Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка

Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. 4d39a5963d4dae7ebc14e686e15baae4. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-4d39a5963d4dae7ebc14e686e15baae4. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка 4d39a5963d4dae7ebc14e686e15baae4. Елена Анатольевна
Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Как выбрать сказку для рассказывания

Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки, то имеем ввиду только народные произведения, которые изначально создавались для устного исполнения, то есть «рассказывались». Авторские сказки как всякое литературное (письменное) произведение, детям читаются. Исключения составляют только авторские докучные сказки.

Народные сказкиделятся на следующие группы: о животных, волшебные, бытовые, авантюрно – новеллистические, докучные. Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям. Остальные группы сказоктребуют внимательного к ним отношения: предварительного прочтения и анализа.

Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Раннему возрасту адресованы кумулятивные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц» (варианты названий: «Лубяная и ледяная избушка», «Лиса, заяц и петух», «Коза с козлятами», «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку», а также «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба».

Как рассказывать сказки

Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и ослабление голоса. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто рассказчик сам был участником происходящего. Значит, взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе то, о чем он будет говорить, «нарисовать» в своём воображении сказочные картины. Это оживит рассказ, сделает его ярким, впечатляющим.

Старайтесь передать характер героев. В сказке вы не найдете ни портретных описаний героя, ни указаний на возраст, ни, тем более, подробных характеристик. Более того, в сказках о животных, например,звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж. Поэтому характер героя и все оттенки его улавливаются, понимаются с помощью тех действий, тех поступков, которые он совершает, тех речей, которые произносит, тех диалогов, в которые вступает.

Презентация театрализованной деятельности «Сказка — ложь, да в ней намек!» «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер) Коррекционная деятельность логопеда в целом направлена на создание.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей.

Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек…». Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации.

Проект по развитию речи «Сказка ложь, а в ней намек…» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА Тема проекта: «Сказка-ложь, а в ней намек…» Автор: Залецило О. С. Объект исследования: волшебная сказка Дидактические.

Сценарий занятия по безопасности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка — ложь, да в ней намек». Ход образовательной деятельности: I Организационный момент. (Дети проходят в зал и становятся полукругом). Воспитатель: давайте поздороваемся.

Сценарий мероприятия «Сказка ложь, да в ней намек» средняя группа Программное содержание: 1. Прививать детям понятия о ценности дружбы и единства, через произведение Л. Н. Толстого «Отец.

Источник

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым
человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.
В.А.Сухомлинский.

Сказки…. Как много связано с ними в жизни каждого человека. Она сопровождает нас всю жизнь. Ее рассказывают ребенку, еще лежащему в колыбели, она удивляет малыша и в 2, и в 5, и в 10 лет. А, став взрослыми, мы передаем сказочный опыт своим детям, внукам. Жаль, что мы читаем сказки, как правило, только в детстве. Однако, то, что в раннем возрасте пропущено через сердце, что воспринято через эмоционально-чувственную сферу, останется с человеком на всю жизнь.

Сказка объединяет разные по возрасту поколения. Вспомните, как, уютно устроившись на коленях у бабушки, вы слушали негромкий ее голос, неторопливо повествовавший о похождениях Ивана – крестьянского сына в тридевятое царство, тридесятое государство. Сказка побуждает ребенка к фантазии, к воображению. Да и как иначе можно представить себе «чудище заморское» или «красоту, что ни в сказке сказать, ни пером описать»?

Сейчас появилось много авторских сказок, которые сохраняют естественную связь с фольклором, используют традиционное для сказки построение сюжета, специфическую лексику. Все сказки: и русские народные, и авторские,- включают в себя естественное и необычное, волшебное, реальное и фантастическое. Именно поэтому мы вправе сказать, что сказки дают детям огромные возможности для развития творчества и образного мышления.

Перед вами сборник авторских сказок. О чем они? О явлениях природы, об отношении людей к течению времени и смене времен года, о красоте русской земли, о некоторых обычаях, сопровождавших жизнь наших предков.
Я надеюсь, что эти сказки помогут воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям организовать развитие творческого воображения и образного мышления у детей.

Источник

Консультация «Сказка — ложь, да в ней намек»

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. cd21753decba9abdae241443f0715238. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-cd21753decba9abdae241443f0715238. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка cd21753decba9abdae241443f0715238. Оксана Рязанцева
Консультация «Сказка — ложь, да в ней намек»

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!»

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана Царевича и серого волка, и… И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Ну,хотя бы: кто помнит сказку о Ерше Ершовиче? Или сказки «Горшеня», «Семилетка»? Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни, а на слуху у нас обычно не более десятка.

Не только количество запоминавшихся сказок является свидетельством их знаний. Ведь сказка – это не рассказ, не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах… Многие ли из нас могут рассказывать сказки? Ведь знать сказки – это значит так исполнять их, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись!

И еще много вопросов возникает, когда заходит речь о народной сказке.

Так что же такое сказка?

Если подобрать к слову «сказка», однокоренные слова, то получим ряд слов,который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

Но всякий ли интересный рассказ является сказкой?Можно с уверенностью ответить на этот вопрос: нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок. Наверное, всем нам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чем – то,во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки, «Все это – сказки Есть пословицы, в которых сказкасравнивается с песней: «Сказка – складка, а песня – быль», «Сказка – ложь, а песня правда». О чем все это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем рассказывает сказка «Царевна – лягушка»: Иван – царевич женится на лягушке, совершающей немыслимые чудеса.

В сказке все необычно, все выдумано от начала до конца. Топор сам рубит лес, печка разговаривает; взмывает в небо ковер – самолет. В занимательных сказочных историях звери – лиса, волк, медведь, заяц, петух, козел – разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, плачут и смеются, горюют и радуются. Люди, если они есть в этих сказках, не замечают необычности происходящего.

В сказках оживают неодушевленные предметы. Вот веселый колобок. Бабушка только что испекла его, как он вдруг соскочил с подоконника, покатился по дороге и запел свою хвастливую песенку.

Невозможно поверить также в жестокие поступки персонажей сказок, в страшные события. Это все тоже выдумки, вымысел.

Так что же сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае зачем она? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя? А. С. Пушкин незнание сказок расценивал как недостаток своего «проклятого» воспитателя!Ему же принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!. Так он закончил свою знаменитую «Сказку о петушке».

Наверное, многих поразит стилевое разнообразие сказок; некоторые сказки так не похожи на уже читанные! Но в этом – то и прелесть их. Как необычно и как замечательно разговаривают между собой в сказке «Светлана прекрасная»Ворон Воронович и его красавица жена: «Это что у тебя русским духом пахнет?»Она улыбнулась и говорит: «Наверно, ты по русской земле летал и русского духа нахватался!»

Во многих сказках счастливый конец: злодей наказан, а положительный герой – добрый молодец или прекрасная девица – получает награду. Это неудивительно. Ведь, сказки возникли очень давно. Когда человек мечтал о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять все, что происходит в мире, мечтал о свободном труде, о счастье. В сказках от утверждал веру в добро, в торжество справедливости. Поэтому добрую падчерицу из сказки «Морозко» суровый Мороз награждает златом – серебром, а ленивую, грубую дочку оставляет ни с чем.

Сказка – ложьоказывает самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов.Она утверждает народные жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. О чем рассказывает, например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка»? Конечно же не о том, как лучше дергать репку – одному, вдвоем, втроем или вчетвером. Сказка – о другом; о силе коллектива, о том, что в коллективе важна самая малая величина, учит нас ценить труд каждого.

Сказок в мире великое множество. Из них мы узнаем о жизни разных народов, их обычаях, традициях, верованиях. Народные сказки передавались из поколения в поколение. Их собирали в отдельные книги. Несколько томов русских сказок собрал и обработал А. Н. Афанасьев.

Сказки сочиняли и многие писатели. Вы хорошо знаете и любите «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и работнике Балде» А. С. Пушкина, «Конька – горбунка» П. П. Ершова, «Аленький цветочек» С. Г. Аксакова. Трудно перечислить всех, кто писал и собирал сказки. Это и К. И. Чуковский, и С. Я. Маршак и многие другие.

И наконец, последнее. Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда. И поэтому, как ни странно, но, например, в сказках из моря берут воду для питья, через море ездят на лодочке, на море – окияне можно построить мост… Именно поэтому возможно в сказках соединение, казалось бы, несоединимого.

Одним словом, сказки это сказки. И мне хочется верить. Что после такого большого, во многом нового знакомства с ними мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Сказка-ложь, да в ней намек…» в старшей группе Тема НОД: «Сказка-ложь, да в ней намек…» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 2 Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек». Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 1 Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1. Помочь понять детям, что дружба помогает в жизни. 2.

Педагогический проект «Сказка — ложь, да в ней намек…» Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» Актуальность. Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие.

Серия занятий по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Образовательная область: коммуникация, связная речь В рамках организованной образовательной деятельности проводится работа по развитию связной.

Информационно-творческий проект для детей среднего возраста «Сказка ложь, да в ней намек, первоклассникам урок…» Информационно-творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Обоснование проекта. Дети часто не умеют излагать свои мысли, стесняются.

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. detsad 144123 1432189088. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-detsad 144123 1432189088. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка detsad 144123 1432189088.Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек» Добрый день, уважаемые коллеги! Хотела бы с Вами поделиться своим небольшим опытом по взаимодействию с родителями. Готовясь к родительскому.

Проект «Сказка ложь, да в ней намек!» Этапы реализации проекта «Сказка ложь, да в ней намек!» Информационно-проектировочный этап На подготовительном этапе я подобрала художественную.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Источник

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. gerb 100. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-gerb 100. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка gerb 100.

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. spsho 1020 220. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-spsho 1020 220. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка spsho 1020 220.

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. cover. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-cover. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка cover.

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. cover. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-cover. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка cover.

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. cover. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-cover. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка cover.

Сказка ложь да в ней намёк.

Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. pdf 50. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка фото. Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка-pdf 50. картинка Сказка ложь да в ней намек чему учит эта сказка. картинка pdf 50.

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение

Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.

Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Цель исследования: узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:

Если сказка – вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.

Исследовательские задачи:

Узнать историю возникновения сказок.

Изучить виды народных сказок.

Определить сходство сказок разных народов.

Сравнить русские сказки со сказками других народов.

Найти пословицы и поговорки к сказкам.

Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Подвести итоги о проделанной работе.

Практические задачи:

Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»

«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Методы исследования :

Опрос и анкетирование,

Эксперимент : создание и изготовление сказки- книжки,

В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.

Актуальность работы:мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.

Глава I

История возникновения сказок

Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.

Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.

В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)

В толковом словаре Ожегова: сказка– повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)

Сказки– древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:

Сказка фольклорная

Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка. Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Авторские художественные сказки. Сказки более трепетные, образные, чем народные. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, лучше выбрать авторскую сказку.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.

1.2.Виды народных сказок.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:

Сказки о животных,

волшебные сказки,

бытовые сказки.

Рассмотрим подробно каждый вид сказок.

Волшебные – это самые популярные и любимые сказки для детей.

Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например : Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка – Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса – Прекрасная, Марья – Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.

Бытовые сказки:

В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку : « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.

По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.

Сказки о животных:

Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.

В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.

Так например : «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.

Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них – закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

1.3.Сходство сказок разных народов мира.

Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван – дурак похож на английского Джека – лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке – немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.

Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.

Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.

1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите

— образы богатырей, взятые из русских былин;

— терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

— троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

— язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» – обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.

Вывод:

Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.

Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.

Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.

Глава II

2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:

– Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?

–Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?

– Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?

– Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?

– Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?

– На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?

Результаты:

Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.

Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.

Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).

Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.

Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.

На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании – это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка – ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) – добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).

Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.

3.Заключение.

Сюжеты сказок у разных народов похожи, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.

В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» – есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Я достиг своей цели: узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»

Пришел к выводу, что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.

В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.

Для меня было удивительно и интересно, что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.

Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.

Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.

Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.

И будет жизнь тогда полна

4. Список использованной литературы.

Английские народные сказки.

      Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.

Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.–Москва, 1992г.

Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.

Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,–М.: АРДИС,– 2013г.

Сказки народов мира.

Сказки Братьев Гримм.

Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *