Сатира должна исправлять нравы учить исправляет ли нравы комедия чему она учит
Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.
Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.
В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог. избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.
Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».
Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.
Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.
Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.
На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «. чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).
Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.
Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.
Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.
Традиции и новаторство комедии Фонвизина
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Литература 8 класс
Традиции и новаторство комедии Фонвизина.
Цели: обсудить проблему традиции и новаторства в пьесе.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать проблематику комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Также мы рассмотрим традиции и новаторство в этой комедии.
II Просмотр видеоматериалов «Экзамен Митрофана». 2 часть 36:00-44:00
1. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?
2. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая, «образованность»своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?
3. Что можно сказать о знаниях Митрофана?
4. Нужна ли дворянину наука? Как отвечают на вопрос Простакова и Скотинин? Что задумала Простакова, узнав о предстоящем отъезде Софьи и Стародума?
III Традиции классицизма в комедии. Особенности пьес XVIII века (индивидуальное сообщение)
Соблюдены ли в комедии Фонвизина эти три единства? События происходят в течение одних суток и в одном месте (в захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой).
Порок и добродетель должны быть представлены наглядно, и добродетель должна, конечно, восторжествовать.
Главные герои комедии резко делятся на два лагеря. В одном — представители порока, “злонравия” — Простакова, Скотинин, Митрофан. В другом лагере носители добродетели — Стародум, Милон, Правдин, Софья.
Побеждает ли добродетель? Добродетель действительно побеждает.
Определите, каковы основные качества героев, носителями каких пороков или добродетелей они являются.
Простакова “злонравна”, Простаков забит, Скотинин скотоподобен, Митрофан невежествен, Стародум прям, Правдин честен, Софья благородна.
В пьесах того времени всегда есть герой, напрямую выражающий идеи автора, его самые заветные и дорогие мысли.
В «Недоросле» это Стародум. Его главная задача — высказать то, что хочет внушить зрителям автор.
2. Новаторство Фонвизина-драматурга
Герои комедии оказались намного сложнее, чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока.
Дурны или хороши Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Еремеевна? Однозначно не ответишь.
Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит.
Докажите, что Простакова не только злонравна, найдите её положительные качества.
Определите качества характера Митрофана, выходящие за рамки определения невежды и “маменькиного сынка”.
Новаторство Фонвизина — в умении так строить речь своих героев, что читатель представляет характеры действующих лиц.
C оставление речевых характеристик (реализация домашнего задания)
Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива. От робкой, подобострастной до властной и грубой. Подтвердите примерами.
Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит, как о животных. Подтвердите примерами.
Речь Стародума — это речь образованного, культурного человека. Она афористична, возвышенна.
В чём своеобразие речи Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина?
В чём своеобразие речи Кутейкина?
Речь недоучившегося семинариста. Построена на церковнославянской лексике и фразеологии, насыщена формами церковнославянского языка: тьма кромешная, притча во языцех; горе мне, грешному; здешняя епархия, взалкал, зван бых и придох; богу изволившу, кабы не умудрил и меня владыко и так далее.
В чём своеобразие речи Цыфиркина?
Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. Приведите примеры, доказывающие это.
В чём своеобразие речи Вральмана?
Составьте краткую характеристику речи. Приведите примеры.
IV Просветительские идеи автора
Драматург считает, что нужен такой закон, чтобы добродетель была выгодной, чтобы все поняли, что “без благонравия никто не может выйти в люди. Тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится”.
Таким образом, получается, что в злонравии своём помещики не виноваты, виноваты чиновники и государь, которые не устанавливают хорошего закона.
По-настоящему государственный человек в комедии — Стародум (мыслит категориями эпохи Петра I). К сожалению, в современную автору эпоху не нужны ни честность, ни храбрость, ни забота о пользе государства.
Начиная с комедии «Недоросль» русская литература вступила в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость и за человека.
Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня?
Домашнее задание: Выписать 5-10 афоризмов Стародума
Сатира в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — особенности и средства изображения
Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями, клишированными героями, олицетворяющими человеческие пороки и глупость.
Сатирическими являются не только герои Фонвизина, но и сам сюжет, который представляет собой борьбу невежественных и жадных людей за богатую невесту. Ни Скотинин, ни Митрофан не влюблены в Софью, но их жажда наживы гораздо выше человеческих чувств и страстей. Они готовы далеко пойти ради денег невесты. Пытаясь понравиться Софьи, они невольно обнажают свое невежество и глупость, особенно Митрофан, который полностью избегает учение и в свои 16 лет является бесполезным, глупым человеком, лишенным собственной воли.
Митрофан – самый сатирический и карикатурный персонаж во всем произведении. Он привык прятаться за спиной своей матери и подчиняться ей. Его ничего не интересует, у него нет никаких представлений о жизни, он не знает и не думает о том, чем будет заниматься в дальнейшем. Его дни беззаботны, и он хочет прожить всю жизнь ничего не делая и ни о чем не думая.
Карикатурным персонажем получился не только Митрофан, хотя ему отводится центральное место в произведении. Не менее отталкивающим и неприятным получился образ Скотинина и Простаковой. Фамилии персонажей олицетворяют своих персонажей. Простакова – это указание на невежество и глупость персонажей, неспособность их широко мыслить и глубоко чувствовать. При том сама Простакова считает себя умным и воспитанным человеком, представителем старого уклада жизни. Она грубая женщина, решающая вопросы варварскими способами – наказанием невиноватых и побоями. Простакову не волнует, может ли человек выполнить её указание, если она так сказала, что всё должно быть сделано. Скотинин – это грубость и скотское поведение. Даже его интересы связаны с домашним скотом.
Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей жадность, глупость, невежество и грубость. Его отрицательные герои вызывают неприязнь своими суждениями и поступками. Они противопоставляются положительным героям – Правдину, Стародуму, которые вели честный образ жизни, ценили правду и мораль. Тот же Стародум не был способен зарабатывать деньги нечестным трудом, в то время как Скотинин и Митрофан готовы были жениться только ради наживы.
«Недоросль» показывает типичные портеры того времени, высмеивая их в надежде, что умные люди будут избегать ошибок глупцов. Это произведение как бы мотивирует делать все, чтобы не стать такими, как отрицательные герои Фонвизина.
Сатира в образах других героев
В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.
Философская направленность произведения
Основным приёмом создания сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль» и главных действующих лиц пьесы послужил прием «зоологизации». В пьесе ярко выражена мысль о «животной» низменности социума, где Митрофанушка, как главный объект сатиры Фонвизина и яркий пример бездушного эгоиста, выступает в роли центрального персонажа.
Глубокий смысл комедийного произведения заключается в сатирическом высмеивании грубости, желающей выглядеть любезностью, и жадности, прикрывающейся великодушием. В своей пьесе драматург пытается донести до зрителя, что не только для крестьян крепостное право является губительным, но и для помещиков, которые становятся тиранами и самодурами. Применение насилия становится обыденным методом обращения со слугами.
Изображая дворянское злонравие, сатирик обращает внимание зрителя на его причины. Главным объяснением людских пороков становится дремучее невежество, представленное в пьесе различными проявлениями. Денис Иванович Фонвизин нередко отсылается к актуальной на тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование.
Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции. Тем не менее, они начинают понимать, что без обучения грамоте попасть в высшее общество не представляется возможным. Однако, в результате того, что Простакова старательно ограждала сына от учёбы, из него вырос невежда, не желающий ничему учиться.
Среди прочих действующих лиц следует выделить молодого офицера Милона, отличающегося честностью и благородством — полного антипода Митрофана. Стародум выступает в роли мудрого наставника. Нельзя не упомянуть учителей — Кутейкина, даже не закончившего семинарию, Вральмана, бывшего кучера, и Цыфиркина, весьма честного, добросовестного персонажа.
Сатира в сюжете
Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.
Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.
Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».
Краткая характеристика героев
Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.
Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Рассуждение
Автор, используя в своем произведении сатирический прием, высмеивает зло настоящего или нелепость прошлого, порицает не только значимые пороки, но и мелочи, которые не дают человеку спокойно жить. Сущностью сатиры является обличение и смех, опираясь на них автор высмеивает человеческие недостатки, пороки. Сатирик видит в окружающих то, что в его понимании выходит за рамки принятых норм. И несмотря на то, что представление об идеале у каждого свое, существует некий, одинаковый для всех идеал правильной жизни.
Автор очень красочно и живо описывает своих персонажей и их характеры. Читатель сразу проникается неприязнью ко всем отрицательным героям, и с удовольствием может над ними посмеяться, а вот положительные личности вызывают симпатию и сочувствие. Тот же Правдин, который вел честный образ жизнь, ценил всегда правду. Стародум с его честностью, бедный, не сумевший заработать капиталов, но гордый своей кристальной честностью.
Самый карикатурный персонаж в произведении — Митрофан. Его ничего не интересует, он не знает и не думает о том, как будет жить, он туп, глуп и беззаботен, но жаден. Именно стремление к наживе заставляет его желать свадьбы с богатой невестой, при этом он совершенно равнодушен к девушке, ему никакого дела нет до чувств и желаний Софьи. Нелепая попытка произвести благоприятное впечатление на невесту оборачивается провалом, Митрофан и Скотинин во всей красе обнажают свое невежество.
Автор, как и следует выбранному жанру, не доказывает, а лишь указывает на пороки героев, не объясняет зло, а демонстрирует читателю, что за смехом скрываются жестокость, жадность, и беспросветная глупость из-за отсутствия образования.
В конце произведения Фонвизин особенно язвительно потешается над героями, каждый получает по заслугам. Все положительные герои счастливы, а отрицательные наказаны.
Люди или нравы являются объектом осмеяния в комедии Фонвизина «Недоросль»?
В фонвизинской комедии «Недоросль»
носителями пороков являются следующие персонажи: госпожа Простакова, Митрофанушка, Скотинин, Простаков, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман. Но какой объект находится в центре осмеяния Д.И. Фонвизина – люди или нравы?
Каждый отрицательный персонаж имеет индивидуальные черты, которые отличают его от других героев. Скотинин отличается своей безумной любовью к свиньям. Митрофанушка
является недорослем, который за несколько лет обучения так ничему и не научился. Вральман, работая в доме Простаковых в качестве учителя, который обучает Митрофанушку «по-французски и всем наукам», на самом деле не имеет никаких педагогических навыков, в прошлом проработав кучером.
Но, несмотря на индивидуализированные черты персонажей комедии, Д.И. Фонвизин не стремится обличить пороки конкретных лиц. Все отрицательные персонажи в совокупности олицетворяют российскую действительность второй половины XVIII века. Именно быт и нравы поместного дворянства подвергаются осмеянию в комедии.
и
Скотинин
являются ярким примером барского произвола. Они пользуются результатами деятельности слуг, но не выражают им никакой благодарности. Помещики уверены, что крепостные обязаны выполнять каждый их приказ, любую их прихоть. Они и морально, и физически издеваются над крестьянами, считая, что имеют на это полное право, пытаясь аргументировать свою позицию законом о вольности дворянства, который они трактуют совершенно неправильно.
На примере взаимоотношений госпожи Простаковой и Митрофанушки автор демонстрирует, что общество, в котором примером для подражания для молодого поколения являются безнравственные люди, не сможет измениться к лучшему.
С помощью образа Простакова выражаются важные мысли. Отец семейства ничего не говорит против самодурши Простаковой, соглашаясь с каждым ее решением и мнением. Простаков не совершает никаких беззаконных и безнравственных действий по собственной воле, однако он мирится с окружающей несправедливостью и выполняет приказы госпожи Простаковой. Молчаливость и робкое отношение к царствующей жестокости только усугубляет ситуацию, увеличивая уверенность подобных госпоже Простаковой в правоте, безнаказанности и вседозволенности.
Важное место в комедии занимает проблема образования. Д.И. Фонвизин показывает, что Митрофанушка не может стать по-настоящему образованным и умным человеком не только потому, что он сам не хочет ничего делать, но и потому, что его обучением занимаются малообразованные и невежественные люди. Драматург высмеивает существующую традицию нанимать учителей для дворянской молодежи. Госпоже Простаковой было все равно, имеют ли Кутейкин, Цыфиркин и Вральман соответствующее образование, какими нравственными качествами они обладают. Героине было важно лишь нанять учителей, чтобы не отличаться от других дворян.
Таким образом, объектом осмеяния Д.И. Фонвизина являются не конкретные люди, а нравы всего современного автору российского общества.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Композиция
Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку. Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.
В следующих двух действиях события стремительно развиваются, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.
В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.
Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои наказаны, а добродетельные награждены.
Используя в своей комедии такой художественный приём, как говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика комедии.
Сочинение: Против каких пороков направлена комедия Недоросль? (по пьесе Д.И. Фонвизина)
(426 слов) В комедии «Недоросль» высмеиваются пороки разных слоев общества, от слуг до дворян. Д. И. Фонвизин в своем произведении ярко и дерзко изображает героев, обличая их дурные характеры и поступки. Посредством своих персонажей автор хотел изобразить своих современников с их изъянами, показать все недостатки современного ему общества.
Главным источником пороков в пьесе является семья Простаковых. В их доме обыденностью является грубое и жестокое отношение к слугам. Госпожа Простакова держит в страхе всех придворных, ничуть не стыдясь своего поведения и даже искренне веря, что она имеет на это полное право. Когда Правдин упрекает ее в жестоком отношении к слугам, говоря, что «тиранствовать никто не волен», она удивляется:
«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?».
Простакова своим дворянством буквально развязывает себе руки, считая, что она вправе безжалостно карать крестьян за любую провинность.
Ее сын Митрофан является олицетворением таких пороков, как невоспитанность и невежество. Он — избалованный маменькин сынок. В доме ему с малых лет потакали в любых его капризах, из-за чего он вырос изнеженным, грубым, ленивым и глупым. К нему уже несколько лет ходят учителя, но он так ничему и не научился. Так же, как и мать, он не считается со слугами, грубя им при первой же возможности. Свою няню, которая всей душой ухаживает за ним, он называет «старой хрычовкой», а учителей – «гарнизонна крыса». Ставшая давно крылатой, фраза Митрофанушки «Не хочу учиться – хочу жениться» ярче всего характеризует героя, показывая всю его нерадивость, праздность и скудоумие – последствия подобного воспитания.
Немаловажным пороком общества считает автор жадность. Госпожа Простакова и ее брат Скотинин готовы в прямом смысле поубивать друг друга за Софью с ее крупным наследством от дяди. Скотинин очень корыстный, даже не пытается скрыть того, что он хочет жениться на девушке по расчёту: «…Нет, мне нравится не девчонка […] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…». Простакова же сначала не против женитьбы брата на Софье, но, узнав о ее деньгах, стремится женить на ней своего Митрофанушку. Оба героя по приезде Стародума, начинают стелиться перед ним, каждый рассчитывая на его благословение. Но узнав, что девушка уже обручена с другим, они все равно не сдаются, а планируют выкрасть Софью. Такое дикое поведение прямо говорит об их корыстолюбии и необъятной любви к деньгам.
В изображениях своих героев Д. И. Фонвизин показал читателям разные пороки общества, которые, к сожалению, актуальны и в наши дни. Пьесу часто называют «комедией воспитания», персонажи которой должны служить примером ужасных и безнравственных людей. Автор, демонстрируя подобных комических Простаковых и Скотининых, надеется, что читатели будут смеяться над такими людьми, а не уподобляться им.