сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки) оценить навыки письма и чтения, но и выявить причины возникающих трудностей как на начальном этапе их формирования (у учащихся 1-х классов), так и на завершающем (у учащихся 4-х классов).

Выявление причин трудностей навыков письма и чтения позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей.

При проведении оценивания следует учитывать следующие рекомендации:

проводить оценку сформированности навыков письма и чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие затруднения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;

не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение или недовольство;

не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его («сейчас проверим. оценим. » и т.п.);

не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения.

В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования навыка и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность должны быть составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста.

В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.).

Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания.

Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать).

Задание 1. Диктант текста (4 предложения).

Каждое предложение диктуется отдельно.

У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка.

Инструкция. Внимательно послушай, запомни и напиши предложение. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно.

Задание 2. Списывание предложений:

а) с печатного текста («Небо затянули тяжёлые осенние тучи»);

б) с письменного текста («На деревьях скоро появятся листочки»).

Инструкция. Перепиши два предложения в тетрадь (на листок) и проверь правильность написания.

Задание 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению).

Навык письма предполагает качественную оценку, для чего все ошибки классифицируются по типу нарушений. Выделяют следующие типы ошибок:

1. Ошибки звуко-буквенного анализа (перестановки, пропуски, вставки, недописывания, контаминации).

2. Ошибки смешения букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие – звонкие, свистящие – шипящие, соноры, аффрикаты и др.).

3. Ошибки конфигурации букв (написание лишних или недописывание нужных элементов, неправильное пространственное расположение элементов, зеркальное письмо).

4. Ошибки обозначения мягкости (гласными второго ряда, буквой ь).

5. Персеверации (многократное повторение отдельных элементов) или антиципации (преждевременное совершение действия).

6. Пропуск слова или предлога.

7. Ошибки отграничения речевых единиц (слитное написание слов, раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова, пропуск запятой или точки, ненаписание заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки).

8. Аграмматизмы (нарушения словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

9. Орфографические ошибки.

В итоге подсчитываются сумма ошибок по каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок.

Таким образом выделяются доминирующие типы ошибок учащегося. Знание типичных ошибок письма позволит учителю сделать предположение о возможных причинах их возникновения, что необходимо для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы.

Обозначим типичные ошибки письма и их возможные причины:

несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности;

редуцированное написание (как слышит);

несформированность планирования и контроля деятельности;

неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности;

слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова;

нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии;

несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности;

пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы;

незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности;

неумение совмещать графическую и смысловую части письма;

ошибки согласования и управления слов;

проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти.

незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы;

несоблюдение границ строки при письме;

неумение работать в строке, незнание слоговой структуры слов, несформированность пространственных (метрических) представлений, повышенная утомляемость;

проявление общего недоразвития речи (незнание морфологических правил, низкий лексический запас);

неправильное употребление слов, предлогов;

проявление общего недоразвития речи (низкий лексический запас, трудности обозначения пространственных отношений);

несвязное изложение сюжета;

проявление общего недоразвития речи, трудности планирования, регуляции и контроля речевой деятельности.

В начале формирования навыка чтения могут встречаться различные трудности, которые проявляются в ошибках прочтения букв, слогов, слов, текстов, непонимании смысла читаемого и др. Подобные ошибки выражаются в заменах, пропусках, вставках, перестановках, аграмматизмах, «застреваниях», невыразительности, нарушениях общего звучания речи и т.п. Для выявления возникающих ошибок и проведения качественной и количественной оценки целесообразно дать следующие задания

Задание 1. Распознавание букв.

а) печатных (строчных и заглавных)

а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф

б) письменных (строчных и заглавных)

о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з

Инструкция. Назови буквы, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы.

1 балл – буква прочитана правильно;

2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква);

3 балла – буква не узнана (не может прочитать).

Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138.

Задание 2. Чтение слогов.

а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных):

с е, б ы, м и, н ю, я в н, п л а, ф р о, в з д р о, б ы с т р, с к л а.

б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных):

с е, д у, о с, п и, у з, в о д, п н е, г н и, д р о, т р я, ш л и

Инструкция. Прочитай слоги, не торопись.

Задание 3. Чтение слов.

3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных

3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных

Инструкция. Прочитай слова, не торопись.

Задание 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы.

На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день.

Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно,

потом ответь на вопросы по тексту.

Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарныйбалл – 96–105) может свидетельствовать о трудностях формирования навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный

Типичные ошибки чтения и их возможные причины

Возникновение подобных ошибок свидетельствует о несформированности навыка чтения, трудностях автоматизации, и дальнейшее усложнение материала может привести к возникновению более грубых ошибок. Следовательно, педагогу следует быть более внимательным к ребенку с подобными нарушениями и не форсировать темп обучения. Подобная дифференцированная оценка позволяет качественно составить коррекционную работу с учетом характера трудностей.

Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.

Задание 3. Списывание слов с рукописного текста. с о в а, в о д а, б у д к а, т о п о р, к р у г и, Н и к а,

Задание 4. Списывание двух предложений с рукописного текста.

Задание 35. Списывание слов с печатного текста.

с о с н а, к н и г а, п т и ц а, т у ч а, ч а щ а, ж и з н ь, с у ш и т ь

Задание 6. Списывание двух предложений с печатного текста.

Источник

Диагностические работы для выявления несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Диагностические работы для выявления несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников

В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися. Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными. В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем. Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения. Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий. Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на: несформированность психических и фонематических процессов; нарушения лексико-грамматической стороны речи; нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти; затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

В пособии Садовниковой И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» представлена таблица учета специфических ошибок письма, которая может быть полезна при обследовании письменной речи учащихся начальной школы.

3 класс – 55-60 слов;

4 класс – 75-80 слов

и каллиграфический навык.

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы. Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года.

Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 1-го класса (конец обучения)

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2. Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3. Запишите по памяти: Десять мальчиков живут в одном чуланчике. (предложение повторяется только один раз)

Задание №4. К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________ Вода ___________ Река ___________ Солнце _________

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6. Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Задание №1. Составьте слово из предложенных букв:

Задание №2. Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

уголь мальчик ёлка маяк

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3 Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание №4 Послушайте слова и запишите только названия ягод: малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5 Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Задание №1 Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

— болезнь наводнение покрошить носатый родители

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Задание №2 Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3 Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №4 Составьте звуковые схемы к словам:

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Задание №1 Запишите слова, которые я назову по звукам:

Задание №2 Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Задание №3 Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Задание №4 Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Задание №1 Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Задание №2 Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова. Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Задание №3 Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Задание №1 Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

бежит бьет идет При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Задание №2 Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

радость грусть прелесть красота дружба

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

Задание №4 Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Задание №1 Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Задание №2 Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Задание №3 Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

В названии какого дня недели пишется две буквы Б?

В каких именах девочек пишутся две буквы Н?

В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?

В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?

В названии какой страны пишется две буквы С?

Задание №4 Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Задание №5 Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.

Список использованной литературы:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.

Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.

Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей.

Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку.

Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.

Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

Митина Ирина Михайловна, учитель-логопед (1 кв. кат.), Негосударственное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа «Феникс»,

Источник

Программа педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии

сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться фото. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться фото. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться фото. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться фото. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться фото. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться фото. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался).

II. История развития.

Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни.

Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.

IV. Физическое состояние. Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения.

V. Особенности познавательной деятельности.

1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций).

2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.).

3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Пере-ключаемость с одного вида деятельности на другой.

4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи.

5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания.

6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений

7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.).

I Изучение документации.

II Беседа с родителями. Изучение медицинской документации.

III Посещение семьи. Беседы с родителями.

IV Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование.

1. Изучение медицинской документации. Специальные исследования.

2. Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ.

3. Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время.

4. Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком.

5. Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком.

6. Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях.

7. Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей.

VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий.

сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. 640 1. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться фото. сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться-640 1. картинка сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться. картинка 640 1.

VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т. п.

VI. Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.

VII. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

— отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными или выраженными недостатками физического развития;

— характер связей между учащимися (авторитарные, равноправные, по подражанию, неустойчивые);

— роль общественного мнения и формы его проявления (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки);

— организованность коллектива (умение подчиняться требованиям актива класса и взрослых).

3. Характер связи классного коллектива с общешкольным:

— участие класса в работе детских организаций по интересам;

— содержание общешкольного поручения и характер его выполнения (заинтересованное, постоянное, эпизодическое);

— характер связей с другими классами (помощь, совместные дела, соревнование);

— участие в спортивно-массовых мероприятиях, праздниках и др.

В тех случаях, когда выявляются трудности обучения, необходимо тщательное педагогическое обследование. Педагог-дефектолог должен не только сделать вывод об уровне знаний ребенка, но и понять, чем обусловлены те или иные трудности в овладении навыками чтения, письма и счета, и наметить пути коррекционно-педагогического воздействия. Следует обратить внимание на способность детей самостоятельно выполнять предложенные задания, продуктивно использовать оказываемую им помощь и переносить усвоенный способ действия на решение аналогичных задач. Наблюдая за ребенком в процессе выполнения предложенных заданий, необходимо учитывать особенности понимания инструкции, способность удерживать ее в памяти в ходе работы, следить за целенаправленностью деятельности. Очень важно отметить, проявляет ли ребенок интерес к выполнению заданий и насколько он стойкий, стремится ли довести работу до конца, умеет ли адекватно оценить результаты своей деятельности, как реагирует на похвалу и замечание.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной произвольной деятельностью обычно проявляют интерес к обследованию, стремятся к успешному выполнению заданий, обнаруживают необходимую активность и достаточные волевые усилия. Они ориентированы на похвалу, планируют свои действия и продуктивно используют помощь педагога.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в стимуляции и организующей помощи педагога вследствие утомляемости, недостатка внимания, неуверенности в себе. Задания им следует предлагать дозированно и оказывать необходимую помощь.

Умственно отсталые дети и после объяснений и показа испытывают трудности при выполнении аналогичного задания, воспринимая его как новое. Они, как правило, с трудом осмысливают задание, не находят рациональных приемов работы. Интерес к выполнению заданий у них выражен слабо, организующая и направляющая помощь педагога малоэффективна. Характерна бессистемная, нецеленаправленная деятельность, низкая саморегуляция, слабость произвольного внимания.

Необходимо иметь в виду, что если дети учатся в школе, то перед началом обследования педагог должен обсудить их успеваемость со всеми учителями, внимательно изучить тетради, чтобы судить о динамике формирования того или иного навыка, характере ошибок, трудностях, которые ребенок испытывает в процессе усвоения программы. Важное диагностическое значение имеет анализ рисунков, которые позволяют судить не только о технических возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, круге представлений, интересов.

Применительно к детям дошкольного возраста речь идет о наличии элементарных представлений о числе, окружающем мире, сформированности произвольной деятельности. При обследовании школьников проверяется знание ими программного материала текущего и предшествующих лет обучения.

При исследовании процесса чтения необходимо установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза. Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношения. Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений. Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.

Как правило, наибольшие трудности в понимании текста и овладении навыком чтения наблюдаются у детей с выраженной умственной отсталостью. Даже к 7 —8 годам они не могут запомнить буквы, объяснить знакомые слова и затрудняются при соотнесении их с картинкой. Дети с легкой умственной отсталостью к 7 — 8 годам могут усвоить алфавит при специальном обучении, но для них очень сложно научиться сливать буквы в слоги, их чтение долгое время остается побуквенным. Эти дети недостаточно понимают прочитанное, не могут пересказать текст в необходимой последовательности. Им недоступно понимание скрытых причинных зависимостей.

Дети с задержкой психического развития на первом году обучения могут не овладеть положенным по программе навыком чтения. Они медленно, по слогам читают, не соблюдают пунктуационную интонацию, характерны перестановки, замены, пропуски букв и слогов. Бедность словаря, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими отдельных слов и выражений, установление причинно-следственных связей, но у этих детей присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного, поэтому часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы понять, о чем написано. Это отличает их от умственно отсталых детей, для которых свойственно механическое чтение.

Значительные затруднения при овладении навыком чтения испытывают дети с недостатками слуха и дети с общим недоразвитием речи. У них отмечается побуквенное, угадывающее чтение, замена слов и букв другими и недостаточное понимание прочитанного.

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов, часто «теряют» строку и переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно сказывается на овладении навыком чтения и понимании прочитанного. В тех случаях, когда текст детям прочитывается, они понимают и пересказывают его содержание.

У детей с церебральными параличами специфические трудности овладения навыками чтения связаны с пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются в целостном восприятии слова, путают графически сходные буквы. Вследствие нарушения мышц-глазодвигателей дети не могут следить за строкой, часто ее «теряют», испытывают трудности переключения с одного слога на другой. Эти дети с трудом понимают сложные логико-грамматические конструкции, выраженные наречиями и предлогами, обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т.д.).

Дети с нормальным умственным развитием, как правило, овладевают чтением еще до обучения в школе. Они без труда понимают соответствующие их возрасту тексты.

В процессе исследования навыка письма педагог определяет уровень овладения техникой письма, грамматикой и правописанием. Детям дошкольного возраста следует предложить задания для выяснения их готовности к письму и способности ориентироваться в тетради: выделить строку и провести карандашом по ее длине, на листе бумаги в клетку обвести одну клетку, написать печатные буквы по опорным точкам и без них, повторить предложение из 2 — 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать их количество и порядок, выделить первый и последующие звуки в слове. Если ребенок знает буквы, целесообразно предложить ему сложить из разрезной азбуки знакомые слова. Технику письма обучающихся в школе детей можно проанализировать по рабочим тетрадям и по результатам списывания текста во время обследования.

Для проверки уровня овладения категориями грамматики и правописания детям предлагают задания в зависимости от возраста и года обучения.

Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями к 7 —8 годам не могут научиться писать. Дети не понимают цели заданий; отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений, имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т.д.).

Дети с легкой умственной отсталостью также испытывают значительные трудности в овладении письмом. Не получившие специального обучения умственно отсталые дети не могут самостоятельно выделить в тетради клетку, не соблюдают строку, не дописывают элементы букв, иногда пишут буквы зеркально. Они предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам, испытывают трудности в звуковом анализе слова, не всегда различают начало и конец предложения. Умственно отсталым детям трудно понять правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Дети с задержкой психического развития при обследовании в I классе часто бывают не готовы к овладению письмом. Им доступны лишь элементарные формы звукового анализа; особые трудности представляет для них последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении. При письме дети пропускают буквы, а иногда и слоги, вписывают лишние буквы. В работах встречаются многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять. В то же время в письменных работах детей с задержкой психического развития гораздо меньше ошибок, чем в работах умственно отсталых учащихся, нет грубых искажений слов и нелепых написаний.

Для слабослышащих детей характерны такие нарушения письма, которые обусловлены в первую очередь недостатками слуха. В процессе письма они смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки, неправильно употребляют смягчения, пропускают части слов, на которые не падает ударение, пропускают согласные при сложных сочетаниях, нарушают структуру предложения.

Дети с недоразвитием речи имеют специфические ошибки: нарушение согласования слов, пропуски и замены букв, перестановка букв и слогов, слияние нескольких слов в одно. Фонематические затруднения бывают более стойкими, чем затруднения в произношении. К моменту поступления в школу недостатки произношения могут сгладиться, однако трудности усвоения грамоты сохраняются и приводят к неуспеваемости.

Дети с нарушениями зрения испытывают особые трудности при овладении навыками письма; им присущи несоблюдение строки, несформированность величины, а порой и измененный образ буквы, смешение сходных по начертанию букв, элементы зеркального письма и т.д.

У детей с церебральными параличами выраженные трудности в овладении техникой письма обусловлены пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются при ориентировке на листе бумаги, иногда пишут справа налево. Из-за нарушений мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий, буквы получаются разными по величине, труден процесс их слияния при написании слов. Особые трудности при овладении техникой письма испытывают дети с гиперкинезом. В некоторых случаях обучать письму их приходится только на компьютере.

Следует отметить, что нормально развивающиеся дети могут быть недостаточно грамотными и иметь плохой почерк, поэтому сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться только в комплексе с данными психологического, логопедического, медицинского исследований.

Наряду с установлением сформированности навыков чтения, письма при педагогическом обследовании определяются элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.

При проверке сформированности представлений о числе детям дошкольного возраста предлагают определить количество предметов в группе (один —много, один—два — много), сравнить два множества предметов. Кроме того, их просят пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке, назвать итоговое число и показать обозначающую количество предметов цифру. Дошкольников и учащихся I —II классов общеобразовательной школы просят считать в прямом и обратном порядке от единицы и дальше; от пяти, десяти, двадцати до единицы; от заданного числа до другого заданного числа. Учащихся I класса общеобразовательной школы просят назвать предыдущие и последующие числа; сравнить два числа; сказать, какое из них больше и на сколько.

При проверке степени овладения вычислительными навыками у дошкольников и учащихся I —II классов обращают внимание на уровень овладения счетными операциями: пересчитывают ли дети первое слагаемое или сразу к нему прибавляют; пересчитывают и отсчитывают ли на пальцах, предметах или отвлеченно; затрудняются ли в счете при переходе через разряд; решают ли примеры в столбик или в строчку; знают ли таблицу умножения и деление.

Во время исследования процесса решения задач выявляется понимание ребенком условия задачи, учитываются возможности повторить условие задачи и вопрос, составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их, после чего дать объяснение решения. Проверяется, могут ли дети составить задачу по заданным компонентам, понять структуру задачи с недостающим компонентом. Очень важным диагностическим показателем является способность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

У детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью при обследовании обнаруживается очень низкий уровень развития арифметических навыков. У них нет осознанного понимания числового ряда, владения даже простейшими счетными операциями на конкретном материале. При пересчете предметов они не могут назвать итогового числа, не удерживают в памяти инструкцию; помощь не эффективна.

Дети школьного возраста (I —II классов) с легкой умственной отсталостью могут соотнесенно пересчитать предметы в пределах трех—десяти. При случайном расположении предметов им необходима организующая помощь. Большинство детей испытывают трудности при воспроизведении числового ряда от заданного до заданного числа, особенно в обратном порядке. Они с трудом удерживают в памяти программу задания. Им трудны счетные операции с переходом через разряд. Особые проблемы возникают при решении арифметических задач. Дети не удерживают в памяти условие задачи, сами не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.

Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития доступно понимание числового ряда, порядковый счет до десяти, некоторым детям доступен и обратный счет, но счет от заданного до заданного числа затруднен. Они могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой. Счетные операции в пределах десяти дети производят с помощью счетных палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются. Дети I —II классов с задержкой психического развития могут решать простые задачи на нахождение суммы и остатка. При обучении в общеобразовательной школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, особенно при решении задач: не умеют произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не могут его объяснить. Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.

Дети с нарушением слуха и дети с общим недоразвитием речи иногда затрудняются в обратном счете, так как не сразу вспоминают название числительных и их последовательность, путают предыдущее число с последующим и наоборот. Особые трудности они испытывают при решении арифметических задач, так как недостаточно понимают их условия из-за недостатков речевого развития.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повторении условия задания, так как у них недостаточно полное представление о предмете и явлении, переданном в слове. Им необходимо больше времени на выполнение задания.

Дети с церебральными параличами испытывают специфические трудности при овладении навыками счета. Большинство из них с трудом усваивают десятичный состав числа; путают цифры, близкие по графическому образу; строят цифровой ряд справа налево.

Нормально развивающиеся дети к 7 годам в подавляющем большинстве случаев владеют устным счетом в пределах 100, и могут решать простые арифметические задачи. Школьники обнаруживают знание основных разделов программы по математике и проявляют сообразительность при решении задач.

Необходимо отметить, что при анализе материалов педагогического обследования большое значение имеют сведения об условиях развития ребенка и о роли семьи в этом процессе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *