Сказка ложь да в ней намек чему учит

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым
человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.
В.А.Сухомлинский.

Сказки…. Как много связано с ними в жизни каждого человека. Она сопровождает нас всю жизнь. Ее рассказывают ребенку, еще лежащему в колыбели, она удивляет малыша и в 2, и в 5, и в 10 лет. А, став взрослыми, мы передаем сказочный опыт своим детям, внукам. Жаль, что мы читаем сказки, как правило, только в детстве. Однако, то, что в раннем возрасте пропущено через сердце, что воспринято через эмоционально-чувственную сферу, останется с человеком на всю жизнь.

Сказка объединяет разные по возрасту поколения. Вспомните, как, уютно устроившись на коленях у бабушки, вы слушали негромкий ее голос, неторопливо повествовавший о похождениях Ивана – крестьянского сына в тридевятое царство, тридесятое государство. Сказка побуждает ребенка к фантазии, к воображению. Да и как иначе можно представить себе «чудище заморское» или «красоту, что ни в сказке сказать, ни пером описать»?

Сейчас появилось много авторских сказок, которые сохраняют естественную связь с фольклором, используют традиционное для сказки построение сюжета, специфическую лексику. Все сказки: и русские народные, и авторские,- включают в себя естественное и необычное, волшебное, реальное и фантастическое. Именно поэтому мы вправе сказать, что сказки дают детям огромные возможности для развития творчества и образного мышления.

Перед вами сборник авторских сказок. О чем они? О явлениях природы, об отношении людей к течению времени и смене времен года, о красоте русской земли, о некоторых обычаях, сопровождавших жизнь наших предков.
Я надеюсь, что эти сказки помогут воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям организовать развитие творческого воображения и образного мышления у детей.

Источник

Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек…»

Сказка ложь да в ней намек чему учит. 3e03ff5c0b394bc55abcbaee19a0b9bf. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-3e03ff5c0b394bc55abcbaee19a0b9bf. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка 3e03ff5c0b394bc55abcbaee19a0b9bf. Екатерина Курникова
Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек…»

Сказки – необходимый элемент в развитии и воспитании ребенка. Сказки учат добру и злу, смекалке, как найти выход из сложной ситуации, развивают внутренний мир ребенка. Язык сказки более близок малышу, чем обычная взрослая речь. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству,

терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети

накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при

необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию,

воображение маленького человека, а также его способность сочувствовать и

сопереживать другим. Сказка нужна для сознательного и подсознательного обучения

ребенка в семье правилам и смыслу жизни, пониманию необходимости защиты своей

жизни и жизни окружающих.

А нужно ли в наше время читать сказки детям? – спросите вы. Ведь вокруг есть

телевидение и интернет, можно отвлечь ребенка, включив ему мультик или сказку и

таким образом освободить время для себя.

Но давайте посмотрим хорошо ли это для наших детей?

С одной стороны, в просмотр мультфильмов позволяет ребенку слушать и видеть образец

чистой, красивой выразительной речи; видеосказки красочные, музыкальные. Ребенок долгое

время не отвлекаясь смотрит их, а у родителей появляется свободное время, которое они могут

Но с другой стороны, присутствуют и свои минусы. Постоянно просматривая мультфильмы

ребенок начинает формировать свой мир по определенному образцу. В мультфильмах даются

готовые объекты, которые не надо придумывать, из – за этого у него ограничиваются фантазия и

воображение. У ребенка, который долго смотрит телевизор, возникают проблемы со здоровьем

(гиподинамия – длительное нахождение в одной позе, нарушение зрения, истощение нервной

системы). Сопоставив «За» и «Против», вы можете для себя решить,что для вас важнее:

свободное время или развитие и здоровье ребенка.

Давайте, теперь, рассмотрим, какое преимущество дает чтение сказок для детей.

Во-первых, между вами и ребенком во время чтения сказок происходит диалог. Ребенок

во время чтения может о чем-то спросить, уточнить, а вы разъяснить непонятный отрывок

сказки. Во-вторых, ребенок самостоятельно фантазирует

и придумывает образ героев читаемой сказки. Таким

образом совершенствуется воображение, а это очень

важно для развития ребенка. В-третьих, ребенок лучше

воспринимает сказку, когда ему ее рассказывают, чем

когда он смотрит ее по телевизору. Ребенок чувствует,

что это интересно и Вам, что он не одинок.

Для детей очень важно общение со своими родителями, поэтому вы можете не только

читать сказки своим детям, но и попробовать придумывать их вместе с ними. Начинать

следует со сказки-крошки (маленькой сказки на 10-20 предложений). Обратитесь к

воображению. Оживите неживое. Придумайте главного героя. Это может быть ваш

ребенок; какой-нибудь мальчик или девочка, напоминающий вашего ребенка; любимая

игрушка или просто выдуманный персонаж. Обсудите, во что будет одет главный герой,

как он будет выглядеть. Наделите его обычными или необычными качествами (говорящий

пес, летающая книга). Набросайте план будущей сказки: начало истории (кто/что, где,

когда) => событие/происшествие => решение задач (поиск выхода из ситуации) =>

завершение. Придумайте или попросите кого-нибудь, чтобы

придумали для вас 2-5 слов и на их основе придумайте

сказку.

Сочинение сказок развивает у ребенка не только

фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка,

помогает в творческой форме закрепить имеющие знания в

творческой форме, готовит к успешному школьному

обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует у

ребенка чувство своей успешности.

Еще одна очень важная роль, которая отведена сказкам – сказкотерапия.

Ребенок растет, развивается,и вместе с этим появляются проблемы: капризы, лень,

агрессия, ложь, нежелание спать или ходить в детский сад. На помощь Вам придут

терапевтические сказки.

Например, лень можно «лечить»

русской народной сказкой «Про Ленивую

Также терапевтические сказки

активно используются при

лечении страхов, переживаний, связанных

Например, «Крошка енот и тот,

кто сидит в пруду» поможет ребенку

избавиться от страха неизвестного и

находить выход из сложной ситуации. Сказка «Мама для мамонтенка» будет

помогать ребенку в разлуке с мамой.

«Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского (учат тому, как важно

не быть неряхой и следить за внешностью);

«Дети, которые плохо едят в детском саду» Э. Успенского (помогут

справиться с адаптацией в детском саду);

«Золотая рыбка», «Золотая антилопа» (разовьют чувство меры);

«В стране невыученных уроков» Л. Б. Гераскиной (учит решать

задачки и знакомит с важными правилами грамматики).

Книги, рассказывающие о добре:

сказки о животных В. В. Бианки

«Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка.

О взаимоотношениях в семье и с окружающими людьми:

«Все о муми-троллях» Туве Янссон,

«Мери Попинс» П. Треверс,

«Снежная королева» Г. Х. Андерсон.

— Сестрица Алёнушка и братец Иванушка,

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно

представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и

скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда

должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в

жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Придумывайте сказки, в которых главный герой – Ваш ребенок. При помощи

таких сказок Ваш ребенок научится справляться с жизненными трудностями.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к сказкам. Именно в прорисовке

мелких деталей и сюжетов ребенок учится познавать окружающий мир.

Создавайте книги своими руками. Ребенок научится бережно относиться к

книгам, у него будет развиваться интерес к чтению, познанию того, что он может найти

только в любимых книгах.

В каждой детской сказке живет еще одна,

которую в полной мере может понять лишь взрослый.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. detsad 185504 1481032914. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-detsad 185504 1481032914. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка detsad 185504 1481032914.Фотоотчет о театрализованном игровом представлении «Сказка — ложь, да в ней намек…» И снова работники районного дома культуры посетили наш детский сад с театрализованной игровым представлением «Сказка ложь, да в ней намек…».

Консультация для родителей «Правда или ложь» Если вы за ребенком замечаете, что он некоторые события приукрашивает. Об этом стоит задуматься! Не дайте маленькому человеку стать врунишкой.

Источник

Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. Воспитательное значение сказок

Сказка ложь да в ней намек чему учит. 5c994355dd1a9205fe10b260bcf57f17. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-5c994355dd1a9205fe10b260bcf57f17. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка 5c994355dd1a9205fe10b260bcf57f17. Надежда Зонова
Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. Воспитательное значение сказок

Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

С первых дней жизни ребенку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различию меж тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Сказка – один из лучших помощников малыша, так как сказка не только мудрая «ложь», но всегда и еще игра.

На примере русских народных сказок дети учатся культуре общения, культуре поведения.

Сказка «Волк и семеро козлят» поможет рассмотреть правила общения с чужими людьми и правилам поведения ребенка, который остался дома один.

Сказки подсказывают как себя вести в трудных ситуациях или как себя не надо вести.

Например, «Морозко» прославляет трудолюбие, терпение, скромность и показывает, что бывает со злыми и ленивыми. «Репка» учит, что, позвав на помощь других, можно решить то, что не под силу одному. «Колобок» показывает малышу, что может произойти, если убежать от мамы и папы. В сказке «Хаврошечка» герой были наказаны за злые дела и награждены за добрые!

Тема эта увлекательная и поистине неисчерпаемая.

Сегодня у нас есть все или почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития маленького человека. Условия для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически. Чтобы образовать и развить его ум. Чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.

Дети любят сочинять сказки сами. Об этом нужно помнить, развивая творческие способности дошкольников. Основная цель обучения детей сочинению сказок – сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умения управлять им. А одна из задач – показать родителям, как читать и обсуждать с ребенком художественные произведения, дать представление о некоторых приемах и способах подобной работы.

Все более творческой становиться работа каждого воспитателя. Ибо воспитатель это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.

Заканчивать сказкуможно широко известными концовками: «Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя».

Сказка ложь да в ней намек чему учит. 1faf54c4168869d2b1f2b2408f368259.jpg. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-1faf54c4168869d2b1f2b2408f368259.jpg. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка 1faf54c4168869d2b1f2b2408f368259.jpg.

Сказочка про ленивое облачко.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. 45b80a3ecd77602e827cda8f55eeeafa.jpg. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-45b80a3ecd77602e827cda8f55eeeafa.jpg. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка 45b80a3ecd77602e827cda8f55eeeafa.jpg.

Сказка о том как белочка пришла на помощь.

«Русский фольклор». Консультация для родителей «Русский фольклор» Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей литературы, с лучшими образцами устного народного творчества.

Новая сказка про трёх поросят Сказка –ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок А. С. Пушкин Жили – были три поросёнка, три брата – акробата, цирковых артиста. С самого.

Источник

Сообщение «Чему учат сказки» для 2 кл по литер. чтению- где найти/скачать?

Литературное чтение 2 класс. Сообщение на тему «Чему учат сказки»- где найти/скачать?

Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки»

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

Дети в школе изучают немало сказок, да и родители им читают их, как народные, так и авторские. Поэтому ответить на вопрос Чему учат сказки, не так уж и сложно:

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

Ну раз нам нужно начать именно с этих слов, то с них и начнем, только дадим их в формате цитаты, чтобы не нанести вред уникальности ответа:

Сказка ложь да в ней намек чему учит. . Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка .

Я хочу написать в своем сообщении. чему учат нас сказки. Несмотря на то, что в сказках показана не реальная жизнь, они очень хорошо учат детей очень важным вещам:

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

В рабочей тетради для задания имеется не так уж и много строчек, поэтому в сообщении нужно писать кратко и самое основное.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. g2jlHqc1H4yZ2vKbpspbJG2WkSZ0Cc. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-g2jlHqc1H4yZ2vKbpspbJG2WkSZ0Cc. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка g2jlHqc1H4yZ2vKbpspbJG2WkSZ0Cc.

Начнем с предложенного :

Сказка ложь да в ней намек чему учит. ku2oYJWQ9aCvW7FOZVzZWnHlIsgKgf. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-ku2oYJWQ9aCvW7FOZVzZWnHlIsgKgf. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка ku2oYJWQ9aCvW7FOZVzZWnHlIsgKgf.

Собственно для выполнение данного задания можно использовать не все предложенные мной доводы, а только часть их.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. . Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка .

Сказки бывают авторские и народные. Сказки обладают уникальным свойством рассказать читателю о добре, зле, предательстве через волшебных персонажей. Сказкой более ярко чем рассказом можно передать народную мудрость, рассказать о вечных ценностях, научить как поступать, не трусить. Сказка нам намекает, что нужно быть трудолюбивым и отзывчивым, тогда и тебе помогут в трудную минуту.

В сказках злые и ленивые персонажи остаются ни с чем. С другой стороны мы узнаем, что не стоит доверять лживым словам и обещаниям, не стоит заблуждаться насчет чужой хитрости.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. . Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка .

Сказки учат нас быть находчивыми, добрыми.

Ещё они учат, что добро всегда побеждает зло.

Также они показывают нам, что чудеса бывают, нужно только в них верить.

Еще они учат, что нужно несмотря на все трудности идти к цели.

Многие сказки показывают нам, что нужно быть трудолюбивыми.

Во многих сказках нам рассказывают о том, как важно иметь друзей.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

Люблю животных и с большим интересом сочиню потешку про задиристого щенка, который громко косточку грызет. Только учтите, что я далеко не поэт, а школьникам помочь хочу.

Веселый щенок громко косточку грызет,

А потом ее кладет на диван, то на кровать.

Прям не знает куда ее девать.

Подошла к нему хозяйка и давай его ругать.

Ты запачкал все в квартире, уходи скорей во двор.

Всё поняв, щенок ушел. А хозяйка подошла, новых косточек дала!

По-моему получилось со смыслом и стихотворно.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

В задании надо рассказать о библиотеке, в которую ходит ваш ребёнок. Школьная библиотека тоже подойдёт.

От себя предложу такой вариант:

Библиотека находится на улице Троицкий проспект.

Большой читальный зал располагается на торце здания.

Зал абонемента занимает часть первого этажа.

Алфавитный каталог книг находится в отделе художественной литературы.

В библиотеке часто проходят выставки работ школьников и детей из детских домов.

Недавно была встреча с детским искателем, на которую я с удовольствием сходила с родителями.

На празднике книги было весело, там проводили викторины, дарили конфеты и закладки для книг.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. answer avatar. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-answer avatar. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка answer avatar.

Существует много различных изданий книжки Пришвина «Ребята и утята» поэтому на обложке может быть изображено разное.

Но почти на всех обложках мы обязательно увидим утят и ребят. То есть обложка произведения может дать нам представление о том, кто будет главными героями рассказа. Но она не расскажет о событиях, которые будут описаны в рассказе. Чтобы узнать, что случилось с ребятами и утятами, рассказ нужно прочитать.

Это все признаки рассказа.

Прочитаем несколько различных вариантов плана пересказа рассказа «Ребята и утята»:

Сказка ложь да в ней намек чему учит. . Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка .

Мне больше понравился вариант плана под буквой А. Он точно рассказывает последовательность событий. Но я бы составила свой вариант плана к рассказу «Ребята и утята»:

Источник

Сказка ложь да в ней намек чему учит

Сказка ложь да в ней намек чему учит. gerb 100. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-gerb 100. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка gerb 100.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. spsho 1020 220. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-spsho 1020 220. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка spsho 1020 220.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. cover. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-cover. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка cover.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. cover. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-cover. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка cover.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. cover. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-cover. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка cover.

Сказка ложь да в ней намёк.

Сказка ложь да в ней намек чему учит. pdf 50. Сказка ложь да в ней намек чему учит фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит-pdf 50. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит. картинка pdf 50.

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение

Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.

Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Цель исследования: узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:

Если сказка – вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.

Исследовательские задачи:

Узнать историю возникновения сказок.

Изучить виды народных сказок.

Определить сходство сказок разных народов.

Сравнить русские сказки со сказками других народов.

Найти пословицы и поговорки к сказкам.

Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Подвести итоги о проделанной работе.

Практические задачи:

Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»

«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Методы исследования :

Опрос и анкетирование,

Эксперимент : создание и изготовление сказки- книжки,

В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.

Актуальность работы:мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.

Глава I

История возникновения сказок

Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.

Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.

В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)

В толковом словаре Ожегова: сказка– повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)

Сказки– древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:

Сказка фольклорная

Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка. Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Авторские художественные сказки. Сказки более трепетные, образные, чем народные. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, лучше выбрать авторскую сказку.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.

1.2.Виды народных сказок.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:

Сказки о животных,

волшебные сказки,

бытовые сказки.

Рассмотрим подробно каждый вид сказок.

Волшебные – это самые популярные и любимые сказки для детей.

Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например : Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка – Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса – Прекрасная, Марья – Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.

Бытовые сказки:

В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку : « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.

По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.

Сказки о животных:

Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.

В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.

Так например : «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.

Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них – закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

1.3.Сходство сказок разных народов мира.

Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван – дурак похож на английского Джека – лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке – немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.

Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.

Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.

1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите

— образы богатырей, взятые из русских былин;

— терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

— троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

— язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» – обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.

Вывод:

Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.

Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.

Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.

Глава II

2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:

– Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?

–Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?

– Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?

– Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?

– Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?

– На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?

Результаты:

Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.

Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.

Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).

Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.

Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.

На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании – это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка – ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) – добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).

Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.

3.Заключение.

Сюжеты сказок у разных народов похожи, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.

В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» – есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Я достиг своей цели: узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»

Пришел к выводу, что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.

В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.

Для меня было удивительно и интересно, что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.

Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.

Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.

Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.

И будет жизнь тогда полна

4. Список использованной литературы.

Английские народные сказки.

      Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.

Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.–Москва, 1992г.

Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.

Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,–М.: АРДИС,– 2013г.

Сказки народов мира.

Сказки Братьев Гримм.

Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *