сказка ветер и солнце чему учит сказка
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
вторник, 14 мая 2019 г.
Ушинский К. «Ветер и солнце»
Ушинский К., «Ветер и солнце»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Ветер и солнце» и их характеристика
Чему учит сказка «Ветер и солнце»
Сказка учит не уповать на силу, а добиваться всего добром и лаской. Учит не спорить по пустякам. Учит одеваться по погоде.
Отзыв на сказку «Ветер и солнце»
Поучительная история, в которой говорится о том, что любая сила наталкивается на противодействие, а добро и ласка сопротивления не встречают.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ветер и солнце»
Однажды Солнце и Ветер поспорили о том, кто из них сильнее. Уступать никто не хотел и потому решили помериться силами над путешественником, который в это время ехал по дороге.
Ветер решил сорвать с путешественника плащ и налетел на путешественника что было мочи. Но как ни старался Ветер, путешественник только плотнее закутывался в плащ, а потом и вовсе подвязал плащ поясом.
Понял Ветер, что теперь ему точно не сорвать плащ и отступился.
Тогда за дело взялось Солнце, которое выглянуло из-за туч, осветило дорогу и путешественника, и стало ощутимо пригревать. Путешественник согрелся, сперва распустил плащ, а потом и вовсе снял его и привязал к седлу.
А Солнце сказало Ветру, что иногда лаской и добрым словом можно добиться гораздо большего, чем грубой силой.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о сказке Ушинского «Ветер и Солнце»
Главные герои сказки Константина Ушинского «Ветер и Солнце» однажды поспорили о том, кто из них сильнее. Чтобы узнать, кто же прав в этом споре, Ветер и Солнце решили испытать свои силы на всаднике, который ехал по дороге.
Северный Ветер заявил, что он сумеет сорвать с путешественника плащ. Ветер стал дуть со всех сил, но всадник лишь посильнее закутался в плащ и продолжал ехать. Тогда Ветер стал поливать его дождем и осыпать снегом. Но путешественник только ругал Ветер и сильнее кутался в свой плащ.
Солнце, увидев, что Ветер не может сорвать с человека плащ, выглянуло из-за туч и стало действовать по-своему. Теплом своих лучей оно высушило землю и обогрело путешественника. Тот почувствовал, что в плаще ему становится жарко и сам снял его.
После этого Солнце сказало Ветру, что добротой и лаской можно добиться гораздо больших успехов, чем гневом.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки Ушинского «Ветер и Солнце» заключается в том, что люди гораздо сильнее отзываются на доброту и ласку, чем на злость и гнев. Негативное воздействие на любого человека порождает его ответную реакцию, и человек всеми силами стремится защититься от недобрых действий.
Сказка Ушинского «Ветер и Солнце» учит всегда добиваться своего добром, а не гневом.
В сказке мне понравилось Солнце, которое победило в споре с Ветром, используя лишь добро и ласку.
Эта сказка мне понравилось своей направленностью на доброе, светлое, теплое. Хорошо, что доброта живет вместе с нами. Будь добрым! И мир улыбнется тебе.
Какие пословицы подходят к сказке Ушинского «Ветер и Солнце»?
Добро сильнее зла.
Доброта и искренность — признак силы. Не каждый может себе это позволить.
За твое, за мое спор разгорается.
Кроткое слово гнев побеждает.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер»
Читательский дневник по русской народной сказке «Мороз, Солнце и Ветер»
Название: «Мороз, Солнце и Ветер».
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: старик, Мороз, Солнце, Ветер.
Характеристика главных героев:
Старик — мудрый и находчивый.
Мороз и Солнце — важные и задиристые.
Ветер — могучий и справедливый.
Краткое содержание сказки «Солнце, Мороз и Ветер»
Шли по дороге Мороз, Ветер и Солнце, а навстречу им старик.
Поклонился он и дальше пошёл.
А они стали спорить, кому это старик поклон отвесил.
Не нашли они согласия и решили догнать мужичка.
А он им и ответил, что поклонился Ветру.
Хотели Мороз, и Солнце отомстить старику.
Да только без Ветра ничего у них сделать не получилось.
План сказки:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Солнце, Мороз и Ветер»
Главная мысль сказки в том, что ветер может и охладить, и согреть.
Основная идея произведения состоит в том, что ветер мороз прогоняет, а жару усмиряет
Чему учит сказка
Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми и отходчивыми.
Учит не спорить по пустякам.
Краткий отзыв о сказке «Мороз, Солнце и Ветер» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда надо уметь выбирать самое важное.
Старик выбрал ветер и не прогадал.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней говорится о том, что ветер прогоняет холод и остужает в жару.
Мне понравился мудрый старик, потому что он сумел сразу сделать правильный выбор.
Я всем советую прочитать эту историю и научиться понимать, что важнее, а чем можно пренебречь.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
— Это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал.
— Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
Какая главная мысль рассказа «Ветер и солнце» Ушинского?
Константин Ушинский. Ветер и солнце. Главная мысль.
Главная мысль рассказа «Ветер и солнце».
Ушинский. Ветер и солнце. главная мысль.
В рассказе Константина Ушинского «Ветер и Солнце» две природных стихии поспорили о том, кто из них сильнее. Спор по большому счету бессмысленный, так как без них обоих природа и ничто живое не может существовать. Это одна из мыслей рассказа: важно уметь сосуществовать, выполнять вместе важное дело, не ссориться и не мериться своим эго.
Ветер попытался сорвать плащ с прохожего, но у него ничего не получилось. Солнце же пригрело ласковыми лучами и путник снял плащ. Это и есть главная мысль рассказа Ушинского «Ветер и солнце»: гораздо больших результатов можно добиться добром, лаской, важно, чтобы человек сам сделал, а не силой его к этому принуждать. Да и быстрее результат будет достигнут.
Короткая, но очень поучительная и глубокая сказка.
Какая главная мысль рассказа «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского, можно понять, если проследить за поступками двух действующих героев: Ветра и Солнца.
Как-то поспорили Ветер и Солнце, кто из них могущественнее. Чтобы доказать свою силу, Ветер изо всех сил стал дуть на одинокого путника. Человеку был неприятен колючий, холодный и злой Ветер. Путник только сильнее укутывался в свой плащ, чтобы Ветер не сорвал его.
Как ни дул Ветер, он не смог раздеть путника.
Тогда взялось за дело Солнце. Оно стало пригревать все сильнее и сильнее. Стало жарко путнику, и он сам снял свой плащ.
В сказке «Ветер и Солнце» русский писатель К. Ушинский утверждает главную мысль: добротой и лаской много можно достичь, нежели злом и силой.
Эта сказка повествует о споре ветра с солнцем, которые решили выяснить, кто из них сильней и в качестве «объекта» для своих состязаний ими был выбран путник, с которого нужно было снять плащ.
Как ветер не старался и в гневе не срывал плащ, осыпая путника дождем и снегом, но ему ничего не удалось. Человек просто одел плащ и подвязался поясом.
Солнце же не стало сердится на человека, оно просто улыбнулось и пригрело, и конечно путник сам от солнечного тепла снял свой плащ.
Наверно сама главная мысль этой сказки написана в конце этого произведения.
Добро и ласка могут сделать намного больше чем злоба и гнев.
В этой короткой сказке-притче выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского рассказывается о том, как поспорили Ветер с Солнцем, кто же из них могущественнее. Доказывать друг другу свою силу и власть они решили на путнике, ехавшем на лошади по дороге. На путнике был плащ, и заставить его скинуть с себя этот плащ решили спорщики. Каждый подошёл к делу по-своему. Ветер попытался сорвать плащ силой. Но как он ни старался задувать, человек только плотнее закутывался, чтобы защититься от него. Солнце же, когда пришла его очередь, просто ласково пригрело своими лучами озябшего путника, и человек, согревшись, сам снял с себя плащ.
Ушинский в сказке «Ветер и Солнце» в аллегорической форме попытался доказать превосходства добра над злом, а именно превосходство ласкового отношения над принуждением.
Ветер и Солнце в этой сказке решили выяснить, кто из них сильнее, кто из них сможет заставить человека снять плащ. Как не дул, не ярился ветер, человек только туже запахивал плащ, но сорвать плащ с человека Ветер не сумел. Он пытался использовать грубую силу.
Иной подход выбрало Солнце, оно ласково пригрело человека и тот сам, без принуждения снял плащ. Солнце использовало убеждение, ласку, даже может быть здравый смысл.
Главная мысль этого рассказа в том, что ласка и убеждение всегда окажутся сильнее грубой силы, принуждения. Потому что принуждение вызывает противодействие, а противится ласке не хочется никому.
Если копнуть глубже, то суть сказки в том, что каждый более охотно сделает то, что выгодно ему, а не то, что выгодно кому-то еще.
Рассказ Ушинского «Ветер и солнце» очень поучительный.
Главными героями рассказа являются солнце и ветер, которые однажды решили помериться силой, а именно снять с путника плащ.
Как ветер не старался, не хмурился, не злился, но плащ снять он так и не смог.
Солнце же напротив, улыбнулось путнику и согрело его тёплыми лучами.
Солнце выиграло спор у ветра.
Рассказ учит доброте и вниманию, проявлять терпение, ласку к своим близким.
Рассказ учит тому что добро, терпение всегда побеждает зло.
Если нужен положительный результат, то быстрей его можно добиться лаской, добротой, чем злом (не добрыми действиями).
Ветер в итоге проиграл солнцу, солнце смогло снять плащ с путника, а ветер как ни старался, ни чего у него не получилось.
Это произведение достаточно интересное и многому на учит.
Главные герои тут ветер и солнце. Они пробовали снять с путника плащ разными методами. В итоге победило солнце. Так что произведение нас учит что всего можно добиться добротой и хорошим отношением можно добиться многого, нежели когда ты появляешь агрессию и злобу.
Эта сказка очень интересная, в ней рассказываться, как однажды поспорили ветер и солнце.
Ветер кричал, что он сможет снять плащ с путника, но сколько он не старался путник при каждом порыв ветра лишь сильнее в него закутывался. Но стоило лишь выглянуть солнышку, как сразу стало тепло и путник сам скинул свой плащ.
Главная мысль произведения в том, что если действуешь агрессивно и резко, то это никогда не принесет желанного результата, действовать нужно с добром и тогда люди сами захотят пойти к вам навстречу.
Но к сожалению, многие люди этого не понимают, они думают, что если будут действовать агрессивно. то смогут добиться много, но как правило в жизни это не срабатывает.
Очень милый рассказ Геннадия Снегирева «Верблюжья варежка» повествует о мальчике, которого не пускали гулять без варежек. Мальчик оказался находчивым. Краткое содержание рассказа:
Стоит зима, мороз лютует, мальчика не пускают на улицу без варежек. Мама связала уже 1,5 варежки, на этом нитки закончились.
Тут к маме пришел дворник дядя Федя и рассказал про дрова, что привезли на верблюдах. Пока мама смотрела и выбирала дрова, мальчик решил настричь шерсти с верблюда себе на варежку.
Он залез на верблюда, настриг полный карман шерсти. В знак благодарности мальчик принес животному кусочек посоленного хлеба. Мама сначала отругала мальчика за то, что тот вышел на улицу без шапки. А потом села прясть нитки из верблюжьей шерсти и довязывать варежку.
Если совсем кратко для читательского дневника:
Вот как заканчивается рассказ:
Главная мысль рассказа в том, что нужно быть находчивым и благодарным. Мальчик не стал ждать, пока мама раздобудет у тети Даши ниток, а постриг немного шерсти с верблюда. Мальчик не забыл поблагодарить животное за такой «подарок» и угостил его хлебом.
Николай Иванович Сладков написал немало коротких, но поучительных сказок-рассказов о природе. Его произведение «Почему год круглый» не является исключением.
Сама сказка небольшая. Собственно говоря, она представляет собой диалог между тремя героями произведения: Солнцем, Дубом и Елкой. Эти персонажи пытаются ответить на вопрос: «Почему год круглый?».
При этом каждый из героев видит причину по-своему и дает ответ из своих соображений, исходя из того, что именно ему ближе. Солнце видит причину в том, что Земля вращается в течение года вокруг него. Дуб вспоминает о кольцах на спиле ствола дерева, рассказывающих о возрасте. Ель уверена, что год круглый, потому что елки зеленые круглый год.
Каждый из персонажей рассматривает ситуацию со своей колокольни. В этом, пожалуй, и заключается основная мысль сказки.
Кроме того, автор в очередной раз подчеркивает многообразие и неповторимость природы.
План этого рассказа можно предложить такой:
Главная мысль этого рассказа заключается в том, что совершая рискованный поступок, нужно осознавать его последствия. Нельзя своих родных и близких волновать, ведь они за нас переживают и беспокоятся.
Очень непростая сказка, даже скорее притча, о том как Бог забирает маленьких детей к себе.
Андерсен «Ангел» краткое содержание таково:
Когда умирает ребенок, ангел забирает его на небо, но по пути еще собирает цветы. Вот ангел спустился за одним ребенком и они все высматривали, какие же цветы взять с собой. Ребенок предложит куст роз, который сломали, чтобы тот расцвет на небесах.
Ангел же искал другой цветок. Они отправились в очень узкую улочку, где на тротуаре после переезда валялся всякий хлам и среди него горшок с засохшим цветком.
Ангел рассказал историю этого цветка. Когда-то в подвале жил мальчик, больной, на костылях он никуда не выходил. Его друг как-то принес ему букет цветов, где один был с корнями. Болеющий мальчик посадил его и стал ухаживать. Когда мальчик умирал, он смотрел на свой цветок.
Этим мальчиком был ангел, что нес малыша теперь на руках (мальчик умер ровно год назад).
Эта сказка перекликается со сказкой «Пятеро из одного стручка«. В ней также цветок, точнее проросшая горошина спасла девочку от смерти, своей зеленью и жизнелюбием вылечила ее. Вот краткое содержание «Пятеро из одного стручка». У нее концовка веселее, нежели у «Ангела».
Урок литературы. Русская народная сказка «Мороз, солнце и ветер»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: “Сегодня урок литературы необычный. Кроме учебников – наших помощников у вас на парте лежат творческие работы. Вы впервые сочиняли загадки. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями”.
2. Проверка домашнего задания.
Без спичек и огня ночью зажигается она.
Зимой он за нос нас кусает,
Летом в лесу отдыхает. (мороз)
Красивое коромысло
Через мост повисло. (радуга)
Белые лошадки по небу бегут
Прыгают и скачут, солнышко прячут. (облака)
Учитель: Каким художественным приемом пользуются при составлении современных загадок?
Учитель: А раньше люди каким приемом пользовались?
3. Новая тема.
Учитель: А теперь послушайте загадки, которые я подобрала.
Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)
Бывает он в холод
Бывает он в зной
Бывает он добрый
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали
Каков он на вид. (ветер)
Дети отгадывают загадки, поочередно открываются иллюстрации отгадок.
4. Словарная работа.
(Читает сначала учитель, затем дети, некоторые слова пытаются объяснить сами, после прочтения открывается пояснение).
5. Чтение сказки учителем (для более тонкого восприятия).
6. Учитель: Понравилась сказка? Понравился вам выбор старика?
Ответы детей: Старик оказался мудрым, он выбрал самую могущественную силу.
7. Чтение по частям хорошо читающими детьми, остальные следят.
Нацеливание: постарайтесь прочитать так, чтобы был понятен характер героев.
8. Работа по тексту.
Учитель: Какими изображаются в сказке Мороз? Солнце? Ветер?
Ученик. А. Они спорят, даже до драки дошло.
Ученик Б. Они выясняют, кто из них важнее и страшнее.
Учитель: Подтвердите свои ответы чтением из текста.
Дети зачитывают отрывки.
Учитель: Правильно. Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они изображаются спорщиками. Какие художественные приемы используются в сказке?
В классе тишина. После некоторого молчания дети начинают отвечать.
Ученик А. Олицетворение. Все силы природы представлены в виде живых существ.
Ученик В. Слова Солнце, Мороз и Ветер написаны с большой буквы, это их имена.
9. Мифы.
В древние времена люди считали мороз, солнце и ветер живыми существами.
Мороз – повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, улицам и стучит. От этого стука сковываются льды, начинаются трескучие морозы. Очень он не любит тех, кто дрожит и ругает мороз. Люди всегда пытались его задобрить. Существовал даже специальный обряд. Накануне Рождества старший член семьи должен был выйти на улицу с ложкой киселя и предложить Морозу со словами: “Мороз, приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес” и далее перечислялись все растения, которые мороз должен был побить.
Боялись и Солнца. Думали, что оно могущественное существо. Чтобы оно беспощадно не палило, не сжигало урожай на полях, в дар Солнцу люди строили пирамиды. Чтобы задобрить Солнце люди часто собирались вместе и на коленях молили Солнце пощадить их.
И последняя сила – самая могущественная – Ветер.
Фантазия древнего человека представляла его дующим, выпускающим из своего рта вихри, метели, ураганы.
Воздух – дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства от сверхъестественной физической силы.
Учитель: Страшно было жить древнему человеку?
Учитель: А в нашей сказке мы можем сказать, что человек боится этих стихий?
Учащиеся: Нет, он не боится их.
Учитель: Найдите в тексте слова, доказывающиеся независимость человека. Подберите точную манеру исполнения.
Ученик: Ветру, кому же еще как не ему!
10. Работа по ленте времени.
Учитель: Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?
Ученик А. Я думаю, что древняя, потому что в сказке встречаются слова, которые сейчас не произносим. И еще, старик на рисунке в лаптях, а сейчас такую обувь не носят.
Ученик Б. А я не совсем согласна, я думаю, сказка не очень древняя потому, что старик уже не боится природных сил.
Учитель: Вы оба рассуждаете правильно. С одной стороны старик относится с уважением к природным силам, отвесил поклон – все это признаки того, что сказка довольно старая. С другой стороны, в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно. То есть, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, намного позже, хотя и современной ее назвать нельзя.
11. Физкультурная минутка “Очищающее дыхание”.
Цель: важная техника на “Осознанное дыхание”.
Если дети смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.
Учитель: Встаньте выпрямившись, держите спину прямо. Подложите руки на стол вверх ладошками. Мысленным взором посмотрите в центр груди. Будем выдыхать серый воздух: беспокойство, страх, напряжение, а вдыхать голубой: спокойствие, уверенность, легкость.
12. Работа по группам. Чтение по ролям.
Дети делятся на три группы. Каждая группа получает отрывок из сказки.
Дается 5-7 минут на подготовку. Проверка.
13. Работа с иллюстрациями – выборочное чтение.
Учитель: К какому отрывку из текста сделаны иллюстрации? Докажите, читая текст.
14. Итог.
Учитель: В чем сходство загадок и сказок, которые были написаны в старину?
Ученик: В загадках и сказках используется прием олицетворения.
Учитель: Кем вы были сегодня на уроке?
Детям раздаются карточки с изображением аплодисментов.
15. Домашнее чтение.
Вариант 1. Перечитать сказку еще раз. Подготовить пересказ.
Вариант 2. Перечитать сказку. Подумать вот над чем:
а) Как изменился бы ход событий в сказке, если бы она была написана в древности?