподавателя. По словам Глеба Назаренко, молодому человеку стоит убедиться, что ему не нравится именно специальность, а не кто-то из преподавателей.
«Профессионализм, человеческие качества и заинтересованность педагога очень важны, – говорит психолог. – Часто студенты буквально влюбляются в скучные предметы, благодаря харизме преподавателя, но, к сожалению, бывает и наоборот».
Чтобы понять, в чем именно дело, студенту стоит сходить пару раз на лекции по тому же предмету, но к другому учителю, или поискать онлайн-лекции в интернете, считает эксперт. «Если окажется, что дело в нелюбимом преподавателе, можно попробовать законным путем уменьшить количество посещаемых лекций и походить на дополнительные занятия к другому педагогу, который горит своим делом», – говорит психолог.
Заняться спортом. Да-да, причем этот совет работает почти в любой кризисной ситуации. Ученые установили, что физические нагрузки не просто повышают настроение, но избавляют от стресса и беспокойства в долгосрочной перспективе. После активной тренировки в организме начинается выплеск эндорфинов, которые помогают расслабиться и дарят чувство радости.
«В современных вузах большое внимание уделяется спортивной подготовке студентов и имеются современные спортивные комплексы с большим разнообразием секций. Остается только пообщаться с тренерами и выбрать секцию по душе, – говорит Глеб Назаренко. – Если правильно сочетать учебный процесс и спортивную подготовку, то жизнь наладится намного быстрее, а на душевные переживания просто не останется времени».
Друзья на всю жизнь. Поддержка приятелей и наличие единомышленников – это очень важно. «Не всегда на новом месте можно сразу найти друзей. Некоторым ребятам трудно вливаться в новый коллектив, это становится еще одной причиной, по которой первокурсники пытаются бросить учебу, – говорит психолог. – Необходимо дать себе время оглядеться, сформировать свой круг общения. Активное участие в жизни учебного заведения позволит наладить такие связи. И со временем в жизни студента появятся новые друзья».
«Участие в выпуске студенческой стенгазеты, КВН, профсоюз – это далеко не все направления, где можно найти новое общение. Когда студент участвует во всех сферах жизни учебного заведения, у него не остается времени на тоску, и период адаптации проходит незаметно», – считает специалист. А друзья, появившиеся в старшей школе и вузе, часто оказываются самым драгоценным приобретением этого периода.
Лайфхаки для подростков и их родителей
Психолог Алексей Фуреев делится лайфхаками для подростков и их родителей, оказавшихся в кризисном положении.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Что делать, если вуз так и не стал своим?
Но что делать, если мысли о смене учебного заведения лишь крепнут со временем? Что предпринять, прежде чем выйти на решение – уходить или оставаться? Об этом рассказывает психолог Андрей Смирнов:
«Даже если показалось, что после первого курса ты устал и тебе очень трудно, не нужно сгоряча все бросать. Нужно летом отдохнуть, переключиться на позитивные эмоции и с новыми силами приступить ко второму курсу. Если и на втором курсе учеба идет с большим скрипом и студенческая жизнь не приносит совершенно никаких радостей, то впору действительно взвесить, стоит ли продолжать учебу», – говорит психолог.
Если же и на третьем курсе от учебы реально воротит, скорее всего, следует прекратить учебу и заняться более подходящим делом. А высшее образование можно получить и позже – заочно или даже дистанционно, считает специалист.
«При выборе пути нужно в первую очередь опираться на свои сильные и слабые стороны. Если, к примеру, человек совершенно не склонен к кабинетной работе, то при всем желании ученый из него не выйдет, несмотря на ожидания родителей. Зато из него может получиться успешный бизнесмен. Поэтому очень важно уметь слушать себя, понять, чего же все-таки реально хочется. И в этом вопросе психолог может здорово помочь», – объясняет Андрей Смирнов.
«Если что-то не получается и жизнь складывается не так как хотелось бы, не следует отчаиваться. Всегда есть возможность выбора. Не получилось одно – получится другое. Мы знаем много примеров людей, у которых поначалу не пошла учеба и они выбрали работу. И лишь позже, преуспев в работе, люди возвращались к учебе и повышению квалификации. Высшее образование – не гарант успеха в жизни, а только помощник. Еще великий мудрец древности Конфуций заметил: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в жизни», – заключил эксперт.
Советы первокурсникам: что делать, если уже разочаровалась в учебе
Что делать, если универ уже бесит и ты не видишь в нем будущего 💁♀️
Итак, ты в спешке выбрала будущую специальность и вдруг осознала, что жестко ошиблась. Или поступила в местный вуз и поняла, что хочешь поступить в другой. Или просто не можешь встать с утра с кровати и идти на эти ненавистные пары.
Все это абсолютно нормально. Ты не обязана доводить до конца дело, которое приносит тебе лишь страдание и разочарование, даже если это «обязательное» высшее образование. Однако сменить вуз или вовсе уйти — не то же самое, что выключить скучный фильм. Необходимо обдумать решение, взвесить варианты, продумать план действий на будущее. Рассказываем, что надо делать, если ты только-только начала учиться, а уже все бесит 😥
1. Дай себе привыкнуть
Когда жизнь меняется, организм и особенно нервная система переживают стресс. Даже если ты поступила в вуз мечты, новые условия, люди, занятия — это все равно глобальные изменения привычной рутины. Тело и мозг проходят через период адаптации, который длится от двух недель до нескольких месяцев.
В это время ты можешь ощущать тревожность, перемены настроения, желание вернуть «все, как было раньше». Это нормальный процесс, который надо прожить и пережить. Ты не одна в этой ситуации: все, от уборщицы до преподавателей, волнуются и хотят, чтобы их адаптационный период поскорей закончился.
Что можно сделать? Важно в это время потихоньку и без насилия знакомить себя с новыми обстоятельствами — посещать кружки и вечеринки, участвовать в лекциях и семинарах. При этом важно помнить, что ты — не твоя специальность и не твой универ. Ты осталась такой же, поменялись лишь условия. Чтобы заземлиться и вернуться к самой себе, попробуй медитировать, заняться спортом или вести дневник.
Выбираем колледж: взгляд изнутри
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Многие подростки и их родители на пороге девятого класса задумываются о дальнейшей траектории образования: оставаться в 10-11 классе в своей школе, переходить в другую или же поступить в колледж? Колледж выбирают многие. Но для того, чтобы принять ответственное решение, нужно понимать преимущества и риски такого шага. Рассказывает Мария Джановна Корешкова, преподаватель в Московском Колледже Автомобильного Транспорта (ГБПОУ КАТ№9), педагог с 18-летним стажем.
Задаем себе вопрос
Надо честно ответить, в первую очередь себе: мы хотим уйти в колледж ОТ чего и ДЛЯ чего. Это во многом влияет на выбор и определяет риски. Рациональное «для получения» специальности» не всегда является главным. «Из школы» уходят как те дети, которые не смогут учиться в 10 и 11 классах, так и те, которые смогут, но не хотят. Часто подростки к старшим классам теряют мотивацию к учебе. Мальчишки, особенно «технари от Бога» со школой могут «не совпадать». Для многих, особенно в регионах, колледж в большом городе — способ вообще получить приличное бюджетное образование; для многих, даже в столицах — ступенька к получению высшего образования без ЕГЭ. Уходят и из слабой школы в сильный колледж. Поэтому конкурсы в колледжи растут, на популярные специальности проходные баллы доходят до 4,5 и выше.
В колледжи поступают и выпускники 11 класса, тем более, что отсрочку от службы в армии получают теперь все, без ограничения возраста.
Наиболее ответственное решение — выбор будущей профессию девятиклассником. В 15 лет кругозор у подростка невелик, представление о разных профессиях часто поверхностное. Помощь родителей необходима, но принимать решение за него чревато. Если студент передумал даже накануне диплома, то он останется только с аттестатом за 9 классов. Если решил поменять специальность СПО (СПО — среднее профессиональное образование. — Прим. ред.) — то можно перевестись в другой колледж на 2-й курс (на СПО 1-й курс — программа средней школы). Если профессию НПО (НПО — начальное профессиональное образование. — Прим. ред.) — то только поступать заново, ибо там профессиональные и общеобразовательные дисциплины начинаются сразу с 1 курса.
Выбираем уровень обучения
Теперь все выпускники получают дипломы, в которых указано, что они имеют среднее профессиональное образование по определенной специальности или профессии.
ПТУ, как учебное заведение, дискредитировавшее свое название, закрыли. Но разные уровни обучения остались: НПО и СПО. Такая система профессионального образования сформирована реальными требованиями к квалификации и возможностями обучаемых, отработана десятилетиями. Как правило, несколько старых профессиональных учебных заведений разного уровня административно объединены в одно образовательное учреждение «Колледж», или же в одном учебном заведении существуют группы НПО и СПО, обычной и углубленной подготовки.
И тот, и другой уровень может готовить работников одного профиля. Чем же они отличаются?
НПО призвано дать человеку рабочую профессию — раз, и социализировать, стать «социальным лифтом» для подростков с проблемами — два. Поэтому методика обучения рассчитана на более слабых в общеобразовательном плане, менее мотивированных к учебе подростков. Она оптимальна для ребят, которые хотят получить профессию и работать, а школа им, мягко говоря, надоела. Соответственно, исходя из уровня основной массы подбирают достижимые требования и методы обучения.
Следовательно, теоретическая подготовка по специальности есть, но упор делается, в первую очередь, на практическое обучение, и его много: практика чередуется с уроками уже с первого курса. Для детей со слабыми учебными навыками и опытом школьных неудач такая методика оптимальна. Поскольку профессии учат с самого начала, изучение общеобразовательных дисциплин растягивается на два года, параллельно с общепрофессиональными и специальными. И отношение к школьным предметам не приоритетное.
Важно! После окончания и сдачи госэкзаменов и (или) защиты диплома выпускник получает диплом СПО, в котором указывается, что он обучился «профессии» такой-то.
СПО (среднее профессиональное образование) теоретически должно готовить специалистов среднего звена или рабочих с высоким уровнем базовых знаний. Поэтому доля теоретической подготовки не в пример больше и ее уровень выше. Выпускник СПО приобретает «специальность». Соответственно, уровень студентов должен быть другой. Больше и время обучения: к примеру, если для овладения профессией «23.01.03 Автомеханик» нужно потратить 2 года 10 месяцев, то для получения специальности «23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — 3 года и 10 месяцев. А на углубленный уровень обучения — еще год.
Соответственно, система во многом сходна с вузовской, да и стиль обучения занимает промежуточное положение между школой и ВУЗом. Выдает даже язык. Не уроки, а пары, не учащиеся, а студенты (хоть в документах ФГОС все именуются «обучающимися»), не учителя, а преподаватели. Зачеты и экзамены каждый семестр, лабораторные и практические работы, курсовые проекты. Но студенческой вольницы нет! Если в НПО «мастера», то в СПО классный руководитель может по-студенчески называться «куратором».
Студенты СПО программу 10 и 11 классов изучают на первом курсе. Разумеется, в полном объеме за год это сделать нереально. Часть предметов сокращена, к тому же не тратится время на целевую подготовку к ЕГЭ. Дисциплины, наиболее существенные для будущего специалиста, изучаются более серьезно (у нас, например, это физика и математика), остальные — чуть более расслабленно. Уровень изучения? По признаниям ребят и их родителей, он, конечно, значительно ниже, чем в хорошей профильной школе (сравниваем с физматом), но заметно выше, чем в школе «средней и ниже среднего».
Начиная со второго курса и те, кто поступил после девятого, и те, кто пришел после одиннадцатого класса, учатся одинаково: общепрофессиональные и специальные дисциплины, периодически практики, сессии … и так до диплома.
Нельзя однозначно сказать, какая форма обучения лучше и какая — хуже. Если есть возможность, ее надо выбирать, исходя из особенностей конкретного ребенка, его умения учиться и мотивации. Учиться по программам СПО подростку, у которого не было никаких перспектив нормально закончить 10-11 класс, явно не стоит.
Качественный специалист хорошего колледжа уровня СПО по уровню теоретических и научных знаний существенно отстает от выпускника бакалавриата с аналогичной специальностью, но часто превосходит его по уровню профессиональных знаний и практических умений. Правда, качество обучения и уровень требований в разных колледжах очень отличается, как и уровень знаний разных выпускников.
Как выбрать колледж
Есть явная информация, ее легко найти в Интернете: адрес, профессии, сроки обучения. И есть неявная: фактический уровень, принятый стиль общения. Сходите с сыном или дочкой на День открытых дверей, задайте вопросы. Учтите, что один колледж может включать несколько зданий с совершенно разными традициями: в одном часть занятий ведут преподаватели профильного ВУЗа, в другом все совсем по-другому.
Предложите ребенку немного побыть среди студентов. Родителям стоит и самим, без ребенка, съездить к выбранному колледжу, посмотреть на ребят, постоять и послушать разговоры в курилке. Легко или трудно учиться? За что ругают преподавателей и за что хвалят?
Особенности обучения в колледже (СПО)
Вчерашние школьники с энтузиазмом начинают учебу с чистого листа. С чем они сталкиваются?
