сколько человек может учиться в день
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.
Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.
Первого сентября начался новый учебный год и родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Управление Роспотребнадзора по Московской области в связи с этим разъясняет.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10) образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таб. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более
при 5-ти дневной неделе, не более
Независимо от продолжительности учебной недели, не более
* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
-обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
10 мифов об обучении: сколько часов нужно для запоминания и кому пригодятся тренажеры для мозга
Забудьте о том, как вас учили в школе и институте
В школе и институте нам дают готовую образовательную программу — как бы она ни раздражала, как минимум нам не приходится гадать, какой формат обучения выбрать и как распределить свое время. Во взрослом возрасте необходимо заниматься дизайном собственного обучения, а вместе с тем — пробовать не всегда эффективные методики, страдать от прокрастинации и жаловаться на свою память. По словам Барбары Оакли, соавтора популярного курса «Научитесь учиться» на Coursera, замешательство вечно отстающего студента связано с тем, что мы просто не понимаем, как мозг усваивает информацию.
Чтобы стать выдающимся учеником и быстро запоминать материал, следует разобраться в распространенных мифах об обучении.
1. Важно знать свой стиль обучения
Согласно опросу, проведенному американским исследователем Ульрихом Бозером, почти 90% респондентов уверены, что выбор определенного стиля обучения, который подходит человеку, делает образование легче и эффективнее.
Более того, многие родители уверены: склонность к определенному стилю обучения передается по наследству, говорит профессор психологии Шейлин Нанскивелл из университета Мичигана.
Однако наука не нашла ни одного доказательства того, что люди делятся на тех, кто лучше воспринимает информацию на слух, зрение или через кинестетический опыт. Бозер отмечает: на самом деле, обучение стоит подстраивать под вид изучаемого материала. Очевидный пример: чтобы обучиться музыке, мы слушаем мелодии, и учимся читать, держа в руках книгу. Предпочитая одну форму донесения информации в ущерб остальным, мы вредим образовательному процессу. Гораздо полезнее, наоборот, комбинировать и чередовать разные стили.
2. Зубрежка помогает запомнить материал
И снова: нет никаких научных подтверждений этой теории. Проблема в том, что перечитывание — это пассивный процесс, а лучше всего информация усваивается, когда мы ведем себя активно. Например, можно пройти тест после чтения текста на знание материала или попробовать пересказать кому-нибудь прочитанное. Попытка извлечь факт из собственной памяти гораздо эффективнее простого перечитывания, говорит когнитивный психолог Томас Топпино.
3. Продуктивнее всего сосредоточиться на одном предмете
Бозер утверждает: исследования показывают, что в действительности все наоборот — чередование разных тем и техник обучения делает образовательный процесс более продуктивным. Так что не бойтесь браться за пару курсов параллельно, главное — не перегружайте себя.
4. Инстинктам стоит доверять
Среди преподавателей распространено мнение, что первая мысль чаще всего бывает верной. Однако по мнению Бозера, это не так: самонадеянность ни к чему хорошему не приводит. Гораздо мудрее — дать себе время на размышление и анализ информации. Его мнение подтверждают исследования: пара лишних секунд перед ответом помогают нам принимать правильное решение.
5. Чем больше времени мы выделяем на обучение — тем лучше
Качество важнее количества, считает Бозер. Для примера исследователь приводит вождение, где количество часов за рулем вовсе не обязательно определяет уровень мастерства. Большинство автомобилистов ездят на машине каждый день, но это не значит, что все водят безупречно.
Здесь впору вспомнить о технике интервального повторения, которая учитывает механизм работы человеческой памяти. Первые несколько дней информацию стоит повторять чаще — вплоть до нескольких раз в день, со временем интервалы повторения можно увеличивать. В целом, на усвоение новый информации и ее переход в долгосрочную память уходит около месяца.
6. Игры для тренировки памяти делают вас умнее
К сожалению, это еще одно заблуждение. Несмотря на утверждения о том, что тренажеры для мозга улучшают память, повышают концентрацию и даже увеличивают уровень интеллекта, максимум, чему с их помощью вы научитесь — это быстрее проходить конкретную игру. Когда исследователи из Университета Пенсильвании сравнили тех, кто играл в «полезные» для мозга игры и тех, кто играл в «обычные» онлайн-игры, выяснилось, что результат одинаков и никаких видимых изменений не произошло.
7. Инновативность = современные технологии
Любимый жест любого мецената — это подарить образовательному учреждению новую технику, например, какие-нибудь интерактивные доски, гаджеты и т. д. Некоторые технооптимисты даже верят, что однажды компьютеры полностью заменят учителей. Новые технологии — это, конечно, хорошо, вот только революционность и эффективность образовательных методик вовсе не всегда завязана на электронике. Джон Спенсер, преподаватель и автор нескольких книг про различные методики образования, уверен: мы часто упускаем из виду социальную природу обучения. А еще мы забываем, что через пять-десять лет большая часть новой техники безнадежно устареет.
Хотя компьютерные технологии и другие современные инструменты могут быть полезны в образовательном процессе, важно понимать, когда и как их применять. Без четкого видения всей картины успехов и слабых мест учеников — любые инновации теряют свое значение. Спенсер считает, что настоящий учитель — архитектор и экспериментатор, который всегда находится в поиске новых методов и полезных открытий.
8. «Проверенные временем» методы — лучшие
Как быть, если вы не фанат новых технологий и не знаете, что с ними делать? Стоит ли безоговорочно довериться традициям? По мнению Спенсера, эта крайность может быть довольно вредной: авторы старых методик вряд ли думали об инклюзивности и старались избегать сексизма. Кроме того, наука очень быстро меняется, и игнорировать последние открытия в области психологии и нейронауки, которые объясняют нам, как правильно учиться — довольно глупо. Другое дело, что ко всему стоит относиться со здравым скепсисом — не каждый инновационный инструмент или методика необходимы именно вам. Но если у вас есть возможность попробовать что-то новое, почему бы и нет?
9. Навыки будущего должны быть в приоритете
Последние годы исследователи образования и карьерные коучи предсказывают рост специальностей и вакансий, связанных с IT, искусственным интеллектом, машинным обучением и т. д. В погоне за акутальными навыками университеты открывают новые программы, на которые люди записываются, чтобы переучиться. Однако Спенсер призывает относиться критически к прогнозам на несколько лет вперед, по его мнению — мир слишком непредсказуем. Вместо того, чтобы гнаться за трендами, лучше выбрать вневременные навыки, считает исследователь. К примеру, развивайте софт-скиллз, которые пригодятся всегда и в любой профессии: важно уметь находить общий язык с любым человеком, быть открытым для нового опыта, проявлять эмпатию и творческий подход.
10. Люди старшего поколения делятся устаревшими знаниями
Существует миф, что учителя старой закалки — несовременны. Тогда какой смысл у них учиться, если мир так быстро меняется, что знания пятилетней давности уже нуждаются в корректировке? Но кто сказал, что свежие идеи подвластны только молодым, спрашивает Спенсер. Такое мнение не только проявление эйджизма, но и абсолютная неправда. Молодые педагоги часто бывают либо слишком самонадеянными, либо, напротив, чересчур боятся совершить ошибку или показаться некомпетентными, поэтому придерживаются того, чему их научили в университете. А вот опытные преподаватели или менторы — напротив, часто рады экспериментам.
Сколько часов в день должен учиться студент?
Какое предельное количество учебных часов может быть установлено для студентов? Сколько часов обучения допустимо для студента, а сколько нет? И каким законом регламентируется нагрузка для студентов высших учебных заведений?
Учебная нагрузка на студента
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
В высшем учебном заведении учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).
В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.
Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.
Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45 — 50 минут.
О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
С началом учебного года как никогда остро встаёт вопрос о нагрузках в школе. Дети жалуются на большую загруженность основными предметами и факультативами, а учителя, в свою очередь, сетуют на то, что не успевают подготовить учеников к ЕГЭ и проверочным работам.
Данная статья посвящена теме школьных нагрузок. В ней вы узнаете, как регламентируются учебные нагрузки в школе, а также чем опасно переутомление у школьников и как его избежать.
Содержание:
Что нужно знать об учебной нагрузке в школе?
Начнём с того, что такое учебная нагрузка в школе и как она распределяется.
Учебная нагрузка – это количество часов, необходимое для усвоения учебной программы, по которой учатся школьники.
Нагрузка обучающихся должна учитывать физиологические особенности детского организма. Поэтому не учителя и директора школ решают, сколько уроков в день должно быть у того или иного класса, а СанПиН, принятый в 2010 году в Российской Федерации.
Этот документ и определяет максимальную допустимую нагрузку на школьников. С его учётом педагоги составляют учебный план и расписание уроков.
Теперь давайте рассмотрим наиболее важные положения СанПиНа, касающиеся школьных нагрузок:
Продолжительность учебной недели
Как мы видим, первоклассники учатся 5 дней в неделю, зато у старшеклассников учебная неделя длится почти 40 часов, и это ещё без учёта дополнительной нагрузки!
Продолжительность учебного дня
Здесь СанПиН не делает особой разницы между учениками 7-х и 11-х классов, считая, что 7 уроков в день могут выдержать и те, и те. Но обязательным требованием является 1 день в неделю со щадящим расписанием и самым малым количеством уроков.
В какие часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала школьниками?
Что касается распределения учебных предметов, то, согласно исследованиям, наибольшая работоспособность мозга у среднестатистического школьника приходится на 10-12 часов. Поэтому Санитарные Правила рекомендуют сложные предметы проводить вторым, третьим или четвёртым уроком.
Узнайте, как обстоят дела у вашего ребёнка в школе – не перегружают ли его на уроках, не обижают ли сверстники, не сидит ли он целый день в телефоне. Слушайте звук вокруг, моментально дозванивайтесь до школьника и смотрите его местоположение с помощью приложения «Где мои дети».
Дополнительные занятия
Все дополнительные занятия и факультативы – только в те дни, когда в расписании меньше всего уроков и с обязательным перерывом после основной нагрузки.
Домашние задания
СанПиН также установил временные нормы по выполнению учениками домашних заданий, но их, скорее, можно считать рекомендациями, поскольку у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности. Кому-то хватает и часа, чтобы сделать все устные и письменные задания, а для кого-то и полдня мало, чтобы выучить всё заданное на дом.
Но давайте всё же посмотрим, какое максимальное время должно быть потрачено ребёнком на домашние задания согласно Санитарным Правилам.
Итак, первоклассникам повезло больше – они освобождены от домашних заданий. Ученики начальной школы должны потратить на приготовление уроков не более 1,5 часа. В среднем звене время увеличивается до 2-2,5 часов. Старшеклассникам разрешается выполнять домашнюю работу не более 3 с половиной часов.
Внешкольная нагрузка
Сюда относятся занятия в кружках, музыкальных и художественных школах, а также спортивных секциях. Согласно Правилам, такая деятельность должна составлять от 6 часов в неделю и больше.
Вот такие нормативы по учебной и внеучебной нагрузке должны быть у российских школьников.
В действительности картина может быть совсем другая. Учителя практикуют и 3 контрольных работы в день, и несколько факультативов подряд, и классные часы после седьмого урока.
Поэтому неудивительно, что большинство учеников переутомляются и чувствуют себя плохо после напряжённой учебной недели.
Далее мы с вами узнаем, в чём же состоит опасность чрезмерной загруженности ребёнка.
Чем опасен «перегруз»?
Как показывает практика, не только повышенная загруженность в школе может вызвать переутомление у ребёнка.
На приём к психологу пришла мама с 8-летним сыном Димой. Она пожаловалась на то, что мальчик стал вялым, медлительным, ничего не хочет делать. Успеваемость тоже снизилась, интерес к учёбе пропал.
Психолог попросила описать обычный Димин день.
Мама рассказала, что Дима учится во 2-м классе. После уроков она везёт его на кружок робототехники, где мальчик занимается 2 часа. Затем – бассейн, где он проводит ещё 2 часа. Вернувшись домой в 8 вечера, мама с сыном быстро ужинают и садятся за уроки. В выходные у Димы – снова бассейн и занятия по изучению английского языка в центре «Одарённый малыш».
Как оказалось, мозг 8-летнего Димы не справился с нагрузками, которые он получает помимо изучения учебных предметов. Плюс – домашние задания, на которые у мальчика просто не остается сил после такого насыщенного дня. Отсюда – плохое самочувствие и нежелание что-либо вообще делать.
Зачастую родители действительно перегружают ребёнка различными кружками и секциями, заботясь о его разнообразном досуге и забывая о том, что детскому мозгу тоже нужен отдых.
Чем же опасна повышенная загруженность ребёнка?
Повышенные учебные и внеучебные нагрузки, нарушение режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни неизбежно приводят к:
С 2005 по 2015 год было проведено масштабное исследование здоровья московских школьников. Оказалось, что за 11 лет обучения в школе у детей стали на 52,8% чаще выявляться хронические болезни.
Что было выявлено у мальчиков:
Девочки, в свою очередь, страдали:
Исследователи также установили, что наиболее тяжёлыми в психологическом и физическом плане для мальчиков стали начальная школа и 11-ый класс, а для девочек – старшие классы.
Как мы видим, чрезмерные учебные нагрузки действительно опасны для здоровья ребёнка, поэтому важно не пропустить первые «сигналы» мозга о переутомлении.
Признаки переутомления
О том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками, свидетельствуют следующие признаки:
Эти проявления говорят о физической и психической перегрузке. Что же могут в данной ситуации сделать родители?
Как помочь ребёнку справиться со школьными нагрузками?
Помогите себе и ребёнку. От умственного переутомления спасёт любая двигательная активность: длительные прогулки, плавание, боулинг, йога – выбирайте то, что подходит именно вам.
Задумались о том, в какую секцию отдать ребёнка и какой спорт для него выбрать? Читайте подробный материал на эту тему для девочек и для мальчиков.
Не заставляйте сына или дочь реализовывать ваши несбывшиеся желания. Не получится из ребёнка гениального химика, если он живет спортом или музыкой.
Поэтому стоит ограничить пользование гаджетами, особенно после 10 вечера, чтобы ребёнок смог выспаться перед предстоящим учебным днем. Узнать, сколько времени ребёнок проводит за гаджетами и в каких приложениях « зависает » можно с помощью приложения «Где мои дети».
Также полезным и для детей, и для родителей будет нахождение в состоянии информационного вакуума: без телефонов, смартфонов и Интернета. Эта может быть долгая прогулка по лесу или поездка на выходные в деревню.
Дорогие родители! Чаще интересуйтесь не только оценками, но и психологическим благополучием ребёнка: что его радует в школьной жизни, а что огорчает, нет ли у него конфликтов с одноклассниками или проблем во взаимоотношениях с учителями.
Не знаете, какой интересный вопрос задать ребёнку, чтобы высказать своё участие? Читайте 30 вопросов ребёнку вместо «Как прошёл твой день?»
Поддерживайте ребёнка в это непростое для всех время. Следите за рационом и соблюдением режима дня. Ребёнок должен делать перерывы в подготовке и чаще бывать на свежем воздухе.
Запомните, дорогие родители! Легче справляются со школьными нагрузками те дети, чья жизнь насыщена разнообразными событиями и не ограничивается одной лишь школой. Ведь важны не оценки в дневнике, а здоровье и психологическое благополучие ребёнка.
Роспотребнадзор разъяснил, сколько должны учиться дети
Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.
С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;
— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;
— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;
— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.
Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.
Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.
Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.
Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.