Шурале чему учит татарская сказка
Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста
Гульназ Тухбатуллина
Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста
Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности детей дошкольного возраста.
Тухбатуллина Гульназ Газинуровна – воспитатель МАДОУ № 274 комбинированного вида г. Казань.
Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Он широко знаком своими произведениями для детей. Его творчество играет особую роль в детской литературе, как средстве развития и воспитания детей.
Произведения Г. Тукая основаны на народном творчестве. А фольклор является эффективным средством нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Сказки и стихи автора написаны простым, понятным языком, он смотрит на мир детскими глазами и описывает явления окружающего мира очень четко и ясно для детей. Произведения народного поэта учат детей различать добро и зло.
Читая поэмы «Су анасы» («Водяная») и «Шурале» дети попадают в таинственный фантастический мир, через который у детей рождается любовь к красоте и природе. Так же эти произведения имеют нравственный смысл. «Водяная» учит детей не трогать чужие вещи и нести ответственность за свои поступки. Читая поэму «Шурале» у детей развивается гордость человеческим умом, смекалкой. Ведь не зря говорят «Силой победишь одного, а умом – тысячу».
Стихотворения Г. Тукая побуждают детей учиться, трудиться, стараться доводить начатое дело до конца. Произведения «Кызыклы шкерт” (“Забавный ученик”) и “Эшк нд” объясняют детям,что приучаться к труду надо с ранних лет.
«Глупый пес не разумеет – нет уж, сызмала учись!
Поэт хочет донести детям, что на основе всех благ и счастья лежит труд и усердие самого человека.
Важную и основную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста играет родной язык. Габдулла Тукай посвятил огромное количество стихотворений и поэм родному языку, родному краю и красоте родной природы.
«О язык родной певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать» («Родной язык»).
«Я многое увижу, ведь жизнь еще длинна.
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был, и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!» («родная деревня»).
Через эти строки автор передает маленьким читателям всю красоту и важность родного языка и незаменимость родного края. Дети восхищаются неповторимыми пейзажами и природой, прививают любовь и уважение, гордость своим родным языком.
Подводя итог, можно сказать, что творчество Габдуллы Тукая является не иссекаемым источником для развития детей дошкольного возраста. Через его произведения мы воспитываем у детей любовь к добру, красоте, труду, уму и родному языку, своей Отчизне.
«Родной язык — неиссякаемый родник». «Габдулла Тукай — неиссякаемый родник родного языка» Габдулла Тукай-великий татарский поэт. Он солнце татарской поэзии. Ценно то, что произведения Г. Тукай пронзаны глубокой любовью к родному.
Знакомство старших дошкольников с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка» В Республике Татарстан самым популярным и любимым является поэт Габдулла Тукай,.
Воспитание детей: чему учат татарские сказки?
Какие сказки следует читать детям? (Источник фото: freepik.com)
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
У каждого народа есть свои сказки. Сказка демонстрирует национальное своебразие, народное представление о добре и справедливости.
Татарская сказка, как своеобразная художественная форма, наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью татарского народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родного края и животным миром. Через них дети познают веками сложившиеся традиции татарского народа, его душу
Татарские сказки созвучны с исламской нравственностью, в них прослеживается глубокая почтительность и уважение к родителям, любовь к окружающим, сострадание к ближнему и другое.
Примеры поучительных татарских сказок:
1. Любовь к матери.
Татарская сказка «Три сестры» учит любить и уважать своих родителей, помогать им и заботиться о них в старости, наглядно показывая, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Ибн Мадж (рахимахуллахи) передал слова Пророка (ﷺ), сказанные им одному человеку: «Находись у ног своей матери, ведь там Рай».
2. Послушание родителей.
Татарская сказка «Зайка» воспитывает в детях послушание родителям. Показывает, что может произойти, если сделать не так, как они велят. Учит своевременно обращаться за помощью и по мере возможности делать добро другим.
«И склони пред ними обоими [родителями] крылья смирения из милости» (Перенесение ночью, 24).
3. «Вместе мы – сила».
Татарская народная сказка «Четыре друга» учит быть дружными, трудолюбивыми. Самый маленький член команды может принести большую помощь, если люди будут держатся все вместе.
Пророк (ﷺ) сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, Муслим).
(Источник фото: behance.net)
4. Трудолюбие.
Татарская сказка «Три совета отца» показывает, что все богатство трудом достается. Сказка учит слушать мудрых советов, трудиться и заботиться о завтрашнем дне.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Лучший из вас тот, кто не оставляя эту жизнь ради Ахира и Ахира ради этой жизни, работает для обоих миров, и кто не является обузой для людей» (Мухтаруль-Ахадис).
5. Острый ум, чувство юмора.
Татарская сказка «Шурале» учит не терять смекалку и находчивость, не бояться духов, чудовищ и прочих монстров, а бороться с ними – находить нестандартные решения, проявлять фантазию и выдумку.
«Тому, кто боится Аллаха, Он даст выход [избавление от сомнений в земной жизни и от наказания в Судный день]. [Аллах даст ему выход] и наделит его уделом оттуда, откуда тот даже и не рассчитывает [его получить]. Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно. Поистине, Аллах завершает все [что Он пожелал совершить]» (Сура ат-Таляк, 2-3).
6. Преданность слову, честность
Татарская сказка «Попугай» воспитывает ребенка быть честным и преданным своему слову. Учит извиняться, когда это необходимо и не отвечать злом на зло.
От Анаса ибн Малика (р.а.) передаётся, что любимец Аллаха (ﷺ) сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное (аманат), и нет религии у того, кто не верен данному обещанию» (Ахмад).
7. Патриотизм.
Татарская сказка «Догадливый солдат» демонстрирует любовь к Родине, преданность своему правителю. Она показывает мудрость и находчивость героя, когда кажется, что ему уже ничего не поможет.
Когда посланник Аллаха (ﷺ) покидал Мекку, то говорил с горечью: «. Клянусь Аллахом. Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, Тирмизи).
8. Хвастовство и самолюбование до добра не доведут.
Татарская сказка «Шах-петух» призывает отказаться от хвастовства и восхищения самим собой. Она учит быть внимательными к окружающим, замечать достоинства других людей и недостатки в себе.
От Абдуллаха Ибн Масʻуда (р.а.) передаётся, что однажды Пророк (ﷺ) сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку» (Муслим).
9. Правильно использовать свои и чужие умения, чтобы достичь благой цели.
Татарская сказка «Камыр-батыр» учит вовремя ориентироваться, анализировать ситуацию, подсказывать кому что делать. Она наглядно демонстрирует, что успеха можно добиться общими усилиями, командным духом. А также воспитывает смелость и непреклонность на пути к благой цели.
«Каждый из вас пастух, и каждый из вас будет спрошен за свою паству. Правитель – пастух для людей и он будет спрошен за свою паству. Мужчина – пастух для своих домочадцев, и он будет спрошен за них. Женщина – пастушка в доме своего мужа и для его детей, и она будет спрошена за них. Раб – пастух над имуществом своего хозяина, и он будет спрошен за него. Разве не каждый из вас пастух?! Каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Бухари, Муслим).
10. Довольствоваться тем, что имеешь.
«Японская сказка» Габдуллы Тукая дает возможность осознать значимость своего труда, видеть преимущества и недостатки того, что нас окружает. Она логичным образом подводит к тому, что нужно довольствоваться тем, что имеешь и стремиться развиваться, добиваться высот собственным трудом.
Господин Мухаммад (ﷺ) сказал: «Успешен тот, кто покорился Аллаху и кому был дарован достаток, и затем Аллах внушил ему довольство тем, что Он ему дал» (Муслим).
11. Нельзя воровать и обманывать.
Татарская сказка «Водяная» показывает детям, что нельзя трогать чужие вещи и лгать, учит нести ответственность за свои поступки.
Лучший из рода человеческого (ﷺ) сказал: « Первым делом в Судный день раба спросят о четырёх вещах: о годах его жизни – на что он потратил их, о молодости – как он провел её, об имуществе – откуда он получил его и на что потратил, и о знаниях – что он сделал с ними?» (Тирмизи).
12. Нельзя рассказывать чужие секреты.
Татарская сказка «Болтливая утка» учит уметь хранить тайну, держать язык за зубами, не доверять незнакомцам. Учит думать о том, что говоришь и кому говоришь. Она помогает ребенку развить предусмотрительность, осторожность, обдуманность.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого блага есть (свой) завистник» (Табарани).
13. Не обижать тех, кто рядом.
Татарская сказка «Два петуха» учит относиться к ближнему с терпимостью, симпатией. Она показывает, что постоянная борьба ни к чему хорошему не приводит. Она демонстрирует, что нужно уметь находить между собой и другим что-то общее, что позволило бы сблизиться и мирно общаться.
«Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Верующий, который общается с людьми и терпеливо сносит их обиды, лучше верующего, который не общается с людьми и не относится с терпением к их обидам» (Бухари).
14. Не падать духом в беде и помогать нуждающимся.
Татарская сказка «Гульчечек» учит никогда не сдаваться и не падать духом, а искать выход из самого трудного положения. Сказка учит просить помощи, когда она требуется, и не забывать благодарить за нее. А также, по мере возможности, самому помогать нуждающимся.
«И не теряйте надежды на милость Аллаха [что Он избавит Своего раба от трудностей и одарит благополучием], ведь отчаиваются в милости Аллаха только неверующие люди [отрицающие безграничную милость своего Господа, в которой они утопают]» (Юсуф, 87).
В достоверном хадисе от посланника Аллаха (ﷺ) передается: «Лучшим и наиболее любимым для Аллаха из людей является тот, кто приносит больше пользы другим людям» (Ассильсиля Ассахиха 426, 906).
Таким образом, татарские народные сказки вкладывают в юные сердца чистые, добрые и возвышенные чувства. В них отражается исламская мораль. Татарские сказки помогают сохранить свой родной язык.
В современном мире, когда стало так много информации и приходится выбирать для своего ребенка то, что не совратило бы его нежную и чистую душу, татарские сказки имеют большое значение.
Презентация по татарской литературе на тему Анализ сказки Г.Тукая «Шурале»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Кая барсам, кайда торсам, нишләсәм дә, Хәтеремдә мәңге калыр туган җирем …»
Әкият-поэма Габдулла Тукай ( 1886-1913 )
Анализ ясау тәртибе. Әсәрне өлешләргә таркату аша шигырьнең эчтәлеген ачыклау( анализ). Таркатылган якларның охшашларын кушу (синтез). Образларга бәя бирү. Әсәр төзелешен табу. Әсәрнең темасын, идеясен билгеләү. Әсәрнең татар әдәбиятында тоткан урыны. Әсәрнең сәнгатьчә эшләнеше. Әсәрнең укучыга тәэсире.
Тукта, чү! Ямьсез тавышлы әллә нәрсә кычкыра ….
Туган якның матурлыгы Шүрәле әкияте УРМАН АВЫЛ ШҮРӘЛЕ БЫЛТЫР Таркатылган якларның охшашларын кушу
Образларга бәя бирү СИНКВЕЙН 1 2 3 4 5
Әсәрнең төзелеше. Әсәрнең темасы, идеясе.
«Шүрәле» балеты — 1945 елның 12 мартында куелган беренче татар балеты. Ул Татар дәүләт опера һәм балет театрында куела. Балет 3 пәрдәдә. «Шүрәле» сәнгать тарихында татар балеты һәм композитор Фәрит Яруллинның сәхнә өчен иҗат иткән бердәнбер әсәре буларак кереп калды. Сугыш кырында һәлак булган композитор Ф. Яруллин 1958 елда Тукай премиясе белән бүләкләнде, балет үзе классик әсәр булып танылды.
Әсәрнең татар әдәбиятында тоткан урыны. Әсәрнең сәнгатьчә эшләнеше. Әсәрнең укучыга тәэсире.
Өй эше Интернеттан “Шүрәле” балетын карарга. Әкияттән үзегезгә таныш сурәтләү чараларын язып алырга: эпитет, чагыштыру, сынландыру. “Туган ягым – яшел бишек” исемле инша язарга әзерләнергә.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-421529
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тукай «Шурале», какое краткое содержание, главные герои, основная мысль?
Поэму «Шурале» Габдулла Тукай написал в 1907 году.
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: какое краткое содержание для читательского дневника?
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: о чем, 5,6 предложений, что писать?
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: кто главные герои, их характеристика?
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: чему учит, какая основная мысль?
В поэме-сказке «Шурале» говорится, что один парень поехал на запряженной лошади в лес ночью. Он стал при свете луны рубить деревья на дрова. Вдруг пришел к нему Шурале, услышав стук топора. Он стал приглашать парня поиграть в щекотку. А парень знал, чем это может закончиться для него. Он ответил Шурале:» Поиграем, только сначала помоги затащить вот это бревно в телегу». Шурале согласился. парень попросил его уцепиться пальцами за щель в бревне. Шурале уцепился, засунув пальцы в щель в бревне. Парень тогда выбил из щели клин и прищемил пальцы Шурале. Шурале кричал и плакал, просил отпустить его, обещал его больше не трогать, спросил как зовут парня. Парень ответил: «Былтыр(В году минувшем)» и уехал. Собрались сородичи Шурале, спрашивают что случилось. Шурале ответил:»Былтыр (В году минувшем) прищемил пальцы». Сородичи только посмеялись над Шурале:»Если в году минувшем прищемил пальцы, почему же в этом году плачешь?»
Краткое содержание поэмы «Шурале»:
глава 1. есть рядом с Казанью небольшой аул Кырлае, веселый там народ живет, там вокруг лес, много грибов и ягод, много цветов и все там хорошо,
глава 2. зимой и осенью в Кырлае тоже хорошо, но пора рассказать и о Шурале,
глава 3. много в лесу под Кырлаем там зверей разных, много разных чудес,
Исследовательская работа»Чему учат татарские сказки»
Управление общего и профессионального образования администрации
Чайковского муниципального района
Школьная конференция исследовательских работ
Тема: Чему учат татарские сказки?
Темиров Данил, ученик 5 в класса.
руководитель: учитель русского языка
и литературы Еременко Г.В.
1. Литературный обзор 4 стр.
2. Практическая часть. 7 стр.
2.1. Наблюдения. 7 стр.
2.3. Эксперимент 1 7 стр.
2.4. Сравнительная таблица 8 стр.
Библиография. 10 стр.
Наверное, нет в мире народа без сказок, и татарский народ не является исключением. В сказках, как в зеркале, отражаются культура и быт народа, его чаяния, его история. В народных сказках черпали вдохновение русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и татарский поэт Габдулла Тукай. Слушать сказки любят все, и особенно дети. Вряд ли в мире найдется хоть один человек, которому в детстве не рассказывали бы сказок.
Татарский фольклор очень богат сказками, они отражают исторические условия жизни татар, их национальную психологию, быт, но в то же время включают основные сюжетные мотивы, присущие сказкам остальных народам. Там в обязательном порядке присутствуют сказки о животных, волшебные приключенческие, бытовые сказки, а также примыкающие к ним народные анекдоты (мэзэклэр).
Актуальность: свои первые впечатления о добре, зле, справедливости мы получаем, когда слушаем сказки. В простых рассказах заключена глубокая народная мудрость. А в жизни каждого человека бывают такие ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы можно найти ответы в сказках.
Я считаю, что очень важно познакомить детей с традициями, обычаями и особенностями представителей других наций. Знакомство с татарскими сказками поможет сравнить то, как ведут себя волшебные герои разных народов, и значительно расширить свой кругозор.
Предмет исследования татарские сказки
Объект исследования герои татарских сказок
В ходе исследования ставились следующие задачи:
— расширить знания о сказках татарского народа;
— найти, изучить и систематизировать информацию по теме;
— рассказать о своём исследовании, представив его в виде презентации
В исследовании выдвинута следующая гипотеза: татарские сказки похожи на русские народные, их герои также учат стремиться к добру и правде, наказывая ложь и зло.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
-изучение теоретических источников;
— наблюдение, опрос, обобщение собственного опыта;
Научная значимость и новизна исследования состоит в том, что изучение данной проблемы позволило получить следующие результаты: представлены различные сказки, классификации сказок, даны примеры.
Выполнен анализ литературы по данной теме.
Проведены практические эксперименты.
В ходе исследования удалось составить правила, которые привлекут внимание к татарским сказкам.
Удалось получить интересные сведения.
Практическая ценность работы заключается в том, что были проведены наблюдения за конкретными произведениями. В работе представлены разные сказки.