Дневников у студентов нет. Но родителей периодически извещают о текущей успеваемости в течении семестра. Родителей первокурсников — часто, на старших курсах — реже.
Регулярно бывают родительские собрания, на которых вы можете пообщаться со всеми преподавателями. И, разумеется, дважды в год — сессия, зачеты и экзамены.
Помимо классного руководителя или куратора группы есть заведующий отделением (или куратор курса). Это — самый главный человек, который хорошо знает всех своих студентов и преподавателей, в курсе всех проблем и решает административные и воспитательные задачи. При любых вопросах, конфликтах, недоразумениях обращаемся к нему.
Сложно ли учиться в колледже?
В принципе — не слишком. Но, в отличие от школы, жесткого соответствие «программа-учебник» нет. Как правило, весь новый материал преподаватель объясняет и надиктовывает конспект. Даже если есть хороший учебник, а такие бывают, особенно по спецдисциплинам, далеко не всегда он заменит преподавателя. Без конспекта изучить все самостоятельно, по учебнику или с помощью Интернета, для большинства студентов — задача малореальная.
Задания и даже курсовые проекты дают с таким расчетом, чтобы большая часть выполнялась в аудитории, с помощью преподавателя. Есть регулярные консультации, дополнительные занятия. Но … от сессии до сессии живут студенты весело. За неделю же до сессии ни один преподаватель объяснить каждому пропущенный материал всего семестра и помочь каждому выполнить его индивидуальное задание не сможет.
Можно ли подрабатывать без ущерба для учебы? Обычно это получается у способных, достаточно взрослых и ответственных ребят. И то периодически бывают цейтноты. Большинство же, взявшись за работу и получив первые деньги, учебу запускают.
Могут ли отчислить?
Да, разумеется. За не ликвидированные вовремя задолженности, за прогулы.
Но до того, как это случится, дадут сто и одну возможность отработать и исправить, помогут, неоднократно обратятся к родителям. Даже в случае взрослых, женатых и замужних «детей».
Трудоустройство
Возможности трудоустройства очень зависят от самого выпускника, профессии, ситуации на рынке труда.
Колледж обязательно устраивает на практику на предприятия. Если студент может найти работу сам — пожалуйста, но контролировать его будут все равно. Колледжи часто заключают договоры с работодателями, которые берут на практику студентов, а тех, кто хорошо себя зарекомендовал приглашают на работу.
Но со студентом, не желающим работать на практике, рабочие возиться не будут — лишь бы не мешал. В результате конкурентоспособны на рынке труда оказываются те, кто во время учебы работали по специальности и помимо учебной программы многому научились. Но немало ребят выбирают быстрый заработок — курьером, продавцом.
Колледж приглашает работодателей к сотрудничеству, устраивает встречи с выпускниками, информирует их о вакансиях. Но… По нашей специальности мальчиков с дипломами слишком много. Даже на вакансии, присланные работодателем в колледж, часто берут только с опытом работы от трех лет или с большими испытательными сроками без оформления и с символической оплатой.
Что еще мешает трудоустройству? Высокие зарплатные ожидания молодежи наталкиваются на скептическое отношение работодателей. Студентам-вечерникам приходится отказываться от режима работы, не позволяющего посещать занятия.
После колледжа — в ВУЗ
Даже в СПО аттестат, подобный школьному, по окончанию первого курса студент не получает: считаться человеком с законченным средним образованием он сможет только после защиты диплома. Сдачу ЕГЭ в колледже могут не организовывать (если нет соответствующей аккредитации), а могут организовывать для желающих и сдачу, и подготовку к ЕГЭ. Но это обычно делают на втором курсе, тем более, что к тому времени ребята уже определились со своим отношением к выбранной специальности.
Если колледж подписал договор с определенным ВУЗом, который согласен принимать его студентов по внутреннему экзамену, то ребята, как правило, идут по такому пути: на последнем или последних двух курсах занимаются на подготовительных курсах в этот ВУЗ (платно). На курсах их не только готовят к экзамену, но и изучают то, что позволит ликвидировать разницу в программах колледжа и первого курса этого ВУЗа. И тогда после сдачи экзаменов они поступают сразу на второй, а при определенных успехах — на третий курс. В МГТУ МАДИ даже создают специальные группы из выпускников профильных колледжей, обучающихся по сокращенной программе.
Выпускники уровня НПО на второй курс обычно не поступают (слишком велика разница в программах и уровне), но поступать внутреннему экзамену или по ЕГЭ они могут точно так же.