Щелкунчик и мышиный король чему учит
Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»
Читательский дневник по сказке «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Гофмана
Автор: Гофман Эрнст
Название произведения: «Щелкунчик»
Главные герои: Щелкунчик, Мари Штальбаум, Франц, Дроссельмайер.
Второстепенные герои: мышиный король, Мышильда, Пирлипат.
Характеристика главных героев:
Щелкунчик — Племянник Дроссельмайера.
Молодой, красивый, заколдованный юноша. Честный, смелый, добрый.
Мари Штальбаум — Девочка 7 лет. Добрая и отзывчивая.
Всегда готова прийти на помощь друзьям.
Франц — Её брат. Любит играть с солдатиками.
Дроссельмайер — Советник. Таинственный, загадочный, мрачный.
Учёный и изобретатель.
Характеристика второстепенных героев:
Мышиный король — жестокий и коварный.
Мышильда — королева мышей. Злая и наглая.
Пирлипат — неблагодарная принцесса. Равнодушная эгоистка.
Краткое содержание сказки «Щелкунчик»
На Рождество дети получили много подарков, но Мари больше всего полюбился Щелкунчик.
За обедом деревянный человек сломался и его поставили в шкаф.
А ночью на игрушки напали мыши, и Щелкунчик возглавил кукол.
Мари пыталась помочь и сильно разрезала руку, из-за чего долго болела.
Дроссельмайер рассказ сказку о принцессе, которую мог спасти лишь орех кракатук.
И о своём племяннике, спасшего принцессу, но превратившегося в Щелкунчика.
А потом в гости к Мари пришёл настоящий племянник Дроссельмайера, и девочка становится его невестой.
План сказки:
Основная мысль сказки «Щелкунчик»
Главная мысль сказки в том, что настоящие чудеса творит лишь доброе сердце.
Основная идея сказки в том, что нужно уметь быть благодарным тем, кто тебе помог в трудную минуту.
Чему учит сказка
Сказка учит смелости, решительности, доброте.
Учит не бросать друзей в беде, учит взаимовыручке.
Сказка учит поступать по совести, не боятся трудностей, и не ждать благодарности.
Учит верить в сказки и в чудеса.
Учит искренности и отзывчивости.
Краткий отзыв по произведению «Щелкунчик» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди бывают иногда страшно неблагодарными.
Юный Щелкунчик пострадал, помогая принцессе, и при этом превратился в страшного уродца.
А принцесса, которая обещала выйти за героя замуж, увидев его, велела гнать Щелкунчика со двора.
А вот маленькая Мари повела себя совсем иначе.
Её не была важна красота Щелкунчика, она полюбила его за храбрость и честность.
И сумела расколдовать, сама став принцессой.
Это очень интересная, хотя и сильно затянутая сказка.
Но так было принято писать в прошлом.
Автору удалось придумать увлекательную историю о верности и предательстве, благородстве и низости, мужестве и трусости.
И этим он покорил сердца миллионов читателей.
Мне больше всего нравится Мари, добрая и милая девочка, которая пришла на помощь другу несмотря на то, что ей самой было очень страшно.
Я думаю, она заслужила своё счастье и всё с молодым племянником у неё будет хорошо.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нет ничего более отталкивающего в человеке, чем его равнодушие и эгоизм.
Особенно по отношению к тем, кто ему чем-то помогал.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
В этот миг два вражеских стрелка вцепились в его деревянный плащ, и мышиный король подскочил к Щелкунчику, испуская победный писк из всех своих семи глоток.
Мари больше не владела собой.
— О мой бедный Щелкунчик!— воскликнула она, рыдая, и, не отдавая себе отчёта в том, что делает, сняла с левой ноги туфельку и изо всей силы швырнула ею в самую гущу мышей, прямо в их короля.
Ещё читательские дневники по произведениям Эрнста Гофмана:
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
Библиотека произведений автора пополняется.
Анализ сказки Щелкунчик и Мышиный король Гофмана
Сказка знаменитого немецкого писателя Гофмана окутана не только тайной, но и волшебством. Там сокрыто множество смыслов, вечная тема добра и зла, нравственности.
Весь сюжет крутиться вокруг двух сказочно- волшебных царств: Кукольного и Мышиного. Автор, так же придаёт большое значение описанию сказки. Дома, ёлка, преддверие светлого праздника Рождества, персонажи их поступки, мысли и действия.
Главной героиней становиться семилетняя девочка по имени Мари. Для неё, как раз и рассказывают это сказку. И всё происходящее выдают за действительность. И эта действительность- два совершенно различных мира: реальный, где рассказывают и фантастический, то есть всё, что придумывает маленькая Мари.
Это история, прежде всего, про дружбу уродливого Щелкунчика и Мари. Он понравился ей с первой секунды знакомства. Мари была не как все. Она за неказистой внешностью разглядела чуткую и добрую натуру и в дальнейшем девочка помогала своему новому другу. Она делала это из добрых побуждений. Это хорошо видно в моменте, когда юная Мари отдаёт все свои лакомства грозному и злому мышиному королю взамен, что тот не тронет Щелкунчика. Люди в современном мире стали забывать, что такое настоящее добро, верность, дружба и любовь. Но Мари и Щелкунчик показали всем, а точнее напомнили, что эти качества существуют в мире и существовали всегда, главное самому человеку не забывать, что творя зло никто не будет счастлив.
И как всегда конец сказки ознаменовывается победой добра над кромешным злом. Мари, Щелкунчик и Фриц побеждают мышиного короля. И Мари не только становиться подругой Щелкунчика, но и встречает всю первую, искреннею любовь. Таким образом, Теодор Гофман говорит читателю, что за добрые и безвозмездные поступки, действия, помощь обязательно сделают человека счастливым. Добро победит зло в любой форме, но в тоже время многое зависит и от человека. Какую строну он выберет?
Анализ 2
Автор сказки Амадей Гофман был юристом по образованию, жил в Германии на рубеже 18-19 веков. Из-под его пера вышло немало литературных произведений, в том числе и сказок.
Сказочный мир Гофмана по-настоящему удивителен, сюжеты замысловаты, положительных героев всегда отличает благородство, доброе сердце, хорошее воспитание. В своем произведении автор искусно переплетает реальность и сновидения, вымысел и быль. Эта сказка, подобно большому роману или повести, делится на главы.
В канун Рождества дети Мари и Франс ожидают подарков от своих родителей и крестного Дроссельмейера. Из всего разнообразия игрушек внимание девочки привлекает необычная вещь – Щелкунчик для раскалывания орехов. В первую же ночь прямо в детской происходит сражение кукольной армии во главе со Щелкунчиком против армии семиглавого мышиного короля. Девочка становится очевидцем происходящего. Множество солдатиков и кукол были сломлены коварными мышами. Ночью родители обнаруживают дочь в крови. Мари рассказывает маме и папе о сражении кукол и мышей, но те отказываются в это верить.
Действительно, можно ли поверить словам девочки, которая говорит о войне Щелкунчика и Мышиного короля? По ходу сказки история обрастает все новыми подробностями. Крестный рассказывает удивительную сказку, из которой мы узнаем, почему именно против Щелкунчика ополчилось мышиное войско и каким образом можно его победить. Так, читатель, следуя авторскому замыслу, попадает из одной сказки в другую. Он узнает о принцессе Пирлипат и орехе Кракатук, а, главное, что Щелкунчик – это заколдованный племянник Дроссельмейера.
В этой сказке Мари и Щелкунчик – это, безусловно, положительные главные герои. Они испытывают явную симпатию друг к другу. Еще в первом сражении кукольной армии с войском мышиного короля брошенная туфелька девочки спасает жизнь Щелкунчику, позднее мы узнаем, что ради него она не пожалела драже и сахарных человечков. По отношению к мадмуазель Штильбаум наш герой ведет себя благородно.
Однако личность крестного Дроссельмейера скорее можно назвать загадочной. В семье крестников его считали странноватым. Мастер на все руки и чудодей, он оказывается еще и героем сказки о принцессе Пирлипат и, одновременно, дядей заколдованного Щелкунчика.
В финале, конечно, добро побеждает зло, Мари и расколдованный племянник Дроссельмейера счастливы. Но кто из читателей может с уверенностью сказать, где тут граница между сном и явью, фантазией и реальностью?
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Щелкунчик и Мышиный король Гофмана
Популярные сегодня темы
Современный мир настолько сильно изменился, что многие даже и не знают о том, что такое благородство, и какой поступок можно назвать благородным?
Повесть Лескова «Очарованный странник» имеет очень оригинальное название. Известно, что изначально Лесков хотел дать название «Черноземный Телемак». Видимо, второе название, по мнению автора
Проблема бездомных животных очень актуальна в современном мире. Очень часто мы видим сюжеты с бездомными животными в фильмах и книгах. К сожалению, это стало привычным делом.
Имя существительное главная часть нашего Русского языка. Без нее мы не сможем общаться и называть вещи своими именами.
Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лисьей хитрости. Однажды старик отправляется на рыбную ловлю, которая оказывается удачной
«Щелкунчик»: краткое содержание, главные герои. Сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Создание рассказа
Эрнст Теодор Амадей Гофман (24 января 1776 года — 25 июня 1822 года) — прусский писатель, композитор и художник. Он получил юридическое образование и работал юристом в польских провинциях до тех пор, пока бюрократия не была распущена после захвата Пруссии Наполеоном в 1806 году. Затем Гофман обратился к своему главному интересу, музыке, и занимал несколько должностей в качестве дирижёра, критика и музыкального руководителя. Он также занимался сочинением произведений, среди которых:
А также Гофман написал истории для фортепьянных пьес «Фантазии в манере Калло», что укрепило его репутацию писателя.
В своих рассказах Гофман умело сочетал дикие полёты воображения с яркими и убедительными исследованиями характера человека и психологии. Странная и таинственная атмосфера его историй смешивается с точным и реалистичным стилем повествования. Борьба внутри Гофмана между миром творчества и повседневной жизнью бюрократа очевидна во многих его произведениях, персонажи которых одержимы искусством.
Немецкий оригинал «Щелкунчика» был впервые опубликован в 1816 году в томе, озаглавленном как «Детские рассказы», в который вошли сказки Карл-Вильгельм Саличе-Контесса, Фридриха де ля Мотт Фуке и самого Гофмана. Позже эта история была переиздана в первом томе собственной коллекции писателя «Серапионовы братья», где обсуждается её пригодность для детей. Этот вопрос часто поднимается, но название сборника 1816 года ясно указывает на намерение автора.
Краткое содержание
История начинается в канун Рождества, в доме Штальбаумов. Семилетняя Мари и её брат Фриц, который ненамного старше своей сестры, сидят в гостиной, размышляя о том, какой подарок подарит им крёстный отец — Дроссельмейер, часовой мастер и изобретатель. Наконец наступает время подарков. Дети получают много игрушек, в том числе и от Дроссельмейера, дарящего им часовой замок, в котором движутся механические люди.
Однако, поскольку обитатели замка делают одно и то же без изменений, дети быстро устают от этого зрелища. В этот момент Мари замечает ещё одну игрушку — фигурку человека, с помощью которого можно колоть орехи, и спрашивает кому он принадлежит. Отец ответил, что Щелкунчиком могут пользоваться все, но, поскольку игрушка так понравилась девочке, то она будет его особым смотрителем.
Мари, Фриц, и их сестра Луиза, передают игрушку между собой, коля орехи, пока мальчик не попытался сломать слишком большой и жёсткий плод, повредив челюсть Щелкунчика. Расстроенная Мари забирает фигурку и перевязывает её лентой из своего платья.
Когда приходит время ложиться спать, дети кладут свои рождественские подарки в специальный шкаф, где они хранят свои игрушки. Фриц и Луиза укладываются в постель, но Мари решает поиграть с Щелкунчиком ещё немного. Она укладывает человечка в постель и говорит ему, что Дроссельмейер исправит его челюсть. При этом лицо фигурки как будто бы на мгновение оживает, и Мари пугается, но затем решает, что это разыгралось её воображение.
Ночью девочка видит, как из-под досок на полу выползают несколько мышей во главе со странным существом — семиглавым Мышиным Королём. Куклы в игрушечном шкафу оживают и начинают двигаться, Щелкунчик берёт на себя командование и ведёт их в бой с мышами. Поначалу кукольная армия выигрывает битву, но, в итоге, противник одерживает верх. Мари, увидев Щелкунчика, который вот-вот попадёт в плен, снимает туфлю и бросает её в Мышиного Короля. Затем она теряет сознание и падает на шкаф, порезав руку о стеклянную дверь.
На следующее утро Мари просыпается в своей постели с перевязанной рукой и пытается рассказать родителям о ночном происшествии, но они ей не верят, думая, что это был просто лихорадочный сон, вызванный травмой. Несколько дней спустя Дроссельмейер приносит отремонтированного Щелкунчина и рассказывает Мари историю принцессы Пирлипат и Мышильды, также известной как Королева Мышей, которая объясняет появление Щелкунчика.
Мышильда и её дети съели всё сало, из которого должны были сделать сосиски для ужина короля. Разъярённый король приказывает придворному изобретателю, человеку по имени Дроссельмейер, создать мышеловки и расставить их по всему замку. После смерти своих детей Королева Мышей проклинает принцессу Пирлипат, волшебным образом превращая её в уродливое существо с огромной головой.
Король обвинил в этом Дроссельмейера и дал ему четыре недели, чтобы найти лекарство. Изобретатель решил обратиться к своему другу, придворному астрологу. Вместе они выясняют, что есть только один способ вылечить принцессу: она должна съесть орех Кракатук, расколотый и данный ей человеком, который никогда не брился и не носил ботинки. Передать плод он должен с закрытыми глазами, а после сделать семь шагов назад не споткнувшись.
Король отправил Дроссельмейера и астролога на поиски человека и ореха. Мужчины безрезультатно путешествовали много лет, пока, наконец, не вернулись домой в Нюрнберг и не нашли Кракатук во владении двоюродного брата Дроссельмейера, проживающего со своим сыном. Король заявил, что тот, кто вылечит принцессу, может жениться на ней. Многие пытались расколоть орех, но в итоге только ломали зубы.
Удалось это только племяннику Дроссельмейера. Он легко сломал Кракатук и протянул его Пирлипат, которая проглотила орех и сразу же обрела прежнюю красоту. Однако на седьмом шаге юноша наступил на хвост Мышиной Королевы и проклятие пало на него. Принцесса, видя, каким уродливым он стал, отказалась выходить замуж за молодого человека и изгнала его из замка.
Следующей ночью Мари слышит, как Мышиный Король, сын Мышильды, шепчет ей посреди ночи, угрожая разорвать Щелкунчика на куски, если девочка не отдаст ему свои сладости и куклы. Мари делает то, что говорит грызун, но вскоре он требует большего, и, наконец, щелкунчик говорит девочке, что если она просто достанет ему меч, он убьёт Мышиного Короля.
Мари даёт ему клинок одного из игрушечных солдат Фрица. На следующую ночь Щелкунчик входит в комнату Мари с семью коронами Мышиного Короля и уносит её с собой в королевство кукол, где она видит много чудесных вещей. Однако после того, как она засыпает во дворце, Мари просыпается дома в своей постели. Хотя девочка и может показать своим родителям трофейные семь корон, они по-прежнему не верят ей, и запрещают об этом говорить.
Некоторое время спустя Мари стоит на стуле, смотрит на Щелкунчика в игрушечном шкафу и вспоминает замечательные вещи, которые с ней произошли. Она говорит фигурке, что никогда не вела бы себя так, как Пирлипат, и что будет любить его независимо от того, как он выглядит.
Приходит мать девочки и говорит о том, что из Нюрнберга прибыл Дроссельмейер со своим племянником. Тот отводит девочку в сторону и говорит, что слова её любви сняли с него проклятие и снова сделали человеком. Мари и молодой человек позже возвращаются в королевство кукол и, в конце концов, женятся.
«Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана: кратко о сюжете и концепции
автор: Ekaterina 24.04.2017 1 Комментарий
Все слишком банально: маленькие дети рождественской ночью попадают в сказку, игрушки оживают благодаря буйной фантазии ребенка, добрые герои побеждают злых, под личиной уродца скрывается благородный рыцарь. Таких книжек сотни! Гофман нисколько не оригинален, потому что пошел проторенным путем…
Но почему же его «Щелкунчик» так пленителен? Отчего, переворачивая последнюю страницу, хочется тотчас вернуться к первой главе и снова погрузиться в таинство? Потому что Гофман вовсе не фантазировал – он время от времени просто бродил по другим мирам, а потом делился с теми, кому это не дано, живыми впечатлениями.
Реальное и выдуманное
Сюжетная основа в полной мере отображает особенности гофмановского романтизма: хорошее и плохое, красивое и уродливое, честное и лживое очень тесно переплетены в обыденной жизни. Их и не различишь, если не посмотришь на реальность в волшебное увеличительное стекло. Ведь подлецы и добропорядочные люди носят одинаковые сюртуки, живут в похожих домах, ходят на службу по одним и тем же улицам. Те и другие едят на завтрак булочки, а на ужин – сосиски с капустой. Лишь сказочники и дети могут заглянуть за кулисы театра, в котором играют свои роли непридуманные, живые персонажи.Эта концепция мировосприятия Гофмана аллегорически воплотилась в «Щелкунчике».
Синопсис
Сначала перед читателем появляются декорации и главный герой – игрушечный замок и странная, неэстетичная кукла, предназначенная для колки орехов. Это подарки, полученные Фрицем и Мари от давнего друга семьи – своего крестного Дроссельмейера. Ко всем дарам искусного мастера брат и сестра проявляют неподдельный интерес, как будто чувствуя их скрытое предназначение.
Неслучайно девочку что-то побуждает среди ночи направиться к полке с новыми игрушками. Мари Штальбаум вовремя оказывается в эпицентре удивительных событий – битвы мышиной армии с войском миролюбивых кукол. Ей предстоит быть не только свидетелем, но и персонажем волшебного действа: она становится жертвой чар вероломной Мышильды. Превращение почти в двойника Щелкунчика помогает Мари ощутить трагедию заколдованного юноши – племянника Дроссельмейера.
Овладение кракатуком, исцеление фрейлейн Штальбаум с помощью этого могущественного ореха, истребление семиглавого чудища знаменуют поворот сюжета в сторону счастливой кульминации. Щелкунчику и его владелице теперь предстоит недолгое, но яркое путешествие в Страну Сладостей, за которым следует изменение облика зубастого человечка, а затем, как и во многих подобных историях, – свадьба юной госпожи и молодого красавца, вернувшего себе благообразный вид.
Особенности понимания замысла
Поведанная Гофманом история увлекательна и динамична. Хотя стиль писателя трудно назвать легким (особенно с точки зрения современной аудитории), маленькие читатели без труда постигают основной смысл чудесного повествования. Однако есть в сказке и двойное дно, о котором говорилось чуть выше.
Увидеть, что скрывают символы, понять глубинные мысли, воплощенные в них, – задача взрослых. «Щелкунчик» относится к тем удивительным книгам, которые не ориентированы на определенную возрастную категорию. Каждому, кто соприкасается с этой сказкой, дается возможность воспринимать ее по собственному усмотрению – душой или рассудком либо сердцем и сознанием одновременно.
Эта сказочная повесть не содержит ни одной смешной или забавной сцены. Юмористических эпизодов вообще очень мало в произведениях Гофмана. При этом они светлы и оптимистичны – как все сказки с хорошим концом.
Рецензия предоставлена Федором Корнейчуком.
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
Анализ персонажей
Главная героиня сказки — добрая и смелая девочка Мари, семилетняя дочь медицинского советника Штальбаума и его жены. У Мари есть младший брат Фриц и старшая сестра Луиза. Последняя играет незначительную роль в этой истории, но Фриц предоставляет «мальчишескую» точку зрения на рассказанные события. В некотором смысле он более приземлённый, что контрастирует с полным погружением Мари в свои мысли.
Родители девочки представляют собой «царство разума». Мать отвергает рассказ Мари о битве между солдатами Щелкунчика и мышами и ругает её за то, что она беспокоит родителей. Отец обвиняет девочку во лжи и говорит ей прекратить свои фантазии, иначе он выбросит из окна все её игрушки. Союзником медицинского советника и его жены является хирург Вендельштерн, который разбирается с последствиями ночной травмы Мари.
Самая важная роль взрослого в рассказе, ключевая фигура всей работы — это крёстный отец детей. Он выступает своего рода режиссёром событий, которые происходят в мире фантазий. Мари проецирует на таинственного и немного зловещего Дроссельмейера все свои тревоги и стремления.
Персонаж Щелкунчика, как и Дроссельмейер, окутан тайной. Он — последний из рождественских игрушек, которые обнаруживают дети, и нигде не указано, кто именно был автором подарка. Его обнаружила Мари, и после того, как она внимательно посмотрела на него, девочка спросила не откуда он взялся, а кому принадлежит.
Мари сравнивает его с крёстным из-за их странно выглядящих пальто и приходит к выводу, что даже если бы Дроссельмейер вёл себя так же изящно, как этот маленький человечек, он все равно не был таким красивым. Описание Щелкунчика включает в себя огромную голову, широкий улыбающийся рот, бороду и добрые глаза.
Основное внимание сказки сосредоточено на военных действиях между игрушками и мышами, в которых лидерами являются Щелкунчик и Мышиный Король. Хотя Мари заявляет, что не испытывает отвращения к мышам, её первоначальная реакция на них быстро превращается в чувство страха.
Антагонист, вырывающийся из-под досок, сложно движим некой подземной силой. Своими семью головами и сверкающими коронами он напоминает о драконе, которого в итоге одолевает рыцарь, чтобы спасти принцессу.
Самое известное и распространённое произведение Гофмана было не очень хорошо воспринято современниками. Сам автор посчитал это провалом и значительно переработал сюжет для другого истории. Результатом явился коротенький рассказ «Неизвестное дитя» — ещё одна рождественская сказка о детях, которые дружат с изгнанным сверхъестественным существом, преследуемым своим врагом (мухой).
С темой о физическом уродстве замаскированного принца и женщины, которая способна полюбить его безоговорочно, «Щелкунчик» основывается на наследии европейской народной классики:
Суть этих историй, как правило, заключается в том, что общество может быть предвзятым по отношению к хорошим людям по очень поверхностным причинам, но мудрые и проницательные сердца предпочтут защищать, ценить и любить этих изгоев, несмотря на их внешность.
Для Гофмана, который считал свой внешний вид смехотворным, эта детская способность смотреть за пределы общественных норм и ценить человека за его характер, была очень важна, и в своих рассказах он часто наделял ею молодых девушек.
Хотя в сказке, несомненно, есть элементы, которые направлены на взрослых, история наполнена игривостью и явно предназначена для детей, что можно понять из аннотации книги.
Краткая характеристика персонажей
Главные герои:
Другие персонажи:
Влияние и адаптации
Несмотря на то что критиков сперва оттолкнула некоторая мрачность и психологизм оригинальной сказки, со временем это произведение стало очень популярно. Начало этому положил Александр Дюма, который в 1844 адаптировал историю, изменив некоторые особенности и придав ей более светлые тона. В версии французского писателя (которая, впрочем, была написана на английском языке) действующей героиней стала девочка Клара, чьи родители относились к ней куда более благосклонно, чем к Мари.
Некоторые другие детали также были изменены:
Английская версия сказки также была сразу проиллюстрирована французским художником Бертальем, который снабдил книгу яркими картинками.
Именно этот вариант лёг в основу русского балета 1892 года, музыку к которому написал Пётр Ильич Чайковский. При анализе сказки «Щелкунчик и Мышиный Король» многие критики считают, что в постановке сильно пострадала характеристика Щелкунчика — был вырезан сюжет о проклятии Мышильды. Тем не менее многие, хотя и не все, последующие адаптации этой истории были основаны скорее на балете, чем на оригинальном романе Гофмана. Среди них множество экранизаций, в том числе анимационные и короткометражные фильмы, повести и пьесы.