Слово о полку игореве чему учит это произведение

Чему учит «Слово о Полку Игореве»?

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

Это произведение написанное неизвестным автором более восьми веков назад учит нас патриотизму, любви не только к своей родине, но еще друг к другу. Можно видеть любовь к своему мужу князю Игорю у Ефросиньи Ярославовны, а также большую братскую любовь-привязанность между русскими князьями. Еще произведение учит любви к своему народу и тому, что нельзя ради гордыни совершать необдуманных поступков, как князь Игорь, который отправился в поход на половцев. Учит повесть «Слово о полку Игореве» мужеству, преданности. На поводу у личных амбиций идти нельзя, надо и о других тоже думать, когда тебе доверены судьбы многих людей.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. bWWVnRLz5beAQS0E2UP1RrAu0OR8rKU. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-bWWVnRLz5beAQS0E2UP1RrAu0OR8rKU. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка bWWVnRLz5beAQS0E2UP1RrAu0OR8rKU.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

Учит произведение любить свою родину, защищать ее, быть патриотом, храбрым и доблестным.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. ScasZOBJwCtA36b8iWOl2lHXta7GpnCE. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-ScasZOBJwCtA36b8iWOl2lHXta7GpnCE. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка ScasZOBJwCtA36b8iWOl2lHXta7GpnCE.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

«Слрво о полку Игореве» является одним из популярнейших произведений русской литературы. Его называют жемчужиной древнерусской литературы.

В центре произведения поход князя Игоря на половцев.

Все произведение пронизано посылрм безграничной любви к Родине, к русской земли.

Также красной нитью в произведении «Слово о полку Игореве» проходит мысль о необходимости единения. Автор призывает русских князей забыть о своих распрях, междоусобицах, объединиться перед лицом общего врага.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

Прочитав произведение, мы видим, как автор обращает внимание, что князья захотели славы и пошли против половцев. Но проиграли сражение и попали в плен. Позже Игорь вернулся из плена домой, показано, как встречает его природа.

Произведение учит любить свою Родину, ведь во многих строках автор восхваляет природу, указывает, какая она красивая. Поэтому «Слово. » учит патриотизму.

А еще произведение учит тому, что надо обращать внимание на приметы, ведь все говорило, что не стоит Игорю идти на половцев.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

Самое существенное, чему учит читателя «Слово…»,- любви к родимой земле, а также патриотизму. Учит читателя, что нельзя просто идти на поводу личных амбиций, в особенности, если дело лежит в области государственной политики, а также к судьбам других людей.

Также учит «Слово…» и тому, что всеобщая разобщенность быстро приводит к полному развалу страны, обеднению народа, да разграблению земель. Учит повесть и героизму, большому мужеству, преданности и верности выбранному пути.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

«Слово о полку Игореве» написано несколько веков назад.

Но это произведение вошло в нашу литературу навечно. Ведь оно отражает целую эпоху, походы древнерусских князей против половцев.

Учит патриотизму, любви к родной земле.

Главная мысль произведения это объединение. Нельзя в одиночку достичь многого. Только в единении сила. Только, встав все вместе на защиту родной земли, можно одержать победу над врагами.

Искренности и силе любви. Ведь смогла же Ярославна, благодаря своей любви, докричаться до сил природы, умоляя их вернуть любимого домой. В ее образе воплотились черты всех матерей и жен, просящих за детей и мужей своих, стоящих на защите земли Русской.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

Данное произведение «Слово о полку Игореве», повествует нам о истории нашей страны, и о её великих подвигах наших далёких предков. Теперь поговорим о том, чему учит произведение. Произведение учит читателей патриотизму, и любви к Родине. Также, учит мужественно пойти на подвиг ради своей страны и своего великого народа. Произведение, это хороший образец патриотизма нравственных стандартов.

Прекрасное произведение русской литературы, которое должен прочитать каждый человек, который интересуется историей своей страны.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

«Слово о полку Игореве» было написано в 12 веке и до сих пор нет такого серьезного и мощного произведения про Древнерусскую историю. Слово рассказывает о неудачном походе Игоря против половцев. В Слове мы видим доскональное описание природы, боевых действий, географии.

История Древней Руси такова, что князья жили разобщенно и на нашу землю постоянно были набеги половцев, которых трудно было одолеть, когда живут разобщенно.

Слово о полку игореве чему учит это произведение. answer avatar. Слово о полку игореве чему учит это произведение фото. Слово о полку игореве чему учит это произведение-answer avatar. картинка Слово о полку игореве чему учит это произведение. картинка answer avatar.

Произведение «Слово о полку Игореве» не теряет свое актуальности и сейчас, я уверенна, что и через много лет произведение будет актуально.

Это произведение учит нас патриотизму, любить свою родину, защищать свою отчизну до последнего.

Еще в произведении звучит прекрасная мысль, что нужно объединятся и тогда мы будем непобедимы.

Источник

Анализ произведения «Слово о полку Игореве»

Автор: Guru · Опубликовано 03.04.2017 · Обновлено 08.10.2017

«Слово о полку Игореве» — это величайшее открытие в мире отечественной литературы. Оно является красноречивым доказательством того, что самобытный русский эпос является одной из древнейших ветвей европейской культуры. Это произведение встало в один ряд с такими великими историческими памятниками, как Сказание о Беовульфе и Песнь о Роланде.

История создания

На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:

В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).

Не прекращаются споры о жанре. Большинство исследователей склоняется к тому, что «Слово о полку Игореве» всё-таки схоже с поучительной песней, обращённой ко всем князьям, которые позабыли о необходимости единения русской земли и погрязли в губительных феодальных спорах. Недаром ее предполагается исполнять под аккомпанемент гуслей. Таким образом, неизвестный автор сам подчеркнул, к чему отнести его творение, — к средневековому жанру «слово». Так назывались поучения, а иногда и послания, как светского, так и религиозного назначения. Это было аналогом нынешнему рассказу, как сказания – повести и т.д.

В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях.

Иногда «Слово…» относят к повестям, так как частично жанровые особенности произведения и характеристики данного вида прозы совпадают: одна сюжетная линия, относительно небольшое количество героев, подходящий объем.

Композиция

Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.

Сюжетно-композиционные особенности поэмы заключаются в том, что произведение состоит фрагментов, написанных в фольклорных жанрах — «плач» и «славы». Классический «плач» представляет собой монолог Ярославны на крепостной стене. «Слава» ожидает читателя в финале: автор преподносит хвалу князьям Игорю, Всеволоду, Святославу. Кроме того, родство с фольклором находит свое отражение в языке: «Слово о полку Игореве» богато характерными эпитетами и сравнениями. Подробные описания природы, которая является действующим лицом в повести, тоже заимствованы из устного народного творчества. Герои были язычниками, поэтому верили, что стихии являются божествами, именно они и выручают Игоря из плена.

О чем произведение?

Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.

Во второй части рассказывается о реакции киевского князя на происшествие. Его мудрая речь о надобности объединения русских земель является той самой моралью произведения, ради которой оно было написано. В эпоху феодальной раздробленности каждый правитель тянул одеяло на себя: затевал междоусобицы, рисковал жизнью людей ради славы и т.д. Это вредило Руси, ослабляло его, и Святослав мечтал о единой стране с организованной армией и единым центром управления. Вот, про что повествует знаменитое «Золотое слово».

Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.

Главные герои и их характеристика

Все основные герои поэмы относятся к положительным действующим лицам. Отрицательный образ один – вражья сила половецких кочевников. Однако это не значит, что описание персонажей будет однообразным, как в пьесе эпохи классицизма. В данном случае оно побалует читателя контрастами и неоднозначными качествами.

Второстепенные герои в повести встречаются в каждой главе: это князь Всеволод большое гнездо (брат Игоря, который тоже пошел в поход), половец Овлур (тот, кто выручил князя из плена), Кзак, Кончак (два половца, которые преследовали сбежавшего пленника), дружинники и т.д. Подробнее персонажи описаны в нашем эссе «Система образов в Слове о полку Игореве».

Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.

Проблематика

«Слово о полку Игореве» — не хвала победе, а правдивая история о поражении с целью поучения. Основные проблемы в книге касаются именно причин поражения Руси, а выводы обобщаются и объясняют не только положение главного героя, но и все беды, являющиеся последствием феодальной раздробленности.

Основная мысль и идея

Страстный призыв к единению пронизывает весь идейно-тематический комплекс поэмы. Главная мысль в «Слове о полку Игореве» — необходимость сплочения русских земель перед лицом опасности. Уже тогда древнерусские монархи осознали национальную идентичность и стремились к централизации власти во благо отечества. Мелкие княжества легче победить, чем одно большое и могущественное отечество. Тогда Русь действительно была очень уязвима, ведь внешний враг во все времена старался рассорить правителей и воспользоваться междоусобицей для набега. Поэтому основная идея произведения была политической и носила характер поучения. Получилось некое образовательное пособие для князей.

Идейный смысл произведения актуален до сих пор, хоть страна под его влиянием и стала единой. В ссорах и конфликтах близкие по духу люди забывают об истинной угрозе, приходящей извне. Необходимо забыть о несущественных поводах для склок и вместе трудиться над достижением общей цели. Тогда ни один враг не сможет прорвать прочную оборону взаимопонимания и сотрудничества. Кроме того, главная идея «Слова о полку Игореве» — это призыв к любви и преданности, которые не боятся разлук и препятствий. Именно поддержка любимой и верной жены помогла Игорю спастись из плена.

Чем закончилось?

Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.

Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.

Чему учит произведение?

«Слово о полку Игореве» вселяет в нас гордость за историю отечества. Оно учит подлинному патриотизму, а также прославляет нравственные ценности. Вывод из прочитанного текста прост: нужно следовать моральным канонам и пресекать в себе гордыню, эгоизм, тщеславие. Ведь несложно любить родные края, поддерживать близких людей, быть верным своему слову и чувству. Зато эти нехитрые установки помогают нам стать частью чего-то большего, чем мы: поучаствовать в строительстве дома для наших потомков, защитить его, если придется, менять мир к лучшему своим маленьким светлым вкладом в его доброту, справедливость, любовь. Великое всегда начинается с малого. А древняя книга вдохновляет нас вложить наши скромные усилия в созидание, а не в разрушение. На государственном уровне эта мораль выражается в объединении земель и народа, на личностном – в гармонии в семейных отношениях.

Критика

Один из самых авторитетных рецензентов «Слова о полку Игореве» — Виссарион Белинский. Хоть ему и свойственен едкий, скептический взгляд на литературу, о русском эпосе он высказался восторженно:

Слово о полку Игореве» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения.

Критика Белинского основана не на пустых восторгах. Автор высказывания провел тщательный анализ текста и резюмировал свои впечатления в этой емкой фразе. В частности, он опирался на реальные исторические источники, где, так или иначе, упоминалась хотя бы тема «Слова…». Например, примечательно мнение легендарного правителя русских земель Владимира Мономаха:

Если, — говорил Владимир Мономах князьям, — мы не прекратим междоусобиц… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую.

Соответственно выраженная неизвестным автором идея о единении русских земель была актуальна и востребована его современниками. Он отразил картину мира передовых мыслителей своего времени, причем сделал это на высоком литературном уровне. О мастерстве сочинителя говорят высказывания поэтов. Например, вот, как оценил произведение Александр Сергеевич Пушкин:

„Слово о полку Игореве“ возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности.

Это мнение подтвердил известный филолог М.А. Максимович:

Кроме общей литературной важности…, она важна как единственный до нас дошедший письменный памятник самородной древней русской поэзии, блестящий яркими красотами поэтическими, и вместе с тем полный истиной исторической. Это первообраз самобытной русской эпической поэзии и в духе, и в формах.

Однако поэма важна не только в качестве памятника древнерусской словесности. Мнения критиков это подтверждают. Например, ее актуальность в наше время подчеркивает исследователь Е.В. Барсов:

«Слово о полку Игореве», помимо своего исторического и литературного значения, есть в то же время поучительный памятник для всех будущих веков России. Здесь, пред нами, поэтическое выражение государственного строя Киевской Руси и в его идеале, и в его действительности.

В то же время он отмечает, что историкам не стоит опираться на литературное произведение и критиковать его за недостаток фактов. По его мнению, такая требовательность лишь означает, что человек не понимает, где проходит грань между историей и искусством.

Об особенности русского средневекового искусства много писал филолог Б.И. Бурсов. Он выделил яркую и очень лестную для нас особенность отечественного эпоса:

Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой… В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу

Вероятно, эта характерная черта «Слова о полку Игореве» объясняется тем, что роль автора в произведении исключительно важна. Об этом говорит литературовед И.П. Еремин:

Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения».

Источник

Подробный литературный анализ произведения «Слово о полку Игореве»

С поэмой «Слово о полку Игореве» знаком практически каждый российский школьник (по крайней мере, если он посещал уроки литературы). Это произведение является памятником отечественной литературы, который актуален и сегодня – дети продолжают изучать его и те темы, которые поднимает в поэме автор. Разумеется, в современных условиях мы читаем уже адаптированное «Слово», ведь оригинал был написан на древнерусском языке и остался бы для нас непонятным.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

История создания

«Слово о полку Игореве» считается эпическим произведением, так как оно дошло до нас через многие поколения русских людей. Точная дата написания поэмы неизвестна, но это произошло в XII веке. Ученые предполагают, что «Слово» было создано в 1185-1187 годах. Как раз в 1185 году произошел поход князя Игоря на половцев, описанный в произведения.

На сегодняшний день автор поэмы продолжает оставаться неизвестным, а историки до сих пор не пришли к единому мнению в этом вопросе. Однако точно известно, что в XII веке образованных людей было немного (большинство жителей русских земель были воинами, ремесленниками или крестьянами, учение было доступно только привилегированным слоям общества), а написать «Слово» мог только такой человек. Большинство ученых сходятся во мнении, что это был монах, который сам стал свидетелем неудачного похода князя Игоря и решил занести его в историю, несколько приукрасив фантастическими событиями.

Интересно, что сам автор неоднократно заявляет о себе в поэме и позиционирует себя как авторитетный источник. Образ рассказчика четко проглядывается в «Слове», но никаких намеков на его реальную личность нет.

«Слово о полку Игореве» долгое время было утеряно. С XII по XVIII век никто о нем ничего не знал и не слышал. Только в 1800 году русский государственный деятель А. И. Мусин-Пушкин обработал старинную рукопись (по его уверениям – оказавшуюся у него случайно) и представил ее общественности. При этом некоторые ученые полагают, что именно Мусин-Пушкин был ее настоящим автором, решившим выдать собственное сочинение за исторический памятник. Однако на сегодняшний день явного подтверждения или опровержения этой теории не существует.

Смысл названия

Полное название произведения длиннее, чем привычное нам «Слово о полку Игореве». В оригинальной версии также упоминается, о каком именно князе Игоре идет речь: «Игоря сына Святъславля, внука Ольгова». Также некоторые историки уверены, что сам жанр «слово» (сейчас он уже не используется, но в древнерусской литературе встречался часто) не был упомянут в авторском названии, а добавился уже позже, для того, чтобы представить произведение обществу XVIII века.

Так или иначе, основа названия – это «полк Игоря». Речь идет о дружине князя, вместе с которой он отправился в поход на половцев в 1185 году. После нескольких дней боев русское войско было полностью разбито, всего несколько человек были пленены врагами, остальные – убиты.

Жанр произведения

Произведение относится к жанру «слово», характерного для древнерусской литературы. Если переложить его на современную классификацию, то «Слово о полку Игореве» можно считать эпической поэмой. Произведение имеет ряд признаков, подходящих под этот жанр: образ рассказчика, лирический мотив, описание героических событий из прошлого, отсылки к истории. К тому же, битва с половцами 1185 года, описанная в «Слове», происходила в действительности и повлияла на ход русской истории в целом.

Тема, идея и проблематика

В «Слове о полку Игореве» автор рассказывает своим читателям историю неудачного похода князя Игоря на половцев. С самого начала дружину преследовали дурные предзнаменования, но Игорь вместе с несколькими другими князьями (среди которых был его брат, племянник и сын) все равно отправляются на вражеские семьи. При этом они не просят помощи у других русских правителей, так как: а). рассчитывают справиться с половцами самостоятельно; б). не хотят делить с кем-то боевую славу. Следует подчеркнуть, что никакой необходимости в этом походе не было: враги не нападали на русские земли и только недавно были побиты Святославом Киевским и другими князьями. Единственная причина этого похода – желание Игоря, поддерживаемое его братом Всеволодом и племянником Святославом Ольговичем.

Таким образом, одной из центральных проблем «Слова» является безответственность и опрометчивость Новгород-северского и нескольких других князей. Такой подход стоил жизни многим воинам и привел к тому, что самих правителей пленили, а на русских землях начался раздор.

После провала Игоря на Русь начали нападать половцы и другие враги, а саму страну разрывали междоусобицы. Сам рассказчик и один из персонажей – князь Киевский Святослав сокрушались по поводу того, какую беду накликали на свою родину Игорь и Всеволод.

Во второй части «Слова о полку Игореве» автор уделяет особенного много внимания проблеме разобщенности. Он говорит о том, что сила Руси – только в единстве, без него враги и сами князья (которые начали драться друг с другом вместо того, чтобы вместе защищать свою родину) быстро уничтожат страну.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Произведение делится на пять частей: введение и заключение, а также три блока основного действия. Разберем краткое содержание каждой части:

В последних строках автор восхваляет всех русских князей, которые защищают родину от нападок врагов. Однако судьба некоторых главных героев (Всеволода, Владимира, Святослава Ольговича) остается неизвестной, а мораль князя Игоря – сомнительной. О том, как развивались события дальше, мы можем узнать уже только из исторических источников.

Конфликт в произведении

Основная тема «Слова» — это не сам факт похода и битвы, а пленение князя. Именно это событие является отправной точкой, от которой исходят сразу несколько сюжетных линий: переживания самого Игоря, тревога его жены Ярославны и ее обращение к природе, междоусобицы и нападки врагов на Руси, а также «золотое слово» Святослава Киевского и обращение к князьям (как героям поэмы, так и к давно умершим правителям) самого автора.

Концовка «Слова о полку Игореве» достаточно оптимистична. Игорь возвращается домой, все ему рады, на Руси скоро вновь будет порядок. Однако неизвестно, что случилось с теми, кого князь оставил в плену, и остается непонятным, действительно ли он осознал серьезность своего проступка. Правда, скорее всего, у автора просто не было возможности написать об этом: если «Слово» было создано в 1185-1187 гг., то князья Всеволод и Владимир еще не вернулись из плена, а Игорь еще не успел показать себя более мудрым правителем.

Система героев и образов

Практически все персонажи «Слова» — это реальные исторические личности. Как раз о судьбе некоторых из них можно узнать из научных сведений, ведь их судьба в поэме не раскрывается.

Несмотря на то, что автор рассказывает о настоящем событии и людях, он добавляет также мистику и фантастические элементы. Например, плач Ярославны имеет такую силу, что достигает границ русских земель и пробуждает высшие силы помочь Игорю. А бояре помогают Святославу Киевскому истолковать вещий сон о поражении Игоря и Всеволода. В реальности такого произойти не могло, но с помощью этих приемов автор расширяет границы своего произведения.

Позиция автора

Рассказчик в «Слове о полку Игореве» является отдельным персонажем, который передает читателю свою историю. Он делится своими мыслями о том, как бы ему начать, анализирует поступки героев и обращается к историческим отсылкам. При этом он даже говорит о том, что о событиях 1185 года мог бы рассказать и другой человек (Боян), однако он постарается сделать это сам.

Во время чтения «Слова» читатель может познакомиться не только с действиями персонажей, но и понять, что думает о них сам автор. При этом рассказчик не использует для выражения своих позиций героев произведения (как это часто происходит), а говорит от собственного имени. Например, он открыто критикует безрассудность Игоря и Всеволода, а также говорит о том, как важно единство для сохранения русских земель. Он также призывает образы других великих князей для того, чтобы сравнить их мудрость с опрометчивыми поступками главных героев «Слова».

Однако нельзя сказать, что автор не уважает своих персонажей. Он справедлив. Поэтому в конце он восхваляет князей, которые могут и ошибаться, но при этом остаются верными своему народу и своей родине. К тому же, все позиции автора пропитаны патриотическим духом – когда он недоволен героями произведения (а быть недовольным князьями в XII веке могли позволить себе далеко не все), он объясняет это искренней тревогой о Руси.

Художественные средства

Структура поэмы достаточно сложная не только из-за древнерусского языка, но еще и из-за того, что автор использует многочисленные художественные приемы. Среди них — гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворения. Все они помогают задать «Слову» определенное настроение, передать переживания персонажей и самого автора, а также охватить в небольшой поэме обширное пространство всей Руси (территориальное, природное и духовное). Автор пишет не просто об одном князе, совершившим неудачный поход, а о целом народе – и для того, чтобы расширить границы «Слова», он как раз прибегает к гиперболам, контрастам и олицетворениям.

Выводы

Этот памятник древнерусской литературы имеет прямые исторические отсылки и практически дословно пересказывает события 1185 года. Разумеется, здесь мы не берем во внимание мистические элементы, ведь в реальности их существовать не могло. Несмотря на все суеверия русского народа, в действительности река не могла никого спрятать, а плач женщины – достигнуть границы.

Однако вместе с фантастическими элементами сюжета автор говорит о важных вещах: о том, как много ответственности возложено на правителей, как важно единство для достижения успеха, какое большое значение имеет верность (патриотическая и супружеская). И пусть с XII века русское общество сильно поменялось, и никаких князей у нас сейчас и в помине нет, те проблемы, которые поднимаются в «Слове о полку Игореве», по-прежнему остаются актуальными. Любому современному человеку нужна семья, которая будет верить в него, руководителю требуется чувство ответственности за своих подчиненных (и неважно, каких масштабов достигает его руководство), а всей стране нужно помнить о необходимости единства перед лицом различных проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *