Сказка танюшка и мачеха чему учит
Конспект урока по родной (русской) литературе на тему «Донская сказка «Танюша и мачеха» (5 класс)
5 класс. Родная (русская) литература.
Донская казачья сказка «Танюша и мачеха»
Цели: 1. Обучать выразительному чтению, пересказу текста; знать особенности донского фольклора, находить сходство и различие с фольклором русского народа. 2. Воспитывать у учеников художественную наблюдательность, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю. 3.Развивать творческое и репродуктивное воображение, стремление к общению с книгой.
Наглядность: рисунки уч-ся
Слайд 1. 1. Вступительное слово учителя: Се годня я приглашаю вас в небольшое путешествие в казачий мир. Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, ( Слайд 2 ) земля мужественных и в то же время очень добрых людей. Об обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из разных источников. ( Слайд 3 )
— Что это такое вы услышали? (сказка «Бочонок и бочка»)
Слайд 5. Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом и второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками. Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи, свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились, появились новые волшебные истории.
Знакомясь сегодня с казачьей сказкой «Танюша и мачеха», мы постараемся найти в ней сходство и различие со сказкой русского народа.
Дома вы уже прочитали донскую сказку, попрошу вас объяснить значение некоторых слов.
2. Словарная работа. Слайд 6.
Корец –ковш; не убратая – не одетая; гутарить – говорить; кочет – петух; махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в конец девичьей косы; монисто – женское украшение на шею.
3. Беседа по содержанию. Слайд 7.
1) О чём эта сказка? (скажите одним предложением)
2) Понравилась вам она? Чем?
Слайд 8. 3) Какими пословицами можно передать идею (главную мысль) донской сказки «Танюша и мачеха»? Прочитаем их:
Казак и в беде не плачет.
Что посеешь, то и пожнешь.
Каждый казак государь в своем дворе.
Смекалка – второе счастье.
Гляди не на человека, а на его дела.
Жадность – всякому горе начало.
4) Мы знаем разные виды сказок. Напомните мне их.
Слайд 9. 5) К какому виду сказок относится донская казачья сказка
«Танюша и мачеха?» Докажите правильность своего ответа.
6 ) Кто же герои данной сказки? Назовите их.
7) Кому вы сочувствуете в произведении?
Слайд 10. 8) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней. Зачитайте отрывки из сказки.
Слайд 11. 9) Какую характеристику можете дать мачехе? Зачитайте текст.
Слайд 12. 10) Действительно ли это сказочная история? Есть ли зачин и концовка у данного текста?
4. Защита иллюстраций. Слайд 13.
— Какие иллюстрации вы нарисовали к прочитанной сказке? Послушаем некоторых ребят.
Что вы изобразили на рисунке?
Почему данный эпизод (герой) нарисован?
Учитель находит в работах сходство, разницу, обобщает данный вид работы.
5. Выразительное чтение в лицах.
— Обратимся к самой сказке. Прочитайте эпизод со слов «Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…» до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и пропал…».
Слайд 15. — Какую русскую народную сказку напоминает вам сказка «Танюшка и мачеха?» ( Слайд 16. «Морозко.»)
6. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки донского края.
— Найдите сходство в русской народной сказке и сказке донских казаков.
1)Имеют зачин и концовку. («Ж ил старик со старухой », «А мачеха … ждет свою дочь»)
2) Цифра «3» ( а) мачеха варит 3 яйца, б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями. в) 3 раза лает собачка).
— Определите различие в сказке Дона и русской народной сказке.
-В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.
Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков. ( повозка, хата, приглашение венчаться…)
— Как говорят герои, как одеваются? («гутарит», «слазь», «махор»…)
Много сказок живет на Дону. Их любят все: взрослые и дети. Этот жанр народного творчества навсегда вошёл в нашу жизнь. Казаки говорят: «Сказка – складка, а уму учит». Так чему нас учит сказка «Танюша и мачеха»?
Слайд 18. Сказки учат нас быть твердыми в горестях, призывают не мириться со злом. Вот почему они всегда будут любимы народом и им обеспечена долгая счастливая жизнь. Слайд 19. Сказки написаны сердцем, пропитаны любовью к родной земле. Надеюсь, и вас они не оставят равнодушными.
Слайд 21. Как напутствие, прозвучат слова К.Паустовского: «И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».
Презентация по родной (русской) литературе на тему «Донская сказка «Танюша и мачеха» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Земля сильных, гордых и в то же время очень добрых, открытых людей.
Изучение казачьих традиций, литературных произведений помогает восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, раскрывает неповторимую красоту Донского края.
Донская казачья сказка «Танюша и мачеха»
Чем дальше в будущее входим, Тем больше старым дорожим… В. Шефнер
Словарная работа Корец Не убратая Гутарить Кочет Махор Монисто
Беседа по содержанию О чём донская казачья сказка «Танюша и мачеха»?
Какими пословицами можно передать идею (главную мысль) донской сказки «Танюша и мачеха»? Казак и в беде не плачет. Что посеешь, то и пожнёшь. Каждый казак государь в своём дворе. Смекалка –второе счастье. Гляди не на человека, а на его дела. Жадность – всякому горе начало.
К какому виду сказок относится донская казачья сказка «Танюша и мачеха?»
Главная героиня сказки
Мачеха и падчерица
Есть ли зачин и концовка у данной сказки?
Защита иллюстрации Что вы изобразили на рисунке? Почему данный эпизод (герой) нарисован?
Выразительное чтение эпизода «Танюша в ночном лесу» «Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…»
Какую русскую народную сказку напоминает нам казачья сказка «Танюшка и мачеха?»
«Морозко» Какую русскую народную сказку напоминает нам донская сказка « Танюшка и мачеха?»
Сходство и различие русской народной сказки «Морозко» и казачьей сказки «Танюша и мачеха» Сходство Зачин и концовка похожи («Жил старик со старухой», «А мачеха … ждет свою дочь») Использование цифры 3 Различие Предметы, образы, характерные для казаков (повозка, хата, приглашение венчаться и др.) Речь героев («гутарит», «слазь», др.)
Сказка – складка, а уму учит Сказки донских казаков высмеивают глупость и лень, жадность и трусость, лживость и несправедливость, а прославляют мужество и смелость, трудолюбие и честность, смекалку и ум.
В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание.
Рефлексия «Три М» назовите 3 момента, которые получились хорошо у вас в процессе урока, предложите 1 действие, которое улучшит вашу работу на следующем занятии.
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мы познакомимся со сказкой, записанной на Дону в наше время. Называется она «Танюша и мачеха».
Номер материала: ДБ-1172924
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по литературе для 5 (6) класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
Сценарий урока литературы в 5 классе
под открытым небом
Учитель русского языка и литературы Беляева Е.А.
Цель урока: воспитание у учащихся уважения к культуре своего народа; формирование у них аналитических навыков.
1. Учитель: Добрый день, ребята! Добрый день, гости званные и желанные! Я рада приветствовать вас в добром здравии да в веселье. У нас сегодня необычный урок. Мы его проводим не в классе, а в музее под открытым небом, потому что именно здесь есть те элементы казачьего быта, которые помогут нам представить себе картину жизни казаков на Дону в далекие времена.
Ребята, я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее,
Чем наши любимые сказки.
— Вы уже знакомы с донскими сказками. Назовите сказки, которые вам запомнились.
— Кто из героев сказок, прочитанных вами, понравился и почему?
— Хорошо, на таких героев, действительно, хочется быть похожим. А скажите, со всех ли героев сказок, прочитанных вами, можно брать пример?
( Нет, баба Яга, была злая, хотела съесть Ванюшку. Злая мачеха в сказке «Танюшка и мачеха была жестокая, завистливая)
— Видите, ребята, есть и положительные, и отрицательные герои. На положительных хочется быть похожими, они побеждают зло с помощью добра, добиваются справедливости, а отрицательные нам не нравятся, они злые, коварные, хитрые. То есть
сказка учит мудрости, справедливости, доброте через любых персонажей.
— На прошлом урок мы с вами читали донскую бытовую сказку. Кто помнит, как она называется?
-Правильно, мы читали, слушали ее, познакомились с новыми казачьими словами, которые встретились в сказке. А сегодня на уроке мы наглядно увидим героев этой сказки, познакомимся с особенностями быта и речи казаков.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И бродить по свету
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться-
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостю: «Заходи»
— Сейчас вы увидите сказку «Казак и лиса».
2. Инсценировка сказки «Казак и лиса»
Сказка « Казак и Лиса».
Бежит по дороге лиса от кургана к кургану, из куста в кусточек. Хвост к земле, нюхает поживу. Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Увидела его лиса – шасть под кочку. Притаилась, а глаза во дворе. За плетнём куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают. Облизнулась лиса, язык за щеку и захромала. Подползла к казаку, запричитала:
— Бог помощь, добрый человек.
— Куда путь держишь? – спрашивает казак.
— Иду издалека, да со шляха сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, дай пройти напрямик к околице.
Поверил казак лисе, отворил ворота:
— Проходи, да поаккуратней, птицу не всполоши.
— До птицы ли мне? Еле ноги волоку.
— Ах ты, каналья, обманщица окаянная!
— Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка, забегу ещё – готовь курочку!
Крикнул казак – и собаку на неё:
— Я те вязы скручу! От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть–верть – не уйти, цепко
держит за кабаржину собака. Тут и сказке конец, а мне – бражки корец.
— Кто главное действующее лицо в сказке?
— Правильно, главным героем донской сказки всегда был казак. Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!» Казаки были вольными людьми. По мнению казака, главная ценность, которую он получал от Бога вместе с жизнью, была воля. Но воля не как свобода от законов, а как свобода выбора.
— Чем в сказке занимался казак?
Казак, прежде всего был воином. Еще мы узнали, что казаки занимались делами по дому, а что еще делали казаки, кроме того что занимались делами по дому?
Одним из древнейших занятий донских казаков было рыболовство. Лов рыбы на Дону особенно рыбных местах велся с соблюдением определенных правил, которые нельзя было нарушать. Ловить рыбу имел право каждый казак в пределах своего юрта.
— А еще чем занимались казаки?
Земледелием. Когда наступало время сенокоса, казаки со своими семьями выезжали в степь и по несколько недель не возвращались домой.
— Правильно, жизнь казаков проходила в постоянных трудах и заботах, особенно в летнее время.
Ребята, а каким представлен казак в этой сказке?
— Какие качества казака в этой сказке вы можете назвать?
— Скажите, только ли казак является героем сказки «Казак и лиса»?
( нет, еще героем сказки является лиса)
— Какая лиса в этой сказке?
— За что наказывает казак лису?
— Правильно ли сделал казак? Почему?
(правильно, плохо вела себя лиса, она обманула казака. За это и наказал казак лису)
— Правильно, несмотря на то, что казак доверчивый, он проявляет смекалку и сообразительность и наказывает лису за дерзость.
— Скажите, в казачьих народных сказках герои надеялись на чудо? А на что рассчитывали они?
(на свою смекалку, ловкость и удаль)
— Итак, какие наиболее характерные черты донского жителя отразились в этой сказке?
(сообразительность, умение действовать решительно в любой ситуации)
— Правильно, и неслучайно донская пословица гласит: «плох конь, коль не скачет; плох казак, коли плачет».
— А кто из вас скажет, чем отличается речь казака от современной речи?
(В казачьей речи много слов, которые не употребляются нами, например, вязы, пожива, тачает и др.)
— Правильно, такие слова, ребята, называются диалектными. Их употребляли наши предки, которые жили в то время, о котором говорится в сказке.
— Какие особенности быта отображены в этой сказке?
(он был около куреня)
-Что такое курень вы уже знаете. А опишите казачий двор. Что было во дворе, Назовите предметы казачьего быта.
-Правильно, в каждом дворе были амбар, где хранили зерно, сарай, в котором размещался сельскохозяйственный инвентарь, базы для скота. Колодцы. Казаки копали их сами. Воду доставали при помощи «журавля». Еще во дворе была летняя кухня или «печь-горнушка», на которой готовили еду.
— Обратите внимание, в нашем музее под открытым небом есть эти предметы казачьего быта.
— Мы с вами сегодня работали со сказкой «Казак и лиса». А скажите, нужно ли вообще читать донские сказки?
(Я считаю, читать донские сказки нужно, потому что они нас учат доброте, сообразительности, отзывчивости)
(Я считаю, читать донские сказки нужно, потому что они связывают нас с тем временем и с теми людьми, благодаря которым и мы есть.)
Что ж, придется расходиться…,
Вам желаем новых встреч.
Всем, кто хочет поучиться по-казачьи держать речь!
Богатеют пусть станицы, золотеют пусть поля,
Казаками пусть гордится наша славная земля!
Пора и честь знать. Спасибо вам за доброту и ласку. За рассказы и за сказку…
До свидания, доброго вам здоровья!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Онлайн чтение книги Казачьи сказки
ТАНЮША И МАЧЕХА
Жил старик со старухой. Была у них дочка. Жили-поживали, старуха помирать собралась. Перед смертью позвала дочку и наказала ей:
– Когда я умру, отец, может, на другой женится, а у ней будет своя дочь. Мачеха не захочет тебя держать, скажет отцу, чтобы он тебя в лес отвез. Ты, доченька, набери себе камушков и, как поедете с отцом в лес, кидай камушки на дорогу. По ним домой путь найдешь.
Померла старуха, а старик женился. Взял в жены женщину-вдову, а у нее была дочь. Невзлюбила мачеха старикову дочку Танюшку. Дня не было, чтоб она ее не ругала. Возьмет три яичка, сварит, а четвертое не варит. Дочери даст яичко, а Танюшке и ее отцу по половинке. Сегодня так, завтра так, послезавтра так. Таня и говорит:
– Что это ты, мама, сегодня три яичка варишь и на другой день три яичка?
Мачеха разобиделась, легла в постель и лежит. Приходит с работы отец, она ему гутарит:
– Твоя дочь меня в могилу сведет. Отведи ее в лес.
Повез старик дочку в лес, а она камушков набрала и кидает на дорогу. Приехали в лес. Старик посадил Танюшку на дерево и сказал:
– Сиди и не слезай с дерева, а я пойду дрова рубить, услышишь стук, то я.
Отошел он, привязал к дубу большой корец. От ветру корец шатается, стучит об дуб и гудит. Корец об дуб стучит, а Танюшка думает: «Отец дрова рубит».
Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве. Приходит бес, превратился в Танюшкиного отца и говорит:
– Слазь, дочка, домой поедем.
А корец знай себе стучит. Танюшка отвечает:
– Нет, ты не мой батюшка. Мой дрова рубит. Слышишь, как он топором стучит?
Побежал бес отца искать. Искал, искал – нигде не нашел. Приходит до стариковой дочки и говорит:
– Девка, девка, пойдешь за меня замуж? Она отвечает:
А ночью мороз большой стал, вот бес и гутарит:
– Бог его нанес, – отвечает Танюшка. Бес обратно к ней:
– Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
– Не могу, я не убратая. Принеси мне рубаху узорчатую, балахон шелковый, завеску с махрами, кокошник с каменьями.
Побежал бес и принес все. Спрашивает:
– Девка, девка, пойдешь за меня?
– Да как же! Молодых везут в золотой повозке под венец, а мы что, пешие пойдем?
Побежал бес, привез золотую повозку. Спрашивает:
– Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
– Да я же убираюсь. Косу надо расчесать, а гребешка нет.
Принес бес гребень, а сам торопит:
– Ну, слезай, девка, я все принес.
– Все-то все, да где же махор? Монисты?
Бес и это принес. Ему не терпится: ночь-то уходит, а девка разное придумывает. Он говорит:
– Слазь, пойдем венчаться.
А в это время рассветать стало, кочеты закукарекали – бес и пропал. Слезла с дерева Танюшка, положила в золотую повозку добро, села и поехала. Едет по дороге, а сама смотрит на камушки. Стала к дому приближаться, а собачка выбежала и залаяла:
Старикова дочка едет,
А старухина дочь – цыганка.
Мачеха выскочила во двор и ну ругать собаку:
– Ах ты, такая-сякая! Старикову дочку бесы взяли!
А собака знай кричит:
Старикова дочка едет,
А старухина дочь – цыганка.
Мачеха взяла палку – да за собакой. Собака бежит и кричит:
Старикова дочка едет,
А старухина дочь – цыганка.
Подъехала Танюшка к воротам и говорит:
– Батюшка родимый, отворяй широкие ворота, расстилай зеленые ковры.
Отворил старик ворота. Танюшка вылезла из повозки, отец стал добро в хату носить. Увидала это богатство мачеха и не знает, как Танюшке угодить. На другой день она приказ старику дает:
– Вези в лес мою дочь, пускай и она богатство привезет. Отвез старик падчерицу в лес, посадил на дерево, а сам уехал.
Время идет, а никого нет. К утру пришел бес и говорит:
– Девка, девка, пойдешь за меня замуж? Она отвечает:
Он обратно гутарит:
– Девка, девка, пойдешь за меня замуж? Она отвечает:
– Слезай с дерева, пойдем венчаться.
Мачехина дочь слезла. В это время кочеты закукарекали, бес пропал. Стоит она и не знает, куда ей идти. Шла, шла по дороге, а навстречу ей волки. Загрызли они ее. А мачеха и теперь еще ждет свою дочь.
Сказка танюшка и мачеха чему учит
Танюша и мачеха. Казаки. Легенда. Сказка!!
Ж ил старик со старухой.
Б ыла у них дочка. Жили-поживали, старуха помирать собралась. Перед смертью позвала дочку и наказала ей:
— К огда я умру, отец, может, на другой женится, а у ней будет своя дочь. Мачеха не захочет тебя держать, скажет отцу, чтобы он тебя в лес отвёз. Ты, доченька, набери себе камушков и, как поедете с отцом в лес, кидай камушки на дорогу. По ним домой путь найдёшь.
П омерла старуха, а старик женился. Взял в жены женщину-вдову, а у неё была дочь. Невзлюбила мачеха старикову дочку Танюшку.
Д ня не было, чтоб она её не ругала. Возьмёт три яичка, сварит, а четвёртое не варит. Дочери даст яичко, а Танюшке и её отцу по половинке. Сегодня так, завтра так, послезавтра так.
— Ч то это ты, мама, сегодня три яичка варишь и на другой день три яичка?
М ачеха разобиделась, легла в постель и лежит. Приходит с работы отец, она ему говорит:
— Т воя дочь меня в могилу сведёт. Отведи её в лес.
П овёз старик дочку в лес, а она камушков набрала и кидает на дорогу. Приехали в лес. Старик посадил Танюшку на дерево и сказал:
— С иди и не слезай с дерева, а я пойду дрова рубить, услышишь стук, то я.
О тошёл он, привязал к дубу большой корец. От ветру корец шатается, стучит об дуб и гудит. Корец об дуб стучит, а Танюшка думает:
Н очь пришла, а Танюшка сидит на дереве. Приходит тут бес, превратился он в Танюшкиного отца и говорит:
— С лазь, дочка, домой поедем.
А корец знай себе стучит. Танюшка отвечает:
— Н ет, ты не мой батюшка. Мой дрова рубит. Слышишь, как он топором стучит?
П обежал бес отца искать. Искал, искал, нигде не нашёл. Приходит до стариковой дочки и говорит:
— Д евка, девка, пойдёшь за меня замуж?
А ночью мороз большой стал, вот бес и говорит:
— Д евка, девка, идёт мороз.
— Б ог его нанёс, − отвечает Танюшка.
Т анюшка сидит на дереве, замёрзла уже совсем, тут Бес к ней пристаёт:
— Д евка, девка, пойдёшь за меня замуж?
— П ойду уж, куда денешься, не замерзать же здесь.
— Н е могу, − говорит ему Танюшка, − я не убратая. Принеси мне рубаху узорчатую, балахон шёлковый, завеску с махрами, кокошник с каменьями.
П обежал бес и принёс всё. Спрашивает снова Танюшку:
— Д евка, девка, пойдёшь за меня?
— П ойду, пойду, сказала уже.
— Д а как же! − Говорит Танюшка. − Молодых везут в золотой повозке под венец, а мы что, пешие пойдём?
П обежал бес, привёз золотую повозку. Спрашивает:
— Д евка, девка, пойдёшь за меня замуж?
— П ойду. − Отвечает Танюшка.
— Д а я же убираюсь. Косу надо расчесать, а гребешка нет. − Говорит Танюшка.
П ринёс бес гребень, а сам торопит:
— Н у, слезай, девка, я всё принёс.
— В сё-то всё, да где же махор? Монисты?
Б ес и это принёс. Ему не терпится, ночь-то уходит, а девка разное придумывает. Он говорит:
— С лазь, пойдём венчаться.
А в это время рассветать стало, кочеты закукарекали, бес и пропал. Слезла с дерева Танюшка, положила в золотую повозку добро, села и поехала. Едет по дороге, а сама смотрит на камушки. По камушкам к дому и выехала.
С тала к дому приближаться, а собачка выбежала и залаяла:
— Т инь-тинь, гав-гав! Старикова дочка едет, едет, как панка, а старухина дочь, как цыганка.
М ачеха выскочила во двор и ну ругать собаку:
— А х ты, такая-сякая! Старикову дочку бесы взяли!
А собака знай кричит:
— Т инь-тинь, гав-гав! Старикова дочка едет, Золото везёт, Богатая, как панка, А старухина дочь, цыганка.
М ачеха взяла палку, да за собакой. Собака бежит и кричит:
— Т инь-тинь, гав-гав! Старикова дочка едет, Золото везёт, Богатая, как панка, А старухина дочь, как цыганка.
П одъехала Танюшка к воротам и говорит:
— Б атюшка родимый, отворяй широкие ворота, расстилай зелёные ковры.
О творил старик ворота. Танюшка вылезла из повозки, отец стал добро в хату носить. Увидала это богатство мачеха и не знает, как Танюшке угодить.
Н а другой день она приказ старику даёт:
— В ези в лес мою дочь, пускай и она богатство привезёт.
О твёз старик падчерицу в лес, посадил на дерево, а сам уехал.
В от прибежал бес, смотрит девка на дубе сидит, он ей и говорит:
— Д евка, девка, пойдёшь за меня замуж?
— П ойду. Только принеси мне тог-то, того-то и ещё того-то.
Н аговорила ему столько всего, что бес пол земли обегал пока достал. К утру принёс целую гору богатства, у дуба сложил и говорит:
— Д евка, девка, пойдёшь за меня замуж?
— С лезай девка с дерева, пойдём венчаться.
М ачехина дочь слезла. В это время кочеты закукарекали, бес пропал. Стоит она и не знает, куда ей ехать.
С тала лошадьми да обозом с приданым править куда глаза глядят, а навстречу ей волки. Загрызли они её. Лошади по лесам разбежались, а обоз разбойникам достался, да жадным воронам с сороками.
А мачеха и теперь ещё ждёт свою дочь.