сколько часов в день надо учиться
Сложности самообучения программированию и как их преодолеть
Перед вами перевод статьи Xiang Zhou, опубликованной на сайте freeCodeCamp. Если вы разработчик-самоучка и хотите преодолеть все преграды на пути к цели, добро пожаловать под кат!
«Белая книга на коричневом деревянном столе», фото Alexander Michl на Unsplash
В последние годы многие загорелись желанием освоить программирование. Кто-то делает это с помощью онлайн-курсов, кто-то ходит на семинары, а кто-то просто учится методом проб и ошибок.
Такие веб-сайты, как Code.org, Codecademy и freeCodeCamp набирают все большую популярность, а в сети появилось огромное количество курсов, в том числе и на YouTube.
Однако программирование — это не так просто. Есть определенные трудности, с которыми все мы сталкиваемся, когда учимся писать код.
1. Сколько времени нужно уделять программированию каждый день
Если вы учитесь писать код самостоятельно, скорее всего, в вашей жизни есть и прочие обязанности. Одни работают на полставки или целый день, другие сидят дома с детьми. Так или иначе, у всех свои заботы.
Как же при этом ежедневно находить время на программирование?
Кто-то скажет: «Было бы желание, а время найдется». Все верно, спорить не буду. Но возникает другой вопрос: сколько именно нужно уделять программированию каждый день? Если мой максимум — полчаса, это считается?
Ответить можете только вы сами. Очень сложно определить время, необходимое для обучения. Некоторые полагают, что лучше меньше, но качественнее и 15 минут вполне достаточно.
С другой стороны, я слышал о людях, которые получили работу в сфере девелопмента примерно через год после начала обучения, потому что писали код по 9–10 часов в день. Если вам нужна мотивация, можете взглянуть на этот тред.
Итак, все сводится к одному: только вы сами знаете, сколько часов в день сможете заниматься программированием так, чтобы это вошло в привычку, но не выматывало. Последнее особенно важно. Основатель freeCodeCamp Квинси Ларсон однажды сказал в своем твите:
«Дело не в том, насколько вы продвигаетесь за один день, а в том, что вы продвигаетесь ежедневно».
В видеоролике ниже ведущий программист, не один десяток лет проработавший в сфере информационных технологий, расскажет, сколько времени ежедневно занимает написание кода у разработчиков.
Конечно, это не универсальный рецепт, но вы получите общее представление о том, как подойти к планированию времени на изучение с умом и, что немаловажно, без фанатизма.
2. Как найти золотую середину между «почти не сдвинулся с места» и «сгорел на работе»
Лично я с этим намучился. Бывало, я не мог понять ни единого кусочка кода, ни единой идеи из книги, которую читал, — мой мозг отказывался усваивать информацию. Я выматывался так, что выходил на балкон подышать и успокоиться.
С того момента я стал напоминать себе, что не стоит истощаться и доходить до точки невозврата.
Программирование не самая простая работа. Оно требует концентрации, особенно когда изучаешь что-то новое. Это тяжелый умственный труд: иногда ты даже не понимаешь, почему твой код не работает или, наоборот, почему заработал.
Я осознал, что наибольшей продуктивности мне удавалось достичь, фокусируясь на текущей работе, но при этом не напрягаясь, а наслаждаясь процессом.
Это происходило, когда я:
Я трачу 50% времени на сложные задачи — изучение основ, концептов, алгоритмов и прочего. Остальные 50% остаются на мои собственные проекты, которыми я занимаюсь с удовольствием. Так я добиваюсь гармонии в своем ежедневном расписании.
Проще говоря, нужно любить то, что делаешь. И этот вывод позволяет нам плавно перейти к следующему пункту.
3. Единственный способ преодолеть препятствия — любить свою работу
Банально, но верно. Если вам по душе выбранный путь, если нравится ваша работа и направление, в котором вы двигаетесь, — одобрение окружающих не нужно. Чувство удовлетворенности такого рода невозможно взять взаймы, заменить или, того хуже, симулировать.
4. Всегда возвращайтесь к программированию, когда заканчиваете с другими делами
Реальность самообучения такова: вас никак не могут оставить в покое, наедине с вашими справочниками.
В жизни у всех нас немало других обязанностей. Возможно, вы чей-то супруг или родитель и вам нужно заботиться о своей семье. Может быть, у вас постоянная работа или вы студент, который пишет диплом или получает ученую степень. Когда есть столько дел, как найти время на программирование?
Честно говоря, иногда это попросту невозможно. Случалось, что я подолгу не занимался написанием кода — однажды даже целых два месяца.
Впрочем, после этого перерыва я немедленно вернулся к программированию и тут же понял, что многое забыл. Очень неприятно, открывая книгу, не знать, с какого момента продолжить обучение. Господи, неужели мне придется перечитывать все главы и делать все задания заново?
Это тот самый момент, когда нужно продержаться, выстоять. Необходимо сказать себе: «Так, первый час обучения, кажется, идет медленно и совершенно непродуктивно. Но ничего страшного, я наверстаю упущенное, выучив больше завтра».
Эту пилюлю не подсластить никак иначе — только продолжая работу, несмотря ни на что. Зайдите на форум кодеров в твиттере и пожалуйтесь, но после этого непременно возвращайтесь к программированию.
5. Мотивируйте себя любым способом
Самообучение сильно отличается от занятий в университете или в школе. Пока вы работаете над кодом, вокруг вас нет ни одноклассников, ни общения, а в конце туннеля не ждет пафосная церемонии вручения дипломов. Почти всегда вы предоставлены себе и делаете все самостоятельно. Именно поэтому так важно найти мотивацию, чтобы продолжать двигаться вперед.
Я часто читаю этот подфорум на reddit, так как многие его пользователи — разработчики. При создании софта они все используют самое мощное железо. Что может быть лучшей наградой для программиста?
Вы тоже заведите привычку вознаграждать себя. Это может быть большое или маленькое поощрение — горячий душ в конце дня, прохладительный напиток, похвала самому себе (часто в процессе обучения это необходимо). Повесьте на стену перед собой такое фото. Нужно верить, что однажды ваше рабочее место будет выглядеть так.
6. Не поддавайтесь искушению учиться ради учебы — ходите на собеседования и встречи, рассылайте резюме
Иногда в процессе обучения можно отклониться от намеченного курса. Мне знакомо желание полениться. Но не в том смысле, что не хочется учиться, а в том, что появляется тайная надежда, просиживая дни за монитором, избежать реального испытания — работы в качестве девелопера.
Не поддавайтесь искушению рассуждать: «Я ведь учусь — этого достаточно. Я задумаюсь о поиске работы потом, когда буду готов».
Откровенно говоря, мне самому не мешало бы чаще искать потенциальных клиентов. Даже если речь о бесплатной разработке веб-сайта для родственников и друзей. В таком случае в следующий раз, когда я приду на собеседование, у меня будет материал, который добавит веса резюме. Первый шаг — самый трудный, но его необходимо сделать во что бы то ни стало.
Все перечисленные преграды вырастут на вашем пути к карьере девелопера. Встречайте их с правильным настроем: они сделают вас только сильнее и лучше.
И наконец, приятного программирования! Наслаждайтесь тем, что создаете, — будь то ваш проект или ваше будущее.
10 мифов об обучении: сколько часов нужно для запоминания и кому пригодятся тренажеры для мозга
Забудьте о том, как вас учили в школе и институте
В школе и институте нам дают готовую образовательную программу — как бы она ни раздражала, как минимум нам не приходится гадать, какой формат обучения выбрать и как распределить свое время. Во взрослом возрасте необходимо заниматься дизайном собственного обучения, а вместе с тем — пробовать не всегда эффективные методики, страдать от прокрастинации и жаловаться на свою память. По словам Барбары Оакли, соавтора популярного курса «Научитесь учиться» на Coursera, замешательство вечно отстающего студента связано с тем, что мы просто не понимаем, как мозг усваивает информацию.
Чтобы стать выдающимся учеником и быстро запоминать материал, следует разобраться в распространенных мифах об обучении.
1. Важно знать свой стиль обучения
Согласно опросу, проведенному американским исследователем Ульрихом Бозером, почти 90% респондентов уверены, что выбор определенного стиля обучения, который подходит человеку, делает образование легче и эффективнее.
Более того, многие родители уверены: склонность к определенному стилю обучения передается по наследству, говорит профессор психологии Шейлин Нанскивелл из университета Мичигана.
Однако наука не нашла ни одного доказательства того, что люди делятся на тех, кто лучше воспринимает информацию на слух, зрение или через кинестетический опыт. Бозер отмечает: на самом деле, обучение стоит подстраивать под вид изучаемого материала. Очевидный пример: чтобы обучиться музыке, мы слушаем мелодии, и учимся читать, держа в руках книгу. Предпочитая одну форму донесения информации в ущерб остальным, мы вредим образовательному процессу. Гораздо полезнее, наоборот, комбинировать и чередовать разные стили.
2. Зубрежка помогает запомнить материал
И снова: нет никаких научных подтверждений этой теории. Проблема в том, что перечитывание — это пассивный процесс, а лучше всего информация усваивается, когда мы ведем себя активно. Например, можно пройти тест после чтения текста на знание материала или попробовать пересказать кому-нибудь прочитанное. Попытка извлечь факт из собственной памяти гораздо эффективнее простого перечитывания, говорит когнитивный психолог Томас Топпино.
3. Продуктивнее всего сосредоточиться на одном предмете
Бозер утверждает: исследования показывают, что в действительности все наоборот — чередование разных тем и техник обучения делает образовательный процесс более продуктивным. Так что не бойтесь браться за пару курсов параллельно, главное — не перегружайте себя.
4. Инстинктам стоит доверять
Среди преподавателей распространено мнение, что первая мысль чаще всего бывает верной. Однако по мнению Бозера, это не так: самонадеянность ни к чему хорошему не приводит. Гораздо мудрее — дать себе время на размышление и анализ информации. Его мнение подтверждают исследования: пара лишних секунд перед ответом помогают нам принимать правильное решение.
5. Чем больше времени мы выделяем на обучение — тем лучше
Качество важнее количества, считает Бозер. Для примера исследователь приводит вождение, где количество часов за рулем вовсе не обязательно определяет уровень мастерства. Большинство автомобилистов ездят на машине каждый день, но это не значит, что все водят безупречно.
Здесь впору вспомнить о технике интервального повторения, которая учитывает механизм работы человеческой памяти. Первые несколько дней информацию стоит повторять чаще — вплоть до нескольких раз в день, со временем интервалы повторения можно увеличивать. В целом, на усвоение новый информации и ее переход в долгосрочную память уходит около месяца.
6. Игры для тренировки памяти делают вас умнее
К сожалению, это еще одно заблуждение. Несмотря на утверждения о том, что тренажеры для мозга улучшают память, повышают концентрацию и даже увеличивают уровень интеллекта, максимум, чему с их помощью вы научитесь — это быстрее проходить конкретную игру. Когда исследователи из Университета Пенсильвании сравнили тех, кто играл в «полезные» для мозга игры и тех, кто играл в «обычные» онлайн-игры, выяснилось, что результат одинаков и никаких видимых изменений не произошло.
7. Инновативность = современные технологии
Любимый жест любого мецената — это подарить образовательному учреждению новую технику, например, какие-нибудь интерактивные доски, гаджеты и т. д. Некоторые технооптимисты даже верят, что однажды компьютеры полностью заменят учителей. Новые технологии — это, конечно, хорошо, вот только революционность и эффективность образовательных методик вовсе не всегда завязана на электронике. Джон Спенсер, преподаватель и автор нескольких книг про различные методики образования, уверен: мы часто упускаем из виду социальную природу обучения. А еще мы забываем, что через пять-десять лет большая часть новой техники безнадежно устареет.
Хотя компьютерные технологии и другие современные инструменты могут быть полезны в образовательном процессе, важно понимать, когда и как их применять. Без четкого видения всей картины успехов и слабых мест учеников — любые инновации теряют свое значение. Спенсер считает, что настоящий учитель — архитектор и экспериментатор, который всегда находится в поиске новых методов и полезных открытий.
8. «Проверенные временем» методы — лучшие
Как быть, если вы не фанат новых технологий и не знаете, что с ними делать? Стоит ли безоговорочно довериться традициям? По мнению Спенсера, эта крайность может быть довольно вредной: авторы старых методик вряд ли думали об инклюзивности и старались избегать сексизма. Кроме того, наука очень быстро меняется, и игнорировать последние открытия в области психологии и нейронауки, которые объясняют нам, как правильно учиться — довольно глупо. Другое дело, что ко всему стоит относиться со здравым скепсисом — не каждый инновационный инструмент или методика необходимы именно вам. Но если у вас есть возможность попробовать что-то новое, почему бы и нет?
9. Навыки будущего должны быть в приоритете
Последние годы исследователи образования и карьерные коучи предсказывают рост специальностей и вакансий, связанных с IT, искусственным интеллектом, машинным обучением и т. д. В погоне за акутальными навыками университеты открывают новые программы, на которые люди записываются, чтобы переучиться. Однако Спенсер призывает относиться критически к прогнозам на несколько лет вперед, по его мнению — мир слишком непредсказуем. Вместо того, чтобы гнаться за трендами, лучше выбрать вневременные навыки, считает исследователь. К примеру, развивайте софт-скиллз, которые пригодятся всегда и в любой профессии: важно уметь находить общий язык с любым человеком, быть открытым для нового опыта, проявлять эмпатию и творческий подход.
10. Люди старшего поколения делятся устаревшими знаниями
Существует миф, что учителя старой закалки — несовременны. Тогда какой смысл у них учиться, если мир так быстро меняется, что знания пятилетней давности уже нуждаются в корректировке? Но кто сказал, что свежие идеи подвластны только молодым, спрашивает Спенсер. Такое мнение не только проявление эйджизма, но и абсолютная неправда. Молодые педагоги часто бывают либо слишком самонадеянными, либо, напротив, чересчур боятся совершить ошибку или показаться некомпетентными, поэтому придерживаются того, чему их научили в университете. А вот опытные преподаватели или менторы — напротив, часто рады экспериментам.
В течение трех лет профессор педагогики из Гамбурга Рольф Шульмайстер (Rolf Schulmeister) исследовал отношение немецких студентов к учебе. Результаты, опубликованные этой весной, сильно удивили самого ученого и общественность. Оказывается, прямой связи между успеваемостью и временем, затраченным на учебу, не существует. Вооружившись результатами исследования, ученый теперь призывает к реформам высшего образования.
Груз времени
Свое исследование, которое ученый назвал «Груз времени» (Zeitlast-Studie), Рольф Шульмайстер проводил с 2009 года. Согласно полученным данным, студенты в Германии в среднем тратят на учебу всего 23 часа в неделю и при этом не перестают жаловаться на стресс. А ведь в эти 23 часа входит практически все: присутствие на лекциях, самостоятельное обучение и даже время, потраченное на дорогу в вуз.
Контекст
Управление бизнес-процессами: студентов научат заводить «пропеллер»
Учи немецкий!
Доверяй фактам! Открой новое! Будь в теме! Так Институт имени Гёте призывает учить немецкий. На сегодняшний день со знаниями одного английского как иностранного языка далеко уже не уйдешь. (09.04.2012)
Фактор риска: вузы учат управлять кризисом
Есть и такие студенты, которые тратят на учебу не больше девяти часов в неделю. Это минимум, а вот максимум ученый оценивает в 50 часов. Правда, время на успеваемость не влияет, настаивает немецкий профессор. Всех учащихся он делит на несколько типов.
Грядут реформы?
В рамках исследования было решено обучать студентов по модульной системе. На некоторых технических специальностях преподаватели устраивали четырехнедельные семинары. Студенты могли сконцентрироваться на одной теме. Этот эксперимент оказался успешным.
Так, на факультете информатики в одном из немецких вузов учащиеся сдали экзамен в среднем на балл лучше, чем студенты годом раньше. Правда, и затраты на учебу возросли. Вместо среднего показателя они тратили 34 часа в неделю.
Сколько часов в день должен учиться студент?
Какое предельное количество учебных часов может быть установлено для студентов? Сколько часов обучения допустимо для студента, а сколько нет? И каким законом регламентируется нагрузка для студентов высших учебных заведений?
Учебная нагрузка на студента
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
В высшем учебном заведении учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).
В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.
Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.
Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45 — 50 минут.
Правило 10 000 часов: нужно ли столько времени, чтобы овладеть новым навыком?
В книге «Гении и аутсайдеры» автор развивает идею о том, что требуется 10 000 часов усердных занятий, чтобы овладеть каким-либо навыком и стать высококлассным профессионалом 1 min
В книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл развивает идею о том, что требуется 10 000 часов усердных занятий, чтобы овладеть каким-либо навыком и стать высококлассным профессионалом. Собираетесь ли вы стать самым востребованным мотивационным спикером, следующим Майклом Фелпсом или хотите выучить иностранный язык, вы должны признать тот факт, что для достижения превосходных результатов в выбранной вами области потребуется время.
«Обучение – это не способ раскрыть свой потенциал, а способ его развития», — К. Андерс Эрикссон.
Но многие люди задаются вопросом: Действительно ли нужно 10 000 часов, чтобы в полной мере овладеть каким-то навыком или талантом?
Или все же существуют другие (более быстрые и эффективные) пути?
Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте еще раз вернемся к правилу 10 000 часов и узнаем, как оно стало своего рода эталоном достижения совершенства.
Откуда пошло правило 10 000 часов?
Правило 10 000 часов
В 2008 вышла книга Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры: история успеха», и она немедленно стала бестселлером. Книга рассказывает о нескольких выдающихся личностях. Таким образом, Гладуэлл вывел правило 10, 000 часов, рассказывая о тех, кто не вписывается в типичное понимание об успехе.
В книге правило 10 000 часов является ключом к успеху. По словам Гладуэлла необходимо усиленно практиковать какой-то навык в течение 10 000 часов, чтобы добиться мирового успеха.
«Гении и аутсайдеры» стала необычайно популярной, как и само правило. Многие люди немедленно последовали идее Гладуэлла, стараясь отработать положенные часы, чтобы достичь успехов в спорте, искусстве и даже бизнесе.
Многим показалось, что это отличный совет по самосовершенствованию; это дало надежду тем, кто изначально считал, что для достижения успеха необходимы генетика и достаток.
К сожалению, есть те, кто оспаривает теорию Гладуэлла и продолжает задаваться вопросом: «Каково значение правила 10 000 часов?»
Гладуэлл основал свое правило 10 000 часов на исследованиях, проведенных ученым К. Андерсом Эриксcоном. Однако Гладуэлл на самом деле никогда не брал интервью у Эрикссона.
В своем исследовании Эрикссон стремился выяснить: «Каким образом люди самосовершенствуются?»
Он обнаружил, что человеку необходимо около 10 000 часов, чтобы преуспеть в таких сферах жизни, как шахматы, гольф или чтобы подготовиться к музыкальному конкурсу. Тем не менее, это не касается ученых или тех, кто-то хочет выучить что-то новое ради карьеры или хобби.
Эрикссон обнаружил, что чтобы стать экспертом в выбранной области, важно не то, сколько вы практикуетесь, а скорее как проходит процесс. Он назвал эту концепцию «намеренной практикой».
Джош Кофман, автор книги «Сам себе МВА», утверждает, что для освоения навыка нужно всего около двадцати часов. Зная это можно сказать, что вам точно не потребуется 10 000 часов, чтобы стать экспертом в какой-то области.
Итак, как вы можете сделать процесс обучения более эффективным?
В этой статье мы рассмотрим 11 способов, как освоить навык и разрушим миф о 10 000 часах. Чтобы стать экспертом, каждому может потребоваться различное количество времени, но определенно не нужно тратить буквально тысячи и тысячи часов, чтобы научиться чему-то.
11 способов овладеть ЛЮБЫМ навыком
1. Ставьте перед собой посильные задачи
Следует ответственно подходит к выбору нового занятия. Неверный выбор навыка способен помешать вашему успеху с самого начала, поэтому убедитесь, что умение найдет применение в реальности.
Идеальный навык либо решает проблему, которая у вас есть, либо напрямую связан с чем-то, что вам очень интересно. В противном случае вы можете потерять мотивацию и настойчивость, которые так необходимы для достижения успеха.
Значит, вам нужно выбрать навык, процесс овладения которым настолько же увлекателен, как и достижение финальной цели. Допустим, вы хотите научиться писать коды, чтобы создавать конкретные компьютерные программы. Если процесс обучения кажется неподъемным – или хуже того, скучным, — вы подсознательно настраиваете себя на провал. Обучение должно казаться увлекательным, а не утомительным.
Исследование показало, что сосредоточение на долгосрочных целях является отличной мотивацией на начальном этапе, но может помешать вам наслаждаться процессом обучения. Напротив, если вы просто будете получать удовольствие от процесса, то, скорее всего, вы не захотите бросить это в дальнейшем.
Кроме того важно выбрать конкретную цель и видеть ясные пути ее достижения. Расплывчатые цели совсем не мотивируют. В таком случае гораздо труднее отслеживать прогресс.
Постановка конкретных целей помогает лучше понять их значимость для вас. Например, вы можете сказать обобщенно: «Я хочу больше заниматься спортом». Но правильно будет так: «Я хочу купить абонемент в спортзал и заниматься 4 раза в неделю, чтобы поправить здоровье».
Выберите что-то, что поможет решить насущные проблемы и будет представлять для вас интерес. Наслаждайтесь процессом обучения и старайтесь ставить конкретные цели.
2. Учитывайте свой текущий уровень владения навыком
Возможно, вы еще новичок в сфере, в которой хотите разобраться. Учитывайте, что каждый человек по-своему понимает «освоение навыка». Ваша версия может кардинально отличаться от чьей-то еще.
Возьмем, к примеру, ораторское искусство. Кто-то может подумать, что он должен уметь выступать перед сотнями людей и ни разу не споткнуться. Для вас же это может означать способность выступить с презентацией перед коллегами.
Если вы поставили цель, которая требует, чтобы вы за короткое время совершили значительный прогресс, с большой вероятностью вы потерпите поражение и сдадитесь. Однако, если вы поставили себе адекватную цель, учитывая навыки на данный момент, будет проще шаг за шагом достичь ее.
3. Определите лучший способ обучения
Может, вам проще учиться чему-то на практике. А, может, вам проще следить и повторять за другими. Используйте те методы, которые подходят именно вам.
Исследования показали, что на слух люди воспринимают только 5% информации. Однако они усваивают 75% знаний, полученных на практике. Более того, у людей в голове откладывается 90% знаний, которые они узнают, объясняя что-то другим.
Чтобы ваш разум был готов к восприятию информации, нужно заботиться о себе, достаточно спать и не забывать о физических упражнениях. Это не только поможет учиться быстрее, но и активирует нейроны в мозгу, что повышает обучаемость и способность запоминать новое.
4. Попробуйте овладевать навыком поэтапно
Так вы точно не перегрузите себя. Гораздо проще осваивать навык по частям.
Первым делом нужно определить, какие аспекты являются основным и самыми важными. Предположим, вы учите иностранный язык. Не говорите себе: «Я буду учить французский». Лучше разбейте эту цель на несколько целей поменьше, например: «Я хочу освоить французский на начальном уровне за три недели». Таким образом, вы четко определите свою цель; теперь задание кажется вполне выполнимым.
Овладеть новым делом и знаниями
5. Расставляйте приоритеты
Процесс освоения навыка можно разбить на достижение более маленьких целей, которые складываются в одну большую. Нужно определить эти цели, понять, какие действительно необходимы для достижения успеха и уделять им внимание в первую очередь. Как только вы это сделаете, начинайте целенаправленно практиковаться.
Определите какие-то контрольные точки во время процесса обучения, чтобы легче было отслеживать прогресс. Это очень мотивирует на долговременное обучение. Например, если вы учитесь играть на гитаре, можете для начала поставить себе цель разучить четыре разные песни, начиная от самой легкой и заканчивая самой сложной. Каждая выученная песня – это пройденный этап в освоении цели.
6. Во время обучения уделяйте внимание качеству работы, а не количеству
Помните о правиле 80/20. 80% вашего обучения приходится на 20% выполненной работы. Определите те 20%, которые дадут максимальные результаты.
Например, при изучении французского языка вы быстро заметите, что есть несколько очень важных ключевых слов, которые повторяются неоднократно. Погуглите «наиболее употребляемы французские слова» и сначала сосредоточьтесь на них. Можно потратить уйму времени, пытаясь запомнить названия всех животных по-французски, но, в конце концов, вы поймете, что это не пригодится вам так сильно, как меньшее количество слов, необходимых в повседневной жизни.
Одна из проблем, связанных с мифом о 10 000 часов, заключается в том, что основное внимание уделяется количеству времени, от чего страдает качество вашей практики.
7. Найдите наставника, тренера или учителя, который поможет отследить прогресс
Когда вы изучаете навык, может быть трудно понять, с чего начать. Наставник станет для вас примером, сможет дать полезный совет с точки зрения человека, уже прошедшего этот путь.
При встрече с вашим наставником задавайте конкретные вопросы, например, спрашивайте о препятствиях, с которыми он столкнулся в процессе обучения, или что из выученного он использует регулярно, а что позабылось. Вы также можете спросить своего наставника, что, по его мнению, отличает экспертов от неспециалистов.
8. Делитесь новыми знаниями с другими
Когда вы передаете знания другим, вы сами начинаете лучше разбираться в вопросе. Как мы уже говорили ранее, учить кого-то – лучший способ учиться самому. Если вы понимаете концепцию или идею достаточно хорошо, чтобы объяснить ее другим, это поможет вам усвоить информацию самостоятельно.
Есть несколько способов оказаться в позиции учителя. Обучение может проходить неформально, не обязательно вести урок с целым классом, хватит нескольких людей. Найдите друга, который тоже заинтересован в получении этого навыка, и для начала начните работать с ним. Или же придумайте другой способ передать опыт и знания.
Таким образом, вы лучше поймете то, чему учитесь, и сможете взглянуть на предмет по-новому. Это также даст вам возможность выяснить, какой метод обучения наиболее эффективен для других. Это поможет улучшить собственные способности к обучению, совершенствовать навыки общения с разными людьми во всех сферах вашей жизни.
9. Практикуйтесь в то время суток, когда вы чувствуете себя наиболее продуктивно
У каждого бывают такие моменты, когда человек ощущает себя менее продуктивным и попытки «подзарядиться» ведут к неудовлетворительным результатам. Исследования показали, что усиленная умственная деятельность сильно снижает производительность, потому что ваш мозг способен сосредоточиться только в течение 1.5-2 часов, а потом требуется небольшой перерыв.
Выясните, в какие часы вы наиболее продуктивны, проследив за своим графиком привычек и за тем, когда вы испытываете прилив энергии. Например, вам самим лучше знать жаворонок вы или сова; когда у вас лучше получается сосредотачивать внимание на деле.
Также вам нужно научиться управлять своим временем. Выделите 1.5-2 часа в день на занятие в периоды наибольшей продуктивности.
Это спасет вас от выгорания. Как только вы начнете заниматься новым делом, вам может хотеться отдавать ему каждый час. Но подобный подход очень быстро приведет к эмоциональному выгоранию. Не нужно тратить всю энергию на одно единственное дело.
10. Будьте терпеливы
11. Ставьте выполнимые цели на каждый день
Следует начать с небольших шагов. Возможно, вам захочется полностью уйти в обучение, но необходимо продвигаться постепенно.
Небольшие последовательные шаги приведут к значительным изменениям в будущем, а слишком быстрый темп может все испортить.
Если вы будете ставить себе рациональные цели, вы с меньшей вероятностью бросите свое занятие. Достигая небольших целей, вы добьетесь успеха.
Подведем итог
Сегодня мы выяснили, что правило 10 000 часов стало популярным благодаря Малкольму Гладуэллу. Еще мы узнали, что это очень популярная концепция, однако необязательно следовать ей.
Существуют другие способы эффективно и быстро освоить новый навык. Вовсе необязательно тратить столько времени, сколько указал Гладуэлл. Если вы будете ставить себе маленькие цели и постепенно достигать их, вы сможете быстрее добиться того, что запланировали.