Сказка айога чему учит сказка
«Айога» нанайская сказка: какова главная мысль? О чём сказка?
Эта нанайская сказка о девочке по имени Айога, которая помешалась на своей собственной красоте, не без помощи взрослых, поскольку именно они бесконечно нахваливали её за внешнюю красоту, чем и навредили ей.
В итоге она не смогла смотреть на свою привлекательность объективно (ведь, по сути, в этом нет ничего особенного, каждый человек красив по своему) и единственным её «занятием» в жизни было самолюбование. Она часами могла смотреть, не отрываясь, на своё отражение.
Девочка совершенно ничего не делала по дому, у неё всегда были отговорки, она стала ленивой и огрызалась с матерью, мол, не престало такой раскрасавице заниматься физическим трудом.
В конечном итоге, безмерно возгордившаяся, завистливая и злая Айога превратилась в гусыню. Чуть позже она уже не могла говорить человеческим языком, но никогда не забывала своё имя.
Главная мысль сказки: нужно уделять бОльшее внимание качествам внутренним, таким как забота, вежливость, трудолюбие, послушание, доброта, но никак не внешнему лоску, так как, по большому счёту, пользы от этого нет.
Также необходимо уважительно относиться к окружающим людям и прежде всего к родителям.
К произведению подходит пословица:
Также можно обратить внимание на:
SNEGINKA для Большого вопроса.ru
Нанайская сказка «Айога» рассказывает о девочке, которая настолько гордилась своей красотой. что не хотела делать ничего по дому, не хотела помочь маме, ведь она боялась, что любая работа повредит ее красоте.
Но когда пришло время есть приготовленные мамой лепешки, Айога захотела получить лепешку, но мама ей не дала, ведь она могла испортить свою красоту.
В итоге Айога превратилась в гусыню и забыла человеческий язык.
Главная мысль сказки «Айога» в том, что настоящая красота не боится работы, не боится помочь по дому маме, настоящая красота не станет собой любоваться. Ведь настоящая красота не только внешняя, но и внутренняя. Человек красив не только своей внешностью, но и своими поступками.
Саазка о красивой нанайский девочке по имений Айога. Она настолько стала гордиться своей красотой, что перестала помогать матери по дому, а только отговаривалась. Однажды мать попросила принести её воды, но она отговорилась, что упадёт в реку, услышав это соседская девочка принесла воды. Когда мать испекла лепешку, мать сказала ей, что отдаст её тому, кто не жалеет своих рук как Айога. И отдала соседке лепешку. Айога тогда разозлилась и превратилась в гусыню при этом позабыла язык и помнила только имя своё.
Главная мысль сказки в том, что нужно быть не ленивым и помогать людям. Кроме того не нужно любоваться собой.
Нанайская народная сказка «Айога»
Читательский дневник по нанайской народной сказке «Айога»
Название произведения: «Айога»
Главные герои: Айога, мама, папа, соседская девочка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Айога — ленивая девочка.
Не могла собой налюбоваться и считала, что любое действие испортить её красоту.
Завистливая и гордая.
Так ничему и не научилась.
Соседка — девочка, хозяйственная и добрая.
Помогла матери и была награждена.
Родители — трудолюбивые, справедливые.
Краткое содержание сказки «Айога»
Айога любовалась собой.
Она придумывала различные предлоги, чтоб не помогать маме.
Другая девочка помогла маме Айоги, за что получила лепёшки.
Айога рассердилась и вскоре превратилась в гусыню.
План сказки:
Основная мысль сказки «Айога»
Главная мысль произведения в том, что каждый получает по заслугам.
Основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней.
Чему учит сказка
Эта сказка учит не быть самовлюблёнными, гордыми и эгоистичными, помогать родным и развивать внутреннюю красоту.
Краткий отзыв по сказке «Айога» для читательского дневника:
Прочитав эту историю, я подумала о том, что каждый человек должен заниматься каким-либо трудом.
Нельзя любоваться и гордиться самим собой.
Нужно заслужить уважение других людей.
Это интересная и поучительная история.
В неё говорится о девочке, которая считала себя красавицей.
И превратилась в гусыню.
Мне понравилась девочка, которая помогала матери Айоги.
Она не боялась испачкаться или уколоть руки.
И получила заслуженную награду.
Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что человека судят не по внешности, а по поступкам.
А значит нужно стараться совершать больше добрых дел.
Пословицы к сказке
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?
Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала девочке.
Конспект ООД «Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц»
Ольга Вязова
Конспект ООД «Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц»
Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц.
— учить понимать и оценивать характер главного героя сказки
— закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений
— формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок
— воспитывать отрицательное отношение к лени.
Оборудование: пословицы и поговорки.
Воспитатель: Ребята, какие сказки, рассказы о неблагодарных людях вы знаете?
Попробуйте изобразить ленивого человека, злого, доброго.
Дети позой и мимикой изображают характеры.
Послушайте нанайскую народную сказку «Айога», потом расскажите, какой вы представляете себе главную героиню.
Чтение сказки.
— Какой вам показалась девочка?
— Как по- другому можно назвать сказку?
— История об Айоге- сказка или рассказ?
— Почему Айога превратилась в гусыню?
За что была наказана девочка?
Айога-ленивая, а соседская девочка, какая? Айога – жадная, а другая девочка? Айога- злая, невнимательная, а та девочка?
Чему учит эта сказка?
О ленивых, нерадивых людях народ тоже придумал пословицы, в которых высмеивается, осуждается лень.
Воспитатель вместе с детьми анализирует значение пословиц.
Как вы понимаете пословицу «Лениться да гулять- добра не видать»?
Придумайте об этом небольшой рассказ.
Объясните значение поговорки «Ленивому и лениться лень». Про кого так говорят?
Какие еще пословицы о лени вы знаете?
Повторите их, чтобы запомнить, и старайтесь не походить на таких людей.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.
Перспективный план на один день в старшей группе «Народная сказка» Тема периода: Народная культура и традиции Тема недели: Народная сказка Цель: дать представление о композиционных особенностях русских народных.
Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими.
Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе «Колобок» я осуществила постановку русской.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Обучающие: Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Активизация и обогащение словаря детей.
Развивающие: Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним.
Воспитательные: Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Поощрять желания помочь, сопереживать. Воспитывать интерес к художественной литературе
Методы и приемы: Дидактическая игра, чтение сказки, объяснение.
Работа по закреплению пройденного материала: чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом иллюстраций; беседа о хороших поступках; чтение поговорок о доброте.
Рекомендации для родителей: повторить сказку «Айога»; совместно с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».
Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Я прошу вас мне сказать
Готовы вы сейчас играть?
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку» (дети делятся на 4 команды, каждой команде предлагается набор предметных картинок, по ним дети должны угадать сказку.Например: ласточка, крот, скорлупа грецкого ореха, мышь. Дети называют сказку и автора.)
Воспитатель: А у меня тоже есть картинки из сказки (на магнитной доске прикреплены картинки: лепёшка, гусь, девочка, река, ведро, как вы считаете, из какой это сказки? А хотели бы узнать?
Сегодня мы познакомимся с новой поучительной сказкой «Айога». Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. Но прежде чем приступить к просмотру сказки, мы с вами отдохнем и сделаем массаж лица. Возьмите себе каждый зеркало.
Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!
Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?
Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?
Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».
Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?
Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?
Дети: Айога.
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.
Воспитатель: А какая была мама Айоги?
Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?
Дети: Да, мама поступила по справедливости.
Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?
Дети: Айога.
Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?
Дети: соседской девочке.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной
Давайте покажем, какой должен быть человек
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
Воспитатель: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной. (Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.). Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги.Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.
Рефлексия. С какой сказкой познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы сегодня узнали?
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад» Творческое рассказывание на тему «Сказка на новый лад». Цель:Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.
Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.
Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.
Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.
Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.
Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»
Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области
совместной деятельности воспитателя с детьми
по речевому развитию
«Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Кириллова Тамара Николаевна,
Цель:
1. Познакомить детей с нанайской народной сказкой «Айога».
2. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.
3. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
4. Продолжать работать над усвоением норм и ценностей, принятых в обществе, воспитанием моральных и нравственных качеств ребёнка.
5. Продолжать работать над формированием образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: нанайцы, Дальний Восток, реки Амур и Уссури, Айога, стойбище, медный таз, напёрсток.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Каждый из вас уже знает много интересных и поучительных сказок. Сегодня мы знакомимся с нанайской народной сказкой «Айога».
Айога – имя нанайской девочки, она главная героиня сказки.
И так, приготовьтесь слушать сказку «Айога».
2. Чтение сказки «Айога».
Жила-была девочка. Звали ее Айога. Красивая девочка. Все ее любили и говорили, что красивее Айоги ни в одном стойбище нет.
Некогда Айоге делом заниматься. Все только любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
— Я могу в воду упасть.
— А ты за крупный куст возьмись.
— Разорвутся, так ты зашей рукавицы иголкой.
— Возьми толстую иголку.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давайте я схожу за водой.
Пошла на реку и принесла воды.
Замесила мать тесто, сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мама!
— Я их на солнце высушу.
— Я их мялкой разомну.
Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку. Мне не жалко!
Не удержалась Айога на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.
Плавала, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Чуть людей завидит, кричит:
3. Физкультминутка.
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
4. Беседа по содержанию сказки.
— Кто главный герой сказки? (Ответы детей: девочка Айога).
— Какой была Айога? (Ответы детей: красивая, но ленивая, злая, невоспитанная).
— Почему вы считаете, что Айога ленивая девочка? (Ответы детей: мама долго уговаривала её принести воды, но Айога придумала много отговорок, чтобы не идти за водой).
— Чем же занимается эта девочка целый день? (Ответы детей: всё только любуется собой, своим отражением в медном тазу или реке).
— Как вы думаете, справедливо ли поступила мама Айоги, когда отдала испечённую лепёшку не своей дочери, а соседской девочке? (Ответы детей: конечно, справедливо, ведь чужая девочка принесла ей воды, а не Айога).
— Вам жаль Айогу? (Ответы детей: жаль, ведь если бы она помогала маме, меньше любовалась бы собой, она бы не превратилась в гусыню).
— Чему учит эта сказка? (Ответы детей: учит быть добрым, отзывчивым человеком, откликаться на просьбы родителей о помощи).
— Как вы помогаете тем, кто просит вас о помощи? (Ответы детей: мы с мамой вместе накрываем на стол; помогаю мыть посуду, гуляю с младшей сестрой, сам убираю свои игрушки).
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
6. Пересказ детьми сказки «Айога».
7. Итог.
Главная мысль этой поучительной сказки – человек должен трудиться, совершая добрые дела и поступки для других, а не проводить время перед зеркалом.
Будьте добры, отзывчивы, помогайте всем, кто нуждается в вашей помощи, и вы вырастите хорошими людьми.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Е. Г. Каргановой «Как Ослик счастье искал» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Л. Т. Тарасенко «Фокус ящерицы» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова «Лесные хоромы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Н. Шелест «Сказка про паучка» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию «Чтение рассказа Ю. Коваля «Стожок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Образ Снегурочки в сказке и на картине» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкая область.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.