Сказка два ивана солдатских сына чему учит эта сказка
Технологическая карта урока по теме «Р.р. Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей»
Предмет: родная литература (русская)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
обучающие: углубление представления о волшебной сказке, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;
воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).
Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с учебником, беседа.
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание фольклора как особого способа познания русской истории; знание особенностей разных видов сказок (сказочных приемов: сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы), умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, син теза, обобщения, систематизации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Приветствует. Мотивирует к обучению.
Демонстрируют готовность к уроку.
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.
Р.: готовность к самообразованию.
Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Организует повторение пройденного.
— дифференцированное задание: виды сказок;
2) Инд. задание: монологическое высказывание «Сказка как отражение народных идеалов» (ИС)
4) Постановка проблемных вопросов:
— Почему сказка « Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская сказка героического содержания?
— Чем путь Ивана — крестьянского сына отличается от пути Ивана-царевича?
Выполняют предложенные задания.
Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.
К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.
Р: осуществление рефлексии своей деятельности.
П.: умение применять знания в конкретной ситуации.
Выявление места и причины затруднения
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа
— Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?
Обдумывают ответы на вопросы.
Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Р.: осознают недостаточность своих знаний.
К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Организует беседу по постановке целей урока
1. Совместное целеполагание.
2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).
Участвуют в полилоге, выполняют задания.
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.
Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.
П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.
Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
1. Аналитическая работа с текстом сказки:
пересказ первой части сказки;
чтение по ролям трёх поединков Ивана и 12-голового змея;
комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).
К.: сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.
Р.: осуществление рефлексии своей деятельности, ее коррекция.
П.: установление правил продуктивной работы.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.
1) Вступительная беседа:
— Сколько раз ходили братья в город?
= Расскажите о каждом этом случае.
— А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка)
— Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись? (мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).
— Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).
— А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили)
= Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному герою.
— Куда водил братьев старичок?
Выборочный пересказ: р асскажите, что произошло с братом, поехавшим влево.
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.
1) Исследовательская работа по теме « Герои волшебной сказки» (работа в парах с последующим обсуждением)
= Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).
— Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?
— Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).
— О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?
— А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими противниками, дружески с друг другом)
— Можно ли по речи героев сказать, какие они?
— Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является постоянным для любой сказки).
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по плану.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1) Аналитические задания:
— Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?
= Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.
Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:
1) Прием «Свободный микрофон»
— Почему Иван – своеобразный богатырь, а значит это волшебная богатырская сказка героического содержания?
Задает д/з : инд. задание (сообщение о Баратынском), выр. чтение и комментирование стих-я «Родина».
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке
К.: отображение в речи совершаемых действий.
Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.
П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.