сивка бурка русская народная сказка чему учит
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
Характеристика главных героев:
Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)
Елена Прекрасная: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)
Художественные особенности сказки:
(«—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.
Атрибут для русской народной сказки «Репка». Уважаемые пользователи сайта «Maam.py»,хочется поделиться с вами идеей: как сделать репку для русской народной сказки-своими руками.
Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.
Драматизация русской народной сказки «Теремок» Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.
Мастер-класс «Сивка-бурка из ткани» В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.
Мини-музей «Сивка-бурка» в детском саду Совместно с родителями в нашей группе открылся мини-музей одного образа «Сивка-бурка», в который вошли познавательные и интересные экспозиции:.
НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Возрастная категория : 6 – 7 лет (подготовительная группа). Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Чтение художественной.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Тема: Русская народная сказка: «Маша и медведь» Образовательная область: речевое развитие Интеграция: физическое развитие Интегративные.
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.
Чему учит сказка «Сивка-бурка»?
Сказка «Сивка-бурка» понравится абсолютно всем и юным, и взрослым читателям.
В главной роли Иван-дурак, который хоть и с виду кажется ленивым и беспечным, но на деле показал себя с лучшей стороны.
А вот отец трех братьев сумел преподать урок своим сыновьям даже после смерти.
И благодаря этому жизненному уроку или испытанию Иван становится добрым, красивым молодцем и находит своё счастье.
Итак, если подвести итог и соответствующие выводы, то из данной сказки можно усвоить урок.
Нужно прислушиваться к просьбам и словам родителей, помогать родным и близким, уметь держать тайны и не останавливаться ни перед чем.
И уж тем более не лениться и валяться круглыми сутками дома, так и счастья не обрести и удачу можно упустить.
Любая народная сказка несет в себе опыт поколений и в себе таит народную мудрость.Ведь сказки и слагаются из того опыта, который люди пережили и сделали из него свои выводы на будущее.
И любая сказка очень будет важна в развитии ребенка,потому что ребенок верит тому,что слышит в сказке и делает для себя выводы,что хорошо в данном случае, а что плохо.И данная сказка как раз учит детей быть смелыми, а также быть добрыми, и что важно-быть честными с собой и старшими.
Сивка-бурка также развивает чувства прекрасного и волшебного у ребенка. Ведь там добрые молодцы, которые подают жизненный пример, и умеют трудиться и уважать старших.
Сказки являются для детей главными произведениями, из которых они узнают о существовании вечных человеческих ценностей. Так, сказка «Сивка-бурка» открывает детям такие понятия, как дружба, взаимопонимание, верность. Ведь именно эти вечные ценности помогли Иванушке обрести свое счастье. За свою доброту и послушание главный герой приобрел преданного друга в виде коня, а позже стал супругом Елены Прекрасной.
После прочтения народной сказки «Сивка-бурка» дети начинает понимать смысл и ценность настоящей дружбы. Ведь только благодаря согласию Иванушки и коня главный герой смог преодолеть все испытания. Очень хорошая поучительная сказка, которая развивает и ум, и мышление, и душу ребенка.
Сказка «Сивка-Бурка» учит детей тому, что успех и счастье приходит к трудолюбивым и сообразительным людям. Братья Иванушки не захотели добросовестно стеречь пшеницу и проспали свое счастье. А Иванушка честно сторожил, не смыкая глаз, за это он и получил вознаграждение.
Далее, сказка учит быть скромными и не хвастаться. Иванушка не стал всем рассказывать о своей находке.
К этой сказке можно подобрать следующие пословицы:
«Наше счастье в наших руках». От того, как ты себя будешь вести зависит, будет ли тебе счастье.
«Добившись удач, о этом не судачь». Нельзя хвастать, а то счастье отвернется от тебя.
Русская народная сказка Сивка-бурка, как и многие другие народные сказки, заключает в себе мудрость и житейский опыт, которые были накоплены за долгие годы существования человечества.
Сказка учит доброте, смелости и честности, не хвастаться достижениями и быть скромным.
Читать сказку Сивка-бурка онлайн можно тут.
Сказка «Сивка-бурка», как и все сказки учат народной мудрости.
Главным смыслом сказки «Сивка-бурка», это скромность, а не хваставство своими достижениями. Успех придет к людям обязательным, трудолюбивым и сообразительным. Братья, главного героя Иванушки, свое счастье проспали на сеновале, а Иван, которого считали глупым, честно стерег пшеничное поле, не кричал о своих успехах и счастье свое заслужил.
Если душа человека открыта и прекрасна, мир улыбнется ему. И царевна увидит в дурачке прекрасного царевича.
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
Лично мне нравится костёр (но если честно другие пока не пробовала)
У меня нет пока своих детей, но есть маленькая сестрёнка. И для меня она не только сестрёнка, но и дочка, так как совсем ещё ребёнок.
Больше всего на свете она любит те сказки, которые я для неё сочиняю сама. Укладываю её, сажусь рядом, и начинаю своё творчество. Импровизирую на ходу. Могу сочинять и волшебные сказки, и про животных.
Наше общение происходит в виде диалога. Я рассказываю. Она спрашивает и переспрашивает. И я, угадывая её желания, по ходу дела корректирую свой сценарий, добавляя в него то, чего хочет малышка.
Ниже я хочу сочинить маленькую сказочку. Сейчас подумаю, как её назвать, и начну фантазировать.
Девочка и Цветочек.
В одной далёкой и очень красивой стране жила Девочка. А рядом с ней жил маленький Цветочек. Они очень любили друг друга. Девочка ухаживала за ним, поливала его и пела ему песенки. А Цветочек благодарил её. Когда к цветочку прилетала Пчёлка, и Девочке хотелось потрогать её, Цветочек закрывал Пчёлку своими лепесточками и не позволял ей укусить Девочку.
И вот, однажды, когда рядом с Цветочком завёлся злой Сорняк, Цветок сказал Девочке: «Он так мешает мне! Закрывает от меня всё Солнышко, становится с каждым днём всё сильнее».
И маленькая девочка, хоть и была не очень сильной, взяла маленькую лопатку и подрубила Сорняк под самый корень. И Цветочек, обрадовавшись, сделал так, что рядом с ним выросли ещё сто замечательных Цветков, очень похожих на него.
Сивка-Бурка — краткое содержание для читательского дневника
Сюжет
У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.
Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.
Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.
Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.
Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.
Главные герои сказки и их характеристика
Пожалуй самым главным героем этой сказки является Иван. Обычный деревенский парень
, который любит валяться на печи и вести домашнее хозяйство.
Его считают дураком и неумехой, но он оказывается самым ответственным их всех.
Не меньшую роль здесь играет волшебный конь Сивка-Бурка
, который во мгновение ока может превратить своего хозяина в красавца будто с картинки.
Братья Ивана, ленивые и трусливые молодцы, мечтающие даром заполучить красавицу Царевну, которая оказывается хитрее всех остальных. Всемогущий царь, обожающий свою дочь.
И конечно же отец Ивана, мудрый старик, благодаря которому и произошла эта замечательная история.
На царском дворе
Народу собралось превеликое множество. Кто просто поглазеть, кто допрыгнуть на коне до двенадцатого венца, где на высоте у окошка сидит царевна. И начали все скакать, но еле-еле до середины допрыгивают. Трудное испытание дал царь молодцам. Тут Иван разогнал коня и с третьего раза пролетел мимо окошка, поцеловал царевну, а она ему печать на лоб приложила.
Смотреть галерею
И он моментально исчез, как и не бывало. Унес Ивана Сивка-бурка. Краткое содержание покажет, какую тайну будет скрывать наш главный герой. Печать во лбу сияет, ее надо тщательно до поры до времени скрыть. А с виду он снова привычный Ванюша, который только за печкой сидеть умеет. А ведь он не побоялся сходить на могилу к отцу, значит, где-то ждет его награда.
Призыв царя
Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.
Главный герой
Практически во всех сказках Иван – третий сын, младший. Не случайно ему отведена роль главного героя. Ведь именно с младшими детьми родители доживали свой век. И вместе с наследством, которое делилось между всеми детьми поровну, младшим детям доставались и все тяготы по уходу за стариками. Как правило, старшие дети были опытнее, расторопнее, хитрее и младшего часто обманывали. В обоих вариантах рассматриваемой нами сказки, старшие братья не сдержали своего слова. В первом случае они переложили пугающее обязательство посетить могилу на младшего брата. Во втором — схитрили и обманули отца.
Поэтому во многих преданиях вмешательство магических сил помогает восстановить справедливость, чтобы каждый получил по совести, по заслугам. В сказке «Сивка-бурка» Иван единственный выполнил просьбу отца и был вознагражден за послушание и храбрость — ему достался чудесный конь. В кратком содержании «Сивки-бурки» для читательского дневника эти черты героя стоит указать в первую очередь. Потому как ему, честному и совестливому, благоволят три мира, составляющие одно мироздание, которое подчиняется общему закону – закону справедливости. Иван был сполна вознагражден. Ведь стать мужем царской дочери и получить полцарства в придачу — неплохая награда за труды и терпение.
Сказка в обработке М. А. Булатова
В другом варианте краткое содержание русской народной сказки «Сивка-бурка» начинается с того, что позвал отец трех сыновей и повелел им узнать, кто по ночам топчет их пшеничное поле. Два старших сына ходили на поле, да сон сморил их – не обнаружили вора. На третью ночь отправился младший сын. В полночь прискакал конь и стал есть пшеницу. Подкрался Иван да поймал его. Попросил конь отпустить его на раздолье, но в обмен на свободу пообещал являться по первому зову. Иван должен выйти в поле, свистнуть и крикнуть Сивку-бурку. И тотчас конь прибежит.
Не простой конь
Конь по славянским поверьям был связующим между миром живых и царством мертвых. Он и появляется необыкновенно. Земля при этом дрожит, все сверкает огнем, вокруг дым.
Смотреть галерею
И цвет коня необычный. Сивый – означает белый, бурка – темно-рыжий, каурка – каштановый. И еще он вещий, то есть умеет сам догадываться, что будет дальше.
Особенности произведения
Какова главная мысль сказки «Сивка-бурка»? Краткое содержание, изложенное выше и анализ, представленный здесь, помогут выяснить основную идею произведения. «Сивка-бурка» начинается не традиционным для сказки зачином: «Жил-был старик». Визуально ее можно поделить на три части. В первой состоится знакомство читателя с крестьянской семьей, здесь же видно отношение детей к просьбе отца. Также описана встреча Ивана с Сивкой-буркой. «Пришел в поле» Иван, «сидит не спит», терпеливо дожидается вора. Конь просит отпустить его, но не дурак был Иван, как считали его братья, усмотрел, что конь перед ним необычный – «шерстинка серебряная, шерстинка золотая», «из ушей дым валит», «из ноздрей пламя» — взял он с коня обещание пшеницу не топтать и «великую службу» сослужить. Отпустил его добрый Иван, ведь конь «обещал» «не ходить в пшеницу». В этой же части видим, что Иван был сильным и ловким – «носил-носил» его конь по полю, но «не мог сбросить».
Вторая часть сказки начинается с царского указа. Здесь Иван выражает свое желание: «Хочу посмотреть на дочь царя». Чудесный конь обещал исполнить желание Ивана – слово сдержал. В этой части Иван открывается еще с одной стороны – он терпеливо сносит насмешки братьев. Они его считают глупцом, а он идет к своей цели – не хвастает, настойчиво ездит в царский двор, скромничает – поцеловал царевну, а самого «и след простыл». Но царская дочь ищет своего жениха. Об этом рассказывает третья часть сказка, в которой все заканчивается свадьбой.
В основе произведения лежит волшебство – «в правое ухо» влез, троекратное повторение – «три брата», «три ночи», «три раза». Сказка написана выразительным красочным языком. Эмоциональную окраску тексту придают двойные слова — «носил-носил», «видимо-невидимо», «скакал-скакал»; устойчивые выражения – «ни в сказке сказать»; эпитеты – «молодецким посвистом», «добрый молодец». Заканчивается сказка традиционной для этого жанра концовкой – «и я там был, мед-пиво пил». Итак, добрый, смелый, терпеливый главный герой достигает поставленной цели и получает за свое терпение хорошее вознаграждение. Насмешники и лентяи-братья остались ни с чем. Вывод: произведение учит уважать родителей, не лгать и верить в добро. Такие люди многого добьются в жизни, им помогает само мироздание, а злые остаются никому ненужными и одинокими.
Чему учит русская народная сказка «Сивка-Бурка»
В данной сказке затрагивается сразу несколько важных тем:
Это четко показано в конце сказки, когда среди всех гостей Царевна подошла к самому чумазому простаку с повязанным лбом и признала в нем своего суженого.
Иван — единственный, кто исполнил волю своего отца, следовательно, его братья не так уж и дорожили родителем.
Если вы еще не читали эту сказку, то стоит это сделать: она достойна прочтения в любом возрасте.
Работа Алексея Николаевича Толстого
Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.
Но базовый вариант — это народное произведение, которое слушали веками и записали фольклористы. Большие энтузиасты работали в этой области и по крупицам собрали огромное количество материала. А для читателей нашего времени написал сказку «Сивка-бурка» автор по имени Алексей Николаевич Толстой. Все его произведения по художественному исполнению и проникновению в воссоздаваемую эпоху (например, «Петр Первый»), великолепны. В этом же ряду стоит «Сивка-бурка» (сказка для детей).
Что в имени твоем?
Слова «Сивка-бурка, вещая каурка», конечно же, помнит каждый. Но всем ли известно, что они означают? Со словом «вещая» все более-менее ясно – это способный предугадывать будущее, чудесный и обладающий тайными знаниями. Это сразу подтверждает сверхъестественное происхождение коня. Но отчего, как видно из краткого содержания «Сивки-бурки», указаны три окраса — сивый, бурый, каурый? Словно у главного героя был не один конь, а сразу три. «Сивка» — сивый, то есть седой, серый. «Бурка» — бурый конь, или серовато-коричневый. «Каурка» — каурый, или рыжеватый. Попробуем разобраться.
Три масти коня не случайны, ведь наши предки верили во взаимодействие и единство трех миров: небесного, материального и духовного. Каурая (красноватая) масть символизирует солнце, небесный, божественный мир. Бурый (коричневый) – это цвет земли, то есть земной мир. Сивый (седой, серебристый) окрас похож на лунный свет – это мир духов. Следовательно, такой окрас Сивки-бурки подразумевает, что этот конь представлял три мира, составляющих одно мироздание.
История об Иване и волшебном коне
Сказка об Иване и его чудесном коне известна не только в России, но и в Европе, Америке и даже в азиатском фольклоре. Это произведение – продукт народного творчества, многие века передаваемый из уст в уста. На бумаге сказка была впервые записана еще в XVIII веке. Благодаря собирателю народного фольклора А. Н. Афанасьеву «Сивка-бурка», опубликованная в одном из восьми сборников русских сказок писателя, вышедших с 1855 по 1863 годы, стала широко известна. Автор считал, что народные сказки важно не только выслушать и записать, но и «тщательно сличить» и «выбрать из множества вариантов» наиболее совершенные как «поэтическими образами», так и «чистотой нравственных мотивов».
Поэтому многие сказки, которые мы слышим с малых лет, дошли до нас в переработанном варианте. «Сивка-бурка» (краткое содержание произведения будет представлено ниже) также имеет несколько вариантов литературной обработки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения. Как говорил писатель, основой послужило произведение из сборника Ончукова, также позаимствовал он кое-что у Зеленина и Афанасьева. Во всех версиях сказочной истории события приходят к общему знаменателю – вещая каурка помогает Ивану достичь цели. Чтобы не повторяться, основную часть сказки изложим отдельно. А сейчас рассмотрим два наиболее известных варианта развития событий